Тональность гитары как у цоя

Бой «Цоя» на гитаре. Схемы и примеры для начинающих.

Вступление

Цоевский бой был так назван в честь бессменного участника и основателя группы «Кино» Виктора Цоя, который большую часть своих песен играл именно в такой манере. По сути, если бы не культовая личность и группа, его и не стали бы выделять в отдельный вид игры – однако сейчас многие начинающие гитаристы ищут, как же играть тот самый бой Виктора Цоя, чтобы исполнять его хиты именно так, как альбоме. Эта статья и поможет вам разобраться в этом.

Бой Цоя на гитаре

Некоторые разделяют манеру игры исполнителя на «сложную» и «простую», однако в данном случае мы рассмотрим именно аутентичный способ исполнения, не создавая в голове кашу и не ставя перед вами лишних вопросов – вроде того, какую песню как играть. Итак, по своей сути цоевский бой представляет из себя модификацию классической восьмерки, просто с дополнительными ударами по струнам, когда за один такт вы условно совершаете два движения. Выглядит это так:

Вниз – вниз-вверх – вниз – вниз-вверх – вниз – вниз-вверх – вниз – вниз-вверх – и так далее.

При этом стоит помнить и об выставляемых акцентах – в данном случае это будет каждый второй длинный удар вниз.

Важный момент заключается в том, что это очень скоростной тип исполнения, поэтому резоннее всего будет пользоваться медиатором при игре. Не забывайте и о такой вещи, как расслабленная правая рука – она должна иметь опору на бридже гитары, но при этом свободно ходить вверх-вниз. Это очень важно, поскольку с напряженной конечностью вы если и сможете сыграть, то очень недолго – мышцы попросту устанут.

Примеры Боя Виктора Цоя в популярных песнях

Стоит сказать, что не во всех своих песнях Цой играл именно так, как показано выше, однако это – основа, из которой все и вытекало. Мог меняться темп, могли меняться акценты, однако суть движений никак не изменялась сама по себе.

В.Цой – Звезда по имени Солнце бой

В данном случае ритмический рисунок схож со стандартным боем «Четверка». Это один из наиболее простых и адаптированных вариантов исполнения. Схема играется так:

Вниз-вверх – вниз с заглушкой – вверх-вниз-вверх – вниз с заглушкой – и так далее.

Это совсем не сложно, поэтому данную песню можно выучить одной из первых для освоения боя Цоя.

В.Цой – Группа Крови бой

Основа этого рисунка – бой шестерка, который исполняется с двумя дополнительными ударами. Таким образом паттерн становится таким:

Вниз-вверх – вниз с глушением – вверх – вниз-вверх – вниз с глушением – вверх.

В целом, в этом также нет ничего сложного, придется только немного поупражняться в исполнении – чтобы получалось одновременно выставлять акценты с глушением и петь. Однако немного практики – и все получится.

В.Цой – Пачка сигарет бой

В данном случае для исполнения песни стоит понять основы и виды переборов, поскольку эта информация и способы игры используются в данном бое. По сути, этот тот же цоевский бой, но играющийся медленнее, и пальцами, а не медиатором. Это выглядит так:

Нижний бас – вниз — вверх – верхний бас – вверх – вниз – вверх – и так далее.

Стоит сказать, что в первой части боя можно делать один дополнительный удар вниз – для того, чтобы было как раз восемь ударов, как в классической восьмерке.

Припев же играется стандартной «Четверкой».

В.Цой – Перемен бой

В этом случае имеет место классический цоевский бой, который представлен выше. Чтобы понять, как правильно его играть, стоит запомнить одну вещь – сразу после первого удара вы должны играть, отсчитывая в уме «раз-два-три». Рисунок очень схож с галопом, при этом имеет довольно высокий темп сам по себе – поэтому сначала тщательно потренируйтесь играть ровно и одновременно быстро, и только потом принимайтесь за разучивание композиции.

В.Цой – Кукушка бой

А вот это очень необычный пример. Необычен он в первую очередь тем, что тут отсутствует характерный цоевский ритмический рисунок – вместо него тут обычная «Шестерка».

