Цельнокорпусная гитара с пьезодатчиком

Сделай сам

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Михаил Южаков
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 05 октября 2018 г.

В статье приведены примеры электроники для пьезодатчика, установленного на цельнокорпусных электрогитарах: пассивно-активный вариант, активный и чисто пассивный.

1. Пассивно-активный вариант

У становлен на гитаре «Прынцесса»:

Изначально пьезу ставить не собирался, но наткнулся на ибее на пьезобридж Tune-O-Matic за 45 долларов и загорелся (на правах рекламы).

Всем хорош, но высоковат: пришлось бока подпиливать:

Схема активно-пассивная: магнитный датчик без усилителя, может работать без батарейки. Усилитель пьезы простейший, так как много места под электронику не планировалось.

Обратите внимание на номинал конденсатора С1: вместе с резистором R2 он образует цепь коррекции, поднимая АЧХ на частотах спада гитарного комбика. Более подробно об этом говорится в подразделе 2. Конденсатор C2 даёт спад АЧХ на частотах после 10 кГц, где наиболее слышен шорох пальцев о струны.

Переключатель SW1 принудительно отключает пьезодатчик; в силу примитивной схемы его слышно даже в правом по схеме положении переменного резистора R4, который служит смесителем пьезы с магнитным датчиком либо регулирует уровень громкости при отключенной пьезе.

1.1. Магнитный датчик, звукоизвлечение пальцами.

1.2. Магнитный датчик плюс пьеза (переменный резистор R4 в правом по схеме положении), звукоизвлечение пальцами.

Пьеза на максимум (переменный резистор R4 в левом по схеме положении) , звукоизвлечение пальцами.

На пьезе играть с непривычки неприятно, чувствуется шорох пальцев. На записи звучит гораздо чище (запись не обрабатывалась).

2. Активный вариант

У становлен на гитаре Les Paul Aria Pro II корейского производства, имеющей довольно звонкий тембр звучания. Пьезобридж тот же.

Здесь под видом стандартных органов управления установлен полностью активный темброблок.

Помимо работы с пьезой, активный темброблок позволяет управлять в некоторых пределах тембром и характером звучания датчиков. Рассмотрим это подробней.

Магнитный датчик электрически представляет из себя колебательный контур с собственной индуктивностью, ёмкостью и сопротивлением потерь. Кроме того, в стандартном включении еще имеет место быть нагрузка в виде темброблока и ёмкость кабеля:

Подключаем датчик к усилителю с низким выходным сопротивлением, при этом ёмкость кабеля отсекается усилителем, а пассивный темброблок выбрасываем.

В результате увеличится резонансная частота контура и добротность.

Для примера прослушаем две записи.

2.1 Первая запись – передний датчик на пассиве, звукоизвлечение медиатором.

2.2. Вторая – передний датчик на активе.

Похож на отсечку, но работают обе катушки, фона нет.

Такой звук для Лес Пола неспецифичен, поэтому в активном темброблоке использую эмулятор пассива:

R1R2C1 – имитация нагрузки темброблока; её можно приближенно заменить на один резистор 250 кОм. C2 – ёмкость кабеля. В качестве переключателей используются пуш-пульные потенциометры. По умолчанию (ручки утоплены) – эмуляция пассива. Когда SW1 выключен (ручка поднята), контур сохраняет «гибсоновский» тон, но звук становится более искристым; использую эту комбинацию для игры пальцами:

2.3. Звукоизвлечение пальцами, актив с эмуляцией ёмкости кабеля.

И наконец, комбинация SW1 включен, SW2 отключен даёт более «линейный» (не окрашенный) звук. Полная схема:

На операционнике DA1.1 собран канал переднего датчика. Переменный резистор R4, установленный на месте регулятора громкости переднего датчика в стандартном темброблоке, служит смесителем сигнала магнитного датчика и пьезы. Его ручка переключает переключатель SW1 на схеме. Аналогично на DA2.1 собран канал заднего датчика.

Переменный резистор R8 – общий регулятор громкости с тонкомпенсацией, установлен на месте регулятора «Тон» переднего датчика (привычный регулятор тона в схеме отсутствует). Потенциометр R22 – регулятор громкости пьезодатчика, установлен на месте регулятора «Тон» заднего датчика.

Рассмотрим более подробно канал пьезодатчика. Помимо усиления и согласования выходного сопротивления, канал реализует частотную коррекцию в двух областях:

2.4 Подъём частоты начиная с 5кГц.

