Строй и интонирование при игре на трубе
Сегодня хотел бы поделиться с вами информацией по теме строя при игре на трубе.
- Что такое «играть стройно» и интонирование
- Как понять, что звучит стройно
- Первичная настройка инструмента и подстройка в процессе игры.
- Как тренировать слух, чтобы играть стройно
### Что такое «играть стройно» и интонирование
Строй — соответствие настройки инструмента общепринятому звучанию инструмента или звучанию ансамбля.
Интонирование — умение слышать и корректировать строй в процессе исполнения с помощью других средств, кроме основной настройки инструмента.
Часто вопрос строя поднимают относительно соответствия с тюнером. Если стрелка в «зеленой зоне», значит нота в допустимом диапазоне, нота строит с тюнером. Такая тренировка имеет место, но для трубача важнее несколько иное соответствие — играть стройно с другими музыкантами.
Понимание данного материала является критически важным для обучения игре на трубе и других инструментах, где высота звука не является зафиксированной, как на фортепиано. Пианисту нет необходимости контролировать строй нот во время исполнения, за него это сделает настройщик. Трубачу же, необходимо контролировать строй в процессе игры. Кроме того, при игре на трубе есть факторы, влияющие на строй, которые не зависят от исполнителя. Такие, как температура внешней среды, выбранный эквипмент (мундштук, инструмент, сурдина и т.д.), высота настройки рояля на выступлении или даже состояние самого исполнителя.
Поэтому трубачу особенно важно тренировать слух. Писать про то, что нужно услышать смысла большого не имеет. И для наглядности (наслышности?) я записал видео.
### Как понять, что звучит стройно
Чтобы научиться различать стройную и нестройную игру на слух нужно для начала услышать разницу, тоже на слух.
Услышать, как звук сливается в один. Научиться слышать различие, когда звук ниже или выше референса (пример, от которого отталкиваемся).
1 — соль первой октавы на фортепиано — труба стройно с ним.
2 — сильно выдвигаю основной крон, и нота с фортепиано не строит — низит. Затем подтягиваю строй губами.
3 — задвигаю до конца основной крон — нота высит. Затем понижаю ее губами.
Частая ошибка у начинающих — играть ноту еще до того, как прозвучит референс. Последовательность действий такова: послушать референс — сыграть и слушать, чтобы ваш строй совпал с ним.
### Основная настройка инструмента и слушание в процессе исполнения
Основная настройка инструмента происходит перед началом выступления. Ее цель — максимально точно настроить инструмент с другими музыкантами. Для этого первичная настройка должна происходить в удобном регистре и удобной громкости. Максимально приближенные условия к последующему выступлению.
Скорректировать основной строй может понадобиться и во время исполнения. Например, если в помещении становится жарко, инструмент нагреется и строй инструмента неизбежно поползет вверх. Холодно — наоборот. При использовании сурдины или смене мундштука/инструмента строй тоже может измениться. Все это поправляется основным кроном трубы. В определенных пределах можно компенсировать строй губами, как показано в видео выше. Но это не рациональная трата ресурсов. И сложно играть с легкостью, когда твоя голова занята подстройкой каждой ноты. Таким образом, основная настройка не гарантирует, что инструмент будет строить в процессе. Но она очень важна для того, чтобы свести к минимуму необходимость дополнительных усилий в подстройке в момент исполнения.
### Как тренировать слух, чтобы играть стройно
Как я уже упоминал, часто этим занимаются с тюнером. И часто это звучит как плавающий звук, потому что ученик начинает гоняться за стрелкой тюнера, пытается ее зафиксировать. Особенно сложно это дается начинающим, потому что пока не хватает уровня контроля дыхания, чтобы держать устойчивый звук. Получается не столько слуховая, сколько визуальная работа. Но играть по тюнеру и строить с другими музыкантами — не одно и то же. И особенно это важно при игре на трубе. Важнее идеального строя с тюнером слышать, строите ли вы с другими музыкантами. Исходя из этой мысли приходит и решение — нужно применять другие инструменты, учиться слышать строй с ними. Ловить строй на слух, а не визуально.
Для этого нужно фортепиано или любой другой инструмент с фиксированной высотой ноты. Если нет фортепиано это может быть электронный инструмент. Или, на худой конец, тот же тюнер, который умеет издавать звуки определенной высоты.
По факту делаем то же самое, что и в моем видео — различные звуки на фортепиано как референс -> слушаем звук -> играем на трубе -> слушаем еще раз. Цель: чтобы они максимально слились в один. Чуть в сторону — будет электричка.
Помните, что самая распространенная труба играет в строе «Сиb» и является транспонирующим инструментом. Фортепиано играет в строе «До». Т.е. мы играем ноту «до» по высоте, а звучит из трубы»cиb». Зачем это сделано — тема отдельного поста :). Главное сейчас разобраться, что для того, чтобы звучала одинаковая нота, нужно сыграть на трубе ноту на два полутона выше, чем на фортепиано. «сиb» на фортепиано = «до2» на трубе. «до2″=»ре2» и так далее.
