Построение аккордов на фортепиано в тональности (Урок 5)
Здравствуйте, дорогие друзья! Ну вот и настало время почувствовать себя маленькими композиторами и освоить построение аккордов. Я надеюсь, что музыкальный нотный алфавит вы уже осилили.
Обычно следующим этапом обучения игры на фортепиано является зубрежка, которая приводит к тому, что новоявленные пианисты, появляясь в компании друзей, конечно, могут сыграть довольно трудные произведения, но… при наличии нот. Подумайте, кто из вас, собираясь в гости, думает о таких вещах, как ноты? Я думаю, никто, ну или очень немногие :-). Заканчивается все это тем, что вы не можете проявить себя и похвастаться своими талантами и достижениями.
Метод «обезьянничества» – да-да, я намеренно употребляю это слово, потому что оно отражает суть самой бездумной зубрежки – эффективен только поначалу, особенно при заучивании простых пьес и для тех учеников, у которых много терпения. Когда же дело доходит до более сложных произведений, то приходится твердить одно и то же часами. Это вполне годится для тех, кто хочет стать концертирующим пианистом, ведь им нужно в точности выучить каждую ноту великих мастеров.
Но для тех, кто хочет просто для развлечения играть любимые мелодии, это слишком тяжело и абсолютно не нужно. Вам не нужно играть произведения любимой группы точно так, как они написаны, будто вы играете пьесу Шопена. Вообще-то, почти все авторы популярной музыки даже не пишут сами фортепианные переложения. Обычно они записывают мелодию и указывают нужные аккорды. Я прямо сейчас покажу вам, как это делается.
Если простую песню вроде темы из к/ф «Крестный отец» опубликовать с аккомпанементом фортепиано, как издают великие хиты прошлого и современности, она могла бы выглядеть так:
Способов аранжировки темы может быть бесконечно много, один ничуть не хуже другого, среди них можно выбрать любой на ваш вкус. Есть и такой:
Обычное фортепианное переложение даже простой темы, похожее на приведенное выше, выглядит достаточно запутанным. К счастью, совсем не обязательно расшифровывать все те музыкальные иероглифы, которые вы видите на нотной странице.
Первую строчку называют вокальной партией, потому что ею пользуются певцы, которым нужно знать только мелодию и слова. Эту мелодию вы будете играть правой рукой. А для левой руки над вокальной партией пишут буквенное обозначение аккордов сопровождения. Вот им этот урок и будет посвящен.
Аккорд — это соединение трех или более тонов, которые звучат одновременно; причем расстояния (или интервалы) между отдельными тонами аккорда подчинены определенной закономерности.
Если одновременно звучат два тона, их не считают аккордом — это просто интервал.
С другой стороны, если вы ладонью или кулаком нажмете сразу на несколько клавиш фортепиано, то их звучание тоже нельзя назвать аккордом, потому что интервалы между отдельными клавишами не подчинены никакой осмысленной музыкальной закономерности. (Хотя в некоторых произведениях современного музыкального искусства такое сочетание нот, которое называется кластером, трактуется как аккорд.)
Построение аккордов: трезвучия
Начнем с построения простых аккордов из трех нот, которые называют также трезвучиями, чтобы отличать их от аккордов из четырех нот.
Трезвучие строится от нижней ноты, которая называется основным тоном, последовательным соединением двух терций. Напомню, что интервал терция бывает большой и малой и составляет соответственно 1,5 и 2 тона. В зависимости от того, из каких терций состоит аккорд и определяется его вид.
Сначала напомню вам, как ноты обозначаются буквами:
А теперь посмотрим, как различаются аккорды.
Мажорное трезвучие состоит из большой, потом малой терции (б3+м3), обозначается в буквенном написании большой латинской буквой (C, D, E, F и т.д.):
Минорное трезвучие – из малой, а потом большой терции (м3+б3), обозначается большой латинской буквой с маленькой буковкой «m» (минор) (Cm, Dm, Em и т.д.):
Уменьшенное трезвучие строится из двух малых терций (м3+м3), обозначается большой латинской буквой и «dim» (Cdim, Ddim и т.д.):
Увеличенное трезвучие строится из двух больших терций (б3+б3), обозначается, как правило, большой латинской буквой с +5 (С+5 ):
Основные и неосновные аккорды
Если вы еще окончательно не запутались, сообщу еще одну важную информацию, касающуюся аккордов.
