- Как брать баррэ на гитаре. Советы и упражнения для начинающих.
- Вводная информация
- Что такое баррэ?
- Малое баррэ
- Большое баррэ
- Как брать баррэ?
- Постановка рук
- Утомляемость и боль при взятии баррэ
- Отработка приема баррэ на гитаре
- 10 советов начинающим
- Примеры аккордов с баррэ для начинающих
- Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.
- Вводная информация
- Тренировки на гитаре
- Pull-Off и Hammer-On
- Первый прием
- Второй прием
- Табы упражнения
- Играем арпеджио
- «Движение змеи» для развития пальцев на гитаре
- Упражнение «Паук» на гитаре #1
- Упражнение «Паук» #2
- Игра на аккордах
- Тренировка на гитаре в «Две октавы»
- Разминка для пальцев на гитаре
- Координация рук и пальцев на гитаре
- Тренировка для пальцев без гитары
- Советы начинающим
Как брать баррэ на гитаре. Советы и упражнения для начинающих.
Вводная информация
Баррэ – один из самых больших камней преткновения, с которым сталкивается каждый начинающий гитарист. Именно начиная отрабатывать этот прием, множество музыкантов бросали гитарные занятия и, возможно, переходили к чему-то другому, или же вообще завязали с музыкой. Тем не менее, баррэ – один из самых важнейших приемов, который рано или поздно обязательно понадобится при игре, как на акустической, так и электрогитаре.
Что такое баррэ?
Это прием, принцип которого заключается в одновременном зажатии всех или нескольких струн на одном ладу. Для чего он нужен, и почему так важно его освоить?
Во-первых, некоторые аккорды просто-напросто невозможно взять без использования баррэ – они просто не будут звучать. И если, например F, еще можно взять без него – хоть это будет и не совсем F, то трезвучия Hm, H, Cm, без одновременного зажатия на одном ладу взять невозможно.
Во-вторых – все гитарные трезвучия на гитаре можно взять несколькими способами. Скажем, классический аккорд для начинающих Am на гитаре можно взять как на первых трех ладах, так и на пятом, шестом и седьмом – нужно просто поставить баррэ на пятом ладу и зажать пятую и четвертую струну на седьмом. И так со всеми существующими мажорными и минорными аккордами. Та позиция, в которой они берутся, определяется исключительно искомым звуком и здравым смыслом – ну зачем бегать рукой по грифу и брать, скажем, Dm классическим способом, если после Am на пятом ладу можно просто опустить пальцы на одну струну вниз и зажать вторую на шестом ладу?
Таким образом, приемом баррэ стоит овладеть для того, чтобы расширить свой репертуар, а также композиторские возможности – и таким образом играть и сочинять более разнообразную музыку.
Малое баррэ
Так называется прием, при котором палец зажимает не все шесть или пять струн, а лишь несколько – например, первые три или две. Он понадобится, чтобы брать трезвучия, имеющие форму D и Dm. В целом этот тип гораздо проще, чем его старший брат, о котором ниже.
Большое баррэ
А это уже гораздо сложнее. Прием заключается в одновременном зажатии всех струн на гитаре, и последующей постановке аккорда. Сложность заключается в том, что при этом звучать должно все сразу – соответственно, нажатие должно быть достаточно сильным. Именно неудачи во взятии большого баррэ и заставляет гитаристов бросать занятия, хотя по большей части все это – дело практики.
Как брать баррэ?
Большой вариант приема берется следующим образом: возьмите гитару в руки также, как вы обычно держите ее при игре. Теперь указательным пальцем зажмите все струны на любом ладу. Сделайте удар по ним, как обычно играете боем на гитаре – и в идеале они должны зазвучать все. Даже если этого не случилось – после указательного пальца зажмите любой известный вам аккорд и снова ударьте по струнам. Они также должны зазвучать все. Если этого не случилось – зажимайте сильнее, пока звук не станет чистым, без дребезжания. Это – самая сложная часть взятия баррэ для начинающих, и именно ее нужно тщательно отработать.
Малый тип приема делается точно также – разница в том, что зажатие происходит не всех струн сразу, а лишь нескольких – первых трех, например аккорд F c малым баррэ.
Постановка рук
При взятии баррэ руки должны занимать такое же положение, как и при обычной игре. При этом важно, чтобы левая рука была максимально расслаблена и совершала минимальное напряжение при нормальном и качественном взятии позиции. Для удобства стоит следить за большим пальцем – опираясь на заднюю часть грифа, он должен разделять всю позицию примерно на середине.
Самым важным в отработке приема баррэ является чистота его звучания – и именно на это нужно обращать свое внимание. При совершении всех упражнений следите, чтобы все струны звучали чисто и без лишнего дребезжания.
