Трио для фортепиано франц шуберт

Франц Шуберт. Фортепианное трио № 2 ми-бемоль мажор

Одно из лучших своих камерно-инструментальных произведений с участием фортепиано – Трио № 2 ми-бемоль мажор – Франц Шуберт создал в 1827 г. Уже был завершен «Зимний путь» – мрачнейший вокальный цикл. Подобно Фортепианному трио № 1 си-бемоль мажор, написанному до начала работы над циклом, этот камерный ансамбль противопоставляется ему по образному строю, но отличается он и от си-бемоль мажорного трио. Если в предыдущем фортепианном трио царило беззаботное наслаждение жизнью, то Трио № 2, тоже будучи оптимистичным по своему духу, представляется более драматичным. В его образном строе находится место и для сомнений, и разочарований, и для романтического разлада между идеалом и реальностью, и даже для борьбы, ценой которой достигается радость жизни – в то время как в Трио № 1 она принимается как данность. Такая действенность в некотором отношении сближает Шуберта в этом произведении с Людвигом ван Бетховеном, хотя о подражании говорить нельзя – все же романтические тенденции у Шуберта преобладают над классическими. Взаимодействие этих двух начал находит воплощение в музыкальной драматургии произведения, в которой приемы сквозного мотивно-тематического развития переплетаются с вариационными принципами, а тематизм обобщенного характера соседствует с темами, имеющими жанровую природу. Драматизм трио позволяет говорить даже о скрытой программности, но она связана не с какими-либо литературными источниками, а с теми сюжетами, которые, возможно, рождались в воображении композитора.

Однозначно определить жанровую природу Фортепианного трио ми-бемоль мажор весьма сложно: в нем есть и лирика, и драматизм, и героическое начало, и эпическое. Можно сказать, что оно стало истинной «квинтэссенцией» образного строя камерно-инструментального творчества Франца Шуберта, вобрав в себя различные его стороны.

Контрастность в этом произведении выражена весьма ярко. В особенности она проявляется в первой части – Allegro – с ее диаметрально противоположными по образному содержанию темами экспозиции. Главная партия перекликается с волевыми, героическими бетховенскими мелодиями. В особенности это можно отнести к первой ее фразе с ее решительными ходами по аккордовым звукам, главным образом – по звукам тонического трезвучия (мимолетное появление субдоминанты не способно поколебать эту устойчивость, а активную действенность темы не снижает даже общая нисходящая направленность движения). Побочная партия совсем иная – напевная, но ее кантиленность сочетается с оттенком танцевальности и даже с подвижностью. Песенной ее назвать нельзя – это чисто инструментальная кантилена, особое очарование придает ей тонкое, прозрачное изложение. Она выглядит воплощением того идеала, к которому всегда стремится мечта, но в суровой действительности он остается недостижимым – и эта недостижимость подчеркнута тональной изолированностью побочной партии: она излагается в си миноре, весьма далеком от основной тональности – ми-бемоль мажора (впрочем, си минор энгармонически равен до-бемоль минору, являющемуся для ми-бемоль мажора тональностью шестой низкой ступени, которая встречается у Шуберта не так уж редко). Но побочная партия «изолирована» не только тонально – она не участвует в последующем развитии, зато весьма важную роль приобретает в разработке заключительная партия, переходящая от лирического томления к интонациям страстной мольбы или даже протеста. Образы мужества и решительности возвращаются в репризе и коде, но в энергичную коду вплетаются интонации побочной партии: противоречие между мечтой и реальностью не разрешено.

Вторая часть – Andante con moto – во многом перекликается с вокальным циклом «Зимний путь». В ее основной теме присутствуют те же ритмоинтонации, что и в песнях «Спокойно спи» и «Одиночество», а сопоставление контрастных разделов напоминает форму песни «Весенний сон». Но основная тема интонационно связана и с побочной партией предшествующей части. Вторая тема – мягкая и созерцательная – в процессе развития сближается с героикой главной партии первой части, приобретает действенную напряженность и первая тема. При последнем проведении первая тема приобретает некоторую просветленность.

