Тональность удобная для гитары

Содержание
  1. Что такое тональность? Основные аккорды тональности.
  2. Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием
  3. Как определить тональность. Общая информация
  4. Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием
  5. На слух
  6. По аккордам
  7. По статистике
  8. Логически
  9. По ключевым знакам
  10. Способ для диезных мажорных тональностей
  11. Способ для бемольных мажорных тональностей
  12. Родственные тональности
  13. Сайты с функционалом определения
  14. Используя программы для ПК
  15. Песни под гитару Что такое тональность?
  16. Что такое тональность?
  17. Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
  18. Аккорды в тональности. Общая информация
  19. Виды аккордов
  20. Мажорные
  21. Минорные
  22. Уменьшенные
  23. Аккорды с задержанием
  24. С надстройками
  25. Тональность и ее ступени
  26. Аккорды входящие в тональность – Таблицы
  27. Мажор
  28. Минор
  29. Паттерны аккордов в тональности
  30. Мажор
  31. Минор
  32. Возможные исключения
  33. Использование аккордов с надстройками
  34. Примеры аккордовых прогрессий
  35. Мажор
  36. Минор
  37. Заключение
  38. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  39. 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Что такое тональность? Основные аккорды тональности.

Как известно звуков в музыке семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из звуков можно построить аккорд и он будет называться его именем. На звуке до – аккорд до, на звуке ре – аккорд ре.

Тональностью определяется, какой звук и аккорд главный. Если тональность ля-минор – главный аккорд ля-минор. Если тональность ре-минор – главный аккорд ре-минор.

Главный – он называется тоника. С него начинается тональность, он первый или аккорд первой ступени. Далее аккорд второй ступени, аккорд третьей ступени и так по порядку, всего семь.

Основные аккорды тональности расположены на первой, четвертой и пятой ступенях. У них есть свои дополнительные названия. Аккорд первой ступени – тоника. Аккорд четвертой ступени – субдоминанта. Аккорд пятой ступени – доминанта.

В каждой тональности свои основные аккорды. Их можно найти, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

В тональности C это – C, F, G. В тональности D – D, G, A. И так далее.

В мажорной тональности – основные аккорды мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (первый и четвертый) минорные, а доминанта – может быть мажорной или минорной.

Тоника, субдоминанта и доминанта – аккорды первой, четвертой и пятой ступени. Это и есть легендарные три аккорда, на которых держатся все простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Как определить тональность. 10 практических примеров с описанием

Как определить тональность. Общая информация

Навык определения тональности на слух – один из наиболее важных для любого музыканта. Он позволит вам не только в разборе композиций, на которых нет табулатур или видеоуроков, но и еще очень быстро подстраиваться под ваших импровизирующих коллег. Разумеется, способность сходу называть ключ песни требуется развивать при помощи различных упражнений и теоретических знаний. В этой статье мы подробно расскажем о том, как определить тональность композиции и опишем все способы, как это сделать.

Определение тональности песни. 10 способов с подробным описанием

На слух

Если вы имеете хороший музыкальный слух, и знаете, как звучит та или иная нота, то определить тональность на слух для вас не должно составить труда. Попробуйте поиграть различные ноты под композицию. Скорее всего, вы найдете те, при помощи которых сможете определить тональность. Выпишите их, либо запомните. Теперь попробуйте поиграть гаммы, в которых содержатся выписанные ноты. Скорее всего, в какой-то момент вы услышите, что гамма полностью гармонирует со звучанием композиции. Это и есть ее тональность.

По аккордам

Этот способ – один из самых простых, и основан на том, что вы производите подбор аккордов к разучиваемой композиции. Вы должны знать, какие ступени есть в каждом аккорде, и отталкиваясь от них, достраивать трезвучия от имеющихся в композиции нот. Основываясь на связках аккордов, таким образом, вы сможете быстро определить тональность композиции.

По статистике

Если у вас есть записанные аккордовые последовательности , то достаточно просто держать в голове, что большая часть песен начинается и заканчивается со своей тоники. Иногда бывают исключения – но чаще всего оно так и происходит. Наблюдая за тем, с какого звука начинается и заканчивается композиция, вы сможете легко определить тональность по нотам.

Логически

Для этого вам требуется понять, какие ноты присутствуют в мелодии. Когда вы это узнаете, процесс практически ничем не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой из нот достраивайте аккорды, используя только те звуки, которые имеются в песне. Исходя из этого, вы сможете построить гармонию и понять тональность.

По ключевым знакам

Если вы не совсем понимаете построение аккордов , то можете попробовать определить тональность по ключевым знакам. Для этого вам нужно выяснить, сколько диезных и бемольных нот содержится в песне. Каждая тональность имеет определенное их количество в гамме. Когда вы поймете это – то сразу же определите нужную вам тональность. Для того чтобы лучше понять количество знаков при ключе, вам потребуется запомнить кварто-квинтовый круг тональностей.

Очень просто определять тональность по записям в GTP. Там вы сможете точно подсчитать количество нот со знаками, без необходимости подбирать их на слух.

Способ для диезных мажорных тональностей

Есть еще одна подсказка по тому, как определять количество диезов и бемолей. Однако для этого вам потребуется знать хотя бы одну полную ноту без знака.

Принцип заключается в том, что диезные ноты расположены в промежутке полной квинты вверх до тоники. Например, в тональности A мажор три диеза – C#, F#, G#. Определить их можно, достроив квинту от каждой полной ноты до A в следующей октаве.

