- Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих
- 1. Антонио Вивальди. Летняя гроза
- 2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка
- 3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада
- 4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5
- 5. Ференц Лист. Грезы любви
- 6. Франц Шуберт. Аве Мария
- 7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт
- 8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»
- 9. Паганини. Каприс 24
- 10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш
- 11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»
- 12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»
- 13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5
- 14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»
- 15. Эдвард Григ. Утро
- 16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
- 17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля
- 18. Клод Дебюсси. Лунный свет
- 19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»
- 20. Арам Хачатурян. Танец с саблями
Знакомство с классической музыкой. Top 20 для начинающих
Возможно, вы в целом ощущаете интерес к классической музыке, но совершенно в ней не разбираетесь и не знаете с чего начать? В этой статье мы расскажем о некоторых достаточно знаковых и просто прекрасных произведениях для первого знакомства.
20 композиторов, представителей различных эпох, и их замечательные творения станут первой ступенью погружения в мир прекрасного.
Этот же список подойдет и для детей. Найдите 5-10 минут времени в день и послушайте эти произведения вместе. Обсудите характер, образы, а может даже нарисуйте картинку или вместе потанцуйте. Если смотрите вместе видео, то не забудьте обратить внимание, на каких инструментах и как играют исполнители, кто дирижирует оркестром, кто солист…
Кстати, не стоит пытаться уместить все в один день. Это может привести к тому, что все забудется и перепутается в голове… На первом этапе достаточно знакомиться с одним произведением за раз. А только потом добавляйте всё в плейлист и получайте удовольствие от музыки.
1. Антонио Вивальди. Летняя гроза
Полное название: Концерт №2 соль минор «Лето», RV 315 (1 часть)
Эпоха: Позднее барокко (17 век)
В качестве одного из первых произведений предлагаем обратить внимание на композитора 17 века Антонио Вивальди и его фееричное произведение для симфонического оркестра «Летняя гроза» (или «Шторм») (из цикла концертов «Времена года»).
Хотите зарядиться энергией – это произведение для Вас!
—
Концерт начинается с отдаленных раскатов грома… Далее слышны звуки дождя, который то утихает, то продолжается с новой силой. За счет многократно повторяющихся музыкальных пассажей создается реалистичное ощущение встречи с погодной стихией.
2. Иоганн Себастьян Бах. Шутка
Полное название: Сюита для оркестра №2 си минор, BWV 1067 (часть 7)
Эпоха: Позднее барокко (17 век)
Иоганн Себастьян Бах является композитором, с кого зачастую ведут отсчет классической музыки. Его произведения весьма разноплановы – есть и торжественно-трагичные, но есть и шутливо-лирические – как, например, известная «Шутка» (Badinerie из оркестровой сюиты).
—
Пьеса легкая и непосредственная, навевает игривое настроение и дарит позитив за счет нежного с переливами звучания флейты на фоне скрипичного аккомпанемента.
3. Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада
Полное название: Серенада №13 cоль мажор «Маленькая ночная серенада», KV 525 (часть 1)
Эпоха: Классицизм (18 век)
Среди всех музыкальных произведений чаще всего именно музыка Вольфганга Амадея Моцарта упоминается как лучшее лекарство от хандры и средство интеллектуального развития. И это неспроста, ведь практически вся музыка Моцарта пронизана лекостью и позитивом. «Маленькая ночная серенада», отличный образец такого «легкого жанра» классической эпохи, является одним из наиболее узнаваемых классических произведений.
—
Серенада наполнена жизнерадостностью, имеет легкий и светлый колорит и при этом полна грации. Оживленность темпа мелодии передает эмоциональный порыв. А повторяющаяся главная тема и вторящий ей аккомпанемент как бы ведут диалог между собой, приглашая слушателя окунуться в атмосферу балов прошлых веков.
4. Людвиг ван Бетховен. Симфония 5
Полное название: Симфония №5 до минор, op.67 (часть 1)
Эпоха: Классицизм (18 век)
Людвиг ван Бетховен — еще одна знаковая фигура в мире классической музыки. В свои произведения Бетховен вложил глубокий философский смысл, а его музыка призвана пробудить в человеке мыслителя. «Симфония №5», одно из наиболее часто исполняемых произведений композитора, поражает своей масштабностью и размахом. В ней сконцентрированы наиболее типичные черты творчества композитора, которые обычно формулируют как «через борьбу к победе».
