Немного о звучащих металлических порожках
Кроме того, часто можно услышать рассказы о разных лязгающих призвуках, крайне важных, значимых и требующих осмысления, если уж кто решил ставить металлический порог.
В этих историях есть логика. Но только если забыть о существовании флойдроуза.
На гитарах, видите ли, встречается такая штука — флойдроуз. А при флойдроузе обычно есть топ-лок — верхний порожек с зажимом струн. Который, в силу конструктивных особенностей, всегда делается из металла (обычно из стали). Да вы и сами знаете:
картинка из интернета
Как вы думаете, много ли ко мне за 10 лет практики приходило людей, которым был непривычен звук топ-лока на открытых? Может быть, кто-то, напротив, решил поставить на страт металлический порожек, вдохновившись божественным звуком открытых струн своего ибанеза.
Шиш там, естественно. НОЛЬ. Вы можете перекопать гитарные форумы, но таких страдальцев не встретите. Проблемы не существует.
Инструментов с флойдами и топ-локами японцы в восьмидесятые годы сделали столько, что каждый гитарист хоть раз такую гитару держал в руках. Но ни один не охренел от восхитительного (или, наоборот, ужасного) тембра открытых струн. Топ-лок ставят не ради тембра, так что музыканты не думают о его материале и не занимаются самообманом.
Уже поэтому купля-продажа металлических и других волшебных порожков ради звука — это двоемыслие, жульничество и глупость.
И сюда же: если порожек сделан хотя бы из твердого пластика (который при сдавливании не мнется, а крошится) — дальше можно уже не париться звуком. Круче металла вроде как ничего нет, но разница между ним и заурядным пластиковым порожком незначительна.
А о металле клиенту следует писать так: штука красивенькая и абсолютно не уничтожимая. Не колется, не протирается. Красиво блестит и понты разбрасывает. Это все весомые аргументы для установки. У меня лежат заготовки из прекраснейшей алюминиевой бронзы, из которой я делаю порожки в основном на ворвики и много куда еще как раз по этим соображениям. Латунь тоже имеется, работать с ней гораздо проще, чем с бронзой. Планирую также завести нейзильбер.
Этот текст я впервые опубликовал на вконтакте в конце 2015-го. В комментариях к нему было высказано несколько типичных возражений (порошковая сталь инклудед), так что рекомендую ознакомиться.
Нет совершенно ничего плохого в том, чтобы хотеть и любить какую-либо гитарную цацку только за то, что она красивенькая. Лично я вообще склонен доверять металлу сильнее, чем пластику, и (при приемлемой разнице в цене) всегда буду за металл. Это касается не только гитар, но и автомобилей, станков и прочего.
Так что желание заменить пластик на металл — НОРМАЛЬНО, с ним не стыдно работать.
А вот мифы плодить я не собираюсь. Хотя дело выгодное.
Источник
Floyd Rose: особенности и настройка легендарного тремоло
Floyd Rose – популярнейшая тремоло-система, изобретенная и запатентованная талантливым инженером Флойдом Роузом 40 лет назад. Разработка конструкции «плавающего» бриджа изменила мир рок-музыки в целом и ее тяжелых поджанров в частности. Благодаря упорству и таланту Флойда музыканты получили возможность изменять высоту звучащей ноты как в сторону повышения, так и понижения с помощью рычага, добиваться необычных вариаций эффекта вибрато, экспериментировать со звучанием натуральных и искусственных флажолетов. Но обо всем по порядку.
Конструкция тремоло-системы Floyd Rose
Классическая система Флойд Роуз Original включает в себя «плавающий» бридж, который может качаться вверх и вниз, а также топ-лок – верхний порожек с запирающими механизмами, который не даёт струнамдвигаться в пазах. Топ-лок снижает нагрузку на гитарные колки и позволяет удерживать натяжение струн там, где расположен верхний порожек. Таким образом, при качении рычагом зажатые струны всегда будут иметь одинаковое натяжение – так он помогает сохранить строй гитары даже при активной работе тремоло.
Очевидно, что использовать гитарные колки для настройки гитары с зажатым топ-локом бессмысленно: именно по этой причине сначала гитара настраивается с незатянутыми замками на верхнем порожке, а далее для текущей настройки используются специальные винты микроподстройки, расположенные на бридже.
