- Как берется нота ля диез на трубе. Как играть высокие ноты на трубе
- Читайте также
- Уроки игры на трубе. Дыхание
- Уроки игры на трубе. Комбинация клапанов трубы или пальцовка
- Уроки игры на трубе. Стаккато
- Уроки игры на трубе. Ценные замечания
- Знаки альтерации
- Как диезы и бемоли меняют ноты?
- Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
- Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
- Как говорить и как писать?
- Ключевые и случайные диезы и бемоли
- Порядок диезов и порядок бемолей
- Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
- Рассмотрим зону действия знаков альтерации.
Как берется нота ля диез на трубе. Как играть высокие ноты на трубе
Читайте также
(ит.— tromba , фр.— trompette , нем.— Trompete , англ.— trumpet )
История возникновения трубы уходит в далекое прошлое и в настоящее время трудно установить, кому из древних народов принадлежит ее изобретение. Натуральная труба использовалась в качестве сигнального инструмента.
В эпоху Средних веков прямая металлическая труба употребляется уже не только как сигнальный инструмент, но и для сопровождения всевозможных торжественных церемоний и ритуалов. Пользовались этим инструментом лишь дворяне и рыцари. Европейская труба называлась бузине (старофр.— buisine). Первое упоминание об использовании труб на Руси относится к X в.
Уже в начале XIII в. произошло разделение труб на высокие (дискантовые) и низкие (басовые). Впоследствии трубы, как и валторны, стали разделяться на низкие, средние и высокие разных строев. В XVII в. чаще других использовались инструменты в строях ре, до, позднее си-бемоль, изготовленные немецкими музыкальными мастерами Шмидтом, Нагелем, Хайнлейном, Фейтом и английскими мастерами Дадли и У. Булем. На рубеже XVII—XVIII вв. одними из лучших были трубы И. Хаса из Нюрнберга. Инструменты изготовлялись из меди, бронзы, серебра. В XVIII — начале XIX в. наиболее распространены были трубы строя фа с добавочными кронами в строях ми, ми-бемоль, ре-бемолъ и до. В этот период широкое распространение получили трубы, изготовленные на Московской фабрике музыкальных инструментов русскими мастерами Н. П. Котельниковым, Д. и С. Михайловыми и И. С. Храповицким.
С изоберетением в начале XIX в. вентильного механизма натуральные трубы стали постепенно вытесняться хроматическими, а в конце столетия и вовсе вышли из употребления. Из многочисленного семейства труб чаще других использовались инструменты средних строев: ми-бемоль, ми и фа. Их нижний и средний регистры отличались широким полным звуком, верхний звучал напряженно и представлял большую трудность для исполнителей.
В конце 80-х годов XIX в. были сконструированы новые хроматические трубы высоких строев: ля, си-бемоль и до. На них стало возможно извлекать все звуки второй октавы. Наиболее удачной из этих инструментов явилась сопрановая труба си-бемоль, которая употребляется и в настоящее время. Во Франции, Бельгии, Швейцарии и некоторых других странах наибольшее распространение в исполнительской практике получила труба строя до. В России в начале XX в. чаще других использовались вентильные трубы фирмы Ю. Г. Циммермана.
В настоящее время широкое распространение получили инструменты французской фирмы «Сельмер» и американской «Бах — Страдивариус». Для эстрадных и джазовых оркестров изготовляются трубы особых конструкций, приспособленные для извлечения высоких звуков.
Или сопрановая труба изготовляется из латуни или томпака (сплава меди с цинком). Состоит из цилиндрической трубки длиной около 1,5 м, диаметром около 11 мм, переходящей в коническую, и мундштука в виде полумесяца. Ствол дважды согнут и представляет единое целое с раструбом. Аппликатура трубы аналогична аппликатуре корнета (см. пример 97). Труба строя си-бемоль является инструментом транспонирующим. Нотируется в скрипичном ключе, звучит большой секундой ниже написанного. Диапазон и характеристика регистров (по письму, см. пример 92).
