Транскрипции баха для гитары

Транскрипции баха для гитары

Автор: В. Кузнецов
Год: 1999
Издательство: Композитор
Страниц: 60
Формат: PDF
Размер: 4,3 МВ
Язык: русский

Сегодня барочная музыка переживает свое второе рождение — в моду возвращается ее аутентичное исполнение без модернистских прикрас, одновременно появляется множество аранжировок, переложений, транскрипций старинной музыки для самых разных инструментов, что позволяет значительно расширить круг ее исполнителей. Представляем вашему вниманию сборник гитарных транскрипций произведений великого Иоганна Себастьяна Баха, рассчитанный на одного, двух и трех гитаристов. Создатель транскрипций Владимир Кузнецов практически целиком полагается на авторский замысел, не нарушая изначальный полифонический и гармонический баланс между голосами — «участниками» — отсюда и колеблющееся количество исполнителей: исходя из фактуры изложения, количества и «качества» голосов музыкальной ткани. Источники транскрипций самые разнообразные: от произведений, которые несут, в первую очередь, дидактическую, обучающую функцию (пьесы из нотной тетради Анны Магдалены Бах, Маленьких прелюдий и фуг для клавира), до более художественных, концертных (отдельные части из Концерта для клавира с оркестром, Скрипичной сонаты, переработанного Бахом для клавира концерта Алессандро Марчелло).

1. Preamble BWV 875a
2. Aria (Andante) BWV 1033/1
3. Gavotte BWV 816/IV
4. Largo BWV 1056/11
5. Menuet BWV Anh. 116
6. Adagissimo BWV 992/III
7. Fantasia BWV 912
8. Largo BWV 1005/111
9. Prelude BWV 929
10. Polonaise BWV Anh. 119
11. Fugato BWV 962
12. Aria BWV 515b
13. Adagio BWV 1005/1
14. Prelude BWV 935
15. Adagio BWV 974/11
16. Prelude BWV 936
17. Menuet BWV Anh. 115
18. Scherzo BWV 827/Vi
19. Siciliana BWV 1001/111
20. Menuet I BWV 814/V
Menuet II (trio) BWV 814/VI
21. Invention No 9 BWV 780
22. Bourree I BWV 831/VI
Bourre II (trio) BWV 831/VII

Читайте также:  Доля воровская ноты для кларнета

Источник

Транскрипции баха для гитары

Андрес Торрес Сеговия (исп. Andrés Torres Segovia, c 1981 г. с добавлением титула маркиз де Салобренья, исп. marqués de Salobreña; 21 февраля 1893, Линарес — 3 июня 1987, Мадрид) — испанский гитарист, считающийся отцом современной академической гитары.

Сеговия с детства мечтал сделать гитару столь же признанным инструментом в области академической музыки, как фортепиано или скрипка. Он начал учиться игре на гитаре с детства у своих родственников, вдохновляясь в качестве образца виртуозной техникой гитаристов, исполняющих фламенко. В отрочестве Сеговия переехал в город Гранада, где брал уроки игры на гитаре, а в 16-летнем возрасте выступил с первым концертом в Мадриде, исполняя транскрипции различных произведений, сделанные для гитары Франсиско Таррегой, и выполненные им самим переложения Иоганна Себастьяна Баха. Ранние выступления Сеговии были встречены прохладно — отчасти в связи с тем, что его исполнительская техника заметно отличалась от техники Тарреги и большинства его учеников: вслед за Мигелем Льобетом (у которого, возможно, Сеговия успел получить несколько уроков) он играл с использованием не только подушечек пальцев, но и ногтей, что делает звук сильнее и резче (существует точка зрения, что это различие связано со стремлением Сеговии вынести гитару из гостиных и салонов в большие концертные залы).

Начиная с середины 1910-х гг. исполнительское мастерство Сеговии завоёвывало для академической гитары всё большее признание в Испании. В 1919 и 1921 гг. состоялись его первые гастроли в Южной Америке, а в 1921 году — первая поездка в США. Постоянно расширяя гитарный репертуар (в этом состояла одна из главных заслуг этого музыканта), Сеговия перекладывал для гитары широкий круг сочинений разных авторов — в том числе такие выдающиеся и сложные произведения, как «Легенда» Исаака Альбениса и Чакона Баха. В то же время Сеговия обращался к композиторам-современникам с просьбой писать для гитары, и со временем испанские, а также европейские и латиноамериканские композиторы (Ф. Морено Торроба, Х. Турина, М. Кастельнуово-Тедеско, М. Понсе и др.) начали откликаться. Длительным оказалось творческое содружество Сеговии и с Эйтором Вилла-Лобосом, написавшим для знаменитого гитариста целый ряд произведений, начиная с известных «Двенадцати этюдов».

