Целая нота целая пауза размер

Вся жизнь гармонь .

Перейти:

  • Часть I. Ритм: как отсчитывать размер
  • : Часть II. Мелодияия, которую вы напеваете
  • Часть III. Гармония: как облечь музыку плотью
  • Часть IV. Форма: как устроена музыка
  • Часть V. Великолепные десятки

Часть 1.Перейти:

Глава 3 — Сделай паузу
Часть первая- Ритм: как отсчитывать размер.
Теория музыки для «чайников»- Майкл Пилхофер, Холли Дэй .

В этой части книги.. .

В этой части вы познакомитесь с тем, что составляет основу любой музыки — с ритмом.Здесь вы узнаете, как читать различные ноты и паузы, поймете, как отсчитывать ритм и определять музыкальные размеры,познакомитесь с таким понятиями, как темп и динамика. Если теория музыки для вас внове, то вам следует начинать чтение книги именно отсюда.

Глава 3

Сделай паузу.
В э т о й гл а в е .
> Что такое пауза
> Как определять длительность пауз
> Чтение и счет нот и пауз вперемежку

Иногда самое главное в разговоре — то, что не произносится вслух. Точно так же нередко именно ноты, которые вы не играете, придают оригинальность музыкальной пьесе.
Эти «беззвучные» ноты вполне резонно называются паузами. Когда в пьесе указана пауза, вам не нужно ничего делать, — пока она длится, просто считайте. Паузы особен но важны, когда вы записываете ноты, чтобы их читали другие, и когда вы читаете ноты сочинений других композиторов. Ведь именно благодаря паузам ритм пьесы становится более понятным, чем есди бы использовались одни только ноты.
Паузы особо полезны в музыке, написанной для нескольких инструментов, потому что позволяют исполнителю без труда отсчитывать ритм и успевать за ансамблем, даже если его инструмент вступает позднее. Аналогично, в фортепианном произведении паузы подсказывают, когда следует снять с клавиш правую, левую или обе руки и прекратить играть.

Но не позволяйте названию ввести себя в заблуждение! Пауза в музыкальной пьесе — это вовсе не время отдыха. Если вы не будете внимательно считать доли в паузе так же, как делаете это при игре, то обязательно собьетесь с ритма и произведение просто «развалится».
Если продолжить введенную в главе 2 аналогию с алфавитом, то паузы можно представить в виде пробелов между словами и предложениями. Если бы пробелов не было, то все слова слились бы в сплошную абракадабру.
На рис. 3.1 показаны соотношения длительности пауз: от целой паузы вверху до пауз длительностью в шестнадцатую долю в самом низу.

Целые паузы

Как и целая нота, целая пауза длится четыре счета (в самом распространенном размере 4/4; все, что вам нужно знать о размерах вы можете найти в главе 4). Как выглядит целая пауза, показано на рис. 3.2.
>>>> Целая пауза напоминает перевернутую шляпу с полями. Запомнить, что этот значок обозначает целую паузу, легко: представьте, что это шляпа, которую сняли и положили на стол, потому что целая пауза — самая длинная.

Уставшему музыканту встретить двойную целую паузу (показанную на рис. 3.3 и встречающуюся крайне редко) еще приятнее, чем одинарную. Если в пьесе на 4/4 вы увидите двойную целую паузу, значит, вам не нужно ничего играть целых восемь счетов.

Половинные паузы

Вы, наверное, уже догадались, о чем пойдет речь дальше. Если (в размере четыре четверти) целую паузу надо держать четыре счета, то половинная длится два счета. Половинные паузы выглядят так, как показано на рис. 3.4. Значок половинной паузы тоже напоминают шляпу, только полями вниз, потому что половинная пауза вдвое короче целой и потому нет времени снять шляпу и положить на стол.
Взгляните на ноты и паузу, изображенные на рис. 3.5.
Если бы вам пришлось просчитать ритм музыки, записанной на рис. 3.5, то звучало бы это так:
ХЛОП два три четыре ХЛОП два раз два

Напомним, что во время пауз не нужно хлопать (а также играть на инструментах или петь). Нужно только считать про себя. Главное — запомните, что, пока держите паузу, играть не нужно.