Загвоздка и проблемы могут случиться в тот момент, когда вы поймете, что ее надо играть медленно – а это весьма сложно даже для более-менее опытных гитаристов. Ситуация осложняется еще и необходимостью одновременно петь. Тем не менее, некоторое время практики – и вы сможете исполнить ее как в оригинале, тем более, что в песне используются исключительно аккорды для начинающих гитаристов.

В.Цой – Восьмиклассница бой

В данном случае гитарный рисунок также представляет из себя классический бой «Четверка», который немного дополнен выставлением акцента с глушением. Делается это на второй удар «Вниз».

Обратите внимание на то, как в песне меняются аккорды, и что она достаточно быстрая сама по себе – из-за этого в мелодическом рисунке можно немного потеряться и запутаться. Тем не менее, песня довольно простая, и наверняка у вас на слуху – поэтому выучить ее не составит труда.

Заключение и советы

Стоит понять, что хоть Цоевский бой и выделяют среди остальных – на самом деле это просто своеобразный ритмический рисунок, свойственный только данному артисту. С таким же успехом можно запросто выделить массу способов игры зарубежных и отечественных исполнителей в виде отдельного гитарного рисунка, со своими акцентами, динамикой и движениями.

Манера игры сама по себе очень быстрая, поэтому задумайтесь над совершенством постановки своей правой руки. Она должна быть максимально расслаблена, а вы должны ее хорошо контролировать, следить за акцентами и динамикой – чтобы мелодический рисунок не превратился в сплошной шум.

Попробуйте сыграть песни в цоевской манере сначала медленно, постепенно ускоряясь, делая приоритет над чистотой звукоизвлечения и ровностью исполнения, а не скоростью – вам нужно не поскорее выучить песню, а в первую очередь сыграть ее достойно. Лучше всего делать это, конечно под метроном.

Если у вас не получается одновременно играть и петь – то сначала выучите полностью инструментальную часть, и только потом начинайте подпевать. Мышечная память запомнит движения, и вы сможете без проблем исполнять композицию.

Источник

Как я нашёл гитару Цоя необычного цвета, а потом потерял её.

Году в 1997, точно не помню, я впервые посмотрел «Последний концерт в Москве» — как раз у того самого Дениса . На старом видеоплеере, в плохом качестве. Но такой необычный и новый.

Первый концерт «КИНО», который я увидел на экране, и вообще в жизни. Было нечто странное в этом концерте, что-то гнетущее. Об этом рассказывали потом и некоторые из тех, кто на нём был. Сначала я придавал этому мистическое значение, но потом разобрался. В чём разобрался — предмет уже другой истории, которую вы тоже услышите. А пока — про гитару.

Белая гитара Цоя, WASHBURN EA20 фестивальной серии, на самом деле была не такой уж редкой. На таких же гитарах играли многие музыканты на Западе: Пол Стэнли, Роджер Уотерс, Нуно Беттанкур, и другие. У нас же такие гитары нигде не продавались. В то время даже название модели узнать было в принципе непросто.

Представляете чувство, когда видишь такой инструмент, белоснежный, сверкающий, а сам играешь вот на этом:

Потрясающие впечатления. Мне сразу же захотелось владеть именно такой гитарой, но это было невозможно.

Прошло какие-то количество лет. Я собрал группу, продолжал что-то делать, ходил в бардовский клуб. Мы играли некую помесь «КИНО» с Джо Сатриани. Потом группа распалась — кто женился, кто спился. Я забил на творчество на несколько лет, потом стал один писать музыку (и думаю собрать новую группу). Решил вернуться к этой гитаре.

Вкусы в отношении гитар несколько поменялись — мне стали нравиться красные акустики, хотя до этого я признавал красный только лишь за электрогитарами. Начал искать. Выяснилось, что даже белый WASHBURN EA20 является большой редкостью, а более всего доступна эта модель в «натуральном» цвете (терпеть его не могу). В России купить её просто так было нельзя.

И вот, совсем неожиданно, на ебее, я нашёл единственный WASHBURN EA20 красного цвета !

Гитара необычного цвета была выставлена на аукцион. За какую цену она ушла, уже не помню. Но сильно дороже того, чем я мог бы заплатить. Больше нигде я красных «Вашборнов» этой серии не видел никогда. Были «Вудстоки» 1985 года из красного дерева. Такой — не видел.

