Знакомимся с упражнениями для фортепиано
Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.
Какие бывают упражнения для фортепиано
А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.
Для начала давайте правильно сядем за инструмент.
Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.
Постановка рук на фортепианной клавиатуре
Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.
Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.
Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.
Постановка левой руки на квинту
А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.
Постановка правой руки на квинту
Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.
Разновидность упражнений – арпеджио
Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.
Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки
И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки
Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:
Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре
Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.
И еще один вид арпеджио
Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре
А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:
Источник
Упражнения, способствующие организации пианистического аппарата на начальном этапе обучения игре на фортепиано
Содержимое публикации
Упражнения, способствующие организации
пианистического аппаратана начальном этапе
обучения игре на фортепиано.
В своей педагогической практике я использую различные упражнения, которые позволяют справиться с затруднениями. Благодаря игровой форме упражнений урок проходит в живой, непринужденной обстановке.
На начальной стадии предлагается специальная предварительная подготовка рук к игре на инструменте. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые.
Упражнения для правильной осанки.
«Стройность, величавость» — так определял понятие «осанка» В.Даль, врач и языковед. Осанка становится подчас своего рода «зеркалом души», отражает необходимость заняться исправлением осанки, но гораздо легче – не допустить ее дефектов.
Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Плечи свободные и немного опущены. Руки впереди корпуса.
Кисти расслаблены, свисают свободно. Локти округлы, без острых углов. Центр тяжести на пояснице. Шейные мышцы свободны. Педагог стоит сзади, поддерживая снизу руки малыша, как бы перекладывая их тяжесть на свои руки. Убедившись, что тяжесть тела ребенка действительно распределена с опорой на ноги, на тазовый пояс, а шея и руки расслаблены, педагог подбрасывает его руки вверх, и они, падая свободно, долго раскачиваются, как маятник, до полной остановки.
Здесь очень важно проследить, чтобы не был зажат шейный отдел, Это упражнение помогает при игре на фортепиано, способствует «проводимости звука», содружественному движению обеих рук…
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).
Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.
4. Вращательные движения.
Малыш сжимает руки в кулачки и вращает ими. При этом важно следить за локтями, которые должны непроизвольно участвовать в движении. Плечи не подняты! Если они поднимаются, надо сделать несколько вращательных движений в плечевых суставах. Если руки в плечевых суставах плохо вращаются — начать с простейших упражнений: поднимать и опускать плечи. В этом упражнении важно определить — в чем состоит трудность для ребенка, и, начиная с простых движений, по мере возможности усложнять их.
Безусловно, для того чтобы научить прямо «держать спину», нужно делать упражнения не только для снятия напряжения с шейных и плечевых мышц, но и для укрепления нижних мышц спины. Например — разведение рук в стороны; при этом работают грудные и спинные мышцы.
Мягкими, ласковыми касаниями рук (обязательно теплых!) педагог осторожно помогает ребенку делать небольшие плавные круговые движения головой. Они позволяют снять напряжение с шейных мышц. Надо постараться, чтобы ученик мог самостоятельно совершать такие движения, не напрягая шею.
Эти пять упражнений приучают владеть своим телом, снимать излишние напряжения, чувствовать «зажимы» и освобождаться от них. При достаточной натренированности благодаря описанным упражнениям дети не будут ощущать усталости в плечевой области и не станут «помогать себе», поднимая плечи.
Упражнения для крупных мышц.
Эти упражнения дифференцируют работу крупных мышц. В результате активизируются мышцы плече-лопаточного отдела, появляется ощущение «целостности» движений рук «из корпуса».
Руки и тело свободные. Вращательные движения рук «из корпуса» в плечевых суставах, правой и левой рукой попеременно и вместе, вперед и назад.
В упражнении «Мельница» важно, чтобы руки не были напряжены, поскольку его цель — не разработать мышцы рук, а лишь уметь их расслаблять и совершать движения расслабленными руками.
Потряхивания плечами (как в цыганских танцах) лучше всего выполнять под аккомпанемент.
Вначале стоит делать упражнение в упрощенном виде — лишь подвигать плечиками вверх и вниз, попеременно и вместе, затем перейти к вращательным движениям плечевых мышц — попеременно, вместе, вперед, назад.
Для того чтобы почувствовать руку «из корпуса», ребенок имитирует движения боксера, с силой выбрасывая руки вперед, как бы угрожая противнику. При этом ни в коем случае не поднимает плечи.
