Главные ступени лада: тоника, субдоминанта и доминанта
В мажорном или минорном ладу есть три особые ступени – первая, четвёртая и пятая. Эти ступени считаются главными, и даже по-особому называются: первая называется тоникой, четвёртая – субдоминантой, а пятая – доминантой.
В мажоре эти ступени сокращённо обозначаются большими, то есть заглавными буквами T, S и D. В миноре они записываются теми же буквами, только строчными, маленькими: t, s и d.
Например, в тональности До мажор такими главными ступенями будут являться звуки ДО (тоника), ФА (субдоминанта) и СОЛЬ (доминанта). В тональности ре минор тоникой будет звук РЕ, субдоминантой – звук СОЛЬ, а доминантой – звук ЛЯ.
УПРАЖНЕНИЕ: определите главные ступени в тональностях Ля мажор, Си-бемоль мажор, ми минор, фа минор. Не забывайте что в каждой тональности свои ключевые знаки – диезы и бемоли, и их нужно обязательно учитывать, когда вы называете звук, соответствующий нужной ступени.
- Ля мажор – тональность с тремя диезами (фа, до, соль), по буквенному способу обозначения – A-dur. Главные ступени – ЛЯ (T), РЕ (S), МИ (D).
- Тональность Си-бемоль мажор – бемольная (B-dur), в ней два знака (си-бемоль и ми-бемоль). Тоника – звук СИ-БЕМОЛЬ, субдоминанта – МИ-БЕМОЛЬ, доминанта – ФА.
- Ми минор (e-moll) – гамма с одним диезом (фа-диез). Главными ступенями здесь являются звуки МИ (t), ЛЯ (s) и СИ (d).
- Наконец, фа минор (f-moll) – это звукоряд с четырьмя бемолями (си, ми, ля, ре). Главные ступени – ФА (t), СИ-БЕМОЛЬ (s) и ДО (d).
Почему эти ступени называются главными?
Звуки в ладу делятся как бы на три команды или, если сказать по-другому, они делятся на три группы. Каждая команда звуков выполняет свою строго определённую функцию, то есть роль в процессе развития музыкального произведения.
Тоника, субдоминанта и доминанта – «главари» или «капитаны» этих трёх команд. Всех участников каждой группы мы можем легко определить, если построим трезвучие на каждой из главных ступеней – первой, четвёртой или пятой.
Если мы для примера построим нужные нам трезвучия в До мажоре, то получим следующее: трезвучие от тоники – ДО, МИ, СОЛЬ; трезвучие от субдоминанты – ФА, ЛЯ, ДО; трезвучие от доминанты – СОЛЬ, СИ, РЕ. Теперь посмотрим, какие конкретно ступени вошли в каждую из команд.
Так, в тоническую «команду» или, правильнее, в тоническую группу входят первая, третья и пятая ступень. Возможно, вы помните, что эти ступени также называются устойчивыми ступенями и вместе составляют тоническое трезвучие.
В субдоминантовой группе или в команде субдоминанты оказались такие ступени: четвёртая, шестая и первая. Это трезвучие будет называться субдоминантовым. Кстати, возможно вы заметили, что первая ступень входит сразу в две команды – в тоническую (она там главарь) и в субдоминантовую. Этому не стоит удивляться, просто данная ступень является бифункциональной (двойственной), то есть может по очереди играть то одну роль, то другую, в зависимости от того, в каком окружении она находится.
В доминантовую группу мы включим пятую, седьмую и вторую ступени. Трезвучие этой команды также называется доминантовым. И в нём тоже есть бифункциональная ступень – пятая, то есть сама доминанта, которая может как работать в своей группе, так и помогать тонике, в зависимости от того, что ей предпишет композитор.
Трезвучия на главных ступенях, которые мы с вами построили, называются главными трезвучиями лада. В них есть все звуки тональности. А ещё одна интересная их особенность заключается в том, что в мажорных тональностях главные трезвучия – большие, то есть мажорные; в минорных тональностях они малые, то есть минорные. Таким образом, главные трезвучия не только концентрируют в себе основные силы тональности, но ещё и прекрасно характеризуют её лад – мажорный или минорный.
Какие же функции выполняют эти группы и ступени?
