Аккорды на фортепиано таблица и сочетание
Изучение основных терминов в музыке, умение разбираться в аккордах позволяет быстрее освоить музыкальный инструмент.
Чистый, насыщенный звук приобретается с включением в игру аккордов. Они творят гармонию песен для фортепиано, а еще помогают:
- развивать моторику пальцев;
- сосредотачиваться на чтении с партитуры;
- улучшать восприятие музыки;
- учиться импровизации, созданию собственных композиций.
Текст часто сопровождают гитарные аккорды, чтобы знать, как, когда, где зажимать струну.
Перед практическими занятиями важно познакомиться с обозначением базовых аккордов для фортепиано, их структурой, видами, чтобы строить гармоничные последовательности.
Всего существуют 24 аккорда в тональностях мажорной, минорной.
Что это такое?
Расположенные по терциям минимум три или больше звуков — это аккорды. Высота не ключевой показатель. До мажором считаются ноты «до», «ми», «соль» каждой октавы.
Даже если аккорд содержит 6 нот, три из них могут дублироваться из другой октавы.
Гамма имеет иное расположение, от C до H или B, соответственно от «до» — «си».
Для начинающих важно знать название аккордов, тональность песни, определять звуки по терциям, что позволит дальше самостоятельно подбирать мелодии.
Аккорды также объединяются в определенные группы, категории. Они даются в цифро-буквенном виде, универсальны для любых клавишных инструментов.
Играются чаще левой рукой, правая отвечает за основное звучание на фортепиано песни.
Какие же бывают?
- минорные, мажорные (за интервалом);
- увеличенные, уменьшенные;
- устойчивые, неустойчивые (место в тональности);
- диатонические, хроматические(в системе музыки).
Классификация по количеству звуков
Аккорды различают по количеству звуков, основной звуковой ряд насчитывает 7 звуков, начинается с «до», заканчивается «си».
Эти ноты относятся к первой октаве. Подобные названия они будут иметь в следующих октавах. Существуют так же звуки ниже, расположенные до начальной октавы.
«До» — своеобразная база для данной гаммы. Музыкальная теория обозначает ее как первую ступень лада.
Что называется ладом? Это подобранное звуковое расположение в октаве, выполняющее функцию особого взаимодействия между друг другом.
Любому звуку гаммы присваивается определенный ступень (номер), выражающийся римской цифрой. Октаве свойственно заканчиваться ступенью номер 1 октавы выше, иногда подписанный как VIII.
Если взять во внимание тонический звук, то созвучия аккордов — это звуки в любой гамме, находящиеся на расстоянии терции.
Чтобы сыграть аккорды на фортепиано, нужно зажимать несколько нот сразу или поочередно.
Аппликатура многое значит, важно уметь правильно держать пальцы. Учитывайте рекомендации:
- Пальцы держите расслабленно, в естественном положении, свободно.
- Работает сила руки при игре на пианино, а не пальцев.
- Руки, плечи чрезмерно не напрягайте.
- Для трезвучия используйте большой, средний, мизинец на левой кисти, те же параллельно.
- Для аккорда характерный размеренный темп.
Совершенствуйте технику игры на музыкальном инструменте, акцентируйте внимание на конкретном положении пальцев. Тогда научитесь владеть аккордами на фортепьяно быстро, правильно.
Трезвучие
За числом тонов трезвучие состоит из элементарных основных звуков, соответственно квинты, терции, примы. Прима также носит определение — тоника.
Для игры вполне достаточно 3 пальцев руки, однако дополненные трезвучия другими октавами нельзя воспроизвести так легко.
Септаккорды
Изысканное звучание состоит не лишь из трех звуков. Разукрасить, обогатить музыку помогают септаккорды — 4 звуки, находящиеся по терции. Пара крайних звуков имеет интервал — септиму.
В теории есть 7 видов, но их бывает больше. Самые распространенные называются большой мажорный, малые минорный, мажорный, большой увеличенный.
Фонизмы таких аккордов разные: от светлого, мажорного до темного, напряженного.
Большинство других требуют виртуозности, мастерства. Септаккорды используются для придачи популярным песням окраса, яркости, полнозвучности.
Нонаккорды
На этом разнообразие не кончается. При добавлении к звукам 9 ступени получается нонаккорд.
Их функциональные различия (основное — лад) образовывают расстояние интервалов между ступенями. Главные нонаккорды называются малые и большие.
Рекомендации для начинающих музыкантов:
- Играйте аккорды на белых клавишах.
- Только опираясь на настроение музыки, ее характер, подбирайте нужную последовательность.
Виды в тональности
Построение аккордов осуществляется при знании трезвучий, основная информация поможет в них разобраться. Облегчают запоминание буквенное обозначение нот, поданных ниже.
Латинским алфавитом обозначены звуки:
Для того чтобы не путаться, мажорные звуки записаны только буквами. К минорным приписывают маленькую m (Dm — ре минор).
Когда создаются трезвучия, важно учитывать интервальные промежутки.