Упражнение очень полезно для ощущения целостности рук (особенно если не получаются вращательные движения).
Локти свободны, пальцы — продолжение ладони, в запястье рука мягко сгибается: дети имитируют жест прощания, потряхивая ладошкой. При этом педагог незаметно держит руку у лопаток и проверяет свободу руки и включение лопаточных мышц в работу.
Пусть ученик представит, что он стирает, например, платье для куклы. Постирал — надо стряхнуть. Во время упражнения педагог говорит: «Если стряхивать хорошо — брызги разлетаются далеко, а если стряхивать зажатыми руками — все брызги падают на живот. Значит, будешь мокрым ходить. И когда играешь на рояле — звуки, как брызги: играешь свободными руками — звуки далеко в зал летят, а играешь зажатыми — они все здесь, у тебя остаются. И никто не услышит их».
Ребенок «дирижирует» под музыку.
Это упражнение помогает включить в работу все мышцы, вырабатывает плавность и пластичность движений. Важно следить за правильным дыханием, тогда плечи остаются в покое, не поднимаются. Грудные мышцы расправлены. Ни в коем случае нельзя сутулиться! Упражнение способствует развитию пианистических движений и правильному дыханию.
7. Повороты туловища под музыку.
Всевозможные повороты с распахнутыми руками и их поднятием поочередно. Туловище поворачивается в поясничном отделе. Ребенок ощущает работу крупных мышц спины и мышц рук, которые при поворотах туловища то расслабляются, то напрягаются попеременно.
Педагог при этом может подвести итог всей подготовительной работы по развитию движений и оценить индивидуальные достижения каждого ребенка.
Надо встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом вперед. Начинать покачивать их навстречу друг другу, то скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться к исходному положению.
Разводим руки в стороны. Освобождаем мышцы спины, шеи и плеч, даем всему корпусу, голове и рукам свободно «упасть» вперед. Колени при этом слегка подгибаются. После этого медленно выпрямляемся, принимая прежнее положение.
Встаем ровно, ноги на расстоянии ступни. Опускаем руки свободно, пусть они висят вдоль туловища, как плети. Начинаем раскачивать вначале одной, потом другой рукой, взад-вперед, как маятник.
Выше! Выше! – Пока рука не начнет крутиться, как ветряная мельница.
Третий комплекс упражнений направлен на развитие хватательных движений. Он вырабатывает быструю реакцию, ловкость, координирует работу мышц, а кроме того закрепляет навыки правильной осанки, работы рук «из корпуса». Ребенок учится естественно распределять мышечные напряжения. Все это чрезвычайно важно для более полной «проходимости» и проводимости звука при игре! Хватательные движения развивают ладонные мышцы, создают рабочий тонус, способствуют усилению кровообращения, дают возможность крови проходить к самым мелким капиллярам кончиков пальцев. Лучше всего их делать с небольшими мячиками. Но игра с мячом для некоторых малышей оказывается довольно трудной — поэтому для начала стоит использовать обыкновенный платочек и лишь со временем переходить к мячу.
Под неторопливый, сдержанный темп аккомпанемента (марш, вальс, полька, менуэт, мазурка или полонез) дети плавными движениями передают друг другу платочек. Педагог следит за ритмичностью движений — платочек передается на сильную долю такта.
Эта игра не только способствует развитию хватательных рефлексов, но и вырабатывает пластику движений рук, устанавливает правильное дыхание и воспитывает ритмический слух.
Платочек лежит на столе. Дети пытаются на счет «раз-два-три» быстрее схватить платочек — кто первый возьмет, тот победил.
С ранимым учеником, которому не удается опередить других, педагогу следует играть самому и, конечно, проигрывать. Быстрота реакции, которая тренируется благодаря этому упражнению, очень важна для пианиста — без нее невозможно представить исполнение даже самых простых музыкальных произведений. Затем упражнения усложняются.
Спина и плечи свободные. Малыш крепко стоит на ногах (нужно проверить, насколько прочна опора на ноги!). В ладошке ребенок держит платок. Не наклоняясь, он отпускает платочек и подхватывает другой рукой. При этом плечи опущены, спина прямая. Не напрягаться!