Читайте также:  Мамочка мама прости дорогая аккордами

С середины 1950-х гг. Сеговия много преподавал — сперва в Сиене, а затем в Сантьяго-де-Компостела, где также много способствовал созданию местного музыкального фестиваля. Среди его учеников множество выдающихся современных гитаристов (Д. Вильямс, Д. Брим, А. Диас, К. Паркенинг и др.)

В 1958 году Сеговия стал обладателем премии Грэмми за лучшую запись сольной академической музыки.

В 1981 году король Испании Хуан Карлос I в знак признания заслуг Сеговии перед испанской культурой возвёл его в дворянское достоинство с титулом маркиза. В 1985 году Сеговии была присуждена престижнейшая награда в мире академической музыки — Премия Эрнста Сименса.

До глубокой старости Андрес Сеговия продолжал концертную и педагогическую деятельность. Более семидесяти лет длился творческий путь этого великого артиста!

*Материал из Википедии

1.Suite for Lute in E minor, BWV 996: 2nd movement, Allemande (2:26)
Common Name Suite For Lute
Catalog No. BWV 996
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Allemande / Baroque Period / Dance / Suite
Date Written circa 1708-1717
Period Baroque
Country Weimar, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 12/1968
Notes Arranged: Andres Segovia

2. Partita for Lute in C minor, BWV 997: 3rd movement, Sarabande (3:59)
Common Name Partita For Lute
Catalog No. BWV 997
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Partita / Sarabande
Date Written 1737-1741
Period Baroque
Country Leipzig, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 12/1968
Notes Transcribed: Andres Segovia

3. Partita for Lute in C minor, BWV 997: 4th movement, Gigue (2:45)
Common Name Partita For Lute
Catalog No. BWV 997
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Gigue / Partita
Date Written 1737-1741
Period Baroque
Country Leipzig, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 12/1968
Notes Transcribed: Andres Segovia

4. Partita for Violin solo no 1 in B minor, BWV 1002: 5th movement, Sarabande (3:06)
Common Name Partita For Violin Solo
Catalog No. BWV 1002
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Partita / Sarabande
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 03/1967
Notes Transcribed: Andres Segovia

5. Partita for Violin solo no 1 in B minor, BWV 1002: 7th movement, Tempo di Bouree (3:35)
Common Name Partita For Violin Solo
Catalog No. BWV 1002
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Bouree / Partita
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 03/1967
Notes Transcribed: Andres Segovia

6. Partita for Violin solo no 1 in B minor, BWV 1002: Double (3:14)
Common Name Double, Partita For Violin Solo
Catalog No. BWV 1002
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Double / Partita
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue Madrid, Spain
Recording Date 03/1967
Notes Transcribed: Andres Segovia

7-12. Suite for Cello solo no 3 in C major, BWV 1009 (24:03)
Common Name Suite For Cello Solo
Catalog No. BWV 1009
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Suite
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 04/1961
Notes Transcribed: John Duarte

13. Suite for Cello solo no 1 in G major, BWV 1007: 1st movement, Prelude (2:17)
Common Name Suite For Cello Solo
Catalog No. BWV 1007
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Prelude / Suite
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 03/1952
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording. This selection is a mono recording.

14. Suite for Cello solo no 6 in D major, BWV 1012: 5th movement, Gavotte (3:50)
Common Name Suite For Cello Solo
Catalog No. BWV 1012
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Gavotte / Suite
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 03/1952
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording. This selection is a mono recording.

15. Partita for Violin solo no 2 in D minor, BWV 1004: 5th movement, Chaconne (13:51)
Common Name Partita For Violin Solo
Catalog No. BWV 1004
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Chaconne / Partita
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 06/1954
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording.

16. Prelude for Lute in C minor, BWV 999 (1:16)
Common Name Prelude For Lute
Catalog No. BWV 999
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Prelude
Date Written circa 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 06/1954
Notes Arranger: Andres Segovia. This selection is a mono recording.