В таблице аккордов структурирована информация, подано расшифровку нот.
Мажорные
Составляющие мажорного трезвучия подаются в паре терций.
Терция 1 рассчитана в интервале 2 тона, вторая — лишь полтора тона (малая секунда). Так правильно строить мажорный аккорд.
Для мажорного трезвучия следует взять ноту, выбрать большую терцию, от нее выстроить малую.
Так отображается формула: большая терция + маленькая терция.
Минорные
Ладовая принадлежность (минор) в отличие от мажора в 1-ой терции содержит расстояние в полтора тона, следовательно, во второй — 2.
Чтобы построить минорное трезвучие, надо сперва взять малую терцию, только потом большую.
Это создает различия между минором и мажором.
Обращение аккордов
Овладеть обращением аккордов — необходимый навык для профессиональной игры в будущем.
Обращением называется перестановка, когда нижняя нота поднимается на октаву или наоборот высокий звук ниже. Они все именуются по-разному, для понимания можно оставить трезвучие.
Колорит аккордов зависит от расположения интервала, посередине, наверху, в основе.
Список упражнений даст возможность потренироваться:
- Закрыв глаза, выстраивайте септаккорды по определенному плану.
- Делайте обращение снизу вверх, а потом наоборот. Сначала медленно, постепенно увеличивая скорость.
- Обращение септаккорда с зафиксированным положением пальцев пробуйте перемещать, играя на других нотах.
Это поможет выработать техническую память, чтобы руки на автомате находили клавиши.
Одна рука отвечает за основную мелодию, а вторая — аккомпанемент на фортепиано.
Источник
Минорные гаммы
На прошлом уроке мы познакомились с обращениями аккордов, а также с видами сопровождения, которые относятся к области музыкальной фактуры. Сейчас же наш урок будет посвящен минорным гаммам.
Минорная гамма строится по принципу: тон- полутон – два тона – полутон – два тона. Обычно начинающим музыкантам объясняют, что мажор звучит весело, а минор – грустно, и для примера приводят песенку «На морозе девочка весело запела – горлышко у девочки сразу заболело». Становясь чуть постарше и немного позанимавшись музыкой, ученики музыкальных школ понимают, что закономерность между веселым настроением в мажоре и грустным в миноре — есть, но не совсем прямолинейная. Например, в песенке «Чунга-чанга» куплет, сам по себе достаточно веселый, звучит в миноре, а припев – в мажоре.
Встречается в миноре и шутливая, танцевальная музыка, один из классических примеров – это «Шутка» И.С. Баха.
Есть уникальный пример, когда трагическое настроение выражается в мажорной музыке: это заключительная ария в опере К. Глюка «Орфей». Как известно, Орфей отправился за Эвридикой в ад, умилостивил злых фурий, которые сторожили место упокоения блаженных теней — но получил требование не оглядываться на горячо любимую жену, пока не выведет ее из ада. Эвридика подумала, что он ее больше не любит, плакала, уговаривала, и он, оглянувшись, потерял ее навсегда. В этот момент звучит ария «Потерял я Эвридику», написанная в мажоре. Правда, средние ее разделы представляют минорные восклицания и жалобные вздохи. Конец оперы благополучный: является вестник, который позволяет Орфею и Эвридике воссоединиться.
В музыке существует три вида минора: натуральный, гармонический (с повышенной VII ступенью) и мелодический (с повышенными VI и VII при движении вверх, вниз гамма поется так же, как в натуральном миноре). Это схема предназначается для пения гамм на школьных уроках сольфеджио. В музыке натуральный минор применяется редко, чаще всего в народных песнях и их обработках, стилизациях. Гармонический минор получил свое название от слова «гармония», в самом деле, в классической гармонии доминанта всегда мажорная – с повышенной VII ступенью, а субдоминанта минорная (с натуральной VI). В результате при соединении аккордов такой лад становится наиболее подходящим, но возникает неудобство при мелодическом восходящем движении от V к I, поскольку между VI и VII в гармоническом миноре образуется увеличенная секунда. Поэтому при восходящем движении повышаются две ступени, и VI, и VII, а при нисходящем – повышение ступеней не применяется, и гамма поется или играется, как натуральный минор.
Увеличенные секунды придают музыке восточный колорит, и в некоторых случаях особенность гармонического минора создавать в мелодическом движении увеличенные секунды — сознательно используется композиторами для создания ориентального характера. Особенно ярко это выражено в романсе Сергея Рахманинова «Не пой, красавица, при мне».
Параллельные тональности – это тональности, имеющие одинаковые звукоряды (одинаковое количество знаков). Тоники параллельных тональностей отстоят друг от друга на малую терцию: минор от мажора – на малую терцию вниз, мажор от минора – на малую терцию вверх. Соответственно, тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора, а тоника параллельного мажора – на III ступени минора. Знакомство с количеством знаков и параллельными тональностями начинается уже в первом классе музыкальной школы.
