Тремоло для акустической гитары

Тремоло – что это такое

Игра на гитаре остается востребованной. Новые разновидности стилей появляются постоянно. Классическое звучание украшается различными музыкальными приемами. Глиссандо, пиццикато, флажолет, гольпе, тамбурин. Тремоло на гитаре – распространенный вариант. Освоить несложно, привычная мелодия станет ярче, насыщеннее.

Тремоло – что это такое?

Многие начинающие гитаристы задают вопрос «тремоло – что это такое?». Тремоло – это вид множественного повторения одного или нескольких звуков. В свою очередь, осуществляется через прием тирандо (после щипка палец не опирается на более толстую струну, «пролетая» над ней). На электрогитарах музыканты используют специальные медиаторы – плекторы, совершая быстрые, отточенные движения вверх/вниз.

Внимание! Основной момент исполнения – скорость. Для тремоло темп быстрее в два, три, четыре раза основной мелодии. Техника является обязательной для освоения каждому гитаристу.

Другое определение – устройство тремоло с педалью (рычагом) на электрогитарах. Изменяет тональность звука. Гитаристы используют приспособление во время выступления соло.

Техника на гитаре пальцами

Исполнение на классической шестиструнной акустической гитаре: большой палец отвечает за звучание басов (опоры), три следующих – безымянный, средний, указательный (в таком же порядке) – тремоло. Пальцами левой руки зажимаются аккорды на грифе.

Упражнения на тремоло

Главное в освоении любой техники – практика. Профессиональными гитаристами разработаны специальные упражнения, повторяя которые будут разработаны необходимые движения. Для тремоло существует два основных направления тренировок – с гитарой и без. Тремоло – непростая методика, для полного ее освоения потребуется немалое количество времени.

Ноты и табулатуры

Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.

Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.

Упражнения

Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.

Без гитары

Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.

На гитаре

Упражнения для освоения техник тремоло направлены на развитие правой руки, движений пальцев. Следует внимательно изучать теорию, но без практики на инструменте музыки не получится. Начинающему гитаристу следует внимательно слушать, изучать методику, наблюдая за движениями профессиональных музыкантов. Существует несколько простых упражнений для начала.

Одно из упражнений – отработка ноты «ми». Не требуется развитие скорости – сначала автоматизм движения. Большой палец, как правило, сильнее остальных. Следует действовать им мягче. Главное – необходимо добиться одинакового, плавного звучания.

После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.

Внимание! Правильная техника вырабатывается со временем.

Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.

Техника тремоло медиатором

Медиатор – небольшое приспособление для извлечения звука, используется вместо пальцев, ногтей. Положение медиатора в руке при проигрыше тремоло отличается. Держат практически параллельно линии струны, наклон меньше, чем при классической технике. Важно, чтобы не происходило цепляние струн – звук станет выше, возникнет диссонанс.

Тремоло на электрогитаре

Для электрогитары существуют специальные небольшие устройства – машинки тремоло на бридже. Могут быть съемными, встроенными. Оснащены специальным рычагом. Использовать в игре достаточно легко – при возникновении звука рычаг отводится в сторону, тональность меняется. Машинки дают простор фантазии, экспериментам, позволяют создать неповторимость в звучании песен.

Классические гитары не предназначены для дополнения устройствами тремоло. Например, Gibson. Купить систему можно отдельно, затем просто установить на инструмент.

На электрогитаре система тремоло имеет плюсы и минусы. При использовании расширяется диапазон звуков. Устройство помогает создавать уникальные композиции на основе привычных. Некоторые направления музыки постоянно используют подобные искажения, чтобы выделить собственный стиль. Минус – сложная настройка прибора. Могут появиться сложности с настройкой гитары. Отрегулировать устройство после замены деталей может быть не под силу новичку.

Преимущества и недостатки тремоло

  1. Тремоло позволяет расширить границы возможностей инструмента и гитариста.
  2. Отработка новой методики разрабатывает руку, движения пальцев.
  3. Диапазон звуков значительно расширяется.
  4. Одновременно отрабатывается техника игры попеременной штриховки по струнам – один из наиболее важных навыков.
  5. Использование техники возможно в различных направлениях – блэкметал, детметал, трешметал (в сочетании с дисторшном звук получается по-настоящему мрачный, агрессивный).

