Тремоло для гитары своими руками

Гитаростроение

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Алексей Кутепов
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 21 августа 2004 г.

Навеяно статьей Владимира Холстинина Укрощение «Стратокастера»

Этап 1. От шести винтов к двум

Ч ем отличается «машинка» на двух винтах от стандартной «машинки» на шести винтах? Всего-то наличием двух проточек в передней части верхней пластины (так называемые «ножи») и двух опорных винтов, куда эти «ножи» упираются. Апгрейд напрашивается сам собой. Для этого нужно приобрести два опорных шурупа (далее — винта) от Floyd Rose (винты изображены на фото 1).

Необходимые инструменты и материалы (для всех трех этапов): дрель, сверла диаметром 5, 6, 7, 8 и 9 мм, карандаш, прямоугольный брусок, школьный угольник, круглый надфиль, ножовка по металлу, отвертка Ph2, плоский напильник с крупной насечкой, острая стамеска, малярный скотч, молоток, кусочек наждачной шкурки, фломастер под цвет гитары или тюбик–кисточка с ремонтной краской из автомагазина (фото 2).

  • 1. Снимаем струны.
  • 2. Отмеряем от верхнего и нижнего края машинки по 4 мм и помечаем карандашом эти две точки на границе тремоло и пластиковой накладки.
  • 3. Берем шило и бесстрашно протыкаем его в щель между машинкой и накладкой в отмеченных точках.
  • 4. Снимаем пружины, выкручиваем шесть опорных винтов и снимаем саму машинку.
  • 5. Отвинчиваем крепежные шурупы пластиковой накладки (их 11), приподнимаем и сдвигаем ее вперед. Видим два прокола от шила.
  • 6. Сверлим в этих точках отверстия диаметром 5 миллиметров на глубину 37 миллиметров. Отверстия нужно просверлить строго перпендикулярно корпусу гитары. Для этого берем любой прямоугольный брусок, с помощью школьного угольника чертим на нем перпендикулярную линию, прикладываем его в месте сверления и стараемся держать дрель так, чтобы сверло было параллельно бруску и линии на нем. Если дрель не имеет ограничителя глубины сверления, просто намотайте в 37 миллиметрах от начала сверла немного изоляционной ленты, чтобы не просверлить глубже, чем надо (фото 3). Таким же методом рассверливаем верх отверстий до диаметра 7 миллиметров на глубину 10 миллиметров.

  • 7. Прикручиваем накладку на место, видим, что она перекрывает просверленные отверстия наполовину. Берем круглый надфиль и протачиваем накладку по отверстиям.
  • 8. Ставим «машинку» на место, заворачиваем пару штатных винтов. Видим, что теперь она перекрывает половину отверстий. Опять берем круглый надфиль и протачиваем уже «машинку» по форме отверстий.
  • 9. Снимаем «машинку». В ней у нас получились два полукруглых пропила. Круглым надфилем придаем им следующий вид (фото 4).

  • 10. Закручиваем два опорных винта в новые отверстия, устанавливаем «машинку» (регулируем по высоте, поворачивая новые опорные винты), натягиваем пружины. Проверяем, чтобы «машинка» свободно качалась на новых опорах, а если где-то задевает — подрабатываем надфилем. Ставим струны, настраиваем гитару. Теперь работать рычагом намного легче, машинка легко возвращается в исходное положение, гитара лучше держит строй (фото 5).

Так мы получили тремоло на двух винтах, купив лишь две копеечные детали. В любой момент вы можете вернуться к первоначальному варианту, выкрутив два новых и завернув шесть старых винтов. Но я думаю, вам этого уже не захочется никогда.

Примечание: здесь описаны опорные винты в виде шурупа, но еще они встречаются в виде рифленой втулки, в которую на резьбе вкручивается опорный винт. Технология установки аналогична, только отверстия надо сверлить диаметром 10 миллиметров на глубину 20 миллиметров, после чего молотком аккуратно забить туда втулку заподлицо с корпусом гитары. Отверстие нужно предварительно смазать клеем.

Этап 2. От однобокости — к универсальности

В результате первого этапа мы получили «стратовское» тремоло, подвешенное на двух опорных винтах. Оно может регулироваться по высоте и работает только вниз. Теперь попробуем заставить его работать и вверх.

