Целые ноты это какие

Длительность нот

Как правило, чтобы вычислить определенную длительность нот, используют какую-нибудь условную единицу времени. И за такую единицу в музыке обычно берут одну или несколько секунд. При этом ноты на нотном стане будут записываться под разным видом, чтобы показывать нам, какую длительность они имеют. Существует всего несколько основных обозначений нот, показывающих своим видом, сколько секунд они должны звучать в песне или композиции. Каждая такая разновидность нот также имеет и свое название.

Виды нот

1. Целая нота. На нотном стане такая нота обозначается как пустой овальный кружочек. Звучать целая нота должна ровно четыре секунды (если за условную единицу принята одна секунда). Отчитывать время можно в уме или же отстукиванием ритма стопой. В начале знакомства с длительностями нот очень хорошо помогает метроном, так как отсчитывает время вместо вас. Длительность целой ноты всегда необходимо выдерживать до конца счета “раз, два, три, четыре”.

2. Половинная нота. При игре, половинная нота должна звучать в два раза короче, чем целая нота. Поэтому ее длительность ровна только двум условным единицам (двум секундам). При счете в уме это должно звучать, как “раз, два”. Исходя из всего этого, получается, что целая нота включает в себя сумму длительностей двух половинных нот. На нотном стане половинная нота выглядит как пустой кружочек с добавленной к нему вертикальной линией (штиля). Направление штиля вверх или вниз не играет важной роли в исполнении ноты и служит лишь для удобства восприятия.

3. Четвертная нота. Ее длительность в два раза короче, чем у половинной ноты и ровняется всего одной условной единице отсчета (одной секунде). Поэтому выходит, что счет целой ноты в “раз, два, три, четыре” будет равен счету четырех четвертных нот. Четвертная нота в нотной записи имеет вид раскрашенного кружочка с добавлением к нему вертикальной линии (штиля).

4. Восьмая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность у четвертной ноты. Поэтому длительность восьмой ноты равна половине одной условной единицы (1/2 секунды), или же можно сказать, что за одну секунду исполняются две восьмые ноты. Также из этого следует, что на счет целой ноты “раз, два, три, четыре” будет приходиться длительность восьми восьмых нот. На нотном стане восьмые ноты похожи на четвертные, за исключением добавленного к штилю хвостика (флажка).

Стоит отметить, что флажки восьмых нот могут быть заменены вязками или ребрами (горизонтальные линии, соединяющие штили нот), в том случае если восьмые ноты в композиции идут друг за другом.

5. Шестнадцатая нота. Ее длительность в два раза меньше, чем длительность восьмых нот, и в четыре раза короче, чем длительность четвертных. Выходит, что за одну условную единицу отсчета (за секунду) необходимо сыграть четыре шестнадцатых ноты, а длительность целой ноты (раз, два, три, четыре) включает в себя шестнадцать шестнадцатых нот. Обозначается шестнадцатая нота на нотоносце также как и восьмая, только с добавлением к штилю двух флажков, а не одного. Также шестнадцатые ноты, как и восьмые, можно объединить в группы, соединив штили нот двумя горизонтальными линиями.

Более короткие длительности нот, чем шестнадцатые (например, тридцать вторые и шестьдесят четвертые), в произведениях используются крайне редко. Записываются они так же, как и шестнадцатые, но соответственно с добавлением к их штилям трех и четырех флажков, или с тремя и четырьмя горизонтальными линиями в случае объединения данных нот в группы.

Музыкальный темп

Также стоит запомнить, что в качестве условной единицы длительности может выступать не только одна секунда, но и несколько, или, наоборот, ½, ¼ секунды и т.д. Зависит это от стиля исполняемого произведения и от темпа, в котором оно должно быть исполнено. В музыке существует несколько основных темпов, имеющие свои особые названия, которые обычно записываются в начале каждой композиции и указывают насколько быстро или медленно композиция должна исполнятся:

  • Largo (ларго) – очень медленно;
  • Larghetto (ларгетто) – медленно;
  • Adagio (адажио) – спокойно;
  • Andante (анданте) – умеренно;
  • Moderato (модерато) – сдержано, средний темп;
  • Allegretto (аллегретто) – чуть медленнее, чем аллегро;
  • Allegro (аллегро) – довольно быстро;
  • Presto (престо) – быстро;
  • Prestissimo (престиссимо) – очень быстро.