В качестве недостатка отмечают длительное время тренировок. В начале кисть будет быстро уставать, появится ощущение «забитости» мышц. Причина – отсутствие опыта, правильной опоры. Звук может получаться резким, прерывистым, дерганым. Не следует отчаиваться. Необходимо больше времени. Терпение – основной компонент обучения. Долго придется проигрывать упражнения в медленном темпе. Эффект отразится на звучании.

Обучение методикам игры на гитаре не может быть легким. Учитывают разные моменты – положение тела, гитары, регулировку ремня. Усидчивость и практика – основы правильного развития техники.

Источник

Рычаг тремоло

Гитарное исполнение музыки остается популярным с момента изобретения инструмента. Внешняя неизменность постоянно подвергается внутренним усовершенствованиям. Одним из нововведений стал рычаг тремоло. Несложное устройство добавило новое звучание и настройки.

Что собой представляет рычаг тремоло?

Название берет начало из английских вариаций – whammy bar, vibrato bar, tremolo bar. Народные наименования – бридж-машинка, вибрато, профессиональное – стратокастер. Механизм представляет собой педаль, закрепляемую на бридже. Позволяет быстро менять тональность звучания. Происходят изменения посредством дополнительной натяжки струн. Нажатие меняет строй музыкального инструмента. Используется преимущественно на электрогитарах. Общий вид подобных гитар называют стратами.

История

Принцип придуман умельцами в 30-х годах ХХ века. Изобретателем называют инженера Лео Фендера. Массовое распространение тремоло получил спустя 20 лет. В 50-х годах ХХ столетия начали производить совмещенные с устройством модели гитар. Начальное предназначение – позволить музыкантам создавать необычные колебания звука в рамках вибрато (изменения высоты, тембра). Впоследствии гитаристы стали использовать для реализации новых творческих направлений, начали появляться принципиально новые звуки, стили игры.

Пионером использования устройства считают Лонни Мака с песней «Wham!». Затем механизм проявился в творчестве Джимми Хендрикса, Эдди Ван Халлена, Джеффа Бека.

Система тремоло

Система работы вибрато отличается простотой. Струны закрепляются струнодержателем, проходят через отделение «бридж». Внутри расположены специальные пружины (от одной до пяти, стандарт – три-четыре), позволяющие ему двигаться, изменяя доступную мензуру. Внешнее приспособление изменяет натяжение, минуя систему основной настройки гитары. Движение доступно в двух направлениях – вниз, вверх. Звучание меняется – выше, ниже. Результат – наличие эффекта вибрато.

К бриджу устройство крепится неплотно. Стандартное количество болтовых креплений – шесть. Последние модели упрощают крепления до двух.

Настройка рычага тремоло

Работа системы зависит от разных факторов. Необходимо помнить, что малейшие изменения натяжения струн ведут к изменению звука, а значит – сбивают строй инструмента.

Внимание! Настройка тремоло проводится при ослабленных либо снятых струнах. Если после настройки требуется снова менять натяжение пружин для тремоло, их следует снова ослабить. В противном случае велика вероятность разрыва, можно навредить здоровью и инструменту.

Гитару кладут на мягкую поверхность, ткань задней частью корпуса наверх. Снимают крышку устройства. Непосредственная отстройка производится при помощи крестовой отвертки. Крепко закрученные болты дают глухой звук, ослабленные – звонкий, высокий.

Нельзя затягивать болты вплотную – педаль не сможет «ходить». Когда болтается рычаг тремоло, невозможно использовать устройство по назначению. Болтание (люфт) может привести к сбою механизма, бриджа. После настройки тремоло струны возвращаются в прежнее положение, проверяется строй гитары. Проверка рычага осуществляется нажатием, следует посмотреть, в какое положение возвращается педаль.

Удачная настройка стратокастера (машинки тремоло) редко получается с первого раза. Чаще настраивают несколько раз, выполняя одни и те же действия: струны/крышка/настройка/сборка.

Общая задача – привести к балансу натяжение струн пружинами бриджа и рычагом тремоло. Некоторые музыканты уменьшают число пружин в бридже, устанавливают оставшиеся ближе к центру. Рычаг должен плавно возвращаться в положение, параллельно деке гитары. Сопротивление должно быть удобным для владельца.

Использование рычага на гитаре

Использование механизма требует определенной сноровки. Потребуется некоторое время, практика. Без машинки тремоло музыкант ориентируется по ладам на грифе гитары. С рычагом ориентироваться можно только на свой слух. В системе отсутствуют фиксированные положения рычага, движение плавное. Чтобы добиться нужного звучания, требуется внимательно слушать.