Труба является самым высоким из медных духовых инструментов. Ее звучание отличается силой, блеском и в то же время легкостью и подвижностью. Вентильный механизм инструмента позволяет блестяще исполнять всевозможные пассажи, арпеджио, скачки, вентильные трели, одинарное, двойное и тройное стаккато. Возможен также прием фрулято, имеющий некоторое сходство с дробью малого барабана. В процессе исполнения часто используются различные виды сурдин, которые служат главным образом для искусственного изменения тембра инструмента.
Труба-пикколо строя си-бемоль и ля была сконструирована для сольного исполнения старинной музыки (стиль кларино и пр.), а также для исполнения партий трубы высокого регистра в оркестре («Весна священная» И. Стравинского, «Болеро» М. Равеля, «Озорные частушки» Р. Щедрина и др.).
Труба-пикколо строя си-бемоль звучит октавой, а строя ля — большой септимой выше основного инструмента. Инструмент имеет четыре вентиля. Четвертый вентиль служит для извлечения четырех нижних звуков (для расширения диапазона инструмента вниз), а также для более точного интонирования некоторых нестройных звуков.
Малая труба строя ре и ми-бемоль. Инструмент был сконструирован для исполнения партий высоких труб в некоторых произведениях Баха и Генделя. Этот инструмент использовали также в своих произведениях Римский-Корсаков и Вагнер. Малая труба строя ре настроена большой терцией, а строя ми-бемоль — чистой квартой выше основного инструмента. Конструкция и технические возможности малой трубы аналогичны сопрановой трубе.
Альтовая труба строя фа и соль. Инструмент сконструирован по инициативе Римского-Корсакова с целью достижения большей полноты звучания низкого регистра. Римский-Корсаков впервые применил этот инструмент в опере- балете «Млада» и ряде других сочинений. Затем его использовал в некоторых своих произведениях Глазунов. Альтовая труба строя фа настроена чистой квартой, строя соль — малой терцией ниже сопрановой трубы. В техническом отношении этот инструмент менее подвижен, чем основной.
Басовая труба строя до, ре, ми-бемоль. Инструмент был построен по инициативе Р. Вагнера, использовавшего басовые трубы в тетралогии «Кольцо нибелунга». Йотировался в скрипичном ключе. Впоследствии была построена басовая труба строя си-бемоль, звучащая октавой ниже основного инструмента. Технические возможности басовой трубы по сравнению с сопрановой — более ограничены. Этот инструмент имеет тембр, сходный с тембрами тромбона и валторны одновременно. Применяется он очень редко.
Школа игры на трубе от Розати, вольный перевод
Уроки игры на трубе. Дыхание
Важным шагом акта дыхания является очистка и тщательный анализ.
Вот три основных вида вдоха:
1)Носовой — только через нос; медленно, хорошо для длинных и контролируемых звуков и целых фраз при игре на трубе.
2) Ротовой — через уголки рта; общий и опытным для быстроты. Помогает держать амбушюр при игре на трубе.
3) Совмещенный — через рот и нос; для более уверенных исполнителей, который дает усиленный результат в отличии от первых двух.
ПРИМЕЧАНИЕ: Так же целесообразно дышать через инструмент или мундштук- вдох, выдох; этот способ поможет в тренировке губ и открытых зубов.
Уроки игры на трубе. Комбинация клапанов трубы или пальцовка
Отступление:
Сколько позиций на трубе может быть, если она имеет 3 клапана? Для того, кто знаком с комбинаторикой это элементарно: нажатых позиций клапанов П=3!=1х2х3=6, с учетом не нажатых клапанов, позиции всего будет 7.
Их необходимо запомнить:
1 позиция – ни один клапан не нажат;
2 позиция – второй клапан нажат;
3 позиция – первый клапан нажат;
4 позиция – 1 и 2 клапаны нажаты;
5 позиция – 2 и 3 клапаны нажаты;
6 позиция – 1 и 3 клапаны нажаты;
7 позиция – 1 и 2 и 3 клапаны нажаты.
Уроки игры на трубе. Стаккато
При игре на трубе звук должен быть отчетливым при хорошем напоре воздуха, громким и звонким. При этом как будто произносишь короткий слог «Та». Выберете подходящий момент, чтобы понять механизм действия языка и потока воздуха при игре стаккато на трубе. Расположите язык между губами (как клапан), преграждая путь воздуху, затем быстро уберите его, назад и обратно верните с подачей воздуха.