Конструкция плавающего порожка позволяет с помощью рычага ослаблять либо усиливать натяжение струн – таким образом музыкант добивается повышения или понижения звучащих нот. Именно это отличает Floyd Rose от классических предшественников – фиксированных бриджей. Благодаря возможности «качать» рычагом строй гитары музыкант может получить очень необычное звучание: глубокое вибрато, «визжащие» флажолеты, глубокие «нырки» отдельных нот и многое другое.
Однако есть у такого удовольствия и своя цена: во-первых, это денежная стоимость Floyd Rose. Оригинальные тремоло стоят обычно в районе 100$, дополнительный бюджет также придется выделить на установку. Второй недостаток Флойда – высокие требования к точности отстройки и уходу за системой.
Если вы решили купить Floyd Rose, то помните, что замена струн займет у вас намного больше времени, нежели в случае с фиксированным бриджем или более простыми тремоло; разрыв одной струны в 99% случае полностью «убьет» строй гитары»; неаккуратное перемещение гитары в пространстве или сильный нажим ребром правой ладони на бридж могут расстроить инструмент.
Настройка гитары с Floyd Rose
Вкратце расскажем о том, каким непростым является процесс отстройки Floyd Rose Original и других «плавающих» систем на примере гитар от компании Ibanez.
ВНИМАНИЕ! Все указанные действия требуют наличия определенных навыков в области настройки гитарной фурнитуры. При неумелом обращении с тремоло вы можете нанести системе определенный вред – используйте данную схему на свой страх и риск и помните, что точную и качественную настройку Floyd Rose всегда лучше доверить мастеру.
Часть 1: замена струн
Заменить струны на инструменте с «машинкой» в целом не очень сложно, но стоит запастись определенным количеством терпения. Не забывайте о главном принципе тремоло-систем – настраивая одну струну, вы влияете на натяжение других.
Для начала подготовьте тюнер: никаких настроек на слух, по флажолету или унисону на 5/4 ладу. Настройку следует производить начиная с толстых струн, а менять струны – с тонких.
- Одновременно можно менять только одну струну, начинать стоит с самой тонкой;
- Вокруг колка стоит делать не более 2-3 аккуратных и плотных витков.
Начинаем замену струн:
- Ослабьте зажимы топлока так, чтобы струны могли свободно двигаться в пазах;
- Снимите старую первую струну и замените ее на новую, натяните до необходимой ноты, после чего сделайте пару бендов, слегка нажмите на неё за верхним порожком и возле бриджа – это поможет ей сразу же растянуться. Еще раз настройте струну до нужной ноты. Повторяйте процедуру, пока не поймете, что струна уже не так сильно растягивается и окончательно настройте ее на необходимую ноту.
- Снимите вторую струну и замените ее на новую. Повторите процедуру настройки, описанную в п. 2. Не приступайте в 3-й струне, пока не убедитесь в точности настройки первых двух.
- Замените третью струну и повторите процедуру из п. 2. Поднастройте все три новых струны – из-за особенностей системы Floyd Rose при замене одной из них расстраиваются все остальные.
- Переставьте 4-6 струны, не забывая каждый раз поднастраивать гитару. Из-за толщины и натяжения сложнее всего это будет сделать после установки шестой струны.
- Описанный процесс может показаться утомительным, однако он позволит сэкономить время и силы в дальнейшем – ваша гитара будет медленнее расстраиваться в будущем;
- Не рекомендуется сразу же фиксировать струны в топлоке – новый комплект струн должен «привыкнуть» к натяжению. Опытные музыканты советуют как минимум пару дней подержать струны отпущенными, после чего провести финальную настройку и зафиксировать зажимы в верхнем порожке. При этом пару дней, пока струны привыкают к натяжению и проходят через естественное растяжение, рекомендуется играть на инструменте почаще.
Наконец, немного о том, как подстраивать гитару с Floyd Rose, на которой установлены новые, уже растянувшиеся струны. В данном случае идем от толстых струн к тонким: сначала ослабляем зажимы в топлоке, после чего настраиваем шестую струну. Беремся за пятую, после чего проверяем шестую. Переходим к четвертой, настраиваем ее, потом проверяем пятую и шестую струны – и так далее, то есть настраиваем каждую струну, проверяя уже настроенные.
В самом конце процедуры зажимаем топлоки и наслаждаемся игрой на настроенном комплекте струн!
