- Уроки guitar.ru
- Целотонная гамма
- Смотреть что такое «Целотонная гамма» в других словарях:
- Целотонная гамма — как её использовать
- Откуда берётся увеличенное трезвучие
- Уголок музыканта-исследователя
- Как не бояться ключевых знаков
- Как играть гаммы в любой тональности
- Целотонная гамма
- Диатоника
- Уменьшенный звукоряд
- Как читать ноты
- Упражнения
- Ключевые знаки и квинтовый круг
- Распознавание интервалов в нотной записи
- Распознавание ступеней лада в нотной записи
- Что делать, когда знаков слишком много
Уроки guitar.ru
      Автор: Игорь Бойко       Дата публикации: 01 октября 2000 г. |
ИГОРЬ БОЙКО — московский фьюжн-гитарист, известный не только по работе в группе Валерия Сюткина, но и по выступлениям в новом «Арсенале», с Сергеем Манукяном, Вячеславом Горским и другими звездами отечественного джаз-рока. Последние несколько лет Игорь Бойко много пишется в студии с разными музыкальными проектами в качестве приглашенного музыканта. Помимо насыщенной концертной деятельности, Игорь Бойко занимается учебно-педагогической работой.
Данная статья продолжает серию уроков, написанных Игорем Бойко специально для GUITAR.RU.
С овременные гитаристы, играющие в разных стилевых направлениях, достаточно часто применяют в своих импровизациях целотонную гамму. Она придает особый колорит звучанию. Иногда ее исполняют в чистом виде или используют секвенции, построенные по этой гамме, а чаще всего ее подмешивают с другими гаммами (ладами).
Целотонная гамма в первую очередь применяется для обыгрывания септаккордов с пониженной и повышенной пятой ступенью. Поэтому, прежде чем приступить к изучению примеров, построенных по целотонной гамме, рассмотрим разные аппликатурные формы аккордов:
Теперь рассмотрим два основных типа аппликатур целотонной гаммы.
Ниже приведены мелодические примеры, построенные по целотонной гамме, которые могут применяться для обыгрывания аккордов: G7b5, G7#5, Db9#11
Но эти примеры могут использоваться и для других аккордов. Дело в том, что целотонная гамма через один лад повторяется, поэтому и аккорды находящиеся друг от друга через один лад, могут обыгрываться одной целотонной гаммой.
В нашем случае, показанные примеры можно применить и для аккордов:
F7b5, F7#5
G7b5, G7#5
A7b5, A7#5
B7b5, B7#5
Db7b5, Db7#5
Eb7b5, Eb7#5
Следующие примеры показывают обыгрывание гармонической последовательности II-V-I. На аккорд пятой ступени G7#5 и D7b5b9 показаны мелодические линии, построенные по целотонной гамме.
После того, как у вас появится уверенность в исполнении рассмотренных в этом уроке примеров, переносите их в другие позиции и в разные тональности, а также попробуйте составить свои мелодические фразы, построенные по целотонной гамме.
ДИСКОГРАФИЯ Игоря Бойко:
«РЕШИЛОСЬ НЕОЖИДАННО ЛЕГКО » Игорь Бойко SZCD 0775-97 «СОЮЗ»
«ВРЕМЯ ВДОХНОВЕНИЯ » Игорь Бойко SBCD 0002-99 S&B Recording Company
«SECRETS» Сергей Манукян SLR 0090 Solyd Records 1997г.
«ПРЕСТИЖ-1: РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ» Сборник. MC/CD,SZ 0881-97 «СОЮЗ»
«ДАЛЕКО НЕ ВСЁ. » Валерий Сюткин SZCD 0921-98 «СОЮЗ»
«ДКО» МС «ФОНОГРАМ» Киев 1999 г.
«NEW ROMANTIC JAZZ » Вячеслав Горский CDGOR 901053 I.F.&M 1998 г.
«СКАЗКА О ЛЮБВИ» Александр Басилая 1998 г.
«YOUR SMILE» Serguei Manukian SLR 0211 99 Solyd Records, 1999 г.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ:
Видеокассета «MUSIC BOX & FORTE CLUB presents «IGOR BOIKO & FRIENDS» live at Forte club». Содержит запись концерта Игоря Бойко, проходившего в клубе «Forte» под названием «Игорь Бойко и друзья».
Источник
Целотонная гамма
Литература : см. при ст. Симметричные лады.
Ю. Н. Холопов.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .
Смотреть что такое «Целотонная гамма» в других словарях:
ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА — гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон; в пределах октавы 6 звуков … Большой Энциклопедический словарь
целотонная гамма — (целотоновая гамма), гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон; в пределах октавы 6 звуков. * * * ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА, гамма с интервалом между соседними ступенями в целый тон (см. ТОН (о звуке)); в пределах октавы… … Энциклопедический словарь
Целотонная гамма — Гамма с расстоянием между всеми ступенями в целый тон. Насчитывает 6 звуков в пределах октавы. В юмористических целях применена В. А. Моцартом в «Секстете деревенских музыкантов» (1787). Эпизодически встречается у композиторов романтиков … Большая советская энциклопедия
ЦЕЛОТОННАЯ ГАММА — гамма, построенная из ряда целых тонов (напр. с. d. е. fis. gis. ais. с ); гармонии, построенные на ней имеют весьма своеобразный фантастически дикий характер … Музыкальный словарь Римана
«Гамма Черномора» — звукоряд, ступени к рого образуют последовательность целых тонов; наз. также целотонной гаммой. М. И. Глинка. Руслан и Людмила . Увертюра. Целотонная гамма объединяет звуки системы, к рую иногда условно обозначают как увеличенный… … Музыкальная энциклопедия
Гамма — (от греч. γαμμα третья буква греч. алфавита) 1) Термин, широко распространенный в искусствознании, обозначающий определенную последовательность к. л. однородных явлений, предметов, напр., красок ( красочная Г. ), цветов ( цветовая Г. ). 2) Назв.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Симметричные лады — лады, звукоряды к рых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного … Музыкальная энциклопедия
Дебюсси Клод Ашиль — (Debussy) (1862 1918), французский композитор. Ученик Э. Гиро. Основоположник музыкального импрессионизма. Сочинениям присущи поэтичность, изящество и прихотливость мелодии, колористичность гармонии, изысканность, зыбкость музыкальных образов.… … Энциклопедический словарь
Глинка М. И. — Михаил Иванович (20 V (1 VI) 1804, с. Новоспасское, ныне Ельнинского р на Смоленской обл. 3 (15) II 1857, Берлин) русский композитор, родоначальник русской классической музыки. Детские годы Г. прошли в деревне, в обстановке… … Музыкальная энциклопедия
Ganztonleiter — нем. [ганцтонля/йтер] Ganztonskala [ганцтонска/ла] целотонная гамма … Словарь иностранных музыкальных терминов
Источник
Целотонная гамма — как её использовать
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о том как можно использовать целотонную гамму и какие аккорды ей обыгрывать.
Целотонная гамма — имеет очень интересное строение. Берём любую ноту и от неё движемся тонами и нужные нам звуки будут располагаться друг от друга через тон. То есть аппликатура её на гитаре будет выглядеть вот так:
рис. 1
Если вы сыграете изображенную на рисунке 1 последовательность, то услышите что звучит она интересно, не как обычная гамма, к которой мы привыкли. Теперь нужно понять какой же аккорд обыгрывает целотонная гамма. Давайте посмотрим для этого на следующий рисунок:
рис. 2
Мы видим, что наша гамма соответствует скорее доминантсептаккорду G7. Поэтому мы ей можем легко его обыгрывать, например когда он у нас доминанта от пятой ступени.
Однако, мы видим, что нота «ре» в целотонной гамме у нас заменена на ре-диез, поэтому звучание просто трезвучия соль+фа+си отмеченного нами на рисунке 2 (это септаккорд соль-семь без ноты «ре») не совсем отвечает звучанию целотонной гаммы.
Давайте «захватим» вместе с аккордом G7 ноту ре-диез — это у нас пятая повышенная ступень (или 5+):
рис. 3
Теперь у нас не просто аккорд соль-семь, а малый мажорный септаккорд (G7) с увеличенной квинтой (5+). Увеличенная квинта — это в нашем случае просто надстройка для аккорда соль-семь, это можно сказать лишь часть большого увеличенного септаккорда (мы писали об этом септаккорде в статье про септаккорды), только без увеличенной септимы(7+).
Итак, получается целотонная гамма обыгрывает доминантсептаккорд с увеличенной квинтой и это мы можем с успехом использовать. Мы можем любой малый мажорный септаккорд взять (будь он от пятой ступени или от какой-то другой, допустим в блюзовых аккордах), добавить к нему увеличенную квинту и обыграть.
Откуда берётся увеличенное трезвучие
Кстати вы можете заметить одну интересную особенность. Помните в статье про трезвучия мы выделили разные виды трезвучий. Мы там выделили мажорное, минорное трезвучия, а еще есть увеличенное, как вы помните. Оно строится большими терциями, б3+б3 — его формула.