—
Симфония начинается с символической темы судьбы, о которой сам Бетховен говорил, что «так судьба стучится в дверь». Видоизменяясь, она и далее проходит через все произведение. В то время как контрастная по отношению к главной теме мелодия побочной темы певучая и нежная и как бы спорит с основной. Возникает незримая картина упорной борьбы, которая переполняет все произведение.
5. Ференц Лист. Грезы любви
Полное название: Ноктюрн «Грёзы любви», S.541, №3
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
От энергичных произведений далее предлагаем перейти к романтическим. И в первую очередь рекомендуем окунуться в чарующую музыку Ференца Листа и его знаменитые «Грезы любви» — ноктюрн, посвященный его возлюбленной.
—
Тихая и грустная музыка ноктюрна в фортепианном исполнении действует умиротворяющее, хоть и вызывает легкую, но все же светлую, грусть.
6. Франц Шуберт. Аве Мария
Полное название: Семь песен из поэмы Вальтера Скотта «Дева озера». №6 — 3-я песня Эллен: «Ave Maria», op.52, №6
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
В выдающейся классической музыке немало и инструментально-вокальных произведений, зачастую навеяных религиозной тематикой. Одним из образцов такой музыки является бессмертная «Аве Мария» Франца Шуберта.
—
«Ave Maria» (от лат. «Радуйся, Мария») — одна из основных молитв Католической Церкви, обращенная к Богоматери. Слушая данную мелодию как-бы прикасаешься к чему-то возвышенному, божественному. А светлая радость, звучащая в музыке данной песни, вызывает чувство спокойствия и умиротворения.
7. Фридерик Шопен. Фантазия-экспромт
Полное название: Экспромт-фантазия до-диез минор, op.66
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
Многие музыкальные произведения были созданы как импровизации, экспромты, без предварительной подготовки. При этом возникали настоящие шедевры. Но, к сожалению, многие из них просто не записывались и не дошли до наших дней. В отношении Фантазии-экспромта Фридерика Шопена, к счастью, это не так и мы сегодня имеем возможность снова и снова возвращаться к этой музыке.
—
Мелодия начинается с медленных переливов, которые, ускоряясь, сливаются в едином потоке, как вспышки метеоритов, завораживающих своей тайной, в свете которых исчезает вся будничная суета.
8. Джоаккино Россини. Увертюра из оперы «Вильгельм Телль»
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
Увертюра к опере «Вильгельму Телль» композитора Джоаккино Россини — пожалуй, одна из наиболее известных оркестровых музык из оперного репертуара.
—
В начале увертюры слышатся призывные звуки, как бы торжественно приветствуя слушателя, после чего музыка внезапно сменяется топотом копыт и галопом, который в своем беге все активнее и активнее вовлекает в стремительный круговорот.
9. Паганини. Каприс 24
Полное название: 24 каприса, op.1, №24
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
Никколо Паганини — итальянский скрипач-виртуоз и композитор начала 19 века; один из самых выдающихся скрипачей в истории музыки. За его выступлениями с изумлением следила вся Европа, а виртуозность технического исполнения порождала слухи о том, что композитор продал душу дьяволу за свой талант. Одно из самых известных произведений Паганини «Каприс №24» стал его своеобразным символом, визитной карточкой.
—
Каприс означает сочинение в свободной форме, и в этой свободе композитор сумел в полную меру раскрыть всю величину своего таланта. В звуках каприса слушателям открывается богатая гамма чувств и настроений. И, хотя тема пьесы весьма лаконична, она повторяется как наваждение, обладая поистине завораживающим воздействием.
10. Иоганн Штраус-отец. Радецки-марш
Полное название: Марш Радецкого op.228
Эпоха: Ранний романтизм (19 век)
Ряд классических музыкальных произведений создавался к определенным военным или политическим событиям. Так, например, Марш Радецкого был написан Иоганном Штраусом-отцом в качестве приветствия войскам фельдмаршала Радецкого, возвращавшимся после подавления восстания, и впоследствии стал их парадным маршем.
—
Музыка марша торжественная и ликующая. Согласно традиции, публика сопровождает его исполнение ритмичным похлопыванием в ладоши и притоптыванием.
11. Иоганн Штраус-сын. Полька «На охоте»
Полное название: Быстрая полька «Auf der Jagd» op.373
Эпоха: Романтизм (19 век)
Сын Иоганна Штрауса продолжил музыкальные традиции отца и, хотя Иоганн Штраус-сын вошел в историю музыки как «король вальсов», он также писал и другую музыку: оперетты, марши, польки. Одной из наиболее знаменитых его пьес является «Полька «На охоте».
