Целые ноты до мажор

Гамма До-Мажор на гитаре. Как построить, позиции, аппликатуры

Гамма на гитаре — это определенная последовательность нот. Ноты берутся из тональности по музыкальным законам. Подробнее про теорию и гаммы можно прочесть в этой статье: про гаммы.

Состав и ступени гаммы до-мажор

Как построить гамму до-мажор

Гамма До-мажор на гитаре является диатонической и состоит из 7 нот. Название гаммы соответствует ее тональности (до-мажор). Из теории музыки известно, что мажорные диатонические гаммы строятся по следующей схеме:

Тональность и тоника гаммы до-мажор (исходя из названия) — До. Построим гамму от этой ноты, получится следующая последовательность:

Гамма до-мажор по праву считается самой простой и известной в мире. Наверняка, каждый слышал ее в школе. Как видно из данной схемы, бемоли и диезы отсутствуют, что делают данную гамму еще проще в освоении.

Устойчивые ступени гаммы до-мажор

Самыми устойчивыми ступенями гаммы являются первая, третья и пятая. В данном случае это тоника, терция и квинта — C (До) E (Ми) G (Соль). Эти три звука образуют трезвучие или аккорд до-мажор (C).

Аппликатуры гаммы до-мажор на грифе

На грифе гитары гамму до-мажор можно сыграть в 5 разных позициях. Рассмотрим их схематично, а также посмотрим на табулатуры гаммы до-мажор.

Пять позиций гаммы до-мажор на грифе гитары

На рисунке приведена схема расположения гаммы до-мажор на грифе. Красными точками обозначена тоника гаммы — нота До (С). Ниже представлены 5 позиций гаммы

Первая позиция

Это основная позиция гаммы. Начинается с ноты До на шестой струне и 8 ладу.

Вторая позиция

Эта позиция берет свое начало с 10 лада 4-й струны. Схема по три ноты на струне.

Третья позиция

Это открытая позиция гаммы до-мажор. Все ноты на открытых струнах в нее входят.

Четвертая позиция

Начинается на третьем ладу пятой струны.

Пятая позиция

Начинается на 5 ладу третьей струны и таким образом завершает «цикл». Следующая позиция (если уйдем вправо по грифу) будет уже первая. Круг замкнулся.

Пять позиций гаммы до диез-мажор и ре бемоль-мажор на грифе гитары

Рассмотрим также гамму до-диез мажор и ре-бемоль мажор на гитаре. Построить ее очень просто — подвиньте гамму до-мажор на один лад вправо. Для удобства, приводим схему выше. Красными точками обозначена тоника — До-диез (ре-бемоль).

Первая позиция

Вторая позиция

Третья позиция

Обратите внимание, что в этой позиции гаммы (в отличие от до-мажор) не участвуют открытые струны. Аппликатура переместилась на 1 лад.

Четвертая позиция

Пятая позиция

Заключение

Несомненно любому гитаристу желательно знать аппликатуры всех гамм. Это дает вам осознание того, в каком месте грифа вы находитесь и куда стоит перейти для красивого и интересного развития мелодии. Выучите хотя бы гамму до-мажор, тогда остальные вам будут даваться намного легче. Вы это видели и сами на примере гаммы до-диез мажор (ре-бемоль мажор), ведь она строится просто сдвигом позиций вправо на один лад.

Похожие статьи

Меню сайта

Аппликатуры аккордов

Популярные статьи

Guitargrad.ru — это проект, посвященной гитаре и гитарной музыке. Если вы занимаетесь на гитаре, играете любимые песни или даже сочиняете свою собственную гитарную музыку, то наш сайт будет для вас отличным информационным ресурсом! Новички смогут узнать приемы игры на гитаре, какую гитару лучше купить начинающему, а также как правильно ухаживать за инструментом. Мы рассказываем про электро и акустические гитары, а также про укулеле.

Не знаете как взять тот или иной аккорд? Не проблема — на нашем сайте собрана огромная база аппликатур самых популярных аккордов для гитары.

Также на нашем сайте опубликовано большое количество материала по теории музыки. Даже если вы играете на другом музыкальном инструменте, данные статьи будут для вас полезны.

Источник

Целые ноты до мажор

Уфа, Степана Кувыкина, 17

Мажорная гамма строится по принципу: ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА, ТОН, ТОН, ТОН, ПОЛ ТОНА.

