Церлины ария ноты для

Ария Церлины из оперы «Дон Жуан» (ансамбль)

Австрийский композитор. Годы детства и юности связаны с Зальцбургом, где его отец Леопольд, композитор и педагог, автор знаменитой «Школы скрипичной игры», служил в капелле архиепископа. Он стал первым и единственным учителем сына. Гениальная одаренность проявилась у ребенка очень рано. В пять лет он уже сочинял музыку, а в шесть вступил на путь профессионала-концертанта — в 1762 году отец повез его с сестрой в поездку по Европе, принесшую Моцарту широкую известность. Виртуозно владея клавесином, скрипкой и органом, мальчик соревновался с выдающимися артистами. Импровизировал на заданные темы, играл с листа ноты незнакомых сочинений и аккомпанировал по слуху певцам. Моцарт был удостоен ордена «Золотой шпоры» от папы римского, избран членом Болонской и Веронской филармонических академий, а миланский театр включил его в число своих авторов. Он пишет по заказам архиепископа духовную музыку, а также сонаты, концерты, симфонии (Симфонию соль минор N 25, своей мятежностью близкую духу литературного течения «Бури и натиска») и т.д. Желание освободиться от унизительного положения слуги, в которое музыкант поставлен архиепископом, рождают у композитора решение покинуть зальцбургскую капеллу. Сделав это, Моцарт стал первым в истории музыки свободным художником. Это решение он оплатил дорогой ценой — необеспеченностью (в последние годы — нищетой), постоянным перенапряжением творческих и физических сил. В Вене Моцарт создает оперы «Похищение из сераля», «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Так поступают все женщины» и другое. Пишет сотни шедевров инструментальной музыки — симфонии, квартеты, трио, сонаты, фантазии, концерты. Выступает как пианист, пишет концертные арии, открывает для себя и изучает творения Баха и Генделя. Но чем глубже и индивидуальнее становится его музыка, тем меньшим успехам пользуется она в Вене. Светлыми страницами последних лет остались дни, проведенные в Праге (где был написан «Дон Жуан» и поставлена «Свадьба Фигаро»), а также встреча в Вене с Гайдном, ставшая началом искренней и нежной дружбы. Прощальностью окрашены последние творения композитора, в том числе, писавшийся по заказу реквием.

Читайте также:  Колокольчик ноты для скрипки

Жизнь Моцарта и, в особенности, его ранняя кончина окутана тайной. Композитор был похоронен в общей могиле. Так сложилось, что глава города, в котором в последние годы жил Моцарт, издал указ о захоронениях, где граждане среднего сословия могли быть похоронены только в общей могиле. Указ действовал всего два года. Но Моцарта вынуждены были похоронить именно так. Сейчас там неподалеку стоит памятник и скромная табличка с надписью. Но мир именует его космическим, глубоко человечным и солнечно ясным композитором.

Смотрите также ноты произведений композитора Вольфганг Амадей Моцарт:

Источник

Моцарт Вольфганг Амадей / Mozart Wolfgang Amadeus — Ария Церлины из оперы «Дон Жуан»

Вольфганг Амадей Моцарт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, полное имя Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart — Йоханн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт; 27 января 1756 — 5 декабря 1791) — один из величайших композиторов мира, один из основоположников классической музыки. Был также виртуозным скрипачом, клавесинистом, органистом, дирижёром. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart. В этих именах первые два — имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus, нем. Gottlieb, итал. Amadeo. Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских музыкальных педагогов. Его книга «Versuch einer gründlichen Violinschule» (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта, выдержала много изданий и была переведена на множество языков, в том числе и на русский. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

Читайте также:  Волки фурри с гитарой

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших испытаний, которые ему предлагались людьми как сведущими в музыке, так и дилетантами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта для клавесина и скрипки. С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По повелению императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу «La Finta semplice» (Притворная простушка), но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интриги были столь сильны, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770—74 гг. Моцарт провёл в Италии. В 1771 г. в Милане, опять же при противодействии театральных импрессарио, все же была поставлена опера Моцарта «Mitridate, Rе di Ponto» (Митридат, царь Понтийский), которая была принята публикой с большим энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, «Lucio Sulla» (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал «Il sogno di Scipione» (Сон Сципиона, по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена — оперу «La bella finta Giardiniera», 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775—1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, среди прочего, 6 клавирных сонат, концерт для флейты и арфы, большую симфонию №31 D-dur, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. в Мюнхене с огромным успехом была поставлена опера «Идоменей». С «Идоменея» начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий «Misericordias Domini» — один из лучших образцов церковной музыки конца XVIII века. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. проявлялись всё ярче и ярче. Опера «Похищение из Сераля» («Die Entführung aus dem Serail»), написанная по поручению императора Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её стали считать первой национальной немецкой оперой. Она была написана во время романтических отношений Моцарта с Констанцей Вебер, которая впоследствии стала его женой.

В 1783—85 гг. созданы шесть знаменитых струнных квартетов, которые Моцарт посвятил Йозефу Гайдну, мастеру этого жанра и которые тот принял с величайшим почтением. К этому же времени относится его оратория «Davide penitente» (Кающийся Давид).

