Три аккорда шесть струна мой владыка сатана

Три аккорда. 6 сезон 16+

Три аккорда. Шестой сезон. Выпуск от 14.05.2021

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Шестой сезон шоу о самой душевной музыке начинается! «Три аккорда» — это облеченные в конкурсную форму тематические концерты, где исполнители представляют на суд зрителей собственные интерпретации культовых шлягеров.

Проект охватывает все многообразие жанров отечественной музыки, не скованной рамками поп-, рок-эстрады или классики, но при этом пользующейся огромной народной популярностью. Выпуски шоу посвящены городскому романсу, авторской песне, киношлягерам, творчеству русской эмиграции XX века и др.

Участники шестого сезона: Сергей Пенкин, Елена Максимова, Жан Милимеров, Елена Ваенга, Евгений Дятлов, Аглая Шиловская, Алика Смехова, Дмитрий Колдун, Наталья Громушкина, Александр Добронравов.

Жюри первого выпуска: Александр Новиков, Сергей Трофимов, Любовь Успенская, Александр Розенбаум.

Источник

«Три аккорда» наших юных лет

Классе примерно в седьмом (а иногда даже раньше) половина мальчишек нашего класса начала заболевать заразной и трудно излечимой болезнью — игрой на гитаре. Естественно, возникла доморощенная группа под названием ВИА «Пилигримы», для которой я в меру своих поэтических дарований временами пописывал тексты песен. Фронтмен этой группы, Женя Т., по старой дружбе преподал мне первые уроки игры на гитаре.

До этого мои познания в музыке ограничивались школьными уроками пения. Я твёрдо знал, что для извлечения музыки нужно в определённой последовательности извлекать на инструменте определённые звуки, которые называются мелодией, и которые записываются на пяти линиях нотного стана кружочками, палочками и хвостиками.

Первые же уроки игры на гитаре показали мне, что я чего-то недопонимаю. Левой рукой гитаристы прижимали к грифу сразу несколько струн, изображая пальцами замысловатые конфигурации, а правой лупили по всем струнам сразу, извлекая не одну ноту, а одновременно шесть. Так в мою жизнь вошло волшебное слово «аккорд».

Так как моё музыкальное самообразование и собственные изыскания в этой области закончились довольно рано, глубинная сущность аккорда для меня до сих пор остаётся загадкой. Знаю только, что несколько одновременно звучащих нот обладают такой трудно формализуемой сущностью как «тональность», и такой же сущностью обладает человеческий голос, выпевающий определённую музыкальную фразу. Когда тональность голоса совпадает с тональностью последовательно звучащих аккордов, это называется «аккомпанемент» :

Попытки «поверить алгеброй гармонию», то есть найти волшебную формулу, по которой из нотной записи песни можно получить разбивку на аккорды, успехом не увенчались. Правда, я не очень сильно старался. Поскольку собственные песни я не сочинял, а для всех существующих песен можно было узнать уже готовые аккорды, проблема была не слишком актуальной.

Более насущной была проблема «распальцовки», или, говоря по научному, «табулатуры». Извлекая из инструмента аккорд, гитарист прижимает к грифу определённые струны на определённых ладах, и это обычно изображают в виде схемы, которая называется табулатурой и выглядит примерно так:

Am, A, Dm, E7 — это обозначения аккордов. Для него существует целая система. Первая буква обозначает базовую ноту аккорда (A — ля, В — си-бемоль, H — си, C — до, D — ре, E — ми, F — фа, G — соль; для промежуточных нот используются значки бемоля и диеза). Все остальные буквы и цифры обозначают тип аккорда.

Горизонтальные линии — это струны, они изображены так, как их видит гитарист, глядя на гриф сверху — верхняя, шестая, самая толстая струна на рисунке изображается снизу; а нижняя, самая токая — наоборот, сверху.

Вертикальные линии — это металлические порожки поперёк грифа, к которым прижимаются струны. Когда вы прижимаете струну к порожку, длина её звучащей части сокращается, а поскольку частота колебаний струны зависит от её длины, то прижатая на разных ладах струна воспроизводит различные ноты.

Цифры в нижней части каждой схемы — это номера ладов.

Красные кружочки — места, где пальцы прижимают струну к грифу. Зигзагообразная линия — это указательный палец, который прижимает к порожку все шесть струн сразу, что на музыкальном новоязе называется уродским словом «баррэ».

На первом же занятии Женя Т. сказал мне, что баррэ — одно из самых важных умений гитариста. Научиться ему нелегко, так как струны натянуты туго, и мощи указательного пальца без тренировки хватает ненадолго. Та же самая проблема с нежными кончиками пальцев. Они остаются не совсем функциональными, пока на них не нарастут толстые мозоли.

