Цепочки аккордов по сольфеджио для 5 класса

Содержание
  1. Аккорды в сольфеджио
  2. Аккордовые цепочки по сольфеджио
  3. Аккордовые последовательности по сольфеджио
  4. Примеры использования аккордов
  5. Материалы по теме
  6. Интервалы в сольфеджио
  7. Сольфеджио для фортепиано
  8. Обозначения в сольфеджио
  9. На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
  10. Таблицы по сольфеджио для школы
  11. Таблицы по сольфеджио для колледжа
  12. Еще немного по поводу других аккордов
  13. Цепочки аккордов по сольфеджио для 5 класса
  14. Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса
  15. Мобильное приложение на анализ аккордов
  16. Слуховой анализ аккордовых последовательностей
  17. 3-й класс
  18. Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение
  19. 4-й класс
  20. Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение
  21. 5-й класс
  22. Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение
  23. 6-й класс
  24. Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение

Аккорды в сольфеджио

Создание и исполнение музыки — нелёгкий труд. Здесь нужно и хорошо владеть нотной грамотой, и осознавать механизм действия процессов скрытого характера.

Музыканты понимают и знают, что научиться качественно и ритмично играть невозможно без знания того языка, которым записаны ноты. И закономерно, что этому учат в различных школах музыки. Наша – не исключение. Ученик на занятиях сам выбирает программу, по которой он готов заниматься, и по желанию можно в нее включить также навыки чтения по нотам, изучение интервалов и иных обозначений.

В эстрадной музыке нередко применяются аккордовые последовательности по сольфеджио, которые для создания композиции признаны универсальными. Это связано с тем, что такие последовательности могут применяться в различных стилях.

Аккордовые цепочки по сольфеджио

Аккорды по сольфеджио представляют собой созвучие нескольких звуков (от трёх и больше). По отношению друг к другу звуки располагаются по каким-то интервалам, то есть на конкретном расстоянии. Существуют целые аккордовые цепочки по сольфеджио, так называемые последовательности, располагаемые особым образом. В таких цепочках соблюдены числа и правила соединения голосов в границах определённого жанра.

Аккорды от си по сольфеджио и другие сочетания имеют такую важную отличительную черту, как повторяемость. Также они характеризуются и определенного рода простотой. Существует несколько типов последовательностей:

  • диатоническое;
  • кварто-квинтовое;
  • хроматическое.

Все другие разновидности движения гармонии базируются на них.

Так как гамма — это база для построения последовательностей, то каждая последовательность именуется цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой. Поэтому в любой тональности может быть сыграна гармоническая последовательность. Здесь нужно учесть, что в случае диатонической структуры отображается лишь римская цифра.

Также важно помнить и о правилах голосоведения. Вот основные из них:

  • не стоит допускать того, чтобы в результате движения голосов бас оказывался выше тенора;
  • не рекомендуется использовать в басу два хода подряд на квинту либо кварту в одном направлении;
  • не стоит осуществлять движение всех голосов в одну сторону.

Аккорды в ми миноре по сольфеджио — это алгоритм для знакомства и композиций, относящихся к многоголосым. Аккорды в ре мажоре по сольфеджио и прочие сочетания — своеобразная отмычка к большинству музыкальных секретов. Обучение в данном случае основывается на отработке таких навыков:

  1. Понимание того, как строятся и играются аккорды в соль мажоре по сольфеджио и иные сочетания;
  2. Осознание того, как нужно анализировать аккорды от ми по сольфеджио и фрагменты произведений.

И тот, и другой навык опираются на изучение функциональных связей каждой последовательности внутри условного либо же безусловного лада. В базовом курсе все аккорды от фа диез для сольфеджио и другие сочетания относятся к таким функциям:

Изучая и играя аккорды от ре для сольфеджио, учащийся начинает осознано выделять базовую функциональную структуру той или иной композиции.

Аккордовые последовательности по сольфеджио

Аккорды в ладу по сольфеджио — основа огромного количества стилей. Это, прежде всего, блюз, хэви-металл, джаз. Для огромного количества классических пьес стало основой заимствование последовательности. На использовании аккордов построена вся нынешняя эстрада.

