Лидия Козлова — биография, информация, личная жизнь
Лидия Козлова
Лидия Николаевна Козлова. Родилась 19 ноября 1937 года в Москве. Советская и российская поэтесса, поэт-песенник, художественный руководитель группы «Лесоповал» (с 2008 года). Жена поэта-песенника Михаила Танича.
Лидия Козлова родилась 19 ноября 1937 года в Москве.
Детские годы пришлись на времена войны.
С юности любила стихи, сочиняла сама и ложила их на музыку. Умела играть на гитаре, обладала хорошим голосом. Часто исполняла песни в компаниях и самодеятельности.
После окончания школы поступила в строительный техникум, по окончании которого была распределена в Саратов — на строительство Волжской ГРЭС.
В 1953 году в одной из газет прочла стихотворение Михаила Танича, которое ей пришлось по душе и она решила положить стихи на музыку. У нее получилась песня. А спустя три года она смогла познакомиться и с самим автором строк, который стал ее супругом.
Поскольку муж отсидел в тюрьме, в столицу его не пускали. Они жили в Светлом Яре, затем перебрались поближе к Москве — в городок Орехово-Зуево.
Написала повесть «Рядом с войной» — о том, что сама видела в годы войны. В произведении рассказывается о трагедии солдат, калеками вернувшихся с фронта. Многие из них, безрукие и безногие, не желали возвращаться домой и становиться обузой для своих родных. Для таких несчастных создавались дома инвалидов, где эти люди могли дожить свой век за государственный счёт.
Лидия Козлова в молодости
В молодости тяжело переболела, врачи подозревали онкологию. Лидия Козлова рассказывала: «У меня развилось белокровие. Это было в те годы, когда нам жилось очень тяжело — и материально, и в бытовом плане. Я ходила вся белая. Гемоглобин был такой, при котором уже умирают. Но я-то этого не знала. Только говорила: «Миша, что-то я уже ходить не могу». Он повез меня в писательскую больницу. Там был очень хороший главврач, профессор Гиллер, немец по национальности. Идет этот доктор по коридору и видит меня, всю белую, еле переставляющую ноги. Поворачивается к медсестре: «Возьмите у нее анализ крови». Когда принесли результат, скомандовал: «Срочно в больницу! Она может умереть в любую секунду». Меня отвезли, сразу перелили много крови, я там пролежала месяца два с половиной. К счастью, поправилась».
Будучи домохозяйкой при знаменитом поэте-песеннике, долгое время она не решалась писать стихи. Но творческая атмосфера, царившая в их доме благодаря мужу, все-таки подвигла Лидию вернуться к своему любимому занятию. Но свои произведения Лидия боялась показывать Михаилу Таничу. Песню «Снег кружится, летает, летает» она отдала руководителю ВИА «Пламя» Сергею Березину, попросив не говорить мужу, кто её написал. Спустя 2 дня Березин сообщил, что песня понравилась всем. Она была названа «Снегопад» и стала первым хитом Лидии Козловой.
Она вспоминала: «Я года два или три мужу стихи не показывала — стыдилась. Но когда набралась целая рукопись, решила: пора, а то Миша подумает, что это измена — пишет и скрывает. Можете представить его шок! Молча взял тетрадку и ушел в кабинет. Просидел там долго. Вышел и сказал: «Знаешь, неплохо. Ты мне Ахматову напомнила». И больше не заикнулся ни словом, ни делом, чтобы как-то помочь, научить. Говорил: «Если в тебе это есть, сама научишься»».
Самой знаменитой песней, к которой она стала автором текста, является композиция «Айсберг» в исполнении Аллы Пугачёвой.
Кроме того, она автор таких популярных песен как «Снег кружится», «Роза красная моя», «Перекати-поле».
Её песни исполняли (исполняют) многие популярные исполнители. Кроме Аллы Пугачёвой, это Филипп Киркоров, Александр Малинин, Надежда Чепрага, Валентина Толкунова, Эдита Пьеха, Людмила Гурченко и Вячеслав Малежик. Среди композиторов-соавторов: Игорь Николаев, Сергей Коржуков, Игорь Азаров, Давид Тухманов, Сергей Березин, Вячеслав Малежик, Руслан Горобец, Анатолий Кальварский, Александр Левшин, Александр Федорков, Александр Малинин, Михаил Муромов, Ирина Грибулина, Вадим Гамалия и другие.
