Троицкая родительская суббота ноты

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Вознеслся еси во славе Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением: яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы.

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Установление праздника Вознесения Господня, несомненно, восходит к самой глубокой древности. Так, уже Апостольские Постановления предписывают совершать его в сороковой день по Пасхе (кн. 5, гл. 19). Особенно важны в этом отношении свидетельства святого Иоанна Златоуста и блаженного Августина. Иоанн Златоуст называет этот праздник важнейшим и великим и относит его к праздникам, которые, подобно Пасхе и Пятидесятнице, установлены апостолами. Блаженный Августин, упоминая о повсеместном совершении праздника по преданию, прямо приписывает ему апостольское установление. Каноны на Вознесение написаны святыми Иоанном Дамаскиным и Иосифом Песнописцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу.

Праздник Вознесения Господня совершается в сороковой день по Воскресении Господа Иисуса Христа – в день, в который Господь вознесся на небо ( Деян. 1, 1–12 ; Мк. 16, 9–20 ; Лк. 24, 36–53 ). Этот день всегда приходится на четверг 6 седмицы после Пасхи. Христос, воскреснув силою Божества, через Вознесение удостоил наше обоженное и одухотворенное 587 человеческое естество величайшей чести и славы – «милостивно вознес» его. Таким образом, «седением с Отцем почтеся наше отпадшее естество» 588 .

Читайте также:  Размеры стойки под гитару

Через Вознесение падшее человеческое естество возводится Христом, Начальником нашего спасения, от земли, тления и смерти к нескончаемой жизни – на небо. «Низшедшее в дольнейшия страны земли естество Адамово, обновив в Себе, Боже, возвел еси днесь превыше всякаго начала и власти; яко бо возлюбив, с Собою спосадил еси; якоже помиловав, соединил еси в Себе; яко соединивый, спострадал еси с ним; яко безтрастен пострадав, и спрославил еси» 589 .

По евангельскому повествованию и богослужебным песнопениям, Господь вознесся на небо и «сел одесную Бога Отца». Апостолы видели вознесение Господа. Спаситель был поднят на облака и затем сокрыт от их очей облаками. Тем самым апостолам дано было понять, что Христос после Своего Вознесения уже не будет видим на земле в телесном Своем виде, как это было до и после Его воскресения, потому что с вознесением Он по Своему человечеству, по Своим телу и душе, стал еще ближе ко Отцу. Господь Иисус Христос воспринял по человечеству то место и получил ту славу, которые Он имел всегда по Божеству, то есть место равное Богу Отцу по достоинству и силе, что и выражается словами: «сел одесную Отца».

По Своем вознесении на небо Христос Спаситель не оставил, не покинул землю Своим присутствием. Он вознесся от нас, Он уже не видим среди верующих в Него телесными очами, но, по словам кондака праздника, пребывает «никакоже отлучаяся» от нас. Он обещает верующим в Него и любящим Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». Своим Вознесением Господь стал еще ближе к человечеству, к верующим в Него, ибо Он ныне находится на земле не только Своим Божеством, но и Прославленным Телом в великом таинстве Евхаристии, в котором все верующие приобщаются Его Тела и Крови.

Читайте также:  Ноты октавы для синтезатора

Вознесение Господа Иисуса Христа во славе с плотию вызывает благоговейное удивление всего духовного, ангельского мира: «Чини Ангельстии, Спасе, видевше человеческое естество с Тобою восходящее, удивляеми непрестанно воспеваху Тя» 590 . Преславное Вознесение Спасителя на небо с плотию явилось продолжением и завершением прославления Его по человечеству (и прославлением самого человечества), которое началось в Воскресении, и основанием которому послужил Крест Христов 591 . Здесь «совершается» – завершается таинство домостроительства нашего спасения, которое совершал Христос, пребывая плотию на земле. «Смотрения таинство совершив» 592 , Господь возносится на небо, «исполнивый Отеческое благоволение» 593 . И все сие «великое и предивное» соделал Господь «во спасение душ наших» 594 . «Родился еси, яко Сам восхотел еси; явился еси, яко Сам изволил еси; пострадал еси плотию, Боже наш; из мертвых воскресл еси, поправ смерть. Вознеслся еси во славе, всяческая исполняяй, и послал еси нам Духа Божественнаго, еже воспевати и славити Твое Божество» 595 .