Это естественное движение, знакомо всем и похоже на движение «плевок», но прежде необходимо выполнить следующую последовательность:
— держать челюсть выдвинутой вперед;
— сделать вдох через нос или уголки рта;
-высунуть язык, почти касаясь мундштука;
— удерживать воздух, перед дутьем;
— слегка упритесь губами на мундштук;
— произнести слово (для тех, кто владеет английским языком это просто).
Такое расположение языка дает пространство в небе для прохождения воздуха. Рот и язык в формировании атаки звука при игре на трубе.
Для исполнителей стран бывшего союза более понятно будет расположить язык как при «плевке». Если подробнее остановиться на произношении, первая согласная в слоге — это щелевой звук с голосом, — следует образовать щель между передним краем языка и верхними зубами. Вторая гласная [a] — неясный звук похож на русское «а» под ударением. И последняя согласная [h] – просто выдох. Различия исполнительских школ игры на медных духовых инструментах.
Стаккато тяжелое упражнение для игры на трубе, но не более чем другие упражнения. Помните, однако, что существуют разные виды стаккато. Физиологическое строение челюсти и рта также играет важную роль, поэтому необходимо искать собственную постановку амбушюра. Для того, чтобы определиться, как легко играть на трубе стаккато, необходимо поэкспериментировать с положением языка и губ.
Например:
— язык точно посередине не слишком выдвинут вперед;
-язык чуть ниже середины;
— язык точно посередине выдвинут вперед;
-язык чуть выше середины.
Все перечисленные варианты, при игре на трубе подходят для разных видов стаккато. Подберите ноты для стаккато и делайте упражнения, отдыхая между ними. Дышите ровно и медленно. Слушайте себя и других исполнителей, сравнивая и анализируя. Поддавайте воздух из нижней части живота, не играйте с ленцой!
Существуют альтернативные варианты с более легким языковым стаккато, — расположить язык над окончанием арки зубов, внутри и прикрепленным к десне, произнося звуки и . На практике, вы поймете, что легкое стаккато (внутри) лучше подходит для точной, чистой и быстрой игры на трубе, чем тяжелое стаккато (снаружи), которое наилучшим образом подходит для военного или джазового стиля игры на трубе.
Последовательность и поза при подходе к стаккато:
-поднести инструмент к подготовленной челюсти;
-сделать вдох, запирая амбушюр и язык;
-выпустить воздух сразу убирая язык ;
-свободная вибрация губ даст полный звук при игре на трубе.
Уроки игры на трубе. Ценные замечания
Для начала игры на трубе и воспроизведения музыки очень полезно использовать метроном. Убедитесь, что вы будете его слышать и установите на скорость от 60 до 80. Привыкайте, использовать метроном все время при игре на трубе любых упражнений, изменяя по необходимости скорость. Попробуйте сделать упражнение с использованием всех 7 позиций от верха к низу. Вам необходимо научится читать ноты с листа. Подберите ноты и поупражняйтесь.
Сначала будет немного трудно воспроизводить «правильные звуки». Необходимо научиться использовать точное количество и скорость воздушного потока для каждой конкретной ноты. Сущность игры на трубе заключается в качестве вашего воздушного потока, и поэтому крайне важно создавать стабильный и последовательный столб воздуха, чтобы наполнять звучанием инструмент. Воздушный поток должен быть собран в струю и не разбрызгиваться по сторонам.
Держите ваши губы собранными, особенно в уголках рта. Вибрация должна происходить между губами — воздух — мундштук, а не только между двумя губами! Запомните: если вы давите на губы, вы будете иметь плохой звук, и они очень быстро устают. Умейте создавать по необходимости большее или меньшее давление воздушного столба.
Решающее значение имеет постановка, как соблюдаете положение мышц лица, подбородка, головы, зубов и положение тела. Учитесь читать и петь ноты, убедитесь в соответствие их с реальными звуками, и отличайте их не только по названиям.
Сегодня будем разговаривать о том, что такое диез, бемоль и бекар, и о том, какие вообще есть знаки альтерации в музыке, и что вообще означает это слово «альтерация».