Часть 2: основная настройка гитары
Этап №1 – настройка угла тремоло
Очевидно, что жесткость Флойд Роуза зависит от угла его расположения: оптимальным расположением считается такое, при котором тремоло-система располагается параллельно деке с небольшим наклоном вперед. Подобная позиция увеличивает глубину качения рычага вниз, значительно снижая вероятность порвать струны.
Регулируется угол машинки с помощью специальных пружин.
Ниже на фото и иллюстрациях показаны корректные углы расположения наиболее распространенных вариантов Floyd Rose:
Edge III/Edge/Lo Pro
Edge Pro I/II
Инструменты, которые вам понадобятся: крестовая отвертка среднего (для винтов на крышке) и большого (для держателей пружин) размера.
Этапы настройки угла тремоло:
- Откручиваем винты задней крышки тремоло, снимаем крышку и открываем доступ к пружинам.
- С помощью отвертки побольше настраиваем угол – затягиваем или ослабляем держатели пружин. Поворачиваем их только в одну стороны и не более чем на один полный оборот за раз. После каждого оборота подстраиваем гитару с соблюдением частоты ноты Ля (5 лад 1 струны в стандартном строе) в 440 Гц. Учитывайте, что затягивание винтов уменьшает угол тремоло и «укладывает» машинку на корпус, а ослабление – увеличивает угол тремоло.
- После завершения настройки натяжения пружин установите обратно заднюю крышку Floyd Rose.
Что касается конкретных числовых значений, то оптимальным зазором между машинкой и корпусом для Lo-Pro Edge считается около 1.25-1.5 мм.
Переходите к следующему этапу только тогда, когда убедитесь, что угол Флойда настроен правильно и соответствует схемам и фотографиям выше. Не забывайте, что изменение натяжения пружин повлияет и на настройку мензуру и на высоту звучания струн.
Этап №2 – настройка высоты тремоло
Следующий шаг – корректируем высоту расположения струн над ладами с помощью настройки высоты расположения тремоло-системы. В данном случае рекомендованных цифр нету – вам придется ориентировать на собственные ощущения и учитывать прогиб грифа. Мы лишь приведем оптимальные значения расстояния между струной и ладовыми пластинами. Технология тут достаточно проста при условии наличия правильного прогиба грифа: опускайте струны до тех пор, пока не услышите звон на высоких ладах, после чего просто немного поднимите тремоло.
Инструменты, которые вам понадобятся: шестигранный ключ 1.5 мм и 4 мм.
Этапы настройки угла тремоло:
- Ослабляем 2 контрвинта на несколько оборотов – используем шестигранный ключ 1.5 мм.
- Поднимаем или опускаем держатели тремоло с помощью второго шестигранного ключа, делайте не более 1 полного оборота во избежание перекоса машинки.
Оптимальной высотой считается минимальная, при которой отсутствует звон на 12-24 ладах. И не забывайте, что на гитарах с Floyd Rose высота струн относительно грифа обычно выше, чем у гитар с фиксированных бриджем.
Этап №3 – настройка прогиба грифа
Если вы слышите звон на высоких ладах, значит скорее всего стоит отрегулировать высоту тремоло. Но если звон присутствует при игре на 1-8 ладах, то следует настраивать именно прогиб грифа.
Прогиб грифа является плавающей величиной – он меняется и от перепадов влажности, и от изменения температуры. Проверяется прогиб с помощью зажатия струны на 1 и 24 ладу – в районе 7 лада вы должны видеть маленький просвет.
Инструменты, которые вам понадобятся: ключ для регулировки анкера, маленькая крестовая отвертка для откручивания винтов на крышке анкера.
Этапы настройки прогиба грифа:
- Снимаем крышку на голове грифа, которая закрывает анкер.
- Зажимаем 6 струну на первом и последнем ладу, измеряем просвет на седьмом – в идеальном случае он должен составлять 0.2-0.5 мм.
- Отрегулируйте анкер – не более четверти-трети оборота за раз. Для увеличения расстояния между струной и 7 ладом отпустите анкер, для уменьшения – затяните анкер.
- Настройте инструмент.
- Подождите 1 час и проверьте просвет еще раз.
- Закрутите крышку анкера обратно.
Самый важный совет: не спешите, так как гриф приходит в устойчивое состояние не сразу.
