Тональности аккордов таблица тональностей

Урок 29. Таблица тональностей.

Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.

В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.

Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.

Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.

Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂

Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).

Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м

В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.

Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.

Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.

Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.

Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.

На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!

Источник

Тональности и таблица аккордов

Все песни написаны в каких-то тональностях. Их, как и нот – семь, а вместе с диезными (#) и бемольными (b) – двенадцать. Тональности бывают мажорные и минорные. Мажорные – это «весёлые» тональности, минорные – «грустные». Каждой тональности соответствует один «главный» тонический аккорд. Он построен от тоники – I ступени тональности. Он имеет ту же «окраску» что и тональность, т.е. для тональности До-мажор основным будет До-мажорный аккорд или в обозначении для гитары – С.

У каждой тональности есть так называемая параллельная её тональность. В ней те же самые ноты, но другая тоника и «окраска» её тоже другая. Они находятся друг от друга через одну ноту. Для тональности До-мажор (С), параллельной будет тональность Ля-минор (Am) и наоборот.

В песне обычно присутствует несколько аккордов. Это аккорды разных ступеней гаммы, как правило, I-й, IV-й и V-й. Они называются соответственно Тоника, Субдоминанта и Доминанта. Все они имеют ту же «окраску», что и основная тональность: для мажора – они все мажорные, для минора – минорные (за исключением V-й ступени). Также используются аккорды параллельных тональностей. Разберём на примере:

Тональность До-мажор (С), в ней могут быть использованы аккорды С, F, G, Am Dm и Em. Например, последовательность из песни «Звезда по имени Солнце»:

Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле. Одеялом лоскутным на ней. Город в дорожной петле.

Кроме параллельных тональностей есть ещё одноимённые. У этих тональностей общая тоника, но разная окраска и ноты (а соответственно и аккорды). Например, До-мажор (C) и До-минор (Cm). Аккорды одноимённой тональности встречаются в одной и той же песне гораздо реже. Часто их наличие говорит о переходе песне в её одноимённую тональность. Это бывает в сложных, джазовых пьесах.

Особое внимание заслуживает аккорд V-й, доминантовой, ступени тональности. Для его усиления он превращается в т.н. доминантсептаккорд, что усиливает его тяготение к тоническому аккорду. Он используется в конце куплета или припева, чтобы подчеркнуть нарастание напряжение перед тоническим аккордом. Переход «неустойчивого» доминантсептаккорда в тонический в музыке называется «разрешением».

Ниже приведена таблица аккордов для тональностей от основных семи нот:

Это есть общие сведения о тональностях и принципах построения аккордов и аккомпанемента к песням. Более подробно мы поговорим об этом в последующих статьях.

Источник

Денис Бережной

Школа пения
и аккомпанемента на гитаре

Таблицы тональностей
для подбора и транспонирования песен

Сейчас существует несколько компьютерных программ для транспонирования (перевода тональности) песен. Юные певцы и гитаристы пользуются ими неохотно, и это неудивительно. Гитарный аккомпанемент не математическая наука. Бывает, что в песне в тональности Dm на пятой ступени лучше звучит A7, но в той же песне в тональности Am доминантсептаккорд в открытой позиции звучит или резко, или невнятно, или сбивает с вокального интонирования. Программа для транспонирования в этом случае не учтёт особенностей обращения аккорда и не предложит благозвучную доминанту E. Поэтому при транспонировании лучше не полагаться на программы, которые переводят механически, а думать самому. Так делают опытные музыканты, держа правила транспонирования в голове. Правила не сложны, усваиваем мы их на уроках, а запомнить их помогают несколько опорных сигналов, которые я здесь размещаю. Кстати, мне, учившемуся по методике своих земляков Виктора Фёдоровича Шаталова и Майи Семёновны Винокур, система опорных сигналов: схем, таблиц, графиков, эффективно помогает всю жизнь.

Также эти таблицы тональностей удобно использовать как для подбора песен по слуху, так и для написания собственных песен. Они помогают сориентироваться в тональности и тональных функциях, исключить из подбора ненужные аккорды. Выбирать потребуется не из многих тысяч аккордов, которые можно взять на гитаре, а только из семи основных. Конечно, речь идёт о несложной, популярной музыке. Вообще же в музыке возможно всё, и талантливый композитор постарается уйти от избитых последовательностей, выйти за рамки семи ступеней. Но пока чаще случается так, что чем больше количество слушателей у вокального произведения, тем меньше в нём аккордов. Тем не менее, даже наторелые музыканты хранят в памяти знания в виде таких структурированных таблиц.

МИНОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Am
A7
A
B7 (H7) C Dm
[D]
[D7]
E
Em
E7
F G
G7
Em
E
E7
F#7
F#
G Am
[A]
[A7]
B7 (H7)
Bm (Hm)
B (H)
C D
D7
Dm
D7
D
E
E7
F Gm
[G]
[G7]
A7
Am
A
Bb (B) C
C7
Bm (Hm)
B7 (H7)
B (H)
C#7 D Em
[E]
[E7]
F#
F#m
F#7
G A
A7

Распространённые последовательности аккордов: t-s-d-t / t-d-t / II-d-t / III-VII / VII-III / Tdur-s / Tdur-s-VII-III-VI-s-d-t

dur – (от латинского durus) то же, что мажор

МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ

I
T
тоника
II III IV
S
субдоминанта
V
D
доминанта
VI VII
C
C7
Dm
[D]
Em
E
F G
G7
Am
A
B7 (H7)
G
G7
Am
[A]
Bm (Hm)
B7 (H7)
C D
D7
Em
E
F#
F#7
F
F7
Gm
[G]
Am
A7
Bb (B) C
C7
Dm
D
E
E7
D
D7
Em
[E]
F#m
F#
G A7
A
Bm (Hm)
B (H)
C#
C#7
A
A7
Bm (Hm)
[B7] (H7)
C#m
C#7
D E
E7
F#m
F#
G#
G#7

Остальные тональности можно построить аналогично, с помощью следующей памятки.