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера «Свадьба Фигаро», написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене «Свадьба Фигаро» прошла почти незамеченной, но в Праге она вызвала необычайный восторг. Не успел соавтор Моцарта Лоренцо да Понте закончить либретто «Свадьбы Фигаро», как ему пришлось по требованию композитора спешить с либретто «Дон-Жуана», которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, не имеющее аналогов в музыкальном искусстве, увидело свет в 1787 г. в Праге и имело ещё больший успех, чем «Свадьба Фигаро».

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были «Cosi fan tutte» (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, «Милосердие Тита» (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, «Волшебная флейта» (1791), имевшая колоссальный успех, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с «Похищением из Сераля» послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме «Misericordias Domini» — «Ave verum corpus» (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт неустанно, с особенной любовью, работал в последние дни жизни. Закончил его уже ученик Моцарта Зюсмайер, ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы «Милосердие Тита». Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным.

Источник

Хрестоматия вокально-педагогического репертуара — сопрано

Хрестоматии для пения
ноты для голоса в сопровождении фортепиано


Хрестоматия вокально-педагогического репертуара
для сопрано
музыкальное училище 1 – 2 курс
составители С. Фуки и К. Фортунатова
“Музыка”, 1966г.
номер 2640
качество неважное

Не щебечи, соловейку. Музыка М. Глинки
Русский текст Вс. Рождественского
Очень простая, напевная мелодия сочинена композитором в характере украинской народной песни. Она требует красивого тембрового звучания. Тесситура песни очень удобна. Количество куплетов можно сократить, но так, чтобы это было сделано не в ущерб содержанию.
Рекомендуется для работы над кантиленой.

По небу, по синему. Русская народная песня
Песня широко напевная. Длинные музыкальные фразы требуют правильного, экономного расходования дыхания. Низкие ноты надо брать с ощущением высокой позиции звука, чтобы не нарушалась тембровая окраска на протяжении всей песни.

Колыбельная. Неаполитанская народная песня Обработка В. Мельо
Кукушечка. Моравская народная песня. Обработка В. Неедлы
Висла. Польская народная песня. Обработка В. Иванникова
Тук, тук, тук. как сердце бьется! Музыка П. Булахова
Спи, моя милая. Словацкая народная песня. Обработка В. Неедлы
Бродя в лесах. Музыка Ж- Б. Векерлена
Ласточка моя. Музыка В. Липатова
Лети, мое сердце, лети! Музыка О. Чишко
Пахнет полем воздух чистый. Музыка П. Булахова
Ах, нету, нету. Чешская народная песня. Об работка В.Неедлы
Неман мой, Неман. Литовская народная песня. Обработка М. Петраускаса
Дудочка. Литовская народная песня. Свободная обработка Н. Ракова
Милая вечор сидела. Музыка О. Козловского
Привет. Музыка Ф. Мендельсона
Розочка на поле. Музыка Ф. Шуберта
О цитра ты моя! Музыка В. Моцарта
К весне Музыка Ф. Шуберта
Так и рвется душа. Музыка Т. Кушелева-Безбородко
Пастушок. Румынская народная песня. Обработка 3. Левиной
Отгадай, моя родная. Музыка А. Гурилева
Люблю тебя. Музыка Л. Бетховена
Помнишь ли меня, мой свет. Русская народная песня. Обработка М. Матвеева
Душечка девица. Музыка А. Даргомыжского
Приход, весны. Музыка Р. Шумана
Ты не пой, душа девица. Музыка А.Варламова
Серенада красавицы. Музыка Д. Кабалевского
Весна. Музыка П. Чайковского
Гуляла я в садочке. Русская народная песня. Обработка М. Коваля
Ласточка. Музыка А. Шахгалдяна
Песня бабочки. Музыка Ж. Б. Векерлена
Калинушка с малинушкой. Русская народная песня. Обработка А. Михайлова
Золотая рыбка. Музыка С. Монюшко
В зеленых ивах дом стоит. Музыка И. Брамса
Над осокой, над высокой. Польская народная песня. Обработка М. Феркельмана
Зюлейка. Музыка Ф. Мендельсона
Нe корите меня, не браните. Русская народная песня. Обработка Я. Рассина
Красная лента. Финская народная песня. Обработка Г Синисало
Менуэт Мартини. Музыка Ж. Б. Векерлена
Колыбельная. Музыка А. Ярнфельда
Как на этой на долине. Музыка Г. Сметанина
Песня юности. Музыка А. Бабаева
Девица красавица. Музыка П. Булахова
Вечор ко мне, девице. Русская народная песня. Обработка А. Колосова
Сердце о милом поет. Музыка С. Туликова
У зыбки. Русская народная песня. Запись и гармонизация А. Оленина
Наша дружба. Финская народная песня. Обработка С. Пальмгрена
Очарованная. Музыка С. Монюшко
Что мне до песен. Музыка А. Даргомыжского
Останься здесь со мной. Музыка Р. Яхипа
Курский соловей. Музыка С. Туликова
Песня Анюты из оперы «Мельник—колдун, обманщик и сват». Музыка Е. Фомина
Если любишь. Музыка Дж. Перголези
Ах, горькая печаль! Ариетта. Музыка П. Бенчини
Ария Барбарины из оперы «Свадьба, Фигаро» Музыка В. Моцарта
Как трепетно сердце забилось. Вставная ария Сусанны из оперы «Свадьба Фигаро». Музыка В. Моцарта
О, повтори. Ариетта. Музыка А. Лотти
Маленький домик. Музыка И. Гайдна
Сердце мое. Ариетта. Музыка Н. Манфроче
Нежная любовь моя. Ариетта. Музыка Ф. Кавалли
Каватина Розины из оперы «Севильский цирюльник». Музыка Дж. Паизиелло