Давайте для начала очень кратко все поясним, а потом уж будем разбираться основательно. Начнем с последнего нашего вопроса, а именно – Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ». То есть этот термин всегда характеризует либо существование нескольких разных вариантов явления или предмета, либо какое-то изменение.
В музыке АЛЬТЕРАЦИЯ – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются ДИЕЗАМИ, а пониженные – БЕМОЛЯМИ.
Знаки альтерации
Как то мы с вами уже отмечали, что НОТЫ – это записанные звуки, то есть графические знаки. И для записи основных нот в разных октавах применяется нотный стан, ключи, линейки. А для записи измененных нот тоже есть свои знаки – ЗНАКИ АЛЬТЕРАЦИИ: диезы, бемоли, бекары, дубль-диезы и дубль-бемоли.
Знак ДИЕЗ выглядит как решетка на клавиатуре телефона или, если хотите, как маленькая лесенка, он говорит нам о повышении ноты. Название этого знака происходит от греческого слова «диеса».
Знак БЕМОЛЬ сигнализирует нам о пониженной ноте, он похож на английскую или на латинскую печатную букву «бэ» (b), только нижняя часть этой буковки заострена (похоже на перевернутую капельку). Бемоль – это французское слово, хотя и с латинской этимологией. Образован термин очень простыми элементами: «бе» – это и есть буква «бэ» (b), а «моль» значит «мягкий», то есть бемоль – это всего лишь «мягкая б».
Знак БЕКАР – очень интересный знак, он отменяет действие бемолей и диезов и говорит о том, что нужно играть обычную ноту, не повышенную и не пониженную. По написанию бекар слегка угловатый, он похож на цифру 4, только закрытую сверху не треугольником, а квадратиком, а еще он тоже похож на букву «бэ» (b), только «оквадраченную» и со штрихом вниз. Название «бекар» имеет французское происхождение и переводится как «квадратная бэ».
Знак ДУБЛЬ-ДИЕЗ , есть и такой, применяется для двойного повышения ноты, он представляет собой диагональный крестик (почти такой крестик, какой пишут, когда играют в крестики-нолики), только с расширенными, слегка ромбовидными кончиками.
Знак ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ , соответственно, говорит о двойном понижении ноты, принцип записи этого знака такой же, как и у английской буквы W (дубль V), просто рядышком помещаются не один, а сразу два бемоля.
Как диезы и бемоли меняют ноты?
Начнем, пожалуй, вот с такого наблюдения. Каждый, кто посмотрит на клавиатуру пианино, заметит, что на нем есть белые и черные клавиши. И с белыми то клавишами обычно все понятно, именно на них можно сыграть всем знакомые нотки ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Чтобы найти ноту ДО на пианино, мы ориентируемся по черным клавишам: там, где черных клавиш две, слева от них и находится нота ДО, а уж все остальные ноты идут от ДО подряд. Если вы пока еще плохо разбираетесь с клавишами пианино, рекомендуем к изучению материал .
А для чего тогда нужны черные? Только лишь для ориентации в пространстве? А вот на черных-то как раз играются так называемые диезы и бемоли – повышенные и пониженные ноты. Но об этом чуть позже, а сейчас нужно разобраться с принципом. Диезы и бемоли повышают или понижают ноты на ПОЛУТОН. Что это значит и что такое полутон?
Полутон – это самое маленькое расстояние между двумя звуками. А на клавиатуре пианино полутон – это расстояние от одной клавиши до ближайшей соседки. Причем тут учитываются и белые, и черные клавиши – без пропусков.
Полутона образуются, когда мы поднимаемся с белой клавиши на следующую черную, или когда, наоборот, спускаемся с какой-то черной на ближайшую белую. А еще есть полутона между белыми клавишами, вернее между звуками МИ и ФА, а также СИ и ДО. Посмотрите внимательно на эти клавиши – между ними нет черных, ничто их не разделяет, значит, они тоже друг другу самые близкие и между ними тоже расстояние в полутон. Рекомендуем эти два необычных полутона (МИ-ФА и СИ-ДО) запомнить, они вам потом не раз еще пригодятся.