Начать можно с простых упражнений. Например:

  • 7 лад, третья струна – нота Ре (обозначение D);
  • следует запомнить, как звучит Ре;
  • следующий лад, та же струна – нужно опустить ноту рычагом до звучания, как в пункте 1.

Во время тренировки оставшиеся струны нужно слегка приглушать левой рукой. Не страшно, если получится не сразу. Главное – больше практики. Новичкам поможет специальный профессиональный прибор – тюнер. Его задача определять соответствие звука определенным нотам. Другой способ – записать Ре-минор. Включая запись, снижать рычагом звучание до полного слияния.

Внимание! В начале обучения уделяют время простым упражнениям, только потом переходят к сложным вариантам.

Обучение азам определит уровень игры гитариста в целом.

Как заблокировать тремоло?

Многие модели гитар выпускают со встроенной системой тремоло. Некоторые музыканты ее не используют. Убрать встроенные механизмы практически невозможно. Появляется задача – как заблокировать тремоло.

Блокировка избавит гитару от «плавающего» строя. Можно сделать самостоятельно, можно купить готовый блокиратор. Существуют устройства, ограничивающие действие рычага, например, hipshot tremsetter. Настройка свободная – ограничение диапазона движения, невозможность повысить или понизить звучание.

Профессиональные блокираторы позволяют полностью запретить работу рычага, при необходимости возвращать «свободу действий» устройству. Например, AllParts Tremol-No – функционален, цена соответствует. В домашних условиях используют небольшой деревянный брусок. Деталью блокируют перемещение блока сустейн. Важно как можно точнее подогнать деревяшку, не оставляя зазоров, свободного места (забивать щели бумагой, щепками, прочим мусором не рекомендуется).

Рычаг тремоло позволяет расширить возможности гитары, музыканта. Использование требует определенного навыка.

Источник

Способы игры >Тремоло на акустической гитаре

Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . В одном из прошлых уроков мы с Вами уже как играть тремоло пальцами, сегодня более подробно остановимся на этом приеме и я предлагаю выучить Вам несколько практических упражнений на тремоло, которые каждый раз можно играть в виде разминки. Технический прием тремоло немного отличается, в зависимости от того, какой инструмент Вы используете: электрогитару или гитару акустическую.

Классическая гитара не способна производить долгие продолжительные звуки, которые удается извлекать, например, на скрипке или гобое. Даже звучание открытых басовых струн, являясь наиболее длительным для гитары, тем не менее затухает через довольно короткий промежуток времени.

Эта характеристика инструмента не относится к его недостаткам — в противном случае на классической гитаре невозможно было бы исполнять сложные музыкальные произведения, поскольку пришлось бы затрачивать огромные количества сил и энергии для того, чтобы намеренно заглушать струны, которые не должны звучать в определенные моменты.

Действительно, если вы попытаетесь исполнить репертуар классической гитары на гитаре электрической, обладающей значительно большей продолжительностью звучания, то эта проблема станет для вас более чем очевидной. Впечатление длительности звучания может быть получено с помощью тремоло.

Тремоло — это одна нота, повторяемая несколько раз с высокой скоростью; эта техника может быть вам знакома по игре, например, на мандолине. (Гитаристам, имеющим опыт выступлений в жанре рок-музыки, следует отличать тремоло от вибрато, которое, как уже говорилось выше, представляет собой колебания тона.)

Тремоло исполняется пальцами а, m и i правой руки на нужной струне, тогда как большой палец р берет басовую струну после каждого касания струны пальцем i, вследствие чего получается постоянно повторяемая последовательность р, а, m и i. Это наглядно представлено в примере:

Сложность исполнения тремоло заключается в необходимости сохранять высокую скорость игры без ущерба для тона и громкости верхнего голоса, но самое важное, пожалуй, — это плавность в исполнении непрерывно повторяющихся циклов.

Тремоло состоит из двух составляющих: самостоятельных движений четырех пальцев и охватывающего их непрерывного повторяющегося цикла, который при исполнении его на высокой скорости воспринимается как единое движение. Каждый из четырех пальцев должен извлекать полноценный и насыщенный звук, который не может прерываться следующей за ним нотой.

