Тревожная минута майкапара ноты

С.Майкапар — Ноты

Произведения композитора Самуила Майкапара


С.Майкапар
Бирюльки
маленькие пьесы для фортепиано 1 и 2 части
Азербайджанское Государственное музыкальное издательство, 1962г.

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты


Педагогический репертуар детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.28
Бирюльки
(Избранные)
маленькие пьесы для фортепиано
«МУЗГИЗ», 1961г.
номер 22562

См. сборник выше.


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.8
Маленькие новелетты
для фортепиано
«Советский композитор», 1962г.
номер с2312к

1. Токкатина
2. Мелодия
3. Свирель
4. Маленькая сказка
5. В кузнице
6. Колыбельная
7. Ариэтта
8. Листок из альбома
9. Вальс
10. Ноктюрн
11. Фугетта
12. Танец марионеток
13. Скерцино
14. Маленькие вариации на русскую тему
15. Итальянская серенада
16. Романс
17. Грустное настроение
18. Русалка. Маленький этюд

Скачать ноты


Билиотека юного пианиста
III — VI классы детской музыкальной школы
С.Майкапар Соч.33
Миниатюры
для фортепиано
«Советский композитор», 1963г.
номер с3449к

1. Вальс
2. «Раздумье»
3. Гавот
4. «У моря ночью» (этюд)
5. Мазурка
6. Тарантелла
7. «Дальняя дорога»
8. «Бабочка» (этюд)
9. «Призывная песня»
10. «В тумане»
11. «Дружная работа»
12. «Росинки»
13. «Тихое утро»
14. «Страшный рассказ»
15. «Конница идет»
16. Маленькая прелюдия
17. Песенка
18. «Бурный поток» (этюд)
19. «Звездная ночь»
20. «Рассказ моряка» (баллада)
21. «Эолова арфа» (этюд)
22. Элегия
23. «Веселая игра»
24. «Драматический отрывок»

Смотреть, слушать на Ютубе

Скачать ноты Op.33

Спасибо Александру за сборник!

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ

МАЙКАПАР Самуил Моисеевич (18. XII. 1867, Херсон — 8. V. 1938, Ленинград)—советский композитор и педагог. Окончил Петербургскую консерваторию по фортепиано у В. Чези и по композиции у Н. Соловьева. Среди его произведений: инструментальные и фортепианные пьесы для детей и юношества; романсы; книги о музыке.
Предлагаемые пьесы взяты из сборников «Миниатюры», соч. 33, и «Бирюльки», соч. 26.

Источник

Самуил Майкапар. Тревожная минута, Раздумье

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Самуил Майкапар. «Тревожная минута», «Раздумье»

1-е занятие

Программное содержание. Обогащать представления детей о разных чувствах, существующих в жизни и выраженных в музыке.

Самуил Майкапар родился более ста пятидесяти лет назад. В семье дети – Самуил и его четыре сестры, с детства занимались музыкой. Его мама очень хорошо играла на рояле. Занятия музыкой у мальчика начались с шести лет, а с девяти лет Майкапар принимал участие в концертах.

Когда он подрос, то поступил учиться в Петербургскую консерваторию. Стал писать, сочинять музыку, в том числе и для детей. Очень известен его детский фортепианный цикл «Бирюльки». Вслушайтесь в само звучание этого слова – оно ласковое, нежное, музыкальное.

Давным-давно «Бирюльки» — была любимая игра детворы. На стол высыпались кучкой очень маленькие вещички: чашечки, кувшинчики, половнички и другие предметы домашней утвари. Бирюльки из кучки нужно было достать маленьким крючком, одну за другой, не пошевелив остальные.

П е д а г о г. Послушайте две пьесы композитора С. Майкапара. Они называются «Тревожная минута» и «Раздумье». Какой характер этих пьес, похожи ли они между собой? (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Нет, не похожи. Первая быстрая, грустная, а вторая тоже немного грустная, но спокойная.

П е д а г о г. Да, пьесы не похожи одна на другую, хотя обе выражают грустное настроение. Грусть эта разная. Первая пьеса грустная и встревоженная, беспокойная, а во второй слышится светлая грусть, музыка задумчивая, сосредоточенная. (Исполняет фрагменты.) Когда человек волнуется, беспокоится о чём-то, ему не сидится на месте, хочется двигаться, его сердце начинает биться быстрее, одна и та же мысль не даёт покоя. Так и в этой музыке (исполняет фрагмент пьесы «Тревожная минута») быстро мелькают короткие отрывки мелодии, выражая чувство тревоги, беспокойства.

А в пьесе «Раздумье» какая мелодия? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Плавная.