Записанные на нотном стане ноты, которые идут друг за другом, играются последовательно.

А записанные ноты, расположенные друг под другом, должны исполняться одновременно.

Источник

Длительности нот

Давайте рассмотрим как в музыке отобразить длину звука (сколько по времени звучит каждая нота?), это поможет Вам определить ритм мелодии, написанной на бумаге. Рассмотрим сначала относительную длину ноты (звука). Мы будем считать в слух: РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И, РАЗ И ДВА И ТРИ И ЧЕТЫРЕ И.

Длительность ноты будем выражать с помощью этого счёта (буква «И» нам тоже очень нужна во время счёта).

Итак, исходя из простой математики:

  1. Целая нота – это длительность, когда мы успеваем посчитать: Раз и Два и Три и Четыре и (звук ноты длится столько, сколько вы проговариваете то, что написано жирным шрифтом, причём каждое слово проговариваете без пауз с одинаковой скоростью — монотонно)
  2. Половинная (длительность ноты в два раза короче) – Раз и Два и
  3. Четверть или четвертная нота (ещё короче в 2 раза) – Раз и
  4. Восьмая (ещё короче в 2 раза) – Раз (или И в зависимости от того на чём мы закончили счёт до этого)
  5. Шестнадцатая (ещё короче в 2 раза) – на счёт «Раз» их две штуке успевает пройти (или на счёт «И» тоже две нотки успевают)
  6. Целая с точкой , четверть с точкой и другие ноты с точкой – увеличение длительности ровно в полтора раза (для четверти с точкой «Раз и Два»)

Теперь об абсолютной скорости

Ведь можно считать Раз и Два и Три и Четыре И быстро, а можно ооооочччееееенннннььь ммммеееедддддлллллееееенннноооо. Для этого есть метроном — с помощью него задаётся сколько четвертных длительностей умещается в минуту и эта скорость в музыке обозначается специальными словами на итальянском (пример adagio – довольно медленно, не будем сейчас точно приводить в каких пределах ставится абсолютная скорость для adagio на метрономе). Вместо adagio могут в нотах написать по-русски Довольно медленно

Метроном издаёт равномерный стук заданной частоты и используется, что бы Вы держали ровный ритм – не ускорялись и не замедлялись. Он отмеряет звуки соответствующие четвертям и скорость 100 ударов в минуту соответствует 100 четвертям в минуту. Электронный метроном можно найти в интернете (просто введите в яндексе)

Что такое «Раз», что такое «и»?

Это всего лишь Ваш равномерный счёт («Раз» и «и» по длительности абсолютно одинаковы и соответствуют длительности восьмая).

Если вы видите две разных по высоте ноты (в нотной тетради) и дугу, соединяющую их – значит вы плавно с одной переходите на другую. Если же это две абсолютно одинаковые ноты (разной или одинаковой длительности) и между ними дуга – то просто сложите их длительность и сыграйте эту длинную ноту.

Музыка делится на отрезки – такты. В каждом такте суммарная длительность всех нот может составлять, например, 4/4 (четыре четверти) – а именно «раз и два и три и четыре и», или 3/4 — а именно «раз и два и три и» (кстати, это размерность для вальса), 2/4 – «раз и два и» и другие.

Паузы – это заполнение тишины между звуками, аналогично нотам есть целые, половинные паузы и так далее.

