Настоящее учебное пособие адресовано учащимся первого и второго курсов Санкт-Петербургской православной духовной семинарии, клирикам и певчим храмов Санкт-Петербургской епархии РПЦ, а также широкому кругу лиц, интересующихся современным пением Русской Православной Церкви. Пособие составлено в соответствии с принятой в СПбПДАиС программой обучения церковному пению и ориентировано прежде всего на будущих диаконов и священников. В связи с этим расположения голосов в представленных песнопениях диктуется в основном традициями т.н. «алтарного пения»: мужское трех- или четырехголосие с мелодией в терцовом удвоении у теноров (партия первого тенора как правило не превышает ноты соль первой октавы). Кроме того, часть песнопений (гласовые распевы, прокимны вечерни дневные, ирмосы заупокойных канонов) приведены в фактуре смешанного четырехголосия (мелодия в партии сопрано). Также все гласовые распевы предваряются одноголосным изложением основной мелодии, которую нужно знать независимо от хоровой партии певчего. Необходимость составления учебного пособия по церковному пению возникла в связи с тем, что в практике клиросного и алтарного пения храмов и монастырей Санкт-Петербургской епархии укоренились определенные традиции исполнения гласовых и обиходных песнопений. В рамках этих традиций неизбежно возникают варианты и разночтения, которые с одной стороны могут украшать музыкальный стиль службы, а с другой — приводить к существенным отклонениям от мелодий-первоисточников. Реальность сегодняшнего дня такова, что степень музыкальной «свободы» в манере исполнения гласовых и обиходных песнопений регулируется исключительно музыкальным вкусом и слуховыми привычками настоятелей храмов (монастырей) или регентов. Именно в семинариях и духовных академиях во многом формируются музыкальные вкусы будущих священнослужителей, поэтому в рамках учебной практики необходимо наиболее выверено подходить к вопросу точности гласовых и обиходных мелодий и качества их многоголосного изложения. Проблема унификации музыкального материала как важнейшей составляющей богослужения так или иначе всегда стояла перед Русской Православной Церковью, на разных исторических этапах в нашей церкви предпринимались меры, направленные на закрепление сложившихся традиций и выявление типовых, канонических вариантов песнопений. В настоящее время допускается довольно широкое стилевое разнообразие как избираемого для богослужений музыкального репертуара, так и манеры его исполнения (естественно, при этом ведется широкая дискуссия о канонических ориентирах в этой области). Тем не менее, есть важнейшая практическая необходимость существования епархиального канона церковного пения, возникающая при соборном служении (особенно, на архиерейских службах). При составлении настоящего пособия учитывался предыдущий опыт создания таких учебников, мелодии были сверены по историческим публикациям нотных обиходов и октоихов, в его основу легли традиции церковного пения СПбДАиС, в том варианте, который сформировался прежде всего в результате многолетней преподавательской деятельности М. И. Ващенко и И. М. Ружанского. Вместе с тем, в некоторых случаях была выверена ритмическая сторона нотации, уточнено голосоведение в гармонических оборотах. Одной из главных задач было максимально деликатно сохранить все те особенности церковного пения, которые присущи современной сложившейся традиции Санкт-Петербургской епархии, и которые составляют ее уникальный возвышенный стиль, даже если речь идет об обиходных песнопениях.
Содержание
Осьмогласие Глас 1-й с. 5 Глас 2-й с. 11 Глас 3-й с. 17 Глас 4-й с. 23 Глас 5-й с. 29 Глас 6-й с. 34 Глас 7-й с. 40 Глас 8-й с. 46 Приложение Глас 1-й с. 53 Глас 2-й с. 53 Глас 3-й с. 54 Глас 7-й с. 55 Прокимны вечерни, дневные с. 57 Заупокойные песнопения с. 60 Песнопения Пасхи с. 80 Молебные песнопения с. 89 Песнопения из чина Крещения с. 91 Песнопения из Всенощного бдения с. 91 Песнопения архиерейского богослужения с. 96 Комментарии с. 99
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Источник: Учебное пособие по церковному пению для 1 и 2 курсов С-Петербургской православной духовной семинарии. Осмогласие. Составители И. Макаров, Д. Шутко. СПбПДА 2011 г. С 107.
Источник
Церковное пение ноты учебный обиход
Гласы — музыкальная система из восьми ладов (гласов), лежащая в основе старинных песнопений в Православной Церкви. В широком смысле гласом можно назвать набор мелодий, на которые поются те или иные песнопения.
В певческой практике сложилось понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся. Попевки одного гласа не одинаковы (как в греческом, так и в русском пении) для ирмосов, прокимнов, тропарей. Так как в богослужении употребляются песнопения разных типов: тропарь, стихира, прокимен, ирмос и др. — для них установлены и различные напевы. Таким образом, чтобы правильно спеть, необходимо знать не только номер гласа, но и его тип: тропарный, стихирный или иной.