Так вот целотонная гамма связана на самом деле именно с этим увеличенным трезвучием. Вспомните как мы строим мажор или минор. Берём ионийский лад и в нем от первой ноты двигаясь через одну выбираем три звука (1-ая, 3-я, 5-я ступени) — получится мажорное трезвучие. С эолийским то же самое, но получится уже минор, так вот звукоряд целотонной гаммы можно назвать целотонным ладом и в нем точно также брать ноты через одну, при этом мы получим как раз формулу соответствующую увеличенному трезвучию:
рис. 4
На рисунке 4 вы видите что в целотонной гамме и выстраивается это необычное увеличенное трезвучие, мне кажется это интересно.
Источник
Уголок музыканта-исследователя
Как не бояться ключевых знаков
Свободная игра в разных тональностях является важным навыком любого музыканта. Вместе с тем, у многих начинающих музыкантов при игре в «сложных» тональностях возникают затруднения как при чтении нот, так и при выборе аппликатуры. Попробуем обозначить некоторые подходы, облегчающие задачу.
Как играть гаммы в любой тональности
Гитара, а также некоторые другие струнные инструменты позволяют решать проблему транспонирования мелодии относительно легко — достаточно сдвинуть аппликатуру вдоль гифа на нужное число ладов, чтобы получить мелодию в новой тональности. Количество ключевых знаков в данном случае совершенно не отражается на сложности исполнения.
С клавишными, и особенно с духовыми инструментами, такой вариант не проходит. Аппликатуры гамм в разных тональностях имеют существенные различия, и задача «выучить все гаммы во всех тональностях» способна внушить известный страх начинающему музыканту.
Одним из возможных способов решения проблемы является использование симметричных ладов . Симметричные лады представляют собой звукоряды, получаемые разбиением гаммы на определенное количество равных интервалов. Важным свойством симметричных ладов является тот факт, что транспонируя такой лад на полтона, затем еще на полтона, и т.д., мы очень скоро получим исходный лад. Оливье Мессиан называл такие звукоряды ладами ограниченной транспозиции.
Целотонная гамма
Одним из симметричных ладов является целотонная гамма, получаемая делением октавы на шесть равных интервалов, каждый из которых представляет собой большую секунду.
Транспонировать целотонную гамму можно только один раз на полтона. При дальнейшем транспонировании мы получим исходную гамму.
Таким образом, в природе существует только две целотонные гаммы, и, следовательно разучить их аппликатуры не представляется особо трудной задачей — гораздо проще, чем разучивание двенадцати мажорных и двенадцати минорных гамм.
Вот как выглядела бы клавиатура фортепиано, если бы клавиши раскрашивали по признаку принадлежности к одной из двух целотонных гамм — одна целотонная гамма идет по белым клавишам, другая — по черным:
«Целотонная» раскраска фортепианной клавиатуры.
Для разучивания аппликатуры целотонной гаммы полезно поиграть следующее упражнение, представляющее собой отрезки целотонной гаммы в объеме большой терции. Сначала играем отрезки одной гаммы:
Потом аналогичным образом отрезки другой гаммы, а потом поочередно — то из одной, то из другой:
Играя эти отрезки целотонной гаммы, останавливаемся на третьей ступени, стараясь контролировать на слух интонацию большой терции (она должна звучать светло и торжественно). Это не только послужит развитию слуха, но и поможет избежать аппликатурных ошибок на первом этапе разучивания гамм.
Диатоника
Диатоника (т.е. натуральная мажорная или минорная гамма) образуется из отрезка «черной» и отрезка «белой» целотонной гаммы. Главное знать место, где эти части стыкуются.
Таким образом, чтобы сыграть мажорную гамму в любой произвольной тональности, нам надо найти ее тонику (например, с помощью квинтового круга), и далее сыграть от тоники вверх три ступени (включая тонику) из одной целотонной гаммы, потом отступить на полтона вверх, и сыграть четыре ступени из другой целотонной гаммы.
Вот еще некоторые полезные наблюдения:
- В мажорном трезвучии основной тон и терция находятся в одной целотонной гамме, квинта — непременно в другой.
- В минорном — основной тон в одной целотонной гамме, терция и квинта — в другой.
- В доминантсептаккорде все тона в одной гамме, кроме квинты.
- Тона уменьшенного септаккорда идут через один — то из одной гаммы и из другой.