Скачать ноты (90 Мб)


Хрестоматия вокально-педагогического репертуара
для сопрано
Часть 1
музыкальное училище 3 – 4 курс
составители С. Фуки и К. Фортунатова
“Музыка”, 1969г.
качество — читаемо

Г.Ф. Гендель. Песня о Сусанне из оратории «Сусанна»

Слова Н. Хейма (по либретто А. Сальви)
Перевод Н. Сыренской
Рекомендуется для легкого, подвижного сопрано.
Лирическая, светлая музыка арии исполнена глубокого чувства радости, которое выражено в классически сдержанной, изящной форме.
Ария полезна для работы над подвижностью голоса. В длинных пассажах необходимо экономно расходовать дыхание, чтобы его хватило до конца музыкальной фразы.
Действие оперы происходит в Милане, в VI веке. Роделинда, жена короля, счастлива вновь обрести любимого мужа, которого считала погибшим, получив ложное известие о его смерти.


Г. Ф. Гендель. Ария Альмиры
из оперы «Ринальдо» («Дай мне слезами. »)
Г. Ф. Гендель. Ария Роделинды из оперы «Роделинда»
Э. Гретри. Ариетта из оперы «Земира и Азор»
К. В. Глюк. Ария Ифигении из оперы «Ифигения в Авлиде»
К. В. Глюк. Менуэт Ларисы из оперы «Триумф Клелии»
Д. Сарри. Пастораль
A. Скарлатти. Нет правды больше в небесах
A. Скарлатти. Как мотылек влюбленный
A. Скарлатти. Фиалки
Ф. Дуранте. Руку дай, дорогая
B. А. Моцарт. Речитатив и ария Сусанны из оперы «Свадьба Фигаро»
B. А. Моцарт. Каватина графини из оперы «Свадьба Фигаро»
Дж. Паизиелло. Ариетта мельничихи из оперы «Прекрасная мельничиха»
В. Беллини. Ария Эльвиры из оперы «Пуритане»
Дж. Пуччини. Ария Лауретты из оперы «Джанни Скикки»
К. М. Вебер. Ариетта Энхен из оперы «Вольный стрелок»
Б. Сметана. Ария Маженки из оперы «Проданная невеста»
Д. Бортнянский. Ария Саншетты из оперы «Сын-соперник»
А. Даргомыжский. Ариозо Наташи из оперы «Русалка»
Н. Римский-Корсаков. Ариозо Милитрисы из оперы «Сказка о царе Салтане»

Н. Римский-Корсаков. Ариозо Снегурочки из оперы «Снегурочка» (нет)
Смотрите по ссылке, там есть.

М. Ипполитов-Иванов. Ариетта Агафьи Тихоновны из оперы «Женитьба»
И. Дунаевский, Первая песня Нины из оперетты «Золотая долина» («Средь ветвей густых. »)
М. Магомаев. Песнь Нэргиз из оперы «Нэргиз»
М. Красев. Ария Дуни из оперы «Морозно»
Б. Мокроусов. Ариозо Анны из оперы «Чапай»

Романсы и песни

Э. Григ. Весенний цветок
В.А. Моцарт. «Вы, птички, каждый год. »
Р. Шуман. «Как утро, ты прекрасна. »
И. Брамс. Песня девушки
И. Брамс. Напрасная серенада
Ф. Шуберт. К лютне
Ж. Б. Векерлен. Лес
Ж. Б. Векерлен. Мариетта
Ж. Б. Векерлен. Пробуждение
М. Регер. Колыбельная
Д. Ф. Обер. Деревенская песенка
Г. Кьерульф. Песня Сюнневе
М. Глинка. «Я люблю!» — ты мне твердила.
М. Глинка. Ах, когда б я прежде знала.
A. Варламов. Ты не пой, соловей.
П. Булахов. Прелестные глазки
П. Чайковский. Я сначала тебя не любила.
B. Соколов. Поле, поле чистое.
А. Гречанинов. Колыбельная
М. Ипполитов-Иванов. Весной
Н. Мясковский. Очарованье красоты в тебе.
А. Животов. Я глядела в озеро.
3. Левина. Родник.
И. Дунаевский. На луга, поляны.
C. Туликов. Зимний вечер
Б. Володина. Черемуха душистая.
Р. Яхин. Забыть не в силах я.

Народные песни

Hi, мамо, не можна нелюба любить. Украинская народная песня. Обработка В. Зарембы
Слова Е.Гребенки
Рекомендуется для лирического и лирико-драматического сопрано. В песне нет вокальных трудностей. Тесситура очень удобна. Фортепианное сопровождение помогает устойчивости интонаций. Очень важна выразительная подача текста. Исполнение должно быть теплым, проникновенным.
По желанию можно исполнять не все куплеты, но купюры надо делать осторожно, — так, чтобы не нарушить художественного целого и не в ущерб содержанию.