Тем не менее, музыкальная основа всех мелодических вариантов одного и того же гласа и доныне одна и та же — она сохранялась более или менее постоянно в течение веков.
Восемь гласов составляют т.н. систему «осмогласия» (т.е. восьмигласия), которая охватывает почти весь основной фонд церковной музыки. Большинство песнопений богослужений одной недели подчинено одному из восьми гласов. Восемь недель образуют восьминедельный гласовый цикл.
По преданию Православной Церкви, систему гласов ввел преподобный Иоанн Дамаскин. На предстоящей седмице Глас 7 — «глас мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает, просит об умилостивлении».
Из всех гласов нашего осмогласия самым скудным по количеству песнопений является глас седьмой. Достаточно редко звучит этот глас, и поэтому, вероятно, нелегко его узнать и обозначить в памяти.
Источник
Учебный обиход
Настоящее издание представляет пособие по изучению изменяемых песнопений Октоиха для студентов I-го курса Московской Духовной Семинарии и соответствует новой учебной программе, утвержденной Учебным комитетом при Священном Синоде в 1998 году. Песнопения Осмогласия расположены по порядку исполнения их за воскресным всенощным бдением. Нотный материал представлен в виде двухголосия (распевы стихир и тропарей) и одноголосия (знаменный распев). Также приводятся образцы стихир, тропарей, ирмосов канонов для однородного мужского хора, в двухстрочном партитурном изложении в традиции пения гласов в Троице-Сергиевой Лавре и Московской Духовной Академии и Семинарии.
Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Следующая часть учебного обихода – осмогласник. Она наиболее востребована на приходах, стремящихся совершать богослужения точно соблюдая церковный устав. Клирос, владеющий навыками гласового пения, может спеть любую службу без дополнительных пособий. Сборник традиционно ориентирован на малый клирос. Сохранено такое же удобное расположение «в терцию», позволяющее петь любым составом (от одного до четырёх голосов) и комплектация аудиокассетой для певчих без музыкального образования не знакомых с нотной грамотой. При составлении сборника мы учитывали различные певческие традиции и поэтому в те гласы, которые имеют различные варианты попевок, мы включили приложения с альтернативным напевом. Для самых начинающих: Гласовые напевы бывают стихирные, тропарные, ирмосовые и прокимновые. Стихирыми гласами поются стихиры на «Господи воззвах», на стиховне, на хвалитех, догматики, стихиры на «и ныне:» и пр. Тропарными гласами поются тропари, кондаки, богородичны отпустительны (в конце вечерни после «Ныне отпущаеши», на утрени на «Бог Господь»). Ирмосовыми гласами поются ирмосы канонов. Прокимновыми гласами поются прокимны на утрени, на литургии, аллилуарии, «Свят Господь Бог наш». На кассете в начале каждого гласа дан возглас канонарха, позволяющий на слух определить какого гласа исполняются песнопения. В приложениях даны неполные варианты, рассчитанные на самостоятельное наложение текста иных песнопений на гласовую мелодию. Однако в основном варианте песнопения расписаны полнее в расчёте на певчих ещё не умеющих самостоятельно распевать песнопения по гласам. В издание включены степенны знаменного распева и напева Киево-Печерской лавры, а также прокимны на утрени и на литургии этих же напевов. Для цельности богослужения рекомендуем избрать какой-то один напев на всю службу. Знаменный распев поётся только одноголосно, нежелательно подстраивать к нему иные голоса, либо в терцию, либо греческий исон. Традиционно напев Киево-Печерской лавры исполняется либо мужским хором, либо смешанным хором с удвоениями, однако чтобы упростить исполнение, в нашем варианте верхние голоса поют женщины, нижние – мужчины, и в высоких песнопениях тональности взяты ниже, чем в оригинале. Киевский распев нам представляется наиболее удачно изложенным и потому составляет основную часть осмогласника, однако чтобы не навязывать наше личное мнение, в каждый глас, имеющий другой вариант распева, включено приложение. В основном это гласы придворного («Бахметьевского») обихода. Таковыми являются напевы на «Господи воззвах» в 1, 2, 3, 4 и 7 гласах. Тропарные гласы тоже имеют различные варианты. 2-й глас поётся Киевским распевом идентичным со стихирным, Бахметьевский его вариант изложен в приложении. 3-й Киевский глас отличается от Бахметьевского только заключительной строкой (в Киевском распеве она соответствует второй строке), поэтому в основной вариант мы включили более распетое окончание. 6-й тропарный глас Киевского распева повторяет стихирный, поэтому вместо него в основном варианте – болгарский распев. В 7-м гласе в приложении также болгарский распев. 8-й тропарный глас имеет два варианта Киевского распева – двустрочный в основном варианте и однострочный в приложении. В 4-м гласе существует три распространённых распева ирмосов. Самый распространённый был изложен в предыдущем издании (Неизменяемые песнопения всенощного бдения и литургии) в качестве ирмосов канона Богородице (Отверзу уста моя). Для тех кто не знаком с первым изданием, в приложение входит 1-й ирмос этого канона. В основном варианте указаны ирмосы Московского напева. Также в приложение входит 1-й ирмос греческого распева.