Как известно, гитарный комбоусилитель имеет частотный спад на частотах начиная примерно с 5кГц. Это обусловлено тем, что сам магнитный датчик имеет подъем напряжения с ростом частоты (более подробно это описано в этой замечательной статье). Пьеза же такого подъёма не имеет; существуют комбики для электроакустических гитар с пьезозвукоснимателями – они имеют более равномерную частотную характеристику. Если же мы планируем включать нашу пьезу в обычный гитарный комбик, то надо как-то «выпрямить» его частотную характеристику, убрав частотный спад. Эту задачу выполняет цепь R18C13 на приведённой схеме. Конденсатор C12 устраняет неконтролируемый подъем АЧХ в области более высоких частот.

2.5. Срез частот начиная с 10кГц. В этой области располагаются разного рода шорохи, в частности шорох пальцев о струны. Эту задачу выполняет ФНЧ второго порядка на ОУ DA3.2. Конечно, полностью шорох убрать не удалось – дальнейшее увеличение порядка фильтра ничего, кроме лишних шумов, не принесло.

В результате можем сыграть «Цыганочку» на Лес Поле:

2.4. 100%-ная пьеза:

Хорошую акустическую гитару, конечно, пьеза на электрухе не заменит, но звучание на чистом звуке разнообразит однозначно.

P.S. В приведенных выше схемах все конденсаторы керамические; редкие пуш-пульные потенциометры номиналом 25кОм заказывал на АлиЭкспрессе. Печатная плата размером 6х3 см под планарный монтаж двусторонняя (расположение элементов с обеих сторон). Это позволило разместить плату вместе с батарейкой в стандартный отсек темброблока (в противном случае пришлось бы резать дополнительный отсек под батарейку). Кнопка теста батарейки и светодиод расположены сзади, на фальшпанели темброблока.

3. Попытка пассивного согласования

В Интернете приходилось читать сообщения типа «согласовал пьезу на пассиве с магнитным датчиком, с помощью резисторов подмешал к пьезе сигнал звукоснимателя». Что же, попробуем.

В чистом виде, конечно, электрическое согласование невозможно. На низах пьеза имеет практически ёмкостное сопротивление с большим модулем импеданса – магнитный датчик будет «подсаживать» сигнал. Частично это можно устранить с помощью резисторов.

Также непонятно, как поднять АЧХ, компенсировав спад частот гитарного комбика (п.2.4). Впрочем, смешивание сигналов частично решит и эту проблему – недостающие «верхи» также даст магнитный датчик. Что же тогда останется от сигнала пьезы.

Самый простой вариант пассивной схемы – это задействовать потенциометр «Тон» на стандартном лесполовском темброблоке как смеситель, выкинув конденсатор:

Тестирование проводим на пьезобридже Лес Пола п.2. Можно сравнить результат со звуком п.2.4.

3.1. В положении ручки «Тон» 100% звук примерно как у чистой пьезы на «Прынцессе» (п.1.3) – басов маловато, шорох чувствуется.

3.2. Пробуем крутить ручку в сторону магнитного датчика на 25%. Басов прибавляется, верхи убывают. Фон возрастает.

3.3. И еще на 25% (ручка посредине). Добавились еще щелчки. Они именно «систематические» — это не дребезг контактов и т.д.

По записи это еще ничего, но в живую играть неприятно. Моё мнение – актив с пьезой рулит.

4. Транзисторный вариант схемы

Вариант схемы для Лес Пола на транзисторах. Потребление на порядок меньше, чем у приведенной в разделе 2 схемы, расчетное отношение сигнал/шум лучше на 3дБ. Налаживания не требует.

Источник

Цельнокорпусная гитара с пьезодатчиком

Скидка на отбеливание зубов zoom 4 условия акции Клиника «НеваТекс».

Электрогитаристы потихоньку захватили весь мир, который свихнулся именно на электрогитарах. Тонны процессоров, километры струн, океаны медиаторов, облака презервативов и вселенные пива выпускаются для электрогитаристов. Их становится больше день ото дня. И потому все в этом мире происходит для них. Гитарные журналы, рокерские концерты, быстрые мотоциклы, кожаные куртки, улыбчивые девушки-красавицы — все это создано в нашем мире только для одного — для удовлетворения электрогитаристов.