Тоника выполняет функцию устойчивости, спокойствия. Звуки тонического трезвучия подходят для того, чтобы заканчивать ими песню или пьесу для какого-нибудь инструмента. Это очень важная функция, потому что без неё мы бы никогда не поняли, что произведение закончилось, и наступил конец, мы бы сидели в концертном зале дальше, ожидая продолжения. Кроме того, тоника всегда снимает напряжение, которое исходит от других функций.
Субдоминанту можно назвать двигателем музыкального развития. Её применение всегда связано с движением, с уходом от тоники. Очень часто через субдоминанту совершаются переходы в другие тональности, то есть модуляции. Движением по звукам субдоминанты накапливает напряжение.
Доминанта – сила, которая противоположна субдоминанте. Она тоже очень подвижна, но её напряжение гораздо больше субдоминанты, оно настолько обостряет ситуацию, что непременно требуется срочный «поиск выхода», срочное разрешение. Таким образом, если субдоминанта нас всё время уводит от тоники, то доминанта, наоборот, к ней приводит.
Как называются все остальные ступени?
Все остальные ступени, которые не относятся к главным, называются побочными. Это второй, третий, шестой и седьмой звуки в гамме. И да, они тоже имеют свои особые названия.
Начнём со ступеней, которые ближе всего находятся к тонике. Это седьмая и вторая. Их именуют вводными ступенями. Дело в том, что они неустойчивы, и очень тянутся к тонике, как правило, в неё разрешаются и потому как бы вводят нас в самый главный звук тональности, служат своеобразными проводниками. Седьмая ступень называется нижним вводным звуком, а вторая – верхним вводным.
Третья и шестая ступени называются медиантами. С латинского языка слово «media» переводится как «средний». Эти ступени являются промежуточным звеном, средней точкой по пути от тоники к доминанте или к субдоминанте. Третья ступень называется верхней медиантой (обозначается как M), а шестая – нижней медиантой или субмедиантой (ее сокращённое обозначение – Sm).
Знание главных ступеней и их функций, а также понятие о том, как звучат побочные ступени, очень помогает ориентироваться в тональности – слышать в ней построенные аккорды, интервалы, быстро подбирать аккомпанемент, правильно выстраивать фразировку и динамику во время исполнения.
Напоследок хочется ещё раз обратить ваше внимание на то, что главные ступени и устойчивые ступени – это разные вещи. Главные ступени – это первая, четвёртая, пятая, а устойчивые – первая, третья и пятая. Постарайтесь их не путать!
Видео: как звучат главные ступени в тональностях До мажор и ля минор
Источник
Песня авторская и не только
Тоника, доминанта и субдоминанта
На ступенях каждого семиступенного лада мы можем построить семь различных трезвучий. Чтобы применять эти трезвучия, нужно познакомиться с их функциями. Трезвучию каждой ступени каждого лада соответствует определенная функция.
Начнем с трех основных функций, без которых немыслима европейская классическая музыка и все основанные на ней жанры.
Первая, самая важная функция соответствует, как можно догадаться, I ступени лада. Трезвучие этой ступени называется или, короче, (аналогично названию самой ступени). Наклонение этого трезвучия (мажор или минор) всегда совпадает с наклонением тональности. И вообще, полное наименование трезвучия тоники совпадает с названием тональности (по крайней мере, в изученных нами ладах) — например, тоническое трезвучие тональности си-бемоль минор — аккорд Bm . С тонического трезвучия чаще всего начинается аккомпанемент произведения и еще чаще заканчивается на нем (однако и из той, и из другой закономерности существуют исключения). Тоника символизирует спокойствие, статику, завершенность (то, что в музыке называют «устоем»).
Вторая по важности функция соответствует трезвучию V ступени и называется . В натуральном и гармоническом мажорах, а также в гармоническом и мелодическом минорах доминанта является мажорным трезвучием. В мелодическом мажоре и натуральном миноре доминанта — минорное трезвучие. Доминанта — неустойчивый аккорд лада, символизирует стремление в тонику. Она как бы «нависает», доминирует над тоникой, грозя в нее «обрушиться» (говоря музыкальным языком, «разрешиться»). Вслед за аккордом доминанты чаще всего идет именно тоника, и предпоследним аккордом произведения (перед заключительной тоникой) часто бывает доминанта.