Вознесение Господа Иисуса Христа на небо, являясь прославлением Его Самого по человечеству, есть вместе с тем открытие для всех верующих свободного пути на небо, подобно тому, как Его смерть и Воскресение есть победа над грехом и смертью для всего человечества. Христос вознесся на небо, как Первенец из мертвых, представив Собой начаток искупленной и восстановленной Им человеческой природы. Он «взошел со славою» к Светоначальнику Отцу Своему, «умиротворив всяческая» 596 , избавив от осуждения человечество 597 , разрушив средостение вражды крестом и страстию Своею 598 . «Земля таинственно ликует, и небесная веселия исполняются при вознесении Христа, древле разстоящаяся соединившаго благодатию и Евино преграждение разорившаго» 599 .

Все исполняется теперь через Христа Отеческого благоволения и «мира» 600 , и все приводится к единству – и небесные и земные – Начальником спасения Господом и Спасителем 601 . И теперь мы являемся званными «к небесной жизни» силою ходатайства «истощившагося даже до рабия зрака» Христа Господа, нас возвысившего и прославившего 602 . Самым делом все это еще окончательно не совершилось но, несомненно, совершится. Где Глава, там должны быть и члены единого Тела Христова (ср. 1Кор. 12,27 ). Глава – на небе, во славе, там будут в конце времен с Ним и все верующие в Него. И все это будет тогда, когда окончательно «совершится» мир через выявление в нем добра и зла и снова явится Христос на земле. По словам Ангелов при вознесении, Судия живых и мертвых «приидет паки имже образом видите Его идуща на небо» 603 , «судити всему миру» 604 . Посему в надежде всеобщего воскресения христиане ожидают «совершения конец» (окончание всего) 605 , по обещанию Господню: «Иду уготовати вам место».

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ ПРАЗДНИКА ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Праздник Вознесения Господня относится к числу подвижных Господских праздников. Продолжается он десять дней, имеет один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу 7 седмицы по Пасхе.

Вся служба в день праздника совершается по Цветной Триоди с особенностями Господского двунадесятого праздника.

На великой вечерне кафизмы нет (т.е. «Блажен муж» не поется). На литии, на «Бог Господь» и в конце утрени поется тропарь праздника (гл. 4): «Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира».

На утрене: полиелей праздника; величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с Пречистою Твоею плотию Божественное вознесение»; степенны – первый антифон 4 гласа.

Некоторые особенности в богослужении праздника Вознесения Господня связаны с тем, что этот праздник имеет тесную связь с праздниками Воскресения Господа Иисуса Христа и Сошествия Святого Духа. Главные особенности богослужения праздника следующие:

После Евангелия на утрене поется: «Воскресение Христово видевше» (единожды).

Катавасией канона Вознесения Господня служат ирмосы канона на праздник Сошествия Святого Духа («Божественным покровен»).

Прочие же особенности богослужения Вознесения Господня такие же, как и других двунадесятых праздников.

Канонов два: первый – святого Иоанна Дамаскина – «Спасителю Богу»; второй канон – святого Иосифа Песнописца. «Честнейшую Херувим» не поем, но поются припевы Вознесения. Первый припев (поет диакон): «Величай, душе моя, вознесшагося от земли на небо Христа Жизнодавца». Хор поет ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем». Затем – остальные припевы и тропарь. В конце 9 песни поется катавасия: «Радуйся, Царице, матеродевственная славо».

Во все седмичные дни попразднства до отдания праздника включительно на утреннем каноне поется катавасия – ирмосы Вознесения: «Спасителю Богу».

