Третий концерт рахманинова для фортепиано с оркестром описание

Концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова

Характеристика концерта для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова, анализ основных частей. Знакомство с особенностями двутактового оркестрового вступления. Рассмотрение тембровых, гармонических, темповых и формообразующих средств выразительности.

Рубрика Музыка
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 26.04.2020
Размер файла 18,6 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Концерт для фортепиано с оркестром №3 С.В. Рахманинова

Первая часть концерта — Allegro ma non tanto —начинается прямо с изложения главной партии. Перед вступлением главной партии звучит двутактовое оркестровое вступление, которое задаёт ритмическое движение, благодаря которому тема звучит более певуче. Как отмечает композитор, тема была написано на едином порыве вдохновения, за один раз, поэтому мелодия воспринимается цельно и органично.

Главная тема подвергается варьированию, и расширяет свой мелодический диапазон в следствие применений преобразования первоначальной терцовой попевки, и путём опевания соседних звуков. Мелодия многократно повторяет терцовую интонацию и придаёт теме черты знаменного распева.

В развитии темы напряжённая выразительность усиливается благодаря привнесению в музыку развития гармонии при помощи хроматизмов и секвенцирования. В мелодике главной партии звучит минорный гексахорд, что подчёркивает сходство мелодии с народными мотивами.

Главная партия имеет целостное и завершённое строение, тема повторяется в оркестре у валторны solo, почти без изменений, на фоне пассажей фортепиано. Главная партия обладает целостностью, поэтому для того, чтобы переход от главной партии к побочной был более органичным, композитор пишет объёмное связующее построение.

Читайте также:  Адажио альбинони мр3 для фортепиано

Переход от главной партии к побочной осуществляется благодаря смешению характеристик двух тем. В построении наблюдается ритмический рисунок главной партии и отдельный мотивы-«предшественники» из побочной партии. Тема побочной партии начинается в партии солиста. Тема сначала звучит лирически-утончённо, постепенно развиваясь и становясь более объёмной в диапазоне. Постепенно с расширением темы начинают звучать отдельные группы инструментов в оркестре, которые поддерживают звучание партии солиста. Тема развивается благодаря определённым средствам выразительности, которые применяет композитор. Мелодия обладает чертами секвентности и импровизационности, благодаря чему музыкальное развитие ощущается гармонично и красочно в музыкальной фактуре произведения.

В первой части концерта главная и побочная темы обладают спокойным характером, поэтому основная драматическа нагрузка ложится на соотношение экспозиции и разработки. Разработка начинается со звучания неполной главной темы, которая постепенно уступает место коротким порывистым мотивам, появляющимся в мелодиях разлиичных инструментов в оркестре. В гармонии звучат уменьшённые интонации, присутствуют сепаккорды и нонаккорды, благодаря чему музыка обретает напржённый драматический характер.

Кульминация звучит в музыкальном эпизоде, в котором напряжение в атмосфере звучания произведени доходит до эмоционального предена. Именно в кульминации в оркестре звучит tutti, которое обеспечивает нагнетание напржения. Кульминационноый фрагмент уступает место динамическому и эмоциональному спаду, которое обеспечено путём средств выразительности гармонии, динамики и музыкальной фактуры. Низходящий массив аккордов подчёркивает снижение энергетического накала в музыке, благодаря чему обеспечивается контраст в музыкальном фрагменте, звучащем за кульминационным эпизодом.

Завершает первую часть объёмная фортепианная кода, которая содержит несколько динамических подъёмов и спадов. Музыкальный эпизод, выполняющий соединительную функцию разработки с началом репризы, является гипертрофированной фортепианной кодой. Схожее строение разработочного раздела 1 части концерта имеет 2 концерт П.И. Чайковского для фортепиано с оркестром.

Драматургия первой части построена таким образом, что разросшаяся каденция в партии солиста влияет на концепцию всей части. Масштабы каденции не могут уместиться в пределах части разработки, поэтому проведение главной партии в репризе так же подвержено влиянию динамически насыщенного музыкального эпизода с каденцией. В репризе происходит переосмысление главной партии, и главная тема проводится через призму звучания каденции, то есть динамически много интенсивней, чем в начале части звучит главная тема в своём первоначальном виде. Реприза сильно сокращена и видоизменена посредством тематических, фактурных и гармонических средств развития музыкального материала. Побочная партия представляет собой напоминание о побочной партии в начале части, благодаря чему возникает смысловая арка от начала к концу.