Утомляемость и боль при взятии баррэ
Абсолютно точно можно сказать, что если вы начинающий гитарист и начали отрабатывать баррэ – упражнения будут сопровождаться болью в районе большого пальца и прилегающих к нему суставов и мышц. Это абсолютно нормально, так же, как и нормальна боль любого спортсмена при тренировке мышц. Можно даже сказать больше – даже у опытных гитаристов, с поставленным баррэ, рано или поздно начинают ныть мышцы – особенно если играть с ним долго.
Главное – не бросать занятия при появлении боли. Дайте руке отдохнуть, выпейте чаю, перекусите – и возвращайтесь к отработке приема. Даже сквозь боль старайтесь зажимать струны качественно. Рано или поздно вы почувствуете, что мышцы стали привыкать к нагрузкам, и что теперь постановка аккордов с баррэ не требует столько сил, сколько до этого. Со временем также нарастет и скорость перестановки – также, как и когда вы впервые начали зажимать струны – ведь пальцы болели и не слушались.
Отработка приема баррэ на гитаре
Каких-либо специальных гитарных упражнений для отработки этого способа взятия аккордов не существует. Единственный действенный способ научиться играть – это учить различные песни, где активно используется данный прием. Например, для этого отлично подойдут песни «Гражданской обороны», или же песня группы Би-2 «Компромисс», аккорды которой содержат большое количество баррэ. Старайтесь совмещать обучение этому приему, и какому-нибудь сложному бою – например, бою восьмерке . Это значительно разовьет вашу координацию и позволит играть любые аккорды при любом ритмическом рисунке.
10 советов начинающим
Ниже представлены несколько действенных советов, которые позволят быстро понять, как играть баррэ на гитаре правильно, а так же как верно отработать этот прием.
- Терпение и труд – ключ к совершенству. Не думайте, что хорошее зажатие придет сразу. Упражняйтесь как можно больше, учите песни, и следите за тем, как звучат струны. Это будет достаточно долго, но результат действительно того стоит.
- Следите за указательным пальцем. Он должен быть строго в вертикальной плоскости, и однозначно не нужно размещать его по диагонали. Старайтесь также расположить его поближе к ладу, но не на него – так будет гораздо проще получить нужный звук.
- Рассчитывай силы. Хоть и давить нужно как можно сильнее – силы надо все равно рассчитывать. Излишнее давление заставит звук поплыть и измениться, а из-за недостаточного струны будут дребезжать.
- Не будьте слабаками. Главный символ баррэ на гитаре для новичков – сильная боль в большом пальце и мышцах. Однако это на самом деле абсолютно нормально. Терпите и играйте, давайте руке немного отдохнуть – и начинайте снова.
- Струны не должны дребезжать. Еще раз – следите за указательным пальцем, вам нужно, чтобы он равномерно прижимал все элементы аккорда.
- Привыкайте всегда играть с баррэ. Как уже было сказано выше – любой аккорд на гитаре можно взять разными способами. Возьмите любую песню, и найдите на грифе те же трезвучия, но при взятии которых требуется использовать одновременное зажатие струн. Поменяйте на них аккорды без баррэ и выучите песню в таком формате. Это будет лучшая практика для этого приема.
- Разделяйте практику. Глобальная цель – отработка зажатия, станет проще, если разделить ее на несколько небольших процессов. Отрабатывайте те аккорды, которые получаются, а потом переходите к новым. Таким образом дело пойдет гораздо быстрее.
- Тренируйте кисть. Возьмите эспандер и проделайте упражнения на нем. Это звучит странно, но очень действенно – так вы подготовите мышцы к требуемым нагрузкам.
- Берите аккорды выше по грифу. В разных местах грифа струны прижимаются с разной силой. Например, на пятом ладу и выше сделать это проще, чем на первых трех. Если баррэ не ставится совсем – попробуйте начать там.
- Отрегулируйте высоту струн. Хоть это и последний совет из списка – он не последний по важности. Взгляните на свой гриф сверху – и проверьте расстояние от струн до непосредственно порожка. Оно должно быть небольшим – от пяти миллиметров на пятом и седьмом ладу. Если оно больше – то тогда гриф надо ослабить. Сделать это можно у гитарного мастера. Если не сделать этого – то тогда баррэ будет даваться куда сложнее обычного.
Примеры аккордов с баррэ для начинающих
Ниже представлены несколько схем классических аккордов с приемом баррэ, по которым можно учиться отрабатывать его.
Источник
Тренировка на гитаре. 10 практических примеров для тренировки на гитаре и развития пальцев рук.