То же самое можно проделать и с двумя платками: в обеих руках по платочку, ребенок одновременно отпускает их и тут же ловит, меняя при этом руки. Движения плавные, пианистичные (по крайней мере, к этому надо стремиться), платочки как бы летают в воздухе.
Дети становятся в круг (достаточно и четырех человек). Один из них перебрасывает платочек любому из играющих, тот ловит и опять перебрасывает кому-либо по своему выбору.
Здесь важна неожиданность, заставляющая сосредоточиться. Упражнение помогает развить двигательную реакцию.
После завершения упражнений с платочками можно перейти к упражнениям с мячом. Лучше, чтобы он был не резиновый, а теннисный. Подбирать его следует с учетом размеров рук малыша. Если у ребенка замедленная хватательная реакция, то не стоит переходить к упражнениям с мячом, лучше задержаться на игре с платочком.
Упражнения с упругим мячом способствуют большему раскрытию ладоней и развивают ладонные мышцы. Движения при этом должны быть более цепкими и «ощутимыми», нежели в упражнениях с почти невесомым платочком. С мячом можно выполнять те же упражнения, что и с платочком. Но детей нужно подготовить к новым играм и помочь освоить вспомогательные приемы, чтобы они как следует, ощутили мяч в своих ладонях.
Очень полезно поиграть в мячик вдвоем: педагог отпускает его, а ученик подхватывает, не давая упасть. Затем их роли меняются — до тех пор, пока мячик не упадет. И опять сначала. Мячик следует отпускать легко, без резких движений и толчков, не прикладывая силы. Тогда он «сам» стремится попасть в ладошку.
Хорошо помогает развитию мышц (не только мелких!) игра в мягкий мячик. Его можно сжать в кулачке и превратить в бесформенный комочек, а потом разжать ладонь — он распрямится и снова станет круглым. Детям чрезвычайно нравится такая игра, особенно когда на некоторых мячиках нарисованы смешные личики.
Все упражнения надо подбирать очень индивидуально, в соответствии с возможностями каждого ученика. Если не дается какое-либо упражнение, не надо бояться его упростить: освоив простой вариант, ребенок затем гораздо быстрее сможет выполнить и сложный. Иногда дети сами выдумывают совершенно новые упражнения, за что, конечно, их нужно похвалить и поиграть в придуманные ими игры.
В доигровой период главная задача двигательной гимнастики — дать ребенку возможность почувствовать свое тело, научить свободе движений, выработать осанку. Что касается хватательных, рессорных ощущений, а также ощущения рук «из корпуса», то эти упражнения надо проводить даже с теми, кто уже несколько лет играет на фортепиано. Гимнастика помогает занятиям, снимая напряжение и усталость.
Основное правило при занятиях гимнастикой: не стоит заострять внимание ученика на неудаче. Заметив у ученика какие-то недочеты, педагог сможет их проанализировать и преодолеть. Всегда полезно возвращаться к тем упражнениям, в которых дети испытывали затруднения.
Упражнения-игры, способствующие правильной посадке:
Для девочек «Новая и сломанная кукла», для мальчиков «Солдатик и медвежонок» (вариант 1).
Упражнение выполняется сидя на полу, затем можно перейти за фортепиано. С абсолютно ровной спиной, посидеть как кукла (или солдатик) на витрине магазина. Тридцать секунд сосредоточиться, пять-десять секунд расслабиться. Выполнять до шести раз. При выполнении упражнения за инструментом, руки лежат на коленочках.
Для девочек«Новая и сломанная кукла», для мальчиков«Солдатик имедвежонок» (вариант 2).
.Исходное положение-упражнение «Новая кукла» или «Солдатик». Сидя на полу, покачаться взад и вперед с напряженной, сосредоточенной спиной. Затем расслабиться. Также выполнить за инструментом. Руки свободно лежат на коленочках.
Для девочек«Новая кукла и сломанная кукла»,для мальчиков«Солдатик имедвежонок» (вариант 3).
Исходное положение-упражнение «Новая кукла». Усложняется движением рук. Ими следует свободно размахивать, представляя полет большой красивой птицы. Расслабиться на три-четыре секунды и продолжать снова.
4. Для девочек «Заводная кукла», для мальчиков «Робот».
Кукла (или робот) стоит, подняв руки вверх. Все тело напряжено до кончиков пальцев. Завод заканчивается вниз падают кисти рук, затем локти, руки и весь корпус. При наклоне расслабляется, свободно раскачивает руками. Упражнение помогает снять напряжение.