Здесь стоит отметить, что если композитор заимствует 7 нот подряд, то это будет признано плагиатом. А вот последовательности под такую норму не попадают. Если бы данный момент был актуален и в отношении последовательностей, то очень многие современные композиторы вынуждены были бы разделять полученные деньги с уже ушедшими из жизни творцами музыки и их последователями, которым принадлежат очень многие аккорды в ля мажоре по сольфеджио.

Таблица аккордов по сольфеджио в музыке является явным доказательством того, что количество последовательностей огромно. Авторским правом не облагается ни одна из них. По этой причине нередко можно отметить сходство многих эстрадных песен.

Существует довольно много приёмов работы с последовательностями. В качестве примера здесь можно привести такие моменты.

  • Аккорды си минор для сольфеджио и любое другое сочетание можно заменить на противоположное по звучанию;
  • Аккорды от фа для сольфеджио и иные сочетания можно изменять, добавляя надстройки;
  • Аккорды от звука ми по сольфеджио и другие сочетания можно заменять по правилу функции;
  • Аккорды от ноты ми по сольфеджио и прочие сочетания можно менять местами.

Примеры использования аккордов

В сети можно найти самые разные примеры аккордовых последовательностей по сольфеджио. Можете ознакомиться с ними или придумать личный пример.

Предположим, что вы уже знаете 20 аккордов и хотите создать авторскую композицию. Здесь разумнее всего воспользоваться методом подбора. Так вы сможете создать простую и запоминающуюся композицию. Обязательно учтите следующие рекомендации.

  • Начать стоит с поиска гаммы. Для этого нужно уже иметь текстовые наброски либо хотя бы мотив. Чтобы не ошибиться выбором гаммы, напойте песню несколько раз.
  • Определите ноту, которая предопределила композицию и тональную гамму. Исходя из гаммы и ноты, вы без труда найдёте требуемое сочетание.

Аккорды в музыке по сольфеджио — то, что помогает научиться создавать мелодии разного уровня сложности. Здесь главное – тренироваться систематически. Ещё следует запастись терпением и ни на секунду не сомневаться в том, то у вас всё получится.

Материалы по теме

Интервалы в сольфеджио

Интервалы в сольфеджио – это основа музыки. Она обеспечивает произведению гармонию и выступает как материал для выстроения базы игры на инструменте.

Сольфеджио для фортепиано

Теория сольфеджио для пианино и рояля включает в себя довольно много терминов. Давайте во всем разберемся.

Обозначения в сольфеджио

Обозначение нот буквами в сольфеджио. Как обозначаются аккорды, тональности, лады просто и понятно для всех.

Источник

На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио

Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.

Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.

Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.

Итак, вариант первый…

Таблицы по сольфеджио для школы

Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…

Таблицы по сольфеджио для колледжа

Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.

Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.

Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.

Еще немного по поводу других аккордов

Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.

Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).

Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.

Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.

Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.

Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.

Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))

Источник

Цепочки аккордов по сольфеджио для 5 класса

Аккордовая последовательность – это цепочка аккордов, в которой соблюдено количество и правила соединения голосов в рамках заданного жанра, где аккорды располагаются с учетом логики музыкального развития.

В курсе сольфеджио изучение аккордовых последовательностей используется как алгоритм для знакомства и изучения многоголосной классической музыки, как универсальная отмычка ко многим музыкальным секретам. Обучение базируется на отработке двух навыков:
1) построение и игра аккордовых последовательностей в реальном времени с соблюдением изучаемых правил
2) слуховой анализ как самих аккордовых последовательностей, так и фрагментов классических произведений

Оба навыка опираются на изучение и понимание функциональных связей каждого аккорда внутри безусловного или условного лада. В курсе базовой теории все аккорды относятся к трем основным функциям: тонической, доминантовой и субдоминантовой.
Изучение и игра аккордовых последовательностей также дает учащимся навык осознанного выделения (в рамках собственного опыта) базовой функциональной структуры (цифровки) любого произведения, а также облачения в эту структуру любой одноголосной мелодии по заданию учителя.