И эта статья написана тоже для них поскольку предмет ее также создан для них. Итак, акустические гитары с цельным корпусом. Они появились гораздо позже всех остальных видов гитар. Причиной их появления стали именно электрогитаристы.

Как известно многим людям (особенно тем кто поумнее), человек не есть существо свободное. Человек — есть человек управляемое, и находящееся постоянно в чьей-то власти. Такова жизнь, как говорили индейцы. Когда их просили что-то сказать. Из всех существующих в мире несвобод наиболее страшная и диктаторская — это власть привычек. Да-да. Мы все в плену у собственных привычек. Мы привыкли есть, спать, пить жидкость, умываться, курить, матерится, пить пиво, ходить в туалет, ковырять в носу и делать еще море ненужных действий без которых теоретически можно прожить. И лишить нас этих действий невозможно — мы будем страдать и мучится словно гомосексуалист в женской бане.

И вот точно также мы, электрогитаристы привыкли к нашим электрогитарам. Нам нравятся их тонкий небольшой корпус, нравится удобный гриф — нам нравится все (кроме цен, ибо гитары должны быть бесплатными).

И в тоже время электрогитаристам как и любым другим приматам всегда хотелось иметь что-то звучащее как акустическая гитара. Как быть? Акустическая гитара с ее размерами и т.д. — вещь крайне неудобная для игры с точки зрения людей большую часть жизни проводящих в обнимку (с электрогитарой).

В общем, хотелось комфорта, его не было и это была проблема из проблем. Человечество страдало и искало какой-то выход из этого тупика. И он был найден.

Двадцать лет назад, аж в 1982 году некая фирма Gibson предложило весьма революционное решение, которое потом получила большое распространение по миру. Только идиоты считают, что Gibson — это нечто консервативное. А на самом деле Gibson постоянно выдумывает что-то невероятное.

Так вот, Gibson придумали гитару Chet Atkins Classic Electric она же Gibson CE.

Произошло это примерно так. Гитарный мастер из Kentucky некто Hascal Haile установил какой-то специальный хитрый пьезо датчик на гитару с цельным корпусом. Эта гитара принадлежала Chet Atkins. Новая гитара имела гриф и корпус размерами как у электрогитары. А звучала эта гитара весьма похоже на акустическую гитару.

И тут пришли ребята из Gibson. Они тщательно исследовали этот инструмент, понаделали множество экспериментов, в общем доработали ее как смогли и выпустили в 1982 году эту самую Chet Atkin CE. Она была с нейлоновыми струнами. В 80-ых у Chet Atkins ногти стали более ломкими и потому он стал отходить от металлических струн в сторону нейлона. При этом заниматься «фингерпикингом» на традиционной испанской гитаре было ему как-то не с руки. В общем ему нужна была новая гитар и он ее получил.

Это довольно удобный инструмент. Толщина корпуса у него не более чем на обычной электрогитаре. Особенностью корпуса было то что сверху он имел слой ели, а ель — это тот материал из которого делают верхние деки акустических гитар. Вклееный в корпус гриф (из красного дерева) у этой новой гитары имел две модификации.

Первая — это обычный тонкий гриф как на электрогитарах — эти гитары звались Gibson CE.

Вторая — это широкий гриф как на классических акустических гитарах — эти гитары звались Gibson CEС.

Под верхним слоем корпуса был еще и слой из красного дерева. При этом в копусе были выфрезерованы какие-то полости для резонанса. Но их не видно. Из пластика на корпусе сделан округлый вырез имитирующий резонаторное отверстие акустических гитар. Однако. Это просто имитация.

Если мы рассмотрим конструкцию корпуса акустическх гитар, то увидим что их корпус состоит из трех частей — верхней деки, нижней деки и боковин. В гитаре Gibson CE корпус состоял из двух частей — верхний слой и нижний слой, что-то похожее делают на Gibson Les Paul.

В отличие от акустических гитар звучать CE могли только на пару усилителем. Без усилителя CE не звучит никак. А вот воткнувшись в специальный усилок для акустических гитар, Вы получите звучание которое дает обычная хорошая акустическая гитар с нейлоновыми струнами и пьезодатчиком. Эффект был налицо. При этом надо сказать, что СE стала более устойчива к разного рода наводкам.