Очень оптимистичным выглядит третья часть – скерцо. В его крайних разделах ярко выражено танцевальное начало, воплощенное в угловатых ритмических фигурах. В противоположность крайним разделам, трио уходит далеко от бытовой музыки: тема – сама по себе простая и даже незатейливая – проводится в имитации, и эти полифонические приемы выявляют в ней волевое начало, перекликающееся с главной партией первой части, но внезапно возникают ладовые и ритмические контуры побочной партии.

В основной теме финала – Allegro moderato – объединены различные жанровые черты, в ней есть и маршевость, и танцевальность, и песенность, а мелодические контуры напоминают главную партию первой части – и это позволяет драматизировать тему в процессе развития. Форма финала близка к рондо: сопоставление разнохарактерных тем, повторы, но эпизоды разработочного характера вносят элемент сонатности. Так возникает диалектическое единство устойчивости и изменчивости, которое и становится основанием оптимистической концепции Трио ми-бемоль мажор.

Источник

Трио для фортепиано франц шуберт

Это трио с легко запоминающимся номером опуса так хорошо, что решил собрать воедино из разных источников в сети и прослушать разные исполнения и вот что получилось. У Буриданова осла выбор был полегче.

С некоего эмпэтришного сайта утянул и порезал на треки 6 исполнений:

1) Jean-Philippe Collard (piano), Augustin Dumay (violin), Frederic Lodeon (cello). Жан-Филипп Коллар (фортепиано),Огюстен Дюмэ (скрипка), Фредерик Лодеон (виолончель)
2)`Московское Трио`: Александр Бондурянский — фортепиано, Владимир Иванов — скрипка, Михаил Уткин — виолончель.
3) Лев Оборин (фортепиано) Давид Ойстрах Святослав Кнушевицкий (виолончель) Запись — 1947 года.
4) Ансамбль `Les Musiciens` Жан-Клод Пеннетье (фортепиано) Ролан Пидо (виолончель) Габи Па-Ван Рит (флейта) Harmonia Mundi France 1980г.
5) Яша Хейфец (скрипка) 1965г. (Heifetz, Lateiner, Piatigorsky — запись 18-19.08.1965 года.)
6) Франк Брале (фортепиано) Рено Капюсон (скрипка) Готье Капюсон (виолончель) Frank Braley, piano Renaud Capucon, violin Gautier Capucon, cello
=============================================
и 4 исполнения — это уже с Погружения:

7) La Gaia Scienza — Federica Valli fortepiano Stefano Barneschi violin Paolo Beschi violoncello (1998 W&W)
http://intoclassics.net/news/2012-02-14-12648 спасибо unrotten
8) Wanderer Triо — Vincent Coq — piano Jean-Marc Phillips-Varjabedian — violin Raphael Pidoux — cello Schwetzingeni Fesztival 2009 http://intoclassics.net/news/2013-03-22-20588 спасибо Палыч (CUE сделал)
9) Vienna Piano Trio — Wolfgang Redik, violin Matthias Gredler, violoncello Stefan Mendl, piano 2002.
http://intoclassics.net/news/2012-01-02-26514 спасибо unrotten
10) Trio Badura-Skoda, Janigro, J.Fournier Пауль Бадура-Шкода, Жан Фурнье, Антонио Янигро
http://intoclassics.net/news/2013-11-27-34723 спасибо AntuanFlemondon
============================================
и 9 исполнений вычленено с Рутрекера:

