Транспонировать ноты что это такое

Транспонирование

Новогодняя песенка «Маленькой ёлочке холодно зимой» легко транспонируется в другую тональность.


Секрет транспонирования — анализ закономерностей ладовой структуры мелодии. Поняв с какой ступени лада начинается мелодии, к какой ступени движется можно скопировать эту конструкцию от другой ноты.
Раскрасим и подпишем все ступени лада.

Наденем каждой нотке ее головной убор — так еще легче их узнавать и интереснее играть: мы играем не просто нотку, а Снегурочку или Бабушку. И между ними устанавливаются связи — проще — они смотрят друг на друга или здороваются.
Первой здоровается Снегурочка с Бабушкой. Потом приветствуют друг друга Дедушка и Дед Мороз. Еще один обмен любезностями между Снегурочкой и Бабушкой и все вместе подходят к Деду Морозу (очевидно, что за подарками :))
Так нотный текст обретает свой скрытый смысл и каждая интонация становится осмысленной.
Попробуем сыграть по подготовленному тексту.

Чтобы лучше понять отношения между ступенями лада как «личностями» обратитесь к статье «Сказка в тональности До мажор». А здесь продолжим украшать нашу ёлочку: пусть она засверкает гармоническими созвучиями.

На любой ступени лада мы можем построить аккорд: созвучие из 3 и более звуков. В классической гармонии аккорды имеют терцовую структуру. Переводя на язык нашей музыкальной сказки — чтобы построить аккорд нам нужно пригласить зайца и лисичку. Таким образом мы построили трезвучие.
Трезвучия построенные на главных ступенях лада — гармоническая основа тональности. В нашей тональной семье это Тоническое трезвучие (1 ступень), Доминантовое трезвучие (5 ступень) и Субдоминантовое (4 ступень). Три главные фигуры тонального королевства — Король (= Тоника = 1 ступень), Королева (= Доминанта = 5 ступень) и Принцесса (= Субдоминанта = 4 ступень). В нотном тексте их имена обозначаются латинскими буквами инициалами: Тоника = Т, Доминанта = D, Субдоминанта = S. А рядом подписан интервальный состав аккорда: терция и квинта.

Раскрасив гармонию по основной ступени нам легче искать ее на клавиатуре. Если Тоника строится на ноте до — то раскрашиваем ее в красный, а Доминанта на соль — то ее в голубой цвет.

Еще удобнее находить гармонии, если они удобно соединены. У Тоники и Доминанты один общий звук:это V ступень. Если мы оставим этот звук на месте, то останется найти только два звука. Используя обращение трезвучия мы «переворачиваем» Доминанту и ставим ее в положение терции. Нижний звук аккорда уже не основной — V ступень, а терция аккорда — VII ступень. В До мажоре это нота си. Получаем Доминантовый секстаккорд : си — ре — соль.
Соединять доминанту в таком положении с Тоникой можно даже с закрытыми глазами.
Аналогичным образом можно соединить Тонику и Субдоминанту.

Источник

Термины и определения в музыке

Транспозицией или транспонировкой называется:

  • перенесение музыкального произведения в другую тональность;
  • перенесение нотной записи партии какого-либо инструмента в другую тональность.

В первом случае в результате транспозиции изменяется высота реального звучания музыки. Во втором случае высота звучания остается неизменной, а меняется лишь условная высота записи данной партии.

Рассмотрим вопросы транспозиции отдельных партий.

Транспонирующим называется музыкальный инструмент, действительное звучание которого отличается от нотной записи его партии на определенный интервал. Интервал этот является постоянным для данного инструмента и называется интервалом транспозиции.

Строй транспонирующего инструмента определяется тем действительным звуком, который мы слышим при извлечении на данном инструменте написанного до. Так, например, если при написанном до реально звучит си-бемоль, значит инструмент в строе си-бемоль. Если при написанном до звучит фа, значит инструмент в строе фа.

Однако не следует упускать из вида, что понятие «строй» применяется в оркестровой практике двояко:

  1. Строй самого инструмента — понятие, определяющее акустическую настройку, основной звук натурального звукоряда инструмента. Применяется ко всем вентильным амбушюрным инструментам (в том числе и к басам) и изредка к тромбонам.
  2. Строй, в котором написана партия какого-либо инструмента — понятие, определяющее интервал транспозиции для данной партии. Может применяться по отношению к любым духовым инструментам.

В ряде случаев эти понятия совпадают. Так, партии корнетов пишутся в строе си-бемоль и сами корнеты тоже в строе си-бемоль. Такое же совпадение имеет место для труб (си-бемоль или ми-бемоль), альтов (ми-бемоль), теноров (си-бемоль). Для баритона (си-бемоль) понятия эти совпадают, если его партия нотирована в скрипичном ключе. Для валторны фа тоже совпадают, если только инструмент не перестраивается в си-бемоль с помощью квартвентиля.