Уменьшенный звукоряд
После освоения целотонной гаммы неплохо бы освоить и другую симметричную структуру — арпеджио уменьшенного септаккорда, разбивающее октаву на четыре малые терции. Таких структур в природе всего три штуки, так что выучить их тоже не представляет особых трудностей, зато знание этих аппликатур облегчает разучивание пентатоники, ладов минорного наклонения, а также обыгрывание доминантсептаккордов.
Как читать ноты
Подобно разным видам слуха — абсолютный, относительный, ладовый, можно указать несколько видов подхода к чтению нотного текста.
Различные подходы к чтению нот:
- Абсолютный — распознаем в нотном тексте абсолютною высоту ноты, исполняем мелодию как последовательность звуков заданной высоты;
- Относительный — распознаем взаимное расположение нот, исполняем мелодию как последовательность интервалов;
- Ладовый — распознаем положение ноты в тональности, исполняем мелодию как последовательность ступеней лада, каждая из которых имеет свою ладовую функцию.
Рассмотрим эти три подхода на примере следующего фрагмента мелодии:
- Абсолютный — просто играем ноты: ре — фа-диез — ми — ре;
- Относительный — играем от ноты ре большую терцию вверх, а потом вниз по целым тонам;
- Ладовый — в натуральном мажоре движемся от тоники вверх к третьей ступени (медианте), и снова вниз к тонике через верхний вводный тон (вторую ступень).
Первый, абсолютный , подход позволяет достичь быстрого результата при исполнении на инструменте. Главное не забыть про ключевые знаки, и найти правильную аппликатуру для этих нот. Этим способом удобно бывает играть с листа, особенно на тех инструментах, где для каждой ноты существует только одна аппликатура. Проблемы начинаются в случае необходимости быстро транспонировать разученный фрагмент в другую тональность. Зачастую в таком случае приходится разучивать мелодию заново. Также возникают затруднения в случае необходимости сыграть с листа мелодию, написанную в другой тональности — например, в случае исполнения на транспонирующем инструменте (таковыми являются большинство духовых).
Относительный подход к чтению нот свободен от проблем транспонирования. Разучив мелодию в одной тональности, бывает нетрудно перенести ее и в другие тональности, если только не возникает аппликатурных сложностей. Вместе с тем, бывает порой нелегко сходу понять, какие интервалы присутствуют в этой мелодии — где будет терция большая, где малая, и т.п.
Ладовый подход является незаменимым для исполнителей на инструментах со свободной интонацией (духовые, струнные смычковые), а также для вокалистов, ибо только таким способом можно достичь правильного интонирования ступеней лада. Кроме того, ладовый подход, подобно относительному, свободен от проблем транспонирования. Также при таком способе не возникают проблемы, характерные для относительного подхода, связанные с определением интервалов, т.к. в ладу все интервалы заранее известны. Ладовый подход позволяет исполнителю лучше понять внутреннюю логику музыкальной фразы, определить устойчивые ноты, услышать тяготения. Это делает исполнение более осмысленным.
В идеале, музыкант должен свободно владеть всеми перечисленными способами, и применять их по мере необходимости, сообразно стоящей перед ним задаче.
В качестве иллюстрации ладового подхода предлагаю посмотреть видео Дениса Чуфарова «Относительная сольмизация»:
В данном видео используются следующие названия хроматических ступеней:
Do Di Re Ri Mi Fa Fi Sol Si La Li Ti Do Ti Ta La Lo Sol Sa Fa Mi Ma Re Ra Do
Упражнения
Ключевые знаки и квинтовый круг
Самая первая задача исполнителя, прежде чем он начнет читать нотный текст, состоит в том, чтобы по ключевым знакам определить тональность произведения.
Порядок расположения ключевых знаков альтерации обычно изображают на квинтовом круге.
Квинтовый круг помогает найти тонику тональности по заданным ключевым знакам. Например, если мы видим при ключе два диеза, это означает либо тональность ре-мажор, либо си-минор. Посмотрим, какая нота или аккорд появляются в произведении на «устойчивых» позициях (например, в самом конце). Если все сходится к ре, то это ре-мажор, если к си, то си-минор.
Имеются несколько простых правил, позволяющих быстро найти тонику по ключевым знакам:
- если при ключе стоят диезы , то последний диез указывает на седьмую ступень мажора, следовательно, на полтона выше находится мажорная тоника, а на тон ниже — тоника параллельного минора;
- если при ключе стоят бемоли , то предпоследний бемоль указывает на мажорную тонику, а минорная тоника находится на терцию ниже (т.е. на соседней линейке).