Дважды становилась лауреатом фестиваля «Песня года»: в 1984 году с песней «Айсберг» (муз. Игоря Николаева) в исполнении Аллы Пугачевой и в 2000 году с песней «Роза красная моя» (муз. Сергея Коржукова) в исполнении Филиппа Киркорова.
После смерти супруга с 2008 года является продюсером и художественным руководителем группы «Лесоповал».
Лидия Николаевна не только продолжает писать стихи и заниматься продюсированием известного музыкального коллектива, но и приводит в порядок огромный архив Михаила Танича: у покойного поэта-песенника осталось множество стихов, на которые появляются замечательные песни.
В 2017 году Лидия Козлова появилась в качестве одного из судей в первом выпуске второго сезона музыкальной телепередачи «Три аккорда». В 2018-м была в жюри третьего сезона этого телешоу.
Лидия Козлова — Наедине со всеми
Личная жизнь Лидии Козловой:
Муж — Михаил Исаевич Танич (1923-2008), советский и российский поэт-песенник, народный артист Российской Федерации.
Впервые о Таниче Лидия узнала из публикации — в 1953-м она прочла его стихи и положила и на музыку: «Ты не жди от меня совета и не жди от меня подсказки, я и сам заблудился где-то, как Иван-дурачок из сказки. ».
Познакомились в Саратове на дружеской вечеринке в 1956 году. Между ними начались отношения, а вскоре они решили пожениться. Долгое время жили очень бедно. Она вспоминала: «Год с небольшим мы жили в Светлом Яре, где Танич работал корреспондентом, там я родила дочку. В нужде провели лет пятнадцать, ничего не было, но мы любили друг друга и были счастливы. Помню, Михаил Исаевич получил первые авторские 240 рублей! И купил на них в комиссионном магазине деревянную раскладушку и огромный черный, как гроб, радиоприемник».
В браке родились две дочери — Светлана Михайловна Козлова и Инга Михайловна Козлова. Дочери взяли фамилию матери чтобы не быть в тени своего знаменитого отца.
Инга подарила ей внуков Льва и Вениамина. Светлана так и не побывала замужем, живет в родительской квартире и занимается архивом отца.
Лидия Козлова и Михаил Танич
Как вспоминала потесса, в любви Танич признался ей только в старости: «В молодости он мне таких слов не говорил. Михаил Исаевич и комплиментами-то меня не баловал. Я, например, из-за этого долго не могла примириться со своей внешностью. Все женщины казались красивее, умнее, стройнее, практичнее. Лишь прожив со мной не одно десятилетие, Миша сказал: «Ты знаешь, какая ты красивая? В тебе есть какая-то удивительная гармония, я бы даже сказал, животная. То ли на лисичку ты похожа, то ли на волчицу. И если сделать твои черты более правильными, будет уже неправда». Вот как мне это поэт объяснил. И только тогда я приняла свою внешность».
«Через месяц после кончины Танича я зашла к нему в кабинет и увидела на столе листок со стихами с надписью «Лиде». Я поняла, что Михаил Исаевич посвятил их мне, и мы сделали песню», — рассказывала Лидия Козлова.