В среде наших школьных гитаристов-любителей бытовала наивная вера, что табулатуры аккордов, пользуясь своей сверхчеловеческой интуицией, открывают гениальные гитаристы типа Ричи Блэкмора или Джимми Пейджа — примерно так же, как физики-ядерщики в Дубне открывают новые элементы таблицы Менделеева. Поэтому удел простых смертных — какими-то путями узнавать табулатуры и аккуратно зарисовывать их в специально заведённую тетрадочку.

Табулатуры самых популярных аккордов были известны и распространялись народной молвой. Табулатуры более сложных можно было почерпнуть из англоязычных песенников, где буквенно-цифровые обозначения аккордов часто сопровождались рисунками. Немаловажным источником табулатур была советская англоязычная газета «Moscow News», где частенько публиковались ноты и аккорды зарубежных хитов. Наша школа была специализированной английской, газету «Moscow News» использовали на уроках в качестве учебного пособия, поэтому выписывали её практически все поголовно.

Если же попадался какой-то замороченный аккорд с неизвестной табулатурой типа Am7–5, Женя говорил мне: «не парься, играй Am». Иногда это прокатывало, иногда не очень.

Понятно, что среди гитаристов было распространено своеобразное коллекционирование — в чьей тетрадке было зарисовано больше аккордов. А поскольку я был совсем начинающим гитаристом, и аккордов в моей тетрадке было совсем мало, я понял, что мне нужно изыскивать пути, чтобы припасть к живительным источникам.

В те годы я был отменным ботаном, и с ранних лет придерживался идеологии, которую в явно сформулированном виде услышал только через 30 лет от школьного друга, выпускника МФТИ: «Знание некоторых принципов компенсирует незнание некоторых фактов». У меня возникла богохульная идея разгадать принцип построения табулатур.

Первым делом я нарисовал себе примерно такую артиллерийскую таблицу, где был изображён гриф гитары, и на каждом ладу рядом с каждой струной написана соответствующая нота.

Потом при помощи пуговиц и стержня от шариковой ручки (который изображал баррэ) я стал строить на схеме известные мне аккорды.

Сразу же обнаружилось, что аккорды с одинаковым обозначением, независимо от табулатуры всегда состоят из одних и тех же нот: мажорные (A, B, С, D…) и минорные (Am, Bm, Сm, Dm…) — из трёх, а септаккорды (A7, B7, С7, D7…) — из четырёх. Например, аккорд Am состоял из трёх нот: A+C+E. Первые три ноты септаккорда всегда совпадали с тремя нотами соответствующего мажорного аккорда: например, E = E+Ab+H, E7 = E+Ab+H+D. Кроме того, у однотипных аккордов всегда совпадали интервалы между нотами. Для мажорного аккорда первую и вторую ноту разделяли 4 полутона, а вторую и третью — 3 полутона. Для минорного аккорда соотношение было обратное — 3+4. Для септаккорда — 4+3+3.

Теперь, зная структуру аккорда, я понял глубинную сущность баррэ-э-э-э.

Четырьмя пальцами левой руки можно прижать только четыре струны, но поскольку струн шесть, как минимум две струны остаются неприжатыми. Если повезёт, что эти две струны звучат нотами, входящими в аккорд, никаких проблем не будет. Но везёт не всякий раз.

Например, аккорд Am состоит из трёх нот: A+C+E. Поскольку гитара настроена как E—H—G—D—A—E, то три неприжатые струны (1-я, 5-я и 6-я) звучат подходяще, осталось прижать пальцами 2-ю, 3-ю и 4-ю струны, чтобы получился аккорд Am. Аккорд же Bm состоит из нот B+Db+F, ни одной из этих нот нет на открытых струнах, поэтому для его извлечения приходится делать баррэ на 6-м ладу.

Как и полагается настоящему исследователю, я стал систематически перебирать возможные варианты построения табулатур и к вечеру построил их огромную кучу, так что заветная тетрадочка с аккордами изрядно прибавила в весе.

На следующий день я получил свою порцию заслуженной научной славы. Некоторые табулатуры, которые я построил, оказались неизвестны нашим корифеям, создавая впечатление, что я имею какие-то выходы на небожителей. Естественно, скептики сразу спросили: «А как насчёт Am7–5?», на что я, важно надув щёки, отвечал, что пока не знаю, но в ближайшее время почти наверняка узнаю.

Надо вам сказать, что в нашей двухкомнатной хрущёвке, в спальне родителей, в дальнем углу за папиным письменным столом стояли две высокие стопки с книгами и журналами.