Не будите меня, молоду. Русская народная песня. Обработка М. Красева
Рекомендуется для легкого сопрано. Песня веселого, жизнерадостного характера. Октавные ходы нужно брать с легким portamento, с сохранением высокой позиции звука. Дыхание между фразами надо брать легко и быстро. Staccato должно быть округленным.

Девушка. Армянская народная песня. Обработка А. Долуханяна
Русский текст Л. Некрасовой
Рекомендуется для легкого сопрано. Песню следует давать учащимся с хорошим чувством ритма; необходимо обратить внимание на точность ритмического рисунка, придающего песне характерный восточный народный колорит. Исполнение должно выражать обожание и любование любимой, но оно не должно носить оттенка сентиментальности.

Ванечка, приходи. Русская народная песня. Обработка В. Гартевельда
Песня задорного, веселого характера. Средняя часть исполняется медленнее, но в том же веселом настроении, бойко и задиристо.

Повянь, повянь. Русская народная песня. Обработка Г. Киркора
Рекомендуется для работы над средним регистром голоса. Песня протяжного, напевного характера. Длинные музыкальные фразы требуют умелого расходования дыхания и ровного звучания голоса.

Гой, Назан моя! Армянская народная песня. Обработка С. Комитаса
Перевод А. Ефременкова
Рекомендуется для легкого сопрано. Песня написана в танцевальном ритме, важно сохранить танцевальный характер до конца произведения. Мелодия построена на переходных нотах, на которых надо стараться сохранить высокую позицию звука. Дыхание следует брать легко и коротко, не нарушая непрерывности мелодической линии.

По ягоды. Финская народная песня. Обработка А. Вишкарева
Рекомендуется для легкого, подвижного голоса. Песня полезна в работе над дикцией. Слова необходимо выпевать четко, ясно, с ощущением высокой позиции звука. Основная вокальная трудность— добиться легкого, округленного staccato; его надо выполнять быстро, в темпе, указанном автором в начале песни. Это будет придавать песне игривый, веселый характер.

Вечерком за речкою. Русская народная песня. Обработка Н. Голованова
Рекомендуется для лирического и лирико-колоратурного сопрано. Песня полезна в работе над дыханием: длинные музыкальные фразы требуют правильного распределения дыхания и высокой позиции звука. Песню следует давать подвинутым учащимся, имеющим вокальные навыки и умеющим филировать звук.

Цвели, цвели цветики. Русская народная песня. Обработка Н. Ракова
Для более легкого сопрано песню рекомендуется транспонировать в тональность Си минор (на полтона выше). Песня удобна для работы над кантиленой. Широкая, напевная мелодия требует плавного голосоведения. Кульминация песни (си b второй октавы) требует точной, мягкой атаки звука при «льющемся», свободном, но опертом дыхании, которое нужно сохранить при движении мелодии вниз.

Хусточка. Украинская народная песня. Обработка А. Едличка
Рекомендуется для легкого сопрано; ее следует давать учащимся, имеющим певческие навыки. Песня мягкого, светлого звучания. Октавный ход (соль — соль) надо взять с легким portamento, но соль второй октавы должно звучать на дыхании. Все украшения, на которые не произносится слог, нужно выпевать, не ускоряя темпа.

Скачать ноты

Хрестоматия вокально-педагогического репертуара
для сопрано в сопровождении фортепиано
Часть 2
3 – 4 курсы музыкальных училищ
составители С. Фуки и К. Фортунатова
“Музыка”, 1971г.
номер 6809
качество среднее

М.Чести. Душу мучат мою страданья
Перевод М.Улицкого

Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано. Ария требует от исполнительницы тонкой нюансировки, владения разнообразными тембровыми красками голоса. В длинных музыкальных фразах нужно умело распределять дыхание. Четкая артикуляция не должна нарушать плавности звуковедения.


А. Страделла. В одном счастье скрыто
Перевод Эм. Александровой

Рекомендуется для легкого сопрано. Ария написана в высокой тесситуре. Полезна в работе над подвижностью голоса. Часто встречающиеся звуки ми второй октавы должны быть округленными; и нужно брать с ощущением высокой позиции звука Необходимо следить за ровностью звучания голоса.

А.Кампра. Меж двух огней летаю
Песня мотылька : из оперы-балета «Венецианские празднества»

Ария полезна для работы над подвижностью голоса и ровностью звучания. Необходимо умело распределять дыхание в длинных музыкальных фразах. Шестнадцатые нужно петь четко, ровным звуком, без придыхания.
Опера-балет «Венецианские празднества» состоит из 5 интермедий. «Песня мотылька» исполняется в первой, — это веселая история о двух молодых венецианках, которые влюблены в юношу Леандро.

И.С. Бах. Душа, веселися. Ария из кантаты № 68
Перевод Н. Спасского

Ария полезна в работе над выравниванием регистров голоса. Необходимо, чтобы певица добивалась хорошей опоры звука и четкой артикуляции. Шестнадцатые при быстром движении должны быть спеты ровным звуком, без придыхания. По усмотрению педагога эту арию можно транспонировать на полтона вверх или вниз.