Дубль-диезы и дубль-бемоли не использовать.

Пример: Построим тональность G#m

1. Пишем буквенные обозначения звуков. Вспомним последовательность нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, (кошка ехала в такси), и построим эту же последовательность, только от ноты соль (G) и по кругу: соль, ля, си, до, ре, ми, фа.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G A B (H) C D E F

2. Добавляем ладовые различия, по аналогии с уже известными нам минорными тональностями. Субдоминанта, как правило, минорная, но могут быть варианты. Доминанта может быть любая, но на первое место ставим пока мажорную. Тоника — понятно, что минорная, но может измениться — преобразоваться в мажор и сама стать доминантой к собственной субдоминанте. Остальные ступени мажорные, а II и VII часто могут быть септаккордами на основе мажора.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
Gm
G
G7
A7 B (H) Cm
[C]
[C7]
D
Dm
D7
E F
F7

3. Пожалуй, самое трудное в вычислении — добавляем знаки альтерации. Для этого отсчитываем интервалы между звуками по принципу минорной гаммы: от соль-диез до ля — полутон, а должен быть тон — пишем ля-диез. От ля-диез до си — полутон, и должен быть полутон — оставляем си. От си до до — полутон, а должен быть тон — пишем до-диез, и т. д.

I
t
тоника
II III IV
s
субдоминанта
V
d
доминанта
VI VII
G#m
G#
G#7
A#7 B (H) C#m
[C#]
[C#7]
D#
D#m
D#7
E F#
F#7

Видеоиллюстрация:
Кому-то может показаться: ну зачем мне тональность G#m? Каподастр на 4-й лад и вся недолга. Ан нет! Вот вам, например, песня, начинающаяся в тональности C#m, которую тоже якобы можно было играть с каподастром на 4-м, но потом — бац! модуляция в Dm и мы понимаем, что всё лучше звучит именно на открытых струнах. Поэтому при случае надо разбираться и в таких тональностях.

Бриндуша (Д. Бережний – М. Вінграновський)

Вычисление знаков тональности с помощью гамм понятно, наглядно и в результате более практично, чем вычисление по порядку появления диезов и бемолей. Знаете, почему? Мажорная и минорная гаммы всегда под рукой: вот До мажор, вот ля минор на вашей гитаре. Можно увидеть последовательность интервалов и построить аналогичные от любой ноты. Система же «фа-до-соль-ре-ля-ми-си», «последний диез на ноту ниже тоники» и т. д. требует большего запоминания правил, исключений к ним, непростых вычислений ключевых знаков минорных тональностей. Попробуйте, например, определить знаки альтерации в тональностях соль-бемоль минор или Соль-диез мажор. При вычислении с помощью гамм сразу видно, что эти тональности для записи не используются. Учитывая, что работать нужно с широким кругом самых разных людей, желающих петь и аккомпанировать, рассчитывать на запоминание ими множества правил не приходится. По этой же причине в таблицах тональностей я опустил некоторые обозначения, в частности, что III и VI ступени это медианта (m) и субмедианта (sm). А самые старательные и неленивые ученики, конечно, пойдут дальше и узнают, что…

Считается, что всего тональностей 24, а не 30, из-за энгармонического равенства (совпадения): Энгармонически равные минорные тональности: G#m = Abm, соль-диез минор и ля-бемоль минор D#m = Ebm, ре-диез минор и ми-бемоль минор A#m = Bbm (Bm), ля-диез минор и си-бемоль минор Энгармонически равные мажорные тональности: B (H) = Cb, Си мажор и До-бемоль мажор F# = Gb, Фа-диез мажор и Соль-бемоль мажор C# = Db, До-диез мажор и Ре-бемоль мажор 30 − 6 = 24 Уроки пения? Вокала? Или уроки игры на гитаре? Почему важно учиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно. Кто и где обучает этому. Как не ошибиться в выборе преподавателя. Плюсы и минусы обучения в музыкальной школе. Как не попасть в сети видеошкол. Видео-уроки, персональные уроки или дистанционные уроки по скайпу онлайн — что лучше? Ответы здесь: Школа пения и аккомпанемента на гитаре Смотрите также: Гитара + Вокал. Учимся по Skype; О «правильных» схемах аккордов; Схемы аккордов для левшей; Как научиться петь и аккомпанировать на гитаре одновременно; Коллекция гитарных боёв; Схемы гитарных боёв; Универсальная таблица аккордов. Построение и аппликатуры; Универсальные схемы расположения ступеней тональностей на грифе гитары; Расположение нот на грифе гитары; Как завершить песню красиво; «Постановка голоса» Электронное учебное пособие для самоподготовки студентов; Табулатуры, аккорды, ноты и видеоразборы на заказ; Устройство гитары. Интерактивное приложение; Мотивация без криков и оценок; Из опыта работы с одарёнными учащимися; О некоторых особенностях и отличиях школы; Смешные случаи и курьёзы из моей музыкальной и педагогической практики

Источник

Оцените статью