Этап №4 – настройка высоты на 0 ладу
Если даже после корректировки высоты тремоло и работы с прогибом грифа высота струн достаточно велика, то следует обратить внимание на верхний порожек.
Топлок должен обеспечивать такую высоту, чтобы игра на открытой струне не сопровождалась звоном, но при этом расстояние между струнами и ладами не должно быть большим.
Суть настройки сводится к тому, чтобы добиться минимально возможной без звона высоты струны над 1 ладом. Если вы сделаете высоту слишком малой и струны начнут цепляться за первые ладовые пластины, то придется использовать подкладки под зажимы. Именно поэтому мы рекомендуем доверить данную работу мастеру, если вы не уверены в собственных умениях.
Этап №5 – настройка высоты датчиков
От высоты расположения звукоснимателей зависит и комфорт игры, и динамика звучания вашего инструмента. Чаще всего музыканты стремятся добиться минимального, но в то же время достаточно расстояния, при котором звукосниматели не воздействуют на струны и не мешают игре. При слишком далеком расположении катушек от струн значительно ухудшаться частотные характеристики сигнала, снизится сустейн.
Как измерить расстояние между струнами: зажмите струну на 24 ладу и сделайте достаточно сильный щипок струны. Если при вибрации струна не задевает звукосниматель и находится на расстоянии минимум 1.5-2 мм, то можете пропустить этот шаг.
Инструменты, которые вам понадобятся: маленькая крестовая отвертка, маленькая плоская отвертка.
Проверяйте сигнал после каждого поворота винтов звукоснимателей. Ищите оптимальное расстояние исходя из мощности сигнала и рекомендуемого расстояния между струной и звукоснимателем, указанного выше. Не забывайте, что динамика звучания каждой из струн должна быть примерно одинаковой, допускается немного более громкий звук на 1-3 струнах. Исходя из этого настройте отклонение звукоснимателя от каждой из струн.
Этап №6 – настройка мензуры
Данный этап позволить добиться точного строя гитары на протяжении всей струны. Вам потребуется наличие тюнера – даже не пытайтесь производить настройку мензуры на слух.
Этапы настройки мензуры:
- Ослабьте зажимы топлока, настройте гитару.
- Начинаем настройку: сравниваем высоту натурального флажолета на 12 ладу и ноту на 12 ладу шестой струны. Если они совпадают – можете переходить к следующей струне. Если нет, то необходимо регулировать положение ползунка.
- Если прижатая на 12 ладу нота ниже, чем флажолет, то мензуру следует уменьшить, то есть придвинуть ползунок ближе к грифу. Если нота выше, то отодвигаем ползунок от грифа, увеличивая мензуру.
После работы с 12 ладом проверьте высоту звучания на каждом ладу – особенно часто проблемы с интонированием могут встречаться на 15 ладу и выше. Если на 12 ладу нота и флажолет строят нормально, а на высоких ладах есть проблемы – следует обратиться к гитарному мастеру.
Часть 3: дополнительные настройки
Натяжение пружин тремоло
Согласитесь, что с гитарами, оборудованными тремоло типа Floyd Rose и аналогичными системами, часто бывают следующие ситуации: вы берете в руки гитару своего друга или магазинный инструмент и сразу же чувствуете, как прекрасно он «лежит» в руке, как удобно на нем играть и, в частности, пользовать рычагом тремоло.
Во многом эти ощущения, конечно же, зависят от качества настройки основных параметров гитары – о них мы говорили выше. Однако один из важных аспектов – регулировка натяжения пружин вашей тремоло-машины.
Сразу же отметим, что убрав одну из пружин тремоло вы не сможете добиться более слабого натяжения струн и сделать их мягче. Однако вы вполне можете регулировать жесткость хода пружин и сейчас мы расскажем вам, как это сделать:
- Если пружины новые, то их стоит растянуть – проще всего это сделать, подложив между корпусом и задней частью тремоло какой-нибудь небольшой предмет. Вполне подойдет кусочек пластмассы, металла или деревянные брусок – единственное, что следует учитывать, что не нужно сильно прогибать тремоло. Хватит высоты примерно в 0.3 – 0.5 см, не забудьте обернуть подкладываемый предмет тряпочкой или изолентой для того, чтобы защитить корпус от трещин и царапин. Обычно для растяжения пружин хватает 2-3 дня – после удаления предмета отрегулируйте натяжение пружин и настройте свой инструмент.
