Транспонирование нот для альта

Транспонирование нот для альта

Все саксофоны относятся к транспонирующим инструментам — это означает что пишется одна нота, а на самом деле звучит другая, но в этом нет никакой дополнительной сложности,одни преимущества. Если Вы выучите аппликатуру на одном саксофоне, то Вам не придётся переучиваться если решите поиграть на другом, так как у всех саксофонов аппликатура одинаковая. А так же транспонирование препятствует загромождению нотного текста и улучшает его удобочитаемость.

Для начала достаточно принять как аксиому, что для каждого инструмента существуют свои ноты, то есть ноты для Фортепиано, для Гитары, для каждого вида Саксофона есть свои ноты, для Кларнета, для Флейты, для Скрипки и так далее, даже для различных Барабанов есть свои ноты. Несколько диковатым экспериментом будет выглядеть попытка играть на Саксофоне по нотам для Барабанов, да собственно и для других инструментов тоже. Для того чтобы сыграть тоже что и Фортепиано необходимо сначала сделать «перевод» с языка Фортепиано, на язык Саксофона — это называется «переложение», но об этом чуть позже.

Для Саксофона-Альт и для Саксофона-Баритон в нотах указано Eb ( обычно в верхнем углу страницыв начале произведения ) , а для Саксофона-Тенор и для Саксофона-Сопрано в нотах указано Bb. В чём же смысл этих обозначений? Альт и Баритон Саксофоны принадлежат к группе инструментов в строе Ми-бемоль и обозначаются Eb ( латинская » E » — буквенное обозначение ноты Ми , а » b » — это бемоль ) , то есть когда на Альт или Баритон Саксофоне играют ноту До, эта нота будет совпадать по высоте с нотой Ми-бемоль на фортепиано (и на других инструментах в строе С (До)), а когда ноту До сыграют на Тенор или Сопрано Саксофоне, будет совпадать по высоте с нотой Си-бемоль на фортепиано, так как они относятся к группе инструментов в строе Си-бемоль, которая обозначается Bb ( » B » — Си , » b » — бемоль ) , в некоторых нотах иногда вместо » Bb «указывают «B «.

Читайте также:  Джеймс хэтфилд гитара с крестом

На самом деле некоторые музыканты даже не подозревают что играют на транспонирующих инструментах. Так например многие не догадываются, что Гитара и Бас-Гитара тоже являются транспонирующими инструментами, а между тем они звучат на октаву ниже чем написано. Вот перечень некоторых инструментов в строе C ( До ) : Фортепиано, Гитара, Бас-Гитара, Скрипка, Контрабас, Флейта, Тромбон; в строе Bb ( Си — бемоль ) : Труба, Кларнет ( in Bb ), Бас-Кларнет, Саксофон-Сопрано, Саксофон-Тенор; в строе Eb ( Ми — бемоль ) : Саксофон-Альт, Саксофон-Баритон, Валторна ( in Eb ) . Чтобы окончательно Вас запутать скажу что существует ещё множество различных строёв,так например кроме «обычного» Кларнета, который в строе Bb ( Си — бемоль ) , есть ещё Ля-Кларнет in A ( соответственно Ля ) , а так же Малый Кларнет in Eb ( Ми-бемоль ) , ну и конечно же Бас-Кларнет in Bb ( Си — бемоль ) ,который звучит на октаву ниже «обычного» Кларнета.

Саксофон-Баритон звучит на октаву ниже чем Саксофон-Альт, а Саксофон-Сопрано на октаву выше чем Саксофон-Тенор, поэтому ноты для Саксофона-Альт подходят для Саксофона-Баритон, а ноты для Саксофона-Тенор вполне сгодятся для Саксофона-Сопрано и наоборот.