Давайте рассмотрим пример. Пусть, первая нота у нас восьмая (считаем РАЗ), вторая нота четвертная (мы не останавливаем счёт, поэтому считаем И ДВА), затем снова восьмая (считаем дальше И), затем четвертная пауза (считаем ТРИ И), далее восьмая нота (ЧЕТЫРЕ), далее восьмая пауза (И). Мы полностью заполнили один такт размера 4/4. Далее следует такой же такт 4/4, который мы так же заполняем различными нотами и паузами, но общая сумма будет такой же — четыре четвертных ноты. В некоторых песнях используются такты 3/4, их мы заполняем Раз И Два И Три И. Затем новый так, такого же размера.

Самый первый счёт каждого такта «Раз» более сильный и акцентированный, потому что он первый! Он самый устойчивый (если по-простому, он громче и увереннее звучит). Счета «Два», «Три», «Четыре» менее устойчивы. Между ними есть «и» — это совсем неустойчивые счета, они играются тише и скромнее. Например, рассмотрим стихотворение:

Буря Мглою Небо Кроет. Жирным шрифтом я выделил ударные (устойчивые звуки – аналогично «Раз», «Два», «Три» и так далее. Это простая аналогия для вашего понимания сильных и слабых долей такта.

Переставляем руку на новый аккорд мы НЕ между тактами, потому что между тактами нету даже миллисекунды перерыва – они следуют один за другим, мы переставляем аккорд на последнем неустойчивом счету «и» каждого такта (например Раз и Два и Три И – на этот счёт «и» мы должны успеть отпустить один аккорд и переставить на другой в момент Раз следующего такта)

Далее идет привести пример как выглядит музыка, записанная длительностями.Некоторые флажки направлены вниз, другие вверх – это для красоты, чтобы флажки за пределы нотного стана не выпирали сильно. ВНИМАНИЕ – вы видите 5 полосок и ноты на них, это не струны, это нотная запись музыки – считайте это шифром который надо раскодировать, часто можно встретить музыку в виде табулатур (их еще называют табами) — там 6 линеек, каждая соответствует своей струне. Это похоже на координатную сетку.

Мы видим в начале размер 4/4 (этот размер может писать просто 4/4 или с помощью значка похожего на букву С – как в песне о медведях из кавказской пленницы). Темп счёта умеренно скоро (ведь мы можем очень быстро и очень медленно проговаривать «раз и два и три и четыре и» — это как раз относится к абсолютной длительности музыки – это примерно 90 ударов метронома в минуту).

Сейчас узнать скорость игры не проблема – мы же будем разучивать известные мелодии и у нас всегда есть аудио или видео для сравнения (вы можете скачать любимую песню с интернета).

Просмотрите ноты двух песен ниже. Обратите внимание, как пишутся группы одинаковых длительностей. Например, в слове «Далёка». Там две шестнадцатые (с двумя полосками наверху) объединены и выглядят не так, как в слове «голос». Мы так же видим, что две ноты могут иметь один общий флажок сверху или снизу – всё это для красоты и лучше наглядности. Ещё мы видим, что размер 4/4 может поменяться в течение песни на 2/4, а так же что песня начинается с неустойчивого звука (первый такт маленький и в нём нет начала «Раз и два и три и четыре», есть только последнее «и»). Это основы ритма, Вам не надо на данном этапе сильно углубляться в эту тему, она будет продолжена в музыкальной теории.

Используйте метроном для поддержания скорости.

Потренируйтесь с длительностями – попробуйте простучать ритм песен, написанных ниже, карандашом (уверен всё получится, вы же их слышали). Если трудно – используйте метроном, считайте самостоятельно «один два три четыре, один два три четыре»

Не все музыкальные знаки Вам известны, не волнуйтесь – ещё успеете выучить. Найдите другие ноты в интернете (знакомые песни) и попробуйте их простучать

Источник

Урок 2. Нотная грамота

Теория музыки невозможна без нотной грамоты. В этом вы уже успели убедиться, когда изучали на первом уроке ступени звукоряда. Вы уже знаете, что основным ступеням звукоряда присвоены те же названия, что и нотам, и понимаете что такое понижение ступени, т.е. ноты.

