- Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание
- Происхождение
- Тембр и описание
- Механизм звукоизвлечения
- Библейские отзвуки
- Исторические предшественники
- Закрепление в музыкальной культуре
- Тромбон в симфоническом оркестре
- Тромбон в джазе
- Изучаем тромбон
- О происхождении тромбона
- Особенности игры на тромбоне
- Тромбон
- Что такое тромбон
- Устройство инструмента
- Как звучит тромбон
- История тромбона
- Техника игры на тромбоне
- Выдающиеся тромбонисты
Тромбон, музыкальный инструмент: фото, описание
Как и другие инструменты симфонического оркестра, тромбон – музыкальный инструмент с уникальным звучанием и интересной историей. Он полноценный участник симфонического оркестра и джазовых бэндов, однако такое широкое предназначение было не всегда – ему предшествовали столетия узкого применения и технического совершенствования.
Происхождение
В переводе с итальянского и французского «trombone» – трубища или большая труба. Название «тромбон» начинает употребляться в эпоху Возрождения, в XV веке. Им обозначают медный духовой инструмент с кулисой, которая позволяет делать звук инструмента более низким и гулким.
Предшественником музыкального инструмента тромбона в упоминаниях периода Возрождения и Барокко был сакбут. Оба термина долгое время использовались как синонимы, однако после XVII века термин «тромбон» закрепляется и вытесняет все остальные.
Тембр и описание
Как выглядит тромбон? Музыкальный инструмент, описание которого можно встретить уже в XV веке, изменился с этого времени не очень сильно. Он представляет собой дважды согнутую трубу с подвижной кулисой. Окончание ее переходит в конус. Длина трубки – три метра, диаметр – 1,5 см. Обязательной для всех духовых является мундштук – у тромбона он большой, в виде закругленной чаши.
На фото музыкальный инструмент тромбон заметно выделяется. В отличие от других медных инструментов, тромбон более техничен, позволяет плавно переходить с ноты на ноту, исполнять хроматизмы, а также глиссандо.
Различают сопрановые, альтовые, теноровые, басовые, контрабасовые разновидности инструмента. Наиболее часто используется теноровый тромбон.
Диапазон инструмента – от G (соль) контроктавы до F (фа) второй октавы.
Его тембр – низкий, звучный и протяжный, по-разному звучащий в высоком и нижнем регистре. Вверху имеет блестящий и яркий тембр, внизу – сумрачный и грозный. Благодаря своим тембровым качествам тромбон стал музыкальным инструментом, которому доверяют сольные партии и целые произведения.
Механизм звукоизвлечения
Яркий, призывный звук тромбона и его технические возможности обусловлены его строением. В отличие от других медных духовых, тромбон имеет кулису – вытянутую U-образную деталь, что является частью музыкального инструмента. Тромбон благодаря ей приобретает дополнительные технические возможности – расширяет диапазон звучания, позволяет легко скользить с ноты на ноту (глиссандо).
Переход на кварту и квинту осуществляется с помощью квартвентиля и квинтвентиля, в исторических формах тромбона такие возможности отсутствовали.
Как и другие медные духовые инструменты, при исполнении на тромбоне может использоваться сурдина (приглушение звука).
Библейские отзвуки
Исторические предшественники
Документальные упоминания кулисного музыкального инструмента встречаются уже в Античности. Исидор и Вергилий указывают на особую раздвижную трубу (tuba ductills), звук которой меняется в зависимости от положения подвижной части. Известно также, что при раскопках римской Помпеи в XVIII веке были найдены два тромбона, однако следы этих находок больше напоминают легенду, нежели свершившийся факт.
Большинство исследователей полагают, что античные тромбоны не были вымыслом, однако об их внешнем виде и звучании можно только догадываться.
Первые официальные упоминания и изображения тромбона относятся к XV веку. В это время не существовало единого названия инструмента: сакбут (франц. «sacquer» – тащить и «bouter» – толкать), posaunen (англ.), tuba ductili (итал.) упоминалось наряду с trombone. Все они одинаково часто встречаются в различных источниках.
Закрепление в музыкальной культуре
Родиной музыкального инструмента тромбона принято считать Германию или Италию. Здесь же жили первые мастера, изготовлявшие серебряные тромбоны для королевских дворов.
В XVII-XVIII вв. тромбон стал ассоциироваться с музыкой прошлого. Оставаясь ансамблевым и сольным инструментом, он стоит особняком и не входит в составы оркестров. Это не мешает многим композиторам создавать произведения для этого инструмента.
