Третья струна для гитары

Название струн на гитаре

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Для того чтобы правильно настроить гитару, а также понимать построение аккордов, необходимо знать, как называется каждая из струн, расположенных на ней. Название состоит из сочетания определённых букв и цифр. Статья расскажет о том, какие бывают наименования гитарных струн, и что означает каждый символ в названии.

Обычные наименования

Расположение и нумерация открытых струн на классической 6-струнной гитаре начинается снизу вверх – от самой тонкой до самой толстой. Каждая из них на порядок отличается от остальных по звучанию, например, самый тонкий звук имеет первая струна (нижняя), а самый низкий – шестая (расположена сверху). Она считается басовой и отличается от других тем, что за счёт толстой металлической обмотки имеет самую низкую тональность. Помимо номеров, каждая струна имеет стандартное обозначение. Обычное название струн на гитаре следующее (в последовательности от первой к шестой):

  • нижняя – ми;
  • вторая снизу – си (к слову, она единственная, которая должна звучать на полтона выше остальных);
  • третья по счёту имеет название соль;
  • четвёртая – ре;
  • предпоследняя называется ля;
  • басовая (шестая) – ми.

Можно заметить, что первая и шестая струны имеют сходное название, однако не стоит считать, что и звучание у них сходное. Диапазон между ними – целых 2 (+1,5 в зависимости от настройки) октавы, поэтому, кроме наименования, сходства между ними нет.

Буквенные обозначения

Помимо вышеуказанных названий, главные элементы классической гитары обозначаются ещё и буквами. Для этого используются начальные символы латинского алфавита. Присваиваются они гитарным струнам в следующей последовательности:

  • самая тонкая нижняя струна (ми) обозначается буквой Е;
  • вторая (си) имеет буквенное обозначение B;
  • следующая (соль) – G;
  • четвёртой снизу струне со звучанием ре присвоена буква D;
  • ля обозначается буквой A;
  • для ми предназначена буква E.

Исходя из данной последовательности, можно сделать вывод, что у всех музыкальных нот имеются свои обозначения символами латиницы. Первой буквой латинского алфавита называется нота ля, после неё под буквой B следует нота си, далее – первая нота до под символом C, ре соответствует D, ноте ми – E, фа обозначается буквой F, соль – G.

Дополнительные струны

Помимо стандартных шести струн на классической гитаре, существуют также аналогичные музыкальные инструменты, имеющие дополнительные струны.

  • Семиструнная гитара. Иногда её называют «русская» или «цыганская». Такое название она получила из-за того, что в начале XVIII века семиструнная гитара использовалась для аккомпанемента исполнителям романсов или русских народных песен. Отличием струн данного вида гитары от классической шестиструнной является то, что для их изготовления используется металл другого калибра. По этой причине, а также в связи с тем, что они более плотно натянуты, звук русской гитары получается не такой, какой издаёт классический инструмент.

  • Электрогитары с семью струнами. В сравнении с шестиструнными они отличаются тем, что имеют более широкий диапазон звучания и мощность. Названия следующие: нижняя – си, далее идёт ми, третья снизу – ля, затем – ре, пятая – соль, после неё – си, затем опять ми.

  • Восьмиструнные гитары используются гораздо реже, чем шести- или семиструнные. Они имеют широкий диапазон и используются для игры в таких стилях музыки, как джаз, классика или металл. Их звучание можно сравнить со звуком фортепиано. Названия струн у восьмиструнной гитары следующие: нижняя – фа диез, далее идут си, ми и ля, после них – ре, соль, си, и последняя – ми.

  • Самый редкий вид, овладеть игрой на котором может только опытный музыкант – это девятиструнная гитара. За счёт трёх дополнительных элементов можно создавать нестандартные музыкальные произведения или экспериментировать. Начинается ряд с нижней струны до диез и заканчивается нотами си и ми. Такие гитары бывают двух видов: со спаренными струнами и с расширенным диапазоном звучания. Первый вид, в свою очередь, подразделяется на несколько типов в зависимости от расположения спаренных элементов – трёх тонких или трёх басовых. Девятиструнные гитары с расширенным диапазоном предполагают наличие дополнительных возможностей для того, чтобы за их счёт добиваться звучания с частотой, выходящей за пределы средней.