Дискография Лидии Козловой:
1990 — «Перекати-поле» — Песни на стихи Лидии Козловой
2015 — «Лети, мой милый» — Песни на стихи Лидии Козловой
Песни Лидии Козловой:
«Айсберг» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Алла Пугачева, Ольга Зарубина и Игорь Николаев, Лолита Милявская
«Амулет» — (Музыка Хасана Богочарова) — исп. Хасан Богочаров
«Амулет» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. группа «Лесоповал», Галина Беседина, Валентина Пономарева
«Анна Каренина» — (Музыка Ольги Стельмах) — исп. Ольга Стельмах
«Близнецы» — (Музыка Вячеслава Малежика) — исп. Вячеслав Малежик
«Блюз упавшей звезды» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
«В той стране» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
«Ванька Каин» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Артем Коржуков
«Возьми мое сердце» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Гляжу на мир» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
«Гололед» — (Музыка Евгения Щекалева) — исп. Ксения Георгиади
«Горизонт» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Дождик» — (Музыка Тлеса Кажгалиева) — исп. Галина Невара
«Жду-пожду» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин
«Живая вода» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Золотая середина» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Иллюзион» — (Музыка Дмитрия Морозова) — исп. Гюлли Чохели
«Как жаль» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Артем Коржуков, Сергей Коржуков, Валентина Пономарева
«Как жаль» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Людмила Гурченко
«Камин» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
«Ковбой» — (Музыка Евгения Головина) — исп. Евгений Головин
«Купавна» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
«Лети, любовь» — (Музыка Вадима Гамалия) — исп. Бируте Петриките
«Лети, мой милый» — (Музыка Руслана Горобца) — исп. Ольга Зарубина
«Лето в сентябре» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Дина Рычкова
«Миражи» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
«Мне другие ни к чему» — (Музыка Л. Осипова) — исп. ВИА «Лада»
«Мое сердце свободно» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Екатерина Суржикова
«Моцарт» — (Музыка Вячеслава Малежика) — исп. Вячеслав Малежик
«Мы с тобой у порога» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
«Не повторяй» — (Музыка Анатолий Кальварского) — исп. Михаил Боярский, Лариса Долина
«Неловкий разговор» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Александр Малинин
«Неловкий разговор» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин и Галина Базаркина
«Обещаю» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Осень» — (Музыка Дины Рычковой) — исп. Дина Рычкова и Гюлли Чохели
«Открытый взгляд» — (Музыка Александра Левшина) — исп. Евгений Головин
«Почувствуй, догадайся, позови» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. — Эдита Пьеха
«Перекати-поле» — (Музыка Сергея Коржукова (псевдоним Александр Лунев) — исп. Надежда Чепрага, Сергей Коржуков
«Проводы» — (Музыка Ирины Грибулиной) — исп. Валентина Толкунова
«Прощай» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Птица — синее крыло» — (Музыка Михаила Муромова) — исп. Михаил Муромов и Ольга Зарубина
«Пугачев» — (Музыка Александра Малинина) — исп. Александр Малинин
«Пять минут до электрички» — (Музыка Ольга Стельмах) — исп. Ольга Стельмах
«Разлука» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
«Река-лето» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Сергей Коржуков
«Роза красная моя» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Филипп Киркоров, Ярослав Евдокимов, Сергей Коржуков
«Рябина ветками качала» — (Музыка Ирины Грибулиной) — исп. ансамбль «Дубрава»
«Синяя волна» — (Музыка Сергея Березина) — исп. ВИА «Пламя»
«Скрипка» — (Музыка Александра Федоркова) — исп. Ефим Шифрин
«Скрипка, скрипочка, играй» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Снег кружится» — (Музыка Сергея Березина) — исп. ВИА «Пламя», Лев Лещенко, Алсу, Валерий Ободзинский, группа «Би-2», группа «Чук и Гек»
«Согрей меня» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Солнце в зените» — (Музыка Мишеля Райко) — исп. Наталья Ступишина (Анка)
«Судный день» — (Музыка Мишеля Райко) — исп. Наталья Ступишина (Анка)
«Танцплощадка» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. Алёна Апина
«Твои слова» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Ты в жизни мне даешь так много» (Музыка Андрея Косинского) — исп. Алёна Апина
«Увядшие цветы» — (Музыка Сергея Коржукова) — исп. группа «Лесоповал», Надежда Чепрага, Филипп Киркоров
«Черная речка» — (Музыка Гаи Галицкой) — исп. Гая Галицкая
«Это только кажется» — (Музыка Игоря Азарова) — исп. Игорь Азаров
«Это только кажется» — (Музыка Давида Тухманова) — исп. Валентина Толкунова
«Этот вечер» — (Музыка Игоря Николаева) — исп. Эдита Пьеха
«Я волнуюсь» — (Музыка Сергея Муравьева) — исп. Алиса Мон
«Я жду тебя» — (Музыка Владимира Куклина) — исп. Владимир Куклин
«Яблочко» — (Музыка Ольга Стельмах) — исп. Ольга Стельмах
Источник
Лидия Козлова: «Самые знаменитые готовы были на мне жениться»
В жюри телешоу «Три аккорда» она смотрелась просто шикарно!
И явно занимала свое место. Место – королевы шансона. Хоть и вдовствующей, но принявшей в наследство от мужа Михаила Танича песни, стихи, житейскую мудрость и группу «Лесоповал».
– Лидия Николаевна, но ведь есть люди, которые говорят: «Лесоповал» – это романтизация преступности.
– Мы не пропагандируем преступления. Мы просто выслушиваем человека, который, пройдя через этот ад, понял, как и где он ошибся. Ведь самые несчастные люди на земле – преступники. Не те, кого они ограбили, а сами. Их души все время им говорят: что ты натворил! Вот о чем мы пытаемся рассказать в своих песнях. Думаю, это людей и привлекает.
