Три аккорда как называются

Три блатных аккорда на гитаре

Здравствуйте! Тема данной статьи — разобрать, что такое «три блатных аккорда» на гитаре, почему они так называются, что это за аккорды и как их ставить. Если Вы уже знаете, что такое аккорды, то хорошо, если нет, то советую сначала изучить 🙂 Итак, поговорим о блатных аккордах.

Во-первых, хочу сразу открыть Вам завесу тайны и назвать их.

Три блатных аккорда — это тройка аккордов:

Эти представленные аккорды Am, Dm, E и называются блатными. Почему так? Честно говоря, реального и полного ответа на этот вопрос мы вряд ли услышим, есть только предположения. Дело в том, что на этих трех аккордах можно сыграть очень много песен. Большинство из них подходят к армейским, дворовым, тюремным (!) песням. Часто бывает так, что человек умеет играть только эти аккорды — но при этом знает очень много песен и частушек. Потому эти аккорды и называются «блатными» — на них просто играют самые «блатные» парни (это, конечно же, сарказм).

Надеюсь, теперь Вам понятно, что же это за три блатных аккорда на гитаре. Впрочем, данное понятие все больше устаревает — оно было намного более популярным в начале 2000-ых годов, сейчас редко можно встретить, чтобы гитаристы называли аккорды Am, Dm, E блатными.

Следующие для изучения аккорды:

Источник

Что такое тональность? Три основных аккорда тональности.

Если кто-то ещё не знает, сообщаю – звуков в музыке всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

На каждом из этих семи звуков можно построить аккорд (мажорный, минорный или септаккорд) и он будет называться по тому звуку, от которого построен . На звуке до – будет аккорд до, а на звуке фа – аккорд фа.

Какой из семи звуков и аккорд главный, определяется тональностью. Например, если тональность до-мажор – главный аккорд до-мажор. Если тональность ля-минор, то главный аккорд ля-минор.

Главный аккорд в тональности называется тоника. Он первый с него начинается тональность, то есть аккорд первой ступени. Далее аккорды по порядку второй ступени, третьей и так далее, всего семь.

Не все аккорды равнозначны. Основные аккорды расположены на первой, четвертой и пятой ступенях и имеют свои дополнительные названия. Как уже говорилось, аккорд первой ступени – тоника. Аккорд построенный на четвертой ступени называется субдоминанта. А на пятой ступени строится аккорд – доминанта.

Основные аккорды в каждой тональности свои. Найти их можно, посчитав от первого по порядку:

A B C D E F G A B C D

Если тональность C (до-мажор) основные аккорды – C, F, G. В тональности D (ре-мажор) – D, G, A. И так же от всех звуков.

Если тональность мажорная, то и основные аккорды в ней мажорные.

В минорной тональности – тоника и субдоминанта (аккорды первой и четвертой ступени) минорные, а доминанта – бывает и минорной и мажорной.

Итак подытожим аккорды первой, четвертой и пятой ступени тоника, субдоминанта и доминанта – это и есть те самые знаменитые три аккорда, на которых играются простые песни под гитару.

Другие статьи по теме:

  • Теория музыки для чайников.
  • Как подобрать аккорды, если знаешь мелодию?
  • Ноты учить необязательно.
  • Гитарный «бой»
  • Как называются аккорды
  • Каким «боем» играть? Разбор песни

Источник

Три блатных аккорда на гитаре

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 30.07.2015 · Обновлено 30.11.2015

Основным багажом аккордов любого дворового гитариста являются так называемые «блатные аккорды» Am (Ля-минор), Dm (Ре-минор) и E (Ми-мажор) (в народе их ещё называют «три блатных аккорда»). Связка этих аккордов имеет характерное, лихое звучание и лично у меня ассоциируется с суровыми пацанами во дворе, армейкой и лихими девяностыми. А вообще такие аккорды отлично подходят для начинающего гитариста, так как они находятся в открытой позиции и следовательно очень просты в исполнении. Если вы хотите понять как работает вся аккордовая система, то рекомендую см. система CAGED.

Пояснения к аппликатурам

Струны от 1 по 6 расположены слева на право (от самой тонкой, до самой толстой). Римские цифры (I, IV и так далее), обозначают номера ладов на гитаре. Арабские цифры (1, 2 и так далее) в кружках, обозначают каким пальцами нужно прижимать струны. Подробнее см. обозначение пальцев, ладов и струн на гитаре.

  1. Указательный палец.
  2. Средний палец.
  3. Безымянный палец.
  4. Мизинец.

