Цепочка интервалов ноты сольфеджио

Интервалы в музыке по сольфеджио

Интервалы в музыке по сольфеджио – это базовая основа, которая обеспечивает произведению композиционную гармонию и выступает как материал для построения базы игры на инструменте. Интервальный состав аккордов для сольфеджио представляет собой тот базовый костяк, на котором зиждется все обучение музыкальной грамоте. Просто изучать нотный стан не нужно, необходимо понимать и воспринимать такое определение, как интервалы в сольфеджио. Понятие типа урока несет в себе описание процесса групповой работы, совместно педагога и учеников.

Таблица интервалов в музыке по сольфеджио

Интервалы и аккорды в сольфеджио имеют немаловажное значение в построении мелодической и гармонической композиции произведения. Промежутком мы можем назвать сочетание минимум двух созвучий, которые формируют звук, но уникальность данного понятия в том, что можно сыграть эти два звука как вместе, так и раздельно. Если вместе, то такой порядок чередования будет нести название гармонического, или мелодического, если играть их вместе.

Как выглядит таблица интервалов в музыке по сольфеджио:

Название базовой структуры Как обозначается Ступени (количество) Полутона (количество) Тона (количество)

  • Прима чист. Ч. 1 1 0 0;
  • Секунда малая М. 2 2 1 ½;
  • Секунда большая Б. 2 2 1;
  • Терция малая М. 3 3 3 1 ½;
  • Терция большая Б. 3 4 2;
  • Кварта чист. Ч. 4 4 5 2 ½;
  • Кварта увеличенная УВ. 4 6 3;
  • Квинта уменьшенная УМ. 5 5;
  • Квинта чист. Ч. 5 7 3 ½;
  • Секста малая М. 6 6 8 4;
  • Секста большая Б. 6 9 4 ½;
  • Септима малая М. 7 7 10 5;
  • Септима большая Б. 7 11 5 ½;
  • Октава чист. Ч. 8 8 12 6.

Изучая интервалы для детей по сольфеджио необходимо брать самые легкие и узнаваемые мелодии, которые бывают у них на слуху, для того, чтобы они могли сравнивать оригинальное звучание и проигрываемое, тогда обучение будет более понятным. Так же используют, изучая интервалы в музыке по сольфеджио видео, которые можно изучить на сайте.

Для более качественного понимания опишем некоторые примеры, так прима содержит в себе ноль тонов, октава состоит из шести, кварта только два с половиной тона, тогда как квинта равна трем с половиной. Секунды могут быть исключительно большими, малыми (сюда относим сексты, септимы, терции), паузы чистого порядка описываются как октава чистая или кварта чистая. Важно научиться использовать сокращения, что качественно улучшает скорость изучения, так, например, квинта чистая обозначается как Ч 5, а терция большая – Б 3, септима малая – М 7, и так далее по таблице.

Интервалы в сольфеджио

Когда звуки интервалов в сольфеджио движутся и изменяются по высоте стояния, изменяя ступени и используя скачки, возможно и повторение некоторых звуков, но на одинаковой высоте стояния, это называют интервальное сольфеджио. После качественного восприятия этого понятия ученики могут складывать общую композицию предложенного музыкального произведения. Задания на интервалы по сольфеджио должны включать сравнения нескольких композиций, потому как это будет развивать определение тонов и полутонов на звук.

Так как изучаемое понятие — это своеобразная пауза или промежуток, то ясно, что интервалы имеют свои свойства, например:

  • Свойство величины ступеневой – это обозначение, подразумевающее, что зависимость ступеней музыкального произведения включает в себя один или несколько промежутков, в данном варианте мы считаем и воспроизводимые звуки.
  • Величина тонового класса, охватывает только промежутки конкретного назначения, здесь мы высчитываем общий объем полутонов или тонов, которые он в себе содержит.

Помимо этих определений могут звучать соответственно количественные и качественные величины, оставляя за собой ту же суть определения.

Интервальные звуки чередуются промежутками, которые имеют названия числительных латинского языка.