Если у ребенка что-то не получается, не следует делать замечания лично ему. Лучше перевести речь на любого сказочного персонажа, на игрушку.
Упражнения для подготовки пальцев рук.
Есть еще одна группа чрезвычайно важных для воспитания пианиста упражнений:
Руки лежат на столе и спят, проснулись и начинают здороваться. Сначала здороваются все пальчики, затем каждый по очереди. Педагог должен объяснить способ прикосновения. Пальчики не стучат, не топают, а мягко, нежно прикасаются.
Педагог и ученик садятся напротив друг друга, ставят руки на локоть в вертикальном положении. У педагога участвует левая рука, у ученика – правая, затем наоборот. Соприкасаясь, здороваются каждым пальцем по очереди (пятый с пятым, четвертый с четвертым и т. д.)
Ученик делает колечки из пальчиков, соприкасаясь подушечками пальцев. Первый палец со вторым, затем с третьим, четвертым и пятым по очереди.
Упражнения, способствующие укреплению брюшного пресса и спины.
Наклониться к стене всем корпусом, упираясь ладошками в стену. Оттолкнуться, возвращаясь в исходную позицию. Важно чтобы ребенок почувствовал опору на ладони.
Наклониться к стене, упираясь не ладошками, а кончиками пальцев, чтобы почувствовать опору на них.
Упражнения у инструмента.
Положив на стул доску или подушечку, поставив под ноги по росту ребенка скамеечку, в которую прочно должны опираться его ноги, педагог помогает ученику занять правильное положение у рояля (или пианино). Садиться надо на полстула, на такой высоте и таком расстоянии, чтобы удобно было достать до клавиатуры.
Малыша надо сразу научить упираться пятками, пока в скамеечку. Это создает привычку, необходимую в будущем при педализации.
Если ребенок самостоятельно может сам правильно сесть за инструмент, то можно переходить на упражнения для организации рук и координацию.
Упражнения для организации и координации рук.
Упражнение 1. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на колени.
Упражнение 2. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на кулачок.
Упражнение 3. Поднять руки от коленей вверх, затем, расслабив, бросить вниз на подушечки пальцев.
Упражнение 4. «Мячик». Попросить у ребенка дать его расслабленную руку. Педагог подбрасывает ее вверх и ловит, как «мячик». Упражнение хорошо помогает расслаблению рук.
Упражнение 5. «Лифты» (вертикальное). Ребенок поочередно поднимает и опускает руки с коленей. Это же упражнение можно сделать на столе (посадка должна быть такая как за инструментом). Упражнение можно усложнить, опуская руки сначала на ладошки, затем на кулачки и на подушечки пальцев.
Упражнение 6. «Машинка» (горизонтальное). Вариант № 1: Надо попросить ребенка поводить машинку по поверхности стола. У машины должен быть передний и задний ход. Педагог следит за запястьем. Оно должно идти, затем пальцы. Вариант №2: Стол необходимо разделить на две дороги для правой и левой руки. Сначала правая рука ведет машинку и передает левой руке. И наоборот. Педагог следит, чтобы движения были пластичными.
Упражнение 7. «Кошачья лапка». Ребенок сначала работает на колене, затем на столе. Рука сверху плавно опускается на колено кулачком, затем мягко опускается на пальцы, мягко цепляясь пальчиками. (Движение напоминает кошачью лапку).
Упражнение 8. «Подснежник» (вертикальное). Ребенок сидит на стуле, руки лежат свободно на коленях. Педагог включает пьесу П.И.Чайковского «Подснежник», когда звучит первая фраза – «подснежник растет», рука правая плавно поднимается и опускается обратно, на вторую фразу поднимается левая рука. Ладошка расслабленная и пальчики смотрят вниз. На третью фразу обе руки идут вверх и покачиваются вверху с расслабленными кистями. Важно на первом этапе применять упражнения на пластику рук, а не для пальцев, это убирает скованность.