11) Трио `Florestan` Энтони Марвуд (скрипка) Ричард Лестер(виолончель) Сьюзен Томес (фортепиано) 2002
12) Jos van Immerseel, Fortepiano Vera Beths,Violin Anner Bylsma, Violoncello 1996
13) Beaux Arts Trio Menahem Pressler-piano, Daniel Guilet — violin, Bernard Greenhouse — violoncello 1966
14) Gerhard Oppitz — pino, Dmitry Sitkovetzky — violin, David Geringas — violoncello 1986/2001
15) Дар-трио Александр Калашков скрипка, Рустам Комачков виолончель, Дмитрий Климов ф-но 2001
16) Wu Han piano, Philip Setzer violin, David Finckel cello 2008
17) Wanderer Trio 2000
18) Rudolf Serkin (piano), Adolf Busch (violin), Hermann Busch (cello) (23 October 1935)
19) Eugene Istomin piano, Isaac Stern violin, Leonard Rose Cello 1969

Итого, почти 2 Гб.

Александр (SingSong) добавил ссылку на ещё одно исполнение (Rubinstein, Szeryng, Fournier):

Ссылки на 12 исполнений от Antuan Flemondon (AntuanFlemondon):

Odeon Trio, 1980
Schiff, Schiokawa, Perenyi, 1995
Stern Trio, 1969
The Mozartean Players, 1992
Trio Dali, 2011
Borodin Trio, 1981
Casals, Schneider, Horszowski, 1952
Castle Trio, 1991
Galimir, Varga, Nadas, 1950
Grumiaux, Fournier, Magaloff, 1972
Hansen, Röhn, Troester, 1954
Trio di Trieste, 1967

Михаил (musicaweb) добавил трио — Оцифровка винила, mp3-256 : пианист Игорь Жуков, скрипач Григорий Фейгин и виолончелист Валентин Фейгин.

Источник

Франц Шуберт. Трио № 2 ми-бемоль мажор

Народный рейтинг популярности: 40611

Франц Шуберт. Фортепианное трио № 2 ми-бемоль мажор. Соч. 100, часть 2 — Анданте | Trio No. 2 in E-flat major for piano, violin, and violoncello, Op. 100, D. 929: II. Andante con moto

Вторая часть (анданте) трио ми-бемоль мажор Шуберта — та самая музыка из рекламы «Мегафон»

Трио для фортепиано, скрипки и виолончели из 4 частей:

  1. Allegro
  2. Andante con moto
  3. Scherzando
  4. Allegro moderato

Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.

Комментарии (5)

Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.

Также Вы можете добавить мелодию на сайт самостоятельно. 🔎 Не получается найти музыку ?

Список использованных произведений находится в разделе «Музыка». Там же есть поиск по названию и композитору. 🤔 Указано неправильное название ?

Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.

Мы обсудим замечания с Клубом защиты музыки от неверных названий и внесём поправки, либо объясним, почему именно такое название использовано.

    🎓 22.02.2019 14:23 Татьяна | Трио № 2 ми-бемоль мажор

Сразу же вспомнила замечательный французский фильм «Пианистка» с прекрасными актёрами Изабель Юппер и Бенуа Мажимель. Там есть сцена, где любители музыки репетируют дома Трио Шуберта так, как это было принято в Австрии, Германии, Чехии. Собственно эта традиция до сих пор сохранилась почти во всех европейских странах. Любительское музицирование было на очень высоком профессиональном уровне. Квартеты Гайдна, Моцарта, Бетховена, камерные ансамбли Шуберта были написаны для любителей домашнего музицирования. А у нас, увы, из огромного камерного наследия есть только «Форель» и Трио Es dur Шуберта. Как жаль!

Сначала подумал, что неплохо бы этот фрагмент фильма приложить как иллюстрацию, но посмотрев немного фильм, вынужден отказаться. Чересчур откровенные сцены.

Фильм Пианистка надо обязательно досмотреть до конца. Только тогда будет понятно ПОЧЕМУ в нём много «откровенных» сцен. А фрагмент с репетицией Трио совершенно безобиден, там нет ничего откровенного. Но, конечно, Вы поступаете так, как считаете правильным Спасибо за ответ.