В большинстве случаев основной областью применения тембра тромбона была церковная музыка: он сопровождал или дублировал певческие голоса, использовался для этого высокий регистр.
При особом положении тромбон, тем не менее, использовался в музыкальном театре. Его звучание приобретало драматический оттенок в операх К. В. Глюка, а В. А. Моцарт наделяет его трагическим и грозным амплуа в опере «Дон Жуан» и «Реквиеме».
Тромбон в симфоническом оркестре
Введение тромбона как музыкального инструмента в симфонический оркестр произошло только на рубеже XVIII-XIX вв. у Л. В. Бетховена. Г. Берлиоз впервые доверил ему развернутую сольную партию в симфонической музыке, обозначив его как благородный и величественный тембр. В современном составе оркестра используется, как правило, два или три тромбона (два теноровых и басовый). Оркестры Р. Вагнера, П. И. Чайковского, Г. Малера, Й. Брамса немыслимы без звучного и призывного тембра тромбона, где его голос ассоциируется с фатальными и грозными силами.
При возросшем интересе к тромбону в XIX веке практически под запретом оставалось использование глиссандо, которое стало применяться только у классиков ХХ века – А. Шенберга и И. Глазунова.
Тромбон в джазе
Джазовый тромбон – это новое амплуа музыкального инструмента. Оно начинается с эпохи диксиленда – одного из первых движений джазовой музыки. Здесь этот инструмент впервые осознается как сольно импровизирующий, создающий контрмелодию и умело ее обыгрывающий. Самые известные джазовые тромбонисты – Глен Миллер, Миф Моул, Эдвард Кид Ори, создали собственный стиль игры. Один из основных приемов – сочетание отдельных акцентированных нот и характерного глиссандо на тромбоне. Он создает неповторимое звучание диксиленда 20-х гг. ХХ века. Благодаря джазовым тромбонистам джазовый стиль ассоциируется с духовыми инструментами.
Тромбон звучит и в латиноамериканской музыке – этому способствовали гастролирующие джазовые ансамбли, где тромбон был солирующим инструментом.
Источник
Изучаем тромбон
Тромбон в переводе с итальянского языка означает «большая труба». За долгие годы своего существования инструмент занял достойное место в симфоническом и духовом оркестре, позднее стал незаменимой составляющей джазового ансамбля. Благодаря широкому звукоряду в басово-теноровом регистре и своеобразному красивому тембру, он востребован музыкантами разных направлений.
Тромбон является близким «родственником» трубы, но у него собственная неповторимая индивидуальность. Отличительным признаком конструкции служит изогнутая подвижная трубка или кулиса, формой напоминающая букву U. Изменяя ее положение, музыканты варьируют тональность и силу звучания.
О происхождении тромбона
Первые упоминания об инструменте встречаются в XV столетии. Многие искусствоведы считают, что это результат эволюции так называемых кулисных труб. Чтобы изменить высоту звука, их приходилось перемещать вдоль специальной детали, служившей продолжением мундштука. Потом у мастеров возникла идея двигать лишь подвижную часть инструмента. Так появилась двойная кулиса.
Прародитель современного тромбона назывался «сакбут» и выглядел более компактным. В первой половине XIX века его конструкция претерпела некоторые изменения. Кристиану Затлеру – мастеру из Германии, удалось придумать дополнительную деталь – квартвентиль. Инструмент получил возможность звучать квартой ниже, издавать новые, ранее недоступные звуки. Квартвентиль двигают, натягивая цепочку, закрепленную на фаланге большого пальца.
С тех пор конструкция тромбона не менялась, не считая неудачной попытки добавления еще одного вентиля, как у трубы и валторны. Нововведение повысило удобство использования, но звук стал гораздо хуже. В результате идею забраковали.
Впервые для исполнения концертной оркестровой музыки инструмент начали применять во Франции. Многие десятилетия тромбон звучал вместе с другими участниками симфонического оркестра. Но со временем его функции расширились – он стал исполнять сольные партии. В качестве примеров приведем красивое соло тромбона в «Вальсе-фантазии» М. Глинки (1839) и в знаменитом «Болеро» Мориса Равеля (1928).
С годами популярность инструмента неуклонна росла. Отчасти потому что благодаря новым технологиям, тромбон стал более совершенным. В то же время появился интерес к ретромоделям давно минувших лет. Те, кто желает научиться играть на тромбоне, могут воспользоваться многочисленными учебниками и сборниками этюдов для начинающих, написанных известными композиторами.
