Тонический секст аккорд это

Секстаккорд

Секстакко́рд — аккорд, который состоит из трёх звуков и является первым обращением трезвучия. Обращение происходит посредством перенесения основного тона необращённого трезвучия на октаву вверх. Интервал между двумя крайними звуками секстаккорда равен сексте, отсюда его название.

Сокращённо секстаккорд обозначается буквой, указывающей вид аккорда или его ладовое положение, и цифрой 6, обозначающей интервал сексту. Например, тонический секстаккорд обозначается, как Т6.

Виды секстаккордов по строению

Секстаккорды, подобно трезвучиям, от которых они образованы, делятся по своей структуре на четыре типа:

Название Трезвучие Секста Интервальный состав Пример
Большой (мажорный) мажорное малая м. 3 + ч. 4 до — ми-бемоль — ля-бемоль
Малый (минорный) минорное большая б. 3 + ч. 4 до — ми — ля
Увеличенный увеличенное малая б. 3 + ум. 4 до — ми — ля-бемоль
Уменьшенный уменьшенное большая м. 3 + ув. 4 до — ми-бемоль — ля

Секстаккорд • Увеличенный секстаккорд • Альтерированный • С добавленными тонами • Кластерный • Задержанный • Пауэр-аккорд

Электра • Хендрикса • Прометеев • Петрушки • Тристан-аккорд • Неаполитанский

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Секстаккорд» в других словарях:

секстаккорд — секстаккорд … Орфографический словарь-справочник

секстаккорд — обращение, трезвучие, аккорд Словарь русских синонимов. секстаккорд сущ., кол во синонимов: 3 • аккорд (13) • … Словарь синонимов

СЕКСТАККОРД — см. Трезвучие … Большой Энциклопедический словарь

секстаккорд — [см. секста] – муз. аккорд, состоящий из примы (нижнего тона), её терции и сексты; первое обращение трезвучия. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

секстаккорд — см. Трезвучие. * * * СЕКСТАККОРД СЕКСТАККОРД, см. Трезвучие (см. ТРЕЗВУЧИЕ) … Энциклопедический словарь

Секстаккорд — (музыкальный) одно из обращений трезвучия (См. Трезвучие) … Большая советская энциклопедия

Секстаккорд — первое обращение трезвучие консонирующего или диссонирующего, происходящее от перенесения основного тона необращенного трезвучия на октаву вверх. В основании С. аккорда лежит терция трезвучия. С. аккорд мажорного трезвучия заключает в себе малую… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Секстаккорд — первое обращение трезвучия; обозначается цифрой 6; образуется от перемещения осн. звука трезвучия на октаву вверх. Между нижним звуком С. терцией и перемещённым осн. звуком примой заключается интервал сексты (отсюда назв.).… … Музыкальная энциклопедия

Секстаккорд — м. Аккорд из трех звуков, включающий интервалы, терции и сексты. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

секстаккорд — секстаккорд, секстаккорды, секстаккорда, секстаккордов, секстаккорду, секстаккордам, секстаккорд, секстаккорды, секстаккордом, секстаккордами, секстаккорде, секстаккордах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Секстаккорд

Термин «секстаккорд» в современной музыке является музыкально теоретическим омонимом, так как обозначает 2 абсолютно разных аккорда. Для того, чтобы понять о каком конкретно аккорде идет речь, нужно понимать контекст.

Если это классическая гармония, то секстаккорд обозначает первое обращение трезвучия. То есть трезвучие, у которого вместо устоя в басу расположена терция аккорда.

Например, секстаккорд для трезвучия Am:

Можно заметить, что секста образуется между крайними звуками аккорда. Отсюда его название. Секстаккорд как обращение используется в современной музыке для создания плавного голосоведения.

Наиболее популярный вариант это соединение двух трезвучий расположенных на расстоянии терции. Например так:

Поп-музыка

В популярной музыке под секстаккордом подразумевается минорное или мажорное трезвучие с добавленной секстой. При этом аккорд обозначается как X6. Например, С6 или Am6.

В классической музыке данный аккорд называется аккордом с добавленной секстой.

Так как в современной музыке обращения не имеют большого значения, то термин секстаккорд более логично использовать для обозначения часто применяемого аккорда с секстой.

Так как, в обозначении аккорда используется цифра без каких либо вспомогательных символов, то по базовым правилам буквенно-цифровых обозначений она указывает на большой интервал.

Таким образом, аккорд Am6 будет записан как:

NB. Некоторые ошибочно путают минорную тональность и указание буквы m на минорность терции или минорность трезвучия. В данном аккорде, как уже было указано выше, все строго соответствует правилам обозначений аккордов:

буква m указывает на минорное трезвучие, а цифра 6 на большую сексту.

Изредка встречающийся аккорд с минорной секстой правильно обозначить как:

Am(m6):

По звучанию данный аккорд является ярко выраженным обращением аккорда maj7. Поэтому более логично записать его как Fmaj7/A.

Во времена доклассической музыки, аккорд с секстой рассматривался, как самостоятельный вид аккорда, а не как обращение подчиненное главному трезвучию. Это связано с тем, что терцовая схема и догмат тональности еще не оформились и аккорды использовались более свободно.

Здесь можно увидеть связь с современной музыкой.