Вторую часть — Adagio. Композитор оставил заглавие для этой части «Интермеццо». Данное название подчёркивает, что смысловая нагрузка части заключается в отвлечении, отдалении от эмоционального накала крайних частей. При более подробном анализе, связь между частями становится более осязаемой. Данная часть написана в форме свободных вариаций на тему, которая звучит нежно, утончённо, обладает лирическим характером. Вариантное развитие в части имеет так же импровизационный характер, это ощущается благодаря смелым тональным отклонениям. Это подчеркивается решительным тональным сдвигом из A-dur в Des-dur с последующими отклонениями в отдаленные от основной тональности строи (f-moll, b-moll, es-moll), сменой сдержанного оркестрового звучания полнозвучной, гармонически насыщенной фортепианной фактурой.

В середине части присутствует музыкальный фрагмент, по характеру звучания напоминающий вальс. В середине данного эпизода звучит отголосок главной темы первой части, идейно связывая части между собой, и психологически подготавливая слушателя к финалу концерта.

По характеру и смысловому наполнению, вторая часть напоминает медленную часть в сонатно-симфоническом цикле. Новаторство концерта заключается в его схожести с симфонией. Переход к финалу осуществляется резко и неожиданно.

Третья часть звучит решительно и напористо. Благодаря ритмическим и мелодическим средствам выразительности, композитор привносит в музыку финальной части энергичный характер. Музыка экспозиции третьей части обладает эмоциональным накалом. Маршевые интонации, ассоциирующиеся с действием, призывом и решительно звучат, контрастируя с материалом второй части концерта. Побочная партия не контрастирует с главной, а лишь усиливает эмоциональный накал в музыке благодаря синкопированному ритму в теме и фактуре оркестра. В середине финала присутствует музыкальный фрагмент Scherzando, выделенный и по характеру музыки, и в тональном отношении (Es-dur, тональность II низкой ступени по отношению к d-moll). Данный эпизод оттеняет кульминацию, обеспечивая наибольшую красочность звучания путём контрастирования. Длительное нагнетание динамики в музыкальном характере финала обеспечивает яркое и эмоциональное звучание кульминационного эпизода. Композитор подчёркивает темброво основной эмоциональный посыл третьей части путём применения тембрового средства выразительности. В оркестре звучит труба соло, данный тембр ассоциируется с боевым призывом, побуждением к действию, с активным началом. В репризе присутствует эпизод, содержащий преобразованную побочную партию, которая носит гимнический характер, выполняя роль кульминационного раздела. Композитор мастерски применил тембровые, гармонические, темповые и формообразующие средства выразительности для создания музыкального шедевра.

концерт выразительность оркестровый

Многие слушатели, познакомившись с музыкой 1 части концерта, обращают внимание на песенный характер главной партии. Критики и музыковеды предпринимали попытки распознать в теме мотивы народной песни или даже знаменного распева. Однако сам композитор отрицал факт того, что мелодия заимствовалась. Мелодия такого характера является продолжением мыслей, дум композитора, которые можно выразить музыкой. «Просто так написалось» — говорил Сергей Васильевич. Композитор вложил в характер мелодии искренний порыв вдохновения, который остался запечатлённым на нотном листе. Певучая, немного строгая мелодия инициирует музыкальное развитие грандиозной части как в понимании совершенства формы, так и в понимании художественном. В музыкальной фактуре преобладает звучание деревянных духовых и струнных инструментов. Пианист, исполняющий партию соло должен обладать виртуозной техникой и крайне тонким чувством музыкальности. В концерте исполнение партии соло требует применение крупной аккордовой техники, совершенного владения мелкой техникой исполнения фигураций и пассажей.

Вторая часть концерта начинается в ламентозно-лирических интонациях. В оркестровой фактуре звучит струнная группа инструментов. Музыка плавно переходит в партию солиста, самодостаточно звучащего на фоне всего оркестра. Краски постепенно становятся светлее, характер становится менее печальным, в звучание музыки привносятся взволнованные, воодушевлённые интонации благодаря гармоническим и тембровым средствам выразительности. Вторая часть, песенно-задумчивая неожиданно заканчивается пассажем и массивными аккордами в оркестре, вторая и третья части исполняются ataca. Композитор использует короткий переход от одного контрастного состояния к другому. В партии солиста появляется штрих non legato и staccato. В партии оркестра добавляется звучание ударных и медной духовой группы.

