Третий концерт баха для фортепиано с оркестром

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Барток) — Piano Concerto No. 3 (Bartók)

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Ми мажор, Sz. 119, BB 127 — музыкальное произведение для фортепиано с оркестром. Барток сочинил пьесу в 1945 году в последние месяцы своей жизни в качестве неожиданного подарка на день рождения своей второй жене Дитте Пастори-Барток . Он состоит из трех частей.

СОДЕРЖАНИЕ

Контекст

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был одним из произведений, написанных Бартоком после отъезда из Венгрии после начала Второй мировой войны . Миграция Бартока из Европы в Америку предшествовала миграции его музыки. Отсутствие местного интереса в сочетании с длительной борьбой Бартока с лейкемией и общим чувством дискомфорта в американской атмосфере не позволили Бартоку много сочинять в первые годы его пребывания в Америке. К счастью, композитору было поручено создать свой концерт для оркестра, который был очень хорошо принят и уменьшил финансовые трудности композитора.

Это, в сочетании с ухудшением его состояния здоровья, позволило изменить общий настрой композитора. Некоторые считают, что изменения в эмоциональном и финансовом состоянии композитора являются первопричинами кажущегося легким, воздушным, почти неоклассическим тоном третьего фортепианного концерта , особенно по сравнению с более ранними произведениями Бартока.

Однако в то время как сочинение пьесы в подарок ( приближающийся 42-й день рождения его жены Дитты Пастори-Барток 31 октября 1945 года — Барток намеревался исполнить сольную партию для нее, что обеспечило ей источник дохода после его смерти) в отличие от комиссии, несомненно, повлиявшей на процесс сочинения, некоторые считают более вероятным, что произведение было кульминацией тенденции сокращения и упрощения, начавшейся почти десять лет назад со Второго скрипичного концерта и завершившей исследование тональности Бартока. и сложность.

Барток скончался 26 сентября 1945 года, так как концерт не был закончен. Завершить оркестровку последних 17 тактов, взятых из нот Бартока, в конечном итоге выполнил друг композитора Тибор Серли . Позднее Третий фортепианный концерт был опубликован в издании Серли и Эрвина Штайнов , редактора Boosey & Hawkes .

Премьера состоялась в Филадельфии 8 февраля 1946 года под управлением венгерского дирижера Юджина Орманди с Дьёрдь Шандором в качестве солиста на фортепиано. С тех пор пьеса была адаптирована Матьясом Зайбером для двух фортепиано .

Начиная с 1990-х годов, сын композитора, Питер Барток , вместе с аргентинским музыкантом Нельсоном Делламаджоре работал над перепечаткой и исправлением прошлых изданий Третьего фортепианного концерта, чтобы устранить множество печатных ошибок, выявленных, но никогда не исправленных его отцом. Хотя в действительности их немного, но изменения, внесенные в фортепианный концерт, повлияли на содержание высоты звука, педалирование и темп некоторых ключевых пассажей. В 1994 году Андрей Каспаров был солистом Columbus Indiana Philharmonic (ранее Columbus Pro Musica) на мировой премьере переработанного издания. По словам присутствовавшего дирижера Дэвида Боудена и Питера Бартока: «Эти изменения обычно делают фортепианную партию более доступной или проясняют вопросы аккордовой структуры . »

Пересмотренные издания редукции для двух фортепиано и оркестровой партитуры Фортепианного концерта № 3 теперь доступны в Boosey & Hawkes .

Музыка

Концерт для фортепиано с оркестром № 3 состоит из трех частей:

  1. Аллегретто
  2. Adagio Religioso
  3. Allegro vivace

которые объединяются в течение примерно 23 минут. Первоначально пьеса была рассчитана на 2 флейты (2-е удвоение пикколо ), 2 гобоя (2-е удвоение английского рожка ), 2 кларнета в A и B ♭ (2-й двойной бас-кларнет ), 2 фагота , 4 валторны в F, 2 трубы в C, 3 тромбона , туба , литавры , ударные , струнные и фортепиано .

Аллегретто

Первая часть, основанная в основном на ми мажоре , содержит оригинальную венгерскую «народную тему», похожую на венгерский танец вербункош девятнадцатого века . Тема впервые представлена ​​фортепиано.