Вариант А

  • 1. Выкручивая опорные винты, поднимаем «машинку» над корпусом гитары на 5-6 миллиметров.
  • 2. Выкручиваем регулировочные винты в каждой из шести кобылок, так, чтобы высота струн над грифом осталась неизменной.
  • 3. Смотря на гитару с обратной стороны, двигаем рычаг вверх-вниз и отмечаем карандашом, куда упирается внутренняя часть «машинки» при движении рычага вверх.
  • 4. Снимаем струны и «машинку».
  • 5. Берем напильник и аккуратно стачиваем отмеченную часть под углом. Периодически ставя машинку на место, добиваемся, чтобы при движении рычагом вверх задняя часть машинки свободно доходила до поверхности гитары.
  • 6. Для эстетики закрашиваем сточенные места фломастером под цвет гитары (фото6).

  • 7. Ставим на место машинку, пружины, струны и настраиваем гитару (фото7).

Теперь «машинка» получает возможность работать на повышение строя до того момента, пока не упрется в корпус. Лично мне не понравилось это ограничение и внешний вид задранной машинки. Хотя играть вполне можно. Идем дальше.

Мы сделаем под «машинкой» небольшую выборку (а-ля Floyd Rose). Это позволит опустить ее вровень с корпусом и увеличить диапазон движения рычага вверх.

  • 1. Вкручиваем опорные винты, и «машинка» опускается на корпус.
  • 2. По периметру «машинки» (на расстоянии 0,5 миллиметров сверху и снизу, и 5 миллиметров сзади от нее) наклеиваем полоски малярного скотча (фото 8).

  • 3. Снимаем струны, пружины, «машинку».
  • !4. В углах получившегося прямоугольника размечаем центры отверстий на расстоянии 4 миллиметров от линий скотча (диаметр отверстия 8 миллиметров), и немного накерниваем их.
  • 5. Сверлим два отверстия на глубину 8 миллиметров; они должны оказаться как бы вписанными в углы, образованные линиями скотча.
  • 6. С помощью линейки и острого шила процарапываем по краю скотча до дерева линии на лаке между отверстиями и от отверстий к накладке.
  • 7. Теперь нужно при помощи стамески и молотка вырубить полученный прямоугольник на глубину 8 миллиметров. Тут требуется максимальная аккуратность и осторожность. Стамеска должна быть очень острой. Технология проста. Ставим стамеску в процарапанную линию (линии процарапывались для того, чтобы не было сколов и продавливания лака), наносим несильный удар молотком, так, чтобы стамеска углубилась примерно на 1 миллиметр. Далее стамеска сдвигается по линии на половину своей ширины и процесс повторяется. Обязательно держите стамеску перпендикулярно корпусу гитары. После того как вы углубитесь по контуру примерно на 3 миллиметра, нужно выбрать стамеской дерево на эту глубину. Процесс повторяется, пока вы не достигнете глубины 8 миллиметров. Очень трудно описывать словами эту элементарную столярную операцию. Если вы не уверенны в своих навыках, попросите кого-нибудь мастера показать, как это делается. Не вредно потренироваться на какой-нибудь доске.
  • 8. Теперь зачищаем стамеской и кусочком шкурки дно и стенки полученной выборки, после чего подкрашиваем фломастером или ремонтной кисточкой. Поверхность за опорными винтами нужно также срубить немного под углом вниз (фото 9).

  • 10. Ставим «машинку», пружины, и проверяем, свободно ли она движется. Если где-то задевает за корпус, подтачиваем напильником. Ставим струны, регулируем их по высоте и настраиваем гитару (фото 10).

Этап 3. Замена рычага

Р ычаг у этих «машинок» является традиционным слабым местом. Он вкручивается на резьбе во внутреннюю часть «машинки». Она, как правило, изготовлена из мягких материалов (силумин и т.п.). Через резьбовую часть длиной 20 миллиметров передается усилие от почти 200-миллиметрового рычага. Немудрено, что очень скоро резьба ослабляется и в рычаге появляется неприятный люфт. От него пытаются избавиться, затянув рычаг еще на оборот, но это помогает не надолго. Намного лучше это соединение реализовано на некоторых моделях Floyd Rose. У них рычаг не имеет резьбы и крепится к «машинке» накидной гайкой. Приобретаем как запчасть этот узел в сборе с опорной втулкой (фото 11).