Этого достаточно, чтобы приступить к изучению нотной грамоты «с нуля». Если нотная грамота вам знакома, все равно просмотрите материал урока с целью убедиться, что вы ничего не пропустили, когда изучали нотную грамоту ранее.

Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.

Содержание:

Заметим, что большинство современных музыкальных сайтов чаще предлагают для гитары именно аккорды либо табулатуру (табы) к песне, нежели традиционную запись на нотном стане. Для начинающих музыкантов нужно уточнить, что аккорды и табы – это те же самые ноты, только записанные в другом виде, т.е. в другом виде музыкальной нотации, поэтому выучить ноты нужно обязательно. В общем, приступаем!

Кто придумал ноты

Начнем с небольшого исторического экскурса. Считается, что первым человеком, кому пришла в голову идея обозначать высоту звука знаками, был флорентийский монах и композитор Гвидо д’Ареццо. Это случилось в первой половине 11 века. Гвидо учил монастырских певчих различным церковным песнопениям, а чтобы добиться слаженного звучания хора, придумал систему знаков, указывающих на высоту звука.

Это были квадратики, расположенные на четырех параллельных линиях. Чем более высокий звук нужно было издать, тем выше располагался квадратик. В его нотации было всего 6 нот, а названия они получили от начальных слогов строк Гимна, воспевающего Иоанна Крестителя: Ut, Resonare, Mira, Famuli, Solve, Labii. Несложно заметить, что 5 из них – «ре», «ми», «фа», «соль», «ля» – используются и сегодня. К слову, музыку к гимну написал сам Гвидо д’Ареццо.

Позже в нотный ряд добавилась нота «си», в нотный стан – пятая линейка, скрипичный и басовый ключи, знаки альтерации, которые мы сегодня будем изучать. В эпоху Средневековья, когда зарождалась буквенная нотация, звукоряд было принято начинать с ноты «ля», за которой закрепилось обозначение в виде первой буквы латинского алфавита А. Соответственно, следующей за ней ноте «си» досталась вторая буква алфавита В.

Современное понимание звукоряда и основных его ступеней сложилось в 17 веке, а звук, соответствующий по высоте «си-бемолю», долгое время считался базовым элементом музыкальной системы, т.е. не пониженным и не повышенным. Сегодня общепринятой считается система нотации в виде C, D, E, F, G, A, B. Хотя и обозначение ноты «си» в виде Н тоже можно встретить. Мы уже начали и далее продолжим изучать системы нотации и записи нот на нотном стане, принятые в современном мире музыки.

Расположение нот на нотном стане

Вы уже знаете, что нота – это музыкальный звук. Ноты отличаются по высоте, и за каждой нотой закреплено свое обозначение. Также вы уже поняли, что нотный стан представляет собой 5 параллельных линий, на которых расположены ноты. За каждой нотой закреплено свое место. Собственно, именно так и можно идентифицировать ноты, глядя на обозначения в нотном стане. Теперь давайте совместим эти знания и посмотрим, как выглядит нотный стан с нотами в самом общем виде (на значки слева пока не смотрим):

Нотный стан (он же нотоносец) – это те самые 5 параллельных линий, которые вы видите на картинке. Кружочки на нотах – это условные обозначения нот. На верхнем нотоносце вы видите ноты для 1-й октавы, на нижнем – ноты для малой октавы.

Точкой отсчета в обоих случаях является нота «до» 1-й октавы, и для нее предусмотрена добавочная линейка. Разница в том, что на верхнем нотоносце ноты идут снизу вверх, поэтому нота «до» 1-й октавы находится внизу. На нижнем нотоносце ноты идут сверху вниз, поэтому нота «до» 1-й октавы находится сверху.