Г. Ф. Гендель. Речитатив и ария Эвенео: из оперы «Родриго»
Перевод Н.Сыренской

Арию можно исполнять без речитатива; речитатив рекомендуется давать подвинутым учащимся. Средняя часть арии имеет определенные вокальные трудности (высокая тесситура, скачки на широкие интервалы). Нужно внимательно следить за сохранением высокой позиции звука.
После долгих злоключений принц Эванео обретает, наконец, свободу и готов забыть страдания, причиненные ему жестоким тираном Родриго. Он обращает слова нежной и пылкой любви к красавице Флоринде, которая соглашается стать его женой.

Дж. Паизиелло. Ария Серпины: из оперы «Служанка-госпожа»
Перевод О. Карповой

Рекомендуется для лирико-колоратурного и лирического сопрано. Ария танцевального характера; исполнение должно быть легким, изящным.
Служанка Серпина хочет женить на себе своего хозяина — старого холостяка Уберто. Она пускает в ход всю свою хитрость и смекалку.

Й. Гайдн. Каватина Ганны: из оратории «Времена года»
Русский текст Я. Родионова

Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано. Каватина полезна для работы над ровностью голоса, выравниванием среднего регистра и овладением навыками пения legato, Ноты нижнего регистра (до, ре, ми. фа) нужно петь с ощущением грудного резонирования, но при этом следить, чтобы они не были перегружены
Содержание оратории — радостный крестьянский труд на фоне живописной природы. Каватина Ганны — размышление о наступившей зиме — входит в четвертую часть оратории.

В.А. Моцарт. Ария Церлины: из оперы «Дон Жуан»
Рекомендуется для легкого сопрано. Ария полезна в работе над ровностью звучания и подвижностью голоса. Особое внимание следует обратить на пассажи в заключительной части арии (на слове «озарять»), В этой части, начиная с размера 6/8, нужно обязательно сохранить первоначальный темп.
Перлине просит прощенья у своего жениха Мазетто, признавая, что была увлечена Дон Жуаном.

Ф. Шуберт. Романс Елены: из комической оперы «Заговорщики, или Домашняя война»
Слова И.Ф. Кастелли. Перевод Н. Сыренской

Рекомендуется для лирического сопрано, учащимся с хорошими исполнительскими данными. Романс полезен в работе нал высокой позицией звука. Нужно следить за тем, чтобы восьмые не были укороченными. В зависимости от тембровых особенностей голоса романс можно транспонировать на полтона вверх или вниз.
Действие оперы происходит в эпоху крестовых походов.
Елена, молодая жена рыцаря Астольфа, грустит о своем муже, который отправился в Палестину.

В. Беллини. Я рождена для скорби
Перевод С.Гинзберг

Это произведение полезно для работы над средним регистром голоса. Звук перегружать не следует. Рекомендуется петь на итальянском языке.

Ж. Массне. Жалоба Манон: из оперы «Манон»
перевод М. Михайловой

В опере партию Манон обычно исполняет лирико-колоратурное сопрано, однако эту арию можно рекомендовать и лирическому сопрано, подвинутым учащимся. Переживания героини, быстрая смена ее настроений требует от исполнительницы особенно выразительной подачи текста и определенных артистических навыков.
Большой двор гостиницы в Амьене. Среди прибывших с почтовой каретой — юная, очаровательная Манон, которая едет в монастырь по настоянию своих родственников.

П. Чайковский. Речитатив и ариозо Иоланты: из оперы «Иоланта»

Рекомендуется подвинутым учащимся, свободно владеющим верхним регистром голоса. В заключительной, кульминационной части ариозо (начиная со слов «Отчего это ночи молчанье. ») не следует форсировать звук. Нужно добиваться точности ритмического рисунка, выпевать каждую восьмую.
Иоланта, дочь короля Прованса Рене, слепа от рождения, но не знает о своем несчастье: окружающие не смеют открыть ей страшную правду. Она проводит дни в окружении подруг и прислужниц. Печаль и неясная тревога порой овладевают душой девушки.

М. Мусоргский. Думка Параси : из оперы «Сорочинская ярмарка»

Рекомендуется для лирического сопрано, для подвинутых учащихся с хорошо звучащим средним и верхним регистром голоса. Начало арии нужно петь на хорошей опоре, но без перегрузки, так как последующие фразы требуют высокой позиции звука. Allegretto grazioso должно быть исполнено ритмически точно, с четкой артикуляцией. При ускорении темпа к концу следует избегать торопливости.
Парася мечтает о свадьбе со своим любимым Грицько.

Н. Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы : из оперы «Садко»

Рекомендуется для работы над ровностью и мягкостью звучания голоса во всех регистрах. В конце колыбельной ля второй октавы вокально неудобно; нужно следить за округлением звука на словах «песнь его» и стремиться к тому, чтобы звук ля не был снят с дыхания.
На берегу Ильмень-озера дочь морского царя Волхова поет колыбельную полюбившемуся ей новгородскому купцу Садко.

Н.Римский-Корсаков. Рассказ Милитрисы : из оперы «Сказка о царе Салтане»

Рекомендуется для крепкого сопрано. Рассказ довольно сложен интонационно, поэтому его следует давать подвинутым учащимся. Необходимо соблюдать все темповые указания автора.
Царица Милитриса и ее маленький сын Гвидон по злому наговори были посажены в бочку и брошены в море. На берегу острова Буяна, куда приплыла бочка, царица рассказывает Гвидону о постигшем их несчастье.