—
Полька – это веселый зажигательный танец, появившийся в Чехии в середине 19 века и впоследствии распространившийся в качестве бального. Музыка бодрая, радостная, темпераментная, восхищает своей легкостью и оптимизмом.
12. Жорж Бизе. «Хабанера» из оперы «Кармен»
Эпоха: Романтизм (19 век)
Хабанера из оперы Жоржа Бизе «Кармен» — яркий образец оперного искусства. Опера была написана в конце 19 века, но и по сей день является одним из самых популярных театральных представлений, реалистично повествующих об испанских буднях.
—
Пожалуй, самой яркой характеристикой данной музыки, является одно лишь высказывание: «Я не знаю, как Бизе удалось это сделать, но Испания не родила ничего более испанского, чем «Кармен»!».
13. Иоганнес Брамс. Венгерский танец №5
Полное название: 21 венгерский танец, WoO 1, №5
Эпоха: Романтизм (19 век)
Венгерские танцы Иоганнеса Брамса — самая популярная из его работ. Мелодии созданы на основе венгерских народных танцев, но именно в обработке Брамса обрели свое место в истории классической музыки.
—
Каждый из танцев несет в себе заряд энергии и позитива за счет стремительной зажигательной музыки.
14. Камиль Сен-Санс. Финал из сюиты «Карнавал животных»
Эпоха: Романтизм (19 век)
Композитора Камиля Сен-Санса чаще всего вспоминают вместе с его великолепной сюитой «Карнавал животных», которая является блестящим произведением комического характера. Сюита состоит из 14 частей, в которых можно «встретить» и диких животных (слона, антилоп, львов, кенгуру и других), и птиц (лебедя, кукушку), и рыб, и пресмыкающихся (аквариум, черепахи)… В финале же присутствуют сразу все понемножку
—
Музыка финала сюиты активная и игривая и с первых же секунд создает веселое настроение.
15. Эдвард Григ. Утро
Полное название: Сюита №1 «Пер Гюнт», op. 46, №1
Эпоха: Поздний романтизм (19 век)
Музыка Эдварда Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») — это своеобразный гимн пробуждению природы ото сна и, пожалуй, одно из самых известных произведений этого композитора.
—
Тихие звуки начала музыки как бы обозначают утреннюю дымку, легкий туман, который постепенно рассеивается под лучами встающего солнца, а мелодия тем временем становится все ярче и активнее, ознаменовывая начало нового дня.
16. Петр Чайковский. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Петр Чайковский за свою жизнь написал множество потрясающей музыки, в том числе несколько балетов, которые больше века входят в обязательный репертуар большинства театров мира. Весьма сложно сказать, какой из них наиболее популярен, поэтому для данного обзора просто остановимся на одном из его вальсов — «Вальсе цветов» из балета «Щелкунчик».
17. Николай Римский-Корсаков. Полет шмеля
Эпоха: Русский романтизм (19 век)
Полёт шмеля — оркестровая интермедия, написанная Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Данная пьеса известна благодаря своему невероятно быстрому темпу исполнения и обилию кратких и сверхкратких нот, что весьма непросто в исполнении, в связи с чем «Полёт шмеля» стал классической презентацией виртуозов-музыкантов и благодаря этому является самым известным в мире произведением композитора.
18. Клод Дебюсси. Лунный свет
Полное название: Бергамасская сюита, L 75, №3
Эпоха: Импрессионизм (19/20 века)
«Лунный свет» композитора Клода Дебюсси, как бы ни парадоксально это звучало, воплощает в звуках ночную тишину и бездонное ночное небо, создавая чувство единения с природой.
—
Музыка тихия и легкая, в некоторой степени возвышенная… словно она состоит не из нот, а из тихого света светящей луны…
19. Георгий Свиридов. Вальс из сюиты «Метель»
Эпоха: Неоромантизм (20 век)
Вальс Георгия Свиридова из сюиты «Метель» — одно из самых знаменитых произведений этого композитора. Будучи изначально созданной всего лишь музыкальным сопровождением к кинофильму, музыка оказалась настолько впечатляющей, что переросла в самостоятельное произведение, по праву занявшее свое место среди шедевров мировой классики.
20. Арам Хачатурян. Танец с саблями
Эпоха: 20 век
Танец с саблями — музыкальное произведение Арама Хачатуряна из балета «Гаянэ». Наиболее известное и узнаваемое произведение композитора, сочетающее в себе армянскую народную музыку с джазовыми элементами.
Источник