Интервальная цепочка по сольфеджио

Интервальная последовательность в сольфеджио включает чистые, большие, малые, уменьшенные или увеличенные промежутки. Это дает новое понятие – тоновый состав. К ним мы можем присоединить характерные классификации большой терции, септимы малой, чистой квинты и тому подобное. Интервальная цепочка по сольфеджио состоит из нот, тоновое число которых необходимо для запоминания. Поэтому педагоги часто обращаются к помощи музыкальных диктантов, которые помогают изучать и воспринимать интервалы в двухголосии по сольфеджио.

Интервальная цепочка по сольфеджио в ми мажоре — понятие, которое определяет необходимую тональность, в которой необходимо записать промежутки. Например, цепочка аккордов Iб 3, Iб 2, VIIум 5, Iб 3, в данном случае ми мажора, будет выглядеть как ми-соль#, ми-фа#, ре#-фа#-ля, ми-соль#. Или еще один пример, цепочка T 6, S 53, D 64, T 6 преображается в соль#-си–ми, ля-до#-ми, фа#-си-ре#, соль#-си-ми.

Качественные групповые занятия музыкой преподаватель обязан выстраивать грамотно, предлагая не только самостоятельно определять на слух промежутки и их содержимое с характеристиками, но и закреплять материал дополнительными диктантами, начиная от самых простых композиций, постепенно обращаясь к более сложным для формирования восприятия на слух.

Материалы по теме

Музыкальная грамота и сольфеджио

Музыка — это целая страна, в которой есть свои законы и правила. Если знать верный подход, то освоение музыкальных дисциплин даст быстрый результат и доставит много положительных эмоций.

Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.

Источник

Интервалы в музыке: таблица с видами, описание, построение

В этом материале содержится максимально подробный интервал по теме «Интервалы в музыке», который может быть использован на уроках сольфеджио. Приведены таблицы с основными интервалам, как простыми так и составными.

Содержание

Что такое интервал в музыке?

Интервалом зовется соотношение двух звуков по высоте, то есть когда один звук находится выше или ниже соседнего на определенное количество тонов. В музыкальных произведениях интервалы встречаются в двух формах:

  • мелодической форме (мелодический интервал), характерной для одноголосных произведений, где соседние звуки, которые образуют интервал, идут друг за другом последовательно в восходящем или нисходящем порядке

  • гармонической форме ( гармонический интервал), характерной для двухголосных и многоголосных произведений, где оба звука, образующие интервал, звучат одновременно. Если ритмический рисунок обоих голосов совпадает, их можно записывать на одном штиле.

Если ритмический рисунок обоих голосов неодинаков, их выписывают на разных нотных станах или на одном нотном стане, но штилями в противоположных направлениях (вниз и вверх). Вертикальное совпадение голосов по долям такта должно быть строго выдержано.

Итак, в многоголосных произведениях сочетаются обе формы записи интервалов, но в обеих формах всегда Нижний звук называется основой, а верхний — вершиной интервала.

Названия и обозначение интервалов

Основных интервалов в октаве восемь — по числу основных звуков октавы, включая октавный звук.
Названия интервалов происходят от латинских названий соответствующих порядковых чисел и указывают на количество ступеней в данном интервале, начиная от его основы:

  • прима (первая ступень),
  • секунда (вторая),
  • терция (третья),
  • кварта (четвертая),
  • квинта (пятая),
  • секста (шестая),
  • септима (седьмая),
  • октава (восьмая).

В теории музыки интервалы условно обозначают арабскими цифрами:

  • прима — 1,
  • секунда — 2,
  • терция — 3,
  • кварта — 4,
  • квинта — 5,
  • секста — 6,
  • септима — 7,
  • октава — 8 .

В Примере 1 первые четыре интервала (до-ре, ре-ми, ми-фа, фа-ми) — секунды, поскольку ре относительно до — второй звук, ми относительно ре — также второй звук и т. д. Пятый интервал ми — соль — терция (соль по ми — третий звук). Шестой интервал примера 1 — кварта (ре относительно
соль — четвертый звук) и далее ре — до — секунда, до — ля — терция, ля —соль — секунда.

Интервал прима представляет собой повторение того же самого звука и поэтому в мелодической форме означает первый звук, а в гармонической — одновременное звучание двух звуков одной высоты. Этот интервал еще называют унисоном.

В музыкальной практике унисоном называют также одновременное исполнение той же мелодии несколькими одинаковыми голосами (сопрано, альтами, тенорами, басами) или несколькими одинаковыми инструментами (в одной октаве), например унисон скрипачей, домристов, виолончелистов и т. др.