- Похожего результата можно добиться, увеличивая нагрузку на каждую из пружин – просто удалите на ночь одну из них. Спустя сутки поставьте пружину обратно (кстати, этот вариант проще, так как нет необходимости в настройке гитары после процедуры) и удалите уже другую пружину. Таким образом, за неделю каждую из них вы сможете снять по пару раз – это легче и безопаснее, чем растягивание пружин первым способом.
Как ослабить натяжение струн?
Этот очень популярный вопрос задают многие новички, впервые столкнувшиеся с системами Флойд Роуз.
Для начала вам стоит понять, что данные тремоло разрабатывались под определенные комплекты струн, в большинстве случаев это комплекты .009 — .042 в стандартном строе. Именно такое сочетание гарантирует оптимальное натяжение струн и адекватную нагрузку на тремоло.
Хотите сделать натяжение слабее? Используйте более тонкий комплект в том же строе, либо используйте свой любимый калибр струн, но в более низком строе (попробуйте перестроить инструмент на полтона-тон ниже). Не забывайте, однако, что калибр под каждый строй высчитывается неспроста: эксперименты с использованием комплектов струн не под «свой» строй могут повлиять на частотные характеристики звучания, уменьшить сустейн и т.д.
Статьи о выборе калибра струн и натяжении струн:
Правильное крепление пружин тремоло
Многие гитаристы для экспериментов с жесткостью тремоло Floyd Rose и ему подобных меняют положение пружин с параллельного на «стрелу», то есть сдвигая место крепления крайних пружин к центральной со стороны регулировочных винтов. Уверяем вас, что в этом абсолютно нет смысла кроме ситуации, когда пружины уже сильно растянуты и у вас нет возможности приобрести новые.
Как изменить сопротивления при вращении рычага
Каждый музыкант сам выбирает комфортное для него положение рычага – одним гитаристам нравится, когда он жестко расположен параллельно струнам, другие же, как например Steve Vai, делают выбор в пользу свободного расположения, то есть когда рычаг болтается.
Инструменты, которые вам понадобятся: изолента или скотч, небольшие плоскогубцы или пинцет, небольшая плоская отвертка.
Этапы настройки сопротивления рычага при вращении:
- Вытаскиваем рычаг;
- Удаляем 2 прокладки из нейлона;
- В каждый из пазов подкладываем немного изоленты (скотча)
- Возвращаем обратно прокладки
- Снова закручиваем рычаг
Если сопротивление все еще достаточно слабое, значит нужно добавить еще изоленты (скотча), соответственно если рычаг крутится слишком туго – удалите лишнюю изоленту (скотч).
Блокируем тремоло-систему для быстрого изменения строя гитары
Одна из проблем плавающих систем типа Флойд Роуз – невозможность быстро изменить строй гитары, допустим, на полтона или понизить шестую струну на тон для получения дроп-строя.
Однако существует способ полной блокировки системы, который позволит и относительно быстро перестроить инструмент, и использовать микроподстройку – правда при этом тремоло превращается в обычный фиксированный бридж.
Для полной блокировки вы можете поместить небольшой кусочек дерева между декой и пружинной системой, после чего снимается центральная пружина: таким образом удается сделать тремоло неподвижным и перестраивать гитару в любой момент не опасаясь, что угол машинки поменяется.
Инструменты, которые вам понадобятся: шестигранный ключ на 3 мм и крестовая отвертка среднего размера.
Этапы блокировки Floyd Rose:
- Отпускаем зажимы топлока.
- Снимаем заднюю крышку тремоло – там, где расположены пружины.
- Вставляем между пружинным блоком и тремоло брусок: его размеры узнайте заранее, измерив свободное пространство в своей гитаре (см. фото). Обязательно убедитесь в том, что угол расположения тремоло-системы не меняется после помещения бруска. Для точной корректировки размеров бруска и защиты корпуса от повреждения можно использовать изоленту.
- Удалите центральную пружину – таким образом механизм упрется в брусок. Добиться этого можно также просто ослабив натяжение с помощью регулировочных винтов.
Вот и все – теперь вы обладатель гитары с фиксированным Floyd Rose и можете изменить строй, когда вам вздумается!
Источник