П е д а г о г. Послушайте обе пьесы ещё раз. (Исполняет их.) Вот как по-разному может звучать в музыке грустное настроение. Так же и в жизни, бывает светлая грусть и встревоженная, и грусть-скорбь.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, создающие образ, интонации музыки, близкие речевым.

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара. Они разные по содержанию, по выраженным в них переживаниям. (Исполняет фрагменты, дети вспоминают названия пьес.)

Как вы думаете, почему эти пьесы называются именно так? (Исполняет фрагменты.)

Д е т и. Первая пьеса тревожная, быстрая, а вторая спокойная, задумчивая.

П е д а г о г. Да, в пьесе «Тревожная минута» мелодия прерывистая, не плавная, состоит из коротких интонаций, двух звуков (исполняет фрагмент мелодии). Они направлены то вниз и звучат жалобно (исполняет первые два звука мелодии), то вверх, и тогда звучат неуверенно, беспокойно, вопросительно (исполняет фрагмент мелодии). Эти интонации мелодии, то жалобные, то вопросительные, чередуются и создают встревоженный, грустно-вопросительный характер музыки. Аккомпанемент тоже состоит из мелькающих двух звуков, которые вторят мелодии. Он тоже звучит трепетно, встревоженно. (Исполняет фрагмент аккомпанемента.)

А почему композитор назвал вторую пьесу «Раздумье»?

Д е т и. Пьеса задумчивая.

П е д а г о г. Да, в ней выражено настроение грустного раздумья, размышления. Она сосредоточенная, неторопливая. Интонации музыки и интонации речи похожи. Когда человек о чём-то вслух размышляет, он говорит медленно, тихо, неторопливо, а когда он взволнован, речь его быстрая, часто прерывается остановками. Так же и в музыке тревожный или задумчивый характер создаётся разными интонациями. В первой пьесе эти интонации жалобные, взволнованные, беспокойная мысль тревожит человека. Вторая пьеса неторопливая, размеренная, как и спокойная речь. (Исполняет обе пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать форму музыкальных произведений, слышать кульминации.

П е д а г о г. Вспомните, когда вы слушаете сказку, то в ней всегда есть самое захватывающее место, где её героев ожидают самые сильные переживания. Это кульминация сказки. После неё наступает развязка: в сказке обычно побеждает добро.

Но не всегда — бывают и грустные сказки. Так же и в музыке. Если вы прислушаетесь, вы поймёте, о чём она рассказывает, ведь в ней меняется настроение, повествуется о разных переживаниях, только не словами, а звуками. Послушайте внимательно пьесу С. Майкапара «Тревожная минута» и скажите, меняется ли настроение музыки. (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. В середине музыка звучит громче, тревожнее.

П е д а г о г. Да, первая и последняя части пьесы выражают настроение взволнованное, жалобное, тревожное. Музыка тихая и трепетная, мелодия прерывистая… А в средней части музыка становится настойчивой, ещё более беспокойной, громкой.

Здесь находится кульминация пьесы — самое напряжённое звучание — настойчивый взволнованный вопрос (исполняет фрагмент). Музыка замедляется и даже совсем останавливается, звучит громко, напряжённо. (Исполняет фрагмент.) Третья часть пьесы похожа на первую, но она короче. А как заканчивается пьеса? (Исполняет последние шесть тактов.)

Д е т и. Страшновато, таинственно.

П е д а г о г. Да, мрачные, низкие, отрывистые звуки говорят нам о том, что тревога не прошла. (Исполняет пьесу целиком.)

А в пьесе «Раздумье» характер музыки меняется? Сколько в ней частей? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В начале и в конце музыка спокойная, а в середине звучит настойчивее, громче. В пьесе три части.

П е д а г о г. Правильно, первая часть спокойная, задумчивая, немного грустная. Прислушайтесь, мелодия повторяется дважды. Второй раз она звучит немного по-другому, тише, вкрадчивее, робко (исполняет фрагмент). В средней части музыка звучит громче, настойчивее, с волнением. В этой пьесе тоже есть кульминация. Но не всегда она бывает громкой. Она бывает и тихой, как эта. Музыка вдруг поникает, звучит с сожалением, грустно замирает на одном звуке. (Исполняет фрагмент.) После кульминации возвращается мелодия первой части. Но как она теперь звучит? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Тихо, отрывисто.

П е д а г о г. Музыка стала похожа на грёзу, мечту, звучит зыбко, нежно. (Исполняет фрагмент.) А как заканчивается пьеса? (Исполняет фрагмент.)

Д е т и. Спокойно и печально.

П е д а г о г. Вот так: по-разному может быть передано грустное настроение, с тревогой или как грустное раздумье. (Исполняет пьесы.)

Презентация:

В комплекте:
1. Презентация — 6 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Майкапар. Тревожная минута
Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Источник

«Бирюльки» (Майкпар) — ноты для фортепиано

На этой странице вы сможете скачать ноты сборника детских пьес для фортепиано «Бирюльки».