Однако мы помним, что музыкальные звуки охватывают намного больший диапазон, чем малая и первая октавы. Поэтому, чтобы получить полное представление о расположении нот на нотном стане, вам нужно изучить более подробную схему размещения нот:

Самые внимательные из вас увидели, что и на подробной схеме мы видим не все октавы. Чтобы увидеть правильное расположение всех нот, нам снова понадобятся добавочные линейки. Посмотрите, как это выглядит, на примере контроктавы:

А теперь вы уже готовы к тому, чтобы выучить расположение всех нот на нотном стане. Для удобства скоординируем изображение нотного стана с клавиатурой фортепиано, которую вы уже успели рассмотреть, когда проходили урок №1. Обратите внимание, где находится первая нота «до» 1-й октавы относительно линий верхнего и нижнего нотоносца. Мы отметили ее красным цветом:

У большинства из тех, кто видит всю эту картину впервые, возникает вопрос: а как же это запомнить. В общем-то, запомнить вам нужно только расположение первой ноты «до» 1-й октавы, а все остальные ноты располагаются в определенной логической последовательности относительно первой ноты «до».

Более легкому запоминанию нот поможет упражнение «Лезгинка». Как ни удивительно, к музыке оно никакого отношения не имеет, а предназначено для развития координации работы правого и левого полушарий головного мозга у детей [А. Сиротюк, 2015]. Представьте, что кулак или ладошка с поджатыми пальцами – это кружок для обозначения ноты, а прямая кисть руки, которая упирается в середину ребра ладони – это добавочная линейка нотоносца:

Так вы запомните, что добавочная линейка рассекает пополам кружок, обозначающий ноту «до»:

Дальше будет проще. Ноту «ре» можно представить как кулак, расположенный над вытянутой кистью. Следующая нота «ми» будет рассечена пополам вытянутой кистью, но кисть уже будет изображать не добавочную линию, а нижнюю из пяти линий нотоносца. Для ноты «фа» мы поднимаем кулак над линией, а ноту «соль» рассекаем вытянутой кистью, которая теперь изображает вторую снизу линию нотоносца. Думается, принцип построения нот вы поняли. Аналогично можно выстроить ноты, идущие вниз относительно «до» 1-й октавы.

Есть и другие мнемонические техники запоминания. «Рассеченные» ноты на нотном стане можно запомнить по первым буквам английской фразы Every (Е-«ми») Good (G-«соль») Boy (В-«си») Does (D-«ре») Fine (F-«фа»). Ноты, обозначенные цельными не «рассеченными» кружочками можно запомнить с помощью слова FACE: (F-«фа»), (А-«ля»), (С-«до»), (Е-«ми»).

Если вы хотите освоить специальные мнемотехники, которые помогут запоминать любую информацию, записывайтесь на наш курс «Мнемотехники», и за короткий срок (чуть больше месяца) вы поймете, что никаких проблем с памятью у вас нет. Есть лишь более эффективные техники запоминания, нежели те, которыми вы пользовались ранее.

Итак, с расположением нот на нотном стане, думаем, в целом все понятно. Самые внимательные уже заметили, что при такой расстановке нот места для диезов и бемолей, т.е. повышения и понижения ноты, уже не остается. И вот для этого нам нужны знаки альтерации в нотах.

Знаки альтерации

В конце предыдущего урока вы уже выучили символы диеза (♯) и бемоля (♭). Вы уже поняли, что если нота повышается на полутон, к ней добавляют значок диеза, если понижается на полутон – значок бемоля. Так, повышенная нота «соль» будет записана как G♯, а пониженная нота «соль» как G♭. Диез и бемоль называются знаками альтерации, т.е. изменения. Слово происходит от позднелатинского alterare, что переводится как «изменять».

Повышение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-диезом, понижение на 2 полутона обозначается двойным, т.е. дубль-бемолем. Для дубль-диеза есть специальный значок, похожий на крестик , но, т.к. его трудно подобрать на клавиатуре, может использоваться обозначение ♯♯ или просто две решетки ##. Чтобы обозначить дубль-бемоль, пишут либо 2 значка ♭♭, либо латинские буквы bb.

