Тритоны во всех тональностях ноты

Тритоны

Тритон – это диатонический интервал (то есть интервал, который образуется между ступенями звукоряда), состоящий из трех тонов. К тритонам относятся: увеличенная кварта (ув4), уменьшенная квинта (ум5).
Тритоны строятся в мажорных и минорных тональностях, в натуральном и гармоническом виде.

Тритоны – это неустойчивые интервалы, т.к. они строятся на неустойчивых ступенях лада. Именно поэтому они требуют разрешения по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые.
Принцип разрешения тритонов очень прост. Разрешение увеличенной кварты – двустороннее «расширение» (разрешается в малую сексту- м.6), разрешение уменьшенной квинты – двустороннее «сужение» (разрешается в большую терцию- б.3).

Главное, что нужно запомнить в этой теме – это ступени, на которых строятся эти интервалы. Здесь можно заметить очень важную закономерность – ув4 при обращении образует ум 5, и наоборот.

Построение интервалов:

Построение интервалов можно выполнять по-разному.

Некоторые просто запоминают тритоны по последовательности цифр, обозначающие ступени. То есть мажор – 47 62, минор – 62 47.

Можно выстраивать интервалы, предварительно построив умVII7 (уменьшенный вводный септаккорд). В этом аккорде находятся сразу две уменьшенные квинты, при обращении которых можно получить пару увеличенных кварт.

При построении тритонов важно помнить ступени, изменяющиеся в гармоническом виде мажора и минора. В гармоническом мажоре – понижается VI ступень, в гармоническом миноре – повышается VII ступень.

Источник

Тритоны натурального и гармонического видов мажора и минора

К тритонам относятся два интервала – уменьшенная квинта (ум. 5) и увеличенная кварта (ув.4). Их качественная величина составляет три целых тона, и они энгармонически равны (то есть звучат одинаково, несмотря на разную запись и название).

Это парные интервалы, так как ув.4 является обращением ум.5 и наоборот, то есть они взаимообращаемые. Если поднять на октаву нижний звук ум. 5, а второй звук оставить на месте, то получится ув. 4, и наоборот.

В тональности в условиях диатоники нам нужно уметь находить всего 4 тритона: две уменьшенных квинты и, соответственно, две увеличенных кварты. То есть две пары ум.5 и ув.4, одна пара этих интервалов присутствует в натуральном мажоре и натуральном миноре, а вторая дополнительно появляется в гармоническом мажоре и гармоническом миноре.

Они строятся только на неустойчивых ступенях – на VII, II, IV и VI. Из перечисленных ступеней VII может быть повышена (в гармоническом миноре), а VI может быть понижена (в гармоническом мажоре).

В целом, тритоны в одноименном мажоре и миноре совпадают. То есть в До мажоре и до миноре будут совершенно одинаковые тритоны. Будут различаться только их разрешения.

Уменьшенные квинты строятся на VII и II ступенях, увеличенные кварты – на IV и VI.

Разрешение тритонов основывается на двух принципах:

  • 1) при разрешении неустойчивые звуки должны переходить в устойчивые (то есть в звуки тонического трезвучия);
  • 2) уменьшенные интервалы уменьшаются (сужаются), увеличенные – увеличиваются (расширяются).

Уменьшенная квинта разрешается в терцию (при разрешении натуральных тритонов терция будет большой, гармонических – малой), увеличенная кварта разрешается в сексту (натуральные тритоны разрешаются в малую сексту, а гармонические – в большую).

Кроме диатонических тритонов в ладу в связи с альтерацией отдельных ступеней могут появляться дополнительные, так называемые хроматические тритоны, а также другие увеличенные и уменьшенные интервалы, их мы будем разбирать отдельно.

Тритоны являются очень важными интервалами, так как входят в состав двух главных септаккордов лада — доминантового септаккорда и вводного септаккорда.

Источник

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона. Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 2,5 тона, а в чистой квинте – 3,5, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полтона, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём.

Про простые интервалы (про кварту и квинту) можно почитать вот тут.

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5, которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются. При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые. Поэтому ув4 всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию.

Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой, а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности до мажор, до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде. В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаю, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона, и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

Мне осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полтона, после такой подготовки тритон поётся легче.