Для запоминания: Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон.

Гаммы строить будем на клавиатуре фортепиано, так как на ней сразу видно где тон, где полутон. Если говорить «наивно», то играя мажорную гамму на инструменте (пианино или гитару), в месте где ТОН мы перескакиваем через одну ноту, а где ПОЛУТОН играем подряд.


Между нотами “си” и “до”, и “ми” и “фа” пол тона, поэтому, при строении гамм могут возникнуть вопросы, когда встретятся эти полутона. Допустим, нужно от ноты “ми” построить тон вверх. Видим на клавиатуре, что следующая нота — это “фа”, т.е., получается между “ми” и ”фа” пол тона. Чтобы получить тон, нам нужно повысить ноту “фа” на пол тона. Для этого у нас есть чёрные клавиши. Они названий не имеют. Если нужно повысить «фа» на пол тона, то мы нажмём на чёрную клавишу между фа и соль. Если строить от ноты “фа” тон вниз, то нужно понизить ноту “ми” на пол тона ниже, и нажать на чёрную клавишу между «ре» и «ми»

Возникает вопрос: как же называть эти чёрные клавиши «НИ фа, Ни соль»?

Знаки альтерации.

Для этого в музыке придумали знаки альтерации

Что такое АЛЬТЕРАЦИЯ в музыке? Это латинское слово, которое имеет корень «АЛЬТЕР», о его значении можно догадаться, если вспомнить какие-нибудь однокоренные слова. Например, есть такое слово «альтернатива» (то или иное решение на выбор), есть в психологии такое выражение как «альтер эго» (другой я). Так вот, в переводе с латинского ALTER значит «ДРУГОЙ».

В музыке альтерация – это изменение основных ступеней (то есть изменение обыкновенных нот ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ). А как можно их изменить? Можно их или повысить, или понизить. В результате образуются как бы новые варианты этих музыкальных ступеней (производные ступени). Повышенные ноты называются диезами, а пониженные – бемолями.

Знаки пишутся слева напротив ноты, либо при ключе.

Гамма с указанным выше порядком расположения (Тон, Тон, Полутон, три Тона, Полутон) ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком, — натуральным мажором. Мажор может быть не только натуральным, поэтому такое уточнение нелишне.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:

I ступень — тоника (Т),
II ступень — нисходящий вводный звук,
III ступень — медианта (средняя),
IV ступень — субдоминанта (S),
V ступень — доминанта (D),
VI ступень — субмедианта (нижняя медианта),
VII ступень — восходящий вводный звук.

ко всем терминам в музыке не надо относиться как к «заумным названиям». Музыку создают на базе чувств так и все названия несут в себе эмоции. Все эти придумывали очень давно, поэтому нам придётся выучить чуть больше 30 иностранных слов. Дальше на примерах вы во всём разберётесь.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные — побочными ступенями. Запомните эти три номера: I, IV и V — главные ступени. Пусть Вас не смущает, что они расположены в звукоряде так прихотливо, без видимой симметрии.
Доминанта (в переводе — господствующий) расположена чистой квинтой (квинта — это цифра 5) выше тоники (от цифры 1). Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой (на 5) ниже тоники (от 1 ступени), от этого происходит и ее название, а субмедианта находится между субдоминантой и тоникой.

Тональность.

Мажорный лад можно выстроить от любого музыкального звука – от до, от ре, от ми и т.д. Этот первый, самый главный звук будет называться в ладу тоникой. А высотное положение лада, привязка его к какой-то тонике обозначается словом «тональность». Каждая тональность как-то должна называться. У человека есть имя и фамилия, а у тональности – название тоники и лада, которые можно тоже соединить в одно имя. Например, До мажор (нота ДО – это тоника, то есть главный звук, капитан команды, от нее построен лад, причем лад мажорный). Другие примеры: Ми мажор, Фа мажор и т.д.

Чтобы построить тональность Соль мажор, нам нужно взять за первую ступень ноту Соль.

Обратите внимание: чтобы сохранить правильные интервалы между нотами, мы использовать ноту фа-диез (VII ступень), поскольку между ступенями VI и VII необходим интервал Большая секунда (целый тон).

Важный момент, что если бы мы строили тональность «Ре ♭ мажор». То та же чёрная клавиша была бы уже не «фа#», а «соль ♭».

