Фа-диез минор
Фа-диез минор | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Фа-диез минор — минорная тональность с тоникой фа-диез, то же, что fis-moll. Имеет три диеза при ключе.
Некоторые произведения в этой тональности
- Гайдн — Симфония № 45 «Прощальная»;
- Глазунов — Симфония № 2
- Скрябин — Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20;
- Рахманинов — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 соч. 1.
- Meshuggah — Rational Gaze;
Соседние тональности
Знаки альтерации: | 6 ♭ +Ces | 5 ♭ +Ges | 4 ♭ +Des | 3 ♭ +As | 2 ♭ +Es | 1 ♭ B | 0 ♭ / ♯ | 1 ♯ +Fis | 2 ♯ +Cis | 3 ♯ +Gis | 4 ♯ +Dis | 5 ♯ +Ais | 6 ♯ +Eis |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Мажорные тональности: | Ges-dur | Des-dur | As-dur | Es-dur | B-dur | F-dur | C-dur | G-dur | D-dur | A-dur | E-dur | H-dur | Fis-dur |
Минорные тональности: | es-moll | b-moll | f-moll | c-moll | g-moll | d-moll | a-moll | e-moll | h-moll | fis-moll | cis-moll | gis-moll | dis-moll |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Фа-диез минор» в других словарях:
ре-диез минор — ре диез минор … Орфографический словарь-справочник
соль-диез минор — соль диез минор … Орфографический словарь-справочник
фа-диез минор — фа диез минор … Орфографический словарь-справочник
До-диез минор — Символ тонического аккорда: cis, Cism, C#m Параллельная тональность: E dur Тональность доминанты: gis moll / Gis dur Тональность субдоминанты: fis moll Натуральная минорная гамма: cis dis ^ e fis gis ^ a h cis Гармоническая минорная гамма … Википедия
Соль-диез минор — Символ тонического аккорда: gis, Gism, G#m Параллельная тональность: H dur Тональность доминанты: dis moll / Dis (Es) dur Тональность субдоминанты: cis moll Натуральная минорная гамма: gis ais ^ h cis dis ^ e fis gis Гармоническая минорная гамма … Википедия
Ре-диез минор — Символ тонического аккорда: dis, Dism, D#m Параллельная тональность: Fis dur Тональность доминанты: ais moll / Ais (B) dur Тональность субдоминанты: gis moll Натуральная минорная гамма: dis eis ^ fis gis ais ^ h cis dis Гармоническая минорная… … Википедия
до-диез минор — до диез минор, до диез минора … Орфографический словарь-справочник
до-диез-минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ре-диез минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
соль-диез минор — сущ., кол во синонимов: 1 • тональность (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Источник
Сведение трэков по тональности
Прежде чем говорить о сведении трэков и правильном подборе трэков друг к другу, давайте немного поговорим о музыкальной теории.
Все помнят названия семи нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. На рисунке вы видите клавиатуру фортепиано, наши семь нот – это белые клавиши.
Черные клавиши – это производные от основных нот. Называются ноты на черных клавишах так же, как и белые, только к названию нужно добавить диез или бемоль. Что такое диез и бемоль? Всего на рисунке мы видим 12 клавиш – 7 белых и 5 черных. Это 12 ступеней. Каждая ступень, то есть расстояние между двумя ближайшими клавишами – это полутон. Диез – это повышение основной ступени на полутон, бемоль – понижение. То есть черная клавиша между нотами до и ре – это нота до-диез или ре-бемоль.
Диез также обозначается таким знаком — #, а бемоль таким — ♭.
Давайте условимся, что дальше в этой статье для обозначения черных клавиш мы будем использовать диезы. Подпишем название всех двенадцати ступеней.
В музыке существует такое понятие как лад. Бывает мажорный лад и минорный лад. Мажор – это веселый, радостный и торжественный лад, а минор – грустный, спокойный, мягкий. Лад состоит из 7 определенных нот (точнее из восьми, но восьмая нота повторяет первую).