Источник

Тритоны

Из всего многообразия интервалов следует выделить по яркости и звукоизобразительности тритоны.
Это интервалы, которые включают в себя три тона.
К ним принадлежат увеличенная кварта (ув4) и уменьшенная квинта (ум5).
И тот, и другой интервал используют в сказочных, фантастических, напряженных моментах мелодии.
В тональности эти интервалы встречаются на определенных ступенях.

Ступени, на которых строится увеличенная кварта, в натуральном мажоре и гармоническом миноре совпадают.
Это IV ступень в сочетании с VII ступенью.
Уменьшенная квинта является обращением увеличенной кварты и соответственно находится на VII ступени в сочетании с IV.

Тритоны — неустойчивые интервалы, так как содержат неустойчивые ступени, поэтому они требуют разрешения, по принципу тяготения неустойчивых ступеней в устойчивые. Таким образом:

— Увеличенная кварта разрешается расходящимся движением голосов в сексту.
— Уменьшенная квинта разрешается сходящимся движением голосов, в терцию.

Это первая пара тритонов, которая относится к доминантовым тритонам.

Вторая пара тритонов находится в гармоническом мажоре и натуральном миноре.
Ступени, на которых расположены ув4 и ум5, здесь также совпадают.
Ув4 находится на VI низкой ступени в сочетании со II ступенью, а ум5, которая является обращением ув4, на II ступени в сочетании с VI низкой ступенью.
Разрешение происходит подобным образом.
Эта пара тритонов относится к субдоминантовой паре.
Легко запомнить, что ум5 в мажоре и миноре находится на вводных ступенях VII и II, а ув4 на IV и VI низкой ступени, на ступенях, которые окружают V ступень.



Источник

Тритон (интервал)

Трито́н (итал. tritono — состоящий из трёх тонов) — особый музыкальный интервал объёмом в три тона. [1] Может представлять собой:

  • Увеличенную кварту — интервал шириной в четыре ступени, встречающийся в основном (диатоническом) звукоряде в виде исключения, так как все остальные шесть кварт этого звукоряда являются чистыми и имеют два с половиной тона. Среди хроматических интервалов увеличенная кварта также составляет исключение, так как энгармонически равна уменьшённой квинте, тогда как все другие хроматические интервалы энгармонически равны диатоническим.
  • Уменьшённую квинту — интервал шириной в пять ступеней, являющийся обращением увеличенной кварты, для которого также справедливо всё вышесказанное

Содержание

Общие сведения

Тритон является сильным диссонансом и имеет первостепенное значение для мажоро-минорной системы ладов, так как она опирается на разрешение диатонического тритона, заключённого между IV и VII ступенями мажора и минора. Этот интервал входит в состав доминантсептаккорда (между его терцовым и септимовым тонами) и других неустойчивых аккордов.

Диатонические и гармонические тритоны

Диатонические тритоны строятся в натуральном мажоре на IV и VII ступенях, и в натуральном миноре — на VI и II ступенях.

Тритоны гармонического вида строятся в гармоническом мажоре на VI (пониженной) и II ступенях, и в гармоническом миноре — на VII (повышенной) и IV ступенях [2] .

Доминантовые и субдоминантовые тритоны

Построенные на IV и VII ступенях тональности тритоны называются доминантовыми, так как эти ступени входят в состав доминантсептаккорда. Звуки доминантовых тритонов разрешаются по ладовому тяготению: увеличенная кварта разрешается в тоническую сексту, уменьшенная квинта — в тоническую терцию.

Субдоминантовые тритоны строятся на II и VI ступенях тональности, являющихся звуками септаккорда II ступени. При разрешении тритонов, содержащих II ступень, последняя переходит не в тонику, а в III ступень, чтобы избежать нежелательного в двухголосии параллельного движения квинтами или квартами.

Звучание

За резкое, неустойчивое звучание тритон с начала XVIII века называли «чёртом в музыке» (лат. diabolus in musica ) или «дьявольским интервалом» [3] . В практических руководствах по композиции начиная с позднего средневековья до эпохи барокко включительно тритон был запрещён.