Что же делать если Вы желаете сыграть какую-нибудь песенку с другом-гитаристом или подругой-пианисткой? Для начала стоит договориться в какой тональности вы вместе будете играть. Никогда не пытайтесь к своим транспонирующим проблемам привлекать своих друзей! Даже если они сами рвутся Вам помочь, даже если у них за плечами Музыкальная Школа или может быть даже само Музыкальное Училище (а ведь может друг и с Консерваторским образованием встретиться), всё равно вопрос транспонирования исключительно на Вашей совести и в Вашей компетенции. Всё просто: Пианисты и Гитаристы думают в своей тональности, Саксофонисты в своей, а звучат вместе — громко и весело! Предположим что песенка весёлая и играть вы её будете в тональности До мажор. Тут Вы должны сделать серьёзное лицо, погрузиться в свои архинаисложнейшие расчёты и докопаться до истинной тональности в которой будете играть Вы лично на своём саксофоне. Если Вы играете на Саксофоне-Альт, то Ваша тональность будет на полтора тона ниже чем у Фортепиано или Гитары. То есть если у Вашего аккомпаниатора (так теперь будем называть Ваших друзей) тональность До мажор, то у Вас будет Ля мажор (в которой три диеза). Если же Вы играете на Саксофоне-Тенор, то Ваша тональность находится на один тон выше Фортепиано или Гитары, соответственно у Вас будет Ре мажор (два диеза). На последок подскажу какие тональности наиболее удобны для совместной игры с друзьями-гитаристами или подругами-пианистками: если песенка в миноре, то лучше выбрать тональность Ре минор, а если в мажоре, то Фа мажор, таким образом у Фортепиано или Гитары будет всего один бемоль, а у Вас два диеза если играете на Саксофоне-Альт (Си минор / Ре мажор) или один диез если на Саксофоне-Тенор (Ми минор / Соль мажор). И друзей не обидите и сами в бемолях — диезах не закопаетесь. Однако лучше быть готовыми к тому что Ваши друзья сами имеют свои любимые тональности. Подруги-пианистки больше всего любят играть в До мажоре и Ля миноре (без диезов и бемолей) — потому что там чёрненьких клавиш нету, а подруги-пианистки их боятся, соответственно у Саксофона-Альт будут Фа-диез минор / Ля мажор (три диеза), а у Саксофона-Тенор Си минор / Ре мажор (два диеза). Друзья-гитаристы так же вполне могут не побрезговать До мажором и Ля минором, однако они очень любят играть в тональности Ми, причём и в Ми миноре и в Ми мажоре (и даже одновременно в мажоро-миноре), потому как в этих тональностях большинство аккордов играется с открытыми струнами, а друзья-гитаристы страсть как любят открытые струны и сильно недолюбливают барре, которое появляется в других тональностях («барре» — это когда надо все шесть струн надо одним пальцем зажать), в итоге у Саксофона-Альт появляются До-диез минор (четыре диеза) и Ре-бемоль мажор (пять бемолей), а у Саксофона-Тенор Фа-диез минор (три диеза) и Фа-диез мажор (шесть диезов). Теперь я думаю Вы понимаете почему иногда друзей называют «аккомпаниаторами», и почему гораздо приятнее играть с подругой-пианисткой, чем с другом-гитаристом. 🙂

Читайте также:  Великолепный век ноты империя кесем

Теперь про переложение. Переложение — это сродни «переводу» с одного языка, на язык другого, причём в данном случае идёт речь о «языках» различных музыкальных инструментов, а так же адаптация, которая состоит в том чтобы при переложении максимально сохранить художественный образ музыкального произведения.

После того как Вы определили в какой тональности написаны ноты для того инструмента с которого Вы делаете переложение, а так же вычислили в какой тональности должны быть ноты инструмента для которого Вы делаете переложение, необходимо решить в какой октаве стоит разместить полученные ноты. Это делается так: во первых нужно найти самую низкую и самую высокую ноты, но тут есть такой нюанс — если Вы делаете переложение с многоголосного инструмента (например Фортепиано или Гитары), то для начала придётся разобраться какие ноты — мелодия, а какие аккомпанемент — почти всегда нотами мелодии будут являться самые высокие в аккорде (хотя конечно бывают и исключения). Когда Вы определите какие ноты в мелодии являются самыми высокими и самыми низкими их нужно транспонировать в новую тональность (в нашем случае для саксофона) — таким образом мы узнаем умещается ли мелодия в диапазон нашего саксофона и в какой октаве их лучше разместить.

