Трехпальцевая техника для бас гитары

Трехпальцевая техника для бас гитары

Это достаточно распространенная техника. В статье даны упражнения на развитие подвижности безымянного пальца и на развитие координации кисти.

В этой статье я хочу поделиться с вами своим опытом освоения трехпальцевой.
Итак, Вы собрались с силами и решили, во что бы то ни стало научиться играть тремя пальцами. Встает естественный вопрос: с чего начать?

Прежде всего, надо поработать над своим безымянным пальцем. Поскольку до этого момента при игре Вы пользовались исключительно двумя пальцами, вероятнее всего ваш безымянный палец слаб и неповоротлив. Стоит проделать комплекс несложных упражнений и немного поиграть этим пальцем. Начните с небольшой скорости, постепенно наращивая темп. При тренировках с бас гитарой обязательно пользуйтесь метроном.

Упражнения:
1. Прижимаем ладонь к столу и поднимаем по очереди пальцы, внимательно следя за тем, чтобы остальные пальцы не отрывались от стола.

2. Прижимаем указательный палец и мизинец к струне E (самая толстая) и играем двумя пальцами струны A и D (не меняя наклон кисти).

3. То же самое, но одним пальцем.

4. Сыграйте следующее упражнение (1-указательный палец, 2-средний, 3-безымянный):

5. То же упражнение, но с другими аппликатурами. (3 2 3 2), (2 3 2 3), (3 1 3 1), (1 3 1 3).

Когда упражнения будут получаться более-менее ровно, можно переходить к следующему этапу: освоению триолей. Многие бас гитаристы играют двумя пальцами, а трехпальцевую технику используют только при игре триолей или галопирующих ритмов. Рассмотрим положение кисти. Я играю, упираясь большим пальцем в более толстую струну. Скорость игры, конечно, немного падает, но зато нет постороннего шума. Поскольку пальцы имеют разную длину, кисть придется немного развернуть (градусов на 5) и немного подтянуть средний палец так, чтобы в образовавшейся горсти пальцы находились примерно на одном уровне.

Перейдем к упражнениям. Приведенный пример представляет собой кусочек басовой линии песни группы Metallica «Fade to black». Не спешите.

Следующее упражнение — фрагмент из песни «The Trooper» группы Iron Maiden. Вся басовая линия построена на галопирующем ритме. Ее удобно играть тремя пальцами. Очень полезная вещь для тренировки выносливости.

Надеюсь, вы освоили триоли и можете без проблем сыграть всю песню. Тогда переходим к следующему этапу. Играем открытые струны, используя другую аппликатуру, 1-2-3-2-1-2-3-. делая акцент на первую долю. Вообще акцентирование позволяет играть более быстро. Вы скоро почувствуете это, когда мы займемся ровной игрой. Сыграйте следующее упражнение.

Играем ровно. Вот и настало время перейти к завершающей стадии: освоить ровную игру. Это не так просто как кажется. Попробуйте сыграть ровно вот это.

Что, не вышло? сбиваетесь на галоп. Не торопитесь. Медленно сыграйте упражнение, сочетая про себя.

Вот и все, о чем я хотел вам рассказать. Освоить эту технику вполне реально. Главное не останавливаться на пол пути. Последнее наставление: тренируйте свои пальцы. Где бы вы ни находились, развивайте их. Найдите любую поверхность и отбивайте кончиками пальцев дробь, как будто Вы играете на гитаре.

Источник

Трехпальцевая техника для бас гитары

ТРЁХПАЛЬЦЕВАЯ ТЕХНИКА ИГРЫ НА БАС ГИТАРЕ

Игра тремя пальцами на бас-гитаре и сегодня воспринимается как нечто экзотическое. Немногие решаются начать разрабатывать безымянный палец, который прежде не был задействован в игре, вследствие чего иногда он оказывается совсем «зажатым». В основном трехпальцевая техника используется для скоростной игры; впрочем, многие известные бас-гитаристы проделывают и двумя пальцами невероятные вещи. Конечно, трехпальцевая техника вряд ли понадобится при быстрой игре одной и той же ноты (для этого достаточно медиатора), однако при игре сложных пассажей, ладовых гамм и арпеджио использование трехпальцевой техники представляется наиболее рациональным.