Для обозначения тоники в названии тональности используют буквенное обозначение. Для обозначения слова «мажор» используется либо слово «dur», либо слово «maj», либо вообще опускают обозначение мажора. Т.е. До мажор можно обозначить следующими способами: «C-dur», «C-maj» или просто «С» (если пишем только букву, то всегда должна быть только заглавная буква). Соль мажор можно обозначить аналогично: «G-dur», «G-maj» или просто «G». Напомним, что буквенным обозначением ноты «до» является «С», а ноты «соль» — «G» (это материал раздела «Нотная грамота»).

Зачем нужны различные тональности? Всё очень просто и, главное, удобно. Приведём один пример. Помним, что тональность — это высота звукоряда. Теперь допустим, что Вы хотите исполнить песню. Но Вам «не комфортно» её исполнять, т.к. Вы не достаёте голосом некоторые ноты — уж слишком они высокие. Не беда. Исполните песню в более низкой тональности — все ноты песни будут пропорционально ниже. Давайте рассмотрим в качестве примера одну и ту же мелодию в разных тональностях. Первый раз в До мажоре, второй раз в Соль мажоре:

Фрагмент «Песни Друзей» из мультфильма «Бременские музыканты», До мажор:

Теперь этот же фрагмент, но в Соль мажоре:

Самое главное это конечно то, как звучит мажорный лад. Вы должны это прочувствовать. Ведь лады в первую очередь отражают настроение. И мы начали с самого светлого лада — мажорного. Но было бы странно если бы музыка выражала радость только в «натуральном» виде — в идеальном. Всё верно. Мажоров есть несколько видов. их мы рассмотрим в следующей теме.

Проверка: Определить тональность, добавить не достающие ноты,проставить все знаки и ступени.


  1. Ответ:

C бемоль мажор


Ответ:

C мажор


Ответ:

E мажор

  • Для качественного и простого усвоения материала воспользуйтесь программами для мобильных телефонов на базе ОС Android:

    Источник

    До мажор как стандарт: Почему не ля мажор

    Сохранить и прочитать потом —

    Задавая этот вопрос, я не имею в виду, что до мажор – самая часто используемая тональность. Мне интересно, почему ноты на белых клавишах фортепиано структурированы относительно тональности до мажор, а не ля мажор?

    Если вкратце, то важная роль до мажора как тональности без знаков альтерации – результат исторических практик, которые сформировались и развивались в рамках средневековой вокальной традиции, до изобретения и стандартизации современной раскладки клавиш, то есть до принятия фиксированных мажорных и минорных гамм и тональностей.

    Клавиши расположены именно так не потому, что с современной точки зрения это наиболее простая и эффективная раскладка – их расположение основано на доклассической западной музыкальной теории и в ранние периоды развития менялось несколько раз, становясь более удобным для исполнителя.

    Чтобы дать полный ответ на этот вопрос, потребуется раскрыть тему средневековой музыкальной теории.

    Средневековые гексахорды и Гвидонова рука – это вам не бабушкины сказки

    Гвидонова рука была создана Гвидо д’Ареццо (Guido d’Arezzo) (ок. 991 – 1033), монахом бенедиктинского ордена, задолго до появления современной семинотной последовательности. Она помогала вокалистам (поющим григорианский хорал) высчитывать интервалы и определять высоту звуков. Она являлась основой западной музыкальной теории в течение сотен лет, но о ней позабыли примерно в начале семнадцатого века.

    Мы привыкли к системе, в которой музыка ассоциируется с мажорным или минорным типом семитональной гаммы, а когда мы говорим «соль» или «ре бемоль», то имеем в виду высоту звука определенной измеримой частоты. Однако в средние века такая связь (высоты звука и частоты) не была очевидной. Гвидонова рука позволяла организовать ноты и выделить три гексахорда, то есть три определенных группы из шести нот:

    Гексахорд от соль (G) или hexachordum durum («твердый» гексахорд):
    Соль(ut) Ля(re) Си(mi) До(fa) Ре(sol) Ми(la)

    Гексахорд от фа (F) или hexachordum molle («мягкий» гексахорд):
    Фа(ut) Соль(re) Ля(mi) Си(fa) До(sol) Ре(la)

    Гексахорд от до (С) или hexachordum naturale («натуральный» гексахорд):
    До(ut) Ре(re) Ми(mi) Фа(fa) Соль(sol) Ля(la)

    [Прим. перев.: в системе Гвидо слоговые названия (ut, re, mi, fa, sol, la) не связаны с абсолютной высотой звуков – в каждом из гексахордов слоговые названия неизменны, а высота звука меняется]

    Таким образом, Гвидо смог учесть все семь диатонических нот и покрыть весь употребительный звукоряд. Хроматические тона, такие как ля бемоль и до диез, тогда понимались по-другому. Используя эти шестинотные шаблоны вместе либо по отдельности, можно было получить различные тональные лады.

