- Игра на гитаре
- Транспозиция мелодии.
- Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
- Транспонирование аккордов – что это такое?
- Для чего нужно транспонировать аккорды?
- Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
- В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
- Песня исполняется в другой тональности
- Четыре способа транспонирования аккордов
- Сайты с функционалом транспонирования
- Программа CoverTon
- Использование каподастра для смены тональности
- Таблица транспонирования аккордов
- Модуляция аккордов
- Модуляция в музыке
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”
Игра на гитаре
Транспозиция мелодии.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | D | Eb | F | G | Ab | B |
2 | Dm | D | E | F | G | A | B | C |
3 | Em | E | F# | G | A | H | C | D |
4 | Fm | F | G | Ab | B | C | Db | Eb |
5 | Gm | G | A | B | C | D | Eb | F |
6 | Am | A | H | C | D | E | F | G |
7 | Bm | B | C | Db | Eb | F | Gb | Ab |
8 | Hm | H | C# | D | E | F# | G | A |
9 | C | C | D | E | F | G | A | H |
10 | D | D | E | F# | G | A | H | C# |
11 | E | E | F# | G# | A | H | C# | D# |
12 | F | F | G | A | B | C | D | E |
13 | G | G | A | H | C | D | E | F# |
14 | A | A | H | C# | D | E | F# | G# |
15 | B | B | C | D | Eb | F | G | A |
16 | H | H | C# | D# | E | F# | G# | B |
I, IV и V – устойчивые ступени, на которых располагаются: T – тоническое трезвучье, S – субдоменантовое трезвучье и D – доминантсептаккорд.
№ | Тональности | I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Cm | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H |
2 | C#m | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
3 | Dm | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db |
4 | D#m | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D |
5 | Em | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
6 | Fm | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
7 | F#m | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
8 | Gm | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb |
9 | G#m | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
10 | Am | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
11 | Bm | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
12 | Hm | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
I T | II | III | IV S | V D | VI | VII | |||||||
13 | C | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H |
14 | C# | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C |
15 | D | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# |
16 | Eb | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D |
17 | E | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# |
18 | F | F | Gb | G | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E |
19 | F# | F# | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F |
20 | G | G | G# | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# |
21 | Ab | Ab | A | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G |
22 | A | A | B | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# |
23 | B | B | H | C | Db | D | Eb | E | F | Gb | G | Ab | A |
24 | H | H | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | B |
Например, возникает необходимость транспонировать последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am из тональности Am в тональность Dm .
Выписываем из таблицы соответствующие ступени тональностей Am и Dm (см. строки 6 и 2 Краткой таблицы тональностей) одна под другой.
I | IV | V | I | |
Тональность Am | A | D | E | A |
Тональность Dm | D | G | A | D |
Далее проставим соответствующие цифровые обозначения аккордов. Таким образом, последовательность аккордов Am – Dm – E7 – Am транспонируется в Dm – Gm – A7 – Dm.
Источник
Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
Транспонирование аккордов – что это такое?
Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.
Для чего нужно транспонировать аккорды?
Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр .
В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.
Песня исполняется в другой тональности
Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.
Четыре способа транспонирования аккордов
Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.
Сайты с функционалом транспонирования
На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.
Программа CoverTon
Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.
Как ей пользоваться:
- Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
- Откройте файл «coverton.html»;
- В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
- После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
- Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.
Использование каподастра для смены тональности
Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.
Таблица транспонирования аккордов
Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:
- в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
- в столбце найдите тот, на который хотите поменять
- все остальные аккорды находятся точно также
Пример
У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em
Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em
Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.
Выглядеть это будет так:
Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.
Модуляция аккордов
Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.
Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.
Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.
Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.
Модуляция в музыке
В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.
Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.
Заключение
Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”
Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.
Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.
На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.
Источник