1. В садике
2. Сиротка
3. Пастушок
4. Осенью
5. Вальс.
6. Тревожная минута
7. Полька
8. Мимолётное видение
9. Маленький командир
10. Сказочка
11. Менуэт
12. Мотылёк
13. Музыкальная шкатулочка
14. Похоронный марш
15. Колыбельная
16. Песня моряков
17. Легенда
18. Прелюдия и фугетта
19. Эхо в горах
20. Гавот
21. Весною
22. Семимильные сапоги
23. На катке
24. Облака плывут
25. Романс
26. Всадник в лесу

Еще ноты этого композитора (исполнителя)

Разбора цикла «Бирюльки» или уроки от Самуила Майкапара

Иногда Майкапара несправедливо упрекают за вторичность его музыкальной речи, отсутствие собственного стиля. Однако при условии глубокого изучения проблемы становится очевидным, что задача детской педагогики – введение в мир взрослой музыки, усвоение уже сложившихся стилей и связанных с ними фортепианных техник. С другой стороны, Майкапар, как и композиторы его окружения, – а среди них Александр Гречанинов, Сергей Танеев, – исповедовал традиционные взгляды на развитие музыкального искусства, черпая вдохновение в творчестве великих мастеров. Романтическое мировосприятие, присущее этим музыкантам, словно матрица, определяло природу их художественных образов.

В общем, самым популярным произведением Самуила Майкпара среди педагогов является фортепианный цикл «Бирюльки», ор. 28. Композитор написал его в зрелом возрасте (59!) по заказу Ленинградского издательства «Тритон» в 1925-1926 годах (см.: Вольман Б. Самуил Моисеевич Майкапар. Очерк жизни и творчества. – Л., 1963. – 72 с.).

Цикл вобрал лучшие черты стиля автора и отразил многие его творческие и педагогические постулаты.

Во-первых, Майкапар предоставил циклу четкую структуру: пьесы написаны во всех тональностях до шести знаков включительно, по квинтовому кругу. Они объединены в тетради по четыре миниатюры, причем каждая тетрадь посвящена конкретному ребенку. Эти посвящения есть в прижизненном издании «Бирюлек», а также издании 2015 года, осуществленном по инициативе внука Самуила Майкапара Александра Майкапара в серии «Антология приведений «(см.: Майкапар С. М. «Бирюльки», ор. 28. — Челябинск, 2015. — 59 с.). Кто эти так уважительно упомянутые в нотах Гарик Русинковский, Катя Тотеш, Галочка Грубер, которым выпало счастье общаться с мудрым и талантливым человеком?

Логика движения по квинтовому кругу определяет наличие контраста между соседними пьесами. Майкапар мастерски использует для этого выразительные возможности рояля, в частности его регистровые краски. Сравните, например, три пьесы из четвертой тетради: «Музыкальная шкатулка» – в очень высоком регистре, со стеклянным звуком, механическим ритмом, – красивая, но неживая игрушка, – меняется «Похоронным маршем», который звучит печально, в низком регистре, в параллельном движении голосов. После этих двух пьес появляется душевная и гармоничная «Колыбельная», как островок – посередине клавиатуры: ее безмятежность и спокойствие воспринимаются теперь ярче. Обращая внимание на расположение пьес в цикле, внук композитора, Александр Майкапар, пишет(см.: Майкапар А. Самуил Майкапар и его цикл «Бирюльки». – Челябинск, 2015. – С. 4-8).:

«Появление каждой последующей звучит как сюрприз, а не как диссонанс. Эта особенность опять-таки заставляет вспомнить Инвенции и Симфонии Баха, в которых каждая пьеса является одновременно и самостоятельным произведением, и звеном цепи»

Во-вторых, «Бирюльки», как и другие циклы автора, написаны для детей разного возраста, или, как говорил Майкапар, разных степеней. Причем «взросление» музыки проходит как бы в два этапа. Шаг за шагом меняется тон автора, все серьезнее становятся темы, а музыкальные краски изобретательнее.

С какой любовью Майкапар — композитор делится с младшими собратьями по искусству драгоценными «гармоничными сокровищами»! Малый вводный септаккорд, словно подарок, сияет блестящими гранями в «Легенде». В первой главе он появляется и в вертикали, и как рецитация; в репризе — это уже изысканная звукопись в высоком регистре, имитациях мотивов, и, растворяясь в вышине, звучит та самая гармония.