Ну а потом, с течением времени (и время это было не особенно продолжительное), мне перестал нравится внешний вид и этой гитары. Резкий флорентийский катавей* не гармонировал с плавными формами. И я стал мечтать о Washburn EA18TR (модель попроще, но внешне значительно более гармоничная). А, поскольку стоит она недёшево, приобрёл китайскую копию. Не могу сказать, что это супер-инструмент, но, в общем, звучит неплохо. Как-нибудь покажу, как звучит. Вот она:

Зато очень нравится мне необычная флорентийская розетка**, и изящная форма этого инструмента. Ещё бы струны хорошие поставить, да тембр-блок врезать. Но это в отдалённом светлом будущем. А вот и оригинал:

Ушёл за 20 тыс. на Юле. Не новый, разумеется. Но вряд ли от этого стал сильно хуже. Кстати, на EA18 розетка обычная.

Вот так я нашёл гитару Цоя необычного цвета, и снова потерял её. У нас же стали продавать «ту самую» модель белого цвета, цена новой — 23 000. Что может означать только одно: либо это китайская подделка, либо дешёвая фирменная копия. Видимо, всё таки копия, ведь дилер официальный.

Всё то, только индекс не фестивальной серии. Festival series — концертный инструмент. Эта гитара, вероятнее всего, просто любительская. Как она играет, я не знаю. Хотя надо бы узнать. Из интереса.

Судьба белой гитары Цоя неизвестна. Лет 10 назад на Яхха писали, что она находится в нерабочем состоянии у Алесандра Цоя. Потом кто-то говорил, что будто бы на ней играет Юрий Каспарян. Что ж, если играет — это хорошо. Гитара должна звучать, иначе она не может.

Также хочу сказать, что наш проект про Виктора Цоя продвигается, мы уже отсняли некоторые материалы для фильма. Никаких фотографий и трейлеров пока нет, потому что совсем нет времени и денег. Уже месяц не касался промо-сайта. Трудно всё даётся. Но мы попробуем.

*флорентийский катавей — вырез с резкими обводами в корпусе (деке) гитары, предназначенный для облегчения доступа к верхним («дальним») ладам.

**флорентийская розетка — резонаторное отверстие в корпусе гитары выраженной овальной формы.

Жмите палец вверх, если понравилась эта история. Подписывайтесь на канал, если любите русский рок и группу «КИНО». Здесь говорят про хорошую музыку и хорошие фильмы. Про эту гитару будет ещё статья, как только я получу информацию на свой запрос.

Источник

Секрет гитары Цоя

В Музее Виктора Цоя в котельной «Камчатка» хранится двенадцатиструнная гитара музыканта. Для поклонников Цоя – священный артефакт, а для ее знаменитого владельца это был качественный инструмент, сделанный в Ленинграде.

ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты) » >

Когда-то подростки играли не на американских гаджетах, а на ленинградских гитарах.
ФОТО Владимира НИКИТИНА (из архива газеты)

Как нам рассказали в музее, эту гитару Виктор купил в 1978 году в Гостином дворе. По тем временам это была одна из лучших представленных на витринах ленинградских музторгов гитара. Да и стоила она чуть ли не всю среднестатистическую зарплату советского гражданина. Чтобы осилить покупку, будущей легенде русского рока пришлось копить деньги, которые ему выделяли родители на пропитание. Разглядываю потертую этикетку на гитаре и вижу практически стертую надпись «Ленинградская фабрика щипковых музыкальных инструментов им. А. В. Луначарского».

«Действительно, в то время ленинградские гитары «Луначарки» славились не только в СССР, но и за рубежом», – подтверждают и музыканты, и музыкальные мастера. А секрет успеха тех гитар был прежде всего в грамотно выстроенной технологической цепочке производственного процесса, серьезном отношении к подбору материалов и энтузиазме специалистов. Делали эти гитары в основном из ели и березовой фанеры. Также использовали бук и клен. Особенно ценилась древесина из Архангельской и Вологодской областей.

