- ТРИ ТАНКИСТА
- Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро): аккорды песни
- Текст песни «Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)» с аккордами для гитары
- Аппликатуры аккордов для гитары на песню “Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)”:
- Видео/Клип на песню “Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)”:
- Дан. и Дм. Покрасс, Б. Ласкин. ТРИ ТАНКИСТА
- ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
- ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
- ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
- Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
- ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ТЕКСТ
- ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». АВТОРЫ
- ДМИТРИЙ ПОКРАСС
- ДАНИИЛ ПОКРАСС
- БОРИС ЛАСКИН
- ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
ТРИ ТАНКИСТА
Советские песни
–
Тексты, аккорды, видео разбор
–
Музыка Дм. и Дан. Покрасс Слова Б. Ласкин
–
–
–
–
рекомендуемый рисунок:
_ _ Am Dm Am
На границе тучи ходят хмуро,
_ _ Am E Am
Край суровый тишиной объят.
F C A7 Dm
У высоких берегов Амура
_ _ Am E Am
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Там живут — и песня в том порука –
Нерушимой, крепкою семьей
Три танкиста, три веселых друга —
Экипаж машины боевой.
На траву легла роса густая,
Полегли туманы широки.
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.
Но разведка доложила точно, —
И пошел командою взметен,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Мчались танки, ветер подымая,
Наступала грозная броня.
И летели наземь самураи
Под напором стали и огня.
И добили — песня в том порука
Всех врагов в атаке огневой
Три танкиста, три веселых друга
Экипаж машины боевой.
Источник
Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро): аккорды песни
Текст песни «Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)» с аккордами для гитары
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стои т, отваж ен и силён,
У гра ниц земли дальневосточной
Бронево й удар ный батальон.
Там жив ут – и пес ня в том порука
Неруш имой, кре пкою семьёй
Три танки ста – три веселых друга
Экип аж маши ны боевой .
На траву легла роса густая,
Полегли туман ы, широки.
В эту но чь решили самураи
Перейти границ у у реки.
Но разве дка д оложила точно :
И пош ёл, кома ндою взметён,
По родной земле дальневосточной
Бронево й удар ный батальон.
Мчались та нки, вете р подымая,
Наступа ла грозн ая броня.
И летел и наземь самураи,
Под напо ром стал и и огня.
И доб или – пе сня в том порука —
Всех врагов в атаке огневой
Т ри танкист а – три веселых друга
Экип аж маши ны боевой !
Аппликатуры аккордов для гитары на песню “Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)”:
Видео/Клип на песню “Три танкиста (На границе тучи ходят хмуро)”:
Источник
Дан. и Дм. Покрасс, Б. Ласкин. ТРИ ТАНКИСТА
Музыка Дан. и Дм. Покрассов, слова Б. Ласкина
ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
Размер 4 / 4
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
Текущая тональность: ми минор
I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.
ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ТЕКСТ
На границе тучи ходят хмуро,
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный,
Там стоит, отважен и силен,
У границ земли дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Там живут — и песня в том порука —
Нерушимой, крепкою семьёй
Три танкиста — три веселых друга —
Экипаж машины боевой.
На траву легла роса густая,
Полегли туманы, широки.
В эту ночь решили самураи
Перейти границу у реки.
Но разведка доложила точно,
И пошел, командою взметен,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон.
Мчались танки, ветер подымая,
Наступала грозная броня.
И летели наземь самураи
Под напором стали и огня.
И добили — песня в том порука
Всех врагов в атаке огневой
Три танкиста — три веселых друга —
Экипаж машины боевой!