Наконец, третья из основных ладовых функций представлена трезвучием IV ступени и называется . В натуральном мажоре, а также в мелодическом миноре субдоминанта представлена мажорным трезвучием. В гармоническом и мелодическом мажорах, а также в натуральном и гармоническом минорах субдоминанта — минорное трезвучие. Субдоминанта более устойчива, нежели доминанта, но не столь устойчива, как тоника. Она символизирует собой «отдаленный», «альтернативный» устой, противопоставляя себя тонике. Субдоминанта как бы сообщает слушателю, что вдали от тоники тоже существуют спокойствие и статика, но они не столь совершенны, как сама тоника. Классическая последовательность в европейской музыке — уход из тоники в субдоминанту (как символ поиска альтернативы, других путей), переход в доминанту и возврат в тонику (отвержение альтернатив, возвращение к истокам). Можно заметить, что субдоминанта находится в таком же отношении к тонике, как тоника к доминанте. Действительно, например, если принять трезвучие F за тонику, то трезвучие C будет к нему доминантой. А если принять за тонику C , то F будет субдоминантой. Это следствие того, что интервалы кварты (от первой до четвертой ступени) и квинты (от первой до пятой ступени) являются обращениями друг друга.
Как мы видим, виды (наклонения) основных трезвучий зависят не только от наклонения тональности, но и от конкретного вида лада (натуральный, гармонический или мелодический). Поэтому, прежде чем перейти к выписыванию основных аккордов для конкретных тональностей сделаем небольшое отступление и определимся, какие лады предоставляют для нас наибольший интерес.
Прежде всего отметим, что песни (а именно они интересуют нас в первую очередь) содержат две составляющие: мелодию и аккомпанемент. Аккомпанемент музыкального произведения называют также . Для мажорных мелодий лады, в порядке убывания употребимости, расположены так: натуральный мажор встречается чаще всего, реже употребляется мелодический мажор, и гармонический мажор наиболее редок. Для минорных мелодий последовательность будет такой: натуральный и мелодический миноры практически равноупотребимы, а гармонический встречается значительно реже.
Но нас сейчас более интересует не мелодия, а аккорды, то есть гармония. И в гармонической составляющей частота употребления мажорных ладов будет такой, от частого к редкому: натуральный, гармонический, мелодический. Минорные же лады в гармонии по тому же критерию выстраиваются так: гармонический, натуральный, мелодический.
Т.е. два наиболее употребительных лада в гармонии — это натуральный мажор и гармонический минор. Строить конкретные аккорды мы будем в первую очередь на ступенях именно этих ладов.
Менее употребительных гармонического мажора и натурального минора мы также будем касаться в отдельных моментах. Мелодические же мажор и минор, как реже всего встречающиеся в гармонии, мы почти не будем затрагивать.
Итак, построим три главных трезвучия для двух самых важных ладов: натурального мажора и гармонического минора. Для конкретности возьмем тональности до мажор и ля минор. Получаем, для до мажора, тоника — C , доминанта — G , субдоминанта — F . Попробуйте сыграть последовательность аккордов C → F → G → C (то есть тоника → субдоминанта → доминанта → тоника).
Теперь для ля минора: тоника — Am , доминанта — E , субдоминанта — Dm . Знакомый набор, не правда ли? Конечно же, это знаменитые «три блатных», под которыми и понимают тонику, субдоминанту и доминанту гармонического минора. На последовательности Am → Dm → E → Am основан аккомпанемент многих «дворовых» песен.
А как насчет гармонического мажора и натурального минора?
В гармоническом мажоре тоника и доминанта останутся теми же, а субдоминанта станет минорной. Попробуйте сыграть C → Fm → G → C , почувствуйте отличие от канонической мажорной последовательности. Гармонический мажор, по сравнению с торжественным и пафосным натуральным, содержит некоторую «грустинку», «перчинку», которую привносит минорная субдоминанта. В авторской песне минорную субдоминанту в мажоре можно встретить у таких музыкально развитых авторов как, например, Юлий Ким, Виктор Берковский, Александр Суханов и Алексей Иващенко. Встречается она и у Визбора. Часто минорная субдоминанта соседствует с мажорной, характерна такая последовательность: C → F → Fm → G → C . Она начинается в натуральном мажоре, а на судбоминанте резко переходит в гармонический мажор. Подобные сопоставления ладов разного вида встречаются нередко.