«Что касается гитары, которая была у Виктора Цоя, то ее высокое качество зависело в том числе и от естественных технологических особенностей, – объясняет потомственный гитарный мастер Андрей Бабичев. – Чтобы ускорить процесс лакировки, гитары покрывали специальным лаком только одним слоем. Особенность советского лака (а другого не было) в том, что он высыхал в ровную поверхность лишь при условии, если толщина покрытия была больше миллиметра».

В результате практически все «луначарские» гитары того времени были слишком сильно пропитаны этим лаком, что, естественно, сказывалось на качестве их звучания. И только 12-струнным моделям чрезмерная масса лака была не страшна благодаря высокому натяжению, которое давали 12 металлических струн, раскачивающих деку.

Согласно заводской легенде, образцом для таких инструментов послужила испанская гитара известного музыканта Андерса Сеговия, который в 1927 году с дружественным визитом гостил на ленинградской фабрике. Он подарил мастерам свой инструмент (по другой версии, они воспользовались инструментом тайно, пока хозяин отвлекся). Мастера вдоль и поперек изучили заморскую гитару, скопировали с нее лекала, тщательно изучили замеры и расположение пружин. Именно те скопированные лекала и послужили основой для лучших отечественных инструментов, многие из которых живы до сих пор.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 197 (5570) от 21.10.2015.

Источник

Сыграйте на гитаре как Виктор Цой. Am, Dm, G

Умение играть на гитаре люди ценят с конца XVIII века — новая мода началась с момента появления инструмента. Если вы до сих пор не научились обращаться с ним, сейчас самое время взять в руки себя, потом гитару, освоить азы — и выступить (иначе зачем всё это) .

Вряд ли на Земле есть человек, который научился играть на гитаре без самого инструмента (хотя провальные попытки наверняка были). Так что без классической 6-струнной гитары вам не обойтись. На ней вы освоите базовые техники, которые потом помогут перейти и на 7-струнный инструмент, и на басуху, и на электрогитару. Да хоть на банджо. Обратите внимание: классическая гитара и акустическая — не одно и то же. У акустических несимметричная дека, узкий гриф, а струны — металлические (на классику ставят нейлоновые). Акустика — тоже отличный инструмент, но браться за него стоит только после классики.

Цена гитары зависит от бренда и, главное, от материала: чем древесина качественнее, тем лучше звук. Самые дешевые гитары сделаны из фанеры, поэтому звучат они плохо и совсем не вдохновляют. Дорогие инструменты за десятки и сотни тысяч рублей — тоже не наш вариант, хоть и звучат они отлично. Начинающие гитаристы успешно тренируются на моделях попроще, которые стоят от 6 000 до 10 000 рублей. Hohner HC-06, Washburn C40, Stagg C542 и Yamaha C-40 — по соотношению цена/качество они вне конкуренции. Выбирайте гитару в музыкальном офлайн-магазине: там вы подержите инструменты в руках и решите, на каком будет приятнее заниматься. Руководствуйтесь внутренним чутьем и не стесняйтесь просить помощи у консультанта. А вот покупать гитару лучше в интернет-магазинах: обычно цены там ниже.

Купите струны и кое-что еще

Заводские струны, которые уже стоят на гитаре, надо сменить на новые. Они бывают нормального натяжения (Normal tension) и высокого (High tension). Чем сильнее натяжение, тем звонче и сочнее звук. Однако на первых порах вам нужны «нормальные» струны: их легче прижимать к грифу гитары. Хорошие струны стоят около 400 рублей за комплект. Также понадобятся тюнер для настройки (≈ 600 рублей), стойка под гитару (≈ 1000 рублей), чтобы она не валялась на полу, и чехол (≈ 1500 рублей), который защитит инструмент при переноске.

Потом вы сможете делать это на слух, но сейчас воспользуйтесь тюнером, который купили в магазине. А если не купили, есть онлайн-сервисы , правда, точность у них хуже.