Н. Лысенко. Песня Наталки : из оперы «Наталка Полтавка»
Слова И. Котляревского
Обработке В.Йорка

Песня плясового, жизнерадостного характера. Рекомендуется для лирического сопрано, для подвинутых учащихся, хорошо владеющих верхним регистром голоса. Часто встречающееся соль второй октавы требует высокой позиции, точной атаки звука, хорошей опоры. Очень важно ровно петь восьмые; не следует слишком затягивать ферматы.
После долгой разлуки к Наталке возвращается ее любимый Петро. Радостная она выбегает навстречу, — теперь уже никто не сможет помешать их счастью.

А. Аренский. Колыбельная Дамаянти : из оперы «Наль и Дамаянти»
Либретто М.Чайковского (по В. Жуковскому)
Рекомендуется для легкого сопрано. Колыбельная полезна для работы над высокой позицией. Петь ее нужно теплым, мягким звуком.
Опера написана на сюжет одного из сказаний индийской эпической поэмы «Махабхарата».
Под действием кар злого духа Кали царь Ноль и его супруга Дамаянти уходят в изгнание. Ноль просит богов сжалиться над Дамаянти, уверяя их, что только он один виноват во всех бедствиях. Но Дамаянти успокаивает его — она готова разделить с Нолем тяготы судьбы.

М. Ипполитов-Иванов. Ариозо Аси : из оперы «Ася»
Либретто Н.Мамыкина-Невструева (по повести Н.Тургенева)

Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано. На протяжении вех Я арии следует сохранять высокую позицию звука, не утяжеляя его. Необходимо соблюдать все динамические и темповые обозначения, точно передавая логику развития каждой музыкальной фразы.
Ася пишет письмо N.N. с просьбой о свидании. Затем велит слуге отнести письмо и остается наедине со своими переживаниями.

А. Гедике. Романс Наташи : из оперы «У перевоза»
Слова В. Жуковского

Рекомендуется дли лирического и лирико-драматического сопрано. Ария написана в духе русского бытового романса. Она требует плавного звуковедения и ритмической точности (ровные восьмые). При подходе к кульминации нужно следить, чтобы звук не был форсированным. Исполнение должно быть выразительным, теплым. но не сентиментальным.


А. Тигранян. Песня Ануш
: из оперы «Ануш»
Либретто А. Тиграняна (до поэме О. Туманяна)

Рекомендуется для лирического и лирико-колоратурного сопрано. Необходимо точно выпевать все украшения (мелизмы), характерные для армянской народной песни. Исполнение должно быть искренним, задушевным.
В поэме Туманяна «Ануш» рассказывается о любви, крестьянской девушки Ануш и пастуха Саро, которые становятся жертвами жестокого обычая кровной мести. Песню «Ива» Ануш поет, ожидая свидания со своим любимым.

Д. Кабалевский. Ариозо Насти : из оперы «Семья Тараса»
Либретто С. Цинина (по повести Б. Горбатова „Непокоренные»)
Рекомендуется для подвинутых учащихся с хорошими исполнительскими данными, свободно владеющих верхним регистром голоса. В ариозо имеются вокальные и интонационные трудности; оно полезно для освоения современного гармонического языка. Исполнительница должна выразительно передать всю глубину переживаний героини, благородство и чистоту ее облика.
Действие происходит в дни Великой Отечественной войны, в оккупированном фашистами Донбассе.
Школьный товарищ Насти Павлик вместе с другими комсомольцами должен выполнить задание подполья. Расставаясь с Настей, он сказал ей о своей любви.

Ю. Мейтус. Ариозо Шевцовой : из оперы «Молодая гвардия»
Слова А.Малышко. Перевод М. Исаковского
Рекомендуется дли лирического и лирико-драматического сопрано, учащимся, владеющим полным диапазоном голоса. Петь арию нужно певучим, ровным звуком. Ритмический рисунок должен быть точным (ровные восьмые на фоне триолей в аккомпанементе), Си-бемоль второй октавы нужно взять на активном дыхании, но не форсированно; эту активность необходимо сохранить при нисходящем движении мелодии.
Люба и ее товарищи-комсомольцы схвачены фашистами и брошены в тюрьму. Люба знает об участи, которая ждет ее, но мужественно готова встретить смерть.

Романсы и песни

Й. Гайдн. Светлый взор
Перевод Н. Мясоедова
Рекомендуется для легкого сопрано. Песня написана в очень удобной тесситуре, полезна для работы над ровностью звучания голоса. Исполнение должно быть легким, изящным, петь надо очень ритмично, следить за точным выполнением динамических оттенков. Нужно легко акцентировать первую из трех восьмых

Й. Гайдн. Песня пастушки
Перевод Н.Мясоедова
Тесситура произведения удобна. Чтобы передать изящный и грациозный характер произведения, необходимо точное выполнение ритмического рисунка

В. А. Моцарт. Фиалка
Слова И.В. Гёте
Перевод Эм. Александровой
Рекомендуется для лирического и лирико-колоратурного сопрано с мягким красивым тембром и хорошо звучащим средним регистром. Романс нужно петь на дыхании, округленным звуком, не утяжеляя его; необходимо следить за чистотой интонации. Особое внимание следует обратить на авторские темповые обозначения.