Первый аккорд первой части, состоящей из четырех нот, E, F ♯ , A и B, подразумевающих как E Dorian, так и E Mixolydian , относительно тонален, особенно по сравнению с первым аккордом Концерта для фортепиано с оркестром № 1 . Аккорд развивается дальше с добавлением C ♯ во втором такте, в результате получается пентатоника , за которой следует G ♯ , оставляя мажорную гамму за исключением D ♯ . Барток продолжает добавлять D, чтобы завершить миксолидийскую шкалу, а затем G natural, чтобы предложить дорийскую моду. Наконец, в шестом такте Барток отображает лидийский лад с помощью G ♯ и A ♯ . Этот сложный мелодический паттерн является примером того, что Барток назвал « полимодальным хроматизмом », быстрой последовательностью многих режимов посредством хроматического изменения для создания хроматической текстуры.

Adagio Religioso

Вторая часть, основанная до мажор , кажется, отражает стиль хорала Бетховена . Струнное вступление, за которым следует хорал на фортепиано, является явным намеком на третью часть струнного квартета ля минор Бетховена .

Барток включает в себя гармонию, связанную с аккордом Тристана , набор интервалов из « Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, именуемых «характерно печальной и тоскующей гармонией романтизма ». Окончательное разрешение аккорда Тристана представляет собой пентатоническую моду на основе C , и, поскольку Барток, как известно, считал пентатонию главной характеристикой древней венгерской народной песни, это можно считать музыкальным символом его венгерской родины. Средняя часть выполнена в музыкальном стиле « Ночь Бартока» . Он содержит имитацию естественных звуков насекомых и криков птиц .

Allegro vivace

Третья и последняя часть демонстрирует жизнерадостность и очевидный оптимизм, часто встречающийся в последних частях Бартока, хотя и со значительно более сильным фолк-вдохновением с его очевидной венгерской народной мелодией и его возвращающейся темой, напоминающей рондо . Было сказано, что это движение «улавливает заразительный кипучий дух народной песни». Также есть центральная секция фугато в стиле почти барокко.

Источник

Третий концерт баха для фортепиано с оркестром

И.С. Бах «Бранденбургские концерты»

Монументальность, архитектурность и чеканность формы отличает Иоганна Себастьяна Баха среди других композиторов первой половины 18 века. Искусное владение композиторским ремеслом позволяло творцу создавать величайшие произведения, которые до сих пор считаются великолепными памятниками мировой классической культуры. Шесть бранденбургских концертов – это историческое наследие, подаренное нам великим гением.

Историю создания «Бранденбургских концертов» Баха, содержание произведений и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Существует несколько версий знакомства Баха и маркграфа Бранденбургского. По одной из них в 1718 году Иоганн Себастьян Бах отправился в Берлин. Целью поездки было приобрести качественный клавесин для придворной капеллы. Находясь в Берлине, Баху посчастливилось познакомится с Христианом Людвигом Бранденбургским.

Маркграф был большим поклонником творчества композитора. В ходе беседы аристократ изъявил желание получить в подарок музыкальное произведение в стиле итальянских концертов, но с чертами, присущими именно немецкой классической музыке. Христиан Людвиг был богатым человеком и содержал великолепный оркестр, сочинять для которого было большой честью. Вернувшись в Кётен, в надежде на получение должности придворного композитора, Иоганн Себастьян Бах стал сочинять концерты, названные впоследствии в честь маркграфа.

Цикл из шести концертов в 1721 году был полностью окончен. Тогда композитор переживал чёрную страницу своей жизни. Мысли об скоротечно скончавшейся Марии Барбаре, его жене, не давали ему покоя. Необходимо было думать о том, как поднять на ноги четверых детей. Намерение получить должность в Берлине была отличным шансом начать жизнь с чистого листа, и суметь дать детям необходимое образование.

24 марта композитор подписал сочинение и отправил маркграфу Бранденбургскому. Музыкант самостоятельно переписал черновые ноты каллиграфическим почерком, но надежды не были оправданы. Получив произведение, маркграф был очень благодарен Баху, но место руководителя оркестра не предложил. Придворный оркестр ни разу не исполнил произведения, так как был сокращен до шести человек. После композиции были забыты и перенесены в библиотеку к другим сочинениям, созданным специально для маркграфа.

Более 100 лет ноты пылились в библиотеке маркграфа. Их обнаружили случайно, находка оказалась бесценной. Найденная рукопись была опубликована. С тех пор «Бранденбургские концерты» постоянно исполняются лучшими камерными оркестрами мира.