Чтобы обозначить повышение или понижение ноты на нотном стане, значок диеза или бемоля располагается либо непосредственно перед нотой, либо, если ту или иную ноту нужно снизить или повысить во всем произведении, в начале нотного стана с нотами к произведению. Для случаев, когда изменение ноты предусмотрено на протяжении всего произведения, за символами диезов и бемолей закреплены определенные места на нотном стане:

Уточним для надписи на картинке, что под словосочетанием «в скрипичном ключе» подразумевается нотоносец для нот 1-5 октав, а под словами «в басовом ключе» – нотоносец для всех остальных октав от малой до субконтроктавы. Чуть позже мы расскажем про скрипичный и басовый ключи подробнее. Пока поговорим о том, как запомнить расположение диезов и бемолей на нотоносце.

В принципе, это несложно, если вы успели выучить расположение значков, обозначающих ноты. Так, значок диеза располагается ровно на той линии нотоносца, что и та нота, которую требуется повышать. Для нотоносца в скрипичном ключе вам нужно запомнить, где находятся ноты в диапазоне от «ля» 1-й октавы до «соль» 2-й октавы, и вы легко поймете закономерность размещения диезов:

Точно такая закономерность наблюдается при расположении бемолей. Они тоже находятся на тех строчках, что и ноты, к которым они относятся. Здесь в качестве ориентира используются ноты в диапазоне от «фа» 1-й октавы до «ми» 2-й октавы:

С диезами и бемолями в басовом ключе действуют абсолютно те же закономерности. Для ориентирования в диезах вам следует запомнить расположение нот от «соль» малой октавы до «ля» большой октавы:

Для ориентирования в бемолях нужно запомнить расположение нот от «ми» малой октавы до «фа» большой октавы:

Как вы уже заметили, для расположения диезов и бемолей в начале произведения возле ключа – скрипичного или басового – задействуются только основные линейки нотоносца. Такие знаки альтерации называются ключевыми.

Знаки альтерации, относящиеся только к одной ноте, называются случайными или встречными, действуют в пределах одного такта и располагаются непосредственно перед этой нотой.

А сейчас давайте разберемся, что же делать, если нужно отменить диез или бемоль, установленный в начале нотного стана. Такая необходимость может возникнуть при модуляции, т.е. при переходе в другую тональность. Это модный прием, часто применяемый в эстрадной музыке, когда последний припев или куплет и припев исполняется на 1-2 полутона выше, чем предыдущие куплеты и припевы.

Для этого существует еще один знак альтерации: бекар. Его функция – отмена действия диезов и бемолей. Бекары тоже подразделяются на случайные и ключевые.

Функции бекара:

  • Случайный бекар отменяет действие случайных знаков альтерации, ставится в том месте и перед той нотой, для которой нужно отменить действие диеза или бемоля, и действует в пределах такта.
  • Ключевой бекар отменяет действие диезов и бемолей, указанных в начале произведения, т.е. ключевых. Он действует до следующей смены ключевого знака либо, если такового не будет, до конца произведения.

Чтобы было нагляднее, посмотрите, где располагается случайный бекар на нотном стане:

А теперь посмотрите, где располагается ключевой бекар, и вы сразу поймете разницу:

Уточним, что запись на нотном стане применяется для гитары и фортепиано, и любых других музыкальных инструментов, а вот табы, которые вы видите на предыдущей картинке под нотным станом, используются для гитары.

В гитарных табах 6 линий по количеству струн гитары. Верхняя линия обозначает самую тонкую струну, которая будет нижней, если вы возьмете гитару в руки. Нижняя линия означает самую толстую гитарную струну, которая является верхней, когда вы держите гитару в руках. Цифры указывают, на каком ладу зажимать ту струну, на которой написана цифра.

