- Третий концерт для фортепиано с оркестром чайковского
- Piano Concerto No. 3 (Es-dur), Op. 75
- Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский)
- Содержание
- История создания
- Состав оркестра
- Строение концерта
- Ссылки
- Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский)» в других словарях:
- Первый концерт Чайковского
- Содержание
- [править] История создания
- [править] Построение произведения
- [править] Музыкальная структура
- [править] Непонятые отзывы
- [править] Первые исполнения
- [править] Вариации
Третий концерт для фортепиано с оркестром чайковского
- Поддержите наш сайт →
Piano Concerto No. 3 (Es-dur), Op. 75
Третий фортепианный концерт, работа над которым протекала в последние месяцы жизни композитора, не является вполне оригинальным по музыке произведением. В основу его положен материал первой части неоконченной симфонии ми-бемоль мажор с некоторыми изменениями преимущественно фактурного характера. Заново была написана только большая виртуозная каденция, которая, как и во Втором концерте, включена в средний разработочный раздел, непосредственно вливаясь в динамизированную репризу.
Несмотря на яркость тематизма и отдельные эффектные в пианистическом отношении моменты, все же следы первоначального оркестрового замысла ощущаются в некоторых местах концерта. У самого Чайковского возникали сомнения в достаточной оправданности своей попытки превратить симфонию в концерт. (В письме к Зилоти от 1 августа 1893 года он отмечал, что концерт хотя и «недурен по музыке», но мало благодарен в пианистическом отношении. «Если таково будет мнение Танеева, — прибавляет композитор, — то, может быть, я его прямо уничтожу».). Быть может, отчасти именно поэтому он отказался от переработки следующих частей симфонии и решил оставить концерт одночастным.
Уже после смерти композитора Танеев на основании авторской эскизной записи разработал еще две части концерта, которые были изданы М. П. Беляевым в качестве отдельного опуса под названием Andante е finale для фортепиано с оркестром.
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский)
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 ми-бемоль мажор соч. 75 — одно из последних произведений великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Содержание
История создания
Концерт написан в 1893 году, многие материалы этого сочинения были взяты из его Неоконченной симфонии ми-бемоль мажор.
После смерти автора концерт был доработан его учеником Сергеем Ивановичем Танеевым.
Однако издан был не трёхчастный концерт, а два отдельные опуса: одночастный Третий концерт для фортепиано с оркестром (Allegro brillante) op. 75 и Andante и финал op. 79. Возможно, что этому способствовала большая длительность концерта. В настоящее время эти два сочинения часто исполняют как одно — Третий концерт для фортепиано с оркестром.
Состав оркестра
Строение концерта
В концерте три части:
Длительность первой части, первоначально отдельно изданной как Третий концерт, равна 20 минутам, общая длительность концерта — 40 минут.
Ссылки
- Ноты концерта на IMSLP
Произведения П. И. Чайковского | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Оперы | Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта | ||||||
Балеты | Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик | ||||||
Симфонии | № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра | ||||||
Концерты и концертные пьесы |
| ||||||
Струнные квартеты | № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll | ||||||
Для фортепиано | 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом) |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский)» в других словарях:
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Лист) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Шопен) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 — (Бетховен) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Рахманинов) Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Чайковский) … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых известных… … Википедия
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Чайковский) — У этого термина существуют и другие значения, см. Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль мажор соч. 44 произведение П. И. Чайковского, написанное в период с 1879 года по 1880 год.… … Википедия
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (Чайковский) — Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си бемоль минор, соч. 23, был написан П. И. Чайковским в 1874―1875 годах. Это один из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе. История создания Концерт создавался зимой… … Википедия
Концерт для скрипки с оркестром (Чайковский) — Фрагмент солирующей партии из концерта Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 35 П. И. Чайковско … Википедия
Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия
Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия
Чайковский — I Чайковский Борис Александрович (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я.… … Большая советская энциклопедия
Источник
Первый концерт Чайковского
«Первый концерт для фортепиано с оркестром» (соч. 23), он же «Концерт № 1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром» или в разговорной речи: Первый концерт Чайковского — музыкальное произведение, созданное композитором П. И. Чайковским в 1875 году.
Существует три музыкальные редакции: первые две — авторские; третья — самая известная — появилась после смерти композитора.
Длительность: 35 — 40 мин. (в зависимости от исполнения).
Это произведение является первым русским фортепианным концертом [1] .
В настоящее время это одно из самых частых по исполнению музыкальных классических произведений [2] . Пианист Андрей Гаврилов охарактеризовал это произведение как самое известное этого жанра: «Начало первого концерта — самая известная музыка на планете. За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива — от крестьянина до короля» [1] .
Содержание
[править] История создания
Петр Ильич Чайковский приступил к работе над концертом после завершения им в августе 1874 года оперы «Кузнец Вакула»; украинская народная тематика заинтересовала его и наработки в этом направлении надо было использовать в новом произведении [3] . Этим произведением стал концерт № 1.
На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874»; в оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года [3] . Эта дата и стала датой создания Первого концерта [4] .
Работа над произведением продвигалась непросто, об этом сам композитор писал своему брату Модесту [3] . Это было непростое время для композитора, ощущающего себя «не таким», «неправильным»: он из последних сил подвергал себя чудовищному насилию, чтобы окончательно не прослыть в обществе приверженцем «неправильной сексуальной ориентации», не быть изгоем — но все попытки уйти от себя приводили лишь к новым разочарованиям [1] .
[править] Построение произведения
Всё музыкальное произведение построено в трех частях:
- Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
- Andantino semplice ― Prestissimo.
- Allegro con fuoco.
