Три плюс два гитара

Стиль в фильме « Три плюс два »

Если есть идеальный советский летний фильм, то это «Три плюс два» Генриха Оганесяна. За тем, как загорелые и нарядные молодые люди пытаются «приручить» друг друга на фоне романтических крымских пейзажей, наблюдает уже не первое поколение отечественных зрителей. Рассказываем, из чего состоит стиль героев — непривычно элегантных для советских «дикарей».

Трое парней отдыхают «дикарями» на берегу Черного моря — купаются, загорают, едят обеды из концентратов, играют на гитаре, читают детективы и периодически друг над другом подшучивают. Внезапно на «Запорожце» приезжают две незнакомки — блондинка и брюнетка — и заявляют, что это место на побережье давно принадлежит им. Уступать никто не хочет. Девушки разбивают лагерь по соседству, парни пытаются их выжить (и наоборот), но уже через час экранного времени эта «война полов» предсказуемо перерастает в любовь, так что зрителей ждет неминуемый хеппи-энд — и две влюбленные пары в конце.

Незатейливый сюжет пьесы Сергея Михалкова «Дикари» и поставленного по ней фильма Генриха Оганесяна «Три плюс два» в 1963 году не оставил равнодушными советских зрителей. Картина, которой изначально присвоили непрестижную вторую категорию и показывали в кинотеатрах средней руки, внезапно собрала у киноэкранов 35 миллионов зрителей. Категорию тогда сменили на первую, а актерам увеличили гонорары. Именно с успехом комедии Оганесяна связывают и внезапный рост популярности «дикого» отдыха в 60-е: советские люди поняли, что и без путевки в санаторий отдохнуть на море можно в меру комфортно, вполне весело и в общем довольно цивилизованно. Хоть модного в 2020-м словечка «глэмпинг» в 1963-м еще не слышали даже те, кому случалось выезжать на Запад.

Читайте также:  Трэш метал для гитары

Успех фильма удивлять не должен. «Оттепель» в разгаре, советские граждане распробовали в кино простые человеческие истории, и им все мало. А тут еще и возможность понаблюдать на экране за красивыми и загорелыми молодыми людьми и девушками в модных нарядах. Одеты герои «Три плюс два» вполне элегантно — несмотря на то, что ночуют в палатках и готовят себе еду на костре.

За костюмы в фильме отвечала Наталья Панова, чье имя было хорошо знакомо золотой молодежи 60-х. Сперва она была актрисой — даже сыграла небольшую, но яркую роль официантки Зойки в «Деле «пестрых»» Николая Досталя, — но в итоге стала главной художницей по костюмам Киностудии им. Горького, где и проработала до конца 70-х.

«Дело «пестрых»», 1958

Некоторые исследователи биографии Владимира Высоцкого называют Панову его первой большой любовью и полагают, что в знаменитой песне «На Большом Каретном» зашифрована ее фамилия: «Стало все Пановой там — верь-не верь» — именно так, а не «по-новой» якобы на самом деле поется в одной из строк. Как бы там ни было, но жизнь привилегированных, как сказали бы сейчас, людей того времени Панова знала неплохо — она была замужем за сыном академика, дружила с артистами и дипломатами, так что без труда смогла в деталях продумать гардероб героев новой романтической комедии — ведь персонажи эти тоже отнюдь не «рядовые советские граждане».

Один из героев дипломат (да еще регулярно выезжающий в капиталистические страны, о чем он не устает рассказывать), другой доктор физико-математических наук. Блондинка, которую сыграла Наталья Кустинская, — популярная киноактриса, а брюнетка в исполнении Натальи Фатеевой — дрессировщица в цирке. «Простая» профессия из всех пятерых только у героя Андрея Миронова — он ветеринар в колхозе, и именно его персонаж самый комичный, уязвимый и склонный попадать в нелепые ситуации. Кстати, роль недотепы Романа Любешкина для актера всего четвертая в фильмографии — звездой всесоюзного масштаба он станет чуть позже.

Девушки из комедии Оганесяна выглядят не по-советски стильными уже с первых кадров. Героиня Кустинской, актриса Наташа, в первой же сцене появляется в элегантном платье сафари кораллового цвета, отдаленно напоминающем то, что за десять лет до этого носила Грейс Келли в фильме «Могамбо». На дрессировщице Зое в этом же эпизоде элегантные узкие вельветовые брюки и блузка в широкую разноцветную полоску — такой принт в 60-е любил Андре Курреж.