Вводная информация
Это вторая часть цикла статей о «Тренировках на гитаре» . В первой части мы говорили о не очень сложных заданиях для новичков, которые разрабатывались для развития навыка, координации и понимания того, как надо контролировать гриф. Примеры, дающиеся ниже, гораздо более конкретны, и во многом направлены на отработку различных приемов гитарной игры. Однако все они будут полезны как в частных, так и общих моментах.
Тренировки для развития техники игры надо выполнять в строгом соответствии с текстом задания, а также под бит метронома. Это важно для развития не только физической техники, но также ровной игры и чувства ритма. Начинайте, как обычно, с медленного темпа, и постепенно увеличивайте его. Не забывайте выполнять упражнения комплексно – то есть подряд, особенно если они схожи по техническому исполнению.
Тренировки на гитаре
Pull-Off и Hammer-On
Начнем мы с одного из основных технических понятий и способов игры, которым должен овладеть буквально каждый гитарист. Прием легато позволит значительно разнообразить вашу игру, а также позволить сильно ускорить исполнение соло-партий для гитары. Особенно это актуально для любителей электрогитары, поскольку множество партий на ней исполняется именно при помощи приема легато. Не освоив его вы не сможете играть свипом, а также исполнять различные «вертушки» и красивые сольные пассажи.
Первый прием
Итак, прием легато выполняется следующим образом: вы зажимаете струну пальцем на любом ладу. Дерните ее при помощи медиатора – и он зазвучит. Теперь другим пальцем, не отпуская звучащий лад, зажмите другой, но не бейте по струне плектром. Обратите внимание, что теперь зазвучит та нота, которую вы зажали даже без удара. Этот прием и называется Hammer-On . Основная загвоздка заключается в том, чтобы подобрать достаточную силу удара пальцем по струне – она должна звучать так же ровно, словно по ней бьют медиатором. Тем не менее, это придет с опытом и практикой. Стоит сказать, что совершать этот прием можно сразу несколькими пальцами – надо просто зажимать лады подряд.
Второй прием
Но это была только первая часть легато. Вторая выглядит так: Одним пальцем зажмите струну на любом ладу. Второй поставьте на ту же струну, но на другой лад. Скажем, указательный поставьте на пятый, а безымянный – на седьмой. Дерните медиатором – зазвучит более высокая нота. Теперь безымянным совершите скользящее движение вниз, перпендикулярно струне, как бы дергая ее пальцем – так, чтобы зазвучал лад, на котором находится указательный, при этом звук был без использования медиатора. Это Pull-Off . Основная сложность заключается в том, чтобы дергать только одну струну пальцем, не задевая остальные.
Теперь совместите оба этих рисунка – и получится тот самый прием легато, о котором мы говорим.
Табы упражнения
Теперь про упражнение. Оно схоже со стандартной разминкой для пальцев на гитаре из первой части нашего цикла. Зажмите шестую струну на первом ладу. Ударьте по ней. Теперь при помощи приема Hammer-On заставьте звучать поочередно сначала третий, потом четвертые лады – и таким образом спускайтесь по струнам. Выглядит это так:
Когда вы дойдете до первой струны, зажмите указательным пальцем на ней второй лад, безымянным – четвертый, а мизинцем – пятый. Теперь приемом Pull-Off заставьте звучать их по очереди, и так продвигайтесь вверх по всем струнам.
Постарайтесь делать это упражнение в комплексе, и несколько раз подряд.
Играем арпеджио
Арпеджио – это один из способов обыгрывания аккордов на различных инструментах, когда все звуки трезвучия идут друг за другом в восходящей или нисходящей последовательности. Прием чаще всего используется в различных видах переборов, и эта тренировка на гитаре направлена прежде всего на развитие именно этого способа игры . Состоит оно в том, чтобы просто поочередно в ровном темпе последовательно играть открытые струны на гитаре. Выглядит это так:
Если хотите усложнить себе задачу – попробуйте зажимать отдельные дополнительные струны и аккорды параллельно с игрой:
«Движение змеи» для развития пальцев на гитаре
Еще одна схема, направленная на развитие пальцев на гитаре. Оно также может помочь освоить разные красивые переборы, и не важно, как исполнять его – пальцами или медиатором. Задача заключается в ровном последовательном переборе двух находящихся рядом струн, зажимая при этом расположенные рядом лады. Оно несложное и выглядит таким образом:
Движение обратно идет в зеркальном порядке, как уже можно успеть понять:
Упражнение «Паук» на гитаре #1
Небольшая модификация «Движение змеи». Основное отличие заключается в том, что если в первом случае мы двигались в рамках двух струн, то упражнение паук делает проходку по всем струнам по очереди, со спуском вниз. Задание заключается в том, что вы также перебираете два рядом находящихся лада – в данном случае 1 – 2 – 3 – 4, зажимая их на разных струнах, начиная с первого лада на шестой и второго на пятой. При этом после того, как рисунок будет сыгран, вы спускаетесь на одну струну вниз. Это выглядит так:
Как только вы доходите до первой, то начинаете двигаться обратно, и играете ноты в зеркальном порядке, вот так:
Упражнение «Паук» #2
Также эту тренировку на гитаре называют «Танцем паука». Это еще более усложненный вариант предыдущих двух заданий. Оно заключается в том, чтобы последовательно проигрывать на каждой струне две ноты, идущие через одну, и постепенно спускаться вниз по струнам. То есть – на шестой зажмите первый лад и сыграйте его, потом – третий, и также ударьте медиатором. Далее на пятой зажмите второй – сыграйте, потом – четвертый, и сыграйте, и так далее. Выглядит это так:
При движении обратно вы начинаете играть с пятого лада, в зеркальном порядке по ладам.
