Транспонирование нот что это

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

2) замена ключевых знаков;

3) замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник

Транспонирование на уроках сольфеджио

Небольшая презентация по теме «Транспонирование», в которой содержатся три способа транспонирования с примерами и разъяснение, зачем оно нужно детям на уроках сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Транспонирование на уроках сольфеджио»

Преподаватель Онучина Г. А.

Главный вопрос — что такое транспонирование и зачем оно нам нужно?

Транспонирование — это перенос музыкального произведения из одной тональности в другую либо же просто на другую высоту.

Этим приёмом пользуются многие музыканты — чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие (или, наоборот, низкие) ноты, которые трудно петь вокалисту. Что он делает? Он немного повышает или понижает тональность, что помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких (или низких) звуков.

Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в Фа мажоре

Что мы видим в этих примерах? Во всех трёх тональностях под разными нотами

у нас подписаны одинаковые ступени.

  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в Соль мажоре

Если мы сыграем все три варианта, мы услышим, что сама линия мелодии — то, куда

она идёт, как она двигается — осталось неизменным. Мелодия просто стала выше.

  • Песня «В лесу родилась ёлочка» в До мажоре

Существует три основных способа транспонировать, то есть переносить мелодию из одной тональности в другую. Рассмотрим их подробнее:

Первый способ — по ступеням. Мы подписываем в нашей мелодии ступени, затем смотрим, какими нотами эти ступени будут в новой тональности, сверяем их с нужной гаммой, а затем переписываем мелодию в новую тональность (не забывая сохранить ритм!) Именно таким образом на предыдущем слайде была транспонирована «В лесу родилась ёлочка». Этот способ является самым удобным и легко запоминающимся.

Мелодия в изначальной тональности — в Соль мажоре.

У нас подписаны все ступени.

Гамма Соль мажор. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их со ступенями, подписанными в мелодии.

Гамма До мажор, в которую мы будем транспонировать нашу мелодию. Все ступени подписаны.

Наша мелодия в новой тональности — в До мажоре. Все ступени подписаны, мы можем сравнить их с теми, что были подписаны в гамме.

Второй способ — транспонирование на заданный интервал. Выбирается определённое расстояние между нотами (это и есть наш загадочный интервал), к примеру, пять нот (этот интервал называется квинта). От первой ноты в мелодии мы отсчитываем пять нот в нужном направлении, пишем получившуюся ноту, затем проделываем тоже самое со второй, с третьей и так далее до конца мелодии. Этот способ менее удобный, потому что нам приходится считать ноты каждый раз, из-за этого риск ошибиться возрастает. На нотных примерах у нас два маленьких такта. Посчитайте, везде ли между первой мелодией и второй расстояние в пять нот?

на мелодию и определим все ноты, из которых она состоит, а также — тональность (по последней ноте). Здесь у нас тональность До мажор.

от какой ноты мы будем начинать.

К примеру, мы хотим перенести мелодию на четыре ноты вверх. Считаем — соль (1), ля (2), си (3), до (4). Значит, начинать мы будем от ноты до.

Отсчитываем четыре ноты от каждой ноты в мелодии.

Соль (1) — до (4), соль (1) — до (4); ми (1), фа (2), соль (3), ля (4), ми (1) — ля (4); фа (1), соль (2), ля (3), си (4), фа (1) — си (4); ре (1), ми (2), фа (3), соль (4), ре (1) — соль (4); до (1), ре (2), ми (3), фа (4); ре (1) — соль (4); ми (1) — ля (4); фа (1) — си (4); соль (1) — до (4); до (1) — фа (4). Обратите внимание, что те ноты, которые вы уже посчитали, вы можете посмотреть в предыдущих тактах, не считая их заново.

Пишем получившиеся ноты в том ритме, который был в первоначальной мелодии. Смотрим, какая тональность у нас получилась (по последней ноте). Здесь должен быть Фа мажор, но чего-то

не хватает (об этом мы узнаем чуть позже)

Третий способ — замена ключа. Мы меняем скрипичный ключ на басовый — и у нас получается та же мелодия в другом регистре (а если мы не меняли сами ноты, то и в другой тональности!)

В первом примере у нас поменялся ключ — со скрипичного на басовый — но не поменялась тональность До мажор, из-за чего ноты на нотном стане теперь выглядят по-другому. Во втором примере поменялся не только ключ, но и тональность — мы сохранили расположение нот на линейках, поэтому чтобы сохранить мажорную окраску песни, пришлось добавить к некоторым нотам диезы. Попробуйте определить, в какой тональности звучит песня в басовом ключе в примере Б? Чтобы точно разобраться, подпишите ноты в обоих ключах.

Источник

Оцените статью