Интересные факты

  • В шестом концерте композитор использует старинные инструменты, а именно Виолу да браччо и виолу да гамба.
  • Вторая часть третьего концерта состоит всего из одного такта. Часто заменяется сонатой BWV 1021.
  • Сочиняя произведения, Бах хотел получить место придворного руководителя оркестра.
  • Бранденбургскими концерты были названы известным теоретиком Филиппом Шпиттой, который посвятил огромное количество лет изучению биографии Иоганна Себастьяна Баха.
  • Первая часть Первого бранденбургского концерта записана, как одно из лучших творений человечества на золотую пластинку «Вояджера».

  • Необычность первого и третьего концерта заключается в том, что в них нет солирующего инструмента.
  • У первого концерта есть более ранняя версия, которая содержит в себе применение предшественника валторны корно да качча – это охотничий инструмент, на котором играли после успешной охоты.
  • В посвящении композитор указал, что произведение написано для нескольких инструментов. Это было очень скромное определение, так как концерты были богато оркестрованы. Именно большое количество инструментов в партитуре помешало исполнению композиций в стенах концертного зала маркграфа.
  • Судя по количеству найденных исследователями копий, во времена Баха особой популярностью пользовался Пятый концерт.

Содержание «Бранденбургских концертов»

Структура произведений в цикле, в соответствии с пожеланиями заказчика, была приближена к знаменитым итальянским образцам concerto grosso. Момент состязания между музыкантами в виртуозности, который является основой жанра, не был потерян. Тем не менее виртуозность уступает место усилению контраста музыкальных тем, созданию большего драматического эффекта. Новаторство в жанре не могло остаться незамеченным, когда ноты были найдены спустя 100 лет, многие музыкальные критики не переставали удивляться тому, насколько необычен и нов музыкальный язык. Четырехчастная композиция первого концерта предвосхищает создание классической симфонии.

Первый концерт (F-dur) состоит из четырех частей, расположенных по контрасту. Необычна оркестровка: 2 валторны, 3 гобоя, фагот и струнная группа, солирующая роль отдана духовым инструментам. Первая часть стремительное Allegro носит жанрово-бытовой характер. Фанфарная мелодия валторн является эффектным украшением части. Многоэтажная фактура не создает увесистости образу, а наоборот, помогает создать ощущение открытого пространства.

Вторая часть концерта – Adagio – миниатюрна в своих размерах, но чрезвычайно выразительна. В оркестровке отсутствуют валторны. Виртуозна партия гобоя, солирующая мелодия богата переливами, тембровая окраска добавляет образу лиричности и пасторальности.

Третья часть – Allegro продолжает образный строй первой части. Единство музыкального материала отражается, в первую очередь, в оркестровке с преобладающей духовой группой, также прослеживается интонационная связь. Музыка поражает своей красочностью и стремительностью. Ритмичность и бодрость номера заряжает с первой ноты.

Четвертая часть – это Менуэт , характеризующийся богатством музыкального материала. Но это совсем не королевский танец, который танцуют галантные кавалеры и дамы в роскошном зале. Это картинка сельского праздника, с его красочностью. Миниатюры сменяются одна за другой. На этой жизнерадостной и оптимистичной ноте завершается первый бранденбургский концерт.

Второй концерт (F-dur) образует классический для жанра трехчастный цикл. Произведение написано для трубы, флейты, гобоя и струнной группы инструментов. Выбор подобных солирующих инструментов отражает новаторский взгляд Баха на жанр концерта, до него лишь небольшое количество композиторов решались поручить солирующую роль сразу нескольким духовым. Звучание необычно и объёмно.

Праздничное Allegro открывается совместным звучанием представленных инструментов. Высокое звучание флейты с виртуозными трелями сменяется звучание трубы и гобоя. Скрипки создают фоновое звучание, гармонирующее с духовой группой.

Andante написано в минорной тональности – d-moll, что позволяет передать элегическое, немного меланхоличное настроение. Основана часть на двух выразительных, плавных темах. Пасторальные трели у гобоя и флейты придают музыкальному образу еще более печального характера.

Allegro assai написана в форме фуги. Отличается развитой и виртуозной партией трубы, которая выступает в качестве солирующего инструмента. Полифонизированность прослеживается с самого начала композиции, тема излагается у трубы и виолончели и продолжается у гобоя. Медный тембр в быстром темпе создает бодрое настроение и дарит слушателю ощущение легкости. Особенно украшает использование чембало.