Наиболее ярким представителем этой техники считается Билли Шихэн ( Billy Sheehan ), заслуживший много наград, и признаваемый многими музыкальными журналами в течение долгих лет лучшим роковым бас-гитаристом . Его бас можно услышать на многих работах Дэвида Л и Рота, групп Mr . BIG и Talas . В своих видеошколах Билли доходчиво демонстрирует все достоинства трехпальцевой техники, а также упражнения, с помощью которых можно достичь столь скоростной игры, как у него самого.

В этой статье рассмотрены нюансы перехода с двупальцевой на трепальцевую технику (рассмотрено на собственном примере). Много информации взято из уроков Б. Шихэна , из его видеошкол , а также немногочисленных интернет-публикаций . Впрочем, за стремлением к невероятной скорости и виртуозным пассажам не стоит забывать – это всего лишь техника игры.

Прежде всего, как сказано до этого, бас-гитарист сталкивается с тем, что вообще на безымянном пальце хорошо развита только средняя фаланга, не в пример указательному и среднему, на которых одинаково развиты все фаланги. Чтобы справиться с этим недостатком, или хотя бы задвинуть его на второй план, полезно посидеть и поиграть сначала одним безымянным пальцем, потом безымянным и указательным, безымянным и средним, потом по разным струнам… одним словом, пробовать разные варианты в позиционировании правой руки. Основной конфликт связан с разработкой связок среднего и безымянного пальцев, поэтому, когда едете в транспорте и читаете книгу, разрабатывайте правую руку; забудьте, что нет струн, просто найдите опору для большого пальца и разрабатывайте вышеприведенные упражнения.

Только начиная играть тремя пальцами, стоит обратить внимание на такой существенный момент, как атака. Здесь правит закон: чем больше скорость – тем слабее атака. Обратите внимание на многочисленные соло Шихэна : он играет на датчике пресижн , который смягчает звук, не в пример чеканящему синглу , да и играет он через многие дисторшны , которые еще больше сглаживают сигнал. Тем самым, на скоростных фразах слышно равномерное устойчивое жужжание. Представьте, что было бы, дай Шихэну в руки джаз бас без всяких примочек. Уверяю, выявилось бы очень много разных ошибок в игре, однако не стоит забывать – со скоростью Шихэна играть без ошибок способен только Всевышний.

Но, несмотря ни на что, атака все равно должна быть: упадочное шуршание никто не услышит. Для этого я рекомендую играть в медленном темпе гаммы стаккато. Этот прием я взял из теории классической гитары – там для повышения равномерности и скорости игры используется именно стаккато. Прием не сложный – вы дергаете струну и, сразу после того, как зазвучала нота, глушите струну следующим пальцем, который так же атакует струну, а идущий за ним палец опять ее глушит.

Стоит также учесть ответственность левой руки – пальцы надо заставить бегать синхронно с правой рукой, иначе, понятное дело, получится одна каша. Как сказано выше, трехпальцевая техника – техника быстрой игры, играть тремя пальцами музыку, построенную на одних восьмых, просто нецелесообразно. Для разработки беглости пальцев левой руки стоит заняться игрой гамм, а точнее их частей. Например, взявшись играть ми минорную гамму, не стоит начинать с открытой четвертой струны, и так до самого конца грифа. Работайте над участками гаммы, например, от си VII лада 4-ой струны вверх до ми XI лада 1-ой струны. Причем, не стоит упрощать жизнь левой руки игрой просто проходящей гаммы как таковой, играйте для начала по три ноты поступенно , то есть си, до, ре; до, ре, ми; и так далее. Потом, достигнув быстроты с этим упражнением, берите по четыре ноты, пять – это очень помогает заставить разум мыслить не нотами, а самой мелодией. Очень важно заставить правую руку бегать по всем струнам, а не играть тремя пальцами только на одной струне, а потом только на другой. Четвертый палец должен привыкнуть скакать по разным струнам, наравне с указательным и средним.

Конечно, все вышеуказанные упражнения нужно играть в медленном темпе. Не ленитесь, достигнув определенной быстроты в игре одного упражнения, играть новое заново в медленном темпе. Некоторые считают, что, раз они начали играть в быстром темпе одно упражнение, то и другое нужно сразу начинать играть в столь же быстром темпе, а то рука может забыть набранную доселе скорость, и связки застынут. Это, конечно, ошибочное мнение: от игры в медленном темпе упражнений, играть медленнее вы не станете, наоборот, все это способствует разработке скорости игры.