Четвертные паузы

Чувствуете, к чему мы клоним? Разделите целую паузу на четыре или половинную паузу на два — и получите четвертную паузу. Четвертная пауза длится вчетверо короче целой и выглядит так, как показано на рис. 3.6.
На рис. 3.7 показана целая и половинная ноты, разделенные двумя четвертными вузами.

Чтобы прохлопать ритм, показанный на рис. 3.7, нужно считать так:
ХЛОП два три четыре раз два ХЛОП четыре

Восьмые паузы и так далее.

Паузы длительностью в восьмую, шестнадцатую и тридцать вторую долю легко распознать, потому что у соответствующих значков сверху есть маленькие изогнутые флажка, отдаленно напоминающие флажки (хвосты) на нотах.
Восьмая доля (см. главу 2) шображается с хвостом на штиле, и у восьмой паузы на штиле тоже есть хвостик. У шест- нш аты х пауз, как и у шестнадцатых долей, по два хвоста. (Реже встречаются тридцать корые ноты с тремя хвостами; угадайте сколько флажков у тридцать второй паузы.) Пауза длительностью в восьмую долю изображена на рис. 3.8.
Если вы хорошо усвоили материал о восьмых долях из главы 2 (предположим, вы ее прочли), то догадываетесь, что восьмые паузы непросто просчитать, как и восьмые ноты. Восьмая пауза вдвое короче четвертной и обычно на нее приходится меньше одного счета (глава 4 посвящена размерам, которые определяют, сколько ударов длится шла или пауза).
В целой паузе восемь восьмых пауз.

Купите метроном — он поможет вам считать не только ноты, но и паузы.
Кроме того, с его помощью вам будет гораздо проще разобрать музыкальное произведение. В большинстве случаев предполагается, что четверть равна одному удару метронома, но вместо того, чтобы представлять себе половину удара, вы можете присвоить удару длительность восьмой доли. Тогда четверть будет равняться двум ударам, половина — четырем, а целая нота — восьми ударам. Соотношение между нотами и паузами разной длительности всегда остается постоянным, независимо от того, сколько ударов в целой ноте.
Шестнадцатая пауза выглядит так, как показано на рис. 3.9. Ее длительность составляет одну шестнадцатую целой паузы. Иными словами, в целой паузе шестнадцать шестнадцатых пауз.
Тридцать вторая пауза, которая вам, наверно, никогда не встретится, выглядит так, как показано на рис. 3.10.

Длительность тридцать второй паузы равна одной тридцать второй целой паузы.
Другими словами, в целой паузе тридцать две тридцать вторых паузы.

Паузы, с точками

В отличие от нот, паузы никогда не соединяются лигами для удлинения, так что не пытайтесь искать залигованные паузы. Но иногда к паузам добавляются точки, увеличивающие их длительность. Как и в случае в нотами, если вы видите паузу с точкой, то первоначальная длительность паузы увеличивается в полтора раза.
На рис. 3.11 изображена половинная пауза с точкой.
Четвертная пауза с точкой продлевается на половину четвертной паузы.
Если после паузы стоят две точки, как показано на рис. 3.12, то первоначальная длительность такой паузы увеличивается еще на четверть. К счастью, вы почти наверняка никогда не встретитесь с паузой, после которой стоят две точки.

А теперь все вместе

Лучший способ понять, как паузы влияют на пьесу, — перемешать их с нотами. Во избежание путаницы в следующих упражнениях мы используем только четвертные паузы.
Пять упражнений, показанных на рис. 3.13-3.18, предназначены для того, чтобы вы могли про себя отсчитывать ритм и автоматически фиксировать в голове длительность каждой ноты и паузы. Каждое упражнение содержит три группы по четыре счета.
Выполняя упражнения, нужно хлопать в ладоши, если написано ХЛОП, и считать вслух. Начинайте считать и вступайте после четвертого счета.