Следует отметить, что тремоло является одной из наиболее сложных гитарных техник, и, чтобы довести ее исполнение до совершенства, требуется довольно длительное время. Как и при изучении всех прочих приемов игры на гитаре, начинайте освоение тремоло очень медленно, обращая внимание па легато в движениях пальцев и на неизменность тона и громкости звуков.

Такие повторяемые техники, как тремоло, иногда могут звучать непрерывно в течение нескольких минут — как, например, это происходит в пьесе для классической гитары «Recuerdos de la Alhambra» Франсиско Тарреги (1852-1909).

Очень важно, чтобы правая кисть постоянно оставалась расслабленной при исполнении этой техники, особенно в начале ускорения темпа. Если начинать играть какой-либо фрагмент тремоло быстро, когда вы к этому полностью не готовы, в руке мгновенно возникнет напряжение и начнет сковывать ее движения, и тогда очень легко сбиться с требуемого темпа.

Исполнение тремоло

Отрабатывайте движения четырех пальцев очень медленно и старайтесь продолжать играть тремоло как можно дольше без ускорения темпа. Стремясь увеличить скорость исполнения раньше времени, вы можете только испортить всю проделанную вами работу. После определенного периода регулярных занятий (которые желательно проводить каждый день) ваши действия постепенно будут становиться все более привычными и естественными. На этой стадии уже можно чуть ускорить темп, но ни в коем случае не в ущерб плавности и слаженности движений пальцев.

Если постоянно совершенствовать технику именно таким способом, в скором времени вы достигнете относительно высокого темпа, однако на слух мелодия будет по-прежнему восприниматься, как четыре отдельных звука. И только теперь вы можете ставить перед собой задачу отработки плавности в исполнении тремоло.

При качественном тремоло у слушателя создается впечатление, что правая кисть самостоятельно выполняет все требуемые действия — без участия мозга, подсказывающего, в какой последовательности должны производиться движения четырех пальцев.

В эти мгновения ваше сознание осуществляет контроль на более высоком уровне, целиком координируя действия кисти и не обращая внимания на движения каждого пальца, которые уже «запрограммированы» в ходе продолжительных медленных тренировок. Скорость исполнения настоящего тремоло настолько высока, что состоящий из четырех нот элемент цикла становится неслышимым и сознание воспринимает его как одну непрерывно звучащую ноту.

Упражнение на тремоло

Это упражнение предназначено для отработки тремоло одновременно с игрой левой рукой. В седьмом и восьмом тактах тремоло играется на внутренних струнах, что сначала может показаться довольно сложной задачей, поскольку пальцы лишены пространства для маневра. На четвертом счете третьего такта верхнюю часть баррэ (кончик пальца левой руки) нужно отпустить, чтобы па следующий счет можно было сыграть открытую А (ля).

В конце девятого такта четвертый палец используется как направляющий для того, чтобы перейти на C# (до-диез) в десятом такте. Все полубаррэ в трех последних строках должны захватывать четвертую струну и удерживать ноты на этой струне.

Еще одно упражнение на тремоло

Этюд № 9 из «60 мелодических и прогрессивных этюдов» Маттео Каркасси (1792-1853).

Хотя в строгом смысле эта пьеса и не является тремоло, главный рисунок в правой руке в ней тот же, что используется в тремоло, и это произведение поможет вам развивать умение пользоваться техникой тремоло в пьесах с иными музыкальными рисунками.

При игре этого этюда важно, чтобы две мелодии, создаваемые басовыми и верхними нотами в арпеджио, были отчетливо слышны. В первую очередь следите за тем, чтобы басовые ноты всегда соответствовали своей указанной длительности и соединялись друг с другом, образуя непрерывную мелодию.

То же самое касается и верхнего голоса. Например, во втором такте F (фа), верхняя нота первого аккорда, должна удерживаться вплоть до Е (ми), третьей шестнадцатой ноты второго счета.

Этот эффект также ясно должен быть слышен в первом такте шестой строки, где верхняя G (соль) соединяется с F# (фа-диез), затем с F (фа) и наконец с открытой E (ми) второго такта. Слово «росо» во втором такте четвертой строки означает «немного» — в данном случае «немного ‘rit’».

Вот такой получился урок, посвященный исполнению тремоло на классической гитаре. Если остались вопросы, спрашивайте в комментариях. Так же предлагаю подписаться на рассылку уроков от Гитаршколы в верхнем правом углу сайта.

Отлично! Довольно доступно всё расписано и примеры удачные.

Источник

Оцените статью