Может быть, пришло время добавить третью часть трио ми-бемоль мажор Шуберта? Как по мне — одна из вершин его творчества. И рекламу «Мегафона» помнят очень многие 🙂 https://www.youtube.com/watch?v=e52IMaE-3As — прекрасное исполнение, и часть как раз нужная.

Лобби Шуберта одерживает очередную аргументированную победу )))

Мы такие, мы можем! Спасибо большое!

* Отрывки «Франц Шуберт. Трио № 2 ми-бемоль мажор» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.

Источник

Франц Шуберт. Фортепианное трио № 1 си-бемоль мажор

В 1827 г. Франц Шуберт создает два фортепианных трио – си-бемоль мажорное и ми-бемоль-мажорное. Их можно считать высшим достижением композитора в области камерно-ансамблевых сочинений, в которых участвует фортепиано. Хронологически они «окружают» одно из наиболее трагедийных творений композитора – вокальный цикл «Зимний путь»: создание первого из них непосредственно предшествовало началу работы над этим песенным циклом, второе же было написано после его завершения, однако по своему образному строю фортепианные трио отнюдь не родственны «Зимнему пути» и даже противоположны ему. Если «Зимний путь сам композитор называл «циклом ужасных песен», подразумевая их трагическое, даже безнадежное содержание, то оба трио представляются удивительно светлыми произведениями. Если «Зимний путь» стал выражением тех безрадостных мыслей и чувств, во власти которых находился Шуберт в ту пору, то два фортепианных трио представляются попыткой преодолеть их, вырваться из депрессивного состояния.

Особенно ярко проявилось это стремление в Фортепианном трио си-бемоль мажор. В нем нет и намека на разлад между мечтаниями и действительностью, столь характерный для романтического мироощущения и неоднократно воплощавшегося в камерно-инструментальных произведениях Франца Шуберта, нет и обращения к «видениям» героического прошлого, как в некоторых квартетах – Трио исполнено бьющей через край юношеской энергии, неуемной радости жизни и задора молодости, а музыкальное высказывание отличается удивительной цельностью и непосредственностью, душевной теплотой.

Ощущение наслаждения жизнью, ее простыми радостями во многом связано с опорой на бытовые жанры эпохи, которая стала характерной чертой Трио си-бемоль мажор. В первой части – Allegro moderato – ритмоинтонации главной партии обладают ярко выраженными чертами маршевости, а облик побочной перекликается с такими бытовыми жанрами, как романс и ноктюрн. Контрастируя друг другу по жанровой природе, темы экспозиции не являются конфликтными, и потому первая часть, хотя и написана в сонатной форме, драматизма лишена. Сущность развития сводится не к столкновению контрастных образов, а к всестороннему воплощению сущности каждого из них, раскрытию их богато эмоционального потенциала. Будучи контрастными, темы экспозиции, тем не менее, остаются родственными друг другу и в интонационном плане, и в эмоционально-содержательном, обе они раскрывают различные грани одного образа, одного душевного состояния – воодушевленного наслаждения жизнью, радости.

Первая часть задает тон всему произведению – отсвет той незамутненной жизнерадостности, которая воплощена в ней, лежит и на трех последующих частях Трио си-бемоль мажор. Опора на бытовые жанры характерна и для них. Тематизм второй части – Andante un poco mosso – перекликается с народными итальянскими песнями. В третьей части – Scherzo, равно как и в финале – Rondo: Allegro vivace – богато представлены танцевальные жанры венских предместий. Ни в одной из частей Трио не возникает каких бы то ни было драматических коллизий – оптимистический взгляд на жизнь пронизывает собою все произведение.

Все права защищены. Копирование запрещено

Подобные посты

Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»

“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]

Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»

Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]

Риккардо Дриго. Балет «Талисман»

Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]

Источник

Оцените статью