Диезы и бемоли на клавиатуре фортепиано
Если диез повышает ноту на полутон (или можно еще сказать на половину тона), то это значит, что когда мы играем диез на фортепиано, нужно взять ноту на полутон выше (то есть соседку основной). Например, если нужно сыграть ДО-ДИЕЗ, то мы играем ближайшую черную клавишу от ДО, которая находится справа от белой ДО (то есть берем полутон в сторону повышения). Если нужно сыграть РЕ-ДИЕЗ, то поступаем точно также: играем следующую клавишу, которая выше на полутон (черная справа от белой РЕ).
А что делать, если рядом справа черной клавиши нет? Вспомните-ка наши белые полутона МИ-ФА да СИ-ДО. Как сыграть МИ-ДИЕЗ, если справа от нее в сторону повышения нет черной клавиши, и как сыграть СИ-ДИЕЗ, у которой такая же история? А все по тому же правилу – берем ноту справа (то есть в сторону повышения), которая на полутон выше. Ну и пусть она будет не черной, а белой. Бывает и такое – белые клавиши здесь друг друга выручают.
Посмотрите на картинку, здесь на клавишах пианино подписаны все диезы, какие есть в октаве:
А уж про бемоли вы, наверное, догадались сами. Чтоб сыграть бемоль на пианино, нужно взять клавишу на полутон ниже (то есть в сторону понижения – слева). Например, если нужно сыграть РЕ-БЕМОЛЬ, то берем черную клавишу слева от белой РЕ, если МИ-БЕМОЛЬ, то слева от белой МИ. И, конечно, в белых полутонах снова нотки друг друга выручают: ФА-БЕМОЛЬ совпадает с клавишей МИ, а ДО-БЕМОЛЬ – с СИ.
На картинке подписаны теперь все бемоли на клавишах фортепиано:
Что с дубль-диезами и дубль-бемолями?
А дубль-диезы и дубль-бемоли – двойные повышения и двойные понижения, конечно же, изменяют ноту сразу на два полутона. Два полутона – это две половины тона. Если соединить две половины чего-нибудь, то получится что-то одно целое. Если соединить два полутона, то получится один целый тон.
Таким образом, получается, что ДУБЛЬ-ДИЕЗ повышает ноту сразу на целый тон, а ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ понижает ноту на целый тон. Или на два полутона, если вам так нравится больше.
Как говорить и как писать?
ПРАВИЛО №1. Вот мы все говорим: ДО-ДИЕЗ, РЕ-ДИЕЗ, МИ-БЕМОЛЬ, ЛЯ-БЕМОЛЬ. Но писать в нотах нужно по-другому, наоборот – ДИЕЗ-ДО, ДИЕЗ-РЕ, БЕМОЛЬ-МИ, БЕМОЛЬ-ЛЯ. То есть знак диез или бемоль ставится перед нотой заранее, словно предупреждающий знак для автомобилиста. После ноты ставить бемоль или диез уже поздно, потому что уже сыграна белая нотка, потому что уже получилась фальшь. Поэтому обязательно писать нужный знак следует перед нотой.
ПРАВИЛО №2. Любой знак нужно ставить точно на той же линейке, где пишется сама нота. То есть знак должен быть рядышком с ноткой, он словно стражник охраняет ее. А вот диезы и бемоли, которые написаны не на тех линейках или вообще летают где-нибудь в космосе – неправильные.
Ключевые и случайные диезы и бемоли
Диезы и бемоли, то есть знаки альтерации, бывают двух видов: КЛЮЧЕВЫЕ и СЛУЧАЙНЫЕ. В чем же разница? Сначала про случайные знаки. Тут все понятно должно быть уже по названию. Случайные – это те, которые попадаются в нотном тексте случайно, как гриб в лесу. Случайный диез или бемоль играют только в том музыкальном такте, где он вам попался, а в следующем такте – играют уже обычную белую нотку.
Ключевые знаки – это те диезы и бемоли, которые выставлены в особом порядке рядом со скрипичным или басовым ключом. Такие знаки, если они есть, ставятся (напоминаются) на каждой нотной строчке. И действие у них особое: все нотки, которые отмечены диезами или бемолями при ключе играются как диезы или бемоли до самого конца музыкальной пьесы.