Аппликатуры трёх блатных аккордов

Аппликатура аккорда Am (Ля-минор):

  • 6-я струна не звучит
  • 5-я струна открытая
  • Зажимаем 4-ю струну средним пальцем на на 2-м ладу
  • Зажимаем 3-ю струну безымянным пальцем на 2-м ладу
  • Зажимаем 2-ю струну указательным пальцем на 1-м ладу
  • 1-я струна открытая

Аппликатура аккорда Dm (Ре-минор):

  • 6-я струна не звучит
  • 5 и 4 струны открытые
  • Зажимаем 3-ю струну средним пальцем на 2-м ладу
  • Зажимаем 2-ю струну безымянным пальцем на 3-м ладу
  • Зажимаем 1-ю струну указательным пальцем на 1-м ладу

Аппликатура аккорда E (Ми-мажор):

  • 6-я струна открытая
  • Зажимаем 5-ю струну средним пальцем на 2-м ладу
  • Зажимаем 4-ю струну безымянным пальцем на 2-м ладу
  • Зажимаем 3-ю струну указательным пальцем на 1-м ладу
  • 2 и 1 струны открытые

Источник

Блатной бой и «Три блатных» аккорда. Подробные схемы и описание.

Описание боя – вступительная часть

Блатной бой и блатные аккорды – это легендарные термины, которые знают даже те, кто не знаком с искусством гитарной игры. Они уже давно стали синонимом низкого уровня мастерства и бедного композиторского навыка, однако, на деле это совсем не так. Для любого новичка нет ничего лучше, чем сначала освоить три блатных аккорда, а также блатной бой на гитаре – и уже от этого отталкиваться в повышении своих навыков. Эта статья полностью посвящена данному вопросу – в ней вы найдете схемы нескольких блатных боев, а также трезвучий, которые помогут вам войти в гитарную игру без каких-либо проблем.

Как играть блатной бой

Как и с любыми другими видами боев на гитаре, существует несколько вариаций блатного штриха – они схожи между собой в целом, однако имеют отдельные частные отличия, которые стоит знать. Это поможет не только исполнять чужие песни, но и значительно разнообразит ваш собственный музыкальный словарь.

Стоит сказать о том, что по своей сути блатной бой представляет из себя смесь перебора и обычного штриха, и проще всего играется пальцами. Поэтому стоит также обратить внимание на то, как правильно зажимать аккорды – чтобы во время игры ничего не дребезжало и не гудело.

Схема 1

Это – классический вариант блатного боя. Именно на нем сыграна большая часть известнейших тюремных песен, аккорды для которых можно найти в интернете. Его схема выглядит таким образом:

Бас на пятой – вниз с глушением – бас на шестой – вверх-вниз с глушением.

И так далее. Стоит сказать о том, что басовые ноты меняются в зависимости от аккорда, и опускаются вниз или вверх по струне. Например, если играть, таким образом, трезвучие Dm, то басовыми нотами станут не пятая и шестая струны, а четвертая и пятая – и за этим стоит следить, чтобы соблюдать гармонию.

Схема 2

Еще один вариант блатного боя, который часто применяется в различных композициях. Он весьма схож с первым вариантом, однако имеет небольшие отличия в своей ритмическом составляющей. По своей манере игры он крайне схож с музыкой «кантри» — именно там присутствует такой характерный отрывистый бас, идущий в интервал и обыгрывающий аккорды. Схема выглядит очень просто:

Бас основной – вниз с глушением – бас дополнительный – вниз с глушением.

Благодаря этому появляется знакомая танцевальная пульсация, которая характерная для львиной доли песен, сыгранных в жанре тюремного шансона. Стоит также сказать о том, что басовые струны меняются в зависимости от аккорда – и следует в этом отношении быть внимательным.

Схема 3

Помимо того, что данный штрих относится к блатному бою, его еще называют «Боем Высоцкого», потому что именно в такой манере артист исполнял свои песни. Он выглядит сложнее, чем два предыдущих, и для его освоения понадобится какое-то время. Схема имеет такой вид:

Бас на пятой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх – бас на шестой – вниз с глушением – вверх – вниз – вверх.

И еще раз стоит отметить, что басовые ноты меняются в зависимости от взятого вами аккорда – так что в этом вопросе надо быть внимательнее.

Три блатных аккорда – практика игры блатным боем

Кроме этого, существуют три так называемых блатных аккорда, которые наиболее часто используются в построении композиций шансон песен. Это аккорды Am, Dm и E . На самом деле, такой выбор трезвучий произошел не, потому что данные формы играть легче, а потому что они представляют из себя классическую блюзовую последовательность I – IV – V – и пошли еще со времен первого появления американской музыки. В тональности Am, в которой чаще всего и пишутся композиции тюремного шансона, Am является тоникой – или первой ступенью; Dm – субдоминантой – или четвертой ступенью; а E – это доминанта, или пятая ступень от тоники.