Распознавание интервалов в нотной записи
Умение быстро распознать интервал по нотной записи очень помогает при чтении нот. Чтобы быстро распознавать интервал, можно запомнить его характерный внешний вид. Например:
Секунда отличается тем, что ноты расположены очень тесно, и если одна из них находится на линейке, другая обязательно будет между линеек:
В терции обе ноты расположены тесно, но при этом обе лежат на линейках, или между ними.
Кварта шире терции, и ноты лежат по-разному — одна на линейке, другая — между.
Квинта — интервал широкий, и если одна нота лежит на линейке, то и вторая будет на линейке, а между ними будет пустая линейка. Если нота лежит в промежутке между линейками, то и вторая будет в промежутке, а между ними — пустой промежуток.
Секста чуть шире квинты, и ноты лежат по-разному — одна на линейке, вторая в промежутке.
Септима по виду напоминает квинту, обе ноты лежат одинаково, но между ними уже две пустые линейки (или промежутка).
Октава чуть шире септимы, и ноты лежат по-разному — одна на линейке, вторая в промежутке.
В качестве упражнения имеет смысл распознавать интервалы, встречающиеся в каком-нибудь реальном нотном тексте.
Распознавание ступеней лада в нотной записи
Умение распознавать ступени лада по нотной записи является одним из ключевых навыков, необходимых для свободного чтения нотного текста. При хорошем владении этим навыком музыкант может представить себе звучание мелодии, не проигрывая ее на инструменте, что особо важно для вокалистов или исполнителей на инструментах, допускающих свободную интонацию (струнные смычковые, духовые, и пр.).
Тоника
Чтобы быстро распознавать ступени лада в нотной записи, надо прежде всего научиться находить тонику, т.к. она является «центром тяготения», относительно которого выстраиваются остальные ступени. Самый простой способ для этого — обратить внимание на ключевые знаки, и воспользоваться квинтовым кругом.
Например, увидев при ключе два диеза, найдем по квинтовому кругу тональность — это либо ре-мажор, либо си-минор. Если в нотной записи выделена партия баса, обратим внимание на его движение — к какой ноте он чаще всего стремится. Если партия баса не выписана, но имеются буквенно-цифровые обозначения аккордов, аналогичным образом проанализируем движение гармонии — к какому аккорду всё сходится. Если ни того, ни другого нет, а есть просто один мелодический голос — обратим внимание на движение его устойчивых нот. Допустим, мы обратили внимание, что движение идет в сторону ноты ре. Эту ноту и примем за тонику.
После того, как тоника найдена, обратим внимание на другие очень важные ноты, которые будут дополнительными «опорными точками» при чтении нот.
Доминанта
Прежде всего найдем пятую ступень лада. Она относится к главным ступеням лада, и носит название «доминанта». Доминанта лежит на квинту выше, а также на кварту ниже тоники:
Очень важно научиться заранее находить на нотном стане линейки, где будут находиться тоника и доминанта — это своего рода «каркас», относительно которого строится остальной нотный текст. Особо важную роль эти ступени играют в движении баса, и в любом ладу — как в мажорном, так и в минорном — они всегда находятся на одном месте. Прежде чем начинать петь или играть на инструменте, попробуем «услышать» эти ступени внутренним слухом. Здесь могут прийти на помощь следующие образы: тоника звучит наиболее устойчиво — это «земля», «фундамент». Доминанта имеет неустойчивую функцию, часто звучит с интонацией «вопроса», и трезвучие, построенное на доминанте, стремится разрешиться в тонику.
Медианта
После того, как найдены тоника и доминанта, обратим внимание на третью ступень (медианту) лада. Она лежит на полпути от тоники к доминанте при движении вверх, и входит в самый главный аккорд — тоническое трезвучие лада:
В отличие от тоники и доминанты, положение третьей ступени разное в мажоре и миноре. Именно эта ступень определяет наклонение лада — мажор или минор. В мажоре она составляет с тоникой большую терцию, в миноре — малую. В нотной записи, однако, это не сразу заметно, т.к. линейка, на которой лежит третья ступень всегда остается одной и той же:
Интонация третьей ступени очень важна в ладу, и следует потренироваться не только быстро находить нужную линейку на нотном стане, но и научиться «предслышать» ее звучание, для чего полезно потренироваться петь ее в разных тональностях, а также быстро находить нужную аппликатуру на инструменте (на гитаре это просто, а клавишникам и духовикам поможет использование симметричных ладов).