Теперь можно переходить к пальцам и объяснить детям, что их руки — это большая семья, в которой есть пять братьев- пальцев и имеют не только имена, но и номера: большой палей — первый, указательный — второй, средний — третий, безымянный — четвертый, мизинец — пятый. Самый «старший» среди братьев, опора «семьи»- третий палец; он «на голову выше» остальных; пятый палец – самый маленький и слабенький он большой помощник в «семье»: вместе с первым большим пальцем его задача удержать «свод» руки. Особого внимания заслуживает четвертый палец. Этот палец – «лентяй», привык надеяться на третий палец, в нем мало самостоятельности, его надо научить работать самого. Надо обратить внимание и на второй палец: дети вначале норовят «бить» им по клавишам.
О первом прикосновении к звуку.
А.Д.Артоболевская пишет: «Малышу я обычно говорю: «Сейчас я тебе покажу, как надо касаться клавиш. Ты должен держать «семью» пальцев (свободно «свисающих») так, чтобы все они были в «разъединенном» положении, не «слипались» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно» (2).
Не следует говорить: « Играй круглыми пальцами»- ребенок начнет тогда неправильно «закруглять» пальцы ногтями к клавише, а надо, чтобы между первым и остальными пальцами просто получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны «три бугорка».
Для того чтобы ребенок лучше понял, что прикасаться к клавишам надо кончиком пальца, вертикально опуская его на подушечку, мы играем в игру – «поцелуй с карандашиком»: кончиками, «носиками» пальцы по очереди «здороваются» с карандашом. Необходимо, чтобы на конце карандаша была мягкая резиночка.
Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», не «ударяют по клавишам». Нередко приходится встречаться с таким обозначением звука, как, например, «энергичный удар» или нечто подобное. Обязательным условием при работе является воспитание культуры звука и поиски туше.
В пианистической школе Ф. М. Блуменфельда и А. А. Шмидт – Шкловской «отношение к звуку определяло все установки при формировании навыков ученика и прежде всего – способ прикосновения к клавише, благодаря которому пальцы сливаются с клавиатурой и ощущаются как бы продолжением струн…» (Цит. по 18).
Звук «идет» из спины, шеи, живота, через руки «к струне», ребенок как бы срастается с инструментом, образуя с ним нечто единое целое. Бывает, он только дотронется до инструмента – и рояль вдруг запоет. Звук обволакивает, проникает в глубину, растворяется в душе. Для того чтобы научить ребенка сливаться с роялем, чтобы все внимание направить к струнам, а не к клавишам, можно пофантазировать и объяснить, что у него где-то в спине озеро и вода стекает из этого озера по рукам: предплечьям, локтям, кистям в наши дома (ладошки) до самых кончиков пальцев, до подушечек. И эта вода дает стрункам напиться. Недаром перед началом занятий ученики знакомятся с устройством инструмента, с его тембровыми красками. В. Николаев в книге о Ф. Шопене упоминает, о том, что прежде чем коснуться вопроса о посадке за инструментом и постановке рук на клавиатуре, Шопен давал своему ученику полное представление об устройстве инструмента фортепиано.
Прикасаясь к инструменту, ребенок должен помнить о том, что клавиша – это продолжение молоточка, который прикасается к струне. И если прикосновение будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будет очень больно. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: « Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объемом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант. Заметьте: музыкант, не усматривая в этом смешного, говорит о звуке, как о фрукте – сочный, мягкий, нежный; как о чем-то зримом – светлый, тусклый, солнечный, блеклый, белый; как о предмете, имеющим объем, вес, длину – круглый, плоский, глубокий, мелкий, тяжелый, легкий, длинный, короткий. Звуку приписывают даже нравственные категории: благородный» (12).
И это все ждет детей, к этому следует стремиться. Пока же они учатся «прикасаться» к звуку, извлекать звук. И он у них получается «детским». «Наилучший звук – тот, который наилучшим образом выражает данное содержание» — Г.Г. Нейгауз (10).
А содержанию музыкальных произведений мы уделяем много времени. Но начало всему – первое «прикосновение» к звуку. И главное, чтобы оно было «благородным».
Упражнения, разработанные автором.
Упражнения на развитие первого пальца.
Первый палец устроен так, что противопоставляется остальным пальцам, и благодаря этому рука может хватать и держать предметы.
Первые музыкальные инструменты человек делал, рассчитывая на то, чтобы первый палец держал их, а остальные играли – был ли то инструмент со струнами или с отверстиями.