Например, если после скрипичного ключа поставлены два диеза – ФА и ДО, то везде, где нам попадутся ноты ФА и ДО, мы будем их играть диезами. Правда, иногда эти диезы могут быть отменены случайными бекарами, но это, как вы уже знаете, только на один раз, а потом они снова играются как диезы.
Или другой пример. После басового ключа поставлены четыре бемоля – СИ, МИ, ЛЯ и РЕ. Что будем делать? Правильно, везде где нам попадутся эти ноты, играем их бемолями. Вот и вся премудрость.
Порядок диезов и порядок бемолей
Между прочим, ключевые знаки никогда не выставляются после ключа как попало, а всегда в строго установленном порядке. Эти порядки каждый уважающий себя музыкант должен запомнить и всегда знать. Порядок диезов такой: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. А порядок бемолей – это тот же порядок диезов, только шиворот-навыворот: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА.
То есть, если рядышком с ключом стоят три диеза, это обязательно будут ФА, ДО и СОЛЬ – первые три по порядку, если пять, то ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ и ЛЯ (пять диезов по порядку, начиная с начала). Если после ключа видим два бемоля, то это обязательно будут бемоли СИ и МИ. Понимаете принцип?
А теперь еще одна важная вещь. Дело в том, что ключевые знаки выставляются не только в определенном порядке, но еще и всегда на одних и тех же линейках. На картинке, которая будет представлена ниже, вы увидите правильное расположение на нотном стане всех семи диезов и семи бемолей в скрипичном и басовом ключе. Смотрите и запоминайте, а еще лучше – перепишите несколько раз к себе в нотную тетрадь. Набейте руку, как говорится.
Обозначение диезов и бемолей по буквенной системе
Вы, наверное, уже слышали, что существует система буквенного обозначения звуков. По этой системе ноты записываются буквами латинского алфавита: C, D, E, F, G, A, H. Семь букв соответствуют семи нотам ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ и СИ. А вот для обозначения измененных нот вместо слов диез и бемоль к буквам прибавляют суффиксы IS (диез)и ES (бемоль). Подробнее об этом и о том, какие есть особенности и исключения из правил, вы можете почитать в статье .
А теперь – музыкальное упражнение. Для того, чтобы лучше запомнить, что такое диез, бемоль и бекар и в чем их сила, вместе с ребятами из ансамбля «Непоседы» разучите песню Л. Абеляна из сборника «Забавное сольфеджио» про эти знаки (смотрите видео).
- Никогда не давите на трубу. Сводите давление ваших губ на мундштук к минимуму.
- Не ограничивайте себя гаммами, когда добираетесь до верхних регистров. Практикуйте арпеджио, хроматические гаммы, а также холодную атаку(после длинного отдыха) на этих нотах.
- Подавайте воздух не только легкими, но и животом, чтобы усилить поток воздуха.
- Практикуйте дыхание животом, а не грудное дыхание. Это даст вам большее давление, которое позволит взять высшие ноты. Поддерживайте взаимодействие с вашим животом, не диафрагмой.
- Когда вы собираетесь играть более высокую ноту — поднимайте ваш язык вверх. Это меняет давление воздуха, заставляет воздух двигаться быстрее, создавая высокие тона.
- Попробуйте играть мажорные лады октавами, не убирая трубу от губ между октавами. Если вы сможете играть от самой нижней До до самой верхней До, сохраняя при этом амбушюр, то ваш диапазон начнет резко увеличиваться.
- Отдыхайте так же часто, как и играете. Только когда у вас хороший отдых — ваши мышцы тренируются и восстанавливаются. Если вы играете слишком много и слишком часто — вы срываете мышцы, ничего не наращивая.
- Играйте всегда с ровной осанкой, никогда не сутультесь.
- Играя в верхних регистрах, избегайте надувания щек, чтобы сохранить более быстрый поток воздуха. Если не получается самостоятельно, попросите чтобы кто-то сжимал ваши щеки во время игры в верхнем регистре, чтобы научить ваши щеки оставаться такими. Это займет некоторое время.