В отношении ряда других инструментов такое совпадение отсутствует. Так, теноровый тромбон настроен в си-бемоль, теноро-басовый с включенным квартвентилем — в фа, малый и большой басы соответ-ственно настроены в ми-бемоль и си-бемоль. Тем не менее партии всех этих инструментов пишутся в соответствии с их действительным звучанием. Так же без транспозиции нотируются в ряде стран партии баритона в басовом ключе. Партии современных валторн пишут в их основном строе фа, не считаясь с возможностью перестройки инструмента.

В партитурах и оркестровых голосах обозначения строев почти всегда относятся к транспонирующим инструментам. Поэтому партии нетранспонирующих инструментов, независимо от акустической настройки последних, оставляются без обозначения строя.

В настоящее время в духовых оркестрах применяются транспонирующие инструменты почти исключительно в строях си-бемоль, ми-бемоль и фа.

В зависимости от интервала транспозиции их можно подразделить следующим образом (сверху вниз):

Сопрановые инструменты строя ми-бемоль: кларнет, корнет (применяется редко), труба (редко), фанфара, саксофон-сопранино (редко). Все они звучат малой терцией выше написанного.

Сопрановые инструменты строя си-бемоль: корнет, труба, кларнет, саксофон-сопрано. Звучат большой секундой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя фа: валторна, английский рожок. В исключительно редких случаях могут встретиться: бассетгорн фа и альтовая флейта фа . Звучат все эти инструменты чистой квинтой ниже написанного.

Альтовые инструменты строя ми-бемоль: альт, валторна (редко), саксофон-альт, бассетгорн (редко). Звучат большой секстой ниже написанного.

Теноровые инструменты строя си-бемоль: тенор, баритон, басовый кларнет, саксофон-тенор. Звучат большой ноной ниже написанного.

Кроме того, в некоторых оркестрах может встретиться саксофон-баритон строя ми-бемоль, звучащий большой терцдецимой ниже написанного.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя си-бемоль содержит на два диеза больше или на два бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя ми-бемоль содержит на три диеза больше или на три бемоля меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Ключевое обозначение в партиях всех транспонирующих инструментов строя фа содержит на один диез больше или на один бемоль меньше, чем в партиях нетранспонирующих инструментов.

Источник

Транспонирование музыки

Транспонирование музыки – это профессиональный приём, которым пользуются многие музыканты – чаще других вокалисты и их аккомпаниаторы. Довольно часто петь номера в транспорте задают по сольфеджио.

В данной статье мы рассмотрим три основных способа транспонирования нот, кроме того, выведем такие правила, которые помогают в практическом транспонировании песен и других музыкальных произведений с листа.

В чём заключается транспонирование? В переносе музыки в другую тесситуру, в иные рамки звукового диапазона, проще говоря, в перенесении на другую высоту, в новую тональность.

Зачем всё это нужно? Для удобства исполнения. Например, в песне есть высокие ноты, которые трудно петь вокалисту, тогда некоторое понижение тональности помогает петь на более удобной высоте, не напрягаясь из-за этих высоких звуков. Кроме того транспонирование музыки преследует ещё ряд практических целей, например, не обойтись без него при чтении партитур.

Итак, переходим к следующему вопросу – способы транспонирования. Существует три основных способа транспонирования:

1) транспонирование на заданный интервал;

2) замена ключевых знаков;

3) замена ключа.

Рассмотрим их на конкретном примере. Возьмём для эксперимента известную песенку «В лесу родилась ёлочка», да и выполним её транспорт в разные тональности. Исходный вариант в тональности ля-мажор:

Первый способ – транспонирование нот на заданный интервал вверх или вниз. Здесь всё должно быть понятно – каждый звук мелодии переносится на какой-то определённый интервал вверх или вниз, в результате чего песня звучит в другой тональности.

Например, перенесём песню из исходной тональности на большую терцию вниз. Кстати, сразу же можно определить новую тональность и выставить её ключевые знаки: это будет фа мажор. Как узнать новую тональность? Да всё также – зная тонику исходной тональности, просто транспонируем её на большую терцию вниз. Большая терция вниз от ля – ля-фа, так и получаем, что новая тональность не иначе, как фа мажор. Вот, что у нас получилось:

Второй способ – замена ключевых знаков. Этим способом удобно пользоваться, когда нужно транспонировать музыку на полтона выше или ниже, причем полутон должен быть хроматический (например, до и до-диез, а не до и ре-бемоль; фа и фа-диез, а не фа и соль-бемоль).