Третья часть начинается в более быстром темпе, композитор прибегает к сочетанию гармонических, темповых, тембровых и динамических средств выразительности. Музыка звучит в более оживлённом темпе, в мелодии присутствует квартовая интонация, которая повторяется в партии соло и в оркестре. Создаётся характер музыки, побуждающий к действию, обладающий интонацией призыва. Яркое звучание трубы с определённым ритмом мелодии способствует динамизации музыки. Главная и побочная темы выдержаны в родственных по характеру музыкальных движениях, и не контрастируют друг с другом. В середине части Рахманинов — композитор проявляет своё мастерство в искусстве развития материала, и сочетании тембров оркестра с тембром солирующего рояля. Слушатель погружается в атмосферу умиротворения, которая внезапно возникает среди бури эмоций и порыва, который бушевал в начале третьей части концерта. В репризе характер звучания становится более жёстким благодаря ритму 2/16 и 1/8. Длительное нагнетание напряжения предшествует заключительному разделу 3 части концерта. Финал звучит величественно и полётно. Оркестровое звучание мягко обрамляет, украшает и дополняет великолепно-звучащую партию рояля, которая на время тонет в массе оркестрового звука всего оркестра в октавных удвоениях и плотной фактуре. Выразительность финала усиливается, благодаря сочетаниям D-dur с e-moll, h-moll, и завершении в полной автентической каденцией, которая была предвосхищена длящимся звуком d в партиях медных духовых и литавр.

1.Соловцов А. Фортепианные концерты Рахманинова. 2-е изд. М., 1960

2.Федякин С. «Рахманинов»

3.Соколова О. Симфонические произведения Рахмаминова. М., 1957

4.С.В. Рахманинов.-Сб. статей и материалов под ред. Т.Э. Цитович. М.-Л. 1947

Источник

Третий фортепианный концерт Рахманинова Часть 1

Проблема чтения этой работы состоит в том, что она требует знания произведений Рахманинова. Даже прослушивание одноразовое его музыки по моим ссылкам проблему не решает.
Пишу по уже упомянутому мной принципу, что Проза.ру, не платит гонораров, но позволяет расплатиться с долгами. Это мой очередной долг — Рахманинову.

Слушая разных музыкантов, я постепенно выстроил для себя шкалу величия исполнительского мастерства.
Великие пианисты, не те легендарные, известные только по воспоминаниям современников, а те, кого мы сами слышали в концертах или в записи, у всех интересующихся музыкой на слуху. Это Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер, Глен Гульд, Эмиль Гилельс, Владимир Горовиц, Артур Рубинштейн, Владимир Ашкенази , Мария Юдина и так далее, каждый может продлить этот список , в котором запросто наберется человек 20-30.
Я принадлежу к тем ископаемым, которые слышали в концертном исполнении Рихтера, Гилельса, Юдину, а остальных длинный список в видео записи. Исполнения Рахманинова существует, к сожалению, только в записи. Он умер в 1943 году в Америке, имея славу гениального пианиста, и никому не пришло в голову снять его исполнение на видеопленку.
Еще удивительно, что из моего короткого списка все, кроме Глена Гульда и Артура Рубинштейна, родились в России. Россия родина самых великих пианистов. Чудеса! А сейчас такие невероятные пианисты как Даниил Трифонов, Денис Мацуев и еще Елисей Мысин.

Недавно я решил посмотреть на Гугле списки 10 лучших пианистов, Рахманинов везде на первом месте.
Уверяю вас, читатели, что для многих из вас, кто интересуется музыкой, это открытие. Не просто в первой десятке, а именно на первом месте.

Если Вы пойдете по ссылке, то о Рахманинове прочтете:

«Что делает его великим? Почти сверхчеловеческая техника пальцев, которая позволяла ему поддерживать чистоту и ясность даже в самых невероятно сложных пассажах. Частично это объяснялось его знаменитыми большими руками, способными покрыть 12 дюймов или на пианино от До1 до ля2. Он также обладал прекрасным мелодичным звучанием, которое так нравилось скрипачу Фрицу Крейслеру, позволяющее Рахманинову исторгать бесконечную обворожительность из мелодии».
Никому из 10 пианистов в этом списке не дано такое описание достоинств игры.
(What makes him great? An almost superhumanly clean finger technique, which allowed him to maintain clarity even in the knottiest passages. This was partly due to his famously large hands, able to span 12 inches, or a 13th (C1 to A2) on the piano. He also had a beautifully singing tone, likened to that of violinist Fritz Kreisler, permitting him to wring infinite sweetness from a melody).

А в списке первых 10 композиторов Рахманинова нет. Об этом списке читать в статье о Чайковском.
http://www.proza.ru/2015/04/26/1427

Но туда попасть сложно. Почему? Список короткий! Супергениев больше чем 10. Вот в чем проблема.
Вот этот список на всякий случай для любопытных:
Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вагнер, Брамс, Шуберт, Шуман, Верди, Гайдн.