[править] Музыкальная структура
При создании этой музыки композитор использовал разные темы, вдохновившие его на создание одной общей структуры.
В 1-й части музыкального произведения предпочтение отдано украинским народным напевам, а в главной партии — мотиву лирников, услышанному самим П. Чайковским на Украине. Композитор позже писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта» [4] . Композитор находил ущербную общность со слепыми музыкантами. Но вместе с тем в интерпретации Чайковского эта мелодия, позаимствованная из грустной старинной песни бродячих слепых музыкантов, как бы несет в себе смертельную хрупкость самого композитора: с одной стороны, это — жажда жизни, с другой — ее трагедийность [1] .
Во 2-й части концерта прослушивается легкий песенный мотив; это, по воспоминаниям самого П. Чайковского, — французская песенка, когда-то бывшая в моде и ее часто напевали его младшие братья [4] .
В финале концерта Чайковский обратился к украинской народной музыке, использовав украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» [4] .
Весь концерт целиком представляет собой достаточно «легкую» (не путать в легковесной, простой, наивной и т. д.!) по жанру музыку, какой вообще прославился композитор, уйдя от так называемой «сложной» музыки, свойственной русской музыкальной школе (скажем, композиторам «Могучей кучки») [5] . Эта «легкость», музыкальная лучезарность сделала произведение настолько притягательным, что принесло ему неимоверную славу и популярность. Пианист Андрей Гаврилов, который, по собственному выражению, играет этот концерт всю жизнь, сказал: «…это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения» [1] .
[править] Непонятые отзывы
С самого начала Чайковский предназначал свое произведения для исполнения Н. Г. Рубинштейном, которому даже посвятил свой концерт [4] [6] . На Рождество 1874 года Чайковский представил законченный, но ещё не оркестрованный концерт Рубинштейну [2] . Однако тому концерт не понравился, он сказал, что это произведение неудобно для исполнения, и отказался от него в таком виде, заявив, что все надо переделать. Чайковский разобиделся, переделывать отказался и зачеркнул посвящение Н. Рубинштейну [6] .
Позже Чайковский писал: «В декабре 1874 года я написал фортепианный концерт. Так как я не пианист, то мне необходимо было обратиться к специалисту-виртуозу, для того чтобы указать мне, что в техническом отношении неудобоисполнимо, неблагодарно, неэффектно и т. д. Мне нужен был строгий, но, вместе, дружественно расположенный ко мне критик только для этой внешней стороны моего сочинения. А главное, я не нуждался в приговоре над художественной стороной. Мне нужны были замечания насчет техники виртуозной, фортепианной. Красноречивое молчание Рубинштейна имело очень знаменательное значение. Он как бы говорил мне: „Друг мой, могу ли я говорить о подробностях, когда мне самая суть противна!“» [7] .
Эту позицию Н. Г. Рубинштейна через многие годы попробовал объяснить советский пианист Лев Оборин: «Первый концерт Чайковского явился произведением, безусловно новаторским для своего времени. Вероятно, именно новизна замысла, а отнюдь не огромные технические сложности заставили Н. Г. Рубинштейна высказать вначале резко отрицательное отношение к концерту» [7] .
Нелестно отозвался о произведении и Э.Ф Направник, возглавлявший в эти годы оркестр Мариинского театра при Петербургской императорской труппе.
Новаторское произведение не было сразу понято и оценено современниками [7] . В истории такое частенько случается.
Тогда пианист Карл Клиндворт, коллега П. И. Чайковского по Московской консерватории, рекомендовал обратиться к немецкому музыканту Г. фон Бюлову. Вот ему и отправил свой концерт Чайковский, и тот сразу же включил новое произведение в свой репертуар [4] [2] .
[править] Первые исполнения
Первое исполнение концерта Бюловым состоялось 25 октября 1875 года в США, в Бостоне [3] [6] под управлением американского дирижера Б. Ланга. По этому поводу Бюлов сообщал Клиндворту: «Исполнение под управлением американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом» [4] . Сам автор, находясь в России, прослушать это исполнение не мог.
В России премьера концерта прошла через несколько дней, 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под управлением Э. Ф. Направника с солистом Густавом Кроссом [2] — это было первое исполнение русского фортепианного концерта (хотя именно в музыке национальность и государственный язык определяются менее всего), но этим исполнением Чайковский остался крайне недоволен и с нетерпением ждал 3 декабря, когда состоится премьера в Москве в исполнении С. И. Танеева и дирижера… Н. Рубинштейна [4] — того самого Николая Рубинштейна, для которого изначально предполагалось произведение и который отклонил его. Это исполнение, состоявшееся в Москве 3 декабря 1875 года, композитору понравилось [2] .
Обрадованный Чайковский вместо зачеркнутого посвящения Н. Рубинштейну (так и не вернул!) поставил посвящение С. Танееву, а потом, передумав, зачеркнул и это и написал посвящение Г. Бюлову — первому исполнителю своего Первого концерта [3] .
Остается лишь добавить, что в репертуаре Н. Г. Рубинштейна этот концерт № 1 Чайковского занял впоследствии прочное место. Да и многие музыканты неоднократно обращались и продолжают обращаться к нему.
Начиная с 1887 и до конца жизни Чайковский дирижировал сам при исполнениях своего Первого концерта [8] .
5 мая 1891 года Чайковский открыл в Нью-Йорке «Карнеги-холл», произведением «Торжественный коронационный марш», затем был концерт 7 мая, где он дирижировал Третью сюиту и, наконец, 9 мая он продирижировал триумфальным исполнением своего Первого фортепьянного концерта [9] .
[править] Вариации
Тем не менее П. И. Чайковский сам же сделал вторую редакцию своего произведения [10] .
Источник