На Литургии: антифоны праздника; входный (он же и причастный) стих: «Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне». После входа: тропарь и кондак. Задостойник (до отдания) – ирмос: «Тя паче ума и словесе Матерь Божию» с припевом. Вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь Вознесения Господня. Отпуст праздника: «Иже во славе вознесыйся от нас на небо и одесную седый Бога и Отца, Христос, истинный Бог наш».

Если на день Вознесения Господня придется храмовый праздник или день памяти великого святого, то служба совершается так, как указано в Типиконе (8 мая) – святому апостолу Иоанну Богослову и Вознесению (см. Храмовая глава 51).

В день праздника великая вечерня. Вход с кадилом. Великий прокимен: «Бог наш на небеси и на земли, вся, елика восхоте, сотвори».

В попразднство до отдания Вознесения Господня на Литургии после малого входа поется «Приидите, поклонимся» с праздничным припевом в конце: «Спаси ны, Сыне Божий, вознесыйся во славе, поющия Ти: Аллилуиа».

Во все дни от Вознесения Господня до дня Пятидесятницы в начале часов и других служб «Царю Небесный» не читается, но службы начинаются с Трисвятого. В конце Литургии от Вознесения Господня до Пятидесятницы вместо «Видехом свет истинный» поется тропарь праздника или дня («Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш» – до Троицкой субботы, «Глубиною мудрости» – в Троицкую субботу).

НЕДЕЛЯ СЕДЬМАЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ СЕДЬМОЕ) ПО ПАСХЕ – СВЯТЫХ ОТЦОВ ПЕРВОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

В эту Неделю празднуется память трехсот восемнадцати Отцов I Вселенского Собора. Этот Собор проходил в Никее в дни Пятидесятницы 325 года, и послужил славе Воскресшего Господа, преимущественно возвещаемой Церковью в дни Пятидесятницы. Собор, как сказано в Синаксаре, проповедал Сына Божия «Единосущна и Единочестна Отцу» и исповедал, что Он – воистину Сын Божий и совершенный Человек. Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения, вознесся и сел одесную Бога Отца. Церковь, желая показать, что Сын Божий воплотился и соделался истинным и совершенным Человеком, «вознесся и седе одесную величествия на небесах», установила настоящий праздник.

Никейский Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не в иной день Недели, как в первый, или воскресный. 20 правило Собора постанляет не преклонять колен в храмах во всю Пятидесятницу, а также и в дни воскресные, чтобы самым положением тела изображать воскресение Христово.

Праздник Богоносным Отцам совершается один день и не имеет попразднства. На утреннем каноне катавасия та же, что и на Вознесение, – «Божественным покровен».

ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА

Перед праздником Пятидесятницы, в субботу, всегда совершается поминовение усопших. На этой службе поминаются все «от века усопшие» православные христиане, отцы и братия наши.

Последование субботы перед Пятидесятницей такое же, как и субботы мясопустной (см. выше). Заупокойные песнопения (стихиры, тропари и канон) те же, что и в мясопустную субботу. Различия в службах следующие:

Там, где положены песнопения Октоиха, в службе Троицкой субботы они берутся всегда 6 гласа, потому что в предыдущее воскресенье всегда поется 6 глас, и поэтому они помещены подряд в Цветной Триоди, в мясопустную же субботу песнопения Октоиха берутся того гласа, который поется в ту седмицу.

Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Типикон, последование под 25 мая), то служба святому переносится на четверг 7 седмицы. Если же случится храмовый святой, то служба субботы переносится на четверг (Храмовая глава 54).

Вознесение, утреня, 1-й канон, п. 9, 2.

Вознесение, утреня, 2-й канон, п. 9, 3, срав.: п. 8, 3.