Третий концерт (G-dur) состоит из трех частей и написан для струнной группы инструментов, его главной особенностью является отсутствие солирующего инструмента. Считается прототипом струнных квартетов.

Allegro – это нескончаемый поток музыкальной мысли. Мелодия излагается сразу у нескольких инструментов. Фактурность, рельефность и праздничность – три кита, которые держат музыкальную композицию.

Один из уникальнейших примеров того, что краткость – сестра таланта. Вторая часть Adagio состоит из одного такта, который знаменуется фригийским кадансом. Чтобы восстановить принцип чередования контрастных частей многие дирижеры заменяют сонатой BWV 1021, имеющей окончание именно фригийским кадансом.

Воздушное Allegro погружает в атмосферу барочной музыки. Струнные инструменты, звучащие в унисон. Гармоничность и импровизационность проявляют произведение, как музыкальную фантазию.

Четвертый концерт (G-dur) трехчастный, построен по принципу контраста, что является традиционным признаком жанра. Солирующие инструменты скрипка и флейта поддерживаются струнной группой инструментов. В произведении чувствуется широта симфонизированного пространства.

Allegro существенно отличается от первых частей других концертов. Оно имеет более лиричный характер, лишено пафосности и помпезности.

Andante представляет собой монологическое высказывание. Жалобно интонирует скрипка и флейта, их поддерживают другие инструменты струнной группы, каждый из которых имеет неповторимую музыкальную линию. Создается ощущение светлой печали.

Presto представляет собой виртуозную пятиголосную фугу. Темы искусно переплетаются между собой, создавая единую по тематическому строю композицию. Такое ремесло подвластно только Баху.

Пятый концерт (D-dur). Включение украшающего инструмента чембало добавляет музыкальному образу виртуозности и красочности, он не играет роль аккомпанемента, в некоторых эпизодах он солирует. Именно колористическая сторона концерта помогла обрести популярность произведению. многие оркестры в те времена активно исполняли эту музыку, подтверждением чему являются найденное исследователями бесчисленное количество копий.

Allegro имеет характерный для жанра характер состязания. Солирующий инструмент виртуозно противопоставляется оркестру. Музыкальные виражи, захватывающие пассажи в соединении с неповторимым тематизмом создают незабываемый образ первой части.

Affettuoso – это не состязание, а разговор по душам. Лиричность высказываний, полных глубины не могут оставить равнодушными. Тембровая пронзительность усиливает эффект жалобности и тревожности. Драматичность номера противопоставляется крайним частям.

Allegro написан в жанре старинного танца жига. Стилизация финала помогает создать атмосферу праздничности, танцевальности.

Особым тембровым колоритом обладает шестой концерт (B-dur). Удивительно мягкий тембр старинных струнных инструментов виола да гамба и виола да брачья воссоздает барочную изысканность и утонченность.

Бархатное Allegro погружает в мир барокко. Изысканная мелодия сопровождается томным звучанием низких струнных. Отсутствие скрипок делает музыку земной, но не лишает ее возвышенности.

Adagio – это тишина, записанная нотами. Тихие трели струнных добавляют музыке динамичности. Потрясающая кантиленная мелодия активно развивается, изменяется, но не теряет очарования.

Allegro – это достойный финал, сочетающий в себе свободу, свойственную жанру концерта и при этом четко выстроенную форму, характерную именно для немецкого творчества, в том числе и для творчества Баха. Музыка праздничная и веселая оставляет приятное ощущение от услышанного.

Музыка «Бранденбургских концертов» в кинематографе

Цикл сочинений является одним из наиболее популярных творений Баха в наши дни. Неудивительно, что многие режиссеры используют музыку в собственных кинолентах.

Бранденбургский концерт Фильм
№1 Красный воробей (2018)
Возможности управления (2015)
Если я останусь (2014)
№3 Человек в высоком замке (2016)
Сноуден (2016)
Разрушение (2015)
Джобс: Империя соблазна (2013)
Прокол (2011)
Хэллоуин 2 (2009)
№4 Карточный домик (2017)
Новейший завет (2015)
№5 Виолетт (2013)

«Бранденбургские концерты» – это мировое культурное достояние, воспринимающееся как этический и эстетический идеал в музыке тех времен. В цикле был воплощен основной принцип композитора сочетание художественных средств характерных для барочной немецкой культуры и многогранной формы итальянских концертов гроссо. Концерты Баха наравне с концертами Вивальди являются классическими образцами жанра.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

«Бранденбургские концерты» Баха

Источник

Оцените статью