Затем переносим поступенно каждую ноту в новую тональность, то есть если у Фортепиано или Гитары нота являлась первой ступенью, то и у Саксофона она должна быть первой ступенью. Например если у Фортепиано или Гитары тональность До мажор и мелодия начинается с первой ступени, то есть с ноты До, то у Саксофона-Альт будет тональность Ля мажор и мелодия будет начинаться с первой ступени Ля мажора, то есть с ноты Ля, если же мелодия начинается со второй ступени — ноты Ре у Фортепиано или Гитары, то у Саксофона-Альт так же будет вторая ступень — нота Сии так далее.Ступени так же могут быть пониженными или повышенными — так появляются знаки альтерации (диезы, бемоли и бекары). С опытом Вы найдёте более простой способ транспонирования, но начинать стоит именно так, чтобы избежать многих ошибок.

Очень часто встречаются случаи в которых мелодия целиком не умещается в диапазон саксофона, тогда приходится частично переносить выбившиеся ноты на октаву вниз или вверх в зависимости от ситуации. Тут есть простое правило: чем меньше будет таких расхождений с оригиналом, тем лучше. Желательно переносить на октаву не только те ноты, которые вышли за пределы диапазона, но так же и всю музыкальную фразу в которую они входят, и даже всё предложение или даже всю часть музыкального произведения перенести на октаву. Например если в песне куплет умещается в диапазон, а припев слишком высоко, то можно перенести припев на октаву вниз. Разумеется что далеко не всегда это уместно и существует большое количество исключений. При всём при этом не стоит забывать о художественном образе, чтобы лирическая песенка не превратилась в «этот стон у нас песней зовётся». Именно по этому переложение часто делают сами композиторы, так как для этого требуется не только множество знаний, но и наличие художественного чутья и вкуса.

Делать переложение очень удобно при помощи компьютерных программ — нотных редакторов. Два самых распространённых— это Finale http://finalemusic.com/ и Sibelius http://sibelius.com/ . В них есть возможность сначала просто переписать все ноты, затем транспонировать всё произведение целиком в требуемый строй, после при необходимости применить октавный транспорт как к отдельным нотам, так и к фрагментам или даже всему произведению, а так же прослушать полученный результат.

Как видите переложение — это не слишком просто, но это может стать Вашим первым шагом на пути Композитора или как минимум грамотного Музыканта.

Источник

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Cаксофонисты! как это? Строй альтового саксофона — Es (ми-бемоль).

Наоборот. В нотах пишем до, а звучит ми-бемоль.
Это означает, что исходный звук (без участия клапанов) — ми-бемоль. Он самый легкий для извлечения, с него начинается обучение и он служит «точкой отсчета» в уме — так же, как такой точкой служит нота «до» для пианистов. Чем больше знаков (для фортепиано), тем труднее — во всяком случае, для начинающего 🙂
Аналогично, чем больше количество знаков отличается от 3-х бемолей (ми-бемоль мажор), тем труднее играть на саксофоне. А поскольку у него натуральный строй — то одновременно и труднее ЧИСТО интонировать, бороться против фальши.

Конечно, можно было никого не обманывать, и называть исходный звук саксофона прямо «ми-бемолем», и не считать инструмент «транспонирующим». Но учиться стало бы труднее — ведь только для того, чтобы сыграть первую в жизни гамму (от основного звука, ми-бемоля), ученику пришлось бы сначала узнать, что такое ключевые знаки, и вообще, держать в голове много дополнительных мелочей. Проще назвать исходную ноту именем «до» и не забивать себе голову. А потом, когда ты уже выучился, и количество ключевых знаков не вгоняет тебя в ступор — уже поздно переучиваться и менять сложившуюся привычку. Поэтому все заботы о транспозиции нот просто перекладываются на плечи композитора — пусть он пишет партию саксофона в другой тональности, и сам парится со всеми этими знаками. А мы тупо возьмем ноты и сыграем как написано 🙂

Источник

Оцените статью