- Длительность нот
- Виды нот
- Музыкальный темп
- Длительности нот
- Длительности нот
- Таблица длительности нот
- Нота с точкой
- Как считать ноты?
- Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке
- Как считать размер 4/4
- Как считать размер 3/4
- Как считать размер 2/4
- Размеры 6/8 и 3/8
- Размер 3/8 в музыке, как считать?
- Размер 6/8 в музыке, как считать?
Длительность нот
Как правило, чтобы вычислить определенную длительность нот, используют какую-нибудь условную единицу времени. И за такую единицу в музыке обычно берут одну или несколько секунд. При этом ноты на нотном стане будут записываться под разным видом, чтобы показывать нам, какую длительность они имеют. Существует всего несколько основных обозначений нот, показывающих своим видом, сколько секунд они должны звучать в песне или композиции. Каждая такая разновидность нот также имеет и свое название.
Виды нот
1. Целая нота. На нотном стане такая нота обозначается как пустой овальный кружочек. Звучать целая нота должна ровно четыре секунды (если за условную единицу принята одна секунда). Отчитывать время можно в уме или же отстукиванием ритма стопой. В начале знакомства с длительностями нот очень хорошо помогает метроном, так как отсчитывает время вместо вас. Длительность целой ноты всегда необходимо выдерживать до конца счета “раз, два, три, четыре”.
2. Половинная нота. При игре, половинная нота должна звучать в два раза короче, чем целая нота. Поэтому ее длительность ровна только двум условным единицам (двум секундам). При счете в уме это должно звучать, как “раз, два”. Исходя из всего этого, получается, что целая нота включает в себя сумму длительностей двух половинных нот. На нотном стане половинная нота выглядит как пустой кружочек с добавленной к нему вертикальной линией (штиля). Направление штиля вверх или вниз не играет важной роли в исполнении ноты и служит лишь для удобства восприятия.
3. Четвертная нота. Ее длительность в два раза короче, чем у половинной ноты и ровняется всего одной условной единице отсчета (одной секунде). Поэтому выходит, что счет целой ноты в “раз, два, три, четыре” будет равен счету четырех четвертных нот. Четвертная нота в нотной записи имеет вид раскрашенного кружочка с добавлением к нему вертикальной линии (штиля).
4. Восьмая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность у четвертной ноты. Поэтому длительность восьмой ноты равна половине одной условной единицы (1/2 секунды), или же можно сказать, что за одну секунду исполняются две восьмые ноты. Также из этого следует, что на счет целой ноты “раз, два, три, четыре” будет приходиться длительность восьми восьмых нот. На нотном стане восьмые ноты похожи на четвертные, за исключением добавленного к штилю хвостика (флажка).
Стоит отметить, что флажки восьмых нот могут быть заменены вязками или ребрами (горизонтальные линии, соединяющие штили нот), в том случае если восьмые ноты в композиции идут друг за другом.
5. Шестнадцатая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность восьмых нот, и в четыре раза короче, чем длительность четвертных. Выходит, что за одну условную единицу отсчета (за секунду) необходимо сыграть четыре шестнадцатых ноты, а длительность целой ноты (раз, два, три, четыре) включает в себя шестнадцать шестнадцатых нот. Обозначается шестнадцатая нота на нотоносце также как и восьмая, только с добавлением к штилю двух флажков, а не одного. Также шестнадцатые ноты, как и восьмые, можно объединить в группы, соединив штили нот двумя горизонтальными линиями.
Более короткие длительности нот, чем шестнадцатые (например, тридцать вторые и шестьдесят четвертые), в произведениях используются крайне редко. Записываются они так же, как и шестнадцатые, но соответственно с добавлением к их штилям трех и четырех флажков, или с тремя и четырьмя горизонтальными линиями в случае объединения данных нот в группы.
Музыкальный темп
Также стоит запомнить, что в качестве условной единицы длительности может выступать не только одна секунда, но и несколько, или, наоборот, ½, ¼ секунды и т.д. Зависит это от стиля исполняемого произведения и от темпа, в котором оно должно быть исполнено. В музыке существует несколько основных темпов, имеющие свои особые названия, которые обычно записываются в начале каждой композиции и указывают насколько быстро или медленно композиция должна исполнятся:
- Largo (ларго) – очень медленно;
- Larghetto (ларгетто) – медленно;
- Adagio (адажио) – спокойно;
- Andante (анданте) – умеренно;
- Moderato (модерато) – сдержано, средний темп;
- Allegretto (аллегретто) – чуть медленнее, чем аллегро;
- Allegro (аллегро) – довольно быстро;
- Presto (престо) – быстро;
- Prestissimo (престиссимо) – очень быстро.
Записанные на нотном стане ноты, которые идут друг за другом, играются последовательно.
А записанные ноты, расположенные друг под другом, должны исполняться одновременно.
Источник
Длительности нот
Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука). Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И.
Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).