    В качестве названий для сольмизационных слогов были выбраны первые слоги гимна чествования Иоанна Крестителя «Ut queant laxis» [Ut queant Laxis/ Resonare fibris/ Mira gestorum/ Famuli tuorum/ Solve polluti/ Labii reatum. Слог «si» (Sancte Iohannes) был добавлен в систему сольмизации намного позднее – прим. перев.]. Как было сказано ранее, эти названия до сих пор используются для обозначения нот (почти повсеместно). Буквенные обозначения нот (C, D, E, F, G, A, B) используются только в англо- и немецкоязычных странах.

    Сейчас очень хочется назвать гексахорды тональностями – неполными версиями гамм, скажем, соль, фа и до мажор. Они действительно похожи на гаммы, а нам известно, что они [гаммы] соответствуют определенным тональностям, но средневековая система нотации была более гибкой: каждый из этих трех гексахордов (или их комбинация) мог быть использован в любой из многих средневековых тональностей.

    Система Гвидо была первой формой системы сольфеджио: нота ut [здесь и далее курсивом будет обозначаться гвидонова «относительная» сольмизация, не привязанная к современной музыкальной нотации – прим. перев.] была заменена нотой do, так как её было неудобно петь (вы пытаетесь их пропеть, не так ли?). В системе Гвидо расстояние между mi и fa всегда равняется полутону, а расстояние между другими слогами – полному тону.

    Мы привыкли, что интервал – это фиксированное расстояние между двумя нотами, но так было не всегда. Буквы обозначали позиции на нотном стане, но не были привязаны к определенным нотам – в средние века в основном писали только хоровую музыку, поэтому не было необходимости в строго закрепленных названиях. Вокалисты не нуждались в фиксированных названиях для нот (по крайней мере в то время), в отличие от музыкальных инструментов со строгим расположением струн и клавиш.

    Современный пианист, несомненно, смутился бы, услышав что-то вроде: «Все твои до теперь фа» или «Ха! Я только что поменял все соль на до». Гаррик Сайто (Garrick Saito) наглядно показал это в своем ответе на Quora. Вокалистам, которые изучали структуры из шести нот, где всего один интервал отличается от других, достаточно было знать, где он находится. В гексахордах Гвидона этот интервал всегда расположен между mi и fa, вне зависимости от того, с какой ноты начинается последовательность (вы могли заметить, что гексахорды совпадают с тремя современными ключами тональностей: соль, фа и до, что неслучайно).

    Раньше у нот не было фиксированного «центра» или стандарта высоты звука, как, например, ля=440 Гц. Средневековые вокалисты просто пели в той тональности (не совсем произвольно, но и не сверхточно), которая больше подходила для типа исполняемой музыки, опираясь, например, на ноты до, фа или соль. В этом им помогали композиторы, старавшиеся записать мелодию на нотный стан, не используя добавочных линеек, исходя из акустических и эстетических предпочтений того времени.

    Проблема ноты си: осторожно, возможны акциденции

    В системе гексахордов были некоторые теоретические несоответствия: отличалась роль ноты си.

    do re mi fa sol la
    соль до ре ми
    фа соль до ре

    (В гексахорде от соль ноты ля и си соответствуют обозначениям re и mi, между которыми целый тон, но в гексахорде от фа – это mi и fa, между которыми должен быть полутон. Упс).

    В отличие от других нот, положение ноты си (и ее значение) менялось в зависимости от используемого гексахорда. В гексахорде от соль расстояние между ля и си – это расстояние между нотами re и mi, равное целому тону, но в гексахорде от фа расстояние между ля и си – это расстояние между нотами mi и fa, то есть половина тона.