Практически с первых шагов обучения учащиеся получают представление и о модуляции в параллельную тональность. В самом деле, до мажор и ля минор обладают общими звукорядами, и для того, чтобы перейти в другую тональность, нужно просто остановившись на новой тонике. В начальный период обучения изучается много народных песен, в которых часто встречается модуляция в параллельную тональность. В протяжной песне «Уж ты, поле» мелодия начинается в ля бемоль мажоре, а заканчивается в фа миноре.
Для того, чтобы определить тональность в начале и в конце песни, нужно посмотреть на последнюю ноту (это тоника) и типовые мелодические обороты в начале: в примере они обрисовывают устойчивые звуки начальной тональности (ми- бемоль, до, ля-бемоль).
Постепенно осваивая тональности во все большим количеством знаков и их параллельные, учащихся запоминают всю схему, образующую «квинтовый круг» тональностей:
Для пианистов, играющих гаммы, важно правильно выучить аппликатуру. Аппликатурные схмы приведены в учебнике Николаева «Школа игры на фортепиано». В начале обучения гамму разучивают каждой рукой отдельно. При игре нужно следить, чтобы рука была мягкой и свободной, движения — плавными и естественными. Нужно стремиться освоить движение подворота и перекладывания, ловко и незаметно, без акцента подвернуть палец или сделать перекладывание кисти в нужном месте.
Аппликатурные схемы до мажора, соль мажора, ре мажора, ля мажора и ми мажора совпадают. По этой же схеме играются ряд минорных гамм: ля минор, ре минор, соль минор, до минор, ми минор. Гаммы с большим количеством знаков нужно разучивать отдельно, но их играть в каком-то смысле легче, потому что расположение белых и черных клавиш само «подсказывает» правильную аппликатуру: понятно, что большими пальцами удобнее нажимать белые клавиши.
Разучив аппликатуру каждой рукой отдельно, нужно на небольшом диапазоне (1-2 октавы) соединить игрудвумя руками, в медленном темпе, следя за подкладываниями и перекладываниями в двух руках. Когда этот процесс дойдет до автоматизма и гамма «выграется», приступайте к игре гаммы в 4 октавы, а также расходящихся. Замечу, что, благодаря симметричной аппликатуре – а именно, одновременным подворотам и перекладываниям — в тональностях с небольших количеством знаков, расходящиеся гаммы играть легче, чем гаммы в прямом движении. Прибавляя темп, старайтесь группировать ноты по четыре, это позволит избежать акцентов на «тяжелых» больших пальцах, а также сделает гамму более стремительной. Виртуозы, достигшие хорошей беглости, могут попытаться играть гамму с акцентами через 8 нот, тогда за четыре акцента вы достигнете вершины гаммы, а остальные клавиши будут «пролетать» незаметно, и возникнет впечатление виртуозной техники, свободного владения инструментом.
В художественной музыкальной литературе за многими тональностями закреплены значения, своеобразные «амплуа», область выразительных значений. В ораториальных произведениях Баха – «Мессе» си минор, «Страстях по Матфею» и других, параллельные тональности ре мажор и си минор воплощают сферы ликующего, радостного – и трагического, пассионного. Это связано с тембрами инструментов: валторны и трубы еще не были достаточно совершенны для игры во многих тональностях, а тональность ре мажор была для них удобной. Трагическая тональность си минор впоследствии использовалась редко, Л. Ван Бетховен называл ее «черной», и один из немногих примеров использования этой тональности – «Неоконченная» симфония Ф. Шуберта.
Тональность до минор благодаря знаменитым произведениям Бетховена – Восьмой «Патетической» сонате, Пятой симфонии, Третьем фортепианном концерте и других сочинениях – часто воплощает образы «рока», неумолимой судьбы. В бетховенском до миноре большое значение имеет аккордовое изложение и выразительность уменьшенного септаккорда. К такой выразительности примыкает также фа минор, близкий по количеству знаков и выразительности. В фа миноре написана 23 соната Бетховена «Апассионата».
Тональность ре минор также наделена трагической символикой благодаря знаменитой теме Командора из оперы В.А. Моцарта «Дон-Жуан». Несомненно, Моцарт мог воспринять и продолжить традиции И.С. Баха, который в ре миноре написал Токкату и фугу для органа, Хроматическую фантазию и фугу и другие сочинения. В ре миноре создана также Девятая симфония Л. Бетховена (правда, ее ораториальный финал на текст Оды Ф. Шиллера «К радости» написан в ре мажоре).
Тональность ми минор в более позднее время ассоциируется с балладным, повествовательным характером и «круговым» триольным размером, часто используется 6/8. Такова тема Пятой симфонии П.И. Чайковского.
Изучая различные музыкальные произведения, посещая симфонические концерты, прослушивая музыку в записи – вы легко дополните этот список тональностей и их выразительных значений своими собственными наблюдениями.
На следующем уроке речь пойдет об аккордах из четырех звуков, которые называют септаккордами.
Приглашаем в нашу школу на уроки фортепиано
Источник