Транспонирование аккордов для укулеле

Содержание
  1. Все основные аккорды для миниатюрной гитары укулеле
  2. Немного об укулеле
  3. Строй укулеле
  4. Аккорды
  5. Мажорные аккорды
  6. Игра боем и перебором
  7. Типичные ошибки при игре
  8. Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.
  9. Транспонирование аккордов – что это такое?
  10. Для чего нужно транспонировать аккорды?
  11. Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала
  12. В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды
  13. Песня исполняется в другой тональности
  14. Четыре способа транспонирования аккордов
  15. Сайты с функционалом транспонирования
  16. Программа CoverTon
  17. Использование каподастра для смены тональности
  18. Таблица транспонирования аккордов
  19. Модуляция аккордов
  20. Модуляция в музыке
  21. Заключение
  22. ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
  23. 2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”

Все основные аккорды для миниатюрной гитары укулеле

Укулеле. Эти небольшие изящные четырехструнные инструменты, так похожие на маленькие гитары, появились из их упрощенной португальской версии под названием кавакиньо и любви гавайцев к музыке. Популярными укулеле стали после выступлений гавайских исполнителей в США и быстро завоевали интерес музыкантов, играющих кантри, джаз и фольк-музыку. Благодаря своей простоте для новичков и необычному звуку мини-гитара стала одним из популярнейших инструментов для игры в мире.

Немного об укулеле

Существует около десяти разных видов инструмента, все они отличаются размерами и звучанием.

Тремя самыми популярными и известными в мире принято считать укулеле сопрано, –концерт и –тенор, менее распространены укулеле баритон и –контрабас.

Длина самой маленькой модели – сопрано – всего 51 сантиметр, и она считается эталоном среди инструментов данного типа.

Строение укулеле почти полностью повторяет гитару, за исключением того что у первый инструмент четырехструнный, и у него более короткий и тонкий гриф и сравнительно небольшая дека. Поэтому игра на этом инструменте заметно проще, чем на гитаре.

При правильной позе и постановке инструмента игра станет чище и удобнее. При этом неважно, как играть на укулеле, стоя или сидя – позиция инструмента остается неизменной.

Нужно взять гриф левой рукой, расположив его на сгибе кисти, чтобы было удобно зажимать лады. Сам инструмент декой упирают в согнутый локоть правой руки.

Если же музыкант левша, все происходит наоборот – инструмент придерживают за гриф правой рукой, упирая в локоть левой. Правши звуки извлекают подушечками пальцев правой руки при переборе струн, а при игре боем – ногтями пальцев той же руки при игре вниз и подушечками – при игре вверх.

Строй укулеле

Струны принято настраивать, исходя из его разновидности, жанра игры и предпочтений музыканта. Базовым строем для укулеле–сопрано принято считать GCEA, или последовательно соль-до-ми-ля.

Этот строй интересен тем, что три струны выставляют от высочайшего звука к низкому, подобно обычной гитаре. Однако четвертая струна зазвучит при игре выше второй и третьей, поскольку настраивается в одной октаве вместе с остальными.

Такая особенность будет непривычной тем, кто раньше привык к гитаре, но этот строй удобный и к нему легко приспособиться.

На нем же строятся и большинство классических аккордов для «мини-гитары». Однако можно использовать и гитарный строй в порядке: ми-си-соль-ре.

Тогда на инструменте можно брать те же аккорды что и на классической гитаре, но с меньшим количеством струн.

Аккорды

Когда будет получаться уверенно зажимать лады и играть без треска и дребезжания, то можно начать изучать базовые аккорды. Их отличие от гитарных в том, что струн меньше, и соответственно, зажимать их проще. Здесь показано большинство основных аккордов, возможных при игре в различных сочетаниях. Точки отмечают лады, где струны следует придерживать пальцами.

Если струна не отмечена точкой, то зажимать ее не надо и та звучит открыто.

Мажорные аккорды

Ниже описано, как брать мажорные аккорды для начинающих. Это три либо четыре ноты, сыгранные разом, и разница между которыми набирает четное число ладов, либо целое число тонов. Звучат они позитивно и бодро, поэтому и называются мажорными, что в переводе означает радость.

  • Для мажорного аккорда C (до) необходимо зажать третий лад четвертой струны безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда F (фа) необходимо зажать первый лад второй струны указательным пальцем и второй лад первой струны безымянным.
  • Для мажорного аккорда G (соль) необходимо зажать второй лад третьей струны указательным, второй лад четвертой струны средним, и третий лад второй струны — безымянным пальцем.
  • Для мажорного аккорда A (ля) необходимо зажать первый лад третьей струны указательным пальцем и второй лад первой струны средним пальцем.
  • Для мажорного аккорда D (ре) зажимают второй лад первой, второй и третьей струн. Это можно сделать как одним указательным пальцем, тогда это будет называться «баррэ», либо тремя пальцами – средним, безымянным и мизинцем.
  • Для мажорного аккорда E (ми) необходимо зажать первый лад четвертой струны указательным пальцем, второй лад первой струны — средним пальцем, и четвертый лад третьей струны — мизинцем.

Игра боем и перебором

Игра перебором это чередование трех либо четырех пальцев, например большого, указательного, среднего и безымянного. В ходе проигрыша большим пальцем играют по четвертой струне, указательным – по третьей, средним по второй и безымянным по первой.

Это не единственный вариант игры перебором, но самый простой. Для проигрыша аккорда перебором сперва извлекается главный звук комбинации на третьей-четвертой струне, и далее оставшиеся звуки на второй и первой струнах. Игра перебором должна звучать плавно, без резких переходов и потому считается что ее изучать сложнее чем игру боем.

Тут все просто – игра происходит ударами по струнам указательным пальцем, ногтем или подушечкой, в зависимости от направления боя. Играют при этом четко, в ритм и с большей силой, чем при переборах.

Типичные ошибки при игре

Новички часто допускают ошибки, осваивая инструмент. При этом ошибок тем больше, если начинающий музыкант изучает укулеле без присмотра учителя, который мог бы его поправить. В результате ошибки закрепляются, и избавиться от них со временем сложнее.

Список типичных ошибок при игре:

  1. Неправильная поза при удержании инструмента. Начинающие исполнители, пытаясь держать «маленькую гитару», горбятся, в результате быстро утомляются и не могут чисто играть. При этом звук получается невыразительный и глуховатый.
  2. Неумение играть в ритме. Для этого учащимся пригодится метроном, в виде прибора или программы на смартфоне. Сначала стоит научиться играть в медленном ритме, а при наработке техники игры — постепенно увеличивать темп.
  3. Стремление сразу разучивать песни и частушки для укулеле. Сперва стоит выучить основные аккорды, тем более что большинство табулатур для струнных инструментов базируется на них.
  4. Отсутствие регулярности. Чтобы хорошо играть, достаточно пары занятий в неделю, но чтобы играть профессионально, стоит уделять внимание игре ежедневно хотя бы по полчаса. Без регулярного совершенствования навыки быстро притупляются.
  5. Играть на струнах укулеле гитарным медиатором. Для этого инструмента нужен свой медиатор из войлока, иначе игра приведет к быстрому износу струн.

Источник

Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.

Транспонирование аккордов – что это такое?

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр .

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Песня исполняется в другой тональности

Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

Сайты с функционалом транспонирования

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Программа CoverTon

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также

Пример

У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em

Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em

Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.

Выглядеть это будет так:

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Модуляция аккордов

Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”

Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.

Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.

На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.

Источник

Оцените статью