Две последние строки куплетов повторяются
ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». АВТОРЫ
Советский композитор Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978)
ДМИТРИЙ ПОКРАСС
Дмитрий Яковлевич Покрасс родился 7 ноября (26 октября) 1899 года в Киеве в семье торговца колбасными изделиями. С 1913-го по 1917-й год учился в Петроградской консерватории по классу фортепиано у М. Гелевера. С 1917-го начал выступать в Киеве как аккомпаниатор эстрадных концертов. С 1919-го по 1922-й год композитор служил в Политотделе в 1-й Конной армии, а в 1923-м поселился в Москве, где начал работать в области эстрадной музыки как композитор и пианист. Дмитрий Покрасс был заведующим музыкальной частью и главным дирижёром ряда московских драматических театров и эстрадных коллективов, а с 1936-го по 1972 год — руководителем эстрадного оркестра Центрального дома культуры железнодорожников. Свою композиторскую деятельность Дмитрий Покрасс начал в рядах 1-й Конной армии песней «Марш Будённого» (слова А. Д’Актиля, 1920). Другие популярные песни были написаны преимущественно в соавторстве с братом — Даниилом Яковлевичем Покрассом, с которым композитор сотрудничал с 1932-го по 1954-й год. Братьям принадлежат многие популярные советские песни: «Конноармейская» (слова А. Суркова, 1936), «Москва майская» (слова В. Лебедева-Кумача, 1937), «Прощание» (слова М. Исаковского, 1938), «То не тучи, грозовые облака» (слова А. Суркова, 1938), «Если завтра война» (слова В. Лебедева-Кумача, 1938), «Марш танкистов» и «Три танкиста» Б. Ласкина, 1939), «Не скосить нас саблей острой» (слова В. Лебедева-Кумача, 1939). Среди песен, написанных после смерти брата, можно назвать «Марш мотопехоты» (слова Е. Долматовского, 1957), «Песню о Ленине» («Берёзка», слова А. Пришельца, 1960), «На ученье, как в сраженье» (слова О. Колычева, 1973), «Великий город» («Песня о Москве», слова А. Пришельца, 1974), «Люба, Любушка, Любовь» (сл. П. Градова, 1974), «Родной городок» (слова М. Светлова, 1974), «Марш БАМ» (слова M. Вершинина, 1975), «Моя армия» (слова М. Матусовского, 1975), «В последнем бою» (слова А. Жарова, 1975). Композитор имеет звание Народного артиста СССР (1975) и Лауреата Сталинской премии (1941). Дмитрий Яковлевич Покрасс умер 20 декабря 1978 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский композитор Даниил Яковлевич Покрасс (1905—1954)
ДАНИИЛ ПОКРАСС
Даниил Яковлевич Покрасс родился 30 ноября (17 ноября по старому стилю) 1905 года в Киеве в семье торговца колбасными изделиями. С 1917-го по 1921-й год учился в Киевской консерватории по классу фортепиано у С. Тарновского и Ф. Блуменфельда. С 1921-го года Даниил Покрасс жил в Москве, где учился композиции у Н. Рославца и работал вместе с братом Дмитрием в Театре художественных миниатюр «Палас». С 1936-го по 1951-й год композитор был одним из музыкальных руководителей оркестра Центрального дома культуры железнодорожников. Одним из первых произведений Даниила Покрасса стала песня «Эх, лошадушки, быстрей» на стихи Е. Борисова, опубликованная в издательстве «АМА» в 1926-м году. Однако наибольшую популярность завоевали песни, написанные совместно с братом — Дмитрием Яковлевичем Покрассом, с которым Даниил сотрудничал с 1932-го года и до самой смерти. Среди них: «Конноармейская» (из кинофильма «Рабоче-крестьянская», слова А. Суркова, 1936), «Москва майская» (из кинофильма «Двадцатый май», слова В. Лебедева-Кумача, 1937), «Прощание» («Прощальная комсомольская», слова М. Исаковского, 1938), «То не тучи, грозовые облака» (из кинофильма «Я — сын трудового народа», слова А. Суркова, 1938), «Если завтра война» (слова В. Лебедева-Кумача, 1938), «Марш танкистов» и «Три танкиста» (из кинофильма «Трактористы», слова Б. Ласкина, 1939), «Не скосить нас саблей острой» (из кинофильма «Дума про казака Голоту», слова В. Лебедева-Кумача, 1939). Кроме вышеперечисленных песен композитор является также автором «Увертюры на тюркские темы» для симфонического оркестра, струнного квартета и музыки к кинофильмам. Даниил Яковлевич Покрасс умер 16 апреля 1954 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Советский поэт Борис Савельевич Ласкин (1914—1983)
БОРИС ЛАСКИН