Применительно к иллюстрации по случайному бекару мы видим, что сначала нужно было играть «до-диез», который как раз находится на втором ладу 2-й струны. После бекара, т.е. отмены диеза, нужно играть чистую ноту «до», которая находится на первом ладу 2-й струны. Финальный урок нашего курса будет посвящен игре на различных музыкальных инструментах, в том числе на гитаре, и мы расскажем, как легко и просто запомнить расположение нот на гитарном грифе.

Подведем итог и сведем воедино всю информацию по знакам альтерации на следующей картинке:

Если вы уже умеете играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, а сейчас решили подтянуть теорию, рекомендуем прочитать параграф 11 «Знаки альтерации» в учебнике Варфоломея Вахромеева «Элементарная теория музыки», где есть примеры разбора нотной записи [В. Вахромеев, 1961]. Мы же переходим к выполнению ранее данных обещаний и расскажем, что же такое ключи применительно к нотному стану.

Ключи на нотном стане

Мы ранее использовали словосочетания «в скрипичном ключе» и «в басовом ключе». Расскажем, что имеется в виду. Дело в том, что за каждой из линий нотоносца условно закреплена определенная звуковысотность. Ввиду того, что в мире существует множество музыкальных инструментов, издающих самые разные звуки, понадобились некие «точки отсчета» звуковысотности, и их роль отдали ключам.

Ключ выписывается так, чтобы линия, откуда стартует отсчет, пересекла его в главной точке. Таким способом ключ закрепляет за нотой, написанной на данной линии, точную высоту, относительно которой отсчитывается высотность и наименования прочих звуков. Различают несколько разновидностей ключей.

Ключи – перечень:

  • Скрипичный – так называемый ключ «Соль», закрепляет на 2-й линии высоту звука «соль» 1-й октавы. Главная точка расположена по центру спирали ключа и как бы «накручивается» на 2-ю линейку нотного стана.
  • Басовый– так называемый ключ «Фа», закрепляет на 4-й линии высоту «фа» в малой октаве. 2 точки знака стоят сверху и снизу 4-й линии нотоносца, если вести отсчет снизу.
  • Альтовый – так называемый ключ «До», закрепляет высоту «до» в 1-й октаве на 3-й линии, используется преимущественно для альтовых инструментов.
  • Теноровый – тоже ключ «До», но уже на 4-й линии, используется для таких инструментов как фагот, виолончель и тромбон.

Давайте проиллюстрируем:

Заметим, что когда-то ключей «До» было больше. Ключ «До» на 1-й линии назывался сопрановым, на 2-й – меццо-сопрановым, на 5-й – баритоновым, а употреблялись они для вокальных партий соответственно указанным диапазонам. Вообще, разные ключи в нотах нужны, чтобы не делать добавочные линии нотоносца в избыточных количествах и облегчить восприятие нот. К слову, чтобы упростить чтение нот, используется ряд дополнительных обозначений, о которых мы сейчас поговорим.

Длительности нот

Когда на 1-м уроке мы изучали физические свойства звука, мы узнали, что для музыкального звука важной характеристикой является его длительность. Глядя на нотный стан, музыкант должен понимать не только то, какую ноту нужно сыграть, но и как долго она должна звучать.

Чтобы было проще ориентироваться, кружочки нот могут быть светлыми или темными (пустыми или заштрихованными), иметь дополнительные «хвостики», «палочки», «линии» и прочее. Глядя на эти нюансы, сразу понятно, целая это нота или половинная, или еще какая-либо. Осталось разобраться, что значит «целая» нота, «половинная» и т.д.

Как считать длительности:

1 Целая нота– тянется на равномерный отсчет «раз и 2 и 3 и 4 и» (звук «и» в конце произносится обязательно – это важно).
2 Половинная– тянется на отсчет «раз и 2 и».
3 Четвертная – тянется на «раз и».
4 Восьмая– тянется на «раз» или на звук «и», если восьмые идут подряд.
5 Шестнадцатая– успевает повториться дважды на слово «раз» или на звук «и».