- Никогда не берите высокие ноты путем давления губ на мундштук. Это может привести к проблемам вашего амбушюра (кровоподтеки, раздражение, ссадины). Если самая верхняя нота получается нечеткой, или вполовину тише необходимого, проверьте все составляющие вашей игры чтобы определить ошибки и исправить их. Ваши губы должны быть установлены в мундштуке, в маленькой окружности, чтобы ваш воздух был быстрым и сосредоточенным. Напрягите губы чтобы сформировать «улыбку». Сядьте прямо, руки легко лежат на трубе. Если вы напрягаетесь в попытке достать до какой-то ноты — дойдите то нее гаммой. Очень важно не передувать (повторно воспроизвести тон, полученный передувом, очень сложно); после отдохните не более 5 минут.
- Избегайте подстройки под пианино. У пианино хорошо темперированный строй. Вместо этого используйте электронный (лучше со стробоскопом) тюнер. Учитесь слышать тональность, особенно находясь в группе, в которой вы играете.
- Никогда не меняйте свой амбушюр для взятия высоких нот. Как вы поднимались, так должны и спускаться. Делая так вы, будете сохранять хорошее качество звука во всех регистрах.
- Думайте о букве «о», округляйте поток проходящий через горло и голову, даже когда берете высокие ноты.
- Держите четко амбушюр (расслабленный в середине, твердый по углам).
- Практикуйтесь перед зеркалом. Это поможет вам понять, какую позу губ вы принимаете, когда правильно берете ноту.
- Когда вы дышите, позвольте вашему языку висеть как у собаки, когда она тяжело дышит. Это откроет шире ваше горло и позволит войти большему количеству воздуха.
- Дышите глубоко, наполняя легкие достаточных объемом воздуха для взятия нот.
- Сядьте для выравнивания своего дыхания.
- Много гудите губами, как с мундштуком, так и без. Гудите от низа нижнего регистра до верха верхнего. Делайте это без переменки мундштука челюстью. Это позволит натренировать ваши мышцы, чтобы они смогли самостоятельно формировать звук, без трубы.
- Заботьтесь не только о расширении верхней границы вашего диапазона, но также о нижнем, с использованием сжатия губ и легато. Это позволит вам не только воспроизводить четкий звук в границах всего диапазона, но и в целом сделает вашу игру более легкой и вариативной.
- Постарайтесь расслабить свой амбушюр, насколько это возможно и уместно. Если вы стараетесь играть высокие ноты с тем же амбушюром что играли низкие, то ваш диапазон и ваш звук, в верхнем регистре, будут улучшатся.
- Сначала пробуйте держать губы статично, манипулировать только потоком воздуха. Только потом напрягайте губы, чтобы определить как высоко вы можете пойти.
Приветствую уважаемые читатели блога сайт. В этой части мы рассмотрим что такое диез, бекар, бемоль, но для начала нам нужно будет вспомнить материалы этого . Это строение октавы:
На рисунке выше мы видим основные семь ступеней – это до, ре, ми, фа, соль, ля, си . Теперь обратите внимание, что между белыми клавишами до и ре соседствует черная клавиша. Эта клавиша расположена с правой стороны от клавиши до и с левой стороны от клавиши ре . Этот момент мы намеренно акцентируем, так как одна и та же клавиша (нота) находится либо с правой стороны, либо с левой стороны: это всё зависит, от какой соседствующей клавиши смотреть.
Сейчас это соседство клавиш (т.е. нот) рассмотрим с точки зрения музыки в программе Fl Studio или используя пианино (фортепиано, midi-клавиатуры) и т.д. Самое главное нам нужно видеть эти клавиши. Запустите программу и в добавьте (т.е. пианино) или же если у вас есть фортепиано, то вы можете, проверить нас, нажимая клавиши и слушая высоту звука.
В Fl studio чтобы увидеть все ноты нужно зайти в .
Итак: сейчас мы рассматриваем ноты, что находятся в пределах 1-ой октавы. Нота (до ) по звучанию ниже ноты (ре ). И соответственно, нота (ре ) по звучанию выше ноты (до ). Ну а между этими нотами (до) и (ре) находится ещё одна нота, которая на клавиатуре представлена чёрной клавишей. Звук, этой чёрной клавиши выше ноты (до) и ниже ноты (ре) т.е. середина этих звуков.