Источник

Оптина Пустынь

  • Главная
  • Предстоятель
  • Наместник
  • Паломничество
  • Расписание
  • Экскурсии
  • Поминовения
  • История монастыря
    • Благословенная Оптина
    • Предтеченский скит
    • Некрополь
  • Оптинские старцы
    • Общая страница
    • Наследие
    • Обретение мощей
  • Новомученики и исповедники
    • Жития
    • Статьи, документы
  • Братия, убиенные на Пасху 1993 г.
  • Храмы
  • Паломникам
    • План монастыря и скита
    • Паломнические поездки
    • Проживание
  • Молитвослов
  • Библиотека
    • Книги, статьи
    • Ноты
  • Публикации
  • Контакты

Толкования
Священного
Писания

От уны­ния спа­сай се­бя, как от не­ду­га блуд­но­го. Он из чис­ла се­ми смер­то­нос­ных страс­тей.

Оптинские
праздники

пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30

Владимирской иконы Божией Матери (1521).

Равноапп. царя Константина (337) и матери его царицы Елены (327).

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Троицкая родительская суббота Память всех от века усопших православных христиан

Д орогие о Господе братья и сестры, накануне почти всех двунадесятых праздников церковный устав уставляет совершать предпразднство, то есть особая служба, как бы предуготовительная самому празднику. В содержании этой службы, в стихире, которую поют в каноне, содержатся мысли, которые заранее настраивают нас к восприятию основного смысла самого двунадесятого праздника. Накануне же столь великого праздника, как Святая Троица, вместо предпразднства установлено поминовение усопших.

По какой причине Церковь, всегда руководимая благодатью Святого Духа, установила именно в этот день поминовение усопших? Вот здесь очень важно это связать со смыслом самого праздника Святой Троицы.

День Святой Пятидесятницы — Троицы, является днем рождения Святой Церкви. В Церковь входят не только живущие здесь на земле люди, и не только святые, которые находятся уже в раю на небе, но и души тех православных христиан, которые по причине некоторой недостаточности своей жизни сейчас пока находятся в преисподних земли. Но это не значит, что они чужды этого великого Господского праздника — рождения Церкви. Они тоже имеют отношение к Церкви.

Ведь недаром согласно заповеди святых отцов в церкви мы поминаем не всех подряд своих родных и знакомых, а только тех из них, которые имели по своей жизни отношение к церкви, то есть хотя бы в какой-то мере жили церковной жизнью. Для тех же людей, которые, к сожалению, не пришли к Богу, хотя и были крещеные, для тех людей мы поминовение не совершаем на Богослужении. Это для тех людей, которые имели смертные грехи в жизни и не успели раскаяться, которые совершенно не исповедовались, не причащались.

Макарию Египетскому было открыто. Идя по пустыне, он видит череп, который принадлежал какому-то языческому жрецу и который ему сказал, что мы находимся в муках. Но более страшные муки у тех людей, которые назывались христианами, но по жизни не совершали обетов своего крещения, или иными словами не жили жизнью Церкви. Потому что жизнь с Церковью это сочетование Христу. И вот за таковых мы, к сожалению, должны молиться где-то не на Богослужении. Можно читать за них Псалтирь, подавать за них милостыню. А если идет речь о церковном поминовении, то конечно мы молимся о тех людях, которые были хотя бы возможно членами Церкви.

И накануне столь великого праздника, именно потому мы совершаем память усопших наших сродников верующих, потому что мы должны в своем сознании как-то более глубоко вместить, что Церковь едина, что все члены Церкви это как бы члены тела Христова, соединенные одним Святым Духом. Это есть нечто единое целое. Ведь недаром мы в Символе Веры читаем: «Верую во единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь».

Что такое «единая»? Ясно, что это одна, то есть, кто не в Церкви, кто с нами не причащается, они никто. Но если мы говорим об усопших наших сродниках, то те из них, которые достигли святости и вместе со святыми находятся на Небе, они ежедневно там причащаются и участвуют в Божественной Литургии.

Нашему великому российскому старцу святому (он пока еще не канонизирован) Иоанну Крестьянкину перед смертью был целый ряд видений, и не просто видений. Он рассказывал своей келейнице, что он тоже участвовал в небесной Литургии в то время, когда он был прикован к одру болезни и не мог ходить на Литургию в храм. Но он участвовал в видении в этой Небесной Литургии, которая несколько все же отличается от нашей земной Литургии. Например, если мы поем на Литургии «Спаси нас, Сыне Божий», то там поют «Спасы ны, Сыне Божий», то есть как уже осуществившееся явление.