Один из вариантов появления данного аккорда в музыке это естественно мелодическое движение от VI ступени к V

Также в классической музыке можно встретить прием, суть которого заключается в замене квинты септаккорда, секстой, что фактически дает звучание аккорда 13:

Современная музыка

Аккорд с секстой используется, как альтернатива обычному трезвучию. Наиболее часто его можно встретить на I и IV ступени в мажоре, а также на I, II, IV в миноре. Хотя практически данный аккорд может быть использован на любой ступени тональности.

Кроме того, в джазе минорный аккорд с секстой очень часто используется в качестве аккордового синонима. Если мы посмотрим на звуковой состав аккорда Cm6:

то увидим, что звуки входящие в его состав являются часть аккордов F9, Am7♭5, B7♭9.

Те же звуки, в качестве надстройки аккорда B7#5b9:

Неаполитанский секстаккорд

В классической музыки некоторые аккорды используются только в виде первого обращения трезвучия. Например, уменьшенное трезвучие VII ступени или неаполитанский аккорд, который можно построить на IIb ступени лада. Пример движения:

Так как 6 ступень является также по звучанию и 13, то иногда звучание секстаккорда может использоваться для имитации более сложного джазового звучания.

Обращения секстаккорда не имеют практического значения, так как аккорд имеет ярко выраженный фонизм только в основном виде. Если послушать обращения секстаккорда, то можно услышать однозначное тяготения фонизма к минорному септаккорду.

Это важная особенность секстаккорда: данный аккорд имеет звуковой состав равный минорному септаккорду, но функции у этих аккордов разные. Например, C6 может выступать в качестве устоя тональности, а Am7 не может и т.д.

Аккорды с увеличенной секстой ( дополнение)

Также в классической музыке встречается 3 вида аккордов, в которых используется увеличенная секста ( малая септима). Эти аккорды наиболее эффективно используются для энгармонических модуляций, так как звучат, как септаккорды, несмотря на сложные варианты записи.

Итальянская секста

Секстаккорд с итальянской секстой получается из альтерированного трезвучия минорной субдоминанты. Для того, чтобы получить нужный аккорд Вам нужно взять первое обращение минорного трезвучия и повысить в нем приму:

Такой подход отображает теоретическую сложность классической гармонии и ненужные усложнения в записи аккордов. Очевидно, что в реальности звучит обычный секстаккорд. Тем не менее, данный аккорд в классической гармонии обозначается как It6

Французская секста

Если в предыдущем аккорд добавить ноту D, то получить обращение альтерированного септаккорда D7b5/Ab, который также содержит увеличенную сексту.

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Секстаккорды в четырехголосии

Базовый курс гармонии. Содержание
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия с терцовым тоном в нижнем голосе. Обозначается секстаккорд цифрой 6. Функциональное значение секстаккорда в ладу то же, что и у трезвучия, от которого он образован. В хоральном четырехголосии секстаккорды используются с удвоением основного или квинтового тона.

Удвоение терцового тона применяется лишь в особых случаях, которые рассмотрены отдельно, в других темах.

В главных секстаккордах (Т6, S6, D6) традиционно удваиваются

Обратите внимание, что в секстаккордах между парами голосов сопрано-альт и тенор-альт образуются интервалы примы, октавы, кварты и квинты. Между басом и тенором – терции, сексты, децимы и терцдецимы.

Секстаккорды в четырехголосии имеют три расположения: тесное, широкое и смешанное. Все они представлены в нотных примерах.

При тесном расположении аккорда между звуками сопрано и альта, а также альта и тенора образуются интервалы от примы до кварты включительно, при широком – от квинты до октавы.

Смешанное расположение предполагает одновременное использование интервалов, свойственных как тесному, так и широкому расположению в перечисленных парах голосов.

При соединении секстаккорда и трезвучия той же ступени (Т – Т6, S – S6, D – D6 и наоборот) создается эффект перемещения одного аккорда, поэтому соединение должно быть гармоническим:

Соединение секстаккорда и трезвучия, находящихся в кварто-квинтовом и терцовом соотношении тоже должно быть по возможности гармоническим:

Секундовое соотношение секстаккорда и трезвучия создает условия только для мелодического соединения:

При скачке в верхнем голосе бас должен двигаться в противоположном направлении во избежание прямого движения сопрано и баса к октаве или квинте (скрытой октавы или квинты):

В этом случае нужно заменить виды аккордов:

При перемещении секстаккорда обычно используется гармоническое соединение при движении одного или двух голосов. Остальные два голоса остаются на месте:

При соединении двух секстаккордов необходимо следить за тем, чтобы в них были удвоены разные тоны (например, в одном – квинта, в другом – прима) во избежание параллельных прим, квинт и октав. Но лучше избегать употребления подряд 2-х секстаккордов разных функций.

Задание: 1) В следующем нотном примере, несмотря на удвоение в аккордах разных тонов, образовались параллельные квинты. Найдите их и исправьте соединение:

2) Играйте главные секстаккорды в различных мажорных тональностях в разных расположениях и мелодических положениях, запишите их.

3) Определите расположение каждого секстаккорда в приведенных выше нотных примерах.

Образец гармонизации мелодии главными трезвучиями и секстаккордами:

2-й вариант гармонизации – найдите отличия:

Источник

Оцените статью