По сути, если бы блатные песни игрались в другой тональности, то блатным аккордом мог бы быть и F, и C, и очень много других. Кроме того, в таких условиях вы можете комбинировать их порядок абсолютно как угодно – и мелодия все равно будет звучать хорошо.

Исходя из специфики блатного боя, стоит сказать о том, как 3 блатных аккорда обыгрываются внутри всех трех схем. Кроме того, эта информация и общие правила помогут вам при игре собственным придуманным перебором.

— В аккорде Am и E в виде баса чаще всего играются пятая и шестая струны, и лишь иногда затрагивается четвертая. При этом этого никогда не происходит в E, поскольку четвертая струна относится уже к текстуре и голосу самого трезвучия.

— В аккорде Dm обычно проигрывают четвертую и пятую струну, и никогда не задействуют третью и шестую. Опять же, речь идет о классическом блатном бое, в своих собственных переборах вы можете придумывать то, что хотите.

Песни блатным боем

Ниже представлен список песен, с помощью которого вы сможете закрепить информацию и отработать полученные знания на практике.

  1. Петлюра — Голуби летят над нашей зоной
  2. Мурка
  3. А. Розенбаум — Гоп-стоп
  4. А. Розенбаум — «Утиная охота»
  5. Гарик Сукачев — «Моя бабушка курит трубку»
  6. М. Круг — «Девочка-пай»

Источник

«Три аккорда» наших юных лет

Классе примерно в седьмом (а иногда даже раньше) половина мальчишек нашего класса начала заболевать заразной и трудно излечимой болезнью — игрой на гитаре. Естественно, возникла доморощенная группа под названием ВИА «Пилигримы», для которой я в меру своих поэтических дарований временами пописывал тексты песен. Фронтмен этой группы, Женя Т., по старой дружбе преподал мне первые уроки игры на гитаре.

До этого мои познания в музыке ограничивались школьными уроками пения. Я твёрдо знал, что для извлечения музыки нужно в определённой последовательности извлекать на инструменте определённые звуки, которые называются мелодией, и которые записываются на пяти линиях нотного стана кружочками, палочками и хвостиками.

Первые же уроки игры на гитаре показали мне, что я чего-то недопонимаю. Левой рукой гитаристы прижимали к грифу сразу несколько струн, изображая пальцами замысловатые конфигурации, а правой лупили по всем струнам сразу, извлекая не одну ноту, а одновременно шесть. Так в мою жизнь вошло волшебное слово «аккорд».

Так как моё музыкальное самообразование и собственные изыскания в этой области закончились довольно рано, глубинная сущность аккорда для меня до сих пор остаётся загадкой. Знаю только, что несколько одновременно звучащих нот обладают такой трудно формализуемой сущностью как «тональность», и такой же сущностью обладает человеческий голос, выпевающий определённую музыкальную фразу. Когда тональность голоса совпадает с тональностью последовательно звучащих аккордов, это называется «аккомпанемент» :

Попытки «поверить алгеброй гармонию», то есть найти волшебную формулу, по которой из нотной записи песни можно получить разбивку на аккорды, успехом не увенчались. Правда, я не очень сильно старался. Поскольку собственные песни я не сочинял, а для всех существующих песен можно было узнать уже готовые аккорды, проблема была не слишком актуальной.

Более насущной была проблема «распальцовки», или, говоря по научному, «табулатуры». Извлекая из инструмента аккорд, гитарист прижимает к грифу определённые струны на определённых ладах, и это обычно изображают в виде схемы, которая называется табулатурой и выглядит примерно так:

Am, A, Dm, E7 — это обозначения аккордов. Для него существует целая система. Первая буква обозначает базовую ноту аккорда (A — ля, В — си-бемоль, H — си, C — до, D — ре, E — ми, F — фа, G — соль; для промежуточных нот используются значки бемоля и диеза). Все остальные буквы и цифры обозначают тип аккорда.

Горизонтальные линии — это струны, они изображены так, как их видит гитарист, глядя на гриф сверху — верхняя, шестая, самая толстая струна на рисунке изображается снизу; а нижняя, самая токая — наоборот, сверху.