Первая нота лада называется тоникой. Остальные ступени лада строятся от тоники по определенным формулам:
Мажорный лад: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минорный лад: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон
Давайте, используя формулу, построим мажорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ми, фа, соль, ля, си (только белые клавиши).
Теперь давайте построим минорный лад от ноты до. Получились ноты: до, ре, ре-диез, фа, соль, соль-диез, ля-диез.
Только что мы определили ноты двух тональностей до мажор и до минор. То есть тональность произведения – это тоника плюс лад.
Короче говоря, каждая тональность из 12 последовательных нот выбирает 7 таких нот, которые будут хорошо и гармонично звучать друг с другом.
Поскольку у нас есть 12 ступеней и от каждой из них можно построить мажорный или минорный лад, у нас получится 12 мажорных и 12 минорных тональностей. В каждой тональности — свой набор нот. Замечу, что электронная танцевальная музыка в основном написана в минорных тональностях, хотя мажорные тоже встречаются.
Теперь, когда мы знаем, сколько у нас тональностей и в чем состоит их суть, мы можем говорить о подборе трэков друг к другу по тональности. По-английски это называется harmonic mixing, то есть гармоническое сведение.
При наложении мелодических частей двух трэков тональности могут конфликтовать, тогда звучание будет диссонировать. Если же тональности подходят друг к другу, то одновременно два трэка будут звучать хорошо и гармонично.
Так какие тональности подходят друг к другу, а какие нет?
Представим, что у нас есть трэк в тональности до минор. Его хорошо сводить с трэками:
1. В той же тональности, то есть в до миноре. Трэки в одной тональности будут звучать вместе хорошо, потому что их мелодические элементы составлены из одного и того же набора нот.
2. В параллельной тональности. Для каждой мажорной тональности есть параллельная минорная тональность и наоборот. Лады параллельных тональностей отличаются, но набор нот у них одинаковый. Тоника параллельной тональности для минора находится на три ступени вверх, а для мажора на три ступени вниз. То есть для до минора параллельной тональностью будет ре-диез мажор.
3. В тональности того же лада, тоника которой расположена на пять ступеней вверх. Для до минора это будет фа минор. Набор нот в тональности фа минор отличается от набора нот в до миноре всего одной нотой. Поэтому трэки также будут хорошо звучать вместе.
4. В тональности того же лада, тоника которой расположена на 7 ступеней вверх. Для до минора это будет соль минор. Ноты этой тональности также отличаются от до минора только на 1 ноту.
С трэками в других тональностях наш трэк будет диссонировать, поскольку разных нот будет больше одной.
Подобным образом можно подобрать подходящие трэки для любой другой тональности.
Совместимость тональностей можно представить в виде таблицы:
Мажорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До мажор | Ля минор | Фа мажор | Соль мажор |
До-диез мажор | Ля-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез мажор |
Ре мажор | Си минор | Соль мажор | Ля мажор |
Ре диез мажор | До минор | Соль-диез мажор | Си-бемоль мажор |
Ми мажор | До-диез минор | Ля мажор | Си мажор |
Фа мажор | Ре минор | Си-бемоль мажор | До мажор |
Фа-диез мажор | Ре-диез минор | Си мажор | До-диез мажор |
Соль мажор | Ми минор | До мажор | Ре мажор |
Соль-диез мажор | Фа минор | До-диез мажор | Ре-диез мажор |
Ля мажор | Фа-диез минор | Ре мажор | Ми мажор |
Си-бемоль мажор | Соль минор | Ре-диез мажор | Фа мажор |
Соль мажор | Соль-диез минор | Ми мажор | Фа-диез мажор |
Минорные тональности
Тональность трэка | Параллельная тональность | 5 ступеней вверх | 7 ступеней вверх |
---|---|---|---|
До минор | Ре-диез мажор | Фа минор | Соль минор |
До-диез минор | Ми мажор | Фа-диез минор | Соль-диез минор |
Ре минор | Фа мажор | Соль минор | Ля минор |
Ре-диез минор | Фа-диез мажор | Соль-диез минор | Ля-диез минор |
Ми минор | Соль мажор | Ля минор | Си минор |
Фа минор | Соль-диез мажор | Ля-диез минор | До минор |
Фа-диез минор | Ля мажор | Си минор | До-диез минор |
Соль минор | Си-бемоль мажор | До минор | Ре минор |
Соль-диез минор | Си мажор | До-диез минор | Ре-диез минор |
Ля минор | До мажор | Ре минор | Ми минор |
Ля-диез минор | До-диез мажор | Ре-диез минор | Фа минор |
Си минор | Ре мажор | Ми минор | Фа-диез минор |
Таким образом, зная тональности, мы можем подбирать трэки друг к другу правильно и сводить гармонично.