Борис Савельевич Ласкин родился 4 августа 1914 года в городе Орша Могилёвской губернии. В 1918-м году переехал в Москву, где в 1935-м окончил сценарный факультет ВГИКа, а с 1938-го начал свою литературную деятельность, а также сотрудничество с кинематографом. Своим современникам Ласкин был известен прежде всего как киносценарист, поэт, прозаик, драматург, а также автор юмористических рассказов и интермедий. Среди наиболее популярных кинофильмов, снятых по сценарию поэта, стоит назвать фильмы «Карнавальная ночь» (совместно с В. Поляковым, режиссёр Э. Рязанов, 1956), «Девушка с гитарой» (совместно с В. Поляковым, режиссёр А. Файнциммер, 1958), «Дайте жалобную книгу» (совместно с А. Галичем, режиссёр Э. Рязанов, 1965). Борис Ласкин является автором пьес «Школьные товарищи» (1945), «Беспокойные люди» (1947), «Время любить» (1960), а также (совместно с В. Дыховичным и М. Слободским) либретто оперетты «Одиннадцать неизвестных» Никиты Богословского. Наиболее популярные песни на стихи Бориса Ласкина — «Спят курганы тёмные» из кинофильма «Большая жизнь» (композитор Н. Богословский, 1939), «Три танкиста» и «Марш танкистов» из кинофильма «Трактористы» (композиторы Дмитрий и Даниил Покрасс, 1939). Борис Савельевич Ласкин умер 22 августа 1983 года. Похоронен в Москве на Донском кладбище.
ПЕСНЯ «ТРИ ТАНКИСТА». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Три танкиста — три веселых друга из кинофильма «Трактористы». Актёры (слева направо): Пётр Савин, Артавазд Кефчиян, Николай Крючков (Клим Ярко)
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы».
В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина и другие — замечательный ансамбль творческих индивидуальностей, ставших открытием нашего кинематографа, любимцами молодежи. В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — «Экипаж машины боевой».
Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина (1914—1983) и композиторов Дмитрия и Даниила (1905 — 1954) Покрасс, был режиссер-постановщик «Трактористов» Иван Александрович Пырьев.
Вспоминая впоследствии о времени, когда создавался этот фильм, он писал: «Шел 1938 год. Международное положение все больше и больше осложнялось. В воздухе пахло порохом, пахло войной. Германский фашизм с благословения англо-американского империализма начал оккупацией Австрии свои агрессивные действия. На Дальнем Востоке Япония, захватив Центральный Китай и Маньчжурию, сделала пробное провокационное нападение на границе нашей Родины. Нападение это, как известно, закончилось для самураев печально. Советские танкисты разгромили и полностью уничтожили несколько японских дивизий. Один из этих героев-танкистов, участник знаменитой битвы у озера Хасан, и был задуман нами как основной герой будущего фильма…»
По сценарию, написанному Евгением Помещиковым, действие начиналось на Дальнем Востоке, в танковом подразделении. Командир полка говорил добрые напутственные слова воинам, уходящим после окончания службы в запас. Однако в процессе разработки режиссерского сценария было решено начать фильм не с этой сцены, а с песни. Песни не было. И тогда Пырьев пригласил к себе поэта Бориса Ласкина и сказал ему, что нужна песня, в которой нашла бы отражение тема обороны наших границ, подвиг славных героев-танкистов, участников боев на Хасане.
«Ясно? — спросил Пырьев и добавил тоном, не допускающим возражений, — песня должна быть готова завтра к часу дня…»
«Я сказал, что подумаю, — вспоминал Б. Ласкин, — и вышел от режиссера несколько растерянный. Мне никогда не приходилось бывать на границе, не видел я боевых действий наших танкистов, хотя в армии к тому времени уже успел отслужить и потому определенное представление об этом грозном роде войск у меня сложилось. События, происшедшие на Дальнем Востоке, в то время очень остро переживали все советские люди. Думал о них и я». И начали складываться строчки:
На границе тучи ходят хмуро.
Край суровый тишиной объят.
У высоких берегов Амура
Часовые Родины стоят…
С готовым текстом Ласкин отправился к братьям Покрасс, авторам музыки будущего фильма. «Этому трудно поверить, — говорил он потом, — но песня была готова через 30 — 40 минут. Это был тот счастливый случай, когда слова и мелодия сразу нашли друг друга».