Gibson CE стала называться полностью как Gibson Chet Atkins CE Standard. И эта приставка Standard была неспроста, поскольку в последствии была выпущена модель CE Studio. В отличие от ситуации с электрогитарами Gibson, в серии Chet Atkins модель Studio была более дорогой и лучше звучащей. Некоторые (но не все) CE Studio имели хотя и тонкий, но полностью пустой внутри корпус.

Изначально CE была создана как модель именно для Chet Atkins и потому была представлена только версия с нейлоновыми струнами. Однако когда это дело пошло дальше и гитара набрала популярность, Gibson разумеется догадались что любителям кантри, акустических блюз/рок и прочей ерунды нужна такая же гитара, но и с железными струнами. И она был сделана. В 1987 году была выпущена под названием Chet Atkins SST.

В общем, таким образом была совершена революция. Электрогитаристы, то есть люди привыкшие играть через усилители, получили гитары приближенные по размерам и удобству к электрогитарам, при этом звучащие как акустические гитары, подключенные к услителям. При этом надо сделать оговорку, я пробовал включать Chet Atkins в обычный стек Marshall, куда я сую свой Les Paul. Так вот звучание Chet Atkins было конечно лучше чем Les Paul на чистом звуке, однако никакой клевости особенной не было. А вот включившись в специальный комбик для акустических гитар, я испытал все мыслимые хорошие чувства. В общем эти гитары созданы для специальных акустических комбиков — таких комбов много и они очень хороши даже дешевые модели в районе 300 грин. Но о таких комбиках как-нибудь в другой раз (я пробовал marshall, fender, crate).

Мне кажется то, что выпуском Chet Atkins CE и SST была совершена революция по очень простой причине. Эти гитары стали не просто моделями фирмы Gibson — они стали форматом гитар, типом гитар, образцом для подражания, поскольку ныне существует множество моделей гитар других фирм, моделей сделанных по принцам что и Chet Atkins CE и SST.

Ниже я попробую перечислить некоторые из них и скажу пару слов о том, на чем пришлось поиграть.

Разумеется, самое первое, что приходит в голову — это Epiphone, фирма которая наиболее точно копирует все популярные модели Gibson для того чтобы выпустить их недорогие корейские варианты. Epiphone делает модели CE и SST, которые стоят очень недороги и вообще довольно качественны.

Но у них есть один существенный недостаток. Пьезоэлектроника на этих моделях — пассивная. Это конечно хорошо, что не надо менятьраз в год батарейку, однако очень много хорошего в звуке пропадает напрочь.

Мне непонятен этот шаг Epiphone. Ведь на другие модели их корейских акустических гитар ставится отличная электроника из США, такая же как на Gibson. И они очень прилично звучат. А вот с серией Chet Atkins случилась какая-то лажа. Конечно эти гитары звучат как-то и уровень паршивости не высокий, но многое в звуке потеряно. Хотя сами гитары сделаны очень качественно и прилично. Возможно когда-нибудь Epiphone уволит пару-тройку человек которые сделали эту глупость и начнет делать гитары Chet Atkins с нормальной активной пьезой. Это привдет к удорожанию гитары баксов на 50. Но оно того стоит, ибо кроме этих Epiphone я никогда не слышал ни об одной гитаре, чтобы она была с пасивной пьезоэлектроникой.

Ошибки Epiphone учтены в работе другой также принадлежащей Gibson компании. Речь идет о Kramer, которые предлагают недорогую корейскую акустику с цельным корпусом и уже активной электроникой.

Отделение Custom Shop фирмы Guild выпускает две модели — это Paloma и Peregrine, соответственно с нейлоновым и металлическими струнами. Это вполне ожидаемый шаг. Guild давно и успешно копирует почти все электро модели Gibson и почему бы им не занятся Chet Atkins. Единственное, что немного пугает, так это слово Custom Shop в названии гитары. Мне кажется это явный намек на очень большую. Я бы даже сказал антисексуальную цену.

Кстати, если уж зашла речь о Custom Shop и антисексуальных ценах, то тут конечно тягаться с Gibson очень трудно. Например в прошлом году Gibson через свой Custom Shop начали выпускать Les Paul Acoustic. В принципе это тот же Chet Atkins SST, но только с корпусом о Les Paul. Стоит такая гитара что-то типа 4500$.

Достаточно хорошо известная своими акустиками с пластиковыми корпусами фирма Ovation имеет малоизвестную необычную для их имиджа симпатичную серию Viper с гитарами имеющим цельный корпус из красного дерева и слоем ели сверху корпуса.