Подумать только, здесь нет Вивальди, Мусоргского, Генделя, Шопена, Рихарда Штрауса, Малера, Дебюсси, Равеля, Берлиоза, Мендельсона, Россини, Бизе, Шостаковича, Прокофьева, Глинки, Мануэля Де Фальи, Грига, Сибелиуса, Сен Санса, Стравинского, Рахманинова .
И из наших современников — Губайдулиной, Шнитке, Гершвина, Лигети, Хиндемита, Бриттена, Бернстайна.

Рахманинов, конечно, супергений, хотя Америки я не открываю. Но я бы поставил его в десятку только за Третий концерт.

У меня на слуху, наверное, более тысячи произведений и среди них наберется, скажем, около 50 высшего класса, которые были написаны композиторами тем непостижимым даже для них самих способом, когда, (чтобы не изобретать красивых слов воспользуюсь вечным Пушкиным), на них нисходило Божье благословение:
«И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет».

Причем, это не метафора, а именно так это и происходит. Многие на Прозеру это испытывали на себе, хоть может и не в той степени, как перечисленные гении, но в достаточной, чтобы понять.
Понять, значит стать равным, как сказал Рафаэль.

А что за произведения приводят меня в такое жуткое волнение?
Вот некоторые из них, более полный список в конце статьи с ссылками на лучших, по моему мнению, исполнителей.

Чайковский:
Шестая симфония , Первый концерт для фортепиано и концерт для скрипки, Евгений Онегин, Пиковая дама.
Бетховен: 3–й и 5-й концерты для ф-но и 5-я симфония;
Рахманинов: четыре фортепианных концерта, романс «Весенние воды»,
Мусоргский: Ночь на Лысой горе, Картинки с выставки, Борис Годунов;
Моцарт: концерты 20, 21, 22, 23 , 24,
Симфония Концертанте К364 , 40-я и 41-я симфонии, Дон Жуан, фантазия ре-минор К397; (https://www.youtube.com/watch?v=vMoNOVIjg7w Трифонов ее лучше всех исполняет – поверьте мне, я не преувеличиваю).

Я много чего не сделал из-за этой музыки, потому что потратил на слушание ее много времени, и главное, после нее все кажется несущественным.

Как видите, четыре фортепианных концерта Рахманинова навсегда подняли его в ранг непостижимых гениев.
Рахманинов много еще написал восхитительной музыки, достаточно сказать, что мы воспитаны на его романсах:
«В молчаньи ночи тайной» (А. А. Фет),
«Не пой, красавица» (А. С. Пушкин),
«Весенние воды» ( Ф.И.Тютчев).

Чтобы понять значение рахманиновских концертов в мировом творчестве композиторов приведу такое сравнение.
Стендаль в «Истории живописи в Италии» пишет:
«У Николо Пизано явилась мысль подражать античности. Чимабуэ и Джотто начали копировать природу. Брунеллески дал перспективу. Мазаччо воспользовался всем этим, как истинный гений, и внес в живопись экспрессию. После него внезапно появляются Леонардо да Винчи, Микельанждело, Фрате и Андреа дель Сарто. Это сноп фейерверка. И больше нет ничего».

Я видоизменил это для краткой истории пианизма.
Бах гениально организовал и привел клавирное искуство в систему. Моцарт написал 27 фортепианных концертов и привел искуство фортепианного концерта в его современную форму, Бетховен на этой основе достиг немыслимого совершенства в своих пяти фортепианных концертах.
После него вдруг, на другой стороне неба поднялись равные по яркости звезды Чайковского и Рахманинова.
Все это — от Баха до Рахманинова сноп фейерверка. И больше нет ничего.

Так греки создали Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую и потом 2000 лет – ничего.
В утверждении Стендаля есть некоторое романтическое преувеличение – он не упомянул Рафаэля, да и потом были Веласкес и Гойя, но с композиторами это практически правда.

Но наша статья, посвящена Третьему концерту.

Поскольку я говорю о музыке , которую словами объяснить невозможно, на то она и музыка, я приведу еще сравнения.
В одном фильме я видел сцену, когда Леонардо показал Рафаэлю портрет Моны Лизы и Рафаэль заплакал. Режиссер воспользовался этим способом , чтобы показать недостижимое величие Ленардо. Если уж сам Рафаэль заплакал.
Подобным же способом режиссер фильма «Блеск» ( там играет Джефри Раш) показывает фантастическую сложность исполнения З-го концерта. Молодой пианист сходит с ума, пытаясь постичь глубину этой музыки.

Я добавляю в свое повествование отзыв Валерия Иванова-Архангельского 20.01.2020 11:09. Слезы Игумнова — в данном контексте сильнее даже чем слезы Рафаэля.