В натуральном миноре изменит свое наклонение доминанта, она станет минорной. Таким образом, в натуральном миноре все три основных аккорда являются минорными. Классическая аккордовая последовательность, соответственно, будет выглядеть так: Am → Dm → Em → Am . Натуральный минор мрачнее гармонического, и ассоциируется со средневековой музыкой (собственно, исторически он возник раньше гармонического). В авторской песне натуральный минор широко использует, к примеру, Сергей Никитин.
И еще одно важное отступление. Выше было отмечено, что иногда вместо трезвучий в аккомпанементе используют септаккорды, построенные так же на ступенях лада. Теперь добавим, что среди всех аккордов лада есть один, который в виде септаккорда употребляется даже чаще, чем в виде трезвучия: это аккорд доминанты в натуральном мажоре и гармоническом миноре. Если посмотреть, какой именно септаккорд получается в этих ладах на пятой ступени, то получим ответ: малый мажорный септаккорд, который, как мы помним, иначе называется доминантсептаккордом. Теперь мы знаем, откуда у него такое название. Используется он настолько часто, что вообще, когда говорят об аккорде доминанты, по умолчанию, как правило, имеют в виду именно септаккорд, а не трезвучие.
Приведем, наконец, таблицу главных трезвучий для различных тональностей.
Тональность | Тоника | Субдоминанта | Доминанта |
---|---|---|---|
До мажор | C | F | G(7) |
До минор | Cm | Fm | G(7) |
Ре-бемоль мажор | D♭ | G♭ | A♭ (7) |
До-диез минор | C♯ m | F♯ m | G♯ (7) |
Ре мажор | D | G | A(7) |
Ре минор | Dm | Gm | A(7) |
Ми-бемоль мажор | E♭ | A♭ | B(7) |
Ре-диез минор | D♯ m | G♯ m | A♯ (7) |
Ми мажор | E | A | H(7) |
Ми минор | Em | Am | H(7) |
Фа мажор | F | B | C(7) |
Фа минор | Fm | Bm | C(7) |
Фа-диез мажор | F♯ | H | C♯ (7) |
Фа-диез минор | F♯ m | Hm | C♯ (7) |
Соль мажор | G | C | D(7) |
Соль минор | Gm | Cm | D(7) |
Ля-бемоль мажор | A♭ | D♭ | E♭ (7) |
Соль-диез минор | G♯ m | C♯ m | D♯ (7) |
Ля мажор | A | D | E(7) |
Ля минор | Am | Dm | E(7) |
Си-бемоль мажор | B | E♭ | F(7) |
Си-бемоль минор | Bm | Em♭ | F(7) |
Си мажор | H | E | F♯ (7) |
Си минор | Hm | Em | F♯ (7) |
В таблице приведены аккорды только для ладов натурального мажора и гармонического минора. Вы можете легко определить соответствующие трезвучия и для гармонического мажора и натурального минора, заменив, соответственно, мажорную субдоминанту на минорную или мажорную доминанту на минорную.
Обратите внимание, что в аккордах доминанты проставлена цифра семь в скобках — это служит напоминанием о том, что в данной функции употребительны как трезвучия, так и септаккорды.
В таблице приведены все 24 тональности, но у вас может возникнуть вопрос: почему некоторые тональности названы именно так, а не иначе, т.е., например, почему именно ми-бемоль мажор, а не ре-диез мажор? Ответ таков: в музыкальной нотации из двух энгармонически равных тональностей принято выбирать ту, у которой в натуральном ладу меньше альтерированных нот (т.е. нот с диезами или бемолями). Например, в тональности натуральный ми-бемоль мажор альтериртваны будут только три ноты: b, e♭ , a♭ . В тональности же натуральный ре-диез мажор альтерированными окажутся все семь нот, причем возникнут ноты с дубль-диезами. Именно поэтому о таких тональностях как ре-диез мажор говорят очень редко, а в нотной записи они практически не встречаются.
Песня авторская и не только. Тексты, аккорды, ноты.
Источник