Источник

Целая нота целая пауза размер

Музыкальные звуки записываются при помощи нот. Нотные знаки (ноты) состоят из следующих частей:

1 – флажок; 2 – штиль; 3 — головка

В зависимости от длительности ноты, головка может быть пустой или закрашенной, флажков
может быть несколько, штиль и флажки могут отсутствовать. Расположение головки ноты
относительно линеек нотоносца, определяет высоту звука, а взаимное расположение нот —
порядок их исполнения.

Когда штиль присутствует, он направлен вверх (из правой части головки ноты) или вниз (из левой части, исключая длинную ноту). В большинстве случаев штиль направлен вниз, если головка ноты находится на центральной линии нотоносца или выше ее, в противоположных случаях — вверх. Флажок всегда рисуется справа штиля.

Когда две или более ноты, в обычном виде имеющие флажки (восьмые ноты и короче), встречаются последовательно, флажки могут быть заменены рёбрами (перемычками, вязками). Число вязок равно числу флажков у негруппированных нот. Ноты обычно связываются рёбрами, только если они появляются в одной и той же доле в такте.

Длительности нот

Любой музыкальный звук может быть не только высоким или низким, но также долгим или коротким. И это свойство звука называется длительностью. Длительность ноты не сопоставлена никаким общепринятым длительностям (например, секунда и т. д.), её протяжённость считается только в рамках конкретной композиции, опираясь на её темп, который выбрал автор.
Рассмотри обозначение длительностей нот и пауз в музыке. В таблице приведены аудиопримеры счёта, в которых метроном считает «четвертями».

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор, отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами

Если нет метронома, то счёт ведётся ногой. При движении носка вниз (касание пола) считаются цифры (1,2,3,4) при подъёме носка считается «И» .

В аудиопримере метроном обозначает только сильные доли (цифры-1,2,3,4).

Доля — элементарная единица музыкального метра (аналог общепринятой секунды, но её величина может меняться в зависимости от темпа музыкальной композиции). За эту единицу чаще всего принимается 1 четвертная нота


Основных длительностей не так уж и много. Это:

Целая – считается самой долгой длительностью, она представляет собой обычный кружочек или, если хотите, овал, эллипс, пустой внутри – не закрашенный.
Половинная – это длительность, которая ровно в два раза короче, чем целая. Половинная длительность выглядит почти так же как целая, только головка у нее не такая жирная, а еще у нее имеется штиль.
Четвертнáя – это длительность, которая в два раза короче половинной ноты. А если ее сравнивать с целой ноткой, то она будет ее в четыре раза короче (ведь четвертная – это 1/4 часть целой). Четвертная нота – обязательно закрашенная и штиль у нее тоже есть, как и у половинной.
Восьмая –восьмая нота в два раза короче, чем четвертная, в четыре раза короче по сравнению с половинной, и нужно восемь штук восьмых нот, чтобы заполнить время одной целой ноты (потому что восьмая нота – это 1/8 часть целой. От четвертной она отличается наличием флажка. Восьмые часто любят собираться группами по две или по четыре штуки, тогда все хвосты соединяются и образуют одну общую «крышу» (ребро).
Шестнадцатая – в два раза короче восьмой, в четыре раза короче четвертной, а чтобы заполнить целую ноту надо 16 таких нот. По своему написанию, по внешнему виду эта длительность очень похожа на восьмую, только вот флажка два. Шестнадцатые любят собираться в компании по четыре штуки (иногда и по две, конечно), а соединяют их целых два ребра.


Когда «восьмая» или «шестнадцатая» стоят не в чётной группе (по 2 или 4 ноты), то отдельно стоящая восьмая пишут так: , а шестнадцатая так: .

Рассмотрим счёт различных длительностей на основе всем известной мелодии.

Триоли

До этого мы рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант обозначения «дробных» длительностей.

Рассмотрим рисунок (триоли обведены красными квадратами — точнее это восьмые триоли):


Длительность всех нот — восьмые. Метроном ведёт счёт четвертями.

Восьмые триоли это три ровные восьмые в одной четверти.

В этом случае при счёте «И» не считается, так как она попадает между долями и её сложно считать.

Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и то же.