Вертикальные линии — это металлические порожки поперёк грифа, к которым прижимаются струны. Когда вы прижимаете струну к порожку, длина её звучащей части сокращается, а поскольку частота колебаний струны зависит от её длины, то прижатая на разных ладах струна воспроизводит различные ноты.

Цифры в нижней части каждой схемы — это номера ладов.

Красные кружочки — места, где пальцы прижимают струну к грифу. Зигзагообразная линия — это указательный палец, который прижимает к порожку все шесть струн сразу, что на музыкальном новоязе называется уродским словом «баррэ».

На первом же занятии Женя Т. сказал мне, что баррэ — одно из самых важных умений гитариста. Научиться ему нелегко, так как струны натянуты туго, и мощи указательного пальца без тренировки хватает ненадолго. Та же самая проблема с нежными кончиками пальцев. Они остаются не совсем функциональными, пока на них не нарастут толстые мозоли.

В среде наших школьных гитаристов-любителей бытовала наивная вера, что табулатуры аккордов, пользуясь своей сверхчеловеческой интуицией, открывают гениальные гитаристы типа Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа — примерно так же, как физики-ядерщики в Дубне открывают новые элементы таблицы Менделеева. Поэтому удел простых смертных — какими-то путями узнавать табулатуры и аккуратно зарисовывать их в специально заведённую тетрадочку.

Табулатуры самых популярных аккордов были известны и распространялись народной молвой. Табулатуры более сложных можно было почерпнуть из англоязычных песенников, где буквенно-цифровые обозначения аккордов часто сопровождались рисунками. Немаловажным источником табулатур была советская англоязычная газета «Moscow News», где частенько публиковались ноты и аккорды зарубежных хитов. Наша школа была специализированной английской, газету «Moscow News» использовали на уроках в качестве учебного пособия, поэтому выписывали её практически все поголовно.

Если же попадался какой-то замороченный аккорд с неизвестной табулатурой типа Am7–5, Женя говорил мне: «не парься, играй Am». Иногда это прокатывало, иногда не очень.

Понятно, что среди гитаристов было распространено своеобразное коллекционирование — в чьей тетрадке было зарисовано больше аккордов. А поскольку я был совсем начинающим гитаристом, и аккордов в моей тетрадке было совсем мало, я понял, что мне нужно изыскивать пути, чтобы припасть к живительным источникам.

В те годы я был отменным ботаном, и с ранних лет придерживался идеологии, которую в явно сформулированном виде услышал только через 30 лет от школьного друга, выпускника МФТИ: «Знание некоторых принципов компенсирует незнание некоторых фактов». У меня возникла богохульная идея разгадать принцип построения табулатур.

Первым делом я нарисовал себе примерно такую артиллерийскую таблицу, где был изображён гриф гитары, и на каждом ладу рядом с каждой струной написана соответствующая нота.

Потом при помощи пуговиц и стержня от шариковой ручки (который изображал баррэ) я стал строить на схеме известные мне аккорды.

Сразу же обнаружилось, что аккорды с одинаковым обозначением, независимо от табулатуры всегда состоят из одних и тех же нот: мажорные (A, B, С, D…) и минорные (Am, Bm, Сm, Dm…) — из трёх, а септаккорды (A7, B7, С7, D7…) — из четырёх. Например, аккорд Am состоял из трёх нот: A+C+E. Первые три ноты септаккорда всегда совпадали с тремя нотами соответствующего мажорного аккорда: например, E = E+Ab+H, E7 = E+Ab+H+D. Кроме того, у однотипных аккордов всегда совпадали интервалы между нотами. Для мажорного аккорда первую и вторую ноту разделяли 4 полутона, а вторую и третью — 3 полутона. Для минорного аккорда соотношение было обратное — 3+4. Для септаккорда — 4+3+3.

Теперь, зная структуру аккорда, я понял глубинную сущность баррэ-э-э-э.

Четырьмя пальцами левой руки можно прижать только четыре струны, но поскольку струн шесть, как минимум две струны остаются неприжатыми. Если повезёт, что эти две струны звучат нотами, входящими в аккорд, никаких проблем не будет. Но везёт не всякий раз.

Например, аккорд Am состоит из трёх нот: A+C+E. Поскольку гитара настроена как E—H—G—D—A—E, то три неприжатые струны (1-я, 5-я и 6-я) звучат подходяще, осталось прижать пальцами 2-ю, 3-ю и 4-ю струны, чтобы получился аккорд Am. Аккорд же Bm состоит из нот B+Db+F, ни одной из этих нот нет на открытых струнах, поэтому для его извлечения приходится делать баррэ на 6-м ладу.