В. А. Моцарт. Покой, словно прежде, мне сердце наполнил

Рекомендуется для лирического и лирико-колоратурного сопрано. Романс написан в характере старинного менуэта. Паузы в вокальной партии не должны нарушать единство музыкальной фразы. Изящество и легкость в исполнении следует сочетать с классической строгостью.

Л. ван Бетховен. Гондолетта : венецианская песня

Рекомендуется для учащихся с хорошими исполнительскими данными. Песня изящная, грациозная, написана в характере баркаролы. Петь нужно округленным, легким звуком, на дыхании, следя за тем, чтобы паузы не нарушали мелодической линии. Вдох должен быть быстрым и легким. Ритмический рисунок мелодии следует выполнять точно (восьмые не должны быть укороченными).

Ф. Шуберт. Блаженство
Слова Л. Хёльти
Перевод Н.Сыренской
Характер романса радостный, светлый. Исполнение его должно быть легким, изящным. Нужно следить за тем, чтобы концы фраз не были утяжеленными.

Ф. Шуберт. Куда
Слова Б. Мюллера
При исполнении романса необходимо передать ритм непрерывного движения. Петь нужно мягко, на дыхании, не утяжеляя звук.

Ф. Мендельсон. Луна Соч.86 №5
Слова Э.Гейбеля
Перевод неизвестного автора
Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано. Содержание романса требует выразительной подачи текста. Вокально романс построен очень удобно; при исполнении нужно следить за тем, чтобы четкая артикуляция не мешала напевности и мягкости звучания.

Р. Шуман Подснежник
Слова Ф.Рюккерта
Перевод В.Аргамакова
Рекомендуется для подвинутых учащихся. Исполнительница должна тонко передать нежный, прозрачный характер романса. Обязательно соблюдение всех динамических оттенков и точности ритмического рисунка. Нужно следить за ровностью звучания голоса и не злоупотреблять грудным резонированием в нижнем регистре.

Ж. Б. Векерлен. Времена года
Русский текст Ц.Бернацкого
Рекомендуется для легкого сопрано. Романс светлый, жизнерадостный, танцевального характера. Полезен для работы над подвижностью голоса, над четкой певческой артикуляцией. Петь нужно легким звуком, не утяжеляя его в низком регистре. Следить за точностью ритмического рисунка.

Э. Григ. Первая встреча
Слова Б. Бьернсона (из повести „РЫБАЧКА»)
Перевод А.Ефременкова
Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано. Романс светлый, созерцательный, с характерными для Грига интонациями норвежского музыкального фольклора Форшлаги в мелодии нужно исполнять очень четко. Ноты, предшествующие кульминационному ля-бемоль должны быть спеты на опертом дыхании. Необходимо следить за чистотой интонации.

М. Шнайдер-Трнавский. Розы в снегу
Перевод В.Татаринова
Песня полезна для выработки красивого, мягкого тембра, для овладения кантиленой. Петь ее нужно просто, проникновенно.

А. Варламов. Смолкни, пташка
Слова Г. Цыганова
Рекомендуется для работы над ровностью звучания голоса. Для каждого куплета необходимо найти динамические оттенки в соответствии с содержанием.

М. Яковлев. Прости
Слова неизвестного автора
Рекомендуется для учащихся, имеющих хорошие исполнительские данные. Исполнять этот романс нужно выразительно, просто, без сентиментальности.

А. Рубинштейн. Нас по одной дороге : персидская песня Соч.34
Слова Мирзы Шафи
Перевод П.Чайковского
Рекомендуется для легкого сопрано. Петь нужно округленным звуком, на дыхании. Необходимо точно выполнять ритмический рисунок мелодии, создающей в сочетании с равномерным остинатным аккомпанементом восточный колорит песни.

П. Чайковский. Весна
Слова А. Плещеева Соч. 54, № 3
При исполнении романса необходимо передать его светлое, жизнерадостное настроение. Слова нужно выпевать четко, ясно, следить за ровностью звучания голоса и точностью ритмического рисунка (ровные восьмые). Дыхание между фразами брать легко и быстро.

П. Чайковский. Я тебе ничего не скажу Соч.60 №2
Слова А. Фета
Лирический романс с выразительной проникновенной мелодией. При исполнении нужно следить за правильными логическими ударениями в музыкальных фразах, за ровностью ритмического рисунка.

Ц. Кюи. Коснулась я цветка
Слова В. Немировича-Данченко
Рекомендуется для лирического и лирико-драматического сопрано. Романс написан в удобной тесситуре; мелодия почти везде поддерживается аккомпанементом, что способствует устойчивости певческой интонации. Петь нужно legato, просто и выразительно.

С. Рахманинов. Дитя, как цветок ты прекрасна Соч.8 №2
Слова А. Плещеева (из Гейне)
Рекомендуется для подвинутых учащихся с хорошими исполнительскими данными. Характер романса требует свободного владения нюансировкой. Петь нужно ровным, мягким звуком, legato. Особое внимание следует обратить на чистоту интонации в конце романса.

В. Косенко. Колыбельная Соч.7 №7
Слова А. Блока
Перевод Г. Яра
Рекомендуется для лирического сопрано. Исполнение должно быть теплым, задушевным. Колыбельная полезна в работе над мягкостью и ровностью звука. Необходимо обратить особое внимание на среднюю часть произведения, в которой имеются некоторые интонационные трудности.