И вот здесь мы с вами сейчас потому молимся углубленно за наших усопших сродников, чтобы в нашем сознании была глубока вот эта мысль, что мы одно целое. Спасает Господь. И сказать о том, что мы своими молитвами помогаем нашим усопшим, можно, но только при том условии, что мы будем осознавать, что эту помощь все же осуществляет Господь. Да и молимся мы за наших усопших своею ли разве силою? Ведь Господь сказал: Без Мене не можете творите ничесоже (Ин. 15, 5). Сегодня мы уже будем петь на Всенощном Бдении на Богослужении «Днесь благодать Святаго Духа нас собра». Здесь имеется в виду, что даже в церковь прийти помолиться сам человек не может. Его приводит Божественная благодать.

Как мы знаем из Священного Писания, Господь дает молитву молящемуся. Все это указывает на то, что нас спасает Господь, давая нам благодать не только стараться жить по заповедям Божьим, но также переживать и молиться за наших близких и сродников, не только мертвых, но и живых, не только живых, но и мертвых. Это как кто больше привык молиться.

И почему мы молимся о наших близких людях неважно живых или усопших? Потому что в этом заключается Христова любовь, что мы не остаемся равнодушными в том, в каком положении они находятся, какие трудности они терпят, неважно здесь на земле или там, в будущей жизни. Но здесь на земле все значительно проще, а там мы их не видим, и это для нас тайна. Но говорить твердо самоуверенно, что наши сродники находятся в месте блаженном, никто не может, если об этом нет какого-то извещения. А извещения бывают очень редко, и мы практически не знаем, в каком состоянии находятся наши усопшие сродники. И вот мы за них молимся, потому что мы за них переживаем, им сострадаем.

А как выглядело бы то, если бы мы за них не молились? Ну сказали бы, ничего, Господь их Сам помилует, а кто мы такие. Пусть Господь их помилует. Конечно, наше бы сердце закрылось для любви для них. И какими бы глазами мы на них смотрели бы, если мы сподобимся вместе с ними Царствия Божия, одного места обитания. И они прекрасно будут знать, что мы не хотели о них молиться. А что они знают, это точно, потому что даже вот этот череп в пустыне сказал Макарию, что когда ты за нас молишься, нам бывает некоторая отрада, то есть усопшим извещается о том, что за них кто-то молится. Но все-таки мы должны иметь глубокое церковное сознание, понимая, что не своею силою мы это делаем. Мы только соглашаемся, а привлекает нас к молитве благодать Святаго Духа. Старец Силуан Афонский сказал такие замечательные глубокие таинственные слова, что кого хочет Бог помиловать, то Он возбуждает какого-то другого человека о нем помолиться. Почему? Да потому, чтобы другой человек поучаствовал своей любовью в деле спасения своих близких.

И вот когда мы молимся о наших усопших, мы с вами потрудились, пришли в святой храм, проявили усердие в наших молитвах, в поминании наших усопших — мы в этом проявили любовь. Конечно, любовь дает Господь. Но тем, кто стремится поступать по любви, Господь постепенно дает благодать любви.

Это очень важно нам сегодня понять, вспоминая, что завтра День Церкви.

А Христос пришел на землю именно для того, чтобы на земле основать Церковь с ее церковной жизнью, которой мы можем приобщиться, сочетаться, соединиться со Христом. И поэтому мы должны положить на всю оставшуюся жизнь в своем сердце, что наше спасение теснейшим образом связано с церковной жизнью, со всеми ее внешними и внутренними проявлениями. А внутреннее проявление — это быть всегда в благодати день и ночь.

Да поможет нам Господь в этом благоразумном мудром решении, что ничего внешнее не ставить выше хранения душевного мира. И тогда на нас исполнятся божественные слова: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся» (Мф. 5, 9). Аминь.

Источник

Оцените статью