Выучите несколько аккордов

Знаете, сколько существует аккордов? Их тысячи, и к понедельнику вам нужно выучить все. Шутим. Начните с тех, которые есть практически в любой песне. Например, Am, Dm, C, G. Аккорды записывают с помощью аппликатуры:

Буквы сверху — названия нот. Вертикальными линиями обозначают струны: крайняя слева — шестая, самая толстая; крайняя справа — первая. Горизонтальные линии — лады. Круги над «струнами» означают, что зажимать их не надо, но они должны звучать. Крестик же говорит: «Эту струну вообще не трогаем, она молчит». Номера в кружочках — пальцы левой руки (если вы правша): первый — указательный, четвертый — мизинец. Чтобы взять Am, первым пальцем зажмите вторую струну на первом ладу. Вторым пальцем — четвертую струну на втором ладу. Третьим — третью на втором. Ударьте правой рукой по всем струнам, кроме шестой, ведь над ней «крестик». Каждая струна должна звучать чисто, без дребезжания. Если звук грязный — прижмите струны сильнее. А когда всё получится, разберите еще несколько аккордов:

Научитесь играть боем

Бой — это когда вы касаетесь струн большим или указательным пальцем правой руки. Бой состоит из движений кисти вниз и вверх. При игре важно сохранять ровный ритм, поэтому с самого начала тренируйтесь под метроном : один удар — одно движение руки. Попробуйте базовый бой (V — движение вниз, А — вверх, — — пауза):

бой: V-A-V-A-V-A-V-A- (и дальше по кругу)
счет: 1 и 2 и 3 и 4 и

Меняя последовательность движений, вы можете сделать бой интереснее и музыкальнее:

бой V—V-A-A-V-A-V- (и дальше по кругу)
счет 1 и 2 и 3 и 4 и

Звучит круче, чем базовый, правда?

Разучите первую песню

Четырех аккордов, которые вы уже знаете, достаточно, чтобы разучить «Звезду по имени Солнце» группы «Кино». Послушайте, как ее играют гитаристы на YouTube, и попробуйте сами. Начинайте очень медленно:

Am
Белый снег, серый лед
C
На растрескавшейся земле.
Dm
Одеялом лоскутным на ней —
G
Город в дорожной петле.
Am
А над городом плывут облака,
C
Закрывая небесный свет.
Dm
А над городом — желтый дым,
G
Городу две тысячи лет,
Dm
Прожитых под светом звезды
Am
По имени Солнце.

И так далее. Начинайте играть медленно, особое внимание уделяйте чистоте звука и ровному ритму. Как только ваши пальцы научатся вовремя и правильно занимать позиции на струнах, постепенно увеличивайте скорость. Если хотите выучить другие песни, то аккорды, аппликатуры и слова ищите на тематических сайтах .

Выберите свой путь

Первый шаг вы уже сделали. Чтобы развиваться дальше, у вас есть два варианта: продолжать учиться самостоятельно или найти преподавателя. Хотя бы первое время нужен наставник: он будет следить, чтобы вы всё правильно делали, и поправлять, если что-то пойдет не так. Нюансов много: посадка, постановка рук, чувство ритма и так далее. Частные репетиторы берут от 500 рублей в час, а цена месяца гитарных курсов начинается от 6 000 рублей. Чтобы выбрать школу или преподавателя, сходите на несколько пробных занятий и выберите лучший для себя вариант. Если вы всё же уверены, что справитесь сами, смотрите бесплатные видеоуроки , качайте мобильное приложение-тренажер Yousician и занимайтесь каждый будний день минимум по часу и по 2–3 часа в выходные.

Через несколько месяцев упорных занятий вам захочется прочувствовать, каково это — играть для людей. Все музыканты говорят, что самый большой кайф именно в этом. Если вы записались на курсы, вашим первым выступлением станет отчетный концерт (в большинстве школ они проходят регулярно). Но и без этого возможностей сыграть перед аудиторией — масса. Выступите для друзей на пикнике или даче. Или выберите теплый денек и поиграйте в любимом парке. А если чувствуете, что готовы к настоящему испытанию, держите путь на «свободные микрофоны» — встречи для начинающих музыкантов и поэтов, где можно бесплатно выступить перед публикой. Вот несколько таких мероприятий в Москве:

Звонких вам струн, ни грамма волнения и благодарных слушателей!

Спасибо гитаристу группы February Петру Крыкину за помощь в подготовке публикации.

Источник

Оцените статью