«Только почему Вы не вспомнили Якова Флиера? Когда он оканчивал консерваторию, Константин Игумнов — его профессор, поинтересовался, что, мол, ты хочешь подготовить к дипломному концерту. Флиер ответил: «Третий концерт Рахманинова». Игумнов был против: «Рановато, это произведение для уже больших мастеров». На этом они разошлись на летние каникулы. Встретились в сентябре. И когда профессор узнал, что ученик его ослушался, что подготовил именно Третий концерт Рахманинова был недоволен его строптивостью. Тем не менее решил послушать. Зашли в класс. Сели за рояли. Игумнов вёл партию оркестра. Исполнили первую часть Концерта. Игумнов молчит. Потом: «Вторую часть выучил?» «Да». Сыграли вторую часть. Игумнов молчит. Исполнили и третью. Профессор посидел за роялем ещё какое-то время, а потом, не сказав ни слова, встал и вышел из класса. Флиер расстроился. Он понял, что профессор не доволен и ему не понравилось его исполнение. А приятели-студенты поведали потом Флиеру о том, что видели, как профессор стоял в конце этажа, возле окна и плакал. Таково было его потрясение!»

От Третьего можно расплакаться .

Генрих Нейгауз в своих воспоминаниях писал:
“Третий концерт Рахманинова, «Дон Жуан» Листа требуют не только умения, знания, многих часов (дней, месяцев!) упорной работы, но прежде всего
с т и х и й н о г о таланта, уникальной, не часто встречающейся в и р т у о з н о й одаренности…» (Разрядка Нейгауза).

Третий один из сложнейших концертов не только в техническом смысле. Для выдающихся исполнителей технические проблемы не существуют. Сложность состоит в проникновении в душу произведения, понять его суть. А это проникновение и понимание выражается в цельности исполнения.

На цельности исполнения или представлении общей картины произведения нужно остановиться подробнее.
В одном из интервью Рахманинов сказал :
«Я не хочу утверждать, что артист-исполнитель не обладает воображением. Но есть все основания считать, что композитор обладает большим даром, ибо он должен прежде, чем творить – воображать. ВООБРАЖАТЬ С ТАКОЙ СИЛОЙ, ЧТОБЫ В ЕГО СОЗНАНИИ ВОЗНИКЛА ОТЧЕТЛИВАЯ КАРТИНА БУДУЩЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ , ПРЕЖДЕ, ЧЕМ НАПИСАНА ХОТЬ ОДНА НОТА. Его законченное призведение является попыткой воплотить в музыке самую суть этой картины. Из этого следует, что когда композитор интерпретирует свое произведение, эта картина вырисовывается в его сознании, в то время как любой другой музыкант, исполняющий чужие произведения, должен воображать себе совершенно новую картину».

Высший талант музыканта состоит именно в умении понять и донести до слушателя эту цельность.
На языке специалистов это называется ИГРАТЬ МАСШТАБНО. Играть масштабно, а не отдельные пассажи. Донести до слушателей всю вещь в ее единстве.
Поэтому как исполнитель Рахманинов на первом месте, потому что он масштабно играл по сравнению с любым исполнителем. И надо предположить также играли свои произведения Лист, Моцарт и Бетховен.
Я очень много времени провожу в автомобиле и слушаю бескончно записи 4-х концертов Рахманинова в его собственном исполнении, и чем больше слушаю (это уже addiction), тем больше убеждаюсь, что лучше его никто не играет, что вполне понятно.

Рахманинов написал Третий концерт, когда ему было 37 лет.
Тот самый критический возраст у многих гениев, когда их жизнь окончилась, (не многие вернулись с поля – список жуткий).
http://www.proza.ru/2014/09/21/221У

У Рахманинова этот кризис вылился в написание 3го концерта.
Это не просто очередное произведение, это переломный момент в жизни.
Итог 37 лет жизни. Так я его понимаю. У многих гениев 37 лет пороговый возраст, Толстой писал «Войну и мир» тоже в этом возрасте. И много других примеров.
Начинается концерт со знаменитой мелодии, которая имеет почти сакральное значение. Обязательно послушать . Она длится всего 55 секунд.
https://www.youtube.com/watch?v=WP1GhgISPiM (Мацуев)
https://www.youtube.com/watch?v=2uqZhnqHMAg&t=388s (Рахманинов)

Столь же сакральное значение, как и всем известное начало Пятой симфонии у Бетховена, которая, вы не поверите, тоже написана Бетховеном, когда ему было около 38 лет (1804-1808) Бетховен родился в 1770-м.