17. Partita for Violin solo no 3 in E major, BWV 1006: 3rd movement, Gavotte en rondeau (2:54)
Common Name Gavotte En Rondeau, Partita For Violin Solo
Catalog No. BWV 1006
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Gavotte / Partita / Rondeau
Date Written 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Venue New York City
Recording Date 06/1954
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording.

18. Fugue for Lute in G minor, BWV 1000 (5:07)
Catalog No. BWV 1000
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Fugue
Date Written circa ?1725
Period Baroque
Country Leipzig, Germany
Recording Studio
Recording Date 07/1955
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording.

19. Sonata for Violin solo no 1 in G minor, BWV 1001: 3rd movement, Siciliano (3:18)
Common Name Sonata For Violin Solo
Catalog No. BWV 1001
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Siciliana / Sonata
Date Written 1720
Period Baroque
Country Köthen, Germany
Recording Studio
Recording Date 02/1952
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording.

20. Suite for Lute in E minor, BWV 996: Bouree (1:36)
Common Name Suite For Lute
Catalog No. BWV 996
Composer Johann Sebastian Bach (1685 — 1750)
Performer Andres Segovia (Guitar)
Genre Baroque Period / Bouree / Suite
Date Written circa 1708-1717
Period Baroque
Country Weimar, Germany
Recording Studio
Recording Date 02/1952
Notes Transcribed: Andres Segovia This selection is a monaural recording.

Источник

Тема: Гитарные переложения Баха

Опции темы
Поиск по теме

Гитарные переложения Баха

некда короче мне пристроится, пусть модератор перекинет куда сочтет нужным.

Один раз попытался – попытаюсь другой.

Гитарные транскрипции Баха.
Их можно поделить на:
1)собственно лютневые и не только произведения Баха, которые исполняются на гитаре без переложения
2)скрипичные и виолончельные пьесы в переложениях кроме Сеговии
3)скрипичные, лютневые, виолончельные пьесы в переложениях Сеговии

Первая группа имеет как и признанных фаворитов, типа лютневой сюиты e – moll, которую никто и не пытается перекладывать, так и аутсайдеров, вроде исполнения прелюдий из ХТК которое я слышал лет 10 назад в Питере (гитариста не помню), но совладать с этим делом он смог благодаря своим физическим данным (большие руки — использовал большой палец левой руки играя «через» гриф и при этом практически без напряжения играл остальными пальцами), он же играл прелюдию c-moll (из маленьких прелюдий) в оригинале, а не в d-moll как в у Сеговии.

Вторая группа, разного рода переложения выполненные гитаристами (Пухолем, Таррегой и менее известными), большинство из переложений в устоявшейся традиции ушли в тень переложений Сеговии.

Третья группа – знаменитые транскрипции Сеговии.

О чем собственно речь.
Транскрипции Сеговии давно стали традиционно исполняемыми и авторитетными, по отношению к другим версиям. Однако в последнее время активно пополняется первая и вторая из перечисленных мне групп. В частности регулярно переиздаваемые Тороповым аутентичные тексты лютневых пьес Баха. Помимо сюиты e-moll, присутствуют и сюиты a-moll, E – dur, d-moll и другие пьесы. Вопрос в следующем: ряд пьес представленных в этих сборниках широко известны как части скрипичных и виолончельных сонат и партит, и являются чаще всего транспонированными вариантами для лютни, о которых даже неизвестно делал ли их Бах сам, или просто какой-то любитель музыки. У некоторых из этих пьес есть знаменитые переложения Сеговии (Один Рондо – Гавот например чего стоит) . Так вот — переложениям Сеговии свойственна насыщенная вертикаль (как скажем существуещая ф-но редакция нотной тетради Анны Магдалены Бах с очень насыщенной вертикалью, что совершенно неопрвданно), это и понятно — гармонические возможности гитары шире чем у скрипки и виолончели, но в то же время аутентичные варианты имебт такую остроту, прозрачность и сухость, что варианты сеговии звучат по сравнению с ними несколько «романтизировано», при этом првда они очень «гитарные» в том представлении о «гитарности», которое сложилось на основе испанской школы!.
К тому же Сеговия перекладывал отдельные части сюит, партит и сонат, представляя их как отдельные пьесы, не соблюдая тонального единства, даже прелюдии и фуги из одного цикла в его переложениях могут быть представлены отдельно в разных тональностях, т.е. их объединить при всем желании не получится. Если есть люди сталкивающиеся с этим вопросом тем или иным образом, буду рад услышать ваши впечатления и мысли по этому поводу.