  • Десятиструнная гитара или декакорд. При помощи четырёх дополнительных струн инструмент издаёт более глубокие басовые звуки, на нём можно воссоздавать более богатое звучание. Резонансы, возникающие при использовании всех возможностей гитары, делают музыку разнообразнее, однако репертуар, предназначенный для исполнения на шестиструнной гитаре, декакорд также позволяет сыграть.

В настоящее время гитары с количеством струн более шести набирают огромную популярность. Это неудивительно, ведь такие музыкальные инструменты позволяют разнообразить произведения и сделать их более оригинальными.

Из видео ниже вы узнайте, как называются струны на гитаре.

Источник

Полный гайд по струнам. Часть 3 — Как победить Floyd Rose?

Эта статья завершает цикл, который я назвал «Полный гайд по струнам», призванный поднять на новый уровень понимание гитаристов в вопросах, связанных с подбором и заменой струн. В ранних статьях я подробно разобрал вопросы выбора струн. Если кто ещё не ознакомился – держите ссылки, настоятельно рекомендую!

Выкладывая сегодняшнюю статью, я подразумеваю, что вы уже купили струны и готовы водрузить их на свой инструмент. Рассматривать этот процесс мы будем на примере электрогитары Ibanez GIO , доставшейся мне как раз для проведения таких работ. Её особенность в том, что она оснащена тремоло-машинкой Floyd-Rose с топ-локом. Наверное, всякий, кто сталкивался с этой машинкой, знает, что замена струн на таких гитарах – занятие не для слабонервных. Всё дело – в особенностях фиксации струн и функционирования машинки. Тот, кто освоит отстройку Floyd-Rose, другие гитары будет щёлкать, как орехи. Кстати, о том, как ставить струны и отстраивать Tune-o-Matic, я уже рассказывал ранее, поэтому владельцам таких гитар – настоятельно рекомендуется!

Итак, перед нами гитара, струны которой уже давно устали от нелёгкой жизни, давно помутнели как внешне, так и в своём звучании, и недвусмысленно просятся на пенсию. Давайте приступать. Первое, что необходимо сделать – открутить «лишнюю» фурнитуру. Речь идёт о рычаге тремоло и зажимах топ-лока.

Старые струны я лично предпочитаю раскусывать и выбрасывать, что ощутимо экономит время и избавляет от необходимости коллекционировать хлам, который вы никогда не примените. Через стадию хранения «про запас на экстренный случай» я тоже проходил, и понять любителей подобного занятия могу, но в моей гитарной жизни не было ни одного случая, чтобы отработавшая струна гордо заняла место среди новых и успешно выполняла свои задачи. Поэтому ослабляем колки по одному обороту, откусываем струны, свинчиваем их с колков. Вторую половину струн вынимаем из машинки – для этого необходимо открутить задний винт каждого седла, и струна выйдет со свистом.

Старые струны, кстати, не обязательно выбрасывать. Они вполне могут пригодиться любителям хэнд-мейд, а в некоторых случаях – и в пунктах приёма лома.

На данном этапе важно уделить внимание машинке. Струны зажимаются в седле с помощью специальных «сухарей», в которые упираются зажимные винты. Аккуратно выньте их и не потеряйте ! Совсем нелишним было бы снять машинку для чистки. Для этого открутите прямоугольную заднюю крышку и выньте пружины из «якоря» бриджа. Более ничего откручивать не нужно – сдвиньте машинку с опор, и она у вас в руках. Дальнейшая разборка, чистка и сборка, думаю, интуитивно понятны и пояснений не требуют.

Затем необходимо почистить саму гитару и накладку. В некоторых случаях можно обойтись одной лишь тряпочкой из микрофибры, смахнув пыль. В моём случае гитара требовала более серьёзной чистки. Хороший способ – использовать немного спирта, старую зубную щётку и тряпку. Главное — следите, чтобы спирт не попал на лакированные части гитары! В качестве жидкости-очистителя я использую жидкость Dunlop 01. Сначала наносим каплю очистителя на зубную щётку и чистим лады и их стыки с накладкой, а затем таким же образом очищаем от грязи всю накладку. Будьте осторожны – спирт очень сушит накладку, поэтому сразу после очистки её необходимо увлажнять. Для этого уже сухой тряпкой или салфеткой вытираем накладку и наносим лимонное масло, в моём случае – снова от Dunlop. Наносить нужно обильно , а после нанесения оставить гитару на полчаса-час, чтобы масло лучше впиталось. Попили чаёк, почитали книжку, снова протираем накладку от лишнего масла, и можно продолжать работу.