Мелодия это как колыбельная, которую мать-Россия напела при рождении своему великому сыну.

3-й Концерт написан в ре-миноре, в ней написана Баховская Токатта и фуга ре минор, 20-й концерт и Реквием Моцарта, 9-я Бетховена , моцартовская фантазия К397.

Концерт впервые был исполнен в Америке.
Заинтригованный красотой задушевностью и русским народным звучанием этой начальной мелодии, американский музыковед Яссер спросил Рахманинова, откуда мелодия, услышав в ней явно народно-песенный тон.
Ответ Рахманинова:
« Первая тема моего 3-го концерта ни из народно-песенных форм, ни из церковных источников не взаимствованна. Просто так «написалось»! Вы это отнесете , вероятно к «неосознанному»! Если у меня и были какие планы при сочинении этой темы, то чисто звуковые. Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют певцы – найти подходящее, верное, но не заглушающее это «пение» оркестровое сопровождение. Вот и все. »
(Из книги В.Брянцевой «С.В. Рахманинов» )

У меня этот ответ связывается с известными словами Белинского о том, что интеллигенция тоже народ, Рахманинову не нужно использовать некую народную мелодию, потому что он и есть представитель русского народа и может создавать народные мелодии.

После этой мелодии, начинается ее быстрое развитие, длящееся без пауз, на одном дыхании, которое я окрестил «Прологом».
Этот Пролог к Третьему концерту подобно гигантской фуге наперегонки с оркестром длится 1 минуту и 35 секунд у самого Рахманинова,
Горовиц и Мацуев — 1 мин и 50 секунд .
https://www.youtube.com/watch?v=2uqZhnqHMAg&t=388s Рахманинов
https://www.youtube.com/watch?v=D5mxU_7BTRA&t=134s Горовиц

Кстати, Клиберн в 1958 на конкурсе в
финале играл Первый Чайковского и Третий Рахманинова!!

Интересно заметить мимоходом, что вся русская великолепная четверка родилась в деревнях и впитала русские напевы с детства.
Глинка — Село Новоспасское Смоленской губернии,
Чайковский — Воткинск, Вятской губернии,
Мусоргский — село Карево, Псковской губернии
и Рахманинов — Семеново, Новгородской губернии.

Национальный характер любой музыки очевиден.
Методичный немец Бах написал методичную высокоорганизованную музыку, Бетховен взорвался варварским немецким духом, перешедшим позже к Вагнеру.

Вот как Николай Усков в книге «Неизвестная Россия» цитирует Ключевского, объясняя Западно-Европейский характер, сравнивая его с русским:

«Все, что (путник) видит вокруг себя на Западе, настойчиво навязывает ему впечатление границы предела, точной определенности, строгой отчетливости и ежеминутного, повсеместного присутствия человека с внушительными признаками его упорного и продолжительного труда. Внимание путника непрерывно занято, крайне возбуждено. Другое дело в России. Тут «точно одно и то же место движется вместе с ним сотни верст. Жилья не видно на обширных пространствах, никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя. »

А вот что пишет Рахманинов о своем ощущении в русском поместье :
«Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря – там не было. Имение это было степное, а степь это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля ржи, пшеницы, овса и т.д., от горизонта до гоизонта. Часто хвалят морской воздух, но. насколько лучше степной воздух с ароматом земли и всего растущего и цветущего. »

Андрей Кончаловский в передаче о Рахманинове говорит об ощущении от его музыки – океан.
Степь, а не океан.
Если вы помните, как начинается Первый Чайковского, — под знаменитые вступительные аккорды в оркестре идет мелодия – русское раздолье, необъятные просторы («от горизонта до горизонта»), то же и у Рахманинова в Третьем концерте одновременно с феноменальным «прологом», о котором я пишу – идет оркестровая партия, выражающая именно это – размах беспредельный, у Рахманинова во Втором концерте после знаменитых 8-ми сольных аккордов пианиста начинается аналогичная оркестровая партия с невыносимо берущей за душу музыкой.

Моцарт — дитя Европы, Бах — сын Германии, Рахманинов — сын России.
Вернемся к вступлению к Третьему.
Эта феноменальная «фуга — пролог» представляет для меня всю его жизнь до написания концерта, которая включала:

я пречислю важнейшие события жизни Рахманинова до написания Третьего концерта в темпе этой фуги за 1 минуту и 50 секунд.
Мое краткое перечисление как раз имеет целью показать формирование характера и жизненных впечатлений как предпосылку этого концерта.
Дело в том, что если Вы начнете читать многочисленные биографии Рахманинова, вы не будете ставить себе задачу представить характер Рахманинова, созданный событиями его биографии, а именно этот характер нужно понимать, хоть в приближенной степени, чтобы увидеть отображение этого характера в музыке.