Д. Аракишвили. Догорела заря Соч.1 №3
Слова Коста (из поэмы „Фатима»)
Перевод. М.Г.
Лирический романс светлого, мягкого характера. Рекомендуется для учащихся с хорошими исполнительскими данными, владеющими голосом во всех регистрах. Нужно следить за ровностью выпевания восьмых и непрерывностью мелодической линии. Большой интервал перед кульминационной нотой ля-диез требует активизации дыхания и точной фиксации звука.

З. Левина. Моя отчизна
Слова О. Шираза
Перевод Т. Спендиаровой
Рекомендуется для крепкого сопрано, учащимся с хорошими исполнительскими данными. Петь нужно округленным, опертым звуком, на высокой позиции. Исполнение должно быть проникновенным, выразительным.

И. Шамо. Песня о счастье
Слова Д. Луценко
Перевод И. Тутковской
Рекомендуется для лирического сопрано с хорошо звучащим средним регистром голоса. Лирический характер песни требует напевности, мягкости в исполнении.

Р. Яхин. Тебя желанней нет
Слова А.Ерикеева
Перевод автора
Рекомендуется для крепкого сопрано. На фоне подвижного аккомпанемента мелодия должна звучать напевно и плавно.

Т. Хренников. Песня Глаши : из кинофильма «Свинарка и пастух»
Слова В. ГУСЕВА
Рекомендуется для крепкого и лирического сопрано, хорошо владеющих верхним регистром голоса. Первую часть песни нужно исполнять ровно, певуче, вторую — более эмоционально, подвижно. Исполнительница должна точно придерживаться темповых указаний автора.

О. Сандлер. Про любовь : из к/ф. «Черноморочка»
Слова Л. Забашты Перевод. М. Светлова
Рекомендуется учащимся с полным диапазоном голоса и хорошо звучащим верхним регистром. Петь нужно ровным звуком, не утяжеляя его и не делая лишних замедлений. Определенные трудности представляет вокализ в конце песни; следует правильно распределить дыхание, чтобы его хватило до конца музыкальной фразы. При исполнении необходимо передать теплый лирический характер произведения.

А. Бабаев. Звездный вальс
Слова Вл. Харитонова
Рекомендуется для легкого сопрано. Характер вальса светлый, жизнерадостный. Петь его нужно очень ритмично. Гаммообразные ниспадающие ходы (на звуке «А. ») должны быть исполнены с ощущением высокой позиции звука, с точной атакой сверху, без придыхания.

Народные песни

Смех Амура: итальянская народная песня / обработка Меллера
Перевод Л. Бердникова
Песня изящна, грациозна. Написана для легкого сопрано, но в отдельных случаях ее можно давать и крепкому сопрано для работы над легкостью звучания среднего регистра. Рекомендуется исполнять на итальянском языке с четкой певческой артикуляцией, на высокой позиции.

На склонах Альмы : австрийская народная песня / обработка Г. Бентока
Перевод Л. Озерова
Рекомендуется для легкого сопрано. Песня светлого, радостного характера. Широкий диапазон мелодии требует ровного звучания голоса во всех регистрах. Необходимо точно выполнять ритмический рисунок.

Ты скажи нам, березонька : белорусская народная песня / обработка С. Полонского
Перевод Я. Шведова
Рекомендуется для лирического и лирико-колоратурного сопрано. Ход на ля и си второй октавы в конце песни доступен только учащимся, хорошо владеющим верхним регистром голоса. Исполнять песню нужно тепло, задушевно

Саглар : калмыцкая нар. песня
Слова Ц. Леджинова. Русский текст М. Лапирова
Мелодия С. Дорджине. Обработка А. Ленского
Песня лирическая, напевная. Написана в очень удобной тесситуре. Дыхание между фразами нужно брать легко, чтобы не нарушать мелодической линии. Исполнение должно быть простым, задушевным.

Журавль : армянская нар. песня ; обраб. Комитаса
Перевод А. Кочеткова
Рекомендуется для учащихся с хорошими исполнительскими данными. Слигованные ноты нужно выдерживать, украшения петь свободно, легким звуком.

У ворот девка стоит : русская нар. песня / обраб. А. Гурилева
Рекомендуется для работы над ровностью и подвижностью голоса. Шестнадцатые должны быть спеты ровно, без придыхания. При исполнении нужно передать шутливый, игровой характер песни.

Лучинушка : русская. нар. песня / обраб. Е. Шендеровича
Лирическая, протяжная песня. Полезна в работе над ровностью звучания голоса. Концы музыкальных фраз должны быть спеты мягко. Нужно стремиться к непрерывности мелодической линии.

Разлука : русская. нар. песня / обраб. А. Мосолова
Рекомендуется для лирического и лирико-драматического сопрано, для учащихся с хорошими исполнительскими данными. Петь нужно проникновенно, выразительно, передавая различные оттенки настроения песни, предчувствие разлуки, тревогу.

Потеряла я колечко : русская. нар. песня / обраб. И. Ильина
Рекомендуется для сопрано мягкого, красивого тембра. Песня протяжная, лирическая, полезна для развития певучести звука. Фа-диез второй октавы нужно петь округленно. Исполнение должно быть простым, искренним.

Скачать ноты (200 мБ)

Источник

Оцените статью