Изначально в школах ученики изучают трезвучия мажора и минора, затем их обращения, затем знакомятся с уменьшенным и увеличенным трезвучием. Им прививается навык самостоятельной игры данных трезвучий и обращений в тональности и от любой ноты. Навык их определения на слух приобретается учениками на уроках (также опирается на опыт самостоятельных занятий). Первые диктанты на слуховой анализ трезвучий с обращениями проигрываются вне лада и тональности. От учеников требуется определить краску аккорда (мажорный, минорный, уменьшенный, увеличенный), а для мажорных и минорных определить, в каком виде (в основном, или в виде какого из обращений) аккорд был проигран. Аккорды в таких диктантах проигрываются трехголосно в произвольном регистре диапазона от малой до второй октавы.

Аккордовые последовательности в рамках учебного процесса

Мобильное приложение на анализ аккордов

Анализ аккордов Версия:1.2

Слуховой анализ аккордов (сольфеджио 3-5 классы)
Приложение, которое проводит с учеником диктант (слуховой анализ) на определение аккордов и их обращений вне лада (тональности) без необходимости наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает трехголосные аккорды, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 07.01.2016 Русский Android 24.02 MB 1309

Определение следующих аккордов в последовательности вне тональности: Б53, Б6, Б64, М53, М6, М64, ум.53, ув.53 .
Аккорды построены с равной степенью задействования звуков основных тонов по всей 12-полутоновой системе, что позволяет максимально исключить тонико-доминантовые связи ближайших по воспроизведению в цепочке аккордов, заставить учеников со слухом, более или менее приближенным к абсолютному, слушать окрас аккордов, а не исчислять их по трём услышанным звукам (что сложно производить в тональностях с большим количеством ключевых знаков). Обширный набор аккордов, встраиваемых в аккордовые последовательности, не дает возможности определять аккорд путем запоминания. Каждая цепочка аккордов (исполняемых в данном приложении вне тональности) является уникальной, количество возможных вариантов их сочетаний: 6 в 6-й степени, умножить на 9.

Слуховой анализ аккордовых последовательностей

3-й класс

Согласно единых государственных требований, начиная с 3-го класса (11-и летний курс обучения), учащиеся должны уметь строить и определять на слух трезвучия и их обращения. Речь идет о трех основных функциях мажора и минора: T (тоника), S (субдоминанта), D (доминанта). Полный курс сольфеджио за третий класс предполагает знакомство с двумя видами доминант в миноре. В рамках базовой программы изучаются доминанты гармонического минора и в дополнение учащиеся проходят доминанты натуральных миноров. Государственного экзамена по сольфеджио за 3-й год обучения не предусмотрено, однако, в программу курса обучения входят задания на определение и построение аккордовых последовательностей (аккордовых цепочек), в которых встречаются буквально следующие аккорды:

3-й класс
dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

Последовательности аккордов (3-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 3 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 3-й класс. Слуховой анализ
Приложение, которое проводит тренинг на определение функций и аккордов (обращений аккордов) в тональности. Не требует наличия инструмента, ручки, бумаги и Интернета. Проигрывает последовательности трехголосных аккордов, проверяет и указывает на ошибки, выставляет оценки по традиционной пятибалльной шкале. Рекомендуется для отработки навыков определения аккордов на слух.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 21.03.2016 Android 19.44 MB 806

Аккорды, подобранные аккордовые в цепочки, в данном приложении являются гармоническими оборотами, т.е. они отстраиваются согласно логике и классических правил гармонического музыкального развития. Т.к. в последовательностях используются трёхголосные аккорды, о правилах соединения (параллельных квинтах, параллелизмах, удвоениях, свойственных для четырёхголосия, и т.п.) здесь пока речь не идёт. Это реально соответствует начальному курсу сольфеджио за 3-й класс. Подбор аккордовых последовательностей велик, гармонические обороты построены по максимуму с использованием всех 24-х тональностей. Всё это ставит определенный акцент на осознание и приобретение навыка определения аккордов по их окрасу, исключая необдуманное запоминание и заучивание, или в случаях с «абсолютниками» распознавание аккорда не по окрасу, а вычисление его по трём образующим звукам.