Понятно, что считать можно с разной скоростью, поэтому для унификации счета используется специальное устройство: метроном. Там четко выверено расстояние между звуками и устройство как бы считает вместо вас. Сейчас существует бесчисленное множество программ с функцией метронома, как самостоятельных, так и имеющих данную опцию в составе других мобильных приложений для музыкантов.

В Google Play можно найти, к примеру, программу-метроном Soundbrenner, а можно скачать программу для настройки гитары Guitar Tuna, где в разделе «Инструменты» будет «Библиотека аккордов» и «Метроном» (не забудьте разрешить приложению доступ к микрофону). Далее давайте разберемся, как обозначается длительность нот.

Длительности (обозначения):

  • Целая нота – светлый (незакрашенный) значок.
  • Половинная – светлый (незакрашенный) значок + штиль (вертикальная линия).
  • Четвертная– темный (заштрихованный) значок + штиль.
  • Восьмая– темный (заштрихованный) значок + штиль с «флажком» (он же «хвостик»).
  • Шестнадцатая– темный (заштрихованный) значок + штиль с двойным «хвостиком».
  • Тридцатьвторая – темный (заштрихованный) значок + штиль с тройным «флажком».
  • Точки справа от ноты увеличивают долготу звука в 1,5 раза.

Думается, принцип понятен, а для наглядности предлагаем вам следующую иллюстрацию:

Если 8-е, 16-е, 32-е ноты идут подряд, их принято объединять в группы и не «пестрить» большим количеством «хвостиков» или «флажков». Для этого применяется так называемое «ребро». По количеству ребер можно сразу понять, какие именно ноты объединены в группу для проигрыша.

Объединение нот в группу:

  • 1 ребро – восьмые.
  • 2 ребра – шестнадцатые.
  • 3 ребра – тридцать вторые.
  • 4 ребра – шестьдесят четвертые.

Вот как это выглядит:

Обычно ноты объединяются внутри такта. Напомним, что такт – это ноты и сопутствующие им знаки между двумя вертикальными линиями, которые именуются тактовыми чертами:

Как вы заметили, штиль может смотреть наверх либо вниз. Тут есть свои закономерности.

Направление штиля:

  • Для записи одной мелодической линии без моментов, когда звучат одновременно две ноты или больше, штили направляю вверх для нот, изображенных ниже середины нотного стана, и вниз для нот, нарисованных выше середины нотного стана. Штили нот на 3-й (средней) линии могут быть направлены и вверх, и вниз, но чаще их направляют вниз.
  • Для записи двух мелодических линий, когда могут звучать несколько нот одновременно, штили для нот «верхней» мелодии смотрят вверх, для «нижней» мелодии – вниз.

Более подробную информацию про длительности нот можно найти у Вахромеева в «Элементарной теории музыки [В. Вахромеев, 1961].

И, наконец, в любой мелодии есть и звуки, и паузы между ними. Поговорим о них.

Паузы

Паузы измеряются по такому же принципу, как нотные длительности. Пауза точно так может быть целой, половинной и т.д. Однако пауза может длиться дольше, чем целая нота, и для таких случаев придуманы особые названия. Так, если пауза длится в 2 раза дольше, чем целая нота, ее называют бревис, если в 4 раза дольше – это лонга, в 8 раз – максима. Полный перечень названий с обозначениями можно увидеть в нижеследующей таблице:

Итак, на сегодняшнем уроке вы познакомились с нотной грамотой «с нуля», получили представление о знаках альтерации, написании нот, обозначении пауз и других связанных с этой темой понятиях. Думаем, что для одного задания этого более чем достаточно. Теперь осталось закрепить ключевые моменты урока с помощью проверочного теста.

Тест на усвоение материала урока

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

А теперь переходим к изучению гармонии в музыке.

Источник

Оцените статью