###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.
Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.
Источник
Как играть на трубе
Здесь вы узнаете как играть на трубе.
Основы
Устройство трубы си бемоль
Начинать учиться игре на трубе рекомендуется в возрасте от 11-12 до 17 лет. Ученик должен иметь физически здоровый организм и нормальное строение губ, зубов, рук и пальцев. Желательно наличие музыкальных данных: слуха, ритмa и памяти.
Положение корпуса, головы, рук и ног при игре.
Заниматься на трубе нужно стоя. Положение корпуса и головы при игре на трубе должно быть прямым. Локти рук необходимо держать слегка приподнятыми и отодвинутыми от корпуса для того, чтобы дыхание было свободным.
Трубу следует держать левой рукой, указательный средний и безымянный пальцы которой охватывают верхнюю часть раструба, а большой палец – нижнюю часть вентильного механизма, мизинец же находится у распорки раструба.
Пальцы правой руки в полусогнутом положении должны находиться на вентилях 1 (указательный на первом вентиле, средний – на втором, безымянный – на третьем). Большой палец, несколько поддерживая трубу, находится под основной трубкой. При игре пальцы правой руки не должны высоко подниматься над вентилями.
Следует обратить внимание на то, чтобы труба но время игры находилась под прямым yглoм по отношению к корпусу исполнителя.
Положение мундштука на губах
Мундштук устанавливается па середине слегка растянутых и плотно сомкнутых в углах губ. Большая часть его, примерно 3/5, должна находиться на верхней губе, а меньшая часть, примерно 2/5,на нижней.
Не следует смещать, мундштук вправо или влево. Его положение на губах чаще всего зависит от строения челюстей, зубов и губ играющего. Поэтому при постановке мундштука необходимо учитывать также индивидуальные особенности обучающегося.
Об исполнительском дыхании
Особое внимание педагог должен уделять развитию у учащихся исполнительского дыхания, которое существенно отличается от обычного дыхания и является важным условием исполнения на духовых инструментах.
Для того, чтобы учащийся мог научиться правильно дышать при игре на трубе, ему необходимо иметь верное представление о работе органов дыхания, которые состоят из дыхательных путей, легких и костно-мышечной системы грудной клетки.
Существуют следующие типы дыхания: а) грудной, б) брюшной, и в) смешанный (грудобрюшной).
К грудному типу относится такое дыхание, при котором изменение объема грудной клетки происходит за счет сокращения межреберных мышц и ряда мышц, идущих от позвоночника к грудной кости. Действия диафрагмы при этом не активные и объем грудной клетки изменяется преимущественно в поперечном направлении. Брюшному типу дыхания свойственна активная деятельность диафрагмы и нижних рёбер. Характерной особенностью этого типа дыхания является легкость и свобода вдоха при незначительном объеме легочного воздуха.
При смешанном (грудобрюшном) типе дыхания весь дыхательный аппарат участвует активно, и 1играющий по своему желанию может изменять действии дыхательных мышц, активизируя деятельность, и диафрагмы, и грудной клетки. Наиболее рациональным следует считать смешанное грудобрюшное дыхание. Смешанный тип дыхания дает возможность равномерно распределить нагрузку на всю дыхательную систему.
Практически процесс исполнительского дыхания осуществляется следующим образом. Вдох производится бесшумно, одновременно через нос и углы рта. При этом грудная полость расширяется в двух направлениях: в вертикальном направлении, вследствие сокращения мышц диафрагмы, купол которой опускается (что обнаруживается благодаря выпячиванию живота в подложечной области), и в стороны за счет сокращения межреберных мышц. Выдох должен быть равномерным и всегда замедленным. Грудная клетка некоторое время остается в приподнятом положении, затем ребра и диафрагма постепенно принимают исходное положение.
Глубина вдоха зависит от длины исполняемой фразы. В музыкальных предложениях, не имеющих пауз и неисполнимых на одном дыхании, следует пользоваться коротким (быстрым) вдохом, учитывая при этом, что смена дыхания производится по окончании фразы или мотива. С первых же упражнений необходимо обращать внимание на способ
дыхания.
Извлечение звука
Хорошо поставленный звук – отправная точка всякого хорошего исполнения. Выражение «удар языком» является условным. В действительности язык не производит ударов, наоборот, он делает движения оттягивания: Как мы объясняли выше, он играет роль клапана. Это нужно четко сознавать, прежде чем прикладывать мундштук к губам.
Произнесение слога ту (tu) служит для того, чтобы вызвать извлечение звука. Этот слог следует произносить с большей или меньшей мягкостью, в зависимости от характера и оттенка атаки.