Что такое Диез? Диез это повышение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим звук чёрной клавиши, что находится рядом с нотой (до). Звук, что издает черная клавиша, будет выше на полтона – это явление называют словом диез. Запомните, что повышение звука на полтона называют, словом диез. Этот звук считается производной ступенью, и поэтому у него нету своего названия. В таком случае используется название основной ступени. В нашем примере это будет –до-диез.
Диез обозначается символом решётки, посмотрите ниже на рисунок:
Обозначение диеза
На этом рисунке обозначили ноту до-диез. Без решетки будет (до), а с решеткой (до-диез).
Что такое Бемоль? Бемоль – это понижение основной ступени на полтона. Например, рассмотрим эту же черную клавишу относительно ноты (ре). Звук черной клавиши будет ниже на полтона звука (ре). Это явление называется, словом бемоль. Оно также является производной ступенью и не имеет своего названия и использует название основной ступени. В нашем случае это будет ре-бемоль.
На рисунке ниже приводим обозначение бемоля:
Обозначение бемоля
Я думаю что вы уже поняли что одна и та же нота т.е. черная клавиша может иметь разные названия в зависимости от какой ступени смотреть. В нашем примере как я писал выше, черная клавиша может иметь название либо “до-диез” либо “ре-бемоль” – это зависит от той ноты, что мы берем за основу.
Что такое дубль-бемоль и дубль-диез ? При повышении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-диезом. А при понижении основной ступени на два полутона (т.е. тон) называют дубль-бемолем. Редко используется, но знать надо, что такое тоже есть.
Вот Вам простенький пример: до-дубль-диез – это нота ре. А ре-дубль-бемолем является нота до.
Что такое Бекар ? Символ бекара отменяет действие диеза или бемоля . Ниже на рисунке в каждом такте перед третьей нотой стоит этот символ. Он обозначается решёткой похожей на диез, но отличной от неё.
Бекар
Теперь давайте прочитаем эти ноты. Читать надо слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре (здесь перед нотой стоит знак бекар – который отменяем бемоль, что установила вторая нота), и снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (здесь также знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), нота до.
Что такое Альтерация? Альтерация это повышение и понижение звуков.
Рассмотрим зону действия знаков альтерации.
Зона действия знака альтерации, которая стоит перед нотой, действует на весь такт. Эти знаки называются случайными . Этот случайный знак будет действовать на все данные ноты той же октавы внутри текущего такта, либо до следующего случайного знака, либо до смены тональности.
Зона действия знаков альтерации
Давайте прочитаем ноты. Также слева направо, первый такт: до, ре-бемоль, ре-бемоль, ре-бемоль (здесь перед 1-ой нотой ре стоит знак бемоль. Он будет действовать до конца такта, и понижать следующие ноты ре на полтона). Второй такт: ре, до-диез, до-диез, до-диез (зона действие знака бемоль из первого такта закончилось в первом такте, и поэтому второй такт начинается с ноты ре. Далее перед следующей нотой до стоит знак диез, что действует до конца второго такта и будет повышать последующие ноты до на полтона).
Действие знака будет распространяться непосредственно на ноту, перед которой он поставлен. В нашем случае в 1-ом такте знак бемоль действует только на ноту ре 2-ой октавы. Но если бы в первом такте была бы еще нота ре 1-ой или 3-ей октавы, то знак бемоль на них бы не действовал.
Эти знаки альтерации (бемоль и диез) могут стоять не только перед нотой, но также при ключе. Вот такие знаки альтерации называются ключевые .
Ключевые знаки альтерации располагаются в начале каждого нотоносца справа от ключа и действуют на все ноты, что записаны на соответствующих линейках в этом нотоносце, до смены ключевых знаков. Также внутри такта действие ключевых знаков могут отменяться случайными знаками. Действие ключевых знаков будет распространяться на все произведение.
Вот пример использования диезов при ключе:
Использования диезов при ключе
Ключевые знаки показывают нам, что все ноты, что расположены в соответствующих линиях нотоносца присутствующих в ключе знаков альтерации, должны будут воспроизводиться с повышением или понижением на полутон.
Источник