Особенности игры на тромбоне
Для того чтобы инструмент звучал, исполнитель должен использовать силу дыхания и перемещать кулису. При ее выдвижении звук понижается, становится более громким. Когда кулису задвигают, он повышается, звучит тише. Это происходит из-за изменения объема воздуха внутри инструмента.
Кулиса должна занимать одну из 7 определенных позиций, разница между ними составляет полтона. В седьмой позиции кулиса выдвинута до предела. Звук получается максимально низким и мощным, он хорошо слышен в любом оркестре. Грозное звучание тромбона, например, в «Реквиеме» Моцарта или Верди, традиционно трактуется как предвестник печальных событий.
В первой позиции с задвинутой кулисой инструмент звучит негромко, лирично. Играя на модели с квартвентилем, исполнитель может расширить диапазон звучания тромбона. Необычный эффект достигается за счет техники глиссандо: кулиса скользит по всем позициям, плавно изменяя высоту звука. Тромбоны бывают разной величины, отличаются по диапазону. Принято выделять следующие разновидности инструмента: теноровый, альтовый, басовый и контрабасовый.
Наши современники преимущественно играют на тенор-тромбоне. Он самый звучный, обычно именно его выбирают для исполнения сольных партий из-за благородного звучания и большого диапазона. Он начинается с ноты «соль» в контроктаве и завершается «ре-диез» во второй октаве. Однако в диапазоне имеется пробел: отсутствуют звуки начиная с ноты «си» контроктавы и заканчивая «ми-бемоль» в большой октаве.
Тем не менее универсальный тенор-тромбон способен заменить бас или альт в составе оркестра. Эти разновидности инструмента задействуют реже. Современные симфонические оркестры, как правило, используют 2 теноровых тромбона и 1 басовый. Последний обладает могучим звуком, но из-за громоздкого размера и тяжести его нередко замещают теноровым коллегой. Все чаще стали применять контрабасовый тромбон.
Популярный духовой инструмент прошел большой путь со времени своего появления. Его конструкция совершенствовалась, возможности звучания и функции в оркестре расширялись. Уникальный тембр и неповторимая экспрессия сделали его незаменимым при исполнении оперной, симфонической и джазовой музыки.
Источник
Тромбон
Во время археологических раскопок Помпеи, погребенной под вулканическим пеплом Везувия в 79 году до нашей эры, историки обнаружили бронзовые трубы с золотыми мундштуками, заботливо уложенные в футляры. Считается, что этот музыкальный инструмент – предшественник тромбона. «Trombone» переводится с итальянского, как «большая труба», а по форме древняя находка напоминала современный медный духовой музыкальный инструмент.
Что такое тромбон
Ни один симфонический оркестр не обходится без мощного звучания, которое используется для передачи трагических моментов, глубоких эмоций, сумрачных штрихов. Эту функцию обычно выполняет тромбон. Он относится к группе медных амбушюрных духовых басово-тенорового регистра. Трубка инструмента длинная, изогнутая, расширяющаяся в раструбе. Семейство представлено несколькими разновидностями. Активно применяется в современной музыке теноровый тромбон. Альт и бас используются очень редко.
Устройство инструмента
Главное отличие от других представителей медной духовой группы – оснащение корпуса кулисой. Это изогнутая трубка, позволяющая изменять объем воздуха. Таким образом, музыкант может извлекать звуки хроматического звукоряда. Особое строение делает инструмент более техничным, открывает возможности для плавного перехода с ноты на ноту, исполнения хроматизов и глиссандо. На трубе, валторне, тубе кулису заменяют вентили.
Звук извлекается путем нагнетания воздуха через мундштук чашевидной формы, который вставляется в трубу. Мензура кулисы может быть одного или разного размера. Если диаметр обеих трубок одинаков, то тромбон называется однотрубным. При разном диаметре мензуры модель будет называться двух-калиберной.
Как звучит тромбон
Инструмент звучит мощно, ярко, призывно. Диапазон в пределах «соль» контроктавы до «фа» второй октавы. При наличии контрвентиля заполняется промежуток между «си-бемоль» контроктавы и «ми» большой октавы. Отсутствие дополнительного элемента исключает звукоизвлечение этого ряда, называемого «мертвой зоной».
В среднем и верхнем регистре тромбон звучит ярко, насыщенно, в нижнем – мрачно, тревожно, зловеще. Инструмент имеет уникальную возможность производить скольжение из одного звука в другой. Такой особенности не имеют другие представители медной духовой группы. Скольжение звука обеспечивает кулиса. Техника называется «глиссандо».
Для приглушения звука не редко применяют сурдину. Это грушевидная насадка, которая позволяет изменять тембральное звучание, приглушать силу звука, вносить разнообразие уникальными звуковыми эффектами.