В этой статье я попытался рассмотреть два основополагающих вопроса по поводу трехпальцевой техники: «как» и «зачем». Конечно, это всего лишь краткий экскурс в эту обширную область бас-гитарной игры. Гораздо больше информации вы сможете найти в видеошколах Билли Шихэна ( Billy Sheehan ), Натана Иста ( Nathan East ) и многих других представителей трехпальцевой техники игры.

Хочу повторить, что способ игры тремя пальцами – способ универсальный, он идеален для игры скоростных пассажей, но бессмысленно играть им какие-нибудь спокойные размеренные вещи – для этого вполне достаточно и двух пальцев. В заключение скажу, что вся техника и все мастерство игры – это только фундамент. Техника – лишь техника. Научиться играть ноты несложно. Гораздо сложнее создать из этих нот музыку.

Источник

Трехпальцевая техника для бас гитары

Veteran

Группа: Опытный
Сообщений: 2123
Регистрация: 10.05.2004
Пользователь №: 2325

Ну вот например, что я нашел:

Трехпальцевая техника игры на бас гитаре

В этой статье я хочу поделиться с вами своим опытом освоения трехпальцевой.
Итак, Вы собрались с силами и решили, во что бы то ни стало научиться играть тремя пальцами. Встает естественный вопрос: с чего начать?

Прежде всего, надо поработать над своим безымянным пальцем. Поскольку до этого момента при игре Вы пользовались исключительно двумя пальцами, вероятнее всего ваш безымянный палец слаб и неповоротлив. Стоит проделать комплекс несложных упражнений и немного поиграть этим пальцем. Начните с небольшой скорости, постепенно наращивая темп. При тренировках с бас гитарой обязательно пользуйтесь метроном.

Упражнения:
1. Прижимаем ладонь к столу и поднимаем по очереди пальцы, внимательно следя за тем, чтобы остальные пальцы не отрывались от стола.

2. Прижимаем указательный палец и мизинец к струне E (самая толстая) и играем двумя пальцами струны A и D (не меняя наклон кисти).

3. То же самое, но одним пальцем.

4. Сыграйте следующее упражнение (1-указательный палец, 2-средний, 3-безымянный):

5. То же упражнение, но с другими аппликатурами. (3 2 3 2), (2 3 2 3), (3 1 3 1), (1 3 1 3).

Когда упражнения будут получаться более-менее ровно, можно переходить к следующему этапу: освоению триолей. Многие бас гитаристы играют двумя пальцами, а трехпальцевую технику используют только при игре триолей или галопирующих ритмов. Рассмотрим положение кисти. Я играю, упираясь большим пальцем в более толстую струну. Скорость игры, конечно, немного падает, но зато нет постороннего шума. Поскольку пальцы имеют разную длину, кисть придется немного развернуть (градусов на 5) и немного подтянуть средний палец так, чтобы в образовавшейся горсти пальцы находились примерно на одном уровне.

Перейдем к упражнениям. Приведенный пример представляет собой кусочек басовой линии песни группы Metallica «Fade to black». Не спешите.

Следующее упражнение — фрагмент из песни «The Trooper» группы Iron Maiden. Вся басовая линия построена на галопирующем ритме. Ее удобно играть тремя пальцами. Очень полезная вещь для тренировки выносливости.

Надеюсь, вы освоили триоли и можете без проблем сыграть всю песню. Тогда переходим к следующему этапу. Играем открытые струны, используя другую аппликатуру, 1-2-3-2-1-2-3-. делая акцент на первую долю. Вообще акцентирование позволяет играть более быстро. Вы скоро почувствуете это, когда мы займемся ровной игрой. Сыграйте следующее упражнение.

Играем ровно. Вот и настало время перейти к завершающей стадии: освоить ровную игру. Это не так просто как кажется. Попробуйте сыграть ровно вот это.

Что, не вышло? сбиваетесь на галоп. Не торопитесь. Медленно сыграйте упражнение, сочетая про себя.

Вот и все, о чем я хотел вам рассказать. Освоить эту технику вполне реально. Главное не останавливаться на пол пути. Последнее наставление: тренируйте свои пальцы. Где бы вы ни находились, развивайте их. Найдите любую поверхность и отбивайте кончиками пальцев дробь, как будто Вы играете на гитаре.

