Цепочка аккордов 7 класс сольфеджио

Аккорды в сольфеджио

Создание и исполнение музыки — нелёгкий труд. Здесь нужно и хорошо владеть нотной грамотой, и осознавать механизм действия процессов скрытого характера.

Музыканты понимают и знают, что научиться качественно и ритмично играть невозможно без знания того языка, которым записаны ноты. И закономерно, что этому учат в различных школах музыки. Наша – не исключение. Ученик на занятиях сам выбирает программу, по которой он готов заниматься, и по желанию можно в нее включить также навыки чтения по нотам, изучение интервалов и иных обозначений.

В эстрадной музыке нередко применяются аккордовые последовательности по сольфеджио, которые для создания композиции признаны универсальными. Это связано с тем, что такие последовательности могут применяться в различных стилях.

Аккордовые цепочки по сольфеджио

Аккорды по сольфеджио представляют собой созвучие нескольких звуков (от трёх и больше). По отношению друг к другу звуки располагаются по каким-то интервалам, то есть на конкретном расстоянии. Существуют целые аккордовые цепочки по сольфеджио, так называемые последовательности, располагаемые особым образом. В таких цепочках соблюдены числа и правила соединения голосов в границах определённого жанра.

Аккорды от си по сольфеджио и другие сочетания имеют такую важную отличительную черту, как повторяемость. Также они характеризуются и определенного рода простотой. Существует несколько типов последовательностей:

  • диатоническое;
  • кварто-квинтовое;
  • хроматическое.

Все другие разновидности движения гармонии базируются на них.

Так как гамма — это база для построения последовательностей, то каждая последовательность именуется цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой. Поэтому в любой тональности может быть сыграна гармоническая последовательность. Здесь нужно учесть, что в случае диатонической структуры отображается лишь римская цифра.

Также важно помнить и о правилах голосоведения. Вот основные из них:

  • не стоит допускать того, чтобы в результате движения голосов бас оказывался выше тенора;
  • не рекомендуется использовать в басу два хода подряд на квинту либо кварту в одном направлении;
  • не стоит осуществлять движение всех голосов в одну сторону.

Аккорды в ми миноре по сольфеджио — это алгоритм для знакомства и композиций, относящихся к многоголосым. Аккорды в ре мажоре по сольфеджио и прочие сочетания — своеобразная отмычка к большинству музыкальных секретов. Обучение в данном случае основывается на отработке таких навыков:

  1. Понимание того, как строятся и играются аккорды в соль мажоре по сольфеджио и иные сочетания;
  2. Осознание того, как нужно анализировать аккорды от ми по сольфеджио и фрагменты произведений.

И тот, и другой навык опираются на изучение функциональных связей каждой последовательности внутри условного либо же безусловного лада. В базовом курсе все аккорды от фа диез для сольфеджио и другие сочетания относятся к таким функциям:

Изучая и играя аккорды от ре для сольфеджио, учащийся начинает осознано выделять базовую функциональную структуру той или иной композиции.

Аккордовые последовательности по сольфеджио

Аккорды в ладу по сольфеджио — основа огромного количества стилей. Это, прежде всего, блюз, хэви-металл, джаз. Для огромного количества классических пьес стало основой заимствование последовательности. На использовании аккордов построена вся нынешняя эстрада.

Здесь стоит отметить, что если композитор заимствует 7 нот подряд, то это будет признано плагиатом. А вот последовательности под такую норму не попадают. Если бы данный момент был актуален и в отношении последовательностей, то очень многие современные композиторы вынуждены были бы разделять полученные деньги с уже ушедшими из жизни творцами музыки и их последователями, которым принадлежат очень многие аккорды в ля мажоре по сольфеджио.

Таблица аккордов по сольфеджио в музыке является явным доказательством того, что количество последовательностей огромно. Авторским правом не облагается ни одна из них. По этой причине нередко можно отметить сходство многих эстрадных песен.

Существует довольно много приёмов работы с последовательностями. В качестве примера здесь можно привести такие моменты.

  • Аккорды си минор для сольфеджио и любое другое сочетание можно заменить на противоположное по звучанию;
  • Аккорды от фа для сольфеджио и иные сочетания можно изменять, добавляя надстройки;
  • Аккорды от звука ми по сольфеджио и другие сочетания можно заменять по правилу функции;
  • Аккорды от ноты ми по сольфеджио и прочие сочетания можно менять местами.

Примеры использования аккордов

В сети можно найти самые разные примеры аккордовых последовательностей по сольфеджио. Можете ознакомиться с ними или придумать личный пример.

Предположим, что вы уже знаете 20 аккордов и хотите создать авторскую композицию. Здесь разумнее всего воспользоваться методом подбора. Так вы сможете создать простую и запоминающуюся композицию. Обязательно учтите следующие рекомендации.

  • Начать стоит с поиска гаммы. Для этого нужно уже иметь текстовые наброски либо хотя бы мотив. Чтобы не ошибиться выбором гаммы, напойте песню несколько раз.
  • Определите ноту, которая предопределила композицию и тональную гамму. Исходя из гаммы и ноты, вы без труда найдёте требуемое сочетание.

Аккорды в музыке по сольфеджио — то, что помогает научиться создавать мелодии разного уровня сложности. Здесь главное – тренироваться систематически. Ещё следует запастись терпением и ни на секунду не сомневаться в том, то у вас всё получится.

Материалы по теме

Как выучить сольфеджио

Сольфеджио — это пение по нотам. Такие занятия отлично подходят чтобы развить память, координацию слуха и голоса. Интонация является самой значимой частью музыки.

Сольфеджио для фортепиано

Теория сольфеджио для пианино и рояля включает в себя довольно много терминов. Давайте во всем разберемся.

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения

Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.

Главные аккорды

Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.

Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.

Побочные аккорды

Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).

II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——

На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).

По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.

Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.

II IV VI I III V VII
Bm 7b5 Dm 7 Fmaj 7 Am 7 Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) Em 7 (E 7 ) G 7 (#Go)

Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.

II IV VI I III V VII
Dm 7 (Dm 7b5 ) Fmaj 7 (Fm #7 ) Am 7 (bAmaj 7#5 ) Cmaj 7 Em 7 G 7 Bm 7b5

Правила голосоведения

В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:

  • Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
  • Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
  • Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
  • Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
  • Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
  • Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
  • Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.

Обозначение аккордов

Тоника До Ре Ми Фа Соль Ля Си
Мажор C D E F G A B
Минор Cm Dm Em Fm Gm Am Bm
Септа C7 D7 E7 F7 G7 A7 B7

Аккордовые последовательности

Простые универсальные последовательности:

Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A

Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:

Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C

Седьмая ступень в качестве доминанты:

Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C

C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am

Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:

C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am

Двойная доминанта (доминанта к доминанте):

Em — F#7 — B7 — Em

Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):

Am — Bb — E7 — Am

Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):

Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em

Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:

A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A

Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:

Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am

Источник

Оцените статью