Недостатки, которых нужно избегать
Как в рiапо, так и в forte атакирование должно быть четким и свободным. Для этого нужно атакировать слог ту (tu), а не дуа (doua), так как это последнее произношение берет звук изнутри и придает ему характер вязкий и неприятный.
Если губы не будут достаточно. напряжены, звук не достигнет нужной высоты и покажется фальшивым и вульгарным. Звучание не должно быть ни форсированным, ни дрожащим.
- Не нужно играть горлом.
- Губы не должны производить никакого шума.
- Ни при каких обстоятельствах нельзя надувать ни щеки, ни губы.
Чтобы издать звук, следует:
- Приложить мундштук, слегка опирая его на закрытые губы.
- Растянуть углы рта, приоткрывая их.
- Широко вдыхать через эти щели, затем герметически закрыть их.
- Просунуть кончик языка между зубов, опирая его на внутренний край губ.
- Произносить свободно слог ту (tu), пропуская воздух для всей длительности ноты, уменьшая при этом звук.
Нужно возобновлять это упражнение до тех пор, пока не получится абсолютная четкость атаки.
Формирование звука
Ниже изложены первые шаги к достижению хорошей формы рта для игры на трубе.
Держите зубы слегка раздвинутыми. Ваши губы должны лишь слегка касаться друг друга. Держите губы так, как будто хотите сказать ” м “в слове “мать”. Из этого положения издайте губами жужжащий звук. Теперь положите мундштук трубы на губы и сделайте то же самое жужжание в центр мундштука.
Чтобы сделать четкое начало звука, используйте ваш язык. Следующий звук начинайте с буквы “Т”. Не высовывайте язык за пределы губ – он остается во рту.
Теперь попробуйте вставить мундштук в инструмент и попробуйте то же самое.
Не высовывай губы, как будто посылаешь воздушный поцелуй!
Не раздувайте щеки, когда дуете
Стараюсь дышать животом – когда вы делаете глубокий вдох, не поднимайте плечи.
Практикуйте вдувание длинных нот в свой инструмент и удерживание их. Научиться контролировать свое дыхание имеет решающее значение для хорошей игры на трубе.
Источник
Аппликатура трубы
Знание аппликатуры трубы важно для игры на инструменте. Когда вы начинаете учиться играть на трубе, аппликатура трубы – это второе, что вам нужно знать. Во-первых, вы должны знать, как извлекать звук при помощи мундштука (начните с упражнений для губ, затем пробуйте упражнения для мундштука ). Но сразу после этого вы должны знать, на какой из трех клапанов необходимо нажимать, чтобы получить ваши первые ноты.
Аппликатура трубы
Когда вы впервые начнете играть, у вас будет много возможностей сосредоточиться на своем инструменте. Вы будете уделять внимание амбушюру, тону, позе, динамике и фразировке. Поэтому сначала вам не о чем беспокоиться, кроме основных указаний, которые будут описываться ниже.
Следующее упражнение играется вверх от G до C второй октавы, а затем вниз от G до Фа диез малой октавы. Это и есть диапазон трубы in B.
Теория музыки чрезвычайно важна, так как вы учитесь читать музыку. Ваш инструмент характеризуется как труба in B (си-бемоль). Это означает, что вы должны осознавать ваш строй, когда начинаете играть в ансамбле.
Наука и физика клапанов на трубе
Как только вы запомните первую таблицу, вы сможете получить более глубокое понимание обучения игре на трубе. Вы также поймете, что возможны альтернативные аппликатуры и это даст вам дополнительную гибкость. Эта гибкость полезна, когда дело доходит до техники игры и качества звукоизвлечения.
Понимание того, как изготавливается труба, также даст вам психологическое преимущество при игре на инструменте!
Это изображение трубок и клапанов вашего инструмента в разобранном виде поможет вам лучше понять, почему и как меняются ноты. Длина труб и конструкция клапанов делают возможными переходы между нотами. Эти знания напрямую влияют на понимание аппликатуры.
Диаграмма аппликатуры
Будучи новичком, вы просто изучите приведенную выше таблицу, придерживаясь понятия «одна аппликатура на ноту». Однако, когда вы станете более продвинутым, научитесь использовать альтернативные аппликатуры. Таблица ниже показывает каждую возможную комбинацию пальцев для взятия любой ноты на трубе.
Аппликатура трубы
Аппликатура трубы и обертонные варианты
Вывод
В конечном счете, вы ознакомитесь с каждой возможностью, касающейся значений нот и комбинаций клапанов вашего инструмента. Вы можете обнаружить, что знания пригодятся во время определенных партий, гамм или мелодий, которые вы играете во время тренировки или выступления.
В конце концов, вы дойдете до того, что вам даже не придется думать о том, что делают ваши пальцы. Ваш мозг будет работать автоматически, а ваши губы будут иметь крепкую мышечную память. В этот момент вы почувствуете настоящее музыкальное притяжение!
Источник