В-третьих, характерная черта «Бирюлек» — стилевые аллюзии, которые превращают знакомство с музыкой в увлекательную игру. Как основательно эрудированный в сфере европейской музыкальной литературы музыкант, который переиграл в детстве и юности невероятное количество камерных, оперных и фортепианных сочинений, автор тонко намекает в своих пьесах на разнообразные стили, почерки других композиторов и «вкусные» детали. Распознавать эти знаки и для взрослого музыканта является большим удовольствием. Да, точно выдержанная старинная двухчастная форма Польки отсылает нас к образцам барочных танцев. В «Легенде» альтерация неустойчивых ступеней (II# IV# VI#), «художественные» гаммы вызывают в памяти мелодии Петра Чайковского, а увеличенное трезвучие (такт 23) «пронизывает» схожестью ситуации слома событий в Первой балладе Фридерика Шопена (такт 59). В Романсе оживают ароматы пьесы Эдварда Грига «весной» и декламационные взлеты Роберта Шумана. Интеллектуальный конструктивизм музыки XX века, присущий, в частности, стилю Белы Бартока, распознается в «семимильных сапогах».

Несомненным преимуществом частей «Бирюлек», предназначенных для детей старшего возраста, является высокая духовность художественных образов, выбор понятных и интересных тем. Иногда именно тональность, ее топография определяют содержание миниатюры. Так случилось с пьесой «облака плывут». Звуки ее основной тональности b-moll почти все содержащиеся на черных клавишах, а тональности доминанты F-dur – на белых. И этот контраст «белых» и «черных» аккордов композитор превратил в настоящее противостояние образов. С одной стороны – тяжесть и потрясающая сила облаков, которые будто утюжат землю (такты 1-6); с другой – смелое тональное движение (цепь отклонений в f-moll, as-moll, a — moll, такты 7-11), руки раскинуты по всей клавиатуре, появление «белых» – светлых аккордов на белых клавишах (такты 12-15), которых преодолевают тритоны и уменьшенные трезвучия (такты 16-19). И вся эта непростая борьба разворачивается в пределах piano и pianissimo – шепотом! Складывается впечатление, что композитор говорит со слушателем эзоповым языком.

Последняя пьеса цикла – баллада «Всадник в лесу» написана в тональности es-moll, что довольно редко встречается в детской фортепианной литературе. А во «взрослой» музыке эта тональность ассоциируется с темой страдания (И.С. Бах. Прелюдия и фуга из первого тома Хорошо темперированного клавира), с невозможностью преодоления лирическим героем рока (Ф. Шопен. Полонез № 2). Еще одна ассоциация – по жанру – с балладой Франца Шуберта «Лесной царь», где история заканчивается смертью ребенка.

Иначе – у Майкапара. Его герой — бесстрашный рыцарь, преодолевающий все препятствия. Название пьесы точно указывает на два основных образа. Вот всадник стремительно мчится лесом – старым, неподвижным, с мощными, покрытыми мхом деревьями, ветвями; его очертания едва можно различить в окружающих зарослях. Характер образа определяет пунктирный ритм, мелодия построена на трезвучии, логика гармонического развития ясна. Но появляются невозмутимые аккорды. Как будто на пути всадника неожиданно встают ряды вековых деревьев. Почти в каждом такте – новые тональности: Ces, D, F, d, B, as, des, ges. Они возникают неумолимо, как непреодолимые препятствия. Хроматический сдвиг гармоний – ползучие корни, что мешают двигаться. Долго продолжается эта борьба, но всадник побеждает и исчезает вдали!

Круг важнейших тем очерчен, цикл завершен, но жизнь продолжается. Поэтому последний пассаж произведения такой стремительный и прямой, похожий на стрелу. Он направлен в будущее. Автор ставит в конце не одну точку, а три. Не случайно Самуил Майкапар завершает цикл этой пронзительной нотой преодоления времени. Отдавая должное совсем юным исполнителям и создав для них маленькие шедевры, композитор, обращаясь к более взрослым детям, говорит с ними «на равных». Он касается значимых для них тем в исповеди Фугетты, истории любви Романса, борьбе добра и зла «Облаков», победе рыцарского духа «Всадника».

Пролистав лишь некоторые страницы известного цикла фортепианных пьес «Бирюльки», мы окунулись в удивительный, чрезвычайно наполнен мир самого автора, Самуила Моисеевича Майкапара. (Полный обзор пьес цикла подан в путеводителе автора этих строк: Матлашевская Е. М. Самуил Майкапар. Цикл пьес для детей «Бирюльки», ор. 28: Путеводитель. – Снегиревка Николаевской обл., 2016. – 40 с.) За сказочными и романтичными образами мы легко узнаем настройки его души – возвышенный дух рыцарства, служения искусству.

Посвятив «Бирюльки» детской и не только аудитории, Майкапар мастерски соединил серьезность и шутку, сердечность и живописность, глубину, обобщенность. «Бирюльки» относятся к лучшим образцам детской фортепианной литературы.

Источник

Оцените статью