  • 1. Снимаем струны, пружины, «машинку».
  • 2. Полностью разбираем «машинку», отвинчиваем от нее нижнюю часть (крепится тремя винтами под кобылками) и отпиливаем от нее кусок, куда вкручивался рычаг (где-то 12 миллиметров). Для эстетики зачищаем место распила напильником (фото 12).

  • 3. Теперь нужно установить опорную втулку (она состоит из двух частей, стянутых винтом). Ее посадочное место (поясок с накаткой) имеет диаметр 9,3 миллиметров. Следовательно, отверстие нужно 9 миллиметров для посадки с натягом. Центр штатного отверстия в верхней пластине «машинки» находится близко к кобылкам и, если его просто рассверлить, то накидная гайка рычага упрется в кобылку первой струны. Разметить центр нового отверстия накерниванием не удается, так как он приходится на край старого. Я расточил штатное отверстие круглым надфилем до овала длиной 9 миллиметров в сторону края «машинки», и только потом рассверлил дрелью.
  • 4. Положив верхнюю пластину «машинки» между двумя опорами (например, между двух кухонных досок) несильным ударом молотка запрессовываем опорную втулку в новое отверстие, после чего прикручиваем ее нижнюю часть винтом с внутренним шестигранником. Будьте осторожней, чтобы не погнуть корейскую броню.
  • 5. Собираем «машинку», прикручиваем новый рычаг. Под накидную гайку не вредно положить немного смазки (фото 13).

  • 6. Устанавливаем «машинку» на место, надеваем пружины и, качая рычаг, проверяем, свободно ли она перемещается вверх и вниз. Если нижняя часть опорной втулки рычага задевает за корпус гитары, то надо снять «машинку» и аккуратно подточить корпус в этом месте круглым надфилем или напильником.
  • 7. Натягиваем струны, настраиваем гитару.

Здесь приведены размеры купленных мною деталей. Изделия разных производителей могут отличаться. Проверьте посадочные размеры перед началом работы.

Источник

Тремоло – что это такое

Игра на гитаре остается востребованной. Новые разновидности стилей появляются постоянно. Классическое звучание украшается различными музыкальными приемами. Глиссандо, пиццикато, флажолет, гольпе, тамбурин. Тремоло на гитаре – распространенный вариант. Освоить несложно, привычная мелодия станет ярче, насыщеннее.

Тремоло – что это такое?

Многие начинающие гитаристы задают вопрос «тремоло – что это такое?». Тремоло – это вид множественного повторения одного или нескольких звуков. В свою очередь, осуществляется через прием тирандо (после щипка палец не опирается на более толстую струну, «пролетая» над ней). На электрогитарах музыканты используют специальные медиаторы – плекторы, совершая быстрые, отточенные движения вверх/вниз.

Внимание! Основной момент исполнения – скорость. Для тремоло темп быстрее в два, три, четыре раза основной мелодии. Техника является обязательной для освоения каждому гитаристу.

Другое определение – устройство тремоло с педалью (рычагом) на электрогитарах. Изменяет тональность звука. Гитаристы используют приспособление во время выступления соло.

Техника на гитаре пальцами

Исполнение на классической шестиструнной акустической гитаре: большой палец отвечает за звучание басов (опоры), три следующих – безымянный, средний, указательный (в таком же порядке) – тремоло. Пальцами левой руки зажимаются аккорды на грифе.

Упражнения на тремоло

Главное в освоении любой техники – практика. Профессиональными гитаристами разработаны специальные упражнения, повторяя которые будут разработаны необходимые движения. Для тремоло существует два основных направления тренировок – с гитарой и без. Тремоло – непростая методика, для полного ее освоения потребуется немалое количество времени.

Ноты и табулатуры

Освоение техники любого стиля начинается с изучения нотной грамоты. Табулатуры (табы) – описание мелодии с помощью символов, нотной грамоты. Гитарные обозначения отличаются от общепринятых типов. Достоверным нотное описание игры на гитаре считать нельзя, однако, подобные схемы позволяют записывать основную часть.

Каждый гитарист обязан иметь представление о табулатуре, символике. Линиями обозначены струны, обычно шесть. Цифры – лады (гриф инструмента). Аккорды – ноты расположены на одной вертикальной линии (играются одновременно). Схемы читаются стандартным способом – слева направо. Некоторые композиции состоят из нескольких повторяющихся аккордов. Нотная запись в таком случае упрощается – песня не описывается полностью, перечисляются названия аккордов, частота повторений.