Каждый интервал можно построить от любого звука октавы.

На рисунке ниже вы видите пример построения интервалов от звука до первой октавы вверх. И построение интервалов от звука до второй октавы вниз:

Интервалы обозначены цифрами, как описано выше: 1 — прима, 2 — секунда, 3- терция и т.д.

При одновременном звучании интервалов ноты следует писать одну над другой. Лишь при записи секунды и примы ноты стоят рядом, а штиль, если он есть, — между ними.

Виды интервалов. Таблица простых интервалов

При одинаковом названии и количестве ступеней интервал может содержать различное количество тонов. Проследим за этим явлением в музыкальных примерах (2,3).

В этих отрывках встречаются разные интервалы: примы, секунды, терции, кварты, квинты, сексты. Но если сравнить две терции в первых двух тактах обоих примеров (ля — до и до — ми примера 2 и ми — соль и фа —ля примера 3) и сосчитать количество тонов в каждой из терций, окажется,
что они разные: в примере 2 терция ля — до имеет полтора, а терция до —ми — два тона; в примере 3 терция ми — соль также имеет полтора, а терция фа — ля — два тона.

Если мелодия движется вниз, имеем три секунды: первая из них имеет полтона, вторая и третья — по тону. Сексты Ми — к первому такту и фа —ре второго в примере 3 имеют: первая — четыре тона, вторая — четыре с половиной тона. Кварты Ми — ля в первом такте и соль — до в шестом
примера 2 и фа — си в третьем такте примера 3 имеют: первые две — по два с половиной тона, а третья — три тона и т. д. Итак, оказывается, что одинаковые интервалы могут иметь разное количество тонов, то есть принадлежать к разным видам того же интервала.

Таблица наиболее употребляемых интервалов «Простые интервалы»

Название Вид Условное обозначение Количество тонов Пример
Прима (унисон) чистая ч. 1 0
Секунда
Терция
Кварта
Квинта
Секста
Септима
Октава Чистая ч.8 6

Внимание! Увеличенная кварта и уменьшенная квинта имеют общее название — тритон, которое происходит от количества тонов (три тона).

По количеству тонов интервалы делятся на:

  • малые и большие (секунды, терции, сексты, септимы)
  • чистые (примы, кварты, квинты и октавы).

Каждый из этих интервалов можно уменьшать или увеличивать на полтона или тон, изменять количество тонов в интервале, то есть менять вид интервала, не уменьшая количества ступеней (не меняя названия интервала).

В результате образуются новые виды интервалов: уменьшенные (уменьшенная квинта, уменьшенная септима) или увеличенные (увеличенная кварта, увеличенная секунда).

Виды интервалов условно обозначаются первыми буквами слов:

  • м. —малые,
  • б. — большие,
  • ч. — чистые,
  • ум. — уменьшенные,
  • б. — увеличенные.

Например, в сочетании с названием интервала, малая терция обозначается так: м. 3.

Если увеличить большую секунду на полтона, получим увеличенную секунду (ув. 2 ) — интервал, характерный для гармонического минорного строя. Образуется увеличенная секунда между ступенями VI и VII, благодаря повышению VII степени на полтона. Количество тонов в увеличенной
секунде — полтора.

Каждый интервал может быть увеличенным или уменьшенным. Из малых интервалов образуются большие, увеличенные или уменьшенные; большие превращаются в увеличенные, малые или уменьшенные, а чистые интервалы становятся увеличенными или уменьшенными.

Например, чтобы уменьшить большую терцию до — ми, снижают звук ми на полтона, а до оставляют без изменения или, наоборот, до повышают на полтона, а ми оставляют без изменения. В обоих случаях имеем малую терцию (м. 3)

Чтобы увеличить, например, чистую кварту ми — ля, повышают звук ля на полтона, а ми оставляют без изменения или снижают звук Ми, оставив ля без изменения. В обоих случаях имеем увеличенную кварту (тритон).

Таким же образом, повышая или понижая звуки в интервале, можно уменьшать или увеличивать все остальные интервалы. В нотах это делают с помощью диезов, бемолей или бекаров, которые ставят перед соответствующей нотой.