Почти до начала восемнадцатого столетия, до времени Баха, Скарлатти, на клавишных инструментах играли без употребления первого пальца. Когда догадались, что при игре можно применять и первый палец, это сразу очень обогатило возможности техники исполнения, а у первого пальца возникла важная роль крайнего пальца – он стал брать крайние звуки в аккордах, октавах и т.д. Это – функция, несколько отходящая от естественного устройства руки, поэтому ее нельзя использовать с самого начала обучения игре на фортепиано.
Первый палец играет двоякую роль: роль крайнего пальца и роль подвижной оси, первая – в технике аккордов, вторая – в одноголосных пассажах.
Переходить к использованию первого пальца как крайнего можно лишь, когда ребенок освоился с фортепиано и научился играть на нем при естественном положении рук.
Роль большого пальца при игре в значительной степени заключается в его подвижности, а не в спорности. Для того чтобы «снять» эту спорность и активизировать подвижность, дети выполняют четыре упражнения: «Игра в фантики», «Черепашка», «Кружок», «По ступенькам».
Педагог с учеником садятся за стол, перед ними лежит стопка фантиков, уложенных вниз рисунком. Ученик щелкает по фантикам поочередно первым-вторым, первым-третьим, первым-четвертым и первым-пятым, пытаясь перевернуть фантик рисунком наверх. Педагог следит за степенью подвижности кисти, за участием крупных мышц плеча и предплечья.
Упражнение выполняется за столом. Собираем пальцы руки, представляем, что второй, третий, четвертый и пятый пальцы – это панцирь черепашки (или домик). Первый палец – голова.
Голова прячется под панцирем (в домике), затем выходит на улицу. Вдруг черепашка пугается и снова прячется в домике и т.д.
Ребенок рисует в воздухе первым пальцем кружок. Сначала выполняет правой рукой, затем левой.
В упражнение участвуют первый и второй пальцы. Начинаем двигаться по гамме до мажор со второго пальца. Представляем, что идем по ступенькам вверх до восьмого этажа, а затем спускаемся вниз. Пальцы чередуются: второй – первый и т.д. Первый и второй пальцы – это ножки маленького человечка, а человечек идет очень ровно, не прихрамывает. Упражнение предназначено для правой и левой руки.
Упражнения помогают развивать подвижность первого пальца, применять его при подворотах, а так же при подкладывании. Игровая форма этих упражнений делает урок эмоциональным и разнообразным.
Перечисленные выше упражнения на развитие первого пальца были применены на практических занятиях. Упражнения выполняли учащиеся второго класса детской музыкальной школы г. Павлова Клементьева Наташа и Темнов Артем.
Известно, что недостатком детских ручек является неприспособленность первого пальца к фортепианной игре. По своей физической природе он предназначен быть «противовесом» остальным. Такое строение первого пальца для человека – счастье, дающее ему пользоваться орудиями труда. Однако в профессии пианиста это счастье наступает лишь тогда, когда преодолеваются специфические для игры на рояле недостатки первого пальца. А их у него два: неприспособленность к самостоятельному удару вниз и тяжеловесность.
Тяжеловесность первого пальца происходит из-за его несамостоятельности. Извлекаемый первым пальцем звук отличается от соседних звуков своей «тяжестью», руки вязнут на нем, сложно добиться ловкости.
В течение учебного года учащиеся отрабатывали упражнения на развитие первого пальца. К концу года стало заметно, что первый палец перестал бездействовать, приобрел легкость (хотя недостаточно желаемую), стал более подвижным и увеличилась ловкость рук.
Обучение игре на фортепиано — протяженный во времени, многогранный и очень сложный процесс. Ошибки педагога, дефекты преподавания, особенно на раннем, первоначальном этапе обучения музыке, могут нанести (и наносят!) непоправимый ущерб ученику. Это процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу.
Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка — непременное условие работы с детьми!
Работа с детьми — это всегда в значительной степени импровизация (что не отменяет подготовку и продумывание каждого конкретного урока с каждым учеником). Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной гибкости, артистичности, интуиции. Каждый ученик — это особый мир. Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на предыдущее. Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения, прежде всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.
Педагогика — всегда поиск и творчество. Чувствуя особенности ученика — его характер и привычки, свойства нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать разные формы педагогического воздействия. Разумеется, в любом случае дети нуждаются в поощрении, тем более во время занятий.