Упражнения

Начинать обучение следует с медленного темпа. Движения пальцев необходимо доводить до уровня автоматических. Как можно дольше играют на медленном темпе, раннее ускорение может «сломать» уже появившуюся технику. Торопиться не стоит, правильная подготовка обеспечит необходимое звучание. Ударные движения запрещены. Начинают с коротких упражнений.

Без гитары

Плюс занятий без инструмента – тренироваться можно в любом месте. В пробке, трамвае, на учебе, перед компьютером, в кинотеатре. Занятие заключается в отработке действий пальцев – последовательные движения безымянным, средним, указательным, большим пальцами как бы по струнам. Проводить кончиками можно по любой поверхности (по куртке, например). Главное, чтобы положение руки сохранялось, как с инструментом. Можно использовать различные предметы – вместо струны взять карточку, цеплять кончиками пальцев за нее. Отрабатывается плавность, последовательность движений.

На гитаре

Упражнения для освоения техник тремоло направлены на развитие правой руки, движений пальцев. Следует внимательно изучать теорию, но без практики на инструменте музыки не получится. Начинающему гитаристу следует внимательно слушать, изучать методику, наблюдая за движениями профессиональных музыкантов. Существует несколько простых упражнений для начала.

Одно из упражнений – отработка ноты «ми». Не требуется развитие скорости – сначала автоматизм движения. Большой палец, как правило, сильнее остальных. Следует действовать им мягче. Главное – необходимо добиться одинакового, плавного звучания.

После начального этапа можно добавить простую мелодию. Задача – избегать пауз при исполнении.

Внимание! Правильная техника вырабатывается со временем.

Не следует торопиться – лучше потратить больше времени на тренировки.

Техника тремоло медиатором

Медиатор – небольшое приспособление для извлечения звука, используется вместо пальцев, ногтей. Положение медиатора в руке при проигрыше тремоло отличается. Держат практически параллельно линии струны, наклон меньше, чем при классической технике. Важно, чтобы не происходило цепляние струн – звук станет выше, возникнет диссонанс.

Тремоло на электрогитаре

Для электрогитары существуют специальные небольшие устройства – машинки тремоло на бридже. Могут быть съемными, встроенными. Оснащены специальным рычагом. Использовать в игре достаточно легко – при возникновении звука рычаг отводится в сторону, тональность меняется. Машинки дают простор фантазии, экспериментам, позволяют создать неповторимость в звучании песен.

Классические гитары не предназначены для дополнения устройствами тремоло. Например, Gibson. Купить систему можно отдельно, затем просто установить на инструмент.

На электрогитаре система тремоло имеет плюсы и минусы. При использовании расширяется диапазон звуков. Устройство помогает создавать уникальные композиции на основе привычных. Некоторые направления музыки постоянно используют подобные искажения, чтобы выделить собственный стиль. Минус – сложная настройка прибора. Могут появиться сложности с настройкой гитары. Отрегулировать устройство после замены деталей может быть не под силу новичку.

Преимущества и недостатки тремоло

  1. Тремоло позволяет расширить границы возможностей инструмента и гитариста.
  2. Отработка новой методики разрабатывает руку, движения пальцев.
  3. Диапазон звуков значительно расширяется.
  4. Одновременно отрабатывается техника игры попеременной штриховки по струнам – один из наиболее важных навыков.
  5. Использование техники возможно в различных направлениях – блэкметал, детметал, трешметал (в сочетании с дисторшном звук получается по-настоящему мрачный, агрессивный).

В качестве недостатка отмечают длительное время тренировок. В начале кисть будет быстро уставать, появится ощущение «забитости» мышц. Причина – отсутствие опыта, правильной опоры. Звук может получаться резким, прерывистым, дерганым. Не следует отчаиваться. Необходимо больше времени. Терпение – основной компонент обучения. Долго придется проигрывать упражнения в медленном темпе. Эффект отразится на звучании.

Обучение методикам игры на гитаре не может быть легким. Учитывают разные моменты – положение тела, гитары, регулировку ремня. Усидчивость и практика – основы правильного развития техники.

Источник

Оцените статью