Творчество это слепок характера.

Рахманинов был человек обязательный и пунктуальный. Если попробовать отнести его к типу характеров, то он был меланхоликом. Недомогание его пугало, провал выступления или неодобрительная критика повергала в уныние и даже в депрессию.
Вместе с тем он был остряк, лихой мальчишка, влюбчив (многие его романсы посвящены женщинам, как у Пушкина стихи) и необыкновенно отзывчив.
Он всю жизнь всем помогал, — крестьянам в своем поместье , сиротам, десяткам других людей, в 1891-92 годах во время голода в России Рахманинов, бедствоваший сам, давал благотворительные концерты.
Во время ВОВ он послал из Америки в СССР 100 000 долларов.
И при всем этом он обладал исключительной твердостью характера. Многие спотыкались об эту его твердость. Во второй части обратите внимание на историю его столкновений с учителем Зверевым и директором консерватории Сафоновым.

Не имея вундеркиндовского детства, которое бы его сразу прославило, подобно нынешнему Мысину или тогдашнему Моцарту, он постоянно всех, как бы вдруг, поражал своими гениальными способностями: феноменальной памятью и абсолютным слухом, (запоминая любое произведение с одного прослушивания), и невероятной технической способностью в игре на пианино.
Это непонимание его гениальности сопровождалось довольно долго, (отсутствие в России моды на вундеркиндов, сейчас благодаря интернетеу эта мода расцвела).
Когда он стал руководителем Большого театра в возрасте 31 года, его подход НЕ сразу встретил одобрение, хотя он довел уровень спекталей до совершенства.

В биографии Рахманинова написано, что переехав в 1917 году в Америку, он перестал писать, оторвашись от родных корней. Это кажется понятным и очевидным, но не так все просто. Нужны сравнения, чтобы полностью это понять. Музыка композитора очевидно есть отражение им окружающей жизни, переплавленная характером. Русские композиторы выражали в своей музыке русскую окружающую их действительность.
Но чтобы понять это глубоко, такой пример — Шостакович писал СОВЕТСКУЮ музыку. Это поразительно, но я упоребляю именно это слово. 7-я симфония не могла никогда быть написана ни в каком другом месте. Также и все его симфонии советского периода выражают дух и сущность этой советской жизни. Другие советские композиторы тоже так писали, просто не с той гениальностью.

Совсем наглядно в живописи – есть такой термин «социалистический реализм», (Дейнека, Герасимов, Нисский. ), но правильнее было бы назвать «советский реализм».

Оказавшись в Америке, Рахманинов потерял контакт с окружающей его действительностью. Окружающую действительность в Америке выражали Гершвин, Бернстайн, Копланд, Дюк Эллингтон, Гленн Миллер, Бени Гудман.

Именно в Америке Рахманинов написал Вариации на тему Паганини – вещь гениальную в высшей степени, но она по словам самого Рахманинова пример абсолютной музыки (Это он сказал о знаменитой Прелюдии до-диез минор (op.3 № 2): «Абсолютная музыка может навести на мысль или вызвать у слушателя настроение, но её первичная функция — доставлять интеллектуальное удовольствие красотой и разнообразием своей формы».

Тем не менее, он написал в Америке феноменальный 4й концерт.
Хотя моя статья посвящена Третьему концерту, я должен сказать немного о Четвертом по двум причинам – другого случая не будет, и чтобы лучше понять Третий концерт.
Четвертый концерт Рахманинов написал в 1926-м, то есть, после 9 лет жизни в Америке, и этот концерт есть сплав ощущений от жизни в горниле американской жизни с русским музыкальным мышлением и опытом.
Поэтому Четвертый редко исполняют. Он в России непонятен по отсутствию у слушателей опыта американских ощущений музыкальных и жизненных,
а в Америке он не вполне воспринимается, потому что им нужна русская музыка от Рахманинова, то есть Второй или Третий, или Чайковский, или Римский –Корсаков, или Бородин, или Мусоргский.
Но если у слушателя – я, более или менее, хороший пример, есть этот разнообразный опыт, то Четвертый просто ошеломительный концерт, в контексте сравнении его с Третьим именно как музыкальном и жизненном итоге 37 лет жизни Рахманинова в России.
Конечно, нужно учесть, что у меня два рахманиновских диска в машине, на одном Первый и Второй, а на другом — 3-й и 4й, и я их слушал много раз.