– А правда, что это вы уговорили мужа создать «Лесоповал»?
– Я просто всегда ему говорила: надо об этом рассказать. Ведь Танич, который сразу после фронта по ложному доносу оказался в тюрьме, а потом в лагере, как никто, знал эту тему. И с уголовниками общался. Поэтому имел полное право сказать: у каждого человека, даже оступившегося, есть душа, и если что-то в ней осталось чистое, святое, то надо ему дать возможность высказаться.
А тем людям, которые считают «Лесоповал» популяризатором тюремной темы, я хочу сообщить, что у нас есть медаль от Министерства юстиции России. И в наградном листке написано: «За милосердие и гуманизм». Вот так.
РУКА ЯПОНЧИКА
– Вы что же, думаете, что песни «Лесоповала» благотворно влияют на людей из преступного мира?
– Знаете, мы как-то с Таничем сидели в ресторане. Подходит официант: «Михаил Исаевич, тут Вячеслав Кириллович хочет подойти к вам». Это был вор в законе Вячеслав Иваньков по кличке Япончик – он тогда только вернулся из американской тюрьмы.
Маленький, аккуратненький, очень хорошо одетый. Говорит: «Михаил Исаевич, я пришел сказать вам спасибо. Когда сидел в тюрьме, мне привезли ваши «лесоповальные» песни. Не знаю, как бы выжил без них. Слушал их и думал: сколько бы я глупостей не натворил в своей жизни, если бы раньше познакомился с вашим творчеством». И протягивает Таничу руку. Танич сидит. Я начинаю дергаться: как можно, человек душу, можно сказать, открыл, руку протягивает!
Наконец, Танич тоже протянул ему руку, но как-то неуважительно, через спину, как священник, который подает руку для поцелуя. Я вижу, Япончик этот понимает всю двойственность ситуации: стоит и молчит. Я думаю: ну все, он же тут не один, сейчас его братва ввяжется – и. Но он все-таки пожимает руку Танича, говорит: «Всего хорошего», – поворачивается и уходит.
И тут я вступаю: «Тебе не стыдно? Как ты мог так подать руку?! Какой бы преступник ни был! Он к тебе пришел, как к богу. » Танич закрыл лицо руками, потом сказал: «Да, он лучше меня воспитан. »
– Михаил Исаевич сталкивался в своей жизни с предательством? Мог простить?
– Расскажу один случай. За несколько лет до ухода Танича ему начал звонить тот человек, который после войны написал на него кляузу: «Прости меня, Миша, ради бога!» Старый уже человек вдруг раскаялся. Я слышала этот разговор.
Танич: «Я не знаю, почему ты это сделал, но не могу тебя простить, только Бог может». И после этого звонка, где-то через месяц, этот человек полетел на кукурузнике и разбился. «Вот видишь, как Бог всегда выставляет нам оценки, – сказал мне Танич. – За каждый низкий поступок будет расплата».
– Какой однако характер! Но у вас тоже. Правда, что только благодаря вам семья смогла жить в Москве?
– Дело было так. Мы жили в плохой квартире в Подмосковье: 9-метровая комнатка в частном доме и маленькая пристройка из дощечек – как летняя кухня, и в ней – печка. Когда ее топили, то открывали дверь в комнату, потому что там печки не было. У Танича открылся туберкулез, еще лагерный, у старшей дочери– тоже. Я еще бегаю, не знаю, что у меня рак крови. С потолка – вода, тазы везде. Поняла: надо что-то делать, пока мы все тут не поумирали.
Поехала в ЦК ВЛКСМ. Сидят там в кабинете трое ребят. Рассказала им про наше житье-бытье. Они позвонили секретарю райисполкома: «Есть у вас какое-нибудь свободное жилье? Тут у Танича ужасные условия». – «Есть одна дворницкая, подойдет?» Меня спрашивают: «В дворницкую пойдете?» – «Конечно!» – «Все, поезжайте в райисполком». Поехала.
А мы с Михаилом Исаевичем не были расписаны, хотя уже имели двоих детей. Вот мне на это и указали: «Принесите документ о браке, тогда получите ордер». Я выскакиваю и бегом к Таничу: «Идем срочно регистрироваться! Нам дают квартиру». В загсе уже Таничу пришлось уговаривать сотрудниц расписать нас в срочном порядке.