Практические тренировки «Движение змеи», «Движение паука» и «Танец паука» направлены на развитие координации, а также являются отличным способом разминки рук перед игрой. Если вам скоро надо выступать, то просто пару раз проделайте комплекс этих упражнений – пальцы сразу разогреются, и вам станет проще играть.
Игра на аккордах
Данное задание является скорее практикой импровизации, а также способности зажимать аккорды и ставить баррэ. Упражнение заключается в следующем – вы выбираете для себя несколько любимых аккордов, и начинаете их играть. Старайтесь делать это ровно, можно перебором, можно боем – это не имеет значения. В процессе того, как вы наигрываете последовательность, модулируйте ее – меняйте ноты в аккорде, отпускайте некоторые струны и следите за тем, как меняется звук. Транспонируйте их и активно используйте баррэ – особенно хорошо, если после другого упражнения пальцы и гитара разогреты, тогда тренироваться становится гораздо проще.
- Em — C — G — D
- Am — F — G — E
- Am — G — F — E
- Am — Dm — E — Am
Тренировка на гитаре в «Две октавы»
Для того, чтобы правильно исполнить данную схему, нужно сначала понять, как играть медиатором. Задание созданном именно для отработки данной техники игры, однако помимо этого оно дает вам основы для полиритмики и рассинхронизации пальцев – для более интересной игры. Упражнение заключается в том, что вы одновременно играете повторяющуюся, одну и ту же басовую ноту, и мелодическую текстуру внутри двух октав одной тональности – именно от этого и пошло название задания! Выглядит это следующим образом:
Выглядит довольно непросто, однако после некоторого времени практики упражнение становится очень простым и интересным.
Разминка для пальцев на гитаре
Эти примеры разминок не будут задействовать гитару каким-либо образом, скорее они просто направлены на то, чтобы размять ваши пальцы непосредственно перед игрой:
1. Сожмите и разожмите пальцы несколько раз в быстром темпе. Это разомнет мышцы и суставы, а также разгонит кровь.
2. Сожмите руки в замок и потом вытяните их, не разжимая пальцы, ладонями вперед. Вы можете услышать характерный хруст в суставах – это нормально, и означает, что они разминаются.
3. Покрутите в руке округлый предмет – например теннисный шарик или грецкий орех. Это разомнет пальцы и сделает их более гибкими и послушными.
Координация рук и пальцев на гитаре
Этот комплекс также не будет задействовать гитару.
Под метроном начните стучать по столу ладонью левой руки, попадая в бит. Правой же начинайте чертить на столе круги. После выполнения поменяйте руки местами.
Опять же, под метроном обеими руками одновременно начинайте чертить на столе квадрат – сначала синхронно, а потом – асинхронно.
Дотроньтесь каждым пальцем одной руки до большого пальца. Другая рука в это время делает то же самое, однако каждый палец дотрагивается до большого сразу два раза.
Усложните себе задание – и на каждой руке дотрагивайтесь разными пальцами для большого. Например, если на левой до него дотронулся мизинец, то на правой – безымянный, и так далее.
Одновременно сгибайте пальцы в центральной костяшке так, чтобы при этом не гнулись все остальные.
Положите указательный палец правой руки на большой левой и наоборот. Должна получиться этакая «восьмерка» из пальцев, при этом на правой руке пальцы будут перекрещены. Теперь плавно поменяйте позицию местами – левые пальцы должны быть перекрещены. Постепенно ускоряйтесь.
Тренировка для пальцев без гитары
Советы начинающим
Старайтесь заниматься каждый день, и за один тренировочный заход хотя бы по разу прогонять все гитарные упражнения. Делайте их в комплексе, и желательно – под один и тот же темп. Начинайте с малого количества ударов в минуту и постепенно наращивайте их. Не стоит сразу пытаться играть быстро – лучше сконцентрируйтесь на чистоте вашей игры и звукоизвлечения.
Источник