Veteran

Группа: Опытный
Сообщений: 2123
Регистрация: 10.05.2004
Пользователь №: 2325

Давайте произведём с вами небольшую экскурсию по этой необычной технике игры. Я думаю этого совсем небольшого объёма должно вам хватить, для того чтобы понять, что это есть такое!J

Игра тремя пальцами на бас гитаре и сегодня воспринимается как нечто экзотическое. Немногие решаются начать разрабатывать безымянный палец, который прежде не был задействован в игре, вследствие чего иногда он оказывается совсем «зажатым». В основном трехпальцевая техника используется для скоростной игры; впрочем, многие известные бас гитаристы проделывают и двумя пальцами невероятные вещи. Конечно, трехпальцевая техника вряд ли нужна при быстрой игре одной и той же ноты (для этого достаточно медиатора), однако при игре сложных пассажей, ладовых гамм и арпеджио использование трехпальцевой техники представляется наиболее рациональным.

Я лишь хочу рассмотреть нюансы перехода с двухпальцевой на трехпальцевую технику (рассмотрено на собственном примере).

Прежде всего, как сказано до этого, бас-гитарист сталкивается с тем, что вообще на безымянном пальце хорошо развита только средняя фаланга, не в пример указательному и среднему, на которых одинаково развиты все фаланги. Чтобы справиться с этим недостатком, или хотя бы задвинуть его на второй план, полезно посидеть и поиграть сначала одним безымянным пальцем, потом безымянным и указательным, безымянным и средним, потом по разным струнам┘ одним словом, пробовать разные варианты в позиционировании правой руки. Основной конфликт связан с разработкой связок среднего и безымянного пальцев, поэтому, когда едете в транспорте и читаете книгу, разрабатывайте правую руку; забудьте, что нет струн, просто найдите опору для большого пальца и разрабатывайте вышеприведенные упражнения.

Только начиная играть тремя пальцами, стоит обратить внимание на такой существенный момент, как атака. Здесь правит закон: чем больше скорость √ тем слабее атака. Атака все равно должна быть: упадочное шуршание никто не услышит. Для этого я рекомендую играть в медленном темпе гаммы стаккато. Этот прием я взял из теории классической гитары √ там для повышения равномерности и скорости игры используется именно стаккато. Прием не сложный √ вы дергаете струну и, сразу после того, как зазвучала нота, глушите струну следующим пальцем, который так же атакует струну, а идущий за ним палец опять ее глушит.

Стоит также учесть ответственность левой руки √ пальцы надо заставить бегать синхронно с правой рукой, иначе, понятное дело, получится одна каша. Как сказано выше, трехпальцевая техника √ техника быстрой игры, играть тремя пальцами музыку, построенную на одних восьмых, просто нецелесообразно. Для разработки беглости пальцев левой руки стоит заняться игрой гамм, а точнее их частей. Например, взявшись играть ми минорную гамму, не стоит начинать с открытой четвертой струны, и так до самого конца грифа. Работайте над участками гаммы, например, от си VII лада 4-ой струны вверх до ми XI лада 1-ой струны. Причем, не стоит упрощать жизнь левой руки игрой просто проходящей гаммы как таковой, играйте для начала по три ноты поступенно, то есть си, до, ре; до, ре, ми; и так далее. Потом, достигнув быстроты с этим упражнением, берите по четыре ноты, пять √ это очень помогает заставить разум мыслить не нотами, а самой мелодией. Очень важно заставить правую руку бегать по всем струнам, а не играть тремя пальцами только на одной струне, а потом только на другой. Четвертый палец должен привыкнуть скакать по разным струнам, наравне с указательным и средним.

Конечно, все вышеуказанные упражнения нужно играть в медленном темпе. Не ленитесь, достигнув определенной быстроты в игре одного упражнения, играть новое заново в медленном темпе. Некоторые считают, что, раз они начали играть в быстром темпе одно упражнение, то и другое нужно сразу начинать играть в столь же быстром темпе, а то рука может забыть набранную доселе скорость, и связки застынут. Это, конечно, ошибочное мнение: от игры в медленном темпе упражнений, играть медленнее вы не станете, наоборот, все это способствует разработке скорости игры.

Источник

Оцените статью