Выхожу счастливая, открываю паспорта. У него – «брак с Козловой Л.Н.», у меня – «брак с Козловой Л.Н». Караул! А уже 6 часов вечера, они закрывают загс! Мы назад: «Девочки, пожалуйста. » Они зачеркивают, пишут: «исправленному верить».
Я опять бегом в райисполком. Достаю паспорт и показываю. Они ахнули, потому что никак не могли представить, что я за несколько часов смогу все это проделать.
ТЕЛЕГРАММА БРЕЖНЕВУ
– Лидия Николаевна, но вы сказали, что страдали онкологией.
– У меня развилось белокровие. Это было в те годы, когда нам жилось очень тяжело – и материально, и в бытовом плане. Я ходила вся белая. Гемоглобин был такой, при котором уже умирают. Но я-то этого не знала. Только говорила: «Миша, что-то я уже ходить не могу».
Он повез меня в писательскую больницу. Там был очень хороший главврач, профессор Гиллер, немец по национальности. Идет этот доктор по коридору и видит меня, всю белую, еле переставляющую ноги. Поворачивается к медсестре: «Возьмите у нее анализ крови». Когда принесли результат, скомандовал: «Срочно в больницу! Она может умереть в любую секунду».
Меня отвезли, сразу перелили много крови, я там пролежала месяца два с половиной. К счастью, поправилась. А квартирную историю, кстати, могу продолжить. Вы же спрашивали, как мы стали москвичами?
– Слушаю с большим интересом!
– Был такой закон, что отсидевший и даже реабилитированный человек не имеет права жить в столице. А мы уже нашли обмен подмосковной дворницкой на квартирку на краю Москвы. Я стала думать: что же делать? И собрала всех самых знаменитых композиторов и исполнителей, тех, кто писал музыку на стихи Танича и кто пел эти песни, – человек 15-20.
Приехали мы в райисполком, встали шеренгой в коридоре. Без Танича – он не мог никого ни о чем просить. И идет такой мужичок с быстрым взглядом. Я понимаю: это и есть главный начальник. Доходит до меня, говорит: «Пойдемте со мной».
Заходим в кабинет. Он: «Ну что там у тебя?» И я начинаю: тра-та-та – о наболевшем, о том, что Таничу несправедливо не разрешают жить в Москве. «Ну давай листок». И подписывает!
– Не совсем. Как-то Танич решил съездить в ФРГ. По путевке от Союза писателей. Подал заявку, заплатил деньги – а ему отказали. Позорище!
Михаил Исаевич был давно реабилитирован, государство признало его ни в чем не повинным, а за рубеж не пускают! Я посылаю телеграмму Брежневу и там, кроме всего прочего, пишу: как воевать в Германии, так Танич хорош, а как после войны поехать посмотреть – плох.
Через два дня звонок из КГБ: «Лидия Николаевна, вас приглашают на Лубянскую площадь». Пошла. Захожу – там молодые мужчины, на лицах ухмылочки. Начали разговор. Они свое доказывают, я – свое. Провожали они меня тоже со смешком. А вечером звонит Сергей Михалков, глава Союза писателей: «Лида, слово даю, Михаил Исаевич поедет в следующий раз».
НЕЗАДАЧЛИВЫЕ ЖЕНИХИ
– Как же вы на такое решились?
– У меня страха никакого не было. Только возмущение несправедливостью. Как?! Человек дошел до Берлина! Водружал одно из знамен над Рейхстагом! Тогда ведь не меньше ста человек прорывались со знаменами, чтобы водрузить. А в 1975 году оказалось, что он не годится для поездки в ФРГ! Неблагонадежным оказался.
– Почему вы все брали на себя?
– Потому что понимала, что поэт в Таниче погибнет, если он сам будет хлопотать о жилье, заботиться о быте.
– Простите, а не было желающих увести вас у Танича?
– И немало. Самые лучшие, самые талантливые и самые знаменитые люди страны объяснялись мне в любви и готовы были жениться. Но я могла к ним относиться только как к братьям. Потому что рядом был такой Танич – сильный мужик, настоящий.
Вроде веселый, легкий, как его стихи, а на самом деле такой крепости! Нет, не могла я его ни на кого променять. И сейчас не могу. Поверите ли, я уже старушка, но и сегодня время от времени вынуждена говорить: ««Вы что, я еще с Таничем не развелась!»
Источник