При этом способе ноты остаются на своих местах без изменения, переписываются же только знаки при ключе. Вот, например, как мы можем переписать нашу песенку из тональности ля мажор в тональность ля-бемоль мажор:

Следует сделать одну оговорку насчёт этого способа. Дело касается случайных знаков. В нашем-то примере их нет, но если бы они были, то подключились бы следующие правила транспонирования:

а) Если транспонируем на полтона вверх, то случайные диезы превращаются в дубль-диезы, бекары в диезы, бемоли в бекары, ну а дубль-бемоли в обыкновенные бемоли. Думаю, понятен принцип – просто повышаем сам случайный знак на полтона.

б) Если транспонируем на хроматический полутон вниз, то случайные дубль-диезы понижаются до диезов, диезы – до бекаров, бекары становятся бемолями, ну а бемоли – дубль-бемолями. Тоже, думается, принципы изменений уловили – понижаем знак на полтона и всё.

Третий способ – замена ключей. На самом деле кроме ключей придётся заменить и ключевые знаки, поэтому этот способ можно было бы назвать комбинированным. Что делается тут? Снова не трогаем ноты – где они написаны, там же, на тех же линейках и останутся. Только в новых ключах на этих линейках другие ноты пишутся – это-то нам и удобно. Смотрите, как я, меняя ключ со скрипичного на басовый и на альтовый, легко переношу мелодию «Ёлочки» в тональности до мажор и си-бемоль мажор:

В заключение мне хотелось бы сделать некоторые обобщения. Помимо того, что мы разобрались в том, что есть транспонирование музыки и какие ест способы транспонирования нот, я хочу дать ещё маленькие практические рекомендации:

  1. Всегда транспорте анализируйте в исходном варианте – определите тональность, опорные ступени, строение мелодии, движение по звукам аккордов и т.д.
  2. Обязательно представляйте себе ту тональность, в которую направлен транспорт – сразу же определите в ней ключевые знаки и основные функции.

Кстати, если вы пока ещё не очень хорошо ориентируетесь в тональностях, то возможно вам поможет статья «Как запомнить ключевые знаки». Теперь же всё. Не забывайте нажимать на кнопки под надписью «Мне нравится!», чтобы поделиться материалом с друзьями!

Источник

Музыкальный ликбез #9: Транспозиция и новые тональности

До сих пор я сознательно ограничивал изложение только основными нотами «до ре ми фа соль ля си», которые соответствуют только белым клавишам пианино. Промежуточные – чёрные – не имеют собственных названий и как бы даже и не нужны. Почему?

Давайте немного повторим пройденное и освежим терминологию. В октаве есть 12 ступеней – отношений с корневой нотой. Октава начинается с корневой ноты и заканчивается ею. Корневой нотой может быть любая. Между первой и последней корневой нотой всегда 12 одинаковых ступеней (для современного равномерно темперированного строя).

Отныне мы будем называть интервалы октавы следующим (стандартным) образом: расстояние в две ступени это тон , а расстояние в одну ступень это полутон .

Ноты, однако, расположены на этих ступенях неравномерно. Между некоторыми нотами расстояние в тон, а между некоторыми – в полутон.

Чередование тонов и полутонов образует сигнатуру лада . Скажем, у до-мажора, который начинается от ноты «до», это 2-2-1-2-2-2-1 , где 2 и 1 обозначают количество полутонов между ступенями лада.

Третья ступень в ладу является индикатором мажорности или минорности лада. Если до неё два тона – получается мажорное звучание. Если меньше – получается минорное звучание.

Минорным ладом является, например, ре-минор * . Его третья ступень (нота «фа») имеет расстояние в полтора тона от корневой «ре»:

Получается следующая картина: если мы выбираем корневую ноту «до» и играем только на белых клавишах, то автоматически попадаем в до-мажор. Если выбираем корневую ноту «ля» и играем только на белых клавишах, то автоматически попадаем в ля-минор. Мы не можем уйти от тех размеров ступеней, которые создаются внутри лада, они диктуют, каким будет лад:

Как известно, мажор звучит оптимистично, а минор пессимистично. Соответственно, для весёлых мелодий нужно выбирать мажорные лады, а для грустных – минорные.

Но это значит, что мажор всегда должен иметь корневую ноту «до», «фа», или «соль», а минор – «ре», «ми», «ля» или «си»? Ведь выбранная корневая нота предопределяет, будет лад мажорным или минорным.

Но что, если мы хотим написать грустную мелодию, как в ля-минор, но не хотим использовать корневую ноту «ля», а хотим использовать «до»? Возможно ли написать музыку не в до-мажор, а в до-минор?

Конечно, и это делается элементарно.

Сигнатура лада ля-минор это 2-1-2-2-1-2-2 .