Способ для бемольных мажорных тональностей

Похожий принцип действует для определения бемолей, однако здесь мы достраиваем кварту вниз, до нужной нам ноты в предыдущей октаве.

Родственные тональности

Еще одна вещь, которую стоит запомнить – так называемый кварто-квинтовый круг тональностей. Дело в том, что каждой мажорной тональности соответствует родственная ей минорная, которая полностью повторяет содержащиеся в ней ноты в гамме. Если вы будете это помнить, то подбор тональности станет намного проще.

Сайты с функционалом определения

В интернете существует масса сайтов, которые помогут вам, если вы еще не до конца понимаете, как определить тональность песни. Они действуют по-разному – в какие-то нужно загрузить мелодию, какие-то действуют через уже подобранные аккорды.

Используя программы для ПК

Тот же самый функционал содержат в себе программы для компьютера. Это и секвенсоры типа Fruity Loops, и небольшие плагины. С этими программами вы сможете очень просто подобрать тональность интересующей вас песни, без необходимости подбирать все на слух.

Источник

Песни под гитару Что такое тональность?

Аккорды песен под гитару, видео

Что такое тональность?

Разговор в данной теме пойдет о важном музыкальном понятии.

Любая музыка – это своего рода путешествие, т.к. имеет свое развитие и имеет движение то вверх, то вниз. Но всегда заканчивается, приводя чувства слушателя к ощущению покоя и устойчивости. А все потому, что в конце любой мелодии стоит нота украшенная мажорным или минорным аккордом. Эта главная нота, которая имеет название – ТОНИКА. Другие ноты мелодии и аккорды подчиняются ей. Отсюда можно сделать смелое определение:

ТОНАЛЬНОСТЬ – совокупность аккордов и нот, которые подчинены одной главной ноте.
Напрашивается вопрос. Но как равные 12 нот могут подчиняться друг другу?

Ответ прост: как только человек выбирает какой-то мелодии тональность (назначает главную ноту), как тут же остальные ноты следуют за ней. Например, если тонику понизить на полутон, то и все ноты композиции должны понизиться на полутон, при этом характер мелодии не изменится, а только ее высота.

Никто не может объяснить тот факт, что для человеческого слуха наилучшим интервалом является «КВИНТА». На данном интервале основана привычная нашему слуху музыка. Для лучшего понимания приведу рисунок, в котором расставлены ноты в ряд (нотный звукоряд), но с интервалом в квинту:

Получается, что самые простые мелодии устроены так, что звучащие в них аккорды двигаются (проигрываются) по квинтам.

Перейдем к практике:

Любая мелодия строится по образному правилу: выбираем дом (главную ноту), выходим из него и возвращаемся домой.
Возьмите гитару и проиграйте аккорды A – D – E – снова A и прислушайтесь как звучно и ровно они играются, как будто нет среди них лишнего аккорда. Постарайтесь запомнить мелодию . А теперь проиграйте вот эти аккорды (много раз): D – G – A – D , затем: G – C – D – G . Только при этом не спешите. Если вы вникните в характер музыки, то обязательно заметите, что во всех случаях он не меняется.

Первые аккорды в своем ряду – это главные аккорды в своей тональности и являются тоникой. Как вы заметили их всего 3. В народе их называют «Три блатных». У профессионалов – «Тоника», «доминанта» и «субдоминанта». Я предлагаю называть их «Т» , «2» и «3» . А в минорной тональности к каждому названию добавлять букву «m» .

Вот и дошли до таблицы основных аккордов тональностей:

Сразу скажу, что не нужно заучивать данную таблицу. Нужно просто в ней разобраться раз и навсегда. 🙂
Обратите внимание и вы заметите, что все аккорды в любых тональностях исполняют по очереди одну из 3-ех функций. Вот например аккорд F тональности До-мажор будет — «2» . , в Фа-мажор он станет «Т» , а в Ля- диез мажоре – «3» .

И снова практика:

Проиграйте тройку основных аккордов в последовательности Т — 2 – 3 – Т во всех мажорных тональностях, а также Тm – 2m – 3m- Tm в любых минорных тональностях. Не обязательно играть сложные аккорды. Здесь главное понимание и спокойствие.

И для общего знания и понимания данной темы скажу, что существует всего 12 тональностей, в каждой есть мажорная и минорная часть аккордов. У данных частей основные ноты – общие.

И для особо любознательных приведу полную таблицу основных аккордов обобщенных тональностей:

Источник

Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием

Аккорды в тональности. Общая информация

Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.

Виды аккордов

Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.

Мажорные

Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.

Минорные

«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.

Уменьшенные

Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#

Аккорды с задержанием

Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.

С надстройками

Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.

Тональность и ее ступени

Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.

Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.

Аккорды входящие в тональность – Таблицы

Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.

Мажор

Минор

Паттерны аккордов в тональности

Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.

Мажор

Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:

То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:

Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.

Минор

Минорный паттерн выглядит следующим образом:

На примере тональности D минор:

Возможные исключения

Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.

Использование аккордов с надстройками

Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .

Примеры аккордовых прогрессий

Мажор

Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.

Минор

Заключение

Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”

Большое спасибо! Отличная статья!

Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?

Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.

Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?

Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:

  1. Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
  2. Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.

Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.

Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор

C – D – E – F – G – A – B

и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.

Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.

Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.

Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон

Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.

Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.

Это закономерность для любой Мажорной гаммы.

Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.

Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.

Источник

Оцените статью