Для удобства поиска родственных тональностей (в нашем случае это те тональности, которые подходят друг к другу для сведения) в музыке используется кварто-квинтовый круг.
Мажорные тональности показаны на внешнем круге, минорные — на внутреннем. При этом тональности расположены в определенном порядке. Те тональности, которые отличаются на одну ноту, стоят рядом друг с другом, а параллельные мажорная и минорная тональности стоят друг напротив друга.
Возьмем тональность до мажор. Рядом с ней в том же круге мы видим фа мажор и соль мажор, а напротив нее на внутреннем круге стоит ля минор. Это и есть подходящие до мажору тональности из нашей таблицы. Отлично, значит таблицы тональностей нам не нужны, для определения подходящих тональностей мы будем пользоваться кварто-квинтовым кругом, это гораздо удобнее.
Как же определить тональность трэка? Люди с абсолютном слухом могут определить тональность на слух, но таких людей мало. Люди с хорошим слухом раньше определяли тональность при помощи фортепиано, играя ноты одновременно с мелодией трэка и пытаясь услышать наиболее гармоничное звучание. Теперь же для этих целей разработаны специальные компьютерные программы, которые могут проанализировать файл и определить тональность трэка.
О том, как пользоваться лучшей из таких программ, читайте статью определение тональности при помощи программы Mixed in key.
Источник
Многоликий фа-диез минор
В волшебном и удивительном мире музыки каждый шаг приносит новые впечатления, неповторимые эмоции. Несмотря на кажущуюся незначительность расстояния до соседней клавиши фортепиано (полутон) — именно таков самый маленький шаг музыки, интервал этот весьма значителен, если говорить о гармонической составляющей.
Музыкальные ракурсы
Можно провести параллель с фотографией: один шаг в сторону несёт за собой изменение ракурса, а предмет предстаёт порою в совершенно ином, доселе невиданном свете.
А поскольку звуковые волны и свет — движущая сила фотосъемки, с точки зрения физики (а с точными науками, как известно, спорить бесполезно), это явления одного порядка и нередко подчиняются одним и тем же законам, значит и изменение показателей может вызывать схожий эффект.
Мудрость классиков
Данным обстоятельством, как правило, пренебрегают эстрадные композиторы-песенники, чьи творения по желанию исполнителя могут быть транспонированы в любую тональность. Пользуясь нашей системой образов, можно уподобить такого композитора фотографу, которому безразлично, если недосвечен или пересвечен кадр — ведь он же снимает один и тот же пейзаж.
Классические же композиторы, а вслед за ними и вся академическая школа, были прекрасно осведомлены об изложенном выше обстоятельстве, тем более что среди них встречались ученые в области физики, химии. Классики очень щепетильно подходили к вопросу о выборе тональности своих произведений. Тональность часто включалась ими в само название, а значит, никак не могла быть изменена по прихоти того или иного капризного исполнителя.
Разноцветная музыка
А такие выдающиеся деятели музыкального искусства, как Скрябин, Римский-Корсаков, будучи наделены так называемым «цветным слухом», воспринимали каждую тональность как определённую цветовую гамму.
Феномен цветного слуха объясняется существованием психологического явления «синестезия», обозначающего процесс непроизвольного отклика одного вида рецепторов на раздражение другого.