Всё, что нужно сделать – взять сигнатуру лада ля-минор и перенести её на корневую ноту «до», то есть отсчитать интервалы так, как они считаются от ноты «ля»:

Мы получили лад до-минор, который идентичен ладу ля-минор, имеет ту же сигнатуру, но начинается с ноты «до».

То, что мы сделали, называется транспозицией. Лад ля-минор целиком был взят и пересажен на другую корневую ноту. Его характерное звучание при этом не изменилось, изменилась только высота корневой ноты. Таким образом можно транспонировать любой лад на любую корневую ноту. Это возможно благодаря равномерно темперированному строю с октавой из 12 одинаковых ступеней.

Звучание лада зависит не от его корневой ноты, а от его сигнатуры.

Однако теперь мы можем заметить, что некоторые ступени транспонированного лада попадают не на ступеньки с нотами, а между ними. Это и есть чёрные клавиши, которые раньше были не нужны.

Каждая чёрная клавиша расположена между двумя белыми и обозначает полутон. Например, между «до» и «ре» интервал в один тон (два полутона). Чёрная клавиша между «до» и «ре» на один полутон выше, чем «до», и одновременно на один полутон ниже, чем «ре».

  • Повышение на полтона в музыке называется «диез» (обозначается как решётка, но если я напишу её здесь, то # Дзен-идиот сделает из неё хештэг).
  • Понижение на полтона называется «бемоль» и обозначается специальным значком, похожим на букву «b».

Да, язык программирования Си-шарп это на самом деле музыкальный термин до-диез (по-английски диез и бемоль это sharp и flat).

Таким образом, хотя чёрные клавиши не имеют собственных названий нот, они берут своё название от соседних нот: нота между «до» и «ре» это либо до-диез (повышенная на полтона «до»), либо ре-бемоль (пониженная на полтона «ре»).

Между нотами «ми» и «фа», а также между «си» и «до» нет чёрных клавиш, потому что интервал между ними и так уже один полутон. Таким образом, ми-диез автоматически превращается в «фа», фа-бемоль в «ми», си-диез в «до», а до-бемоль в «си».

Да, никакой разницы между до-диезом и ре-бемолем нет, благодаря опять же равномерно темперированному строю. В музыкальных редакторах и трекерах часто вообще отсутствует бемоль: все необходимые ноты записываются только с помощью диеза.

Но теория музыки относится к таким нюансам более разборчиво. Скажем, если сравнить лады до-мажор и до-минор, то мы увидим, что третья ступень мажора это «ми», а третья ступень минора попадает между «ре» и «ми». Стало быть, её можно обозначить как «ре диез» или как «ми бемоль». Однако минорное звучание лада обусловлено именно ПОНИЖЕННОЙ третьей ступенью. То есть логично в данном случае записать «ми бемоль», чтобы подчеркнуть факт того, что это именно третья ступень была понижена, а не вторая повышена.

Итак, лад до-мажор состоит из нот «до ре ми фа соль ля си», а лад до-минор из нот «до ре ми-бемоль фа соль ля-бемоль си-бемоль». Если вы хотите сыграть минорный лад только на белых клавишах, вам придётся отказаться от корневой ноты «до». Но если использовать и белые, и чёрные клавиши, то любой лад можно перенести на любую корневую ноту, в том числе и на диез или бемоль.

Теперь должно быть понятно, что значит «Прелюдия и фуга №14 (Фа диез-минор)»: корневая нота фа-диез, от которой построен лад с минорной сигнатурой.

В вашем распоряжении есть любые лады от любых корневых нот. Правила гармонии остаются те же: при составлении мелодии в определённом ладу можно использовать только ступени из этого лада.

Обратите внимание, что получив новые лады, вы можете теперь получить и новые аккорды, следуя правилам из предыдущего материала . Если в до-мажоре первый аккорд был, соответственно, до-мажор (до-ми-соль), то в до-миноре первый аккорд стал, соответственно, до-минор (до-ми-бемоль-соль). Тональное пространство изменилось. Если аккорд до-минор был чужим для лада до-мажор, то теперь аккорд до-мажор чужой для лада до-минор.

Так как для до-минора мы позаимствовали сигнатуру лада ля-минор, то аккорд до-минор идентичен аккорду ля-минор, просто у них разная высота корневой ноты. Все прочие аккорды ладов до-минор и ля-минор также идентичны.

То есть, несмотря на большое количество вроде бы разных аккордов, практически все можно поделить лишь на мажорные или минорные. С точки зрения гармонии и восприятия мозгом все мажорные или все минорные будут звучать идентично, так же как идентично звучат лады с одинаковой сигнатурой, просто они будут начинаться с разных корневых нот.

В следующих выпусках мы обсудим «кастомные» лады, инверсию аккордов, аугментированные аккорды и многое другое .

Источник

Оцените статью