Итак, исходя из простой математики:
- Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
- Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
- Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
- Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
- Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
- Целая с точкой , четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)
Теперь об абсолютной скорости
Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно
Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)
Что такое «Раз», что такое «и»?
Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая).
Если вы видите две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.
Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4 — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.
Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.
Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ), вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И). Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.
Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:
Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.
Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)
Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку.
Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).
Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).
Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.
Используйте метроном для поддержания скорости.
Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»
Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить. Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать
Источник
Длительности нот
Вы — начинающий музыкант, и с удовольствием осваиваете нотную грамоту, но у вас возникли проблемы с разбором очередного музыкального произведения и правильным счетом? Ничего, у кого есть вопрос — всегда найдет ответ.
Единицей счета при чтении любого нотного музыкального произведения является длительность. Длительность нот не является определенной константой, которая зависит от времени — ее нельзя измерить в секундах. Длительность нот может представляться только в отношении к длительностям других нот, и одно и то же произведение может играться быстрее или медленнее, но и в том и другом случае звучать правильно. Но как же научиться правильно и легко считать ноты?
Таблица длительности нот
Для того, чтобы определить длительность, нужно всего лишь посмотреть на знаменатель нотного размера, указанного в данном конкретном произведении. Размером называется последовательность повторяющихся ударов, разбивающих время на равные промежутки (доли). Так, если размер 4/4, длительность равна четырем, 6/8 — длительность равна восьми. Однако это правило может нарушаться в том случае, если используется один из таких размеров: 2/2, 3/2 и т. д. В этом случае очень часто за единицу счета берется не половина, а четверть.
Но прежде чем мы перейдем к счету, давайте все-таки разберемся, что означают ноты различного начертания. Начертание самих нот сообщает музыканту как долго и с какой частотой нужно играть звук заданной высоты в конкретном размере. Ниже таблица длительности нот и пауз.
И еще один рисунок для большей наглядности.
На этом дробление нот не заканчивается, и за шестнадцатой следует тридцатьвторая, за ней шестьдесятчетвертая, стодвадцатьвосьмая, двестипятьдесятшестая. Но ноты, представленные в таблице выше встречаются наиболее часто.
Нота с точкой
Благодаря добавлению точки или точек длительность конкретной ноты может быть увеличена. Одна точка увеличивает длительность ноты в полтора раза, две точки — в 1.75 раза, три точки — в 1.875 раза.
Помимо точки длительность ноты может увеличить лига. Такая нота представляет собой две одинаковые ноты одной и той же высоты, связанные лигой. В этом случае играется только первая нота, а вторая лигуется с ней.
Как считать ноты?
Если вы не умеете правильно считать ноты, то вы никогда не сможете сыграть незнакомое произведение по нотам правильно. Я не буду долго расписывать теорию, а на наглядном примере покажу, как удобно считать ноты в различных размерах, для этого я выбрала отрывки из нескольких музыкальных произведений, записанных в различных размерах и подписала правильный счет, где вы можете на наглядных примерах увидеть как считать ноты в размерах: 4/4, 3/4, 2/4, 3/8 и 6/8. Данный способ счета максимально удобен для меня, но если у вас есть другой, поделитесь им с читателями в комментариях.
Размеры 4/4, 3/4 и 2/4 в музыке
Размер нотного музыкального произведения можно увидеть в самом его начале, при этом в числителе дроби указывается число долей в такте, а в знаменателе — длительность, которой выражены эти самые доли.
Как считать размер 4/4
Размер 4/4 — один из самых распространенных музыкальных размеров. Размер С эквивалентен размеру 4/4. Данный размер состоит из четырех долей, при этом каждая доля по длительности равна четверти (четвертой ноте). Ниже примеры счета.
Как считать размер 3/4
Размер 3/4 состоит из трех долей, каждая доля при этом равна четверти (четвертой ноте).
Как считать размер 2/4
В данном случае длительность составляет четыре, но считаем мы до двух. (Раз и два и; раз да и да, два да и да). Размер 2/4 состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна четверти.
Или вот ниже чуть более сложный вариант (на изображение можно нажать и оно увеличится). В данном случае мы считаем не просто на «раз и два и», а на «раз да и да два да и да».
Размеры 6/8 и 3/8
Данные размеры обычно составляют большую сложность для начинающих музыкантов по сравнению с перечисленными выше тремя размерами. Единицей измерения в данных размерах является не четвертая нота, а восьмая, поэтому счет в таких размерах несколько отличается от счета в размерах с четверкой в знаменателе дроби.
Размер 3/8 в музыке, как считать?
Данный размер состоит из трех долей, каждая доля при этом равна восьмой. Считаем до трех: раз, два, три.
Размер 6/8 в музыке, как считать?
Размер 6/8 состоит из шести долей, и каждая доля равняется восьмой ноте. Считаем до шести: раз, два, три, четыре, пять, шесть.
Для начала все, чуть позже я напишу продолжение, где разберу другие размеры. Если статья была вам полезна, ставьте лайк!
Источник