    По этой причине гексахорд от соль называют «твердым», а гексахорд от фа – «мягким». В переводе с латинского dur и moll означают «твердый» и «мягкий» соответственно и все еще используются в Германии для обозначения мажорных и минорных тональностей (эти названия адаптированы именно для обозначения мажорных и минорных тональностей – речь в данном случае не идет об описании гексахордов). Знак альтерации «бемоль» является графическим представлением «мягкого си», в то время как знак «бекар» – графическим представлением «твердого си».

    Гексахорд от до состоит из нот до, ре, ми, фа, соль, ля – там нет си, поэтому его называют «натуральным».

    В средневековой музыке была возможность (и необходимость) быстрого перехода от одного гексахорда к другому при исполнении пассажа. Например, в гексахорде от фа нет ноты ми, и чтобы завершить восходящий лидийский лад – фигуру, соответствующую восходящей тональности фа мажор [фа, соль, ля, си бемоль, до, ре, ми, фа] – средневековым музыкантам нужно было взять первые четыре ноты гексахорда от фа [фа, соль, ля, си бемоль] и добавить к ним первые четыре ноты гексахорда от до [до, ре, ми, фа].

    Эта практика до сих пор используется в музыкальной нотации при записи нот геометрическими фигурами, где, к примеру, си и ми имеют похожие формы и обозначают mi в разных гексахордах (от соль и до соответственно). Именно поэтому в некоторых сельских церквях Соединенных Штатов мажорные тональности все еще представлены в виде комбинации двух средневековых гексахордов.

    Первые варианты расположения клавиш и сегрегация до мажора.

    Теория Musica ficta (искусственной/ненастоящей музыки) появилась в позднем средневековье/эпохе Возрождения и гласила, что построить «гвидоновы» гексахорды можно от любой тональности, а не только от соль, до или фа. Благодаря этому клавишные инструменты, отражающие стиль музыки того времени, стали по-настоящему хроматическими.

    Например, чтобы построить гексахорд Гвидона от ре [ре, ми, фа, соль, ля, си], мне бы пришлось повысить ноту фа (или mi) на полтона (получить фа диез), чтобы между mi и fa осталось так же полтона. Теперь мы видим, что из-за структур гексахордов от фа и соль, си бекар/си-бемоль стала первой альтерацией – остальные появились позднее благодаря более широкому применению этих основополагающих принципов.

    Существовало несколько вариантов расположения хроматических клавиш, которые учитывали все двенадцать нот (с учетом альтераций). Одна система состояла из восьми белых клавиш и четырех черных клавиш, а другая состояла из семи белых и пяти черных. Они показаны на иллюстрации выше, датированной XIV веком. В итоге стали использовать вторую систему – вверху изображения.

    В непринятой системе 8 на 4 для «си мягкого» и «си твердого» (или для B и H, обозначающих си бемоль и си бекар, если использовать немецкую номенклатуру) использовались отдельные белые клавиши. Позднее за си бемоль была закреплена черная клавиша, следовательно, чтобы сыграть гамму до мажор, стали нужны только белые клавиши.

    Также во многих клавишных инструментах начали использовать «разделенные клавиши». Это были черные клавиши, разделенные на две половины, которые более четко разграничивали, к примеру, ре диез и ми бемоль, чтобы их звучание не походило друг на друга. Такой подход перестал применяться, когда появились более совершенные системы настройки музыкальных инструментов.

    Как было подмечено в некоторых комментариях, «расовая сегрегация» тональности до мажор не связана (по крайней мере, не больше, чем описано выше) с техническими характеристиками клавишных инструментов.

    Стоит заметить, что начинающие музыканты легко справляются с гаммой до мажор, потому что ее можно сыграть, не используя черные клавиши – вероятно, из-за этого в ней проще всего читать ноты. Опытные же пианисты, играя в этой тональности, испытывают трудности: сказывается отсутствие черных клавиш во время быстрой игры. Без черных клавиш трудно ориентироваться, потому игра в тональности до мажор напоминает скольжение по льду. Шопен, обучая студентов, оставлял до мажор напоследок, так как считал ее наиболее неудобной (с точки зрения техники игры) тональностью.

    Для оркестровых духовых инструментов все немного по-другому – для них наиболее удобный звукоряд нотируется в строе до, а их реальное звучание обозначается строем инструмента или близким к нему (наиболее частые: си бемоль, ля, фа, ми бемоль). Это сделано опять-таки из-за того, что ноты, написанные в тональности до мажор, легче всего читать.

    Источник

    Оцените статью