Зоя и Наташа меняют наряды почти в каждой сцене. В какой-то момент становится непонятно, как вообще все эти прекрасные вещи уместились в небольшие чемоданы, которые героини по сюжету привезли с собой на крохотном «Запорожце». Они носят темные очки в оправах cat eye, как у звезд золотой эры Голливуда, плавают в море в элегантных купальниках — черном и опять же в разноцветную полоску. В их гардеробе можно найти сумку с разноцветным узором, похожим на ручную вышивку (аксессуар — предвестник стиля хиппи) и узкие брюки капри, как у западных актрис 50-х годов (когда Наталья Фатеева после съемок пришла в этих брюках в ресторан, ее не пустили в зал).

Разумеется, не обошлось и без визитной карточки эпохи — приталенных платьев с пышным подолом: в одном таком, белом в красную крапинку, Наташа отправляется на «дипломатические переговоры» с героем Евгения Жарикова. Она же гуляет по побережью в большой соломенной шляпе и с плетеной корзинкой, и та и другая сегодня вполне органично смотрелись бы в коллекции Jacquemus. В последней сцене — когда подруги сбегают от ухажеров, чтобы проверить их чувства на прочность, — на Наташе эффектное платье-рубашка цвета «тиффани», которое наверняка одобрила бы сама Диана фон Фюрстенберг.

Мужчины в фильме одеты проще — собственно, большую часть действия они либо в плавках и шортах, либо в рубашках поло. Разве что в конце, перед сценой погони за девушками, парни неожиданно наряжаются в костюмы — как в чемоданах «дикарей» оказались галстуки, пиджаки и безупречно отглаженные белые рубашки и брюки, остается, пожалуй, главной загадкой картины.

На самом деле, если придумать гардероб «привилегированной» молодежи Наталье Пановой было нетрудно, то осуществить задуманное в СССР начала 60-х было задачей посложнее. Костюмы собирали с миру по нитке. Например, найти эффектные купальники в магазинах было нереально — так что один из них художница одолжила у одной из отдыхающих на пляже, а еще один — у жены режиссера Генриха Оганесяна, которой даже пришлось выплатить компенсацию 17 рублей — после съемок купальник пришел в негодность и его выбросили. Не обошлось и без главных байеров СССР — фарцовщиков: через них, например, доставали мужские рубашки, плавки и шорты — те самые, из-за которых актеры потом не раз попали в милицию.

Основная «говорящая» деталь в образах героев Миронова, Жарикова и Нилова — их бороды. В начале отпуска «одичавшие» друзья дают друг другу клятву не бриться до отъезда домой. В СССР борода считалась признаком «запущенности» и оторванности от системы. Известно, что актеров, которые разгуливали по Судаку в таком «странном» виде, периодически забирали в милицию за неподобающий внешний вид (ко всему прочему они были еще и в шортах — чтобы как следует загореть), так что им даже пришлось выдать справки о том, что «неприлично» выглядеть этим гражданам положено по долгу службы.

Тем символичнее кажется преображение персонажей Миронова и Жарикова ближе к концу фильма. Ветеринар и дипломат, уже по уши влюбленные в дрессировщицу и актрису, сбривают бороды — потому что больше не хотят чувствовать себя «дикарями». Ну и потому что женщинам, видимо, наконец удалось их «одомашнить». С бородой отказывается расстаться только неуживчивый физик в исполнении Геннадия Нилова — тем более что для него романтического варианта развития событий не предусмотрено.

Источник

Мелодии экрана. «Три плюс два»

Лето, солнце, море, пора отпусков. Вспомнилась советская лирическая комедия «Три плюс два» и, конечно весёлая песенка из этого фильма.

Тем, кому интересно, расскажу о том как снимался этот фильм. А кому не интересно, могут сразу переходить к просмотру клипов.

Сценарий для фильма написал Сергей Михалков — в основу легла его же пьеса «Дикари», которая была поставлена на сцене Театра им. Ермоловой ещё в 1958 году. Главные роли «дикарей» играли Георгий Вицин, Вячеслав Тихонов, Николай Рыбников, а «дикарок» — театральные актрисы Валерия Бескова и Тамара Трушина. Предполагалось, что в фильме будут играть актёры если не те же самые, то хотя бы возрастной категории «за 30», как и в театре, но режиссёр решил омолодить мужской состав, тем более, что в пьесе самому старшему герою было всего 29 лет.

Режиссёра выбрал сам Михалков — им стал Генрих Оганисян, который до этого снял фильм «Приключения Кроша» с Никитой Михалковым в одной из главных ролей. Никиту прочили в «Три плюс два» на роль Романа, но у режиссёра было свое видение будущей картины и своеобразный подход к пробам… Первым заданием для актёров было назвать без запинки название города, где проходили пробы — Клапкалнциемс, и если актёр Оганисяну чем-то не нравился, то он отсеивался на этом этапе.