Будучи ярким и остро тяготеющим интервалом, тритон часто используется для подчёркивания важных моментов композиции, в том числе при переходе в другие тональности.

Примеры звучания

Восходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Нисходящая последовательность

Помощь по воспроизведению

Примечания

  1. Н. А. Далматов. Часть 2 // Музыкальная грамота и сольфеджио / Редактор К. Соловьёва. — М .: Музыка, 1965. — С. 84—89. — 248 с.
  2. Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь. — М.: Музыка, 2005. — 461 с.. Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012.
  3. Впрочем, то же образное выражение применялось не только к тритону, но и по отношению к хроматическому полутону (апотоме) b-h, как, например, у А. Веркмейстера: Es scheinet auch, daß die Italiäner heutiges Tages noch mehr Zeichen wolten einführen, welche doch nirgend zu nüße seynd, insonderheit da sie das quadratum hinsetzen, wo es seinen Locum nicht hat Und weil dieser Clavis dem lateinischen h nicht gar zu ungleich aussiehet, so haben die Organisten denselben gar den Namen H zum Unterscheide des b rotundi gegeben da doch hierinnen ein großer Unterscheid ist, denn Mi contra fa est diabolus in Musica: dur und B-moll ist ein großer Unterscheid. (Musicalische Paradoxal-Discourse, 1707, S.75-76). В другом трактате Веркмейстера то же выражение diabolus in musica относится к другому (тоже хроматическому) полутону f-fis (под словом ‘Griff’ Веркмейстер понимает вертикальный интервал или аккорд всякого рода): Bey allen Griffen nun müssen, wie schon gesagt, die tertiae majores und minores wohl unterschieden werden. Dann wann der Sänger oder Violist zum d das fis (so der Componist gesetzet hat) anschlägt, und der Organist wolte f nehmen, so würde eine garstige Constellation («Zusammenstimmung» wolte ich sagen) entstehen; und diss ist eigentlich das mi contra fa, wovon die Alten gesaget est diabolus in musica. Es haben auch etliche hiermit die Tritonos verstanden und die relationes nonharmonicas, wie solches bey den alten Autoribus kann nachgeschlagen werden (Harmonologia musica, 1702, S.6).
Музыкальные интервалы
Простые Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава
Составные Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима
Особые Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Тритон (интервал)» в других словарях:

Тритон — Тритон: Тритон (спутник) спутник Нептуна. Содержание 1 Мифология 2 Биология 3 Музыка 4 … Википедия

Тритон — интервал, заключающий в себе три целых тона. Т. называетсятоже чрезмерной квартой. Как диссонирующий интервал, требует разрешения … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ТРИТОН — (греч.). 1) сын Нептуна и нимфы Салакии, бог моря, трубящий, по приказанию Нептуна, в раковину для возбуждения или укрощения моря. 2) животное из отр. лягушек, сем. хвостатых, иначе наз. водяная саламандра. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка

интервал — См … Словарь синонимов

тритон — сущ., кол во синонимов: 14 • амфибия (15) • бог (375) • вымышленное существо (334) • … Словарь синонимов

Тритон (в музыке) — Тритон (греч. trítonon, от tri , в сложных словах три и tonos тон) в музыке, интервал, образуемый тремя тонами (отсюда название; например, до фа диез, до соль бемоль) … Большая советская энциклопедия

тритон — интервал, состоящий из трех целых тонов и образующийся в диатоническом звукоряде между IV и VII ступенями (в Средневековье тритон считался запрещенным интервалом) … Русский индекс к Англо-русскому словарь по музыкальной терминологии

Тритон в музыке — интервал, заключающей в себе три целых тона. Т. называется тоже чрезмерной квартой. Как диссонирующий интервал, требует разрешения (см. Разрешение) … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Интервал в музыке — Интервал музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте) одного звука к другому. Звуки, или ступени, диатонической мажорной гаммы образуют следующие И.: унисон, или прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Названия… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Интервал — музыкальный термин, обозначающий отношение (по высоте)одного звука к другому. Звуки или ступени диатонической мажорной гаммыобразуют следующие И.: унисон или прима, секунда, терция, кварта,квинта, секста, септима, октава. Названия их связаны с… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Источник

Оцените статью