«Нота дьявола» и хэви-металл
Церковь всегда славилась любовью к всевозможным запретам. Католическое духовенство в своё время забраковало даже музыку, точнее – конкретные ноты. Средневековые руководства по музыке (которая в ту эпоху, конечно же, была только «духовной») запрещали так называемые «ноты дьявола», за исполнение которых композиторы могли понести наказание. Эти «дьявольские ноты» — обычные тритоны, то есть интервалы в три музыкальных тона (или шесть полутонов). Если исполнить одновременно два звука, находящиеся на этом расстоянии друг от друга, получится мрачный диссонанс, который и ассоциируется с чем-то «сатанинским».
Даже когда времена изменились и церковные запреты были сняты, музыканты долгое время игнорировали этот интервал и не желали включать его в композиции. Даже в первой половине ХХ века в популярной музыке, даже западной, эти ноты не используются; а в классической если и фигурировали, то очень редко.
Всё изменилось, когда на британскую сцену вышла группа Black Sabbath. Это был, по сути, первый коллектив, «рискнувший» включить тритоны в свою музыку и сделавший на этом имя и себе, и всей «металлической» музыке в целом. Как вспоминают музыканты, в то время они просто хотели напугать людей: «Мы подумали тогда: очень много людей платят деньги за просмотр фильмов ужасов, а что они скажут про песню ужасов?». Мрачный стиль «саббатов», конечно, был не только коммерческой идеей, но в начале своего пути музыканты действительно искали способ заработать.
На долгие годы вся «тяжёлая» музыка стала ассоциироваться с чем-то мрачным, даже в том случае, если в песне указанного интервала нет; обыватели боялись слушать такую музыку, тем более если они были верующими. Но в музыкальном отношении это было своеобразным прорывом: многим стало ясно, что ничего страшного не произойдёт, если исполнять тритоны, да ещё на перегруженном звуке и на адской громкости, — дьявол не появится из преисподней. Сегодня смотреть или слушать всю музыку можно здесь и не только этой группы или вообще направления хэви-металл.
Сами Black Sabbath в такой музыке пытались выразить дух Бирмингема – в то время довольно скучного промышленного города. Здесь было много металлургических заводов, но кроме работы на них заняться было нечем; жизнь городских обывателей была скучной и мрачной, многие попросту спивались. Те, кто не спивался, играли в местных группах, которых здесь было довольно много. Как бы то ни было, отсюда происходят и другие знаменитые британские группы, в том числе Judas Priest.
Источник
Тритон как нота дьявола
А Вы знали, что тритон — это музыка Дьявола?
(греч. tritonon, от tri- — три и tonos — тон) — интервал, содержащий три целых тона. В диатоническом звукоряде три тона включают взаимно обращающиеся интервалы: увеличенная кварта (ув. 4) и уменьшённая квинта (ум. 5).
Тритон является сильным диссонансом.
Как построить тритоны?
Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.
Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI (пониженной) и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII (повышенной) и IV ступенях.
Как разрешаются тритоны?
Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые — уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 — в терцию.
В период раннего средневековья Тритон считали неприемлемым интервалом, который долгое время был запрещён в мелодическом и гармоническом виде как «diabolus in musica» («дьявол в музыке»). В строгом стиле ход голоса на этот интервал не допускался; теоретически запрещалось даже мелодичное последование двух больших терций, так как верхний звук 2-й терции образует Тритон по отношению к нижнему звуку первой терции (напр., в последовании терций f — а и g — h). В более поздних музыкально-теоретических трудах Тритоны стали относить к диатоническим интервалам discordantiae perfectae (лат.- совершенно несогласные), применение которых запрещалось в мелодии песнопений, выдержанных в церковных ладах.
С 16 века запрет на использование Тритона постепенно терял силу; в новом, контрапунктическом стиле, особенно в музыке драматичного характера, допускалось применение Тритона без разрешения его в тонику.
Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.
Источник
Тритон как нота дьявола
Евгений Антонов запись закреплена
КaК ВЗЛoМaТ5 СТРaNИцУ5 ВКontakte5 Instagramm
Тритон, «нота Дьявола» или «Адская Терция» — самый неустойчивый и диссонирующий аккорд в музыке, в своё время запрещённый к использованию в музыкальных произведениях католической церковью, из-за напряжённого «злого» звучания и поистине магического действия на людей — от всем знакомых «мурашек по коже» до самого настоящего погружения в транс. Считалось, что это сочетание звуков способно вызвать Дьявола.
Бах, Моцарт, Вагнер, Римский-Корсаков использовали его в своих творениях. Этот интервал способен своим ярким и острым звучанием подчеркнуть самые важные моменты музыки. И я лично знаю музыкантов, которые попросту отказываются играть произведения этих авторов содержащие тритон.
Сейчас этот аккорд прочно обосновался в рок-музыке и особенно в тяжёлом метале.
Источник
Берегись тритона! Ноты, написанные самим дьяволом
Это сочетание нот, которое называли «Дьяволом в музыке», заставит вас испытать тревогу. Не спрашивайте почему! Просто послушайте!
Песня «Black Sabbath» с дебютного альбома группы Black Sabbath, который называется Black Sabbath, построена на зловещем интервале тритоне, который в Средние века и в эпоху барокко назывался «Дьяволом в музыке» и был запрещен по причине своей резкой неблагозвучности. В тяжелом металле потом заездили этот прием:
Но волосатые рокеры из Бирмингема были отнюдь не первыми, кто использовал страшный интервал, который вызывает у слушателя дискомфорт и тревогу. В 1914-1916 годах английский композитор Густав Холст написал симфоническую сюиту «Планеты» из 7 частей — по количеству планет Солнечной системы. В части про Марс он мастерски использовал тритон. Вы можете услышать это на отметке в 4 минуты 24 секунд. По-моему, не менее мощно, чем у Black Sabbath! Тот факт, что во время написания этой вещи в Европе бушевала дичайшая мясорубка Первой мировой войны, делает эту музыку еще более впечатляющей:
А вообще тритон может звучать и вполне весело – именно на его основе построена главная тема из «Симпсонов»:
Да и в теме из «Розовой пантеры» первый аккорд, который мы слышим, основан на том же «Дьяволе в музыке»:
Источник
Тритон как нота дьявола
Само название этого интервала говорит о том, что он состоит трёх тонов. Этот звук противоречивый и не благозвучный.
С самого начала зарождения музыки дисгармоничные звуки считались проявлением демонизма. Ещё в начале 19 века, среди музыкантов, встречалось название «тритона» – «дьявол» или «черт в музыке». Были случаи, корда его использование, было попросту запрещено. Ведь по верованиям наших предков, музыкальные инструменты, попадая в ад, превращались в орудие для ужасных пыток. Сохранились картины, на которых, арфист – страдает привязанный к своему инструменту или лютня служит «позорным столбом» для музыканта.
Красивая музыка – положительные эмоции, связь с Божественным началом, с высшими силами. Соответственно дисгармония, режущая ухо разлаженность в звучании – это от дьявола.
Свою популярность «тритон» завоевывал постепенно. Бах, Моцарт, Римский-Корсаков использовали его в своих творениях. Этот и интервал способен своим ярким и острым звучанием подчеркнуть самые важные моменты музыкального произведения.
Хорошо, что этот, такой не благозвучный, но важный интервал не был забыт окончательно и сейчас способен приукрасить и обогатить, несмотря на свое страшное название, музыку.
Источник