4-й класс

В четвертом классе в задания по слуховому анализу аккордовых последовательностей (гармонических оборотов) к аккордам 3-го класса, а именно:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

добавляются аккорды доминантовой группы (уменьшенное трезвучие и доминантсептаккорд):

dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)

В гармонические обороты за 4-й класс все выше перечисленные аккорды включаются. Аккордовые последовательности в сравнении с третьим классом даются в более усложненном виде.

Последовательности аккордов (4-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 4 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 4-й класс. Слуховой анализ
Приложение с функциями родительского контроля, тренинга и мониторинга знаний ученика в курсе четвертого класса сольфеджио. Исполняет гармонические обороты (трёхголосная фактура), меняет задания, выставляет оценки (традиционная пятибалльная шкала). Рекомендуется для подготовки к экзамену, контрольному уроку и для общего развития музыкального слуха, мышления и фантазии. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 17.05.2016 Русский Android 27.57 MB 934

В 4-м классе в связи с появлением аккордов доминантовой группы ум.53 и V7 в цепочках данные аккорды разрешаются в тоническое трезвучие согласно правил классической теории, в связи с чем в приложении появляется новый индекс «Н» — неполный, обозначающий неполное (в данном случае) тоническое трезвучие.

5-й класс

В программу обучения пятого класса включены гармонические обороты, содержащие следующие аккорды:

из курса 3-го класса:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н)

из курса 4-го класса:

dur: ум.53/VII; V7
moll: ум.53/VII(г); V7(г)

В программе 5-го класса появляются аккорды субдоминантовой группы (уменьшенное трезвучие на II ступени и аккорды гармонической субдоминанты мажора) и аккорды доминантовой группы (три обращения доминантсептаккордов мажора и гармонического минора):

Субдоминантовая группа:
dur: ум.53/II (г) ; IV53 (г); IV 6 (г); IV 64 (г)
moll: ум.53/II

Доминантовая группа:
dur: V65 ; V43 ; V2
moll: V65 (г) ; V43 (г) ; V2 (г)

Гармонические обороты за 5-й класс включают все выше перечисленные аккорды.

Также по программе 5-го класса учащиеся знакомятся с понятием параллельно-переменных ладов, без включения данного материала в слуховой анализ аккордовых последовательностей.

Последовательности аккордов (5-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 5 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 5-й класс. Слуховой анализ
Логическое продолжение линейки КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио. Обучает и закрепляет навыки определения аккордов в тональности на слух. Проигрывает диктанты, ставит оценки, проверяет и проводит работу над ошибками, формирует правильную запись аккордов. Благодаря встроенной функции родительского контроля, является незаменимым помощником для учителя и родителей в подготовке ученика к экзамену (контрольному уроку, зачету) по сольфеджио. Работает автономно.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 15.06.2016 Русский Android 30.98 MB 928

В 5-м классе в связи с появлением аккорда доминантовой группы V43, разрешаемого в развернутое тоническое трезвучие, согласно правил классической теории, появляется новый индекс «Р» — развернутый.

6-й класс

Гармонические последовательности по программе шестого класса включают в себя все ранее пройденные в 3-м, 4-м и 5-м классах аккорды. Это логично, закрепляет и не дает позабыть ранее пройденный материал.

из курса 3-го, 4-го и 5-го классов:

dur: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53; V6; V64; ум.53/VII; V7; ум.53/II(г); IV53(г); IV6(г); IV64(г); V65; V43; V2
moll: I53; I6; I64; IV53; IV6; IV64; V53(г); V6(г); V64(г); V53(н); V6(н); V64(н); ум.53/VII(г); V7(г); ум.53/II; V65(г); V43(г); V2(г)

В программе 6-го класса появляются увеличенные трезвучия и уменьшенные вводные септаккорды гармонических ладов:

dur: VI53( г ); ум.VII7(г)
moll: VI53( г ); ум.VII7(г)

а также малый вводный септаккорд VII ступени натурального мажора:

В курсе сольфеджио учащиеся также знакомятся с кадансовым квартсекстаккордом K64, однако, данный аккорд еще полноценно не включается в трёхголосные цифровки, а появится далее в 7-м классе в полноценном четырёхголосии.