Детский педагог достигнет больших успехов, если облечет свои уроки в игровую форму. Он должен пребывать в творческом состоянии духа, потому что каждый урок — это маленький спектакль, это мини-театр! Всегда должен быть в запасе большой выбор игр, они придают уроку динамику. Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается, увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что-то, запомнить, повторить — то есть научиться.
Переключение внимания ребенка с одной игры на другую — непременный момент в занятиях. Дети не способны долго сосредоточиваться на одной задаче, на одном предмете.
Во время урока опытный педагог, учитывая индивидуальные особенности ученика, правильно дозирует нагрузки. Не следует торопить педагогический процесс. В каждом всегда и обязательно строго придерживаться заранее продуманного плана занятия — конкретном случае надо учитывать выносливость ребенка.
Педагог не навязывает ребенку своих ощущений — он творит вместе с ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу. И уж ни в коей мере не должен вызывать новые комплексы. Он стремится раскрепостить ребенка, не позволяет его душе лениться. Из моря фантазий малышей можно извлечь бесчисленное множество нужных образов, помогающих проникать в тайны музыки.
В самом начале обучения, именно с первых уроков следует развивать способность к выполнению целенаправленных естественных пианистических движений, которые с годами совершенствуются.
Полезно выполнять упражнения, которые помогают организовать пианистический аппарат. Все приемы и упражнения следует проходить постепенно, от простого к сложному, умело дозируя ежедневные нормы работы и выбирая для каждого ученика те упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент. Последовательность изучения упражнений индивидуальна.
Очень важно сбалансировать во времени все фазы обучения, индивидуально подходить к каждому ученику, оценивая его психофизические, музыкальные и иные природные возможности.
Моторная неловкость, которая нередко наблюдается в игре, чаще всего обусловлена неправильной посадкой, нарушениями осанки, требованием физически непосильного для ребенка звукоизвлечения, ранним включением в работу мелких мышц без необходимой поддержки всех групп мышц (особенно крупных) и т. д.
Главным критерием правильной работы является качество звучания. Малейшее неудобство, напряжение, утомление сразу же отражается на звуке. Естественный, свободно льющийся звук свидетельствует о ненапряженном состоянии рук.
Очень важно – учитывать природные особенности рук ученика.
«Весовая игра» при участии необходимых мышц, правильные посадка и осанка, естественное дыхание и слуховой контроль, культура звука, настроение, желание передать через музыку эмоционально-образное содержание произведения (понятное ребенку!), четко и осмысленно подобранный нотный репертуар, слышать звуки внутренним слухом — это и есть необходимые компоненты для рождения Маленького Пианиста.
Если педагог ставит перед собой задачу сформировать познавательный интерес к музыке, то есть к своему предмету, не существует никаких непреодолимых преград для достижения этой цели. Учебный процесс, который строится на интересе, рождает те качества, без которых невозможно научиться игре на фортепиано. Интерес стимулирует желание преодолеть трудности.
1. Алексеев А Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., «Музыка», 1978.
2. Артоболевская А.Д. Первая встреча с музыкой. М., «Советский композитор», 1986.
3. Бадалян Л. О. Невропатология. М., «Просвещение», 1982.
4. Бадалян Л. О. Детская неврология. М., «Медицина», 1984.
5. Баренбойм Л.А.. Путь к музицированию. М., «Советский композитор», 1979.
6. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музыке. Л., «Советский композитор», 1988.
7. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., «Педагогика», 1973.
8. Лупан Сесилъ. Поверь в свое дитя. М., 1993.
9. Милич Б. Маленькому пианисту. Киев, «Муз. Украина», 1989.
10. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1982.
11. Николаев В. Шопен — педагог. М., «Музыка», 1980.
12. Перельман Н. В классе рояля. СПб, «Борей», 1994.
13. Пианисты рассказывают (Под ред. М.Соколова). М., «Музыка», 1984.
14. Хереско Л. Музыкальные картинки. Л., «Советский композитор», 1988.
15.Цыпин Г М. Обучение игре на фортепиано. М., «Просвещение», 1984.
16. Шмидт-Шкловская А. А. О воспитании пианистических навыков. Л., «Музыка», 1985.
17. Эфроимсон. В. П. Загадка гениальности. М., «Знание», 1989.
18. Юдовина-Гальперина Т. А. За роялем без слез, или я – детский педагог. Санкт-Петербург, «Союз художников», 2002.
Источник