- Ноты на гитаре
- Оглавление
- Схема грифа
- Ноты на открытых струнах
- Принцип полутона
- Двенадцатый лад
- Одинаковые ноты на разных струнах
- Все ноты на грифе
- Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Строй гитары Open G
- Особенности
- Какой размер струн лучше?
- Варианты настройки на гитаре
- По камертону (другому музыкальному инструменту)
- По слуху «под себя»
- По тюнеру
- Как играть в строе?
Ноты на гитаре
Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.
Оглавление
Схема грифа
В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.
Ноты на открытых струнах
При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:
- 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
- 2-я струна: си малой октавы (B3)
- 3-я струна: соль малой октавы (G3)
- 4-я струна: ре малой октавы (D3)
- 5-я струна: ля большой октавы (A2)
- 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)
Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».
Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.
У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.
Принцип полутона
Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.
Зная это, а также помня, что интервалы до — ре, ре — ми, фа — соль, соль — ля, ля — си составляют целый тон, а интервалы ми — фа, си — до равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.
Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.
На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.
Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.
Двенадцатый лад
Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.
Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.
Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.
Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.
Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.
Одинаковые ноты на разных струнах
Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.
Все ноты на грифе
Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.
Упражнения и вопросы для самоконтроля
- Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
- Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
- Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
- Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
- Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
- Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
- Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
- Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
- Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?
Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3
Источник
Строй гитары Open G
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара — удивительный музыкальный инструмент, завоевавший практически весь мир. Поражает в нём и тот факт, что его легко можно подстроить под любой голос или другой музыкальный инструмент, за считанные секунды изменив строй. Шестиструнная гитара насчитывает не менее двадцати разных строев, пользующихся популярностью среди гитаристов разных стилей игры. Одним из таких настроек является строй Open G, который особенно популярен среди исполнителей шансона. Об особенностях этого варианта гитарного строя и игре в нём рассказывается далее.
Особенности
Сейчас никто наверняка сказать не сможет, кто придумал понизить первую, пятую и шестую струны на стандартной шестиструнной гитаре на 1 тон, чтобы получить открытый гитарный строй соль мажор. Но это и не столь важно, так как более важен результат. А в результате получился строй, при котором все шесть открытых струн (то есть без зажатия на ладах) инструмента звучат аккордом соль мажор (G).
Вот реальное звучание каждой струны на шестиструнке, настроенной в соль мажор:
- первая — ре первой октавы (обозначается D4);
- вторая — си малой октавы (B3);
- третья — соль малой октавы (G3);
- четвертая — ре малой октавы (D3);
- пятая — соль большой октавы (G2);
- шестая — ре большой октавы (D2).
Нотную запись для гитары принято вести на октаву выше её реального звучания, чтобы не перегружать текст дополнительными линейками в нижней части нотоносца, которые усложняют восприятие музыканта при чтении нот с листа. В этом случае звуки открытых струн гитары, настроенной на строй Open G, в нотном виде отображаются следующим образом (в сравнении со стандартным классическим строем):
Если внимательно сравнить строй Open G со строем стандартной классической гитары, то можно заметить, что в открытом соль мажорном строе три струны — вторая, третья и четвёртая (выделены на рисунке выше красным цветом) — остались в той же настройке, что и у классического инструмента. При этом оставшиеся струны — первая, пятая и шестая — в точности соответствуют строю первой, шестой и седьмой струн русской 7-струнной гитары.
В результате получился этакий гибрид, правда, больше походящий всё-таки на семиструнку (без одной струны).
Какой размер струн лучше?
Для открытого строя соль мажор обычных акустических гитар со стандартной мензурой вполне сгодятся металлические струны калибра от 10 до 11 с шестой струной калибров 49-54. Обычно считается, что понижение звука на полутон-тон вполне допустимо для тех струн, которые установлены изначально на гитарах стандартного — испанского — строя. В случаях же, когда диапазон снижения высоты превышает 1 тон, нужно устанавливать более толстый комплект, чтобы избежать биения чересчур ослабленных струн о порожки грифа.
В нашем случае три струны понижены ровно на один тон, так что, вроде бы, беспокойства особого не должно быть. Однако есть мнение, что только при изменении высоты всех струн одновременно на один и тот же интервал можно не заботиться о смене комплекта на более толстый калибр. Поэтому будет правильней всё-таки сменить комплект на 10 или 11 калибр, если изначально на акустической или электрической гитаре будут стоять струны калибра 8 или 9, прежде чем настраиваться на Open G. Выше 11 калибра не следует забираться на акустике, а на рок-гитаре можно попробовать, если есть желание получить ещё более мощный звук от баса.
Но рекомендации, приведённые выше, не следует считать правилами. На каких струнах играть, решает сам музыкант, ориентируясь на свои предпочтения и ощущения. Можно считать этот вопрос сугубо личным делом каждого гитариста.