Достаточно много моделей предлагает фирма Washburn. Есть среди них и дорогие модели именные гитары знаменитостей. Я пробовал недорогие (примерно 350$) азиатские гитары SBF, SBS, SBT сделанные по формам lespaul, strat, tele. Они очень хорошо натурально звучали и были при этом очень удобны. У них активная электроника а формы корпусов повторяют электрогитарные прототипы один в один. Рядом в магазине висели полнокорпусные акустические гитары Yamaha с ценой в районе 500-700$. Они через усилитель звучали намного беднее и менее ярко нежели эти цельнокорпусные washburn. Вообще у меня даже сложилось такое мнение, что если Вы играете через усилки, то среди дешевых гитар найти обычную акустику, которая будет звучатьлучше чем цельнокорпусная будет трудно. Это среди дешевых гитар звучащих через усилитель.

Если же говорить о моих личных рекомендациях, каких-то субьективных фишек и прочего, то я бы наверное рекомендовал из имеющихся сейчас в российских магазинах цельнокорпусных гитар, обратить внимание на гитары Godin. У них есть одно громадное преимущество — они весьма доступны по цене в сравнении допустим с Guild, Ovation или Gibson, и при этом производятся в Канаде а не в Корее в отличие от недорогих Washburn, Kramer. В общем традиционная штука — цена/качество. При этом у Godin давние традиции, четко налаженное производство таких гитар, много разных моделей в ассортименте (в том числе 12-струнки, басы и т.д.).

Говоря о цельнокорпусных акустиках нельзя не сказать и еще об одном типе гитар. А точнее гибриде двух видов гитар. Это обычные электрогитары с хамбекерами, синглами и при этом оборудованные пьезозвукоснимателями вмонтирвоанными в бридж. Такие гитары давно уже, хотя и небольшими тиражами делают многие известные фирмы. Плюс многие музыканты сами устанавливают на обычные электрогитары такие отдельно купленные бриджи с пьезой. В наше время фирма Fishman, лидер в пьезоэлектронике предлагает бриджи для страта, теле, леспола и других типов гитар.

Наиболее известные серийные гитары такого плана — это Parker и Godin. Есть также модели Fender (power tele в сериях am deluxe, deluxe), есть такие модели и у Ibanez, я играл на такой гитаре типа обычный RG с Floyd Rose и с пьезой. Также есть модели у PRS и др.

С одной стороны такие гибридные гитары вещь очень привлекательная, поскольку увеличивают возможности гитары и обогащают ее новыми звуками. Например очень интересна возможность смешивать сигнал снятый с элетромагнитных звукоснимателей (хамбекеров/синглов) и сигнал пьезодатчика. Это все можно микшировать в одной гитаре и получать новые звуки, чемто похожие на звучание полуакустик.

Но с другой стороны, сколько я слушал такие гитары, звук пьезодатчика все таки у них не звучит как натуральная акустика в отличие от гитар в духе Chet Atkins SST.

Звук этих пьезодатчиков в гибридных электрогитарах конечно приятнее чем просто звучание хамбекера/сингла на «чистом звуке», но то, что это не акустика в принципе очень хорошо слышно. Я бы назвал это каким-то промежуточным вариантом. На мой субъективный взгляд тут все дело в древесине.

Ель (или кедр) — это именно та древесина которая дает правильный акустический саунд. И на обычных акустиках и на цельнокорпусных в духе CE/SST верх корпуса всегда покрыт этой древесиной.

А вот для электрогитары ель не подходит никак. И потому на электрогитарах Вы ее не встретите. Таким образом обычные электрогитары без ели не могут даже с пьезодатчиком выдать что-то совсем натурально акустическое и потому звучат всего лишь весьма похоже, но не более. Хотя надо сказать, что звук получается приятный с этой пьезой.

При игре на такой гитаре есть еще одна фишка, которая травит жизнь гитаристу — как я уже ляпнул где-то выше, нужен специальный акустический усилитель. Играя на гибридной электрогитаре Вы можете одним парой движений переключится с акустического на электрический звук и обратно. А вот поменять также быстро гитарный усилитель с акустического на электрический — этот фокус потребует чуть больше времени.

В общем все тут совершенно как в жизни — у все на свете есть и свои достоинства и свои недостатки. Нету идеального ничего в жизни.

Источник

Читайте также:  Сугубая ектения почаевская ноты
Оцените статью