Паузы

Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении?
Молчание вашего голоса или инструмента (во время исполнения произведения) называют паузой. Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д. Давайте посмотрим обозначения пауз:

Приводим пример использования пауз (в оригинале этой мелодии пауз нет):

Тот же пример, но уже без пауз:

Верхний вариант из-за пауз звучит отрывисто, нижний звучит более плавно. Постарайтесь это услышать.
Кстати, обратите внимание на то, что с исчезновением пауз, длительность нот увеличилась ровно на длину паузы.

Размер такта

Размер такта (музыкальный размер) — количество долей определенной длительности, образующих такт.

Такты придуманы специально для того, чтобы помочь исполнителям следить за тем, в каком месте пьесы они находятся, и играть в нужном размере. В простом размере именно в тактах можно ощутить истинный ритм пьесы, даже если вы просто просматриваете нотную запись, не играя нот. В простом размере сильной всегда является первая доля каждого такта. Это означает, что, когда вы видите строку наподобие показанной на рисунке ниже, ритм отсчитывается так: РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре РАЗ два три четыре.

Размер длительности доли и количество долей могут быть разными. (2,4,6,8,16)

Размер такта Произношение
2/4 Две четверти
3/4 Три четверти
4/4 Четыре четверти
6/8 Шесть восьмых
12/8 Двенадцать восьмых

Музыкальных размеров больше, чем представлено в таблице. Их разнообразие придумано для дирижёров и композиторов, так как смена музыкального размера изменяет не только принцип счёта, но так же и характер музыки и принцип игры на инструменте. В рамках первого этапа обучения нас интересует только счёт музыки и длительности нот, поэтому мы будем рассматривать только 2/4, 3/4 и 4/4. К остальным размерам мы вернёмся на втором этапе обучения.

Рассмотрим примеры счёта в этих музыкальных размерах:

Рисунки в примерах сложны для счёта в слух. Главное чтобы вы поняли, сколько и каких длительностей можно использовать в том или ином размере. Обратите внимание паузы какой длительности используются в тактах. Нужно посчитать и убедиться, что в каждом такте сумма длительностей нот и пауз соответствует музыкальному размеру.

Размер 4/4 (четыре четверти) состоит из четырёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.

Теперь пример который выглядит сложнее, обратите внимание, что в триолях «и» не считается.

Размер 3/4 (три четверти). состоит из трёх долей, каждая из которых по длительности равна четвертной ноте.
Здесь вы не увидите целых нот, т.к. целая нота не вмещается в один такт.

Размер 2/4 (две четверти). состоит из двух долей, каждая из которых по длительности равна половинной ноте. Здесь так же нет целых нот.

Проверь себя.
  1. Чем отличается целая нота от четвертной в письме?

Ответ:

Целая нота пишется как овал, а четвертная с закрашенной головкой и штилем.

  • Чем отличается целая пауза от половинной паузы в письме?

Ответ:

Целая пауза пишется в виде закрашенного прямоугольника под четвертой линией нотного стана, а половинная — на третьей линии.

  • Как отличается запись восьмых нот по отдельности и тогда, когда они стоят по несколько штук?

Ответ:

По отдельности восьмые ноты пишутся как четвертные, но с флажком, пишущимся справа от ноты. Когда же восьмые ноты стоят по несколько штук, рядом друг с другом, то они соединяются одним ребром.

  • Как пишутся 8-ая и 16-ая паузы?
  • Прохлопайте восьмые длительности со счетом вслух и счетом ногой.
  • Что означают цифры в размере композиции?

Ответ:

Верхняя цифра обозначает количество нот в такте, нижняя — длительность этих нот.

  • Можно ли использовать другие длительности в такте, кроме тех, которые значатся в размере такта?

Ответ:

  • Сколько восьмых в одной четверти?И сколько восьмых триолей в одной четверти? В чем разница счета ногой и вслух восьмых и восьмых триолей?

Ответ:

В четверти помещаются две восьмые ноты. В счете “и” используется при поднятии ноги.
При использовании восьмой триоли в четверти помещаются три равные восьмые ноты. В счете не используют “и”, так как она сбивала бы ровный счет и ее неудобно считать.

  • Сколько шестнадцатых нот может быть в одном такте при размере такта 3/4

Ответ:

Источник

Оцените статью