Содержание сборника
ЧАСТЬ 1
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах по Бахметьеву 20. Богородичен догматик
21. Господи воззвах Киевский распев 22. Богородичен догматик 23. Бог Господь Киевский распев 24. Тропарь 25. Богородичен 26. Кондак 27. Степенна, антифон первый знаменный распев 28. Прокимен утрени знаменный распев 29. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 30. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 31. Ирмосы воскресные обиходный напев 32. Свят Господь Бог наш знаменный распев 33. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 34. Всякое дыхание Киевский распев 35. Прокимен на литургии знаменный распев 36. Аллилуиа знаменный распев 37. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 38. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
39. Господи воззвах по Бахметьеву 40. Богородичен догматик 41. Бог Господь по Бахметьеву
42. Господи воззвах Киевский распев 43. Богородичен догматик 44. Бог Господь Киевский распев 45. Тропарь 46. Богородичен 47. Кондак 48. Степенна, антифон первый знаменный распев 49. Прокимен утрени знаменный распев 50. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 51. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 52. Ирмосы воскресные обиходный напев 53. Свят Господь Бог наш знаменный распев 54. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 55. Всякое дыхание Киевский распев 56. Прокимен на литургии знаменный распев 57. Аллилуиа знаменный распев 58. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 59. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
60. Господи воззвах по Бахметьеву 61. Богородичен догматик
62. Господи воззвах Киевский распев 63. Богородичен догматик 64.Бог Господь Киевский распев 65. Тропарь 66. Богородичен 67. Кондак 68. Степенна, антифон первый знаменный распев 69. Прокимен утрени знаменный распев 70. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 71. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 72. Ирмосы воскресные обиходный напев 73. Свят Господь Бог наш знаменный распев 74. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 75. Всякое дыхание Киевский распев 76. Прокимен на литургии знаменный распев 77. Аллилуиа знаменный распев 78. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 79. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
80. Господи воззвах по Бахметьеву 81. Богородичен догматик
ЧАСТЬ 2
1. Господи воззвах Киевский распев 2. Богородичен догматик 3. Бог Господь Киевский распев 4. Тропарь 5. Богородичен 6. Кондак 7. Степенна, антифон первый знаменный распев 8. Прокимен утрени знаменный распев 9. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 10. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 11. Ирмосы воскресные обиходный напев 12. Свят Господь Бог наш знаменный распев 13. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 14. Всякое дыхание Киевский распев 15. Прокимен на литургии знаменный распев 16. Аллилуиа знаменный распев 17. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 18. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
19. Господи воззвах Киевский распев 20. Богородичен догматик 21. Бог Господь Болгарский распев 22. Тропарь 23. Богородичен 24. Кондак 25. Степенна, антифон первый знаменный распев 26. Прокимен утрени знаменный распев 27. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 28. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 29. Ирмосы воскресные обиходный напев 30. Свят Господь Бог наш знаменный распев 31. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 32. Всякое дыхание Киевский распев 33. Прокимен на литургии знаменный распев 34. Аллилуиа знаменный распев 35. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 36. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
37. Господи воззвах Киевский распев 38. Богородичен догматик 39. Бог Господь Сокращённый греческий распев 40. Тропарь 41. Богородичен 42. Кондак 43. Степенна, антифон первый знаменный распев 44. Прокимен утрени знаменный распев 45. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 46. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 47. Ирмосы воскресные обиходный напев 48. Свят Господь Бог наш знаменный распев 49. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 50. Всякое дыхание Киевский распев 51. Прокимен на литургии знаменный распев 52. Аллилуиа знаменный распев 53. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 54. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры
55. Господи воззвах по Бахметьеву 56. Богородичен догматик 57. Бог Господь болгарский распев 58. Тропарь
59. Господи воззвах Киевский распев 60. Богородичен догматик 61. Бог Господь Киевский распев 62. Тропарь 63. Богородичен 64. Кондак 65. Степенна, антифон первый знаменный распев 66. Прокимен утрени знаменный распев 67. Степенна, антифон первый напев Киево-Печерской лавры 68. Прокимен утрени напев Киево-Печерской лавры 69. Ирмосы воскресные обиходный напев 70. Свят Господь Бог наш знаменный распев 71. Свят Господь Бог наш напев Киево-Печерской лавры 72. Всякое дыхание Киевский распев 73. Прокимен на литургии знаменный распев 74. Аллилуиа знаменный распев 75. Прокимен на литургии напев Киево-Печерской лавры 76. Аллилуиа напев Киево-Печерской лавры