Позвонили Пырьеву. Тот не заставил себя долго ждать. Прослушав песню в исполнении авторского «трио», Иван Александрович попросил повторить ее и задал только один вопрос: «А у танкистов есть слово «экипаж»?» Получив утвердительный ответ, режиссер сказал «годится», забрал листок со словами, клавир песни, попрощался и ушел. А на другой день песню «Три танкиста» уже записывали в павильоне «Мосфильма» артисты Николай Крючков, Петр Савин и Арто Кефчиян — исполнители главных ролей в фильме.
Пырьеву так понравилась песня и ее исполнение, что он отказался от первоначального замысла, исключил из сценария сцену проводов в танковом подразделении и начал фильм тем самым эпизодом, который мы и видим после титров: в купе вагона едут домой герои боев на озере Хасан, они поют «Три танкиста» и наперебой приглашают друг друга в гости.
Эта песня, по признанию самого Пырьева, придала фильму «с самого начала музыкальный и несколько романтический характер». Песню очень полюбили, ее можно было услышать всюду. С новой силой зазвучала она в дни Великой Отечественной войны, в короткие и редкие минуты солдатских привалов. Вспомним в «Теркине» у Твардовского:
И, сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Здесь повел о трех танкистах,
Трех товарищах рассказ.
Не про них ли слово в слово,
Не о том ли песня вся.
И потупились сурово
В шлемах кожаных друзья.
На фронте бытовало в те годы немало переделок и вариантов этой замечательной довоенной песни, в том числе и тот, что сочинен был самим Б. Ласкиным и прозвучал в исполнении Н. Крючкова в одном из выпусков боевого киносборника «Победа — за нами!»
Известны и многочисленные послевоенные варианты песни.
Так уж случилось, что автор «Трех танкистов» Борис Савельевич Ласкин попал к своим героям, охраняющим Родину на высоких берегах Амура, лишь через тридцать с лишним лет после того, как песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы». «Приехал я туда с группой писателей, — вспоминал он об этой памятной для него поездке, — выступали во многих местах — у студентов, школьников, на предприятиях, и колхозах. Но самые незабываемые минуты — это те, которые мы провели у пограничников. Представьте, не успел я прочесть и двух строчек — “На границе тучи ходят хмуро”, — как раздались аплодисменты. Я увидел радостные и удивленные глаза воинов. Да, да, удивленные, потому что молодым людям казалось, что песня существует неизвестно с каких времен и автора давно уже нет и в помине. А тут вдруг перед ними вот он, живой и невредимый…»
Выступление перед пограничниками прошло успешно. В заключение воины подарили гостям живописное панно. На нем типично «пограничный» пейзаж: наряд с собакой, пограничный столб, а внизу слова; «У высоких берегов Амура часовые Родины стоят», давно уже ставшие крылатыми.
Песня эта прожила долгую жизнь, живет она и сегодня. И все это время многим не дает покоя судьба отважного песенного «экипажа машины боевой». Не раз обращались к Ласкину юные следопыты из разных городов страны, журналисты, чтобы узнать, кого же имел он в виду, когда писал песню про трех танкистов. А однажды «Комсомольская правда» опубликовала рассказ уважаемого человека, бывшего танкиста, утверждавшего, что на сочинение песни «Три танкиста» автора вдохновили подвиги его танкового экипажа.
«Мне не хотелось огорчать этого командира танка, и я не стал ничего уточнять, — прокомментировал публикацию газеты Борис Савельевич. — Кроме этой бесхитростной песни, была у меня еще и «Спят курганы темные», которая поведала о том, как «вышел в степь донецкую парень молодой». Так вот, если бы у меня спросили — какой именно танковый экипаж я имел в виду и на какой шахте работает нынче парень молодой, я бы ответил, что не могу назвать поименно ни состав танкового экипажа, ни фамилии донецкого шахтера и места его работы… В истории нашей Родины было великое множество героев войны и героев мирного труда. Им и были посвящены и мои песни и сотни других песен».
Источник