Варианты настройки на гитаре
Любую гитару (обычную акустику, электрогитару ритм, соло или бас) можно настроить на желаемый строй, в том числе и открытый строй G, несколькими способами:
- по слуху с помощью камертона или другого настроенного музыкального инструмента;
- по слуху «под себя», не используя при этом ни камертон, ни какие-либо музыкальные инструменты;
- используя электронный тюнер (лучше хроматический, который подойдёт для настройки гитарных струн на любые звуки).
С опытом, конечно, придут навыки настройки гитары всеми указанными методами, а новичкам пока что будет доступен лишь один из них — с помощью электронного тюнера. Тем же гитаристам, которые владеют игрой на обычной шестиструнке с классической настройкой, умеющим настраивать струны на ми минорный лад, нетрудно будет немного переквалифицироваться на открытый строй. Им нужно всего лишь со стандартного строя понизить три необходимые струны на тон ниже обычного.
Рассмотрим подробней каждый из указанных выше методов настройки шестиструнного инструмента в соль мажорный открытый строй.
По камертону (другому музыкальному инструменту)
По камертону, имеющему звук ля первой октавы, следует настроить первую струну (самую тонкую). Для этого необходимо зажать её на VII ладу, на котором и расположен идентичный звук. В этом случае открытая первая струна будет звучать нотой ре первой октавы, чего нам и следовало добиться.
После этого камертон можно отложить в сторону, так как получен собственный ориентир — настроенная первая струна. Именно она и обеспечит дальнейшую правильную настройку инструмента.
Первую открытую струну можно и без прижатия привести в нужный тон, если имеется другой правильно настроенный музыкальный инструмент. На этом «другом» инструменте берётся нота ре первой октавы, в унисон которой и нужно подтянуть или ослабить первую открытую струну.
А далее будет удобнее продолжить настройку по приведённому ниже порядку.
- Вторая струна, прижатая на III ладу, должна звучать в унисон с открытой первой. Тогда в свободном (открытом) состоянии она будет звучать нотой си малой октавы.
- Третья струна зажимается на IV ладу, настраиваясь в таком положении на созвучность с открытой второй. Если это получится, то в открытом состоянии она издаст ноту соль малой октавы, как того и требует описываемый строй G.
- Струна №4 зажимается на V ладу и приводится в унисон к звуку третьей открытой. Таким образом, можно будет считать, что открытая она будет звучать нотой ре малой октавы.
- Пятую струну нужно будет прижать на VII ладу, чтобы после её настройки по открытой четвертой она в свободном положении звучала нотой соль большой октавы.
- Шестая струна будет звучать звуком ре большой октавы, если её прижать на V ладу и настроить по пятой открытой.
В помощь к данному алгоритму — рисунок ниже, изображающий настройку схематически:
По слуху «под себя»
Этот вариант отличается от первого только тем, что нужно настроить первую струну чисто по слуху, если есть такой опыт. Если же опыта нет, то натянуть её до такого состояния, чтобы она не болталась, но и не была излишне жёсткой, перетянутой. А уже после этого настройку выполнить по первому методу — каждую следующую струну по предыдущей.
По тюнеру
Самый простой и быстрый вариант. Нужно перевести тюнер или соответствующую программу-настройщик на ПК или смартфоне в автоматический режим и, извлекая звуки из струн, подтягивать показания индикатора до нужных латинских буквенных обозначений звуков, соответствующих строю G, то есть по струнам от первой: D4-B3-G3-D3-G2-D2.
Как играть в строе?
Обучение игре на гитаре в открытом строе G мало чем отличается от каких-либо других строев. Так же всё начинается с переборов (арпеджио) на открытых струнах, изучения способов звукоизвлечения, присоединяется левая рука, затем изучаются аккорды, играются хроматические построения и гаммы.
Но есть и свои особенности.
Например, в такой настройке гитары удобнее играть аккомпанемент под песни, легче брать баррэ (часто лишь одним указательным пальцем).
Всё это способствует быстрому продвижению в части ритма, позволяет раньше овладеть разнообразными видами гитарного боя. Бас при таком строе звучит более мощно, звучно, что, конечно, мотивирует музыканта на дальнейшие успехи.
Приведём примеры нескольких аккордов для гитары в строе G, которых вполне хватит для начала:
Эти аккорды нужно сгруппировать в так называемые боксы, состоящие из связанных между собой гармоний, логично расположенных и имеющих законченную музыкальную фразу.
Например, возьмём такие связки аккордов:
Играя эти боксы в разном ритме и бое, можно хорошо отработать смену аккордов, научиться играть разные виды ритма, изучить гриф гитары.
Кроме того, необходимо научиться понимать табулатурные и нотные записи партий гитары (табы и ноты). Например, разбираться в такой записи:
Это втрое увеличит шансы стать хорошим гитаристом.
Источник