Наталья Фатеева и Наталья Кустинкая были среди десятков актрис, балерин и манекенщиц, мечтавших сыграть Зою и Наташу. Режиссёр хотел снимать Фатееву в роли актрисы Наташи, а укротительницей Зоей стала бы Лия Алёшникова, но Фатеева поставила ультиматум: или Зоя, или она отказывается сниматься. Режиссёр уступил. Роль Зои сыграла Наталья Кустинская, которой так долго не отвечали после проб, что она начала сниматься в другом фильме, а потом металась между Ленинградом и Новым Светом. Усилия принесли результат: второй фильм оказался проходным, а «Три плюс два» принесли ей бешеную популярность, портреты на открытках и звание «советской Брижит Бардо».

Для того, чтобы актёры приобрели необходимый «дикий» вид, режиссёр запретил Миронову, Нилову и Жарикову бриться и велел к съёмкам как следует загореть. Актёры уехали в Крым, начали обрастать и ходить исключительно в шортах, которые купили тут же у фарцовщиков. За эти шорты, в которых они появлялись и вне съёмочной площадки, их не раз забирали в милицию. Тогда считалось, что это заграничный стиль и так ходить неприлично. Пришлось выписать справки, что идут киносъёмки и актёрам такой вид нужен для роли. Пострадала из-за одежды и Наталья Фатеева. Как-то съёмочная группа выбралась в ялтинский ресторан, а актриса прямо со съёмочной площадки пошла в укороченных брюках. На пороге её развернули: вышел указ женщин в брюках в рестораны не пускать… Пришлось всем идти в кафе попроще.

На съёмочной площадке разгорелся роман Натальи Фатеевой и Андрея Миронова. Для него это было первым серьёзным чувством, а у актрисы к тому моменту за плечами был развод и ребёнок от предыдущего брака. Во время съёмок влюбленные постоянно проводили свободное время вместе, подальше от всех, а когда работа была закончена — Миронов захотел представить возлюбленную родителям. Фатеева на знакомство поехала с сыном, чтобы сразу не было никаких вопросов. После этой встречи роман сошёл на нет — властная мать актёра Мария Владимировна потенциальную невестку не одобрила.

Фильм снимали сразу в двух форматах — обычном или широкоэкранном. Но дело в том, что большинство кинотеатров в СССР не были адаптированны под широкоформатное изображение и эту версию показывали только в самых крупных городах. Широкоэкранная версия на 22 минуты больше, чем обычная, некоторые сцены сняты и смонтированы по-другому. Специально для неё были сняты титры в виде написанных на песке фамилий актёров, которые смываются набежавшей волной, а в первых сценах показываются стандартные южные пляжи, на которых яблоку негде упасть, что объясняет стремление молодых людей уехать подальше «дикарями»… Впервые широкоформатная версия была показана по телевидению в 2014 году.

Музыку к фильму написал композитор Андрей Волконский. Но, когда дело дошло до монтажа, а проходил он в Риге, выяснилось, что аранжировки композитора абсолютно не устраивают режиссера Оганесяна. Надо было срочно искать выход. Тогда решили пригласить Раймонда Паулса, а тот позвал музыкантов из рижских ресторанов… Плёнка с широкоэкранной версией хранилась на Рижской киностудии. Но после распада Советского Союза она долгое время считалась утерянной. И вот случилось чудо: после длительных поисков одна из копий всё же обнаружилась в закромах Госфильмофонда…

А теперь давайте послушаем песню из этого замечательного фильма, которую исполняют Аида Ведищева и Геннадий Нилов.

Аида Ведищева и Георгий Нилов — «Все говорят»

А теперь послушаем музыку из фильма. Клип, к сожалению, не очень хорошего качества.

Те из Вас, кто не смотрел эту замечательную комедию, могут посмотреть её прямо здесь в нашем журнале.

Фильм «Три плюс два» (1963 год)

Источник

Три плюс два (1963)

Регистрация >>

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

тексты песен

Пусть говорят
муз.Андрей Волконский, сл.С. Михалков

Все говорят: «Любовь — это яд.
Любовь — это яд. Любовь — это яд.»
Но сердцу любить нельзя запретить.
Нельзя запретить, нельзя запретить.

Ведь не любить — значит не жить.
Кто даст ответ так или нет?
Ведь не любить — значит не жить.
Кто даст ответ так или нет?

Тот кто влюблен навек покорен.
Навек покорен, навек покорен.
Он ночью и днем с любовью вдвоем.
С любовью вдвоем, с любовью вдвоем.

Ведь не любить — значит не жить.
Кто даст ответ так или нет?
Ведь не любить — значит не жить.
Кто даст ответ так или нет?

Источник

Оцените статью