Последовательности аккордов (6-й класс). Мобильное приложение

Аккордовые последовательности. 6 класс Версия:1.1

Аккордовые последовательности 6-й класс. Слуховой анализ
Дальнейшая разработка КараокеДжаз приложений по слуховому анализу аккордовых последовательностей в курсе сольфеджио по материалам шестого класса ДМШ, ДШИ. Обучает, закрепляет, проигрывает диктанты, ставит оценки, проводит работу над ошибками, приучает к правильной записи аккордов в цифровке. Незаменимый помощник учителю родителям и ученику с функциями встроенного родительского контроля.

Демо видео-ролик (как работает на телефоне)

для активации требуется регистрация

См. демо 26.08.2016 Русский Android 36.44 MB 1033

В приложении за 6-й класс появляются новые кнопки с обозначениями III и VI ступеней, а также кнопки аккордов: увеличенного трезвучия ув.53, уменьшенного вводного септаккорда седьмой ступени ум.VII7 и малого вводного септаккорда седьмой ступени М.VII7

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в конце 16 века на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:
1. Голоса должны соединяться плавно (по преимуществу ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

2. После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T-D-T), плагальным (. T-S-T), и полным (. S-D-T) проверить => (. S-K6/4-D-T). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и в классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

И в классике, и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

*Произведения восточной музыки, основанные не на терцовой европейской музыкальной системе, под лекала аккордовых последовательностей не подпадают. Не подпали бы под нее и былинные песнопения древних эллинов, мантры индусов, а также много другой неевропейской музыки. Курс сольфеджио проводится в рамках европейской музыки.

Аккордовая последовательность – данный термин применим к большому ряду музыкальных систем, где четко прослеживается иерархия мелодического голоса при поддержке вертикальной гармонической надстройки из как минимум еще трех голосов (можно все же обходиться в ряде случаев двумя). Сам термин будет неразрывно связан с понятием дженерал бас, который возник в.… веке на стыке соблюдения авторских прав и в то же время популяризации произведения. Т.е. полноценно партитура сознательно скрывалась автором, осмелюсь предположить, для обеспечения его дальнейшей профессиональной занятости. Выписывались мелодия и цифровка (аккордовая последовательность). Ни в какой музыке этот принцип не получил такой популярности как именно в джазе, но непосредственно упрощенная запись дала еще и удобство прочтения, усвоения и свободу трактовки, плюс живучесть самой темы в рамках разных джазовых стилей и традиций.

В классической (до 20 века) музыке существует ряд правил для соединения аккордовых последовательностей:

1.Голоса должны соединяться плавно (то есть ходами на приму, секунду. Исключение составляет бас, который может совершать скачки на терцию, кварту, квинту и т. д.).

2.После доминантовых аккордов нельзя брать субдоминантовые аккорды (исключение составляет так называемый прерванный оборот).

Аккордовые последовательности представлены тремя разновидностями гармонических оборотов: автентическим (. T — D — T ), плагальным (. T — S — T ), и полным (. S — D — T ) проверить => (. S — K 6/4- D — T ). Аккорды, наполняющие эти обороты, могут быть как трезвучиями и их обращениями, так и септаккордами с обращениями.

В джазе всеми этими правилами можно так или иначе пренебрегать (хотя этого и классике уже полно). В джазе аккорды выходят далеко за пределы основного лада, где будет затруднительно объяснить к какой группе (тонической, доминантовой или субдоминантовой) они относятся. Более того, ряд аккордовых созвучий может выполнять разнообразные функции (как тоники, так и доминанты и т.п.).

И в классике и в джазе произведение имеет четко выраженный аккордовый план, столбовую жесткость которого смягчают контрапункт, фактура изложения и ритмические рисунки.

Источник

Оцените статью