Они разделяются на основные и неосновные. На первое время нам понадобятся основные аккорды, с помощью которых пишется сопровождение большинства популярных песен.
Основными аккордами считаются те, которые строятся на основных или – другими словами – главных ступенях тональности. Такими ступенями считаются 1, 4, и 5 ступени.
Соответственно неосновные аккорды строятся на всех остальных ступенях.
Зная тональность песни или пьесы, вам не придется каждый раз по-новой высчитывать количество тонов в трезвучии, будет достаточным знать, какие знаки есть при ключе, и можно смело играть аккорды, не задумываясь об их строении.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна
Таблица аккордов:
Примеры построения аккордов на фортепиано
Запутались? Ничего. Просто посмотрите примеры, и все станет на свои места.
Итак, берем тональность До мажор. Основные ступени (1, 4, 5) в этой тональности – это ноты До (C), Фа (F) и Соль (G). Как мы знаем, в До мажоре знаков при ключе нет, поэтому и все аккорды в ней будут играться на белых клавишах.
Как видно, аккорд С состоит из трех нот С (до), Е (ми) и G (соль), которые нетрудно одновременно нажать пальцами левой руки. Обычно при этом пользуются мизинцем, средним и большим пальцами:
Попробуйте сыграть левой рукой аккорд С, начиная с любой ноты С (до) на клавиатуре. Если вы начнете с самого нижнего До, звучание будет не очень разборчивым.
Аккомпанируя мелодиям, лучше всего играть аккорд С, начиная с первой ноты до (С) ниже до первой октавы, и вот почему: во-первых, в этом регистре фортепиано аккорд звучит особенно хорошо и полнозвучно, во-вторых, он не включает тех клавиш, которые могут понадобиться для исполнения мелодии правой рукой.
В любом случае поиграйте аккорд С на разной высоте, чтобы привыкнуть к его внешнему виду и научиться быстро находить его на клавиатуре. Это у вас получится быстро.
Аккорды F (фа мажор) и G (соль мажор) по внешнему виду аналогичны аккорду С (до мажор), только начинаются, естественно, с нот фа (F) и соль (G).
Быстро построить аккорды F и G будет для вас не сложнее, чем аккорд С. Когда вы будете играть эти аккорды на разной высоте, вы хорошо усвоите, что клавиатура фортепиано — это просто целая серия повторений одного и того же фрагмента.
Это как если бы перед вами были выстроены в ряд восемь одинаковых печатных машинок, только с лентой разного цвета в каждой из них. Можно напечатать одно и то же слово на разных машинках, однако выглядеть оно будет по-другому. Из фортепиано тоже можно извлечь самые разные краски, в зависимости от того, в каком регистре вы играете. Всё это я рассказываю для того, чтобы вы поняли: научившись «печатать» музыку на одном небольшом отрезке, вы затем сможете по своему желанию пользоваться всем звуковым объемом инструмента.
Сыграйте аккорды С (до мажор), F (фа мажор) и G (соль мажор) столько раз, сколько вам понадобится, чтобы находить их не более чем за две-три секунды. Сначала ищите нужное место на клавиатуре глазами, потом располагайте пальцы на клавишах, не нажимая их. Когда вы обнаружите, что ваша рука занимает нужную позицию почти мгновенно, начните действительно нажимать клавиши. Это упражнение важно, чтобы подчеркнуть значение чисто зрительного аспекта в игре на фортепиано. Как только вы сможете зрительно представлять то, что вам нужно сыграть, проблем с физической стороной игры не будет.
Теперь возьмем тональность Соль мажор. Вы знаете, что при ключе в ней один знак – фа-диез (f#), поэтому аккорд, который попадает на эту ноту, мы играем с диезом, а именно аккорд ре-фа#-ля (D)
Время приступать к практике
Давайте теперь немного попрактикуемся на примерах. Вот вам несколько примеров песен, написанных в разных тональностях. Не забывайте про ключевые знаки. Не спешите, все успеете, играйте сначала каждой рукой отдельно, а потом соединяйте их вместе.