Вводные тона
Разобравшись с третьей ступенью, обратим внимание на ноты, лежащие на секунду выше и ниже тоники. Это так называемые «вводные» тона — верхний и нижний. Верхний (вторая ступень лада) всегда отстоит от тоники на тон, а нижний (седьмая ступень) — на тон (в натуральном миноре), или на полтона (в натуральном мажоре или гармоническом миноре).
Вводные тона характеризуются очень сильным тяготением к тонике. Также они входят в состав трезвучия, построенного от доминанты, чем и объясняется его гармоническое разрешение в тонику. Следует поиграть на инструменте и попеть эти ноты с разрешением в тонику, и при чтении нотного текста стараться «слышать» это тяготение внутренним слухом.
Также следует помнить, что вторая ступень является проходящей при движении от тоники к третьей ступени. Потренируемся распознавать это движение в нотной записи, и «слышать» эту интонацию внутренним слухом.
Параллельная тоника
Как было замечено выше при рассмотрении квинтового круга, для каждой тональности имеется родственная ей «параллельная» тональность, имеющая те же знаки при ключе (а следовательно, и те же самые ноты в гамме), но отличающаяся лишь положением тоники — самого устойчивого тона. Найти тонику параллельной тональности просто — в мажоре она лежит на полтора тона ниже мажорной тоники (шестая ступень), а в миноре, соответственно, на полтора тона выше тоники (третья ступень).
При переходе в параллельную тональность происходит качественное изменение звучания — из светлого мажора мы попадаем в мрачный минор, и наоборот. На примере пары ре-мажор — си-минор можно рассмотреть следующие характерные, часто встречающиеся интонации, которые полезно поиграть на инструменте, попеть, научиться распознавать в нотной записи, и слышать внутренним слухом:
При проигрывании этих примеров на инструменте полезно обратить внимание на указанные в примерах аккорды — они помогут лучше услышать изменение качества звучания при переходе в параллельную тональность.
Субдоминанта
В завершение рассмотрим еще одну очень важную ступень, относящуюся как и тоника и доминанта к главным ступеням лада. Эта ступень является четвертой в ладу, и лежит на ступень ниже доминанты, поэтому и называется субдоминантой.
Субдоминанта лежит на кварту выше или на квинту ниже тоники.
Трезвучие, построенное на субдоминанте, характеризуется движением, уводящим от тоники. Часто используется гармонический оборот, начинающийся с тонического трезвучия, после которого следует субдоминанта, уводящая от тоники, после чего гармоническое движение через аккорд доминанты снова возвращается в тонику. Вот соответствующее этим аккордам движение баса (в тональности соль-мажор):
Тоническое трезвучие
Полезным навыком при чтении нот является умение заранее видеть линейки, на которых лежат ноты, входящие в тоническое трезвучие в разных октавах. Это существенно облегчает чтение нот при наличии широких скачков в голосах.
Полезно заметить, что если ноты тонического трезвучия в одной октаве лежат на линейках, то в соседних октавах они будут лежать между ними, и наоборот.
Что делать, когда знаков слишком много
При наличии уж очень большого числа ключевых знаков в партитуре, можно использовать следующий прием, который иногда помогает существенно упростить задачу. Допустим, имеется запись в тональности соль-бемоль мажор:
Обратим внимание, что если бы тоникой был бы не соль-бемоль, а соль-бекар, то все выглядело бы куда оптимистичнее:
Учитывая этот факт, можно просто представить себе, что при ключе вместо шести бемолей стоит один диез, но общий тон (настройка) задан на полтона ниже, и можно спокойно исполнять мелодию как бы в соль-мажоре — будут те же ноты на тех же линейках, и между ними всё те же интервалы.
Этот прием может оказаться полезным вокалистам, т.к. они могут свободно интонировать при любой настройке, и им не приходится думать об аппликатуре. Также и гитаристы могут найти такой подход полезным, поскольку транспонирование на полтона вверх или вниз на гитаре выполняется простым сдвигом аппликатуры на один лад.
Чтобы было проще находить соответствующие ключевые знаки, будем обозначать бемоли отрицательными числами, а диезы — положительными. Тогда к слишком большому числу бемолей будем прибавлять «магическое» число 7, а из слишком большого числа диезов — вычитать его.
Например, шесть бемолей это -6+7=1 диез, но на полтона ниже. Четыре бемоля это -4+7=3 диеза, но на полтона ниже. Пять диезов это 5-7=-2 бемоля, но на полтона выше, и т.п.
Источник