Поскольку папа был врач, то в первой стопке находилась «Малая медицинская энциклопедия» в 20+ томах, чёрно-белая, но с красочными цветными вставками, где были изображены разные интересные вещи — от всяких страшных кожных заболеваний до откровенной расчленёнки. Были там и стереокартинки, к каждому тому прилагались красно-синие очки для их просмотра. Но самым интересным в этой энциклопедии была фонотека — штук 50 небольших виниловых пластинок в конвертах, оформленные в виде альбома, где был богатый набор медицинских звуков — речь человека с сильным заиканием, звук сердца перенёсшего инфаркт пациента, надсадный кашель туберкулёзника и т.д., и т.д. Впрочем, к моему повествованию это никакого отношения не имеет.

Во второй стопке было собрание журналов «Наука и жизнь» за 15 лет. Несмотря на свою профессию, папа очень интересовался техникой и естественными науками, и выписывал «Науку и жизнь» с 1961 года. С конца 1960-х годов я на неё тоже крепко подсел.

«Наука и жизнь», как вы знаете, всегда отличалась крайней всеядностью и разнообразием интересов. Там запросто можно было найти статьи по кулинарии, уходу за животными, изготовлению электронных часов из картона и спичек, математическим головоломкам, истории СССР, философии марксизьма и т.д. Ретроспективным зрением я помнил, что в каком-то замшелом году там была серия статей «Школа игры на шестиструнной гитаре». Табулатур там, естественно, не было. Были старинные русские романсы с нотами, от которых рябило в глазах. Но всё же в одном из номеров я к великой радости своей нашёл обширную расшифровку обозначений аккордов.

Всё оказалось до смешного просто. Цифрой 5 обозначается третий звук аккорда. Am=Am5, но цифру 5 обычно опускают. –5 означает, что третий звук аккорда сдвинут вниз на полтона.

Теперь оставалось только взять свою табличку и построить кучу табулатур на аккорд Am7–5. Но когда я попробовал это сделать, вскрылось неожиданная подстава. Мне не удалось построить ни одной табулатуры, в которой играли бы все шесть струн. На каком ладу ни строй аккорд, обязательно оказывалась хотя бы одна струна, которая была ни к селу, ни к городу.

Например, при попытке построить аккорд без баррэ, на нулевом ладу, лишней оказывалась открытая шестая струна, звучавшая как Е.

Впрочем, в то время я уже знал, как справляться с такими проблемами. Ненужную струну просто глушат, касаясь её пальцем. Если струна верхняя, для этого можно использовать большой палец, для других струн просто сдвигают вверх или вниз один из задействованных пальцев до соприкосновения с «лишней» струной.

На следующий день в школе меня заподозрили в связях с нечистой силой :

За всю свою жизнь я не сыграл ни одной песни, где бы встречался аккорд Am7–5.

В студенческие годы моё увлечение музыкой быстро сошло на нет. Появились новые проблемы и новые интересы, гитара легла на антресоль и пролежала там 30 лет. Через 30 лет жена достала её и отнесла в близлежащую музыкальную школу, которую когда-то давным-давно закончила сама. К этому времени гитара уже изрядно рассохлась и кое-где потрескалась, но взяли её охотно. Видимо, боялись давать в потные ручки начинающих Ричи Блэкморов хорошие (а значит — дорогие) инструменты.

P.S. Полез в интернет, поискал в Гугле по ключу «блатной квадрат».

У нас эти аккорды назывались «частушечными», и под них мы пели всякую малохудожественную дребедень типа

«Обменяли хулигана
На Луиса Корволана,
На какую бы нам б.
Леонида обменять.»

А был ещё «лирический квадрат» («Там, где клё-ё-ё-ён шумии-и-и-т. ») и даже «битловский», на котором с переменным успехом пытались играть многие песни «Битлз».

Источник

Три аккорда. 6 сезон 16+

Три аккорда. Шестой сезон. Выпуск от 21.05.2021

Код для встраивания видео

Настройки

Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице

Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9

Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео

Шестой сезон шоу о самой душевной музыке продолжается! «Три аккорда» — это облеченные в конкурсную форму тематические концерты, где исполнители представляют на суд зрителей собственные интерпретации культовых шлягеров.

Проект охватывает все многообразие жанров отечественной музыки, не скованной рамками поп-, рок-эстрады или классики, но при этом пользующейся огромной народной популярностью. Выпуски шоу посвящены городскому романсу, авторской песне, киношлягерам, творчеству русской эмиграции XX века и др.

Участники шестого сезона: Сергей Пенкин, Елена Максимова, Жан Милимеров, Елена Ваенга, Евгений Дятлов, Аглая Шиловская, Алика Смехова, Дмитрий Колдун, Наталья Громушкина, Александр Добронравов.

Песни второго выпуска: «Окурочек», «Цыпленок жареный», «Колокольчик», «Жеребенок», «Душа», «Смотрины», «Гоп со смыком», «Черный кот», «Сорок тысяч верст», «Что мне горе».

В жюри: Александр Новиков, Сергей Трофимов, Любовь Успенская, Александр Розенбаум.

Источник

Оцените статью