История тромбона
В середине XV века в европейских церковных хорах появились кулисные трубы. Их звучание было схоже с человеческим голосом, за счет подвижной трубки исполнитель мог извлекать хроматический звукоряд, подражая тембральным особенностям церковного песнопения. Такие инструменты стали называть сакбутами, что в переводе означает «толкать впереди себя».
Пережив небольшие усовершенствования, сакбуты стали применяться в оркестрах. До конца XVIII века тромбон продолжал применяться преимущественно в церквях. Его звучание прекрасно дублировало певческие голоса. Сумрачный тембр инструмента в низком регистре отлично подходил для погребальных церемоний.
В то же время на звучание кулисной трубы обратили внимание композиторы-новаторы. Великие Моцарт, Бетховен, Глюк, Вагнер использовали в операх для акцентирования внимания слушателя на драматических эпизодах. А Моцарт в «Реквиеме» даже поручил тромбону соло. Вагнер использовал его для передачи любовной лирики.
В начале XX века внимание на инструмент обратили джазовые исполнители. В эпоху диксиленда к музыкантам пришло осознание того, что тромбон способен создавать, как сольные импровизации, так и контрмелодии. Гастролирующие джазовые коллективы принесли кулисную трубу в Латинскую Америку, где она стала основным солирующим инструментом в джазовом направлении.
Семейство тромбонов включает в себя несколько разновидностей. Чаще всего используется теноровый инструмент. Конструкционные особенности позволяют выделить и других представителей группы:
Два последних почти не имеют применения. Последним сопрановую кулисную трубу использовал Моцарт в мессе C-dur.
Басовый и теноровый тромбоны находятся в едином строе. Отличие лишь в более широкой мензуре первого. Разница составляет 16 дюймов. Устройство басового коллеги отличается наличием двух вентилей. Они позволяют понижать звучание на кварту или повышать на квинту. У независимых конструкций более широкие возможности.
Теноровые тромбоны в свою очередь так же могут иметь различие в диаметре мензуры. Самый маленький диаметр у узко-мензурных – менее 12,7 миллиметра. Различие в размерах позволяет использовать различные штрихи, обусловливает техническую подвижность инструмента.
Теноровые кулисные трубы имеют более яркий звук, широкий диапазон звучания, подходят для исполнения сольных партий. Они способны заменить аль или бас в оркестре. Поэтому являются наиболее распространенными в современной музыкальной культуре.
Техника игры на тромбоне
Игре на кулисной трубе обучаются в музыкальных школах, училищах и консерваториях. Музыкант придерживает инструмент у рта левой рукой, правой передвигает кулису. Длина столба воздуха варьируется за счет передвижения трубки и сменой положения губ.
Кулиса может располагаться в 7 позициях. Каждая отличается от соседней на полтона. В первой она задвинута полностью, в седьмой – выдвинута до конца. Если тромбон оснащен добавочной кроной, то музыкант имеет возможность понизить весь звукоряд на кварту. При этом используется большой палец левой руки, который нажимает квартвентиль.
В XX веке широкое применение получила техника глиссандо. Звучание достигается на непрерывном извлечении звука, во время которого исполнитель плавно передвигает кулису.
Выдающиеся тромбонисты
К первым виртуозам игры на кулисной трубе относятся представители семейства Нойшель. Члены династии не только отлично владели инструментом, но и открыли собственную мастерскую по его изготовлению. Она пользовалась большой популярностью среди королевских фамилий Европы XV-XVII веков.
Наибольшее количество выдающихся тромбонистов традиционно выпускают французские и немецкие музыкальные школы. При выпуске из французских консерваторий будущие композиторы обязаны представить несколько сочинений для тромбона. Интересный факт был зафиксирован в 2012 году. Тогда в Вашингтоне на бейсбольном поле одновременно выступили 360 тромбонистов.
Среди отечественных виртуозов и знатоков инструмента можно отметить А.Н. Морозова. В 70-е годы он был ведущим солистом в оркестре Большого театра, неоднократно принимал участие в жюри международных конкурсов тромбонистов.
В течение восьми лет лучшим исполнителем в Советском Союзе был В.С. Назаров. Он неоднократно участвовал в международных фестивалях, становился победителем международных конкурсов, был ведущим солистом в оркестре Олега Лундстрема.
Несмотря на то, что с момента создания тромбон почти не изменился конструктивно, некоторые усовершенствования позволили расширить его возможности. Сегодня без этого инструмента невозможно полнозвучие симфонических, эстрадных и джазовых оркестров.
Источник