Как и полагается настоящему исследователю, я стал систематически перебирать возможные варианты построения табулатур и к вечеру построил их огромную кучу, так что заветная тетрадочка с аккордами изрядно прибавила в весе.

На следующий день я получил свою порцию заслуженной научной славы. Некоторые табулатуры, которые я построил, оказались неизвестны нашим корифеям, создавая впечатление, что я имею какие-то выходы на небожителей. Естественно, скептики сразу спросили: «А как насчёт Am7–5?», на что я, важно надув щёки, отвечал, что пока не знаю, но в ближайшее время почти наверняка узнаю.

Надо вам сказать, что в нашей двухкомнатной хрущёвке, в спальне родителей, в дальнем углу за папиным письменным столом стояли две высокие стопки с книгами и журналами.

Поскольку папа был врач, то в первой стопке находилась «Малая медицинская энциклопедия» в 20+ томах, чёрно-белая, но с красочными цветными вставками, где были изображены разные интересные вещи — от всяких страшных кожных заболеваний до откровенной расчленёнки. Были там и стереокартинки, к каждому тому прилагались красно-синие очки для их просмотра. Но самым интересным в этой энциклопедии была фонотека — штук 50 небольших виниловых пластинок в конвертах, оформленные в виде альбома, где был богатый набор медицинских звуков — речь человека с сильным заиканием, звук сердца перенёсшего инфаркт пациента, надсадный кашель туберкулёзника и т.д., и т.д. Впрочем, к моему повествованию это никакого отношения не имеет.

Во второй стопке было собрание журналов «Наука и жизнь» за 15 лет. Несмотря на свою профессию, папа очень интересовался техникой и естественными науками, и выписывал «Науку и жизнь» с 1961 года. С конца 1960-х годов я на неё тоже крепко подсел.

«Наука и жизнь», как вы знаете, всегда отличалась крайней всеядностью и разнообразием интересов. Там запросто можно было найти статьи по кулинарии, уходу за животными, изготовлению электронных часов из картона и спичек, математическим головоломкам, истории СССР, философии марксизьма и т.д. Ретроспективным зрением я помнил, что в каком-то замшелом году там была серия статей «Школа игры на шестиструнной гитаре». Табулатур там, естественно, не было. Были старинные русские романсы с нотами, от которых рябило в глазах. Но всё же в одном из номеров я к великой радости своей нашёл обширную расшифровку обозначений аккордов.

Всё оказалось до смешного просто. Цифрой 5 обозначается третий звук аккорда. Am=Am5, но цифру 5 обычно опускают. –5 означает, что третий звук аккорда сдвинут вниз на полтона.

Теперь оставалось только взять свою табличку и построить кучу табулатур на аккорд Am7–5. Но когда я попробовал это сделать, вскрылось неожиданная подстава. Мне не удалось построить ни одной табулатуры, в которой играли бы все шесть струн. На каком ладу ни строй аккорд, обязательно оказывалась хотя бы одна струна, которая была ни к селу, ни к городу.

Например, при попытке построить аккорд без баррэ, на нулевом ладу, лишней оказывалась открытая шестая струна, звучавшая как Е.

Впрочем, в то время я уже знал, как справляться с такими проблемами. Ненужную струну просто глушат, касаясь её пальцем. Если струна верхняя, для этого можно использовать большой палец, для других струн просто сдвигают вверх или вниз один из задействованных пальцев до соприкосновения с «лишней» струной.

На следующий день в школе меня заподозрили в связях с нечистой силой :

За всю свою жизнь я не сыграл ни одной песни, где бы встречался аккорд Am7–5.

В студенческие годы моё увлечение музыкой быстро сошло на нет. Появились новые проблемы и новые интересы, гитара легла на антресоль и пролежала там 30 лет. Через 30 лет жена достала её и отнесла в близлежащую музыкальную школу, которую когда-то давным-давно закончила сама. К этому времени гитара уже изрядно рассохлась и кое-где потрескалась, но взяли её охотно. Видимо, боялись давать в потные ручки начинающих Ричи Блэкморов хорошие (а значит — дорогие) инструменты.

P.S. Полез в интернет, поискал в Гугле по ключу «блатной квадрат».

У нас эти аккорды назывались «частушечными», и под них мы пели всякую малохудожественную дребедень типа

«Обменяли хулигана
На Луиса Корволана,
На какую бы нам б.
Леонида обменять.»

А был ещё «лирический квадрат» («Там, где клё-ё-ё-ён шумии-и-и-т. ») и даже «битловский», на котором с переменным успехом пытались играть многие песни «Битлз».

Источник

Оцените статью