Интервалы больше октавы

Кроме приведенных простых интервалов в пределах октавы в музыке применяют интервалы, превышающие октаву, так называемые составные интервалы. По количеству ступеней они называются:

  • нона (9 ступеней),
  • Децима (10),
  • ундецима (11)
  • Дуодецима (12)
  • терцдецима (13)
  • квартдецима (14)
  • квинтдецима (15)

Состоит такой интервал из двух простых, то есть — чистой октавы с добавлением секунды, терции, кварты и т. д. Согласно виду интервала, что добавляется к чистой октаве, каждый сложный интервал может быть малым, большим, чистым, увеличенным или уменьшенным.

Обращение интервалов

Обращением называется перемещение основы интервала на октаву выше или его вершины на октаву ниже. Новый интервал в сумме с первым всегда составляет чистую октаву. Образуются четыре пары взаимообращенных интервалов: прима вращается на октаву, октава — на приму, секунда — на септиму, септима — на секунду, терция — на сексту, секста —на терцию, кварта — на квинту, квинта — на кварту. Кроме того, большие интервалы превращаются в малые, малые — в большие, а чистые остаются чистыми.

Обращение сложных интервалов происходит иначе. Перемещаются уже оба звука: основа — на октаву выше, а вершина — на октаву ниже. Новый интервал является обращением простого интервала, добавляемого к октаве. Вид сложных интервалов меняется так же, как и простых.

Энгармонизм интервалов

Некоторые интервалы с разным количеством ступеней (например, увеличенная секунда и малая терция, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т.д. имеют одинаковое количество тонов. Такие интервалы, если их взять изолированно, на слух не отличаются друг от друга, ибо их звучание совпадает.

Одинаковое звучание при разной записи интервалов и одинаковом количестве тонов называется энгармонизмом интервалом, а интервалы по-разному записанные, но одинаковые по звучанию и с одинаковым количеством тонов, называются енаргомично равными.

Консонансы и диссонансы в музыке

Все виды интервалов делятся на две группы: консонансы и дисонансы, которые воспринимаются слухом по-разному. Понятие консонанс выработалось на основе акустических данных. Название в переводе с французского означает «слито», «благозвучно», «слаженно».

В самом деле, консонантные интервалы создают впечатление совершенства, спокойствия, согласия и, взятые изолированно, не проявляют влечения к переходу в более спокойный, совершенный интервал. К консонансам относятся: чистые примы, квинты, октавы, малые и большие терции и сексты. Из всех консонансов наиболее совершенными являются чистые примы, Квинты и октавы. Они так и называются совершенными консонансами. Большие и малые терции и сексты принадлежат к несовершенным консонансам.

Понятие дисонанс — противоположное. Это название в переводе с французского означает: «разнозвучный», «разноголосый». Диссонантные интервалы создают впечатление резких, беспокойных, неуживчивых и даже в изолированном звучании проявляют влечение к переходу в более спокойное, совершенное созвучие, которое в условиях определенного строя еще обостряется. Такое тяготение к переходу в консонанс называется решением диссонансов. К диссонансам относятся малые и большие секунды, септимы и все увеличенные или уменьшенные интервалы.

Чистая кварта имеет двойной характер. Как отдельный, взятый изолированно интервал, акустически она считается консонансом, по характеру звучания — диссонансом. Если кварта лежит в основе аккорда (например, квартсекстакорда), она считается диссонансом и нуждается в дальнейшем разрешении в консонанс.

К группе консонансов относятся также мажорные и минорные трезвучия, а к группе диссонансов — увеличенные или уменьшенные трезвучия и все виды септаккордов.

Народная и реалистическая профессиональная музыка основывается на взаимодействии консонантных и диссонантных созвучий и сочетаний. Диссонантные сочетания в определенном окружении консонансов обогащают гармонический язык музыкальных произведений, но преувеличений ни в ту, ни в другую сторону не должно быть. Гармоническая речь зависит от идейного содержания произведения. Обилие диссонансов и неумелое их применение раздражает слух, мешает восприятию музыки и может привести к формалистическим извращениям. Не следует также
и избегать диссонантных сочетаний. В разумном и логическом количестве они необходимы.

С учетом всего выше сказано предлагаем изучить еще одну таблицу, на этот раз уже со всеми основными музыкальными интервалами.

Источник

Оцените статью