Кстати попутно в сборнике Торопова знаменитая фуга a-moll (у Тарреги) (в скрипичном варианте g – moll) записана в e-moll – без транспорта. То есть ноты те же, просто при ключе стоит f#, и где нужно по тексту случайные знаки. Очень любопытно, очевидно кварто-квинтовое соотношение тональностей, и понятно, что модуляции туда-обратно будут, но такого толкования в записи я раньше не встречал.

Re: Гитарные переложения Баха

1.Уже установлено что Бах не писал для лютни, хоть и имел двух учеников лютнистов, Кребса и Штраубе.
Он писал для лаутенверка, т.е. клавесина имитирующего звук лютни.

2.Транскрипции Сеговии уже давно перешли в разряд безвкусицы.

3.Непонятно в чем вопрос.

некда короче мне пристроится, пусть модератор перекинет куда сочтет нужным.

Один раз попытался – попытаюсь другой.

Гитарные транскрипции Баха.
Их можно поделить на:
1)собственно лютневые и не только произведения Баха, которые исполняются на гитаре без переложения
2)скрипичные и виолончельные пьесы в переложениях кроме Сеговии
3)скрипичные, лютневые, виолончельные пьесы в переложениях Сеговии

Первая группа имеет как и признанных фаворитов, типа лютневой сюиты e – moll, которую никто и не пытается перекладывать, так и аутсайдеров, вроде исполнения прелюдий из ХТК которое я слышал лет 10 назад в Питере (гитариста не помню), но совладать с этим делом он смог благодаря своим физическим данным (большие руки — использовал большой палец левой руки играя «через» гриф и при этом практически без напряжения играл остальными пальцами), он же играл прелюдию c-moll (из маленьких прелюдий) в оригинале, а не в d-moll как в у Сеговии.

Вторая группа, разного рода переложения выполненные гитаристами (Пухолем, Таррегой и менее известными), большинство из переложений в устоявшейся традиции ушли в тень переложений Сеговии.

Третья группа – знаменитые транскрипции Сеговии.

О чем собственно речь.
Транскрипции Сеговии давно стали традиционно исполняемыми и авторитетными, по отношению к другим версиям. Однако в последнее время активно пополняется первая и вторая из перечисленных мне групп. В частности регулярно переиздаваемые Тороповым аутентичные тексты лютневых пьес Баха. Помимо сюиты e-moll, присутствуют и сюиты a-moll, E – dur, d-moll и другие пьесы. Вопрос в следующем: ряд пьес представленных в этих сборниках широко известны как части скрипичных и виолончельных сонат и партит, и являются чаще всего транспонированными вариантами для лютни, о которых даже неизвестно делал ли их Бах сам, или просто какой-то любитель музыки. У некоторых из этих пьес есть знаменитые переложения Сеговии (Один Рондо – Гавот например чего стоит) . Так вот — переложениям Сеговии свойственна насыщенная вертикаль (как скажем существуещая ф-но редакция нотной тетради Анны Магдалены Бах с очень насыщенной вертикалью, что совершенно неопрвданно), это и понятно — гармонические возможности гитары шире чем у скрипки и виолончели, но в то же время аутентичные варианты имебт такую остроту, прозрачность и сухость, что варианты сеговии звучат по сравнению с ними несколько «романтизировано», при этом првда они очень «гитарные» в том представлении о «гитарности», которое сложилось на основе испанской школы!.
К тому же Сеговия перекладывал отдельные части сюит, партит и сонат, представляя их как отдельные пьесы, не соблюдая тонального единства, даже прелюдии и фуги из одного цикла в его переложениях могут быть представлены отдельно в разных тональностях, т.е. их объединить при всем желании не получится. Если есть люди сталкивающиеся с этим вопросом тем или иным образом, буду рад услышать ваши впечатления и мысли по этому поводу.

Кстати попутно в сборнике Торопова знаменитая фуга a-moll (у Тарреги) (в скрипичном варианте g – moll) записана в e-moll – без транспорта. То есть ноты те же, просто при ключе стоит f#, и где нужно по тексту случайные знаки. Очень любопытно, очевидно кварто-квинтовое соотношение тональностей, и понятно, что модуляции туда-обратно будут, но такого толкования в записи я раньше не встречал.

Источник

Оцените статью