Американская жизнь чрезвычайно насыщена во всех отношениях, это именно горнило, как я заметил. Я ее за 40 лет не вполне воспринял, но Рахманинов гений феноменальный. Он мгновенно все запоминал впитывал и понимал. И то, написав Четвертый в 1926-м, он потом дважды его переделывал с окончательной редакций в 1941 году, которая именно у меня на диске.

Очень интересно, что Мацуев сказал после своих недавних выступлений в Америке:

«. американские залы – это залы, как и крупные европейские, с богатейшей музыкальной историей. Лет пять назад в Энн-Арборе в Hill Auditorium, где я играл Третий концерт Рахманинова с Валерием Гергиевым и Мариинским оркестром, ко мне подошел пожилой американец и сказал, что мое исполнение ему напомнило самого Рахманинова, который играл этот Концерт здесь с Филадельфийским оркестром в 1942 году.
Я был потрясен: этот человек слышал Рахманинова! В мире, думаю, таких людей немного осталось. Он был для меня, словно проводник сквозь время.
И я ему сказал: стоп, вы мне нужны! Мы общались, он рассказывал мне о живом образе Рахманинова. Как он выходил на сцену: высокий, худой человек с абсолютно прямой спиной и огромными руками. Как он прикасался к инструменту, и инструмент начинал петь так, как ни у кого больше невозможно было услышать.
Эта история была потрясающей для меня. И в каждом из крупных американских залов есть своя огромная история, огромная традиция.
— Почти с каждым из залов связаны русские имена, начиная с Чайковского, открывавшего Сarnegie Hall в Нью-Йорке.
— Да, американская музыкальная культура очень тесно связана с русской: достаточно вспомнить Стравинского, Рахманинова, Прокофьева, Горовица, Хейфица – список можно продолжать бесконечно.
Тот же Рахманинов просто рекордсмен по количеству выступлений в Сarnegie Hall – более ста раз. На втором месте, может быть, Горовиц. Поэтому атмосфера здесь абсолютно уникальная. Я старался передавать ее в своих видео-репортажах из городов, где выступал».

Прежде чем читатель обратиться ко второй части статьи, где перечисляется его жизнь до написания концерта, я должен сказать несколько слов об его жизни после эмиграции. Он принадлежал к поколению, жившему в период трагических потрясений в мире. Голод 1891 года, революция 1905 года, революция 1917 года и эмиграция, все брошено, поместье, друзья, музыкальная жизнь. начинал с нуля. Быстро стал занменит и богат. Постороил дом в Швейцарии на берегу озера, как воплощения покоя и свободы (покой и воля). З9-й год — опять все брошено, потеряно, возвращение в Америку. Последний приют в Калифорнии в Беверли-Хилз, где он и умер в 1943, концертируя до последних дней.
КОНЕЦ

Приложение. Список моих любимых произведений:
Рахманинов: 4 концерта, Фантазия на тему Паганини, Всенощная; https://www.youtube.com/watch?v=XfDreat***U
Глинка: Вальс-фантазия
Бах: Токатта и фуга ре-минор, Голдберговские вариации, 5-й концерт для клавесина 2я часть,
https://www.youtube.com/watch?v=a0n99OopdpA Гленн Гульд лучше всех,

Чакона , (Менухин играет лучше всех — https://www.youtube.com/watch?v=lm1q3gadv50).

Шуберт : Квинтет «Форель», Фантазия для пианино в 4 руки Д940, трио ми бемоль мажор;

Сен Санс: 2й концерт для фортепиано , Интродукция и рондо-каприччиозо.

Шопен: 2я часть 2го концерта;

Брамс: Скрипичный, двойной (скрипка и виолончель)неподражаемы Исаак Стерн и Йо-Йо Ма, 2й для фортепиано, 3я симфония часть 3.
скрипичный Бруха, срипичный Медельсона, Скрипичный Сибелиуса, скрипичный №2 Венявского ( https://www.youtube.com/watch?v=MYzYVsvD5as Шломо Минц Венявского играет лучше всех).

Малер: 5я симфония;

Верди – Травиата, Риголето;
Бизе — Кармен;
Россини — Севильский цирюльник, Увертюра к опере Сорока-воровка (https://www.youtube.com/watch?v=eQg9GTnIuy4 );
Паяцы — Леонковалло,
Пуччини — Богема
Сибелиус : Грустный вальс;

Дворжак симф 8, часть 3;

Рихард Штраус – Так говорил Заратутстра.

Губайдулина: Марта и Мэри, Офферториум, Pro et Contra;
Шнитке- Кончерто Гроссо

Разумеется, это не все произведения, и поставив Шестую Чайковсого, я сделал это символически , потому что Пятая и Четвертая тоже там.

Источник

Оцените статью