Сыграйте мелодию медленно, нажимая аккорд каждый раз вместе с той нотой, над которой он указан.
Когда вы несколько раз сыграете песню и добьетесь того, что без труда и достаточно непринужденно будете сменять аккорды в левой руке, можете попробовать строить один и тот же аккорд несколько раз даже там, где он не обозначен. Позже мы познакомимся с самыми разными способами исполнения одних и тех же аккордов. Пока же ограничьтесь тем, что играйте их или как можно реже, или как можно чаще.
Я надеюсь, у вас все получится
Источник
Простые аккорды для фортепиано от чёрных клавиш
Продолжая разговор о том, как играть аккорды на пианино, перейдём аккордам на фортепиано от черных клавиш. Напоминаю, что в поле нашего внимания самые простые аккорды – это мажорное и минорное трезвучие. Применяя даже только одни трезвучия можно «прилично» гармонизовать практически любую мелодию, любую песню.
Формат, который мы будем использовать – рисунок, из которого понятно, какие клавиши нужно нажать, чтобы сыграть тот или иной аккорд. То есть это своего рода «фортепианные табулатуры» по аналогии с гитарными табулатурами (видели, наверное, сеточки-таблички, на которых показано, какие нужно зажимать струны).
Если вас интересуют аккорды для фортепиано от белых клавиш, обратитесь к материалу прошлой статьи – «Играем аккорды на пианино». Если же вам необходимы нотные расшифровки, то они даны в другой статье – «Простые аккорды на пианино» (прямо от всех звуков). Теперь перейдём к аккордам на фортепиано от чёрных клавиш.
Аккорд Db (ре-бемоль мажор) и аккорд C#m (до-диез минор)
Аккорды от черных клавиш берутся в самом распространённом виде, котором они встречаются в музыкальной практике. Проблема в том, что чёрных клавиш в октаве всего пять, но назвать каждую из них можно двояко – например, как в этом случае – совпадают ре-бемоль и до-диез. Такие совпадения называются энгармоническим равенством – это значит, что звуки называются по-разному, но звучат абсолютно одинаково.
Поэтому, аккорд Db мы могли бы совершенно спокойно приравнять к аккорду C# (до-диез мажор), ведь такой аккорд тоже встречается и не так уж и редко. А вот минорный аккорд C#m, хотя и можно теоретически приравнять к Dbm (ре-бемоль минору), но делать этого не будем, так как аккорд Dbm едва ли вам когда-нибудь встретится.
Аккорд Eb (ми-бемоль мажор) и аккорд D#m (ре-диез минор)
Ре-диез минорный аккорд можем заменить часто используемым аккордом Ebm (ми-бемоль минор), который играем на тех же клавишах, что и ре-диез минор.
Аккорд Gb (соль-бемоль мажор) и аккорд F#m (фа-диез минор)
Мажорный аккорд от соль-бемоля совпадает с аккордом F# (фа-диез мажор), который играем на тех же клавишах.
Аккорд Ab (ля-бемоль мажор) и аккорд G#m (соль-диез минор)
Энгармоническое равенство для минорного аккорда от клавиши соль-диез представляет аккорд Abm (ля-бемоль минор), который играем на тех же клавишах.
Аккорд Bb (си-бемоль мажор) и аккорд Bbm (си-бемоль минор)
Помимо аккорда си-бемоль минор, на тех же клавишах можно сыграть энгармонически равный ему аккорд A#m (ля-диез минор).
Вот и всё. Как видите, аккордов для фортепиано от черных клавиш не так много, всего 10 штук + 5 энгармонизмов. Думаю, после таких подсказок вопросов, как играть аккорды на пианино, у вас больше не будет.
Рекомендую на какое-то время сохранить эту страничку в закладках, или отправить её себе в контакт, чтобы всегда иметь к ней доступ до тех пор, пока вы не запомните все аккорды на фортепиано, и не научитесь ставить их самостоятельно.
Источник