Александр Николаевич Скрябин использовал термин «цветотональность» для обозначения цветовой гаммы, присущей той или иной музыкальной тональности. Небезынтересен тот факт, что слово «тон», являющееся корнем лексемы «тональность» используется также в изобразительном искусстве и фотографии.
Помимо цветовых ассоциаций, Скрябин наделял тональности такими эпитетами, как «духовные» тональности, к таковым относится, например, фа-диез минор, фа-диез мажор и «земные, материальные», среди которых до-мажор, фа-мажор и другие.
Цветотональность
Цвета, в свою очередь, для Скрябина, являлись символами основополагающих составляющих мироздания. Так, красный в этой системе ассоциируется с «цветом ада», фиолетовый и синий – обозначают духовный компонент бытия. На основе этого уникального мировосприятия Скрябин написал симфоническую поэму «Прометей». В партитуру данного произведения, помимо инструментов симфонического оркестра, была включена партия света. На премьере «Прометея» в 1910 году впервые в истории была использована светомузыкальная аппаратура. Это событие предвосхитило широкое использование подобной аппаратуры при проведении концертов в наши дни, а также всевозможные лазерные шоу.
Однако Скрябин глубоко ошибался, утверждая, что цветозвуковое восприятие у всех обладателей подобного слуха ничем не отличается друг от друга.
Многие композиторы имели индивидуальное видение звуков и тональностей, порою кардинально отличающееся от представлений Скрябина.
Немного теории
В данной статье мы рассмотрим всего лишь одну тональность – фа-диез минор — и сравним представления об этой тональности у разных композиторов.
Для начала приведём небольшую теоретическую справку о самой тональности. Она имеет латинское обозначение fis-moll. У тональности фа-диез минор знаки при ключе – диезы фа, до и соль. Случайные знаки могут варьироваться в зависимости от разновидности минора (натуральный, гармонический, мелодический и т. д.). Гамма фа-диез минора (натурального) состоит из следующих звуков:
Несмотря на то что данная тональность не входит в число наиболее употребительных, существует немало образцов музыкального искусства, написанных именно в этом ключе. Среди известных музыкальных произведений, написанных в этой тональности: «Соната для фортепиано № 1» Шумана, этюды фа-диез минор Скрябина и Лешгорна. Нельзя обойти вниманием «Концерт для фортепиано с оркестром соч. 20» Скрябина. Также широко известна «Прелюдия фа-диез минор № 1» Рахманинова.
На вкус и цвет…
Итак, Александр Николаевич Скрябин давал следующую характеристику тональности фа-диез минор: тон фа-диез виделся ему в ярко-синем цвете. Этот цвет композитор называл «цветом чистого сознания».
Стоит отметить и то, что Скрябин назвал свою «Сонату фа-диез минор для фортепиано № 3, соч. 23» «Состояния души», где каждая из четырёх частей названа в честь определённого душевного переживания.
Николай Андреевич Римский-Корсаков видел эту тональность в бледно-серовато-зеленоватом цвете.
Советский композитор Борис Владимирович Асафьев сравнивал фа-диез минор с кожей зрелого апельсина.
Бельгийский композитор и музыковед Огюст Геварт, не обладавший цветным слухом, но составивший свою систему, состоящую исключительно из тональностей мажорного лада, писал, что выразительный потенциал минора не отличается особым богатством, в отличие от мажора. Фа-диез минор, по его мнению, тускл, туманен и размыт.
В 1977-1978 гг. студенты Тверского музыкального училища И. Бынкова, М. Добрынская, Т. Зайцева, Е. Зубрякова, С. Щербакова, Н. Яковлева задались целью опровергнуть утверждение Геварта, и в ходе анализа ряда музыкальных произведений выявить характеристики круга минорных тональностей. В процессе этого исследования фа-диез минору была дана характеристика «взволнованный».
Логичным является следующий вывод: сколько композиторов – столько и мнений. Вот каким разным может быть фа-диез минор! Инструментальная музыка в большинстве своём абстрактна и воспринимается субъективно. Но в этом и состоит её прелесть!
Источник