Далее, когда гитара очищена, нужно подготовить её к установке струн. Осмотрите лады на предмет канавок или слишком маленькой высоты, сам гриф на предмет кривизны. Также нелишним будет проверить люфт колков, при необходимости – заменить их. Ну и, конечно, если электроника вашей гитары давно требовала внимания – самое время его предоставить. В моём случае с грифом и электроникой всё в порядке. Лады я, конечно, поменял бы, но хозяин-барин решил оставить, как есть. В целом лады вполне играбельны, а гитара держит строй без косяков.

Отдельного внимания требует порожек. Если так случилось, и вы относитесь к касте мазохистов, использующих тремоло и стандартный порожек, то обязательно проверьте глубину его пропилов , при необходимости – замените порожек или доведите канавки до нужной формы и глубины. Если калибр струн, который вы выбрали, отличается от исходно стоявшего на гитаре, обработка порожка для вас – обязательный момент. Дело в том, что при игре струны постоянно натягиваются и расслабляются. Каждый ваш бенд натягивает струну и возвращает в исходное состояние. Если канавка в порожке слишком велика, то струна не будет зафиксирована в одной точке опоры, соответственно – не вернётся в неё при отпускании. А значит, тон струны непременно будет сбит. Если же канавка, напротив, слишком узкая, то она будет зажимать струну стенками, мешая её возвращению в исходное состояние, что приведёт к постоянному расстройству струны то в большую, то в меньшую сторону – удовольствие не из приятных. На гитарах с тремоло порожек имеет ещё более значимое влияние. Когда вы тянете струну, она будет тянуть за собой всю машинку. Понаблюдайте за движением бриджа во время подтяжек, и поймёте, о чём я. В итоге неполадки с порожком, как и любое движение рычага, тут же собьют строй гитары, и происходить это будет постоянно. Любите извращения? Думаю, что далеко не все. Топ-лок, к слову, решает эти проблемы, поэтому, если у вас стандартный порожек, задумайтесь о его установке. Ну, а если не надумали, ранее я уже описывал свой способ и инструментарий для регулировки верхнего порожка – вот статья, изучайте на здоровье .

Итак, гитара очищена, машинка, топ-лок, колки и струны готовы к установке. Сперва устанавливаем Флойд на опоры и ставим пружины. Многие считают, что круто вместо трёх родных пружин устанавливать две, для более удобного обращения с рычагом. Я подобные эксперименты не поддерживаю. Дело в том, что пружины машинки – это противовес струнам, от их общего усилия зависит то, насколько качественно струны будут возвращаться в исходное положение. Если усилия мало, то и шанс того, что струны «уплывут» больше. При этом, давайте будем честны, рычаг вполне посильно управляется и с тремя пружинами, потому я рекомендую ставить все три, причём в прямом положении. Хотите опробовать на себе – дерзайте, возможно, вам повезёт, и никаких проблем вы не испытаете. А возможно – нет, и всю настройку придётся повторять сначала.

Стратегически я рекомендую устанавливать каждую струну по одной – установили, натянули, взялись за следующую. На мой взгляд, работать так – намного удобнее, нежели постоянно иметь дело сразу с шестью струнами, стремящимися смотаться в кучу или, например, выколоть вам глаза (кроме шуток, струны – довольно коварные существа, я сам не раз получал небольшие производственные травмы при работе с ними, так что будьте осторожны). Отличие Floyd-Rose от остальных бриджей заключается также и в способе крепления струн. Если на гитарах с Tune-o-Matic достаточно было лишь вставить струны в отверстия, то Флойд предполагает их зажим. Поэтому нам понадобится откусить от струн «шарики» . Делать это следует примерно в сантиметре от шарика, когда обмотка струны приобретает равномерную структуру. Затем вставляем «сухарь» в паз таким образом, чтобы зажимной винт упирался в вырез «сухаря», предварительно закручиваем, вставляем струну и затягиваем на-чистовую.

Далее – колки. Наша задача – намотать струны на колки таким образом, чтобы они заходили в вал колка изнутри наружу головы грифа, что справедливо как для гитар с колками в линию, так и 3+3 и других конфигураций. Проявите особое усердие, чтобы количество витков струны не превышало двух , а лучше – один-полтора в случае нелоковых колков, и пол-один для локовых. Вавилонские башни, намотанные на колки – одно из самых частых явлений у неопытных гитаристов, а также – стопроцентная гарантия того, что строй будет «плавать» постоянно. Да и выглядит такое дело, мягко говоря, страшно.

Конечно, с первого раза «зарезервировать» нужное количество длины у вас вряд ли получится, но, намотав струну и увидев, что витков получается больше или меньше, чем нужно, не стесняйтесь расслабить струну и продеть её чуть-чуть дальше/ближе. После пары замен струн трудностей это вызывать уже не будет. В процессе намотки следите за тем, чтобы каждый следующий виток был ниже предыдущего. Так при натяжении струна будет зажимать сама себя и не будет постепенно выползать из отверстия. Некоторые считают, что ещё круче сделать один виток снизу, один – сверху, чтобы выходящий отрезок струны был зажат с двух сторон, но лично мне идея прижатия струны к самому валу колка нравится больше.

После того, как все струны заняли свои места, начинается самое «интересное». Сперва установите винты подстройки – это те, что с большими круглыми шляпами – в среднее положение. Именно этими винтами в дальнейшем вы будете пользоваться для настройки, вместо колков, поэтому хорошо бы иметь диапазон регулировки в обе стороны.

Теперь нужно отстроить положение машинки таким образом, чтобы её корпус был параллелен корпусу гитары. Достигается это с помощью поочерёдной регулировки пластины с пружинами и колков струн. Так что вооружайтесь тюнером – проделать эти итерации придётся далеко не один, не два и скорее всего не пять раз . Сперва настраиваем струны в нужный строй. Струны будут тянуть за собой машинку. Если машинка наклонена к грифу – затягиваем два винта перекладины, за которую зацеплены пружины машинки, если от грифа – ослабляем. И так до тех пор, пока машинка не займёт плоское положение при нужном строе. Важный момент – не выводите пружинами машинку до плоского состояния. Дело в том, что, когда вы, например, затягиваете пружины машинки, она подаётся в корпус и натягивает струны. Затем вам понадобится ослабить струны, чтобы они встали в строй, струны будут слабее тянуть машинку, и она уйдёт вглубь корпуса, теперь пружины придётся ослаблять. Поэтому всегда оставляйте небольшой запас – так можно значительно сэкономить время настройки.

Когда, спустя кучу нервов, вы наконец добьётесь нужного положения, слегка передохните и отведите душу, ведь в дальнейшем эту регулировку мы будем как минимум дважды сбивать и делать заново. Не торопитесь, я подожду…

Готовы? Дальше необходимо проверить и отрегулировать анкер. Методика стандартная – зажимаем 6 струну на 1 ладу и в месте соединения с корпусом – обычно это лад так 16-17. Затем смотрим, что происходит над 7 ладом. Многие считают, что прогиба быть не должно, и гриф должен быть прямым. Я лично придерживаюсь необходимости небольшого (в районе 0,2мм над 7 ладом) прогиба. К этому я пришёл экспериментально, попробовав выставлять разный прогиб и сравнивания ощущения при игре. Для проверки прогиба удобно пользоваться набором автомобильных щупов. Может случиться так, что регулировка анкера и не потребуется. Если так – тогда вам повезло, и можете безболезненно переходить к следующему шагу. Если потребовалась – тогда изменится натяжение струн, и придётся ещё несколько раз подстраивать струны, но, по сравнению с изначальной настройкой, это ерунда.

Затем нужно настроить мензуру. Для этого нам необходимо перемещать седло струны к грифу или от грифа, но ввиду отсутствия регулировочного винта на Floyd-Rose для этого придётся ослабить струну. Согласитесь, разработчики этой машинки не отличались человеколюбием! Но что поделать, глаза боятся, а руки делают. Берём старый знакомый тюнер, настраиваем струну в нужную ноту и проверяем эту ноту на 12 ладу той же струны. Совпадает? Отлично. Нет? Значит, надо регулировать.

Хочется, чтобы вы не просто знали, что куда крутить, но и поняли, почему. Как многие уже знают (особенно те, кто читал мои ранние статьи), гитара перебирает ноты путём изменения длины её струн. Каждый следующий ладовый порожек изменяет высоту на полтона. Более короткая струна (или её часть) при том же натяжении звучит выше, более длинная – ниже. Кратные длины струн имеют интервал между своими нотами в октаву. Смысл регулировки мензуры заключается в том, чтобы общая длина струны соответствовала тому, как лады делят её на отрезки. Поэтому, чтобы на 12 ладу струна звучала ровно на одну октаву выше, она должна быть ровно в 2 раза короче, нежели открытая. Когда мензура слишком короткая, отрезок струны после 12 лада оказывается короче, поэтому и звучит выше, говорят «струна высит». Если же мензура слишком длинная, то этот отрезок короче, «струна низит». Пытливый ум может спросить – «а почему на гитарах обычно разные струны имеют разную регулировку мензуры, ведь лады перпендикулярны, а в верхнем порожке все струны закреплены одинаково?». Если вы задались этим вопросом – это отличный знак. Дело в том, что хоть визуально струны и закрепляются в одном месте, но на самом деле в пределах порожка (причём, как сверху, так и снизу) имеют разные точки опоры, а значит – разную длину. Это происходит потому, что при выходе из порожка струны имеют разный угол, отчего и происходит смещение точек опор. Для компенсации этого смещения как раз и существует регулировка мензуры каждой струны отдельно. Теперь, когда вы осознали эти факты, вам больше никогда не придётся спрашивать у поисковика, в какую сторону крутить регулировочные винты. Круто, не так ли?

Собственно, когда вы поставили струне диагноз, осталось лишь подвинуть её в нужном направлении. Ослабляем струну, ослабляем (как правило, с помощью шестигранного ключа) винт, крепящий седло, и смещаем в нужную сторону. Делать это придётся усилиями рук – для этого и ослабляется струна. Затягиваем винт, натягиваем струну, поправляем весь строй и проверяем. Промазали – повторили операцию заново. Попали – переходите к следующей струне. Всё. Теперь осталось лишь отрегулировать высоту струн. Делается это путём закручивания или выкручивания двух винтов-стоек машинки. Выставляем нужные высоты струн, снова поправляем строй (по традиции, скорее всего – несколько раз). Когда вам покажется, что строй на месте – сделайте несколько бендов на каждой струне и отрегулируйте ещё разок. Всё. Теперь гитара почти готова к игре.

Почему «почти»? Потому что теперь осталось лишь закрыть крышку пружин и играть на гитаре. Да, у нас есть ещё топ-лок и неоткушенные концы струн. Я настоятельно рекомендую несколько дней поиграть на гитаре без затянутого топ-лока, после чего вновь подкорректировать строй колками. И уже тогда, когда струны окончательно улягутся и вытянут все микролюфты витков и сёдел, можно затянуть зажимы топ-лока и откусить лишнее от струн. Обратите внимание – всегда откусывайте струны в самую последнюю очередь. В моей практике (это была вторая или третья моя замена струн в жизни) был случай, когда я откусил струны сразу, как установил и натянул в строй. Но так случилось, что мне понадобилось поменять звукосниматель, и когда я вновь поставил те же струны, первая струна всегда вылетала из отверстия колка – её длины не хватало, чтобы следующие витки зажали её в колке. Пришлось вновь идти в магазин за струной. Чтобы такая неприятная ситуация не случилась с вами, откусывайте струны только тогда, когда ваша гитара полностью работоспособна и отстроена. Ну, или не откусывайте совсем – ведь это рок-н-ролл!

Вот, собственно, и вся процедура замены струн на гитарах с Floyd-Rose. Да, пусть немного муторно, но для любителя адских гитарных соло эта машинка – то, что нужно. Её необходимо лишь приручить, и я в подробностях рассказал, как это сделать. Если было полезно или, хотя бы, интересно – ставьте лайк, есть что добавить или спросить – пишите комментарии и, конечно, не забудьте подписаться на канал, ведь